Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Января 1755 года – день открытия Университета




Шувалова относят к одному из создателей Университета потому, что именно он захотел возвести Университет в Москве, причем в центре. Причиной тому были постоянная суета, политические интриги в бывшей столице России – Санкт-Петербурге.

Открытие Московского Университета было огромным торжеством для всех москвичей.

С 1940 года Московскому Университету присвоено имя М.В. Ломоносова.

Первый памятник М.В. Ломоносову был построен перед факультетом журналистики в 1777 году.

 

Впоследствии структура факультетов Московского Университета менялась с помощью Устава.

 

Возникнув, Московский Университет столкнулся со многими проблемами: откуда взять студентов, профессоров, так как дворяне не понимали, зачем отдавать своих детей в Университет, ибо их дети с раннего возраста проходили специализированное обучение. Но постепенно это проблема решалась, так как все выпускники Московского Университета становились известными творцами, профессорами, учеными и так далее.

Первоначально в Университете преподавали профессора из Германии. Они вели занятия на своем языке и латыни. Но в 1767 году наконец было разрешено преподавать на русском языке.

 

Университет и общество

Так как здание, отведенное для обучения, было непригодно для обучения, стали сниматься комнаты на Моховой улице у дворян. Наконец, в 1793году было построено здание Московского Университета по проекту Казакова, но в 1812 году здание целиком сгорело, так как в качестве основного материала использовалось дерево. Оно было восстановлено архитектором Жилярде в 1819 году.

В 1830году построено еще одно здание Московского Университета.

Все это стало называться университетским городком.

 

С самого начала профессора читали лекции для всех желающих, дабы привить вкус к науке. Например:

1) В 1772 году в 200-летие Петра I С.М. Соловьев читал лекции публично в Благородном Собрании Колонного зала

2) 1880 год, открытие памятника Пушкину. Произошло заседание, посвященное этому событию, там же и читали лекции.

При Университете начали возникать научные сообщества, включая в себя не только сторонников Московского Университета, но и других людей. Например, в 1885 году было создано психологическое сообщество, в которое входили Л.Н. Толстой, А.А. Фет и другие.

При Университете также открывались музеи: исторический музей, политехнический музей, зоологический музей и так далее. Но впоследствии музеи отделились от Университета.

Некоторые деятели Московского Университета создавали центры культурного и научного назначения. Например, в середине 19-го века Строганов открыл бесплатную школу рисования, которое позже стало называться Строгановским училищем.

Помимо этого в студенческой среде Университета не утихали беседы о возможном дальнейшем развитии будущего России. В связи со мнениями возникали славянофилы, западники и другие сообщества.

Университет воспитывал элиту, ум, формировал будущих «строителей» российского общества, а общество в свое время финансово поддерживало Московский Университет (финансирования купцов, помещиков и так далее).

Непосредственно Психологический институт был создан в 1912году с помощью мецената Щукина.


2. Биография М.В. Ломоносова. Психологические идеи в научном творчестве М.В. Ломоносова.

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711-1765) крупнейший русский поэт-просветитель 18 века, русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик. Родился 8 (19) ноября 1711. в деревне Мишлинская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: Арифметику Магницкого, Славянскую грамматику Смотрицкого и Псалтирь рифмотворную Симеона Полоцкого. В декабре 1730 ушел с рыбным обозом в Москву.

В январе 1731 Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года — в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся его первые поэтические и литературно-теоретические опыты.

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, "открытый для всех лиц, способных к наукам", а не только для дворян. Ломоносов выступил организатором многих научных, технических и культурных начинаний, сыгравших огромную роль в развитии России.

Ломоносов автор поэм (Петр Великий), трагедий (Тамира и Селим, Демофонт), сатир (Гимн бороде), поэтических посланий (Елизавете и ), од, экспромтов, надписей. Член многих зарубежных АН и Академии художеств (1763). Весной 1765г. Ломоносов простудился, заболел воспалением легких и скончался. Похоронен на Лазаревском кладбище Александре-Невской лавры в Петербурге. Его именем названы город, поселки, улицы и проспекты.

Вершиной поэтического творчества Ломоносова являются его оды, писавшиеся «на случай» – в связи с заметными событиями в жизни государства, например, к восшествию на престол императриц Елизаветы и Екатерины II.

«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступленье впереди книги», - верно сказал Гоголь. А выдающийся русский поэт XX века В.Ф. Ходасевич так благодарил Ломоносова:

 

Из памяти изгрызли годы,

За что и кто в Хотине пал,

Но первый звук Хотинской оды

Нам первым криком жизни стал.

 

Пушкин верно заметил, что Ломоносов прежде всего был великим ученым и просветителем и что поэзия для него имела чисто служебное, прикладное значение. Но именно поэтому будущий поэт изучал искусство поэзии в Германии и стал по возвращении реформатором русского стиха, написав в 1739(опубликовано в 1778г) году знаменитую оду на взятие Хотина и теоретическое «Письмо о правилах русского стихотворства», спорящее с Тредиаковским и сделавшее нашу поэзию силлабо-тонической, то есть такой свободной в размерах и рифмованной, какой она является и сегодня. С поэзией связана и главное сочинение Ломоносова по языку была «Российская грамматика», написанная в 1755 году и выдержавшая 14 изданий. Это была первая получившая широкую известность грамматика русского языка, созданная в России. Использовав ряд идей старославянской грамматики Мелетия Смотрицкого (ок. 1578-1633), Ломоносов высказал ряд оригинальных идей. Сохраняя некоторые архаичные представления (например, восходящую к латинскому эталону схему частей речи), ко многим вопросам подходил по-новому, в частности, отделяя звуки от букв и рассматривая физиологические и акустические свойства звуков. В «Грамматике» дается первая классификация основных диалектов (наречий) русского языка. Четко разграничены русский и церковнославянский языки, определяются их основные различия на различных уровнях организации звуковой системы.

Большое значение имело произведенное Ломоносовым стилистическое нормирование русского языка. Идеи о стилях русского языка Ломоносов впервые высказал в «Кратком руководстве к красноречию...» (1748); позднее писал об этом в «Российской грамматике» и более детально в сочинении «О пользе книг церковных в российском языке» (1758). Здесь Ломоносов создает получившую широкую известность концепцию «трех штилей» русского языка, призванную обосновать возможность и необходимость и при этом кодифицировать использование русского языка во всех функциональных стилях языкового общения.

Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен писаться в определенном «штиле»: «высокий штиль» «потребен» для героических поэм, од, «прозаичных речей о важных материях»; средний – для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы и др.; низкий – для комедий, эпиграмм, песен, «писаний обыкновенных дел». «Штили» упорядочивались прежде всего в области лексики, в зависимости от соотношения нейтральных (общих для русского и церковнославянского языков), церковнославянских и русских просторечных слов. «Высокий штиль» характеризуется сочетанием славянизмов с нейтральными словами, «средний штиль» строится на основе нейтральной лексики с добавлением некоторого количества славянизмов и просторечных слов, «низкий штиль» комбинирует нейтральные и просторечные слова. Такая программа давала возможность преодолеть русско-церковнославянскую диглоссию, еще заметную в первой половине 18 века, создать единый стилистически дифференцированный литературный язык. Теория «трех штилей» оказала значительное влияние на развитие русского литературного языка во второй половине 18 века вплоть до деятельности школы Николая Михайловича Карамзина (с 1790-х годов), взявшей курс на сближение русского литературного языка с разговорным.

Характеристику личности Ломоносова дал Александр Сергеевич Пушкин: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

Перечитывая ее сегодня, мы понимаем, почему торжественная ода была одним из главных поэтических жанров в веке Просвещения. Это очень сложный, особым образом выстроенный мир величественных образов, где высокая поэтическая речь государственного стихотворца с большим достоинством и эмоциональным воодушевлением переходит от одной большой темы к другой. «В них на каждой строке, на каждом препинании, на каждом слоге, почто не могу сказать при каждой букве, слышен стройный и согласный звон столь редкого, столь мало подражаемого, столь свойственного ему благогласия речи», - писал в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев о ломоносовских стихах и точно назвал их «заслугой перед обществом».

Михаил Васильевич Ломоносов был великим человеком. Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития русского литературного языка. Недаром Радищев называл Ломоносова “насадителем” русского слова. Второго такого в российской науке не было. Но тем сильнее проявляется его гениальность, что он, будучи ученым, был одним из ведущих литераторов своего времени. Он на собственном примере доказал, что человек может заниматься наукой и одновременно искусством, физикой и литературой. Теоретическая филологическая работа и практическая писательская деятельность Ломоносова связана с расцветом русского классицизма, однако не замыкается полностью в рамках этого направления. За пределы теории классицизма выходят идеи Ломоносова об исторической обусловленности стилевой системы русского литературного языка, изложенные в “Предисловии о пользе книг церковных в российском языке” (1758). До Ломоносова русский литературный язык отличала беспорядочная смесь самых различных языковых элементов. В письменном и устном обиходе употреблялись и исконно русские слова, и церковнославянизмы, значительная часть которых обветшала, и хлынувшие в изобилии в русский язык со времен Петра I всевозможные варваризмы. Это был крайне пестрый, тяжеловесный по своей синтаксической конструкции язык. Он не мог удовлетворить растущим потребностям науки и культуры, назрела историческая необходимость коренных, решительных преобразований.

 

У истоков университетской психологии (1755 г. – середина Х1Х в.)

Важнейшие особенности университета, среди которых – представленность в нем практически всех областей знания, что создавало уникальные возможности для сотрудничества и взаимодействия сосредоточенных в нем научных сил и тем самым способствовало развитию научной мысли и преподавания, своеобразно преломились в развитии университетской психологии. Психологическая мысль развивалась в структуре Московского университета с момента его основания. В XVIII в. психология еще не являлась самостоятельным предметом и разрабатывалась учеными разных специальностей – профессорами философии, физиологии, медицины, биологии. Ее истоки восходят к основателю нашей Alma mater - М.В.Ломоносову (1711-1765). В его трудах по физике, химии, горному делу, грамматике, риторике, в письмах и служебных документах - проектах и отчетах о работе Академии наук, Академической гимназии и Университета содержится широкий спектр материалов по различным психологическим вопросам, в частности, по вопросу о природе ощущений.

Ломоносов исходил из представлений о корпускулярном строении вещества, согласно которым все тела Вселенной состоят из мельчайших шарообразных частиц, обладающих внутренним вращательным движением. Ощущения объяснялись как результат воздействия этих движений на частицы нервных окончаний в органах чувств, которые, совмещаясь, «возвещают в голову» цвета, вкусы, запахи и т.п. ощущения. Ломоносов изучал деятельность отдельных органов чувств; описал зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные ощущения, предложив объяснение их механизмов, указал на факты связи различных ощущений. Особенно важными для последующего развития психологии оказались идеи Ломоносова о природе зрительной чувствительности. В контексте разработанной им концепции света и цвета и в связи с практическими работами по изготовлению цветных стекол он попытался объяснить механизм ощущения цвета, предвосхитив тем самым исследования цветового зрения, предпринятые в Х1Х в. (Т.Юнг, 1807 г., Г.Гельмгольц, 1860 г.). Впервые главные положения своей теории о трех основных цветах – красном, желтом, голубом, - от смешения которых образуются все остальные, и о трех веществах в сетчатке, каждое из которых воспринимает лишь один основной цвет, Ломоносов изложил в 1756 г. на общем собрании Академии наук в докладе «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее» ( опубликовано в 1757 г.).

В связи с практическими задачами ораторского искусства – «искусный ритор при возбуждении и утолении страстей должен стараться, как бы подобные случаи так живо слушателям в слове изобразить, чтобы они предлагаемое дело как перед глазами видели» [91, с.170] - Ломоносов делает предметом специального анализа страсти. Анализ включает подробное описание многочисленных страстей, особенностей их внешнего выражения , причин возникновения, классификацию, а также советы (правила) по воспитанию страстей.

В «Российской грамматике» Ломоносов развивает идеи о языке и речи, которые рассматриваются в связи с большими философскими вопросами - о связи языка и мышления, языка и общения, о соотношении слов и вещей в контексте споров о природе универсалий. Ломоносов критически рассматривает религиозные учения о таинстве слова. Выражением любви к русскому языку являются слова, которыми начинается «Российская грамматика» Ломоносова: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он русскому языку был искусен, то, конечно, присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка» [92, с.391].

В связи с различными практическими вопросами, которые возникали в разнообразных областях научно-организационной деятельности Ломоносова, в его трудах содержатся описания профессий и качеств человека, необходимых в той или иной профессии. Разработка этих и многих других вопросов, бывших составной частью деятельности Ломоносова как ученого, педагога и администратора, в последующем послужили основанием для развития отечественной психологической науки.

Среди многих трудов Ломоносова нет ни одного психологического, однако, он рассматривал вопросы психологии в контекстах научных трудов, деловых записках, отчетах и литературных произведениях.

Ломоносов коснулся вопроса «ощущения» - одного из самых простейших психологических процессов. Он задался вопросом о том, как человек ощущает и воспринимает цвета. И в одном из контекстов «О свете» он поднимал этот вопрос. Он считал, что свет – это поток эфира, который бывает разного типа. От его типа зависит цвет. Ломоносов также предположил, что корпускулы света действуют на корпускулы, находящиеся в нервных окончаниях, а нервные окончания – в органы чувств. И в результате этого воздействия возникают некоторые движения, идущие по нерву в мозг и передающие ощущения. Ощущение – это материальный процесс, материально воздействующий на органы чувств. Помимо описания им органов чувств, он описал взаимодействие ощущений: зрительных и слуховых, зрительных и вкусовых и т.п.

Опираясь на наблюдения и опыты по изготовлению цветных стекол, он впервые в науке сформулировал теорию светового зрения в 1856 году. Он утверждал, что на сетчатке глаза имеются разные «цветоощущающие» частицы, делящиеся на разные по воздействиям (одни из них желтые, другие – красные). Т. Юнг, спустя около полвека, включил этот трактат Ломоносова в библиографический список по физической оптике. Окончательную обработку этот трактат получил у Гейнгольца.

Наиболее богато психологическими идеями сочинение Ломоносова по риторике. Он также написал первую российскую грамматику, создал основные правила стихосложения. Он говорил, что слово человека предполагает не только воздействие на ум или сознание человека, но и воздействие на внимание человека, его чувства, захватывать человека целиком. Также он перечисляет: ощущения, представления, память и воображение, воля, чувства и страсть, мудрость, природные, физические качества, богатство, слава, власть и так далее. Язык – это средство общение между людьми, слово – это закрепление мысли.

Главным предметом риторики у него была проблема страстей. «Страсть – это сильное чувственная охота или неохота, соединенная с необыкновенными движениями крови, причем всегда бывает услаждение или скука». Он выделял радость, печаль, удовлетворение, раскаяние, стыд , надежда, боязнь, гнев, любовь, милосердие, ненависть, отчужденность, зависть. И дает всем им конкретное описание. Он создал правила «укрощения страстей»:

1) Страсти всегда полярны. Если радость – то печаль, любовь – ненависть.

Если вами овладевает страсть, от которой вы хотите освободиться, нужно вызвать противоположную страсть, которая загасит ее.

2) Но главный инструмент – это разум.

Нужно стараться с помощью разума развенчать предмет страсти.

Ломоносов касается целостной характеристики личности, он много внимания уделяет ее характеристикам.


3. Развитие психологических знаний в русле естественных наук. Профессор К.Ф. Рулье и основание зоопсихологии.

Выдающийся биолог-эволюционист, профессор (с1842 г. - заведующий) кафедры зоологии физико-математического отделения К.Ф.Рулье (1814-1858) в контексте развиваемого им учения об образе жизни животных рассматривает вопросы психологии животных. В 1840 г. Рулье начал читать лекции по зоологии. Познакомившись с опытом преподавания зоологии и научных исследований в этой области в мировой науке (в 1841 г. он посетил университеты Германии и Бельгии), он «…не столько был поражен громадными запасами виденного и слышанного, сколько отсутствием в преподавании и сочинениях глубоко сознанной необходимости в построении зоологии как науки и в соглашении ее частей между собою по цели и по методу разработки и изложения…» он подчеркивал, что «С того времени вся ученая и профессорская деятельность» его «…была ничем иным как выражением посильного труда удовлетворить этому требованию и с этой точки зрения» он «желал, чтобы смотрели на немногое мною напечатанное, на преподавание зоологии при МГУ и на двукратный публичный курс зоологии в Москве» [229, с.375-376]. В собственном курсе он изложил свое понимание зоологии как науки. В отличие от общепринятого ее изложения, сводившегося к изучению строения животных, Рулье расширил ее задачи. Изучение анатомии и морфологии, т.е. телесной организации животных, составляет лишь один раздел зоологии, называемый зоогнозией. В основании зоогнозии, в ее понимании Рулье, Рулье находится положение, которое он называет опытным фактом, что «в природе, в мире явлений нет ничего от начала существующего. Все существующее образуется из несуществующего, все последующее образуется из повторения предыдущего с прибавлением нового, все образуется путем постепенного медленного развития»[160, с.76]. Он попытался раскрыть условия, при которых на Земле стала возможна жизнь и появление растений и животных. Зачатки представлений об этих условиях Рулье находит в учениях древних философов о четырех стихиях. Ссылаясь на книгу Бытия, он специально указывает на то, что научные представления согласуются с текстами о сотворении мира. В то время такие ссылки были необходимы, поскольку в преподавании должно отвергаться все, что не согласуется с истиной Священного писания, ибо считалось, что истина одна, наука же содержит множество заблуждений.

Рулье показал, что для объяснения каждого явления необходимо принимать во внимание два фактора: прирожденные свойства и влияния условий внешней среды. Поэтому при изучении животных следует рассматривать их жизнь во взаимодействии с внешними условиями. Учение об образе жизни животных он называл зообиологией, отделом которой был «особенно любимый им отдел – зоопсихология»[цит. по:14, с.177]. Уже в первом своем труде по зоологии «Сомнения в зоологии как науке» Рулье отмечал: «Наконец начинает нам раскрываться возможность пополнить и углубить наши сведения о животных новым элементом его быта – психологией его» [цитируется по:14, с.11]. Взгляды на общие задачи зоологии, включая изучение психологической стороны жизни животных, получили развитие в его речи «Об образе жизни животных», с которой он выступил 16 июня 1845 г. на торжественном собрании Московского университета, и в трех публичных лекциях под общим названием, «Жизнь животных по отношению к внешним условиям» прочитанных в университете в 1851г. В этих лекциях, как и в других трудах Рулье основой явилось положение о единстве организма и условий его существования, развивались новаторские сведения о психических проявлениях животных, о качественных отличиях психики животных от рассудка человека. У животных, утверждает Рулье, нет понятий: животное помнит о предыдущем и последующем, но не понимает их взаимной связи. Животные не обобщают: различая цвета, они не имеют понятия о цвете. У животных нет речи: в криках, в движениях животное передает свое чувство. Человек «весь в слове или в речи», цитирует Рулье Ж.Л.Бюффона, выдающегося французского зоолога ХVIII в., также отстаивавшего идею развития органического мира. Поскольку у животных нет понятий, очевидно, что только у одного человека есть «потомство мысли», «потомство духовное». В общем курсе лекций по зоологии Рулье заключает: человек – не животное и не является предметом зоологии. Человек образует особое царство земных существ – царство духовное и является предметом изучения особой науки – антропологии. Антропология «…рассматривает его или со стороны вещественной, или духовной и к которой вся медицина, история и философия и т.д. относятся как части к целому. Между ними и зоологией только одно общее – путь исследования, опытно-индуктивный, следящий за постепенным органическим развитием целого, метод естественный, который ныне из наук естественных перенесен в науки антропологические. Вот, в частности, связь наук естественных математических и словесных исторических»,- говорил Рулье в своих лекциях в 1850 г. [цитируется по:14, с.179]. Содержащиеся в трудах Рулье материалы по психологии животных образуют истоки большой научной школы Московского университета – школы сравнительной (эволюционной) психологии.

Рулье был замечательным преподавателем. «Бывшие студенты-естественники…продолжают называть известный период в жизни Московского университета временем Рулье, когда вспоминают свою Alma mater» [14, с.V1]. Как отмечали современники, его лекции «… не были сухим перечнем знаний – в них била живым ключом современная наука, их отличала сила синтеза, поэтичность изложения». Это было «живое слово, проникнутое мыслью и чувством» [14 с.105]. Высокое понимание университета как высшей школы особого типа, где обучение должно быть направлено на «воспитание ума, обогащение его идеалом знания»[14, 209] воплотилось во взглядах Рулье на специфику университетского преподавания. С тревогой он прислушивался к голосам, «…требующим применения университетского преподавания к уровню посредственности, нисхождения профессора до степени простого обучателя научным фактам. Рулье «…считал вредным даже для популярного журнала опускать научный тон – и тем более понижать университетский уровень до цехового школьного преподавания. Не учитель низойдет до ученика, а ученик вырастет до учителя: тогда их внутренняя духовная связь укрепится на основании обоюдных сил, обоюдных трудов» [14, с.180]. Если в других учебных заведениях, направленных на утилитарные цели, преподавание сводится к усвоению техники предмета, тов университете целью является не передача научной техники, а развитие «способности изучать предмет цельно и осмысленно» [14, c.209]. Профессор Рулье много сил и внимания уделял популяризации науки. Он создал и вел научно-популярный журнал «Вестник естественных наук», выступил в нем автором 38 статей. Свой журнал он предназначал «для всех желающих действительно учиться». Публичные лекции Рулье, которые он читал в 1845 и 1851 гг., были событием в научной и общественной жизни Москвы. На его лекциях в 1845 г. бывал А.И.Герцен, написавший о них статью в газете «Московские ведомости». Популярные лекции Рулье, как и издаваемый им журнал, сочетали в себе общедоступность и научность.

 

Первая половина 19 века отличается тем, что именно естественные науки стали лидировать. На факультете физико – математических наук, на кафедре зоологии работал и преподавал профессор МГУ К. Ф. Рулье (его отце был француз – эмигрант) 1814-1858 гг; закончил медико – хиррургическую академию. Он считал, что все в организме формируется в связи с взаимоотношениями с внешней средой. Занимался зоологей, зообиологей, зоопсихологей.

Рулье заложил основы русской научно – популярной литературы. Он считал, что профессор должен не давать сухие факты, а должен еще и учить студентов мыслить, что задача университета – воспитания ума.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты