Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Ислам и его политические теории




Из всех известных в VII в. религий только ислам с самого начала возник-я стал идеологич. и пол. обосн-ем созд-я соц.-экон. и гос. строя. Все органы упр-я, осущ. ф-и гос. власти и права санкционировались шариатскими законами.

По учению ислама, люди не создают законы, а применяют божеств. законы на практике. Поэтому власть м.быть исп., администр. и суд., но не законодат-й, Законодателем счит-ся только Бог.

Соц. доктрина ислама рассм-т гос. строй как устан-й свыше, а ч/с объявляет неприкосновенной. Власть, не санкционир. религией, ненадежна, богословы треб. религиозного контроля над гос-ом. Однако религ. контроль над гос. не означ., что дух-во должно занимать к.-либо гос. пост.

Пророк Мухаммед выполнял миссию пророка и посланника, а также исполнял ф-и главы гос-ва. Свою пророческую и гос. миссию Мухаммед выполнял в двух священ. городах Аравийского п-ова - Мекке и Медине, кот. воевали др. с др., Мухаммед закл. между ними мир – «I известной в истории письм. Конст.» мусульм. гос-ва и общ-ва. Здесь были четко фиксир. миссия пророчества и ф-и гос-ва. Мединский устав обяз-л мусульман решать все свои разногласия путем обращ-я к Аллаху и его посланнику Мухаммеду. В нем утверждается неразд-сть веры, общ-ва и власти. Ислам – религия, форма поклон-я Богу и управл-я общ-вом.

В законах шариата зафиксированы принципы формы правления и гос-ва (жизнь и свобода чел-ка, права собств-ти, рав-во, справ-ть, консультативное правление (Шура) любовь к создателю (Богу) и его творениям, особенно к чел-ку, как к самому ценному и разумному творению Бога.

Т.к. законы шариата божественны, то его часть, касающаяся власти, хар-ся этими же особенностями. Задача блюстителя закона в исламе закл. не в теор. размышл-и, а в том, чтобы сформ-ть четкие правила, разъяснить их и определить принципы, изложенные в Коране, Сунне и др источниках, кот признаны исламским правом.

За 14 веков мусульмане основали многие гос-ва, они сильно отлич. др. от др. формами, но все они мусульманские и придерживаются законов шариата (Мухаммед говорил: «Различия в моей общине - это милосердие»).

В Коране и Сунне ряд принципов, напр. на осущ. справедливого правления, а народу – возм-ти судить выполняет ли это правитель: принцип совещания или совета (Шура), обоснование принципа предпочтения совещат. власти индивид-й. Цель мусульм. гос-ва – обеспеч. возмож. мусульманину жить праведной, с т.з. ислама, жизнью.

Классич. исламское гос-во после смерти пророка Мухаммеда прошло в своем развитии несколько этапов.

Первый этап охватывает правление четырех праведных халифов (Абу-Бакра, Омара, Османа, Али) и завершается созданием Омеядского халифата (661-750 гг.). Этот период характеризовался политическим господством арабов. Государство Омеядов было арабо-мусульманским.

Все теор. конц-и ислама о гос-ве и пол-ке базир. на том, что власть в гос-ве сущ. благодаря «божеств. справ-ти», осн. на шариате, при наличии справ-го богобоязн. прав-ля. Если прав-ль приказ-т делать то, что противно религ. заветам, то подчиненные не обязаны повин-ся ему. Порочность и несправ-ть такого прав-ля отнимает у подданных возм-ть вести праведную жизнь.

Разрешение на осущ. власти дает народ. Народ обязуется быть верным и покорным правл-ю и власти. Мусульм. правл-е - двухсторон. договор между ними. Согласно шариату, община-умма сохр-ет за собой право смещ-я правителя, если тот узурпирует власть (право на восстание). Ислам отрицает наследств. передачу власти или ее приобрет-е.

Толкование нации и гражданства. Согласно шариату, исламская нация - это умма. «Умма - народ как носитель единой веры ислама - всегда остается мощн. фактором нац. интеграции, нивелир-я этнич. различий.

Мус-нин - раб Аллаха (абдаллах), противоречит менталитету Зап., т.о. «кто явл. рабом Аллаха, тот не м.быть рабом себе подобного». Отсюда понятия гордости и непоколебимости мус-нина. Ислам ниспослан для того, чтобы спасти «чел-ка от чел-ского рабства и сделать его рабом господа Бога».

все мус-не убеждены, что игнорир-ть роль ислама и шариата в созд. Соц.-гос. строя опасно и нецелесообразно. С самого начала ислам не был отделен от пол. и гос-ва. В основе исламск. доктрины лежит идея единства дух. и светской власти, религии и гос-ва.

 

84. Современные идеолог.течения:экологизм и коммунитаризм

Коммунитаризм, возникло в США в 1990, А.Этциони

От анг. – община,которая обозначает служение интересам общества. Многое позаимствовано от западного либерализма, консерватизма, социализма.

Выступают ЗА

- подчинение полит.целям ГО

- изменить об-во путем внутр.дух.перерождения каждого отдельного человека в условиях общины

Критикуют

- рыночн.эконом

- развитие отдельного человека в отрыве от соц среды – бессмысленно

- приверженность ценностям общины

Экологизмидеология основанная на признании самоценности природы. Гл. принцип экологизма явл уважение к жизни всех видов сущ-в, учет их интересов, приспособлении экономики и технологий к возможностям природы.до посл.вр. экологизм считался просто мировоззрением, но заметн его постепенный переход в сферу полит идеологии. Зародился по инициативе снизу.

Для снижения влияния чел-ка на природу экологизм призывает снизить потребление и рождаемость. Чем меньше потребление ресурсов, тем дружественнее к природе. Против абортов, наркот,однопол браки, т.к противоречит естественному.

Пока мало зел партий и не очень развита экол культура об-ва

Чел часть природы а состояние окружающей среды выше удовл.потребностей чел-ка.

85 Современные идеолог.течения:феменизм и антиглобализм

Феменизмвозникло на базе движения соц-эк дискриминации женщин ,зарод. В годы ВФР

Требовали обеспечения равенства полов посредством соц-эк и юр реформ

Суфражизм – за предоставление женщинам избирательного права

Выделяют

Либеральный (Милль)-за обесп.равных условий для жен.

Марксистский-семья , домохозяка-раб муж.Выход один-избавление от ч/с

Радикальный – ликвидация сексизма путем навязывания политкорректности,замены слов – словами лишенными половой окраски

АнтиглобализмОдним из самых «молодых», но знаменитых идеологических направлений XXI в. стал антиглобализм. Как легко заключить из названия, антиглобалисты выступают против глобализации.

Конечно, глобализация — процесс объективный, но антиглобалисты выступают против деятельности транснациональных корпораций и правительств небольшой группы западных стран, преследующих узкокорыстные цели. Глобализация на таких условиях означает ослабление вплоть до исчезновения суверенитета национальных государств и перехода всей экономической, а затем и политической власти в руки наднациональных органов типа ВТО и МВФ, т. е. в руки никем не выбранной финансовой олигархии. В глобализированном мире не предусмотрено никакой демократии (хотя остаются демократические процедуры в виде периодических выборов и многопартийности). Мировая властвующая элита проводит политику ликвидации социальных завоеваний, достигнутых массами в западных странах.

Впервые об антиглобализме заговорили в 1994 г., когда в мексиканском штате Чьяпас началось партизанское движение под руководством некоего субкоманданте Маркоса. Требования чьяпасских повстанцев правительству заключались в защите тропических лесов и сохранении традиционного быта местных индейцев. Одновременно Маркос одним из самых первых политических деятелей стал использовать Интернет с пропагандистскими целями.

В организационном плане антиглобализм представляет собой пример сетевой структуры без единого руководящего органа. К числу ключевых черт сетевой организации относятся: децентрализация; гибкость, подвижность, изменчивость форм; легкость и быстрота создания и распада; открытость для «входа» и «выхода»; равноправие участников сети, независимо от их роли; вторичность форм и структур по отношению к содержанию деятельности; уникальность сетей.

 

 

86. Структурный функционализм в срав. политологии:

Можно определить пол. процесс как совокупную деятельность всех акторов пол. отношений, связанную с формированием, изменением, преобразованием и функционированием пол. системы.

Функции классифицированы в зависимости от того, включены они в пол. процесс, («вход»), или в административный процесс, («выход»). Поскольку любая пол. система стремится к самосохранению и адаптации к требованиям своего окружения, приверженцы структурного функционализма утверждают, что можно вычленить конечное число процессов, благодаря кот. эти цели станут выполнимыми. По их мнению, во всех пол. системах прошлого и настоящего обеспечивались одни и те же функции, менялись лишь состав и сложность гос. и иных пол. структур. На этой почве возникла общая теория функций пол. системы. Напр., в работе Алмонда и Пауэлла «Сравнит. политология» функции, направленные на самовоспроизводство системы и её адаптацию к окружению, делятся на 3 группы. 1). Ф-ии преобразования, конверсии. Их цель – обеспечить превращение требований и поддержки в пол. решения или действия. Алмонд и Пауэлл выделяют здесь 6 ф-ий. 2 из них осущ. на уровне «входа» и должны обеспечить регулирование всего, что питает пол. систему: речь идёт о выявлении интересов и требовании к их гармонизации. 3 другие ф-ии находятся на «выходе»: разработка обязательных правил; проведение их в жизнь; суд. функция. 6 ф-ия- пол. связь/коммуникация касается и «входа» и «выхода» системы. 2). Ф-ия адаптации, приспособления. Давление оказываемое на пол. систему требованиями всякого рода, создают постоянный фактор несбалансированности. противостоят этой перегрузке 2 ф-ии системы: набор пол. специализированного персонала, принимающего требования и проводящего их оптимальную обработку; распространение пол. культуры, совместимой с требованиями выживания и адаптации системы к своему окружению. 3). Способности. Они касаются отношений между пол. системой и её окружением: способность мобилизации материальных и чел. ресурсов для нормального функционирования системы; способность устанавливать контроль над людьми, находящимися на территории, управляемой системой; способность предоставлять услуги, статус, вознаграждения и др.; способность проводить действия по приданию чему-либо законной силы, праздновать героические даты или события, связанные с общ. ценностями, способствующими достижению согласия; умение принять требования до того, как они породят серьёзное напряжение в обществе. Представление о том, что любая пол. система обязательно выполняет некот. осн. задачи, позволило продвинуться на очень важную ступень в разработке оснований, по кот. выделялись бы сопоставимые элементы. Согласно Алмонду, идеальное разделение ф-ий на практике непостижимо. Властные секторы, пол. партии, группы интересов и др. почти неизбежно выполняют не одну, а несколько ф-ий.

 

 

87. Теория рационального выбора и теория игр в срав. пол-гии:В70-80-е г. на 1 план выходят 2 взаимосвязанные теории, являющиеся сегодня лидерами в сфере методологии пол. исслед-й – теория рационального выбора и неоинституционализм. Теория рац. выбора пришла в пол. науку из экономики, где она возникла в нач. 50-х г. В пол. науке эта теория чаще называется теорией обществ. выбора. Данная теор. модель, разработан. в 1957 в книге Энтони Даунса «Эконом. теория демократии», описывала пол. борьбу между преследующими свои эгоистические интересы партиями и избирателями. Фундаментальное для теории рац. выбора положение сформулировано Даунсом след. образом: «Каждый гражданин голосует за ту партию, кот., как он верит, предоставит ему больше выгоды, чем любая др.» Сердцевиной концепции рац. выбора явл. идея о том, что сами общ. структуры можно понимать как рез-т вз-ий эгоистически и рационально действующих индивид-х акторов, озабоченных прежде всего текущими проблемами. Первое означает, что актор рассм. как максимизатор выгоды – т.е. не только как лицо, поступки кот. явл. для него самого оптимальными, но и как субъек, обладающий системой предпочтений, образующих согласующую с аксиомами рац. выбора функцию полезности, и действующий таким образом, чтобы максимизировать величину этой ф-ии. Ему безразличны потери др., пока они не имеют для него отрицательных последствий. Второе означает, что при этом актор заботиться о минимизации усилий, затрачиваемых на достижение цели. Согласно этой теории человек выбирает формы участия в пол., исходя из соотношения имеющихся у него ресурсов, затрат на участие и потенциального выигрыша от этой деятельности. Модель рац. человека, постулируемая этой теорией, имеет 2 недостатка. 1 – до сих пор не доказано, что чел. всегда и во всём ведёт себя как рац. эгоист. 2 – модель не даёт возможности объяснить, как чел. определяет и понимает собственное благо, а это значит что для адекватного анализа поведения чел. изначально необходимо знать его реальные цели. Основным достижением теории рац. выбора можно считать то, что она сумела свести всё многообразие форм взаимодействий людей к нескольким упрощённым теоретическим моделям – играм. Игры в рамках «теории игр» - это ситуации, в кот. 2 или более участника делают выбор в отношении своих действий и выигрыш каждого зависит от совметного выбора обоих (всех). В каждой из игр определяются оптимальные для каждого актора стратегии. Именно это позволяет применять теорию рац. выбора для объяснения соц. и пол. явлений, в том числе и для прогнозирования. Методология теории игр основывается на проигровании всех возможных ситуаций. Интересы игроков и исходящие из этого возможные способы взаимоотношений рассм. как изначально заданные. В простейших случаях рассм. 2 игрока (А и В), кот. обладают 2 различными возможностями поведения (стратегия 1 и 2). В этом случае возможны 4 рез-та (А1+В1, А1+В2, А2+В1, А2+В2). Это позволяет определить какой рез-т для каждого игрока явл. наилучшим, имеются ли конфликты интересов и могут ли они быть как-то разрешены. Рез-ты абстрактного построения моделей могут быть проверены либо путём изучения конкретных ситуаций, либо в лабораторных условиях. Игры подразделяются на игры с 2 и N-м числом игроков. Выделяют также игры с нулевой суммой, когда выигрыш одного актора соответствует проигрышу др., и без нулевой суммы, ходе кот. могут выиграть или проиграть все участники взаимодействия. Кроме того игры могут быть кооперативными и некооперативными. Коопер. – ситуация, в кот. игроки в принципе готовы обменяться информацией и создать коалиции. В некоопер. играх кооперация между игроками исключена, поскольку они принципиально не доверяют друг другу. Теория игр различает 4 вида результатов взаимодействия акторов. 1)Равновесие по Парето – улучшение положения одного игрока обязательно приводит к ухудшению положения др. 2)Преобладание одного игрока – один игрок способен приумножить своё благо вне зависимости от действий др. 3)Равновесие по Нэшу – игрок может минимизировать собственное благо только в зависимости от действий др. 4) Равновесие по Стакельбергу – когда один из игроков до своих действий знает реакцию др. Недостаток теории игр закл. в том, что её математически ориентированная методология не в состоянии охватить сложные ситуации, связанные со вз-ем большого кол-ва игроков. С помощью теории игр возможен анализ проблем координации и соглас-я действий опред. круга людей и в экон., и в пол.

 

88. Институциональный метод в срав. пол-гии:В последнее время к вопросам «Кто правит?» и «Насколько хорошо?» теоретики приступили в рамках так называемого нового институц-ма. При этом использовались теории игр моделирования рац. выбора, пол. институты рассм. как экстенсивные формы игры, в кот. поведение актёров задаётся правилами игры. В организационном аспекте исследователи выделяли институциональные роли и установления, символы и обязанности. С истор. точки зрения рассм. фактор преемственности в управлении и в пол., изучались причинно-следственные механизмы институционального развития. Специфика нового институц-ма состоит в том, что пол. институты понимаются во взаимосвязи формальных норм и неформальных правил игры, образующих в итоге сложные организационные отношения, формы взаимодействий и саму кооперативную деятельность людей, поддерживающих стабильность и воспроизводящих установленный в обществе порядок. Т.о., неоинституц-м, в отличие от теории рац. выбора, анализирует поведение рац. человека на макроуровне, исследуя также общественные нормы и правила. В целом новых институционалистов занимает весь круг гос. институтов, кот. формируют способы выражения пол. акторами своих интересов и структурирования их отношений по-поводу власти с др. группами. В определение нов. институц-ма можно включить такие черты институционального контекста, как правила избирательной борьбы, структура партийных систем, отношения между разл. органами гос. и организация профсоюзов. Особое внимание уделяется социокульт. символам и ценностям, стереотипам и регламентам, оказывающим значительное влияние на структурирование макропол. Новые институционалисты расходятся между собой по множеству пунктов как теорет., так и методолог. плана. Но по трём фундаментальным позициям они едины. 1. Институты формируют пол (пол. правила игры). 2. Институты сами формируются историей. 3. Практическая деятельность институтов (их эффективность и неэффективность) также определяется соц. контекстом, внутри кот. они функционируют. Неоконституц-м содержит в себе несколько разл. направлений. 1) Нормативный неоинституц-м. 2) Трактовка институтов с точки зрения теории рац. выбора. 3) Соц. институц-м. 4) Структурный институц-м. 5) Истор. институц-м.

 

89. Теории «дем.транзита» (Ф.Шмитер и А.Пшеворский)

Модель Пшеворского сост. из 2 периодов: либ-ции и дем-ции. Эта модель делится на 2 стадии — «высвобожд-я из-под авторит. режима» и «конституирования дем. правл-я». Либ-ция хар-ся нестаб-ю и различной направленностью. Ее рез-том стан-ся либо усил-е сущ-шего ранее авторит. режима либо переход к первой стадии дем-зации. «Высвобожд-е из-под авторит. режима» происх. менее болезненно при закл-и компромисса между реформаторами (внутри авторит. блока) и умеренными (внутри оппозиции). Заключит. часть процесса дем-ции реализ. путем переговоров. Модель П. построена на выдел-и особой роли хар-ра соотнош-я пол. сил, участвующих в конфликте и достиж-я согласия.

Достоинства этих моделей: 1) они в той или иной степ. указ. на возм-ть недем. альтернативы развития; 2) акцентируют вним-е на том, что важным усл-ем и содерж-ем одного из этапов явл. согласие элит. Недостатки: большинство из них скорее опис-ет конкретн. случай дем-ции на примере отдельно взятой страны или небольшой группы стран, и не представ-ют собой универсальн. модель перехода от недем. форм правл-я к дем. Поэтому в пол. науке предприним-ся попытки созд-я обобщен. моделей дем-ции. Одна из таких попыток принадл.

Шмиттерв странах, вступивших на путь демократических преобразований, имеются, по крайней мере, еще два варианта развития: создание гибридного режима, объединяющего элементы автократии и демократии, и образование стойкой, однако неконсолидированной демократии.

В тех случаях, когда переходный период инициируется и навязывается сверху, прежние правители пытаются защитить свои интересы путем "прививки" авторитарных приемов вновь возникающему режиму. В тех случаях, когда они проводят либерализацию без демократизации (т.е. когда допускаются некоторые индивидуальные права без согласия на подотчетность гражданам), возникающий гибридный режим американский исследователь назвал диктабландой (dictablanda). В тех же случаях, когда они проводят демократизацию без либерализации (т.е. когда выборы проводятся, но при условиях гарантированной победы правящей партии, исключения определенных общественно-политических групп из участия в них, или при лишении выбранных граждан возможности подлинного управления), был предложен неологизм демокрадура (democradura).

Конкретное государство выбирает свой тип демократии путем решения дилемм, связанных с его собственной историей, геостратегическим положением, естественными и человеческими ресурсами. Ф.Шмиттер выделяет внутренние дилеммы, присущие современной демократии независимо от места и времени ее появления и внешние, подвергающие сомнению совместимость новых демократических правил и практики с существующими социальными, культурными и экономическими условиями:

-олигархия

- самоустранение, связанное с отсутствием рациональных стимулов у граждан принимать активное участие в политической жизни, что ведет к политической апатии.

- «цикличность в политике», которая объясняется неравномерностью распределения издержек и прибылей среди социальных групп

- функциональная автономия

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты