Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Пояснительная записка. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся




Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с.)

Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор детей должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).


Б.28,29.Внеклассная и внешкольная работы с учащимися. Организация муз. самообразования детей.Муз. воспитание в школе не следует ограничивать рамками одного занятия в неделю. Хорошим дополнением явл. внеклассная работа, цель которой – расширение муз. кругозора детей, углубление полученных ими муз. знаний, совершенствование исполнит. навыков и умений. Работа с уч-ся основана на принципе добровольности! Организуя внекл. работу нужно помнить, что:1)все виды муз. внекл. занятий должны быть направлены на нравств.-эстетич. воспитание школьн-ков, формирование их муз. вкусов и интересов; 2)широкое использование разл. методов должно способствовать пробуждению худ. интересов, развитию худож. воображения, муз.-творч. способностей шк–ов; 3)необходимо воспитывать у уч-ся интерес к пропагандировать муз.культуру.

К муз. формам внекл. муз. работы относятся: лекции – концерты для школьн-ов, коллект. посещения театров, оперных спектаклей, организация и проведение массовых муз. праздников, конкурсов, карнавалов, общешк. хор, орк-тр нар. инстр-тов и т.д. Выполняя муз.-просветительские функции, названные мероприятия в то же время выявляют детей, имеющих муз. данные, пробуждают или углубляют их эстетич. чувства и потребности. Наиболее полно внекл. муз. работа организована в учреждениях общеобраз. типа с муз.- эстетич. направленностью или в учреж-х, имеющих классы с углублённым изучением музыки. Для таких школ хар-ны: ярко выраженная муз.-эстетич. доминанта всей школьн. жизни, наличие индивид. уч. плана школы, в кот. предметы муз.-эстетич. цикла включены в осн. базовый компонент, и создание насыщенной муз.-эстетич. среды. Особое место в системе внеклассной работы занимают дет. муз. школы. Они могут иметь статус внешкольн. муз. учреждения или создаваться на базе общеобраз. учрж-й. ДМШ призваны решать двоякую задачу – давать уч-ся систему ЗУН, целенаправленно обогащая расширяя муз. опыт, приобретаемый ими на обязат. уроках М. Так же к формам внекл. и внешк. работы относятся - муз. смотры, конкурсы, фестивали, олимпиады, благодаря которым уч-ся получают возможность выступать на лучших сце-нах различн. городов. В целом внекл. и внешк. муз. работа призвана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединяясь с ними прежде всего целью, задачами, ведущими принципами муз. образования. Внекл. и внешк. муз. работа в силу своей специфики осуществляется особенно эффективно тогда, когда она нацелена на поддержание интереса детей к музыке, на достижение и демонстрацию муз.-творч. результатов самых разных формах. Внекл. муз. работа проводится в школе путём создания кружков: хорового, инструментального, театрального, вокальных, танцевальн. и т.д. Вступление в кружок обусловлено желанием ребёнка.

Хор.кружок. Учитель старается привлечь тех, кто может успешно заниматься пением, но и не отказывает тем, кто сам изъявляет желание петь. У каждого здорового ребенка можно развить муз. способности, включая и певч. голос. Поступающему в хор можно предложить спеть любимую песню без поддержки муз. ин-та (что позволяет оценить качества его голоса и слуховые данные), затем - от разных звуков, повторить за учителем какой-либо мотив, прохлопать заданный ритм. рисунок. В хор принимают 40-50 уч-ся (не должно быть менее 25-30 и более 70-80). Хор. коллектив должен быть уравновешен по количеству партий. Вставать полукругом: сопрано по пр.руку, альты по левую, инструмент при выступлении – перед хором или слева от дирижера.

Продолжительность занятий зависит от возраста шк-в. с мл. хором целесообразно заниматься не более 40 мин. два раза в неделю, а с подростками 1 занятие может длиться два академич. часа с перерывом. Помещение удобное, инструм-т хор. настроен, партии для всех хористов, в ним – цезуры, нюансы. Каждое занятие нужно тщательно планировать, стремиться делать их разнообразными и увлекательными. Учителю необходимо знать особ-ти механизма звукообразования у детей различ. возраста. Поскольку хар-ные признаки низких и высоких голосов формируются к 10-11 годам, то у мл. шк. это деление довольно условное. Чуткость педагога, его опыт могут подсказать, в какую хор. партию в данное время лучше определить ребенка. При правильном режиме пения период мутации проходит гладко. В хор. практике используются различные упр-я: настроить певч. аппарат и подготовить хористов к активной работе - распевания на каждом занятии, способствуют формированию единой манеры звукообразования, определенных навыков (артикуляции, дыхания, двухголосия); другие упр-я непосредственно связаны с разучиваемым репертуаром, т.е. строятся на его материале и направлены на преодоление конкретных трудностей. План работы шк. хор. коллектива: 1.организационная воспит. работа (лекции, концерты, беседы). 2.Учеб. работа (изучение муз. грамоты, слушание музыки, развитие вок.-хор. навыков). 3.совершенствование исполнения репертуара и концертные выступления. Становление хор. коллектива требует планомерного развития ритмич. и гармонич. слуха кажд. поющего.

Осн. забота хормейстера – чист. унисон.

Инструм.кружок. В основе работы кружков обучения игре на инструменте (ф-но, баян, аккордеон) лежит индивид. форма работы учителя с учеником (2 ч. в неделю). Целью организации инстр. кружка в школе является открытие для мл. шк. пути к музицированию.Условно можно выделить 2 этапа в обучении игре на муз. ин-те: 1.постановка двигат. аппарата, обучение ребенка разбирать нотн. текст; 2.развитие творч. способности исполнителя. В основе методики индив. обучения – принцип погружения, разработанный Смирновой (т.е. сразу предоставить ребенку определен. объем информации, кот. постепенно будет осваиваться им в практич. деят-ти). Учитель ориентируется на возможности уч-ся, его личные качества, сложившиеся интересы. Чтобы у ребят не угасал интерес - задача учителя осуществлять различ. виды работы: чте­ние с листа, импровизация, подбор по слуху, игровые формы! Обычно индив. план включает: этюды, пьесы различ. х-ра, сочинения крупн. формы. С первых уроков нужно вводить игру в ансамбле (с учителем и др. учениками), при умелом руководстве это способствует активизации деят-ти детей, вызывает у них интерес и увлеченность. В них могут входить ребята с различ. подготовкой и играющие на разных инструм-х. Чувствуя себя участниками муз. коллектива, они ответственнее относятся к исполнению порученных партий. Педагогу важно заботиться и о концертных выступлениях учеников, поощрять их участие в шк. праздниках, тематич. вечерах. Формируемая таким образом муз.-просветит. деят-ть всегда способствует воспитанию положит. личностных качеств уч-ся, стимулирует интерес к занятиям в кружке. Больш. значение имеет исполнит. показ игры самого педагога, его словес. указания. Необходимыми условиями для успеш. развития уч-ся, обучающегося игре на инстр-х: 1.осознание учителем большой ответственности 2.тщательная продуманность работы 3.интерес к занятиям с детьми 4.знание дет.психологии 5.высокая пед. и муз. культура.

Танц.кружок. Условия: чистое, проветрен. помещение, хорошие полы, удоб. одежда, спец. обувь. При построении занятий следует придерживать единства цели и средств, используемых для достижения, способствовать творч. самоваражению уч-ся средствами хореогр.ис-ва, а также принципа сознательного, целостного, активного и эмоц. восприятия музыки. Задачи занятия: 1.формир-ть пластику дв-й, 2.воспит-ть интерес к хореографии, 3.развивать навыки выражения в танце. С учетом специфики мл. шк. возраста целесообразно: опора на образ. восприятие, частая смена заданий, сочетание физ. нагрузки и моментов релаксации. Сод-е занятий: упр-я на развитие муз.-ритм. навыков, упр-я на метроритм, знакомство с танцами и их эл-ми, сюжетно-образн. дв-я и игровое тв-во детей. Занятия кружкам.б. разработаныпо след. плану:1.вводная часть: организац.момент – марш с опред. заднием, 2.упр-я на передачу в дв-ях х-ра музыки и средств муз. выразит-ти, на выработку и совершенствование двигат. навыков, осн. дв-я, гимнастич. комплексы, упр-я из области хореографии, способствующие прав. постановке корпуса, изучение позиций ног, рук. 3.ритмич.задания на передачу ритм. рисунков в дв-х 4.танц. эл-ты народ. и бальн. танцев. 5.муз-ритм. игры, инсценировки, упр-я с предметами, отд. творч. задания. 6.заключ.часть краткий итог, анализ (оценки), дом. задания, поклон.Занятия м.б.комбинированного типа, а также тематическими. Реком-ся использовать иллюстр. Материал (эскизы костюмов, украшения и т.д.). Поэтапная методика введения движений и фигур танца. Итоговым занятием м.б. – конкурс.

Муз. и кук театры. Пед. условие – понимание театра, как сотворчество детей и преподавателя. Целью организации муз.театра должно стать развитие эстет., творч. способностей детей. Занятия в муз. театре способствуют решению след. задач: 1.формир-ть навыки владения средствами театр. выразит-ти (интонацией, мимикой, жестами, походкой, кукловедением). 2.воспитывать худ. вкус детей, интерес к театр. ис-ву, самост-ть выбора средств при создании образа 3.развивать актив. восприятие музыки посредством муз. театра, психич. процессы (память, воображение, внимание, эмоц. сферу, речев. дыхание, четкость дикции). Роль педагога заключ-ся в сцен. постановке, разучивании хор. номеров, партий с солистами, постановке танцев, декорации.

Фольк.ансамбль. Цель– приобщение к отечеств., нац. культуре. Задачи: 1.формир-ть навыки исполнения р.н.п. 2.воспит-ть у детей интерес и уважение к традициям своего народа. 3.развивать эстет. вкус и твор. способности уч-ся. Детям важно понять – освоение нар. культуры не сумма разуч. произ-й, а воссоздание среды бытования р.н.п, изучение быта, уклада жизни, нар. календаря, обычаев, обрядов. Необходимы встречи с носителями нар. культуры, экскурсии, праздники. Различ. виды занятий: слушание, пение, дв-я, игра на нар. инстр-х, театр и импровизация. Методы разучивания фолькл. произ-й: устно-слуховой, устно-подражательный. Учитель должен знать жанры: обрядовые, семейно-бытовые, календарные-земледельческие, хороводные и плясовые, трудовые, историч., протяжные лиричес., частушки, совр.нар.песни. р.н.п. – без сопровождения!,подголосоч. склад, диатоника, ладовая переменчивость, внутрислогов. распевы, смещение ударений.

Школьные праздникиявляются одной из массовых форм внеклассной работы. Их тематика может быть самой разнообразной, но особое значение приобретают календарные Праздники (Рождество, Новый год и др.), а также посвященные знаменат. датам (Межд. женский день 8 Марта, День Победы и др.). Музыка в сочетании с другими видами искусства (живописью, литературой) делают праздник эмоционально окрашенным.

Праздники должны доставлять уч-ся радость, объединять, вызывая общие чувства, переживания, и давать возможность каждому участнику проявить свои худ. способности и творч. инициативу.Праздник всегда должен быть рассчитан на уч-ся определен. Возраста (то, что интересно первоклассникам, уже не увлекает учащихся IV класса и тем более подростков). В организации праздников, кроме учителя музыки, активное участие принимают класс. руководители, учителя нач. кл. Всем вместе необходимо найти оригинальное название праздника, отражающее его идею, составить сценарий продумать худ. оформление, подобрать литер. и муз. материал, распределить основные обязанности. Большое значение придается худ. оформлению. На новогод. празднике в центре внимания всегда красиво убранная, светящаяся разноцвет.огнями елка, Дед Мороз, Снегурочка. Зал украшается снежинками, серебряным дождем, гирляндами, на стенах - изображения сказочных героев. В каждом конкретном случае важно тщательно продумывать целостность всего оформления, выразительность деталей, их количество, чтобы внимание ребят привлекало содержание праздника. Восхищение и оживление вызывают яркие костюмы персонажей, световые эффекты. Муз. и литературные произведения, используемые на праздниках, должны быть высокохудожеств.и интересными для ребят. Качество исполнения литературно-музыкального репертуара во многом зависит от навыков и умений школьников. Только учитывая их возможности, можно достичь выразит. исполнения, доставляющего ребятам удовольствие. На праздниках поют песни и читают стихи, выученные на уроках, но вместе с тем обязательно готовится и новый материал. В сценарий вводятся номера, подготовленные участниками школьных кружков: хорового, драматического, ВИА, фольклорного ансамбля. В то же время важно организовать и различные конкурсы, связанные с тематикой праздника, например на лучшее исполнение стихов, песен, танцев, оформление новогоднего костюма и т.д. С этой целью уч-ся даются задания в соответствии с их интересами и способностями. Являясь источником радост. впечатлений, праздник оказывает большое эмоц. воздействие на ребенка, обогащает его внутр.мир.

Муз. самообразование уч-ся рассматривается как их самост., индивид. творческая работа. Без самообр. практически невозможно становление муз. культ-ры уч-ся, тем более что объём обязательных муз занятий, предназначенных длякажд. ребёнка, в учреж-ях общеобразоват. типа явно недостаточен. Муз. самообр-е уч-ся реализуется в 2-х осн. аспектах :

-самообр-е, направленное на самост. усвоение того материала, кот. имел место на муз. занятиях, проводимых под руководством учит. музыки; -самообр., содержание кот. выходит за рамки, определяемые уроками М. или др. формами, осуществляемыми под рук. педагога-музыканта.

Муз. самообр. уч-ся, особенно на начальной стадии его развития, предполагает определ. пед. руководство со стороны учителя М. Оно сводится к след. направлениям: -формирование умений пользоваться источниками муз. информации (книгами по муз., периодич. печатью, Интернетом, справочн. литер-рой), с которыми уч-ся могут затем работать самостоятельно; -обучение способам и приёмам применения звуковоспр. и звукозапис. аппаратурам; -вовлечение родителей уч-ся в работу по муз. самообр. детей; -стимулирование исполнительской муз. деят-ти в наиболее привлекат. для каждого уч-ся форме; -создание условий для демонстрации уч-ся своей муз-ной (участие в концертах и т.п.) и муз.-просветит. (шефская работа с мл. школьниками и т.д.) деят-ти; -предоставление уч-ся возможности поделиться своими муз. впечатлениями, полученными в свободное от учёбы время - с педагогом и др. уч-мися; -стимулирование деят-ти уч-ся, связанной с их посещением муз. театров, конц. залов, музеев и памятников, имеющих отношение к муз. культуре родного края. В связи с вышесказанным становится очевидным, что одной из важнейших задач учителя М. явл. развитие у детей потребности в самообр, направленной на приобщение к гуманистич. ценностям муз. ис-ва, на развитие своих муз-творч. способностей, на желание передать другим своё отношение к М.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты