Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В – 3. Культурный переворот Осевого времени. 1 страница




«Ось» истории мировой цив-ции – метафорическое обозначение исторического периода с 8 по 2 вв. до н.э. как наиболее важного для развития мировой цив. и к-ры. Период Ясперс назвал «осевым временем» мировой цив-ции. За эти шесть веков человечеству удалось совершить великий прорыв по всем направлениям к-го развития. В условиях историч перехода к новым ценностным системам поэты, драматурги, пророки, мыслители искали ответы на вопросы о том, как жить чел-у в изменившемся и продолжающем меняться мире. ОВ стало эпохой исторического возникновения личности. В этот период индивидуальное «Я», как первооснова личности выделилось из общинно-родового «Мы». В Индии становление джайнизма связывают с именем Махавиры Джины – 6 в. До н.э. Мир состоит из двух категорий – джива (душа) и аджива (материальное начало). Не причинять вред живому. Достичь нирваны душа может лишь в случае освобождения от всего материального. Строго пуританский стиль жизни, жёсткие ограничения и крайность аскезы. Остались богатые джайнские храмы из светлого камня. Появление буддизма связывают с именем Сиддхартха Гаутамы, после просветления Будда Шакьямуни. Буддийский канон «Трипитака» представляетсобрание поучений Будды. Б. признаёт карму и закон перерождения (сансару). Основную суть составляет учение о благородном пути постижения истины и приближения к нирване, которое сост. из 8 ступеней: праведные: вера, стремления, речь, дела, жизнь, мысль, правильное самопонимание и праведное созерцание. Тхеравада — самая консервативная школа буддизма. Цель последователя Т. — достижение состояния, полностью свободного от всех загрязнений и заблуждений, для Т. характерно применение рационалистического подхода и сравнительная простота ритуала. Маха́яна— позднейшая форма развития буддизма. Это путь, проходя по которому, буддисты стремятся достичь Пробуждения во благо всех живых существ. Это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы. Бодхиса́ттва— человек, обладающий бодхичиттой (основополагающая доктрина), который принял решение стать буддой для блага всех существ. Побуждением к такому решению считают стремление спасти все живые существа от страданий и выйти из бесконечности перерождений — сансары. Даосизм – учение о дао (путь)- всеобщий закон природы, как первопричина всего сущего, как источник явлений материальной и духовной жизни. Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая. Одним из основателей считается древнекитайский мудрец Лао-цзы, автор одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Другим знаменитым текстом является «Чжуан-цзы», назв. По имени автора. Мистические идеалы в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (1200 лет) и бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный: стремление к бессмертию у даосов заменяет стремление к раю у последователей других верований. Конфуций создал свой идеал совершенного человека, обладающего 2 главными достоинствами: гуманностью и чувством долга. Социальный порядок в Поднебесной: пусть всё встанет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что положено. Общ-во должно сост. из тех кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется. Критерий разделения – знание и добродетель. Иные позиции в моизме: все беды от проповедуемой конф-ми обособленности (любовь только к своему царству и своей семье). Только всеобщая любовь наведёт порядок в Поднебесной. В противовес конф-м, придававшим большое значение ритуальной стороне к-ры, утверждали, что к-ра необходима лишь для обеспечения чел-ка одеждой, пищей и жилищем. Всё остальное необязательно и вредно.

Легизм: считали ср-вом умиротворения Поднебесной закон. Только закон, проявл. в наградах и наказаниях, способен обеспечить порядок и предотвратить смуту. Государство Цинь – 221г. было первой централизованной империей на территории Китая. В его эпоху реформы: деление страны на административно-территориальные округа, создание органов управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и многие другие. В этот же период начинается строительство Великой китайской стены. Дворцы правителей, возведенные на платформах и окруженные садами из деревьев редких пород, поражали своей многоцветностью и роскошью отделки. Для их строит-ва использовали породы ценного дерева. О конструкции и раз-мерах домов городской знати и дозорных башен можно судить по глиняным моделям, обнаруженным в погребениях. Встречаются многоярусные стройные башни, двух- и трехэтажные дома с крытыми воротами и угловыми башенками. Было проложено несколько дорог, связавших столицу с окраинами. В Др. Греции ОВ получило название эпохи, продолжавшейся от Гомера до Аристотеля и давшей миру небывалое по яркости созвездие гениев во всех областях к-ры: в философии, драматургии, архитектуре, скульптуре. Сократ. Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Сократом одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми. Платон (430-348 гг.) Согласно основному убеждению Платона, подлинное бытие принадлежит только идеям. "Душа" является органом постижения идей и, подобно этим последним, нематериальна и бессмертна. Платон уделял особенно большое внимание этическим вопросам и посвятил целую книгу ("Государство") вопросу об идеальном устройстве общества. Платон резко делит свое мнимо-идеальное общество на два высших привилегированных сословия - правителей-философов и воинов - и на простой народ (земледельцы, ремесленники, торговцы), который должен содержать и кормить своих господ. ОВ в Риме началось позднее, чем в др. к-рах (2 век до н.э.). Оно связано с появлением и распространением хр-ва как религии спасения. Принесло иные идеалы и нормы поведения. Чел-к всегда стоит перед судом Бога. Мир сотворён ради чел-ка, но чел-к рождён, чтобы жить по заповедям Бога. Спасение души и загробное блаженство – гл. задачи, которым нужно подчинятьвсе всои помыслы и поступки. Идея «вечного Рима» сменяется идеей царства Божия на Земле, торжества истины и справедливости. В к-ре наблюдается христианизация, заимствования из Библии и христ-ва. Важнейшими философскими течениями в то время были эпикурейство, стоицизм и скептицизм. Эпикуреизм. Философ Эпикур является самой крупной фигурой в философии грекоримского периода. В своем учении о природе Эпикур полагал, что ничто не возникает из ничего и в ничто не превращается. Мир всегда был таков, каков он сейчас. Отрицание существования богов. Поэт Лукреций «О природе вещей»: мир несовершенен, поэтому его не могли создать боги. Только страх заставил людей чтить богов. Зачем заботиться о сохранении жизни, если смерть неизбежна, а жизнь не даёт никакого удовольствия. Стоицизм. Сенека и Марк Аврелий. Сенека считает, что человек бессилен и является игрушкой в руках слепого рока. Судьбе можно противопоставить силу своего духа и воли. Учит делать, а не говорить. Важна мотивация поступка, совесть – важнейший критерий нравст-ти. Марк Аврелий – император, автор «Размышлений». Время человеческой жизни – миг, её сущность – вечное течение. Судьба загадочна, жизнь – борьба и странствие. На путь может вывести только филос-ия. Призыв к гуманности, к заботе о душе, к осознанию своей греховности. Скептицизм отвергал возможность получения человеком достоверных знаний об окружающем мире. Поэтому не следует называть вещи ни прекрасными, ни безобразными, оценивать поступки людей как справедливые или же не справедливые. Эпоха эллинизма охватывала около трех столетий (с конца 4 в. н.э. до 1 в. до н.э.). В сфере духовной жизни наметилось резкое расслоение. Основная масса населения увлекалась спортивными зрелищами (удвоился амфитеатр вокруг арены - родилась форма современного стадиона); из сценических жанров особую популярность приобрела комедия ситуаций и характеров; трагедия стала тяготеть к благополучным концовкам (Медея прячет детей, Антигона скрывается и т.п.). В религии стали утрачивать свою привлекательность боги Олимпа. Особое место стал занимать культ богини Исиды. Функции, которые она выполняла, стали открытием для многих народов, не имевших богинь-покровительниц материнства и младенчества. В религиозных обрядах приобрели широкое хождение мистериальные действия типа "посвящения себя богу", сопровождавшиеся омовением водой, переодеваниями, имитирующими преображение, путешествиями в лабиринтах, храмовых подземельях, воспроизводящих путешествие душ в подземном мире и т.п. В Иране сложились основы теории зороастризма (Авеста), связанной с именем и деятельностью пророка Заратустры. В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. ОВ в к-ре др. евреев. Отклик на кризис царской власти евр. Земли, кризис веры. Войны. ОВ в Библии начинается в 9 в. до н.э., когда появился пророк Илия. Пророк – избранный Богом. Это главное его качество. Он призван напоминать договор с Богом. Посредник между чел-ом и Богом. Его устами говорит Бог. Цель пророка – проповедь. Мысли и служение должны исходить от сердца. Причина всех бед – недостаточное почитание Бога. Призывают ждать рождения небесного Спасителя, который избавит от зла и страданий. В 10 в. до н.э. единое Израильское гос-во распалось на Иудею со столицей в Иерусалиме (Южное царство) и Израиль со столицей в Самарии (Северное ц-во). Вражда между этими ц-ми. В Сев. Поклоняются идолам, цари не слушают предупреждения Бога и тот наказывает их, убивая сыновей. Бог явился пророку Илие на горе Синай в виде ветра. Илия – борец с язычеством, выступает против царской власти, предсказывает приход Мессии и является борцом за справедливость.

 

В. 5. Эллинистическая и раннехристианская к-ра. (с конца 4 в. до 1 в. до н.э.). Он связан с завоеваниями Александра Македонского, который в течение 10 лет создал огромную империю. Она включала в себя Балканский полуостров, о-ва Эгейского моря, Египет, переднюю Азию, южные районы Средней Азии, часть Центральной Азии. После смерти А. М. империя распалась на ряд монархий, во главе которых стояли его преемники (диадохи): Македонию, Египет со столицей в Александрии, Сирию со столицей в Антиохии и Пергамское царство - с центром Пергам. Идея всемирного космополитического царства, объединяющего многие народы и государства, создание единой культуры - такова была движущая сила завоеваний Александра. Однако ему не удалось до конца осуществить свою идею. Он умер в Вавилоне в 323 г. В сфере духовной жизни наметилось резкое расслоение. Основная масса населения увлекалась спортивными зрелищами (удвоился амфитеатр вокруг арены - родилась форма современного стадиона); из сценических жанров особую популярность приобрела комедия ситуаций и характеров; трагедия стала тяготеть к благополучным концовкам (Медея прячет детей, Антигона скрывается и т.п.). В религиозных обрядах приобрели широкое хождение мистериальные действия типа "посвящения себя богу", сопровождавшиеся омовением водой, переодеваниями, имитирующими преображение, путешествиями в лабиринтах, храмовых подземельях, воспроизводящих путешествие душ в подземном мире и т.п. Интерес к философствованию значительно снизился. Важнейшими фил-ми течениями были эпикурейство, стоицизм и скептицизм. В своем учении о природе Эпикур полагал, что ничто не возникает из ничего и в ничто не превращается. Мир всегда был таков, каков он сейчас. Стоицизм выразил ощущения ненадежности мира и неопределенности. Идеалом для стоиков стал человек, который повинуется судьбе и воле богов. В этом мире все управляется необходимостью и законом. Школа киников. Они считали основой человеческого счастья отказ от чувственных удовольствий, богатства и славы, а целью жизни достижение независимости. Самой заметной фигурой был Диоген. Скептицизм отвергал возможность получения человеком достоверных знаний об окружающем мире. Поэтому не следует называть вещи ни прекрасными, ни безобразными, оценивать поступки людей как справедливые или же не справедливые. Александрия - столица эллинистического Египта. В конце IV в. до н. э. - научный центр – Мусейон (храм муз), б-ка которого к 1 веку насчитывала примерно 700 тыс. свитков. Здесь были созданы условия для работы ученых, залы заседаний, обсерватория, собраны коллекции растений, животных для описания и опытов. Город стоял на трассах торговли греков с восточными странами.По греческому образцу возводились храмы, театры, палестры, стадионы. В Александрии был построен знаменитый Форосский маяк. Стали культивироваться новые политические идеалы и принципы - появился культ царя. В этом сказалось влияние восточных деспотий на политическое поведение диадохов. Произошло обогащение всех составляющих духовной жизни народов, входивших в новые государственные образования, расширились культурные горизонты. Интенсивно шло взаимное проникновение двух мощных культурных волн: европейской (греческой) и восточной. Родилась новая форма греческого литер-го языка - "койнэ", что означает "общая речь". Вместе с процессом появления общего литературного языка оживилось образование. Сосредоточение в руках греков производства папируса, а затем и пергамента, содействовало организации мастерских по переписке книг, трактатов, литературных произведений.Происходит дальнейшее разделение ис-ва на жанры. Выделяется декоративно-парадный жанр - многофигурные пышные рельефы и композиции колоссальных масштабов (Колосс Родосский). Иногда, когда событие имело исключительное общественное значение, художественное воображение создавало шедевры экспрессивно-героического плана. Такова "Ника Самофракийская" - статуя богини-победительницы. Стройная фигура в развевающихся одеждах словно слетела с небес на нос корабля, установленного на скале высоко над морем. В основном этот жанр развивал приемы, которые использовал Лисипп из Сикиона, последний скульптор классики и первый скульптор эллинизма (времен правления Александра Македонского). Он умел передать индивидуальное, характерное в человеке и одновременно подчеркнуть самостоятельное выразительное значение скульптурной формы. Его увлекало чередование света и тени, заложенная в скульптуре возможность изменять образ в зависимости от точки, с какой смотрит на нее зритель. Именно эти приемы, создающие иллюзию движения в неподвижных фигурах, блестяще реализованы в статуях Афродиты Милосской (Агесандр) и Аполлона Бельведерского (Леохар). Скульптура постепенно отходит от монументализма, становится более интимной, создаются образы очаровательных пухлых младенцев, развивается мелкая пластика, появляются камеи - синтез пластики и ювелирного искусства, садово-парковая архитектура (особенно в Александрии). Шедевром антич скульптуры является фриз храма-алтаря Зевса в Пергаме (180 г. до н. э.). Горельеф длиной в 120 м, изображающий битву богов-олимпийцев с гигантами, плотно заполнен борющимися фигурами. Лучшие традиции Родосской школы воплощены в скульптурной группе "Лаокоон" мастеров Агесандра, Атенодора и Полидора. Лаокоона, предупредившего троянцев о коварстве греков, и двух его сыновей душат две гигантские змеи. В строит-ве храмов преобладал ионический ордер, большое распрост-ие получили круглые храмы, появились открытые алтари (как, например, Пергамский алтарь). Наиболее крупными и технически совершенными были общественные здания и сооружения: храмы, гимнасии, булевтерии (здания городских советов), театры, стадионы, ипподромы, портовые сооружения. К последним относился Александрийский маяк - также причисленный к семи чудесам света. Маяк представлял собой трехступенчатую башню. Он служил также наблюдательным пунктом, метеорологической станцией и крепостью с гарнизоном. Свидетельством технических достижений древних греков было еще одно из семи чудес света — Колосс Родосский, статуя бога Гелиоса, представлявшая собой позолоченную бронзовую на железном каркасе фигуру высотой 32 м.

Иисус Христос. В христианском вероучении — Второе лицо (ипостась) Троицы, Сын Бога и человек (то есть совмещающий в себе природу божественную и человеческую, полностью Бог и полностью человек), принявший смерть на кресте, а затем воскресший и вознёсшийся на небо. Иисус означает «Спасение». Христос — эпитет, указывающий на характер миссии Иисуса и означает «помазанник» (мессия). Христиане верят в то, что Иисус является обещанным мессией. Учение и земная жизнь Иисуса Христа раскрыта в четырех Евангелиях. В Евангелиях от Матфея и от Луки приведены два родословия Христа. Согласно христианству, появление Иисуса — исполнение давнего пророчества о Мессии — Сыне Божием. В 30-летнем возрасте Иисус принял крещение от Иоанна Крестителя на реке Иордан, после чего удалился в пустыню на 40 дней, где претерпел искушения от сатаны. Поселившись в Капернауме, он выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего. В результате проповеди Иисуса Христа в Палестине возникло новое религиозное направление под названием Христианство. Главные постулаты: Вера в Бога, неприятие других учений и верований, покаяние в грехах, любовь к Богу, любовь ко всем людям и т.д. Откровение Иоанна Богослова — название последней книги Нового Завета. Часто также упоминается как Апокалипсис. В книге Откровения описываются события, которые произойдут перед Вторым пришествием Иисуса Христа на землю и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов), поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. В «Апокалипсисе» там излагается полученное Иоанном от Бога откровение. Посредством видений Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста на Земле, второе пришествие Хритса, конец света, Страшый суд. Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над грехом увенчает тяжёлую борьбу. В обновлённом творении («новое небо и новая земля») Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. Апостолы — ученики и последователи Иисуса Христа. В узком смысле термин апостол употребляется для обозначения двенадцати непосредственных учеников Христа; в более широком — 70 ближайших сподвижников Его Церкви, так называемые апостолы от семидесяти.

Согласно христианскому учению, во время своей жизни Иисус Христос собрал себе 12 ближайших учеников. Эти ученики называются апостолами от двенадцати. Жизнь апостолов изложена в книге Деяния святых апостолов, которая входит в Новозаветный канон. Все апостолы от двенадцати, за исключением Иоанна Зеведеева и Иуды Искариота, умерли мученической смертью. Мученик (свидетель) — древнейший сонм святых, прославляемых Церковью за свидетельство о Христе «даже до смерти», которые своей добровольной смертью за веру засвидетельствовали силу данной им благодати, превратившей страдания в радость; тем самым они свидетельствуют о победе Христа над смертью и о своем усыновлении Христу, то есть о реальности Царства Небесного, достигнутого ими в мученичестве. Апологет — любой из христианских писателей, главным образом II - III веков, защищавших христианство от критики и, в свою очередь, критикующих греко-римскую культуру. Многие из их сочинений были адресованы римским императорам и часто напоминали по форме короткие служебные письма, составленные с целью защитить христианство от обвинений. Произведения апологетов не отражают полную картину раннего этапа христианства, так как они были написаны в ответ на конкретные обвинения их противников. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО охватывает произв-ия живописи, скульптуры и декоративно-прикладного ис-ва, созданные для нужд христианских общин начиная с апостольских времен и до упрочения византийской к-ры в 6 в. Искусство катакомб. Древнейшие памятники хр-го иск-ва, относящ. к периоду со 2-й половины 2 в. и до 410, года падения Рима, находятся в римских катакомбах, стены и потолки которых были украшены орнаментальными росписями. Эпизоды из жизни Христа - это исключительно сцены чудес, ручательств его сверхъестественного могущества. Другие сюжеты, такие, как Ноев ковчег, три отрока в печи, история Ионы, выбраны в качестве примеров чудесного избавления, символов надежды на спасение за гробом. Христианские вера и надежда находили воплощение в образе т.н. оранты (лат. "молящаяся"), женской фигуры с молитвенно воздетыми руками. Ранние циклы сюжетов. С деят-ю ранних хр-ких общин связаны не только памятники погребального иск-ва, но и серии сюжетов на темы священной истории, сохранявшиеся в иллюстрированных книгах. Ни одной такой ранней книги до нас не дошло, но кое-что удается реконструировать на основании вторичных копий более позднего времени. Сюжеты, взятые из В З, появились в хр-кой иконографии значительно раньше первых новозаветных циклов. Возможно, это объясняется тем, что самые ранние циклы иллюстраций, использовавшихся христианскими общинами, были на самом деле иудейского происхождения и возникли в то время, когда библейский запрет на изображения трактовался довольно свободно. В первый век существования христианской церкви почти вся её письменная деятельность была направлена на то, чтобы: фиксировать предание об истории и учении первых проповедников христианства; излагать и истолковывать это учение в применении к частным вопросам по мере того, как их ставила жизнь; посредством письменных актов поддерживать нравственное и вероучительное единство между рассеянными общинами.

 

В – 7. Феномен Священной Книги в мировой культуре. БИБЛИЯ.МК знает не одну Священную Книгу: «Упанишады» и «Бхагавадгита» - памятники литературы Древней Индии, «Авеста» - в Др. Иране, «Дао-дэ-цзин» и «Луньюй» - в Др. Китае и, наконец, Библия – в Др. Палестине. Памятниками древнеин-кой л-ры конца II – начала I тыс. до н.э. являются Веды (букв. – знание), кот дают представления о религиозных верованиях периода складывания в Индии государственности. Основу Вед составляют 4 сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для свершения жертвоприношений), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Вначале Веды были результатом устного тв-ва. Затем жрецы записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои комментарии – Брахманы. Но затем возникла потребность в пояснении ряда текстовых неясностей. Одним из таких комментариев в последствии стали «Упанишады» (в пер. – «сидеть возле ног»). Упанишады – книга философских знаний, она делает акцент на самопознании, поток мудрости – от учителя к ученику. Цель – обучение правильному исполнению обрядов и постижение их скрытого смысла. Уп. не обращены конкретно к Богу. В Уп. – проблема жизни и смерти. Смерть – это не конец, а новая жизнь. В зависимости от суммы добрых и злых дел покинувшая тело душа может принимать различные формы. Цель жизни – нирвана, понимается как состояние предельной сосредоточенности. Другой Священной Книгой является «Бхагавадгита», которая входит в эпическую поэму Др. Индии «Махабхарата». Махабхарата повествует о борьбе за власть сыновей двух братьев, в которую оказалась втянутой вся Индия. В поэме внушается почтение к высшим кастам (особенно брахманам), причем, подчеркивается, что богатство – признак спасения. М. состоит из 18 книг. В 6-ую включен поэтический трактат «Бхагавадгита» («Песнь Господня»), в нем возница одного из братьев (Арджуны), которому предстоит возглавить битву, убеждает его исполнить долг, хотя придется пролить кровь родственников. Священной Книгой Ирана считается Авесты. Гос. религией в Древнем Иране был зороастризм – по имени основателя этой религии Заратуштра. Историчность З. достоверно не установлена, но большинство ученых склонны считать его реальным лицом. Предполагают, что он жил между XII и X вв. до н.э. Именно З. приписывают составление древнейшей части Авесты – канона зороастризма. Это древнейший религиозный иранский памятник, собрание свящ. книг, содержащий свод религиозных и юридических предписаний, молитв, песнопений, гимнов. Текст Авесты был кодифицирован при Сасанидах в. III – VII вв. Уже в «Младшей Авесте» образ Заратуштры был мифологизирован. Рассказывалось, как духи тьмы пытались убить или искусить пророка, обещав ему безграничную власть над миром, и как Заратуштра отразил все эти происки. Исходным положением зор-ма было поклонение огню и вера в справедливую борьбу добра-света со злом и тьмой. Эта борьба, учил пророк, лежит в основе мироздания, и исход ее зависит от участия чел-ка в этой борьбе на стороне добра. Пророк сформулировал т.н. этическую триаду: благие мысли – благие слова – благие дела. От того, что думал, что говорил и что делал человек, зависит его посмертная участь, через три дня после смерти душа идет к месту возмездия на суд, где все деяния человека взвешивают и решают его дальнейшую судьбу. Тем, кто активно выступал на стороне добра, З. обещал посмертное блаженство, пособникам зла угрожал страшными муками. «Младшая Авеста» предсказывала гибель мира и страшный суд через три тысячи лет, когда праведные будут спасены, а злые наказаны. Священная Китая. «Дао-дэ-цзин». Автором «Книги о дао и дэ» был мудрец Лао-цзы, основатель даосизма на рубеже VI – V вв. до н.э. Главное слово в этом труде Дао, что буквально означает путь. Этим словом обозначали также и другие понятия: правило, порядок, смысл, закон и т.д. Дао вечно единое, неизменное, непреходящее. Дао – это объективный закон, которому подчинен весь мир. Сам мир в представлении даосов состоит из мельчайших, неделимых материальных частиц и находится в постоянном изменении. Человек, будучи не в силах изменить естественный порядок вещей, должен предоставить вещам развиваться самим по себе. Удел человека – пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь Дао. Лао-цзы утверждал, что все в мире зависит от Дао, а не от «божественной воли». Не отрицая существование богов, он считал их всего лишь порождением Дао. Дао – источник всего сущего в мире – духовное начало. Его невозможно постичь ни зрением, ни слухом, ни осязанием. Дао, будучи непознанным до конца, утверждали даосы, материализуется в дэ – достоинстве человека.

Библия священная книга христиан. Состоит из двух частей: Ветхий Завет – священная книга последователей иудаизма, и Новый Завет, излагающий этапы жизни создателя христианства – Иисуса Христа и основные положения его учения. Библия отвечает на вечные вопросы, стоящие перед человечеством: как возник мир и появился человек, зачем живет человек и др. Текст Библии складывался на протяжении многих веков с XIII – II вв. до н.э. В основе Ветхого Завета (В.З.) – устаревшие традиции. Библ. ценность – ценность слова, Богоподобие. Бог в Библии никогда не оставляет человека (даже после грехопадения он общается с человеком, лишь меняется форма общения – появляется посредник). Бог ведет диалог постепенно, т.к. чел-во проходит определенные стадии развития. Библейский человек никогда не одинок. В.З. делится на три больших цикла: 1. Тора, или Пятикнижие, приписываемое пророку Моисею; 2. Пророки – несколько древних хроник и пророческие сочинения, принадлежащие или приписываемые Исайе, Иеремии, Иезекиилю и 12 «малым» пророкам, а также книга Даниила; 3. Писания – собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим жанрам (религиозная лирика, сборник афоризмов и т.д.). Тора – наиболее значимая часть В.З. Тора состоит из 5 книг: «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие». Важнейшая и значимая часть Торы – повествование об исходе евреев из Египта, их странствовании по пустыне, обретении Закона и заключение договора с Богом. В центре событий – Бог, Моисей и народ. Моисей – основатель религии Яхве, законодатель, религиозный наставник, политический вождь еврейских племен. Бог выбрал Моисея на служение и открыл ему свое имя – Яхве («Я есмь Сущий»). Моисею предстояло стать предводителем и освободителем народа. В помощь ему был назначен его брат – Аарон. От лица Бога Моисей и Аарон требуют у фараона освободить еврейский народ, но получают отказ, и Египет подвергается наказанию десятью «казнями египетскими», где не участвуют евреи. Ключевой момент Исхода – переправа через Красное море, расступившееся перед израильтянами и поглотившее войско фараона. Достигнув Синая, евреи расположились у подножия горы и простояли там в течение года. У Синая Бог явил им себя и здесь же дал 10 заповедей. Но первые каменные скрижали Моисей разбил в гневе, когда узнал, что в его отсутствие евреи поклонялись золотому тельцу. Евреи продолжили свой путь к Ханаану, обетованной земле. В пути не однажды верность Богу была нарушена и вновь восстановлена. Бог покровительствовал им, но в то же время наказывал за их отступления от веры. Из-за роптания, что где-то люди живут лучше чем они, в обетованную землю вошли только несколько человек, остальные были наказаны Богом. Смысл Исхода – обретение синайского Завета: 10 заповедей. Запрет магии, человеческих жертв, ритуальных обрядов, татуировок и т.п. Молитва 2 раза в день (форма ее – восхваление, просьба и благодарение Богу). Культ обрезания – знак принадлежности. Особые праздники: Пасха – день исхода из Египта, Шавуот – явление завета, Новый год и др. Первым царем евреев был Саул, но вскоре он стал присваивать религиозные функции. Самоубийство как плата за грех. На его смену приходит Давид. С ним связаны большие надежды. Его период правления характеризуют как мир, богатства, покоя. Давид – основатель Иерусалима как столицы. Сведения о нем двойственны: властный, но доброжелательный. Но и он отступает от законов Божьих: возжелал жену ближнего своего. Давид покаялся перед Богом, и в знак прощения его сыну будет дано построить первый храм. Следующий царь – Соломон, сын Давида. В Библии он показан, как мудрый и богоугодный правитель. Соломон известен своими литературными сочинениями и судами, разрешал трудные вопросы. Его грехи: гордыня, богоотступничество, проявившееся в идолопоклонстве. Период правления Давида и Соломона – время расцвета искусства древнееврейского народа. Вскоре после смерти Соломона пришел конец «золотому веку» Израильского царства. Расцвет в литературе: псалмы Давида – в них соединились метафоричность с религ. содержанием. В них пророчества об Иисусе Христе. Книга причт Соломоновых – своеобразный сборник афоризмов, принадлежащих Соломону. Главное произведение еврейской культуры – Ветхий Завет к IX-VIII вв. до н.э. восходят четыре книги Моисеевы – Бытие, Исход, Левит и Числа, включающие в себя основные моральные нормы, в том числе и 10 заповедей. Иерусалимский храм – крупнейший памятник после Библии, воспринимался как место, где присутствовал Бог в едином обличии. Храм поражал обилием драгоценностей, изнутри отделан золотом. В центре храма располагался точный куб, где хранилась божественная энергия (Шехана). Стены украшались колоннами. Вход с запада, широкий портик на востоке. После правления Соломона, власть в Израиле испытывала кризис веры, ведение войн. Осевое время – отклик на кризис, именно в этот период появляются пророки. Пророк – избранный Богом. Он – посредник между Богом и людьми. Пророк всегда заинтересован в судьбе народа, и поэтому он не должен молчать, его цель – проповедь. Илия – борец с язычеством (состязание Илии и жрецов Ваала, цель которого – кто окажется истинным Богом). Илья – карающий пророк, уничтожает жрецов. Он второй, кому явился Бог на горе Синай. Вознесение после смерти: поднимается на золотой колеснице, свидетель – Елисей, ученик Ильи. Исайя происходит из царского рода, советник царей. Он воплощает неподкупную совесть нации, символ грядущей свободы. Способность к пророчеству, ему даны видения. Предсказывает катастрофу: останутся только праведники. Впервые поднимает вопрос о богатстве и бедности (для человека важно не богатство, а духовная чистота). Второисайя (по Меню В. и Исайя разные авторы) послан обличить заблудших и их приговор Бога. Он чаще говорит о спасении, чем о наказании (в отличии от Исайи). Иеремия (букв. «стрела Бога») признается страдающим пророком. Обличает власть царя, пророчествует о гибели 1-го храма. Его никто не слышит. Индивидуалист, оторван от народа, должен выступать против народа, т.к. у народа есть внутренние враги (борьба самих с собой). Одинок в течении всей жизни. Это новый образ пророка-страдальца, он одинок всегда. Иезекииль – последний из великих пророков. Во многом продолжал линию Иеремии. Он начинает служить в период Вавилонского пленения. Он становится первым пророком-пастырем. Вводит новую ритуальность: создает новое место почитания Бога – синагогу (Иерусалимский храм разрушен). Чтобы помещение стало синагогой, нужен ковер со списками Торы и столы, где читали бы эти списки. Даны видения. Его пророчества давали надежду: конец пленения и счастливое царство мессии. Малые пророки. Амос – пастух, дал пророчества о гибели Иудеи. Обличение пьянства как порока. Если человек не возобновит договор с Богом, то он лишится Бога. Оссия – пророк любви. Открыл истину о страданиях Бога. Он страдает, когда не находит взаимной любви. Жалость Бога к грешнику – человек должен раскаяться и признать Бога. Малые пророки особо взывали к нравственному совершенствованию, угрожая грядущими муками и несчастьями в случае неповиновения воли Бога. В IV в. до н.э. вавилонский правитель Навуходоносор вошел в Палестину и опустошил Иудею. В 586 г. до н.э. он разрушил Иерусалим, сжег храм Яхве и увел в Вавилон значительную часть населения Иудеи. Это время в истории еврейского народа получило название «Вавилонского плена». Что стало с культурой евреев? Как ранее было сказано, Иерусалимский храм был уничтожен. В это время пророки призывали еврейский народ объединиться, соблюдать свои обычаи и законы. Глубокая тоска по родине отразилась в библейских псалмах, поэтических произведениях, предназначенных для исполнения в храме. Чтобы евреи не теряли «нить родства», были построены синагоги, как маленькие копии Иерусалимского храма. Книга Иезекииля отличается насыщенной символикой картин Бога, драматизированными личными переживаниями. Плач Иеремии – небольшая поэма, входящая в состав Библии. Эту книгу принято читать в память о разрушении Иерусалимского храма. Рисует яркие картины гибели города, своего рода реквием еврейского народа о гибели Иерусалима. Основное содержание книги подводит к выводу, что Бог, наказавший Иудею за непослушанию, справедлив. Вавилонский плен продолжался с 586 по 539 г. до н.э. (по др. данным 587-538 г. до н.э.) И только в 538 г. царь Кир разрешил евреям вернуться на свою родину и восстановить разрушенный храм. Для культуры послепленного периода характерны «предупреждения» о приближении дня Господня, грозного для всех народов (кн. пр. Иоиля и кн. пр. Авдия). Книга Ездры и Неемии представляет собой историю возвращения из вавилонского плена и восстановления Иерусалимского храма. Ездра по царскому указу должен был доставить золото и серебро для храма, поставить правителей и судей. Через несколько лет в Иерусалим как наместник прибыл Неемия, при котором были быстро восстановлены стены Иерусалима, город стал заселяться, были возвращены разбежавшиеся служители храма. Ездра и Неемия добились признания закона Моисея. В борьбе за очищение культа Яхве были запрещены браки с иноплеменниками. Позже (в V-IV вв. до н.э.) сложилась Книга Есфирь. Это исторический роман об избавлении иудеев от гибели из-за казней сановника Амана. Их спасают иудейка Есфирь, жена царя, и ее родственник. Одной из самых поздних книг является Книга пророка Даниила (60-е гг. II в. до н.э.). Книга распадается на две части: подвиги Даниила и свершаемые Яхве чудеса; видения и пророчества Даниила (сон Навуходоносора о дереве – владыка над всем не он, а царь). В период новый эры появляются новые религиозные направления. В историческом контексте время нестабильно, это время изменений (63-37 гг. до н.э., когда Иудейское царство входит в состав Римской империи и время царствования Ирода). Три религ. направления: саддукеи, фарисеи и ессеи. Саддукеи – религиозно-политическая партия в Древней Иудеи во 2 в. до н.э. – 1 в. н.э. Свое название получили, вероятно, от некоего Садока. Они выражали интересы рабовладельческой знати, высшего жречества и чиновничества. Отстаивая авторитет Пятикнижия, они отвергали всю позднейшую устную традицию, созданную фарисеями. Отвергали веру в бессмертие души и выступали против догмата о предопределении. После завоевания Иудеи римлянами (63 г. до н.э.) саддукеи перешли на их сторону и сохранили ряд привилегий. Во время войны Иудеи 66-73 гг. н.э. саддукеи объединились со своими противниками – фарисеями для борьбы против масс, выступавших против римского владычества и иудейской знати. После разрушения Иерусалимского храма (70 г. н.э.) саддукеи утратили свои привилегии и постепенно перестали играть какую-л. роль в общественно-политической жизни. Фарисеи (от древнеевр., отделившиеся) выражали интересы торгово-ремесленных слоев населения и духовной элиты, боровшихся с саддукеями. Часть фарисеев занималась толкованием и проповедью библейских законов (отсюда прозвище – книжники). Они предложили новое истолкование Торы, идея: не все истины даны в Торе, Бог меняет свое мнение. В период господства римлян фарисеи призывали к покорности их власти. Гиллель – вождь фарисейства, эталон, великий учитель, мыслитель (не делай зла другому, чтобы тебе не делали). Ессеи – религиозное братство пустынников. Отрицали частную собственность, призывали к пассивной, созерцательной жизни, уходу от мира зла. Главное местопребывания – оазис Энгади близ Мертвого моря. Члены секты при вступлении вносили все свои средства для устройства совместных трапез. Состояла секта гл. образом из т.н. свободных крестьян, не находивших выхода из тяжелого положения и искавших утешения в религиозно-мистических обрядах. Ввели новый образ жизни: не ели мясо, не пили вино.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты