Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


На выливание воды из уха, который также является детской игровой




магией: «Шлюшка, бабка, постигонка, / Дай бох скакнуть — перевыс-

кокнуть» (шлюшка — бабка от свиньи). Игровые магические пригово-

Ры детей пока остаются вне внимания фольклористов.

Есть е щ е две совершенно не изученные области игрового фолькло-

Ра. Во-первых, это этикетные диалоги начала игры, оставшиеся только

В архиве Г.С. Виноградова. Во-вторых, тексты-подражания подража-

Тельных игр. Собрание их весьма скромное. К ним относятся тексты-

Письма, сочиняемые в качестве наказания детьми, заснувшими в ноч-

ном3 0 . О.И. Капица зафиксировала игру с приговорами боя «черной

сотни» и р е в о л ю ц и о н е р о в 3 1 . Ю. Фаусек описал игры 1 9 1 8 г. в «Похоро-

ны», «Очередь», «Поезд» с потрясающе интересными диалогами3 2 .

К игровому фольклору следует относить и фольклор словесных игр

(сечки, молчанки, голосянки, поддевки, заманки). Небылицы-пере-

Вертыши также являются словесной игрой, только другой природы.

Г.С. Виноградов относил их к потешному фольклору, отмечая их

Близость к игровому. Несмотря на краткость и клишированность,

шуточные «поздравления с обновой», формулы детского прощания,

«попрошайки», песенки с перечислением дней недели, стихи при псев-

дочтении бумаги («Писано-переписано, от Ивана Денисова...») и ана-

Логичные тексты также представляют собой явления детского игрово-

Го фольклора. Все эти жанры объединяет игра, где присутствует парт-

н е р или «зритель», и соперник побеждается или посрамляется опы-

Том, ловкостью, остроумием или реакцией на произнесение первого

Текста.

Наиболее популярна среди жанров игрового словесного фольклора

Дразнилка. Г.С. Виноградов, написавший фундаментальную книгу об

Этом жанре, относил его (наряду с поддевкой и заманкой) к сатиричес-

Кому детскому фольклору3 3 . Мы относим дразнилку к детскому словес-

ному игровому фольклору по ряду причин: одна из самых популярных

Форм бытования дразнилки — дразнилочный диалог, передразнивание,

Т.е. словесная и г р а 3 4 . Как и в игре, здесь есть партнер, который, по-

Срамляясь последним, проигрывает. Это некая поэтическая игра детс-

Кого ума. Но, разумеется, функциональное поле дразнилки значитель-

Но шире игры. Дразнилка — важнейший элемент детского права, пра-

Вовой регулятор повседневного и игрового поведения, превращающий

Кризисную ситуацию в интеллектуальный спор. Адресат дразнилки —

«вор», «дурак», «поросенок» — и должен стать таковым. В отличие от

Простого оскорбления, адресат дразнилки попадает в специфическое

Смысловое и коммуникативное поле (отсюда — адекватный по жанру

Ответ). Добавим к этому сюжетику дразнилок, которая усиливает не-


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты