Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Права человека в истории политико-правовой мысли




Теория и практика прав человека имеют долгую и поучи­тельную историю. Современная постановка вопроса о правах человека — при всей своей новизне п особенностях, обуслов­ленных современным уровнем и характером мировой цивили­зации, — опирается на богатый предшествующий опыт чело­вечества прежде всего в области правовых форм организации общественной и государственной жизни людей, правового спо­соба регуляции их социальных отношений.

Права человека — явление социально-историческое. Не отрицая большой новизны, специфики и богатства содержания современных развитых представлений о правах человека, сле­дует вместе с тем иметь в виду и момент исторической преем­ственности этих представлений с предшествующими правовы­ми воззрениями на человека как участника социальной жизни. Как реально, так п теоретически (логически) каждая историчес­ки данная система права включала и включает в себя (явно или латентно) определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. В этом смысле история права и правовых учений — это вместе с тем и история форми­рования и эволюции пред ставлен! и"1 о правах человека: от при­митивных, ограниченных п неразвитых до современных.

В самом общем виде можно сказать, что степень п харак­тер развитости прав человека определяются уровнем развития


 


права в соответствующем обществе. Право вообще и права че­ловека — это ис различные (но своей сути, функциям и назна­чению) феномены, ведущие независимую друг от друга жизнь, а явления принципиально одного порядка и одного типа. Пра­ва человека (в тех или иных формах и объемах их бытия п выражения) — это необходимый, неотъемлемый п неизбежный компонент всякого права, определенный (а именно субъсктно-человеческнн) аспект выражения сущности права как особого типа и специфической формы социальной регуляции. Право без прав человека так же невозможно, как и права человека вне права.

Основной принцип любого права, выражающий специфи­ку права и его отличие от всех иных видов социальных норм и типов социальной регуляции, — это принцип абстрактно­го, формального равенства фактически различных люден, вы­ступающих в роли участников определенного круга отноше­ний.

В этом правовом равенстве присутствует и признание сво­боды субъектов права, т. с. их формальная независимость друг от друга. Присущий праву принцип равной свободы носит все­общий характер, но только в том смысле, что он в одинаковой степени (в качестве всеобщего масштаба и единой меры) зна­чим для всех возможных участников определенного круга от­ношений, подпадающих под действие принципа права и конк­ретизирующих данный принцип правовых норм.

Историческое развитие начал свободы и права в челове­ческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личнос­тей. Через механизм права — формального (правового) ра­венства — первоначально несвободная масса людей постепен­но преобразуется в свободных индивидов.

В целом историческая эволюция содержания, объема, сфе­ры действия принципа формального равенства не опровергает, а, наоборот, подкрепляет значение данного принципа (и конк­ретизирующей его системы норм) в качестве отличительной особенности права в его соотношении и расхождении с иными видами социальной регуляции (моральной, религиозной п т. д.).

История прав человека свидетельствует о том, что сформи­ровавшиеся в русле естественноправовых идей представления о прирожденных и неотчуждаемых правах человека лежат в


I

§ 1. Древняя Греция 37

основе и современных положений о правах человека и гражда­нина, современных концепций о правовом статусе личности, о господстве права н верховенстве закона, о гражданском обще­стве и правовом государстве.

Этот естествснноправовой подход (в современной моди­фикации) нашел свое признание в повой Конституции Россий­ской Федерации, согласно которой именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Богатый опыт прошлого позволяет лучше понять как ло­гику формирования и развития идей прав и свобод человека, так п наши собственные сложности н проблемы на пути к прак­тическому воплощению этих общечеловеческих ценностей в современных условиях иостсоцналистнчсской России.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты