Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Психологизм А. Упита-новеллиста.




Из собственных слов писателя видно, что его ранняя литературная деятельность развивалась по двум направлениям — он писал... писал... и учился... учился, мучительно стараясь постичь тайны худ. мастерства. Из приходского учителя он становится крупным специалистом по литературе и эстетике; из малоизвестного автора вырастает в подлинного мастера худ. слова.

Новеллы — это первые серьезные творческие достижения писателя. Лучшие из них составили двухтомник «Маленькие комедии» (1909—1910), которые открывались циклом о «маленьких людях». В интерпретацию проблемы «маленького человека», которая получила такое широкое развитие в мировой и, в частности, в русской литературе, латышский прозаик вносит нечто особое и новое. «Маленький человек» Андрея Упита не просто забитый труженик, которому писатель выражает свое сочувствие и свои симпатии, он — мелок по своему характеру и своим устремлениям, старается выбиться в «большие», приспособиться к тем, кто сумел за счет других попасть «на верх». В душе подобного «героя», как в кривом зеркале, отражается нелепость буржуазного образа жизни. Разумеется, для раскрытия этого характера самая подходящая интонация — сатирическая. Видимо, поэтому писатель в своих первых новеллах довольно широко пользуется средствами сатиры, пытаясь вскрыть всю никчемность и бессмысленность жизни в условиях капиталистического строя (новелла «Сердце» и др.). (Влияние Чехова). «В рассказах Чехова я обнаружил нечто родственное своим «Маленьким комедиям»... Как и его, меня привлекали эти мелочи будничной жизни, своеобразие поступков и черты характера искалеченного ею человека, которые как бы отдельными живописными мазками характеризуют картину всеобщей спешки конца 90-х и начала 90-х годов... Я не стал учеником и подражателем ни Чехова, ни Горького, но должен признать, что для моего идейного и художественного роста они дали больше, чем любой из тех многих десятков западноевропейских и американских прозаиков, с которыми я познакомился за 50 лет своей писательской деятельности».

Новеллы и рассказы, объединенные в сб. «Маленькие комедии», основаны на конкретном материале житейских наблюдений и дают широкую галерею типов. В рассказах, в основе которых лежит определенное и ограниченное во времени событие, психологическое развитие характера героя тесно связано с сюжетным ходом. В тех же произведениях, где внимание писателя сосредоточено на передаче внутренних переживаний человека, сюжет мало разработан. Это различие в принципах художественного построения дало основание критике говорить о двух типах рассказов и новелл Упита — сюжетных и психологических. К последним, с известными оговорками, можно было бы отнести и новеллы-портреты. С 1908 по 1915 год Андрей Упит написал довольно много рассказов и новелл (сатирический цикл «Сверхчеловеки» (1909), сборники «Тревога» (1912) и «В страдную пору» (1915). Сатирический цикл «Сверхчеловеки» («Homo sapiens», «Рейнис и Юла, или Исправленный Шекспир» и «В сферах вечности»), все три сатирические новеллы, направленные против декадентов, сыграли большую роль в борьбе с реакционным буржуазным искусством. Но особенно популярны стали они после того, как писатель переделал их в одноактные пьесы. Не было, наверно, ни одной любительской сцены в Латвии, где бы не ставились эти драматические миниатюры.

Сборник «Тревога» пронизан тем ощущением волнения, которое было вызвано революцией 1905—1907 годов у представителей различных общественных групп. Сами революционные события не описаны, а служат лишь фоном. Все внимание автора переключено на внутренние переживания человека. Поэтому весь этот прозаический цикл состоит как бы из ряда психологических портретов. В различных слоях общества это тревожное волнение проявляется по-разному: реакционного учителя охватывает страх («Тревога»), в мирную крестьянскую жизнь революционные события вносят драму, вырывая из лона семьи ее членов («На мостках»), бурные социальные конфликты в других случаях переплетаются с индивидуальными судьбами героев («Кошмар»).

Особое место в творчестве А. Упита занимает его сб. «В страдную пору» (1915), о котором он писал много лет спустя: «Некоторые новеллы я демонстративно пытался написать согласно своей новой эстетической теории, показать, что, кроме обычной и затасканной психологии любовных переживаний и культивируемой декадентами эротики, существуют и другие человеческие чувства и переживания, достойные изображения («Хлеб»). В одной из новелл («Ивняк») так же подробно, как обычно в рассказах изображают всякие любовные перипетии, я описал повседневный труд обыкновенного землекопа, изобразил физические ощущения и переживания, вызванные тяжелым трудом. В этом направлении работу не считаю законченной. Надеюсь к ней возвратиться и попытаюсь дать более широкое полотно, когда выясню те психологические и эстетические проблемы, которые меня занимают последнее время. Мне кажется, что тут кроются основы дальнейшего развития и претворения в жизнь социально-реалистического искусства».

В этот период А. Упит пытается обосновать свое понимание специфики худ. особенностей жанра новеллы, классическими признаками которой он считает прикрепленность изображения к определенному событию, напряженность фабулы, концентрацию выразительных средств. Эти основные особенности жанра прослеживаются во всех лучших новеллах Упита. Сам Упит утверждает, что писать новеллы он начал тогда, когда работал над произведениями, составившими сборник «В страдную пору». А все небольшие прозаические сочинения, написанные ранее, именует рассказами, хотя среди них встречаются произведения чисто новеллистического характера.

Оккупанты посадили А.Упита в тюрьму. Там он написал сборник новелл «В оттепель», где описываются события, происходившие после Февральской революции. Написанные за время буржуазной Латвии новеллы составляют шесть сб.: «Ветров противоборство» (1920), «Щепки в омуте» (1921), «За вратами рая» (1922), «Метаморфозы» (1923), «Голая жизнь» (1926). «Рассказы о пасторах» (1930), которые и заключают разработку этого жанра писателем, ибо в дальнейшем новелла уже не занимает такого места в его творчестве.

Каждый сборник в идейном и тематическом отношении представляет собой как бы законченный цикл. Есть сборники с последовательно выдержанной стилистической манерой («Ветров противоборство»), но есть и такие, где даже в этом отношении имеется некоторое разнообразие. Характерный пример — книга «Рассказы о пасторах», которая объединена антирелигиозной темой. Некоторые новеллы — «Безбожник», «Искушение отца Страутмала» и другие написаны с резким сарказмом. Но порой писатель прибегает к иному худ. решению. Он показывает и духовную трагедию самих священников («Жемчужина из перстня». «Лунные тени»). Каждая новелла, по-своему трактуя родственную тему, в конечном счете способствует разностороннему решению единой проблемы всего прозаического цикла. Однако самостоятельность каждого произведения настолько велика, что сборники все же не превращаются в «романы в новеллах».

Уделяя темам современности главное внимание, А. Упит в эти годы довольно широко обращается и к истории. Историческая тематика довольно широко входит в новеллы. Большая часть произведений, составляющих книгу «Голая жизнь», построена на историческом материале, который сам по себе не являлся для писателя самоцелью. Описание событий далекого прошлого не было уходом от решения актуальных вопросов современной жизни, а являлось лишь средством для более широкого и глубокого проникновения в суть социальных конфликтов, в которых с наибольшей полнотой проявляется человеческая личность, ее сложный и напряженный внутренний мир.

Идейно-тематическое единообразие — это определенный творческий прием автора. В целом все эти новеллы раскрывают огромное богатство сложного и противоречивого духовного мира человека.

А. Упиту удалось доказать, какое большое значение для художественного познания жизни играет малая эпическая форма. Маленькие новеллы латышского писателя становятся великими документами человеческой души.

39. Роман О. Гончара «Знаменосцы»: новаторство в освещении военной темы. Стилевое своеобразие произведения.

Роману «Знаменосцы» Олеся Гончара ссудилась счастливая, а вернее сказать, – справедливая судьба. Состоит из трёх частей: «Альпы»(1946 г.), «Голубой Дунай» (1947 г.), «Золотая Прага» (1948г.). Сам фронтовик, Олесь Гончар написал роман об Отчизне и ее сыновьях. Человек без Отчизны ничего не значит. Но эта идея органически объединяется с темой верности, красоты человека. Эти присущие настоящему человеку всеохватывающие чувства, которые вбирают в себя и верность любимой, супружескую верность, верность товарищам и побратимам, величие человеческой души.

Действие начинается летом 1944 года. Советские войска вступили на западную границу Отчизны и в могущественном порыве пошли дальше, искореняя зло, неся на своих флагах волю и справедливость. Советские бойцы, освободив Родину, в кровопролитных боях добывали свободу народам Румынии, Венгрии, Чехословакии.

Олесь Гончар рассказывал о солдате-творце, который заботился обо всем мире, а уже потом о собственной жизни. Его герои знали, за что боролись и умирали. Позади остались тяжелые годы отступления и военных поражений. Вступали на опустошенную землю, проходили уничтоженными селами и городами, видели руины заводов и школ. Не слышали девичьего смеха, ни стариковских мудрых рассказов, ни милых женских разговоров. Не было ни вишневых садов, ни радушных домов. Лишь пожарища с почерневшими каминами. Страшна была война, но и на войне были люди с горячими сердцами, люди высокой духовной силы и величия.

Таким является и сержант Козаков. Черныш увидел «коренастого плечистого сержанта» с волосами, подстриженными под бокс. Грязная, даже черная рубашка. Но Козаков гордится ею, обращается к ней словами, будто выхваченными из песни украинской: «Эх, рубашка, моя рубашка! Я сам тебя выстираю, в Дунае тебя сполосну!» Вместе с Козаковым входим в самое святое для человека – любви к родной стране, к Отчизне. Вспоминая о том, как дошли до Украины, изменяется сержант: «…И поверишь, заплакали мы как дети…». В этих словах отразились чувство каждого, кто ждал и дождался счастья ступить на священную землю Украины. Козаков — щедрый человек, поэтому и раздает остатки своего табака встречным раненым, которые на волах возвращались в тыл. Приоткрывается красота его души в эпизоде с румынскими ребятишками. Но прежде всего он – солдат на войне. Если Козаков дал слово, то добьется его выполнения любой ценой. Всегда выбирал себе самую тяжелую, самую рискованную задачу. И освобождение хорвата, прикованного к пулемету, и смертельная опасность в осажденном доме – все указывает на мощь духа и силы, сосредоточенность мысли человека, в котором органически объединяются и гуманизм, и ненависть к врагам.

Замполит майор Воронцов… Он больше всего любил свой родной полк, из-за этого не шел на работу в штаб фронта и на учебу. Воронцов был «матерью» полка: «Естественно, что мать должна всех утешать, выслушивать, лечить, наказывать и ободрять, а сама никогда не падать с ног». Есть у Воронцова внутренняя убежденность, умение мобилизовать внимание и силы бойцов и командиров, найти нужное слово, уместный пример. Есть у него и большая любовь к человеку, благодаря которой он вдохновляет на победы. Есть огромный опыт, которым можно поделиться с воином. Воронцов всегда среди бойцов – и в час отдыха, и в наступлении. Кажется, он не только «мать» для бойцов. Живет в его сердце родительская любовь к единственному сыну. Гордится им Воронцов. Герой Советского Союза становится беззащитным, впечатлительным, требующим поддержки. Он, прежде всего, человек, который оказался на войне и раскрыл всем свою любящую, искреннюю душу.

Ветеран полка Брянский, в прошлом студент из Минска. Это также человек чистой, чуткой души. Требовательный и справедливый, любимец всей роты. Заслужил эту любовь мудростью, умением никого не обидеть. Заслужил самоотверженным служением Отчизне, верностью родному краю, любимой, правде, которой обозначен каждый его шаг и все его помыслы. Военное дело стало для него профессией: «С дальнозоркостью ученого и вдумчивого патриота теоретически обобщает военную практику». Но бушующая маршевая ночь раскрыла перед Чернышом неведомые струны в душе командира. Верность в любви, ясность верности пронимала всего Брянского. Шура Ясногорская была единственной и верной любовью. И высочайшая красота для Брянского – это красота верности, даже на войне. Раскрывается он также и как патриот. С мыслями о Беларуси Брянский и погиб.

И Фома Хаецкий, и братья Блаженко, и Сагайда - герои, в душах которых объединяются и патриотизм, и замечательные человеческие чувства, и красота человека. Жизнь каждого – ценное сокровище. Душа каждого – ценное сокровище. Такое, как у Шуры Ясногорской. Идут с ней радость, солнце, ей все смеется навстречу. Остались у Шуры длинные косы -«русачки» – память о мирной жизни. Эта девушка была медицинской сестрой, выносила раненых бойцов с поля боя. Она и сама несколько раз была ранена. Красота и верность Шуры служит возражением лозунгу слабых духом: война, дескать, «все спишет». Глаза девушки сияли верностью, излучали добро и уверенность в родительском доме, в женах и невестах, которые с болью ждут возвращения своих любимых. Эта белорусская девушка была для солдат живым свидетельством того, что война бессильна уничтожить человечное в человеке, что война бессильна перед верностью и красотой жизни. Таков и сам Черныш. Евгений идет впереди бойцов, указывая им путь. Какую страшную эволюцию успевает человек пройти на войне! И это понимает Черныш. Он пристреливает своего раненого коня, чтобы тот не страдал. Понимает Евгений, что никто никогда не должен забывать тех, кто шел в авангарде человечества. Тяжелый путь прошел Евгений Черныш, возмужал на войне, изменились кое в чем его взгляды, но осталось сердце чутким и искренним, верным и добрым. Остался он Человеком.

40. Нравственные искания Думбадзе романе «Закон вечности».

Последний роман «Закон вечности» также выражает идею борьбы добра со злом. Спокойно взирать на зло, по мнению героя романа, лежащего в больнице, тяжело больного Бачаны, может лишь человек с искусственным сердцем. Обращаясь к лечащему его врачу, он говорит: «Пока мы живы, мы должны подать друг другу руки, чтобы помочь нашим душам стать бессмертными...». Как Белые флаги, так и Закон вечности отражают конкретную историческую эпоху в Грузии; так же, как и другие его произведения, они всегда имеют конкретное место и время действия, герои часто говорят на языке, в котором западногрузинские (гурийские) диалектизмы и веселый молодежный жаргон (никогда не переходящий в сквернословие) переданы с точностью лингвистической записи.

В «Законе вечности» полушутя говорится, что из Бачаны вышел бы неплохой священник

и из его соседа по больничной палате и постоянного оппонента отца Иорамэ – хороший партийный работник. Эти столь разные люди объединены желанием сделать чище и достойнее человеческую жизнь. За брошенными вскользь «репризными» фразами стояла, надо полагать, мучительная работа писательского сознания. Окружавшее писателя общество стремительно двигалось в тупик. Он сказал в «Белых флагах», романе о Бачане Рамишви-ли, как велика сила коррупции, как предметом купли-продажи становятся священные реликвии и святые понятия. Но шел он своим путем – не углубляясь в анализ причин социального разложения, а стремясь показать выход из тупика, действенную силу добра, вдохновляющую способность человека к подвижничеству.

Оглядываясь не только вокруг, но и назад, человек, литературный герой, искал утеряннуюверу, исконные ценности духа, ибо лозунги, призывавшие вперед, стали мало что значить на практике.

41. Идейно-художественное содержание романа А. Упита «Женщина». Нравственно- философское содержание произведения. Традиции русской классики в творчестве писателя (Ф. Достоевский, Л. Толстой).

А. Упит (1877-1970). Неслучайно стоит у истоков латышской литературы. Упит – основоположник латышской литературы. В критике советского времени советского времени новелиста и романтика Упита рассматривается с классовых позиций. В подтверждении исследователи ссылались: «первая и главная задача настоящего художника - показывать настоящее» Т.к. только сопоставление их, и через него ощущается потенциальное ещё образуемое и завоеванное будущее. Отрицательные исследователи будущее. Отрицательные исследователи истолковали как проявление антинародности и как следствие сводили к критике буржуазного общества сатирического изображения духовных пасторов. Неслучайно критик Розен Блю в предисловии к русскому переводу Упита озаглавил «О времени миров». В творчестве Упит образует шаткое, неустойчивое положение Латвии. Передал мироощущения человека переходного времени, показал рост национального самосознания, борющегося за свои классовые интересы. Мощное дарование Упита отражает конкретно-историческое содержание эпохи. Изменение жизни на современном этапе, стали причиной отказа от условности и способствовали выработке критериев творчества. Актуализация произведений Упита связана прежде всего с ценностной нравственно-ориентированной интерпретации наследия писателей. Всю жизнь Упит придерживался выработанного распорядка: начинает рабочий день в 3 часа ночи, что дало великие результаты: за 70 лет писательской деятельности им создано 39 пьес, 14 сборников новелл и рассказов, несколько сотен литературных статей, стихов и переводов. Его интерес – влияние среды на развитие характера, приводит автора к общим особенностям, к анализу проблем.

В романе «Женщина» (1910) – нет стремительно развивающегося действия. Главное в романе – исследование психологии героини, напряжённой внутренней жизни Эльзы Купол. Художественные принципы сближают это произведение с психологическими новеллами писателя, события описанные в романе происходят в салоне госпожи Марианны и интересны тем, что позволяет понять глубину трагедии героини и следить за событиями её чувств и мыслей. Эльза Купол – является центром повествования, её мироощущения, определяется эмоциональное мироощущение человека. Госпожа Марианна, Грин Грун Дулис, Абсе, брат Эльзы, Арнольд Купол и другие выступают в романе как вспомогательные, как подтексты внутреннего мира героини. Эта особенность авторского повествования позволяет назвать это произведение монороманом.

В романе нет стремительного развития действий, внимание сосредоточено на переживании героини. Тяготеет к точности изображения обстановки, внешнего вида героя, изменений его души. Тщательность описаний способствует объёмному изображению героя и предаёт неторопливый характер. Автору нужна подробность описаний, что бы обозначить нравственные полюса антиподы в первой части романа и показать процесс стирания границ во второй части. В первой части произведения нравственные образ Эльзы автор подчёркивает образ глаз - чистоту яркость. В жильцах пансиона обличает негативное в их облике и поведении. При всей внешней непохожести жильцы пансионата кажутся Эльзе одним лицом – порока. Что бы показать их общее лицо, Упит показывает их в ситуации совместного пребывания за столом хозяйки на концерте «Попечительство нравственности», либо в пивной, либо в публичном доме. Большую часть времени в увеселительных заведениях, где за ненадобностью маски приличия снимаются. Если Абсе и Грин руководствуются своим положением, то Грун Дулис и Купол не волнуются за поведение, потому ими руководят не нормы, а инстинкты. По ходу автор снимает маску приличия с учителя богословия. Показана нравственная стабильность. Не превосходит в нравственном развитии и Абсе. Фантазии этой поэтической натуры не идут далее женитьбы на дочери высокопоставленного чиновника. С наибольшей полнотой неизменность этих натур проявляетсяв отношении к Эльзе. Жертвой похоти этих ничтожеств и становится Эльза, которая была слишком юна, неопытна, наивна, чтобы увидеть хищников, ищущих жертву.

Три части романа передают историю души главной героини: 1ч. – унижение и оскорбление девушки, 2ч. Отмщение обидчикам, 3 ч. – крушение надежд Эльзы и нравственное наказание за свершённое злодеяние. В первой части романа Эльза подавлена страданиями. Во второй части, она внутренне перерождается, это свидетельствует о сознательности силы. За внешним спокойствием, бесстрашностью скрывается буря чувств, оскарблений и унижений женщины. Обнажается то истинное, что навсегда отвращает Эльзу от мужчин и сделало зависимое от своих обидчиков. Холодный расчёт Эльзы – породить зависть между мужчинами. И как только созрел план – происходит 2-е перерождение героини. Им льстила повышенное внимание Эльзы к ним, её ласковость. Эльза сознательно разжигает ревность. Стремительно ведёт любовную игру. 1ч. – авторская позиция. Во 2-й и 3-й частях романа события даны с позиции Эльзы. Автор отмечает, что чистота, любовь и прощение были для Эльзы пустыми звуками. Незнакомо чувство любви. Любовь к женщине – не вызов среде, предавшей чувство поругания, а потребность души, уставшей ненавидеть, а также возможность жить в семье, иметь детей. Эльза расправляется с Грином (невеста Грина увидела его с ученицей). Белый букет - символ раздавленной любви. С выходом Абсе ей пришлось пережить ужасы от человека, ставшего ей мужем. Растоптанная любовь лишила Эльзу жизненной перспективы - она потеряла ребёнка. Сравнивается с птицей, у которой поломаны крылья. Сломленная горем и отчаянием, Эльза цепляется за жизнь, ищет понимания и сочувствия. Показательно, что отчаянная решимость уйти из жизни пришло тогда, когда она понимает, что рядом нет ни одной живой души, у которой она вызывает сочувствие. Даже , социал-революционеру, оказалась положение народа важнее, чем её (скрытая авторская оценка). Нравственно-этическая концепция художника заключается в отрицании насилия над личностью и утверждает идеи гуманных отношений между людьми. Философская мысль романа связана с проблемой добра и зла и наказуемостью последнего. Решительно опроверг тезис и цель оправдывает средства. Показал, что над личностью не оправдывает человека, а ведёт его в бездну. Поэтическое победное торжество Эльзы после наказания обидчика должно было завершить её поражением. Оканчивает жизнь Эльзе самоубийством. Роман близок идеям Достоевского.

Упит показывает в романе падение женщины, зависящей от среды, толкнувшей её на преступления. Автор показывает и путь одновления. Психологическое мастерство Упита проявилось в изображении лихорадочно –возбуждающего проявления героини. В трагедии Эльзы писатель видел заблуждение.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты