Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи





Как известно, звучащая речь является основной формой существования языка. Звуковой организацией речи, эстетической ролью звуков занимается особый раздел стилистики — фоника. Фоника дает оценку осо­бенностям звукового строя языка, определяет характер­ные для каждого национального языка условия благо­звучия, исследует разнообразные приемы усиления фо­нетической выразительности речи, учит наиболее совер­шенному, художественно оправданному и стилистиче­ски целесообразному звуковому выражению мысли105.

Звуковая выразительность речи прежде всего за­ключается в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторение одинаковых или сходных согласных звуков), ассонанса (повторение гласных звуков) и других средств. В первую очередь фо­нику интересует звуковая организация поэтической ре­чи, в которой значение фонетических средств особенно велико. Наряду с этим исследуется также звуковая выра­зительность художественной прозы и некоторых жанров публицистики (прежде всего на радио и телевидении). В нехудожественной речи фоника решает задачу наиболее целесообразной звуковой организации языкового мате­риала, способствующей точному выражению мысли, так как правильное использование фонетических средств языка обеспечивает быстрое (и без помех) восприятие информации, исключает разночтения, устраняет неже­лательные ассоциации, мешающие пониманию высказывания. Для беглости понимания большое значение имеет благозвучие речи, т.е. такое сочетание звуков, ко­торое удобно для произношения (артикуляция) и приятно для слуха (музыкальность). Одним из путей дости­жения звуковой гармонии считается определенное чере­дование гласных и согласных звуков. При этом в большинстве сочетаний согласных содержатся звуки [м],

[ 202 ]

[н], [р], [л], имеющие высокую звучность. Рассмотрим, например, одно из стихотворений А.С. Пушкина:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года:

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой...

Интересна звуковая инструментовка этого стихо­творения. Здесь прежде всего наблюдается равномерное сочетание гласных и согласных звуков (и само их соот­ношение примерно одинаково: 60 % согласных и 40 % гласных); приблизительно равномерное сочетание глу­хих и звонких согласных; почти нет случаев скопления согласных (лишь два слова содержат соответственно три и четыре согласных звука подряд — [сквос'] и [фстр'и'ч'ajьт]. Все эти качества в совокупности и при­дают стиху особую музыкальность и мелодичность. Они присущи и лучшим прозаическим произведениям.

Однако благозвучие речи часто может нарушаться. Причин этому несколько, самой распространенной сре­ди которых является скопление согласных звуков:лист бракованной книги: [стбр], [йкн]; конкурс взрослых строи­телей: [рсвзр], [хстр]. Еще М.В. Ломоносов советовал "обегать непристойного и слуху противного стечения согласных, например: всех чувств взор есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные — вств-вз, язык весьма запинают"106. Для создания благозвучия важным является количество звуков, входящих в консо­нантное сочетание, их качество и последовательность. В русском языке (это доказано) сочетание согласных зву­ков подчиняется законам благозвучия. Однако есть сло­ва, включающие большее количество согласных по сравнению с нормативным: встреча, встрепанный, при- ткнуться; есть лексемы, содержащие два-три согласных

[ 203 ]

звука в конце, что значительно затрудняет произноше­ние: спектр, метр, рубль, черств, знакомств и т.д. Обыч­но при стечении согласных в устной речи в таких слу­чаях развивается дополнительная "слоговость", появля­ется слоговой гласный: [рубъл'], [м'этър] и т.д. Например:

Этот Смурый пришел в театр года два назад... (Ю. Трифо­нов); В Саратове шел спектакль, поставленный Сергеем Леони­довичем еще весною (Ю. Трифонов);

Земля надрывается от жары.

Термометр взорван. И на меня

Грохоча, осыпаются миры

Каплями ртутного огня.

(Э. Багрицкий)

Второй причиной, нарушающей благозвучие речи, является скопление гласных звуков. Таким образом, мнение о том, что чем больше в речи гласных звуков, тем она благозвучнее, неверно. Гласные порождают бла­гозвучие только в сочетании с согласными. Стечение нескольких гласных звуков в лингвистике называется зиянием; оно значительно искажает звуковой строй рус­ской речи и затрудняет артикуляцию. Труднопроизно­симыми являются, например, такие фразы: Письмо у Оли и Игоря; Такие изменения наблюдаются у аориста; название стихотворения В. Хлебникова "Слово о Эль".

Третьей причиной нарушения благозвучия счита­ется повторение одинаковых сочетаний звуков или оди­наковых слов: ^ ...Они производят крушение отношен��й (Н. Воронов). Здесь в словах, стоящих рядом, повторя­ется сочетание -шени-.

Правда, в поэтической речи очень трудно бывает разграничить нарушение благозвучия и парономазию -намеренную игру сходных в звуковом отношении слов. См. например:

Вот и расслышали мы

тихо сквозимую,

по первозимью перевозимую

первую песню зимы.

(Я. Кислик)
Сослуживец, сотрудник,

Собутыльник, собеседник —

Сколько этих СО!

Друг без друга невесомы,

Грозным временем несомы,

Попадем в эти Сомы

Белкой в колесо.

(В. Лившиц)

Снижается благозвучие и за счет однообразного ритма речи, создаваемого преобладанием односложных или, напротив, многосложных слов. Одним из примеров может служить создание так называемых палиндромов (текстов, имеющих одинаковое чтение как от начала к концу, так и от конца к началу):

...Мороз в узел, лезу взором.

Солов зов, воз волос.

Колесо. Жалко поклаж. Оселок.

Сани, плот и воз, зов и толп и нас.

Горд дох, ход дрог.

И лежу. Ужели?

(В. Хлебников)

Неудачная фонетическая организация речи, за­трудненная артикуляция, непривычное звучание фразы отвлекают внимание читателя, мешают восприятию тек­ста на слух. Русские поэты. и писатели всегда внима­тельно следили за звуковой стороной речи, отмечали недостатки звукового оформления той или иной мысли. Например, А.М. Горький писал о том, что молодые ав­торы часто не обращают внимания на "звуковые капри­зы" живой речи, и приводил примеры нарушения благо­звучия: актрис с страстными взглядами; писали стихи, хитроумно подбирая рифмы и др. А.М. Горький отмечал также, что назойливое повторение одних и тех же зву­ков нежелательно: Она неожиданно нашла, что наши от­ношения нужно — даже необходимо — понять иначе107 В.В. Маяковский в статье "Как делать стихи?" приводит примеры сочетаний на стыке слов, когда возникает но­вый смысл, не замеченный авторами поэтических текстов; другими словами, возникает амфиболия на фонетическом уровне: «...в лирическом стихотворении Утки­на, помещенном недавно в "Прожекторе", есть строка:

не придет он так же вот,

как на зимние озера летний лебедь не придет.

Получается определенный "живот"»108.

Амфиболию на звуковом уровне можно отметить также в стихотворении А. Вознесенского "Брайтон Бич":

В чем ты виноватый, Вилли?

В чем я, Вилли, виноват?

Вы ли, мы ли? Мы ли, вы ли? —

Небеса не говорят.

Эстетическое восприятие текстов нарушается при употреблении в речи действительных причастий на­стоящего и прошедшего времени типа тащащийся, та­щившийся, морщащийся, морщившийся, скрежещущий, так как они кажутся неблагозвучными109.

Таким образом, каждый носитель языка должен стараться избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, употребления неблагозвучных слово­форм, труднопроизносимых сочетаний звуков при со­единении слов, умело использовать выразительные воз­можности звучащей стороны речи


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты