Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Предмет изучения и основные задачи культурологии




Основной предмет теории культуры

Предмет изучения и основные задачи культурологии

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

В широкое употребление термин культурология ввел американский ученый Л. Уайт (1900-1975) как синоним науки о культуре. Именно ему принадлежит попытка создания общей теории культуры.

Культурология – комплексная социогуманитарная дисциплина, стремящаяся к созданию системы знаний о культуре как целостном явлении. Культурологическое исследование нацелено на эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, изучение межкультурной коммуникации, объяснения истоков общего и специфического, устойчивого и изменчивого в культуре.

Культурология сегодня – наука становящаяся, не выделившаяся полностью из тех дисциплин, на стыке которых она формируется. Культурология предстает интегративной областью знания. Ее базисом выступают отдельные науки о культуре – археология, история, этнография, искусствознание и т. п. В рамках социогуманитарного знания культурология может рассматриваться в качестве методологической основы для остальных, изучающих культурные явления, научных дисциплин, так как определяет общее значение феномена культуры и способы его исследования. Целью культурологического исследования является понимание как своей, так и иной культуры, а предметом становится содержание общественной жизни. Таким образом, культурология изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, ценностей, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, технологий, идеологий и пр., т. е. небиологическую форму существования человека и смыслы, которыми для него наполнен мир.

Культурология опирается на единство теоретического и эмпирического знания, т. к. рассматривает и предельные абстракции, и конкретные культурные явления и процессы. Современная культурология включает в себя как фундаментальные, так и прикладные исследования.

В качестве основных задач культурологического исследования можно назвать следующие:

· анализ культуры как системы культурных феноменов;

· исследование ментального содержания культуры;

· выявление типов связей между элементами культуры;

· исследование типологий культур и культурных единиц;

· разрешение проблем социокультурной динамики;

· исследование культурных кодов и коммуникаций.

Практическое значение культурологических исследований определяется возможностью их применения в сфере массовых коммуникаций и управления.

Потребность в культурологических знаниях особенно возросла в ХХ в. – в период интенсивных изменений социокультурной реальности.

В культурологической науке используются различные методы:

· эмпирический, основанный на сборе и описании фактического материала, особенно важен при полевых исследованиях;

· сравнительно-исторический, позволяющий сравнивать в историческом разрезе самобытные явления культурного комплекса;

· структурно-функциональный, предполагающий разложение изучаемого культурного объекта на составные части и выявление их внутренних связей;

· генетический, позволяющий понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития;

· семиотический – исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи опыта от поколения к поколению, как символической системы, обеспечивающей социальное наследование.

В культурологии выделяют несколько разделов.

Философия культуры выполняет методологическую функцию по отношению ко всей культурологии, т. к. она определяет общий смысл явления культур, представляет различные трактовки культуры, обеспечивает выбор познавательных ориентиров культурологических исследований.

Теория культуры определяет сущность, место и значение конкретных культурных явлений.

История культуры описывает конкретно-исторические особенности культурного развития. Прошлое культуры изучается для понимания ее настоящего.

Социология культуры изучает функционирование культуры в конкретной исторической ситуации.

Культурная антропология фиксирует и анализирует образ жизни и свойства различных культурных объектов: регионов, поселений, областей культуры, социокультурных слоев и групп, индивидов и т. д.

Таким образом, культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Возникновение культурологии отражает общую тенденцию современного научного знания к междисциплинарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре. Вместе с тем культурология представляет самостоятельную область знаний.

Можно констатировать, что культурология стремится не просто к описанию «материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством», а к осмыслению всего мира человеческой культуры как системного единства. На это направлены основные задачи культурологии и ее методы. Трудности в становлении культурологической науки обусловлены многоплановостью феномена культуры и сложностью его определения.

 

 

2 теория к-ры,философия к-ры,культурология:их соотношение

Философия культуры, теория культуры, культурология: место и роль в системе культуроведения, соотношение с философией и специальными науками.

Вопрос о соотношении культурологии, философии культуры и теории культуры, их взаимосвязи с философией и специальными науками относится к числу остро дискуссионных. Между тем от его решения зависит определение статуса названных дисциплин, проще говоря, определения степени их нужности или ненужности, полезности или бесполезности.

В данной статье предлагается один из вариантов решения поставленного вопроса (см. таблицу на стр.11), в котором использованы как результаты теоретических исследований автора, так и его опыт преподавания философии, философии науки, теории культуры и культурологии.

К настоящему времени знаний о культуре накоплено очень много. Весь корпус знаний о культуре можно назвать культуроведением. В его рамках целесообразно различать культурологическое знание и специальное культуроведческое знание.

Культурологическое знание – это знание о культуре в целом, в это его главная отличительная черта. Другой его особенностью является преобладание в структуре его содержания теории – т.е. знаний о законах бытия культуры. Это полностью соответствует этимологическому смыслу слова «логос» - что означает закон.

Кроме культурологического знания как теоретического знания о культуре в целом, в состав культуроведения входят также знания об отдельных сторонах и сферах культуры.

Это, например, искусствоведение – знание об изобразительном искусстве, театроведение – знание о театре, науковедение – знание о науке, киноведение – знание о кино, языкознание – знание о языке, и т.д. и т.п. Этот тип знания можно назвать специальным культуроведческим знанием. Оно отличается от культурологического прежде всего по предмету. Культурологическое знание – знание о культуре в целом, специальное культуроведческое знание – знание об отдельных частях культуры.

Различаются эти типы знания и по структуре. В культурологическом знании преобладает теория, при этом эмпирический материал, т.е. факты, даты и т.п. фигурируют в качестве подсобного материала. В специальном культуроведческом знании тоже есть теория, она описывает законы существования определенной области культуры. Однако эмпирическое знание здесь играет гораздо более значительную роль, чем в культурологическом знании. Эмпирическое знания здесь приобретают порой самостоятельное значение. Это знания о времени создания тех или иных произведений, об индивидуальных особенностях стиля того или иного художника, писателя и т.п.

Культурологическое знание и специальное культуроведческое тесно взаимосвязаны. Первое служит теоретической базой для всего культуроведения. Так, все представители специального культуроведческого знания используют те или иные представления о том, что такое культура, каковы ее функции, движущие силы, законы развития, какое место занимает та сфера культуры, которую они непосредственно изучают, в системе культуры в целом. Со своей стороны, специальные культуроведческие дисциплины поставляют то знание, которое «питает» культурологическое знание, служит базой для теоретических обобщений, для доказательства или опровержения теории.

Культурологическое знание, в свою очередь, имеет сложную структуру. Главные её элементы – теория культуры и специальное культурологическое знание. Они различаются между собой по предмету.

Теория культуры рассматривает культуру как целое, изучает законы и закономерности, которые действуют во всей системе культуры. Она на двух больших раздела – философии культуры и культурологии.

Философия культуры ставит и решает наиболее общие вопросы бытия культуры. Культурология – это наука о законах структуры, функционирования и развития культуры.

Специальное культурологическое знание – это тоже знание о культуре как целом, но при этом отдельные дисциплины, входящие в состав специального культурологического знания, сосредоточивают своё внимание на тех или иных аспектах культуры как целого. Это видно из их названий: социология культуры, история культуры, культурная антропология, история изучения культуры, социокультурная антропоэкология.

Содержание и структура теории культуры как научной дисциплины формируется в тесном взаимодействии со смежными и родственными дисциплинами. Базовой дисциплиной для теории культуры является философия. Она дает общую картину мира, в рамках которой культура предстает в качестве одной из деталей ее сюжета.

Область пересечения философии и теории культуры можно рассматривать как отдельную научную дисциплину – философию культуры. Она является одновременно и частью философии и частью теории культуры. Как часть философии она базируется на основных моментах содержания той или иной философской системы. Как часть теории культуры философия культуры, напротив, сама является базой, на основе которой формируется содержание всех элементов теории культуры.

Структура философии культуры соответствует структуре философского знания. Так, ядром философии является онтология – учение о бытии. Соответственно важнейшим разделом философии культуры является онтология культуры. В его рамках ставятся и решаются такие вопросы как место культуры в картине мира, культура и природа, внутренние и внешние противоречия культуры, общее, особенное и единичное в культуре, соотношение формы и содержания в культуре и т.п.

Другим важнейшим разделом философского знания является гносеология – теория познания. В философии культуры ему соответствует гносеология культуры. Здесь ставятся и различными способами решаются такие проблемы как границы и возможности познания культуры, специфика субъект – объектного взаимодействия в процессе познания культуры и т.п.

Тесно связанной с предыдущими является и такая философская дисциплина как философия и методология науки. В философии культуры ей соответствует раздел, который может быть назван «методология изучения культуры». Одним из важнейших вопросов, который ставится и решается в его рамках, является вопрос об отличии и сходстве наук о культуре и наук о природе.

Значительное место в структуре философского знания занимает аксиология – теория ценностей. По содержанию она тесно связана с двумя другими ветвями философского знания – этикой и эстетикой, где ставится вопрос о происхождении и природе нравственных и эстетических ценностей.

В философии культуры этим философским дисциплинам соответствует раздел «аксиология культуры». Кардинальные вопросы его содержания: культура и ценности, место и значение ценностей в культуре.

К числу наиболее важных философских дисциплин относится философская антропология, т.е. философское учение о человеке. Значительная часть философов прошлого и настоящего придерживается даже того мнения, что это самый главный и основополагающий раздел философии. Огромное значение он имеет и для философии культуры. На базе философской антропологии и в тесном взаимодействии с нею образуется раздел философии культуры, который можно назвать философской культурантропологией. Главная его проблема: человек и культура, человек как творец и творение культуры.

Существенной частью философского знания является социальная философия, которая ставит и решает философские проблемы общественной жизни. В философии культуры ей соответствует раздел, который можно назвать социальной культурфилософией. Его главная проблема – культура и общество, их взаимосвязь и взаимовлияние, характер противоречий между культурой и обществом, пути их разрешения, гармонизация и дисгармонизация отношений между культурой и обществом.

Тесно связанным с социальной философией является такой раздел философского знания, как философия истории. В ее рамках ставятся и решаются вопросы о наличии или отсутствии прогресса в истории человечества, о его содержании и критериях.

В философии культуры в рамках соответствующего раздела – философии истории культуры – решаются вопросы о наличии или отсутствии прогресса в истории культуры, о его содержании и критериях. Важной проблемой философии истории культуры является проблема траектории развития культуры.

Здесь предлагаются различные варианты. Наиболее известные из них: линейный (развитие по прямой), циклический (развитие по кругу), спиралеобразный, совмещающий в себе возможности первого и второго варианта.

Неотъемлемой частью философского знания является история философии и, соответственно, история философии культуры. Значение этого раздела философии культуры трудно переоценить. Здесь находится бесценное богатство, которым являются не только сами культурфилософские идеи и концепции, но и сам способ их обоснования, история их происхождения, характер взаимоотношений и взаимосвязи между ними.

Как часть философии, философия культуры тесно взаимодействует с областью специально- научного знания. Так, онтология культуры, рассматривающая вопрос о месте культуры в картине мира, соотносится с науками о природе.

Такие разделы как гносеология культуры и аксиология культуры учитывают достижения, и, в свою очередь, служат общетеоретической и методологической базой для психологии.

Философская культурантропология использует данные таких наук, как антропология – наука о человеке, как биологическом существе, этнография – наука о различных нациях, народностях и племенах, населяющих Землю, этнология – наука о законах существования человеческих сообществ этнического происхождения.

Социальная культурфилософия тесно взаимодействует с социологией – наукой об обществе.

Философия истории культуры и история философии культуры используют данные исторической науки, и, в свою очередь, являются для нее общетеоретической и методологической базой.

Во всех специальных науках широко используется математика. Поэтому ее нужно рассматривать в качестве неотъемлемого элемента специально-научной базы философии в целом и философии культуры как ее части.

В последнее время все громче заявляет о себе такая общенаучная дисциплина как синергетика – наука о самоорганизации. Она зародилась во второй половине ХХ века на стыке физики и химии. Однако довольно быстро выяснилось, что процессы самоорганизации имеют место во всех сферах бытия. Поэтому синергетика постепенно получает признание в качестве одного из самых существенных элементов общенаучного знания, оказывающего все более существенное воздействие на содержание философии культуры и культуроведения в целом.

Итак, философия культуры, как часть философии опирается на массив специально-научного знания, и в частности на данные наук о природе, математики, синергетики, психологии, антропологии, этнографии, этнологии, социологии, истории и т.д.

С другой стороны, философия культуры, то есть философско культурологическое знание, как часть теории культуры тесно взаимодействует с другим видом культурологического знания, которое можно назвать культурологией, то есть наукой о культуре.

Термин – «культурология», как и сама наука о культуре, появились сравнительно недавно. Впервые его употребил в 1909 немецкий химик и философ В. Освальд. Есть сведения и о том, что этот термин фигурирует в одной из статей русского поэта и культурфилософа Андрея Белого (1913 г.).

Но и та, и другая попытка введения нового термина остались в свое время почти незамеченной.

Более выразительно слово «культурология» прозвучало в контексте исследований культуры, которые осуществил американский ученый Лесли Уайт (1900 - 1975).

Поскольку он не просто употребил слово «культурология», в смысле «наука о культуре», но и сделал решительные шаги по пути превращения знаний о культуре именно в науку о культуре, слово «культурология» в сознании исследователей истории изучения культуры прочно ассоциируется с Лесли Уайтом. Однако и до сих пор слово «культурология» не является общепризнанным и общеупотребительным. Например, согласно западноевропейской и американской научной традиции, культурология как таковая в перечне наук не фигурирует. Вместо нее значатся такие дисциплины как культурная антропология и социальная антропология. О содержании этих дисциплин и их месте в структуре культуроведческого знания речь пойдет далее.

Очень часто весь массив знаний о культуре обозначается термином, который в переводе означает «науки о культуре». Здесь нужно отметить два момента. Во-первых, коль скоро речь идет о науках, тем самым ставится под вопрос, может ли существовать единая наука о культуре. Во-вторых, науки о культуре и культурология – по смыслу не одно и то же. Науки о культуре – это совокупность наук о различных сторонах, аспектах, свойствах сферы культуры, а культурология – это наука о логосе культуры, т.е. наука о законах существования культуры как некоей целостности. Надо отметить, что самый прочный статус культурологии как науки имеется именно в российской научной традиции, причем оформился он совсем недавно – в 90-е годы ХХ столетия. Начиная с 60-х годов ХХ века, в советской философии и науке обозначился пристальный интерес к проблеме человека и культуры, и, соответственно, началось развитие философской антропологии и философии культуры. При этом для многих исследователей стал очевидным тот факт, что сопряжение этих дисциплин дает очень интересные результаты и обогащает содержание каждой из них, взятой в отдельности. Однако следует признать, что до сих пор далеко не для всех это обстоятельство представляется столь явным.

Как бы то ни было, при новом повороте общественной жизни, с началом перестройки, интерес к проблемам культуры и к проблемам человека резко обострился. В еще большей степени это характерно для постперестроечного периода. В результате в середине 90-х годов статус культурологии упрочился за счет введения ее в качестве обязательной дисциплины цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ОГСЭ), что было предписано постановлениями соответствующих государственных органов.

Через некоторое время культурология утратила статус обязательной учебной дисциплины, этот статус остался только за философией, историей, иностранным языком и физической культурой. Однако культурология осталась в числе дисциплин, рекомендуемых в качестве тех, которые могут быть включены в учебные планы по решению Ученых советов вузов.

Следует отметить, что за те несколько лет, когда культурология входила в число обязательных дисциплин, было опубликовано несколько учебников и учебных пособий. Сейчас принято говорить о них с легким пренебрежением ссылаясь на то, что они писались второпях, наспех, дабы удовлетворить острую потребность в учебной литературе. Надо признать, что в некоторых случаях дело обстояло именно таким образом. Но не надо забывать, что, как выше уже говорилось, изучение культуры и в философском, и в специально-научном аспекте интенсивно велось в нашей стране начиная с 60-х годов. Поэтому для некоторых авторов написанные ими учебники и учебные пособия по культурологии явились результатом многолетнего труда и содержат в себе изложение оригинальных и плодотворных концепций в сочетании с материалом, отражающим коллективные достижения в области изучения культуры.

К настоящему времени культурология оформилась и в качестве научной и в качестве учебной дисциплины. В ряде вузов ведется подготовка специалистов в этой области. Число таких вузов доходит к настоящему времени до 130. В большинстве вузов России культурология преподается в качестве одной из дисциплин цикла ГСЭ. Поводятся многочисленные конференции, симпозиумы и иные научные форумы, выпускается большое количество учебной и научной литературы.

В качестве основных разделов, составляющих содержание культурологии, можно признать следующие.

Во-первых, это раздел, связанный с рассмотрением проблемы определения культуры, что позволяет обозначить границы «поля» исследования. На этом этапе дается самое общее определение культуры, которое затем, по мере обогащения знаний о культуре, уточняется и детализируется. [см.3, 29-48].

Обязательным разделом культурологии следует признать раздел, связанный с анализом методов изучения культуры. [см. 3, 49-99]

И первый, и второй разделы можно оценить как предварительные, как подготовку к основной работе, период, когда выбираются и раскладываются в определенном порядке нужные инструменты.

Ядром культурологии как науки является изучение законов структуры, функционирования и развития культуры. [см.4,5] На этой основе возможна формулировка проблемы, решение которой может придать огромную практическую значимость всему культурологическому знанию. Речь идет о теоретической модели должного состояния культуры. [см.1,5] Большинство культурологов, в лучшем случае, ограничивается выявлением законов и закономерностей структуры, функционирования и развития культуры, а чаще всего довольствуется всего лишь описанием более или менее ярких феноменов культуры.

Между тем, культурологические теории – это не «игра в бисер», их ценность определяется в первую очередь как раз тем, возможно ли на их основе построение модели должного состояния культуры. Отсутствие такой возможности – это приговор любой теории, свидетельство ее бесплодности и бесполезности. Отказ теоретиков от построения такой модели очень часто мотивируется известным выражением «Бойся тех, кто знает, как надо». При этом подразумевается, что проблематика должного связана неизбежно с фанатизмом и догматизмом. Конечно, такого рода предупреждение надо иметь в виду. Но зачастую благородное беспокойство по поводу возможного догматизма служит удобной ширмой, прикрывающей бессилие некоторых теоретиков дать вразумительные ответы на практические вопросы.

Теоретическую модель должного состояния культуры можно интерпретировать как теоретическую модель гуманистической культуры, поскольку гуманизм является неотъемлемой характеристикой должного состояния культуры. Однако понятие «гуманизм» очень многозначно и трактовка его содержания зависит от понимания того, что есть человек. Отсюда ясно, что предварительным условием построения теоретической модели гуманистической культуры является решение проблем «гуманизм и культура», «культура и цивилизация», что также является одним из обязательных разделов культурологии. [см. 5]

Итак, в содержание культурологии как науки входит постановка и решение следующего круга проблем:

  1. определение культуры;
  2. методы изучения культуры;
  3. законы структуры, функционирования и развития культуры;
  4. культура и цивилизация;
  5. культура и гуманизм;
  6. построение теоретической модели гуманистической культуры.

В состав культурологического знания входит целый ряд специальных культурологических дисциплин. Одна из них образуется в результате взаимодействия и взаимообогащения социологии, социальной философии, социальной культурфилософии, культурологии и специального культурологического знания. Это – социология культуры. Объекты ее изучения – социальные институты культуры, их структура и функции, культурная специфика различных социальных групп и ее зависимость от их положения в обществе и т.п.

Очень важный раздел знаний о культуре является результатом взаимодействия исторической науки и культуроведения. Это - история культуры. Она, в свою очередь, имеет сложную структуру. Базовую ее часть составляет теория культуры, т.е. культурологическое знание. Это обстоятельство не для всех является очевидным. Однако, дело обстоит именно таким образом. В зависимости от того, каковы теоретические позиции исследователя, он замечает одни факты и «в упор не видит» другие факты истории культуры. Исследователь, стоящий на других теоретических позициях, напротив, обратит внимание как раз на те факты, которых «в упор не видит» первый исследователь, но зато может не заметить тех, которые очевидны для первого. Какова теория такова и история. Предпочтение, конечно, следует отдавать той теории, которая делает историка культуры более зрячим, помогает ему более глубоко уяснить законы исторического развития культуры

Важным разделом культуроведения является культурная антропология. Ее предметом, как он сложился к настоящему времени, является изучение культуры архаических народов. Она выросла из таких дисциплин как антропология, этнография, этнология и история культуры, которая, как было ранее показано, является одновременно и культурологическим и специально-культуроведческим знанием.

На стыке теории культуры, социологии, антропологии, культурной антропологии и философской культурантропологии появился и такой важный раздел знания как социальная антропология. Ее основным предметом является изучение культурных особенностей различных социальных групп того или иного общества.

Неотъемлемой частью культуроведения является история изучения культуры. Содержание этой дисциплины, так же, как и содержание истории культуры как научной дисциплины, напрямую зависит от теории культуры. В соответствии с тем, какой культурологической концепции, придерживается тот или иной автор, он делает особый акцент на исследовании истории возникновения и развития именно этой концепции. Поэтому история изучения культуры как научная дисциплина значительной своей частью принадлежит теории культуры.

Однако, исследователь истории изучения культуры обращает свое внимание не только на ход развития той или иной культурологической концепции, но и на особенности биографии автора концепции, ее связь с культурой конкретного периода конкретной страны. И в этом смысле историю изучения культуры как научную дисциплину можно считать принадлежащей и к корпусу специальных культуроведческих дисциплин.

Как выше уже отмечалось, фундаментальным критерием, позволяющим определить ценность той или иной теории культуры, является возможность построения на ее основе модели должного состояния культуры.

Другим таким фундаментальным критерием является связь культурологической теории со сферой решения вопросов самоопределения личности, построения программ личного поведения.

Рассчитывать в этом случае только на такую науку как психология вряд ли уместно, поскольку психика человека в значительной мере формируется культурой и субкультурами, в которых он живет. Как это делается, и какова роль самого человека в этом процессе – все это проблемы теории культуры, поскольку культура – один из важнейших элементов среды жизнеобитания человека.

Отсюда – необходимость такого раздела культурологического знания, который бы ставил и решал проблемы взаимодействия человека с культурной средой.

Другим элементом среды жизнеобитания человека является общество, социальная реальность. Характер взаимодействия человека и общества во многом определяется культурой данного общества и культурой самого человека. Поэтому раздел социо–антропологического знания, где рассматриваются вопросы взаимодействия человека и общества, является одновременно и разделом культурологического знания.

Наконец, важнейшим элементом среды жизнеобитания человека является природная реальность. Характер взаимодействия человека и природы опосредован обществом и культурой. Соответственно, этот раздел социоантропологического знания также является одновременно разделом культурологического знания.

Таким образом, выход культурологической теории в сферу решения вопросов самоопределения личности, построения программ личного поведения порождает необходимость в создании интегральной культуроведческой дисциплины. Ей можно дать название – социокультурная антропоэкология. [см.2]

Экология – это биологическая наука о взаимодействии организма и среды.

Социокультурная антропоэкология – это комплексная эколого-культуроведческая научная дисциплина. Её предмет – взаимодействие человека со средой своего жизнеобитания: природой, обществом и культурой.

Социокультурная антропоэкология еще не сложилась в качестве стройной и оформившейся дисциплины. Она существует в виде отдельных направлений, в рамках которых исследуется или взаимодействие человека с природой, или с обществом, или с культурой. Более разработанным оказывается к настоящему времени первое направление – взаимодействие человека с природной средой. При этом чаще всего речь идет не столько о взаимодействии человека с природной средой, сколько о взаимодействии общества с природной средой. Более того, слово «экология» наиболее употребительно в настоящее время не в связи с проблемой взаимодействия человека и природы, а в связи с характеристикой состояния природной среды. Имеют хождение такие выражения как «плохая экология», «хорошая экология». С точки зрения смысла слова «экология» как науки о взаимодействии организма и среды, эти выражения кажутся довольно странными. Однако о чем идет речь, всем ясно: плохом или хорошем состоянии природной среды в том или ином конкретном месте.

Итак, социокультурная антропоэкология – это комплексная культуроведческая дисциплина. Ее философскую основу составляют философская культурантропология, социальная культурфилософия, философия истории культуры. Кроме того, ее теоретической базой являются такие элементы специального культуроведческого знания как культурология, культурная антропология, социология культуры, история культуры.

Специально-научной базой социокультурной антропоэкологии являются такие науки как экология, антропология, этнология, этнография, психология, математика, синергетика.

Социокультурная антропоэкология имеет выход и в специальное культуроведческое знание

Оно базируется на специальном культурогическом знании. Поэтому в его структуру включаются знания о сущности культуры, ее структуре и функциях, о месте той или иной конкретной сферы культуры или конкретного культурного феномена в структуре культуры в целом.

Кроме того, специфическое содержание специального культуроведческого знания составляет решение ряда проблем – среди них:

- определение различных сфер культуры (морали, религии, искусства и т.п.),

- методы и методики изучения различных сфер культуры;

- законы структуры и функционирования различных сфер культуры;

- антропология различных сфер культуры (антропология музыки, юридическая антропология и т.п.);

- социология различных сфер культуры (социология музыки, социология религии и т.п.);

- история различных сфер культуры (история изобразительного искусства, история религии и т.п.);

- история изучения различных сфер культуры (история религиоведения, история искусствоведения и т.п.);

В состав специального культуроведения включаются также некоторые разделы тех дисциплин, о которых уже шла речь выше в связи со специальным культурологическим знанием,– истории культуры, культурной антропологии, истории изучения культуры, социокультурной антропоэкологии.. Это те разделы, которые представляют эмпирическую базу

специального культурологического знания – факты, даты и т. п.

Определяющее значение в системе знаний о культуре имеет теория культуры.

В первую очередь от содержания теории культуры зависит содержание всех дисциплин, входящих в состав специального культурологического знания – истории культуры, социологии культуры, культурной антропологии и т.п.

В соответствии с тем, какого подхода к определению культуры придерживается тот или иной исследователь, какие методы изучения культуры он считает возможным применять в ходе работы над материалом, в поле его зрения попадают или не попадают те или иные факты, он дает им ту или иную оценку и т.п. В зависимости от этого, историки культуры, например, которые исследуют один и тот же период развития культуры, могут получить совершенно разные результаты. Если теория слишком односторонняя, то и специальное культурологическое исследование будет нести на себе следы односторонности, неполноты и, в конечном счёте, будут неплодотворны.

Не меньшее значение теория культуры имеет и для специального культуроведческого знания. Специалисты в области искусствознания, языкознания, науковедения и т.п. не смогут получить хороших результатов, если они плохо представляют себе роль и место той или иной сферы культуры в системе культуры, если они плохо представляют себе, что такое культура, каковы законы её развития.

Таким образом, теория культуры включающая в себя философию культуры и культурологию, является ядром, которое в свою очередь представляет собой важнейший элемент системы научного и философского знания, поскольку дает человеку знания о самом себе, о смысле и направлениях своей деятельности, о принципах взаимодействия с окружающим миром.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты