Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные линии онтогенеза в зрелом возрасте




Содержание жизни в зрелости, как и в молодости, определяется направленностью личности.

При гедонистической направленности человек фактически не достигает зрелости, он вступает в этот возраст только хронологически. Его личностное развитие, как и ранее, не осуществляется, главные стороны жизни остаются непредставленными. Соответственно, он не исполняет свое-го человеческого предназначения. В большинстве случаев гедонистическая направленность личности ведет, как отмечалось, к отсутствию каких бы то ни было моральных устоев, к алкоголизации и мелкому криминалу, нередко к наркомании, т.е. к полной деградации. В итоге очень часто лица с данной направленностью и физически уходят из жизни в возрасте, соответствующем зрелости, не доживая до хронологической старости.

При эгоистической направленности личности, как было показано в предыдущих Главах, и профессия, и зачастую семейные отношения определяются каким-либо эгоистическим мотивом.

Несмотря на то что при данной направленности человек, как правило, осуществляет не собственно профессиональную деятельность, а профессиональные действия, опосредствующие достижение доминирующего эгоистического мотива, здесь мы, в отличие от гедонистической направленности личности, можем говорить о профессиональной продуктивности. Разумеется, речь идет о вариантах, когда основным средством достижения мотива является та или иная профессия, а не криминальные действия.

Связывая с освоением какой-либо профессии материальный достаток, продвижение по карьерной лестнице, возможность выделиться, быть первым и т.д., человек должен добиться определенного профессионального мастерства. Прежде всего это относится к престижной мотивации. Выше мы отмечали, что мотив первенства нередко заставляет работать на пределе сил, определяет стремление делать свое дело быстрее и лучше других. При наличии соответствующих способностей этим, естественно, достигается высокая продуктивность.

Овладение профессией, высокое мастерство и продуктивность приводят к важному для личностного развития чувству профессиональной компетентности. В то же время при доминировании эгоистических мотивов (и, соответственно, отсутствии общей ориентации на духовно-нравственные ценности, т.е. твердых моральных устоев) достижение доминирующего мотива может быть опосредствовано не только овладением профессией, но и различными действиями, несовместимыми с моралью (интриги и т.п.), в том числе криминальными. Напомним также, что эгоистические мотивы, включая и престижную мотивацию, не дают возможности проявиться творческому потенциалу.

Наличие при эгоистической направленности личности профессиональной продуктивности позволяет рассмотреть здесь и вопрос "акмэ", представленности либо отсутствия пика наибольших профессиональных успехов. В условиях сложного и трудного жизненного мира, в котором как внутренний, так и внешний его аспекты контролируются принципом реальности, человек обычно ставит конечные цели. Как отмечалось выше, сам доминирующий эгоистический мотив определяется по оптимальному соотношению параметров значимость — достижимость. Активность индивида (и, соответственно, его профессиональная продуктивность) в связи с этим возрастают при приближении к намеченной жизненной цели и идут на убыль по ее достижении. Например, если доминирует мотив карьеры, то, достигнув намеченного рубежа и освоив его, человек основное внимание начинает уделять сохранению своего положения. Его профессиональная продуктивность при этом снижается. Таким образом, эгоистическая направленность личности предполагает наличие "акмэ" пика профессиональной продуктивности.

Иначе может обстоять дело тогда, когда доминирующий эгоистический мотив приобретает гипертрофированную в сравнении с другими мотивами значимость. Это случаи атавистического "опрощения" жизненного мира, при котором конечная цель определяется только трудностью его внешнего аспекта, внутренние ограничения отсутствуют, а деятельность характеризуется "истовостью" (Ф.Е. Василюк). Если при этом основным средством реализации мотива все же остается профессиональная продуктивность (например, при престижной мотивации), то выраженное "акмэ" может отсутствовать. Индивид будет проявлять максимум активности до тех пор, пока внешние препятствия не станут непреодолимыми.

При духовно-нравственной и сущностной направленности личности человек, как мы ранее отмечали, стремится к сущ-ностности всех сторон своей жизни. Но даже при сущностной направленности (генерализованном мотиве сущностного единения с миром), отдельные, иногда значимые, стороны жизни могут иметь несущностный характер. Тем не менее в сущностном мире основное содержание жизни определяется именно сущностными связями, вследствие чего происходит генерализация отношения к жизни и сложность жизненного мира, как и трудность, не является значимой. Даже отдельные важные нереализованные стороны жизни не влияют на характер отношения к жизни в целом.

По-другому обстоит дело при духовно-нравственной направленности личности. Несмотря на общую ориентацию на духовно-нравственные ценности, несущностный характер либо нереализованность некоторых сторон жизни приводит здесь к значимости сложности внутреннего мира. В результате отношение к жизни характеризуется противоречивостью, в нем нет целостности. Напомним, что общая ориентация на духовно-нравственные ценности определяется большой ролью в содержании жизни сущностных связей. Она еще недостаточна для сущностного отношения к жизни в целом, но уже приводит к появлению принципа ценности, доминированию духовно-нравственных мотивов.

Наиболее важными, главными сторонами жизни обычно выступают при этом профессиональная деятельность и (или) семейные отношения. Главной стороной жизни могут быть также увлечения — любимые занятия, не связанные с профессией (см. табл. 1.3). Иногда чрезвычайно важную, определяющую роль играет любовь к родине, сочетающаяся с любовью к природе (С.А. Есенин, М.М. Пришвин). Если эта сторона жизни есть у человека, она очень важа для него независимо от того, связана она или нет с его профессией. В то же время любовь к родине и природе часто оказывает влияние на профессиональное творчество — литераторов, музыкантов, художников и т.д. Помимо Есенина и Пришвина, можно назвать П.И. Чайковского, В.Д. Поленова, И!И. Левитана, К.Г. Паустовского, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, П.П. Бажова и многих других.

Очень благоприятным сочетанием, нередко определяющим сущностность жизненного мира в целом, являются любовь к своему делу и отношения любви в семье. От разных людей можно услышать очень близкие, практически совпадающие слова, оценивающие значение для них этих сторон жизни: "Я счастлив, потому что каждый день с радостью иду на работу. И я счастлив, потому что каждый день с радостью возвращаюсь домой".

Мы отмечали, что независимо от того, находит или не находит человек в своей профессии призвание, единственное свое "предназначение", ее выбор при духовно-нравственной и сущностной направленности личности определяется интересом к ней. В связи с этим создаются предпосылки к развитию сущностного мотива, любви к своему делу и проявлению творчества, раскрытию своего творческого потенциала.

Любовь к своему делу, обусловливая творческое отношение к профессии, определяет и малую вероятность "акмэ", ограничения наибольшей профессиональной продуктивности узким периодом. Исключение составляют профессии, в которых, как указывалось выше, пик продуктивности обусловлен самим их характером. В остальных же случаях связанные с любовью к своему делу рост профессионального мастерства и, главное, творческое к нему отношение восполняют возможное общее снижение с возрастом уровня отдельных функций.

В сущностных отношениях все психические процессы функционируют в особом режиме, на максимально возможном для данного человека уровне. Непреходящесть сущностной мотивации, беспредельность связанного с ней процесса творчества определяют возможность постоянного роста профессиональной продуктивности. В этом принципиальное отличие профессиональной продуктивности при рассматриваемых видах направленности личности от того, что мы имеем в случае эгоистической направленности. Там профессиональная продуктивность обычно связана с достижением тех или иных конечных целей, после чего активность индивида идет на убыль.

При духовно-нравственной и сущностной направленности личности в профессиональной продуктивности иногда тоже может наступить временный или постоянный спад. Но это связано здесь не с внутренними, мотивационными факторами, а с какими-либо внешними неблагоприятными обстоятельствами (тяжелой болезнью, психической травмой и т.п.). В то же время широкий круг сущностных связей с миром обычно позволяет человеку преодолеть эти обстоятельства, найти новые возможности для продуктивной профессиональной деятельности, продолжать жить насыщенной духовными интересами жизнью.

Если же влюбленность оказалась ложной, не перешла в любовь, гармония в отношениях супругов не достигается. Семейные отношения постепенно становятся для обоих либо для одного из них источником глубоких разочарований и тяжелых переживаний, а зачастую трудно переносимым бременем.

Рассматривая различные линии онтогенеза, мы должны иметь в виду, что определяющие их типы жизненного мира (и соответствующие виды направленности личности) могут быть промежуточными. Особенно часто встречается, как мы отмечали выше, сочетание эгоистической и духовно-нравственной направленности, с двойным доминированием соответствующих мотивов.

Зрелость — самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость — цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие.

Зрелость окончательно выявляет характер различных линий онтогенеза, доводит их до логического конца. Для одних людей она является лишь чисто хронологическим понятием, ничего не прибавляя к ранее сложившемуся стереотипному существованию. Другие в зрелости исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Центральным возрастным новообразованием зрелости является продуктивность — как в профессиональном плане, так и в плане воспитания следующего поколения.

 

7.Исторический анализ понятия «детство».

Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения.
Человек, являясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек – наиболее совершенное существо в природе. По состоянию на момент рождения у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков парадокс природы.
В ходе истории росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. Но за тысячелетия новорожденный ребенок практически не изменился. Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной зрелости. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Проблема истории детства – один из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Его интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования привели его к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям. Детство считалось периодом быстро про-ходящим и малоценным.
Открытие детства позволило описать полный цикл человеческой жизни. Для характеристики возрастных периодов жизни в научных сочинениях XVI-XVII веков использовалась терминология, которая до сих пор употребляется в научной и разговорной речи: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость, сенильность (глубокая старость). В старину периоды жизни соотносились с четырьмя временами года, с се-мью планетами, с двенадцатью знаками зодиака. Совпадение чисел воспринималось как один из показателей фундаментального единства Природы.
Как уже отмечалось, вопрос об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества, без решения которых невозможно составить содержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психологии в конце 20-х годов XX века и продолжает разрабатываться до сих пор. И хотя история детства еще не исследована в достаточной мере, важна сама постановка этого вопроса в психо-логии XX века. Если на многие вопросы теории психического развития ребенка еще нет ответа, то путь решения уже можно представить. И видится он в свете исторического изучения детства.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты