Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Динамика и типология культуры




Культура — динамично развивающаяся система, смысловые компоненты которой могут значительно изменяться. К основным проявлениям культурной динамики относятся:

·
Культурная адаптация — приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира. Например, миграция, смена профессии, война, оккупация и др.

·
Культурная ассимиляция — процесс утраты прежних культурных параметров и полного перехода на новые. Например, влияние западной цивилизации на культурные парадигмы Индии и Китая; воздействие русской культуры на белорусскую.

·
Культурный конфликт — критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, группами, личностью и группой, группой и обществом. Например, крестовые походы, религиозные, гражданские, национально-освободительные войны.

·
Межкультурная коммуникация — это коммуникация, основанная на символическом взаимодействии между представителями (индивидами и группами) разных культур.


В современном мире выделяют большие культурные системы – макрокультуры (американская культура, африканская культура, европейская культура и др.) в составе которых находятся микрокультуры (субкультуры), например, молодежные, профессиональные субкультуры и проч.

Социальные типы культуры:

·
Элитарная культура является субкультурным образованием привилегированных слоев общества. Она характеризуется закрытостью, аристократизмом, высоким уровнем ценностей. Представители культурной элиты обычно увлеченные натуры, стремящиеся к творчеству, способные идти на жертвы. Места рождения и развития элитарной культуры — литературные салоны, ремесленные цеха, религиозно-философские собрания, литературно-художественные и интеллектуальные кружки, ученые сообщества.

·
^ Массовая культура. Проявления массовой культуры, культуры «для всех» были свойственны уже древним цивилизациям: например, лозунг «хлеба и зрелищ» древнеримского плебса. Социальная ситуация конца XIX – нач. XX вв.: индустриализация и урбанизация, средства тиражирования и трансляции культурных продуктов породила феномен массового человека. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955) в своей работе «Восстание масс» рассматривал этот феномен: если вся предыдущая культура старалась преодолеть дикие, примитивные черты, заложенные в глубинах человеческой природы, возвысить и одухотворить их, то в XX в. вся архаика выступила без маски, проявившись в явлении массового искусства. Шаблонизация ценностей, стереотипизация сознания и поведения, примитивизм, эмоциональность, оперирование к бессознательному, скрытым инстинктам, мелодраматичность, понятность, радость узнавания, увлекательность, уход из собственного серого однообразного мира, — черты массового продукта. К основным проявлениям массовой культуры в современном обществе можно отнести: индустрию отдыха и развлечений, массовые зрелища, цирк, профессиональный спорт, массовую художественную литературу; рекламу и моду; систему средств массовой информации и пропаганды.

·
^ Тоталитарная культура — официальная культура тоталитарных режимов, которая характеризуется жесткой управляемостью, опорой на массовый энтузиазм, преобладающим политико-идеологическим измерением, преданностью властям. Тоталитарная культура консервативна и архаична, использует мифологические образы: вождь, женщина-мать, воин, атлет. В рамках тоталитарной культуры развивается феномен «политических религий»: фашизм, американизм и др.

·
^ Маргинальная культура — субкультура людей, находящихся в ситуации межкультурного пограничья. Это мигранты, люди, утратившие свой социальный статус (алкоголики, наркоманы), члены новых религиозных движений, а также люди, вступившие в межнациональные браки. Ситуация человека маргинальной культуры характеризуется культурной раздвоенностью, сложностью идентификации1.

·
Контркультура — это совокупность социокультурных установок, противостоящих принципам господствующей культуры. Термин предложил профессор Калифорнийского университета, историк культуры Теодор Роззак в труде «Становление контркультуры» (1969 г.). Контркультура характерна для элиты молодежной среды. Наиболее яркое проявление контркультуры — движение хиппи. Контркультура культивирует неконтролируемое разумом поведение, склонность к массовым сборищам, оргиям, наркотикам, создание коммун, коллективных семей с беспорядочными половыми связями, сексуально-революционную мистику тела.


^ Этнонациональные типы культуры:

·
Этническая культура — это традиционная народная культура, обращенная преимущественно в прошлое, воспроизводящая историческое наследие народа. Признаки этнической культуры: имя этноса, язык, генотип, черты национального характера, традиционный быт, образ жизни, народные промыслы, территория расселения.

·
Национальная культура — сложное этносоциальное образование, формирующееся на основе единства происхождения, исторического прошлого, языка, места проживания и экономической общности определенного народа. Национальная культура включает в себя этническую культуру (как основополагающий компонент) и профессиональную культуру.

·
Мировая культура складывается из высших достижений национальных и региональных культур.


Исторические типы культуры:

Основными подходами в рамках культурно-исторической типологии являются:

·
Эволюционно-хронологический (культура каменного века, культура средневековья).

·
Формационный (культура первобытного общества, рабовладельческого общества).

·
Цивилизационный (древнеегипетская культура, индийская, европейская).

·
Религиозный (христианская культура, исламская культура).

·
Осевой (выделяются доосевые культуры, формировавшиеся в эпоху первобытности и ранней древности, основанные на мифологическом мировосприятии и приоритете родовых ценностей, и осевые культуры, которые формируются с VI в. до н.э. по VI в. н.э., в них акцент делается на развитие личности и универсальные тенденции культуры).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты