Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КОМПОЗИЦИИ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ (ПОЛЯН И ПАРТЕРОВ)




Открытые пространства являются одними из наиболее важных структурных элементов парков. В регулярных парках это прежде всего партеры, в пейзажных - поляны.

12. Партер - это декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. В качестве растительного материала используются газон, цветы, низкостригущийся кустарник. Инертным материалом служат песок, березовый уголь, битое стекло, толченый кирпич, черепица. В композицию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные растения и фигурно стриженные растения (буксус, тисс, кизильник, туя, в России использовалась ель).

Иногда партеры специально занижались, они получили название буленгринов. Рисунок партеров был сложным и состоял из растительных мотивов, иногда в сочетании с геометрическим орнаментом. В классических партерах он равномерно заполнял всю плоскость.

Н. Ильинская приводит следующую классификацию партеров исторических парков.

1. Кружевные партеры, или узорчатые, или партеры-«вышивки».- делали в «мертвом» материале, иногда с включением полосы газона. Рисунок выполнялся на фоне песка. В более позднее время фоном для восприятия кружева партера стал газон, что является отступлением от классических правил.

2. Наборно-орнаментальные партеры. Они состояли из элементов кружевного партера в сочетании с поверхностями стриженого газона. Фон - толченая черепица.

3. Английские партеры выполнялись из газона и песка.

4. Разрезные партеры устраивали на песчаном фоне, главная роль была отведена цветам, заполнявшим элементы рисунка. Обрамление - стриженый буксус.

5. Партеры у оранжерей создавались с применением большого числа кадочных и горшечных растений.

6. Водные партеры.

В настоящее время рисунок партеров, как правило, выполняется на фоне газона. Это орнаментальные цветники, арабески (упрощенные орнаменты старинного рисунки или орнаментальные линии «вписанные» в плоскость газона), а также пестроцветные рабатки, обрамляющие контур газона.

 

13. Поляны.

Открытые пространства лугов, полян, лужаек являются планировочными и композиционными узлами пейзажных парков. Они позволяют формировать пейзажные картины с участием древесно-кустарниковых групп и водоемов. Поляны являются не только местом построения и обзора пейзажей, но и используются как места отдыха. Здесь часто размещаются благоустроенные площадки со спортивным оборудованием они служат местом проведения массовых праздников, театральных представлений, подвижных игр, используются как зеленые пляжи. В структуре парка поляны могут занимать обширные районы, представляющие собой систему открытых пространств. Чаще поляны решаются как самостоятельные внутренние пространства. Они могут изолированно размешаться в лесном массиве (характерно для лесопарков) либо решаться как серия полян, связанных друг с другом анфиладно (парк Вороново) или незаметно «перетекающих» одна в другую (Тростянец).

Размеры полян определяются: - территориальными возможностями парка. Поляны могут занимать десятки гектаров (обширные луговые пространства в больших парках и лесопарках) и измеряться всего десятками квадратных метров (миниатюрные лужайки в городских садах, скверах к т. д.);

- необходимостью соотношения с высотой окружающих насаждений или размерами архитектурных сооружений. Это условие определило традиционные размеры полян в 1,0 - 1,5 - 2,0 га, ставшие классическими в исторических парках.

Поляны-партеры перед дворцовыми сооружениями имеют ширину, соответствующую ширине здания, а их длина определяется взаимосвязью поляны с парковым окружением;

- требованиями микроклимата, направленными на создание благоприятных комфортных условий для человека, обеспечивающих как затененными участками, так и достаточно освещенными и прогреваемыми солнцем. Летом это затененные участки у опушек северных экспозиций, а весной и осенью - освещенные солнцем и защищенные от неблагоприятных северных ветров участки южных экспозиций.

В лесных массивах размеры полян обусловлены необходимостью сохранения насаждений и обеспечения смены впечатлении путем чередования закрытых пространств с открытыми.

По конфигурации поляны могут быть округлыми и вытянутыми, со спокойными и изрезанными контурами. Выступы и запады, образованные насаждениями в опушке, формируют композиционно интересное пространство поляны, которое нельзя охватить взглядом с одной точки. Тем самым создается иллюзия пространства, значительного по величине, уходящего за пределы восприятия и побуждающего к его дальнейшему изучению. Насаждения, как бы выходящие на поляну, являются обрамляющими кулисами и создают множество пейзажных картин.

 

14. Опушка занимает важное место в композициях полян, являющаяся частью ее пейзажных картин, создающая нейтральный или активный фон.

опушки бывают однородными, барельефными и горельефными. В однородной опушке насаждения образуют плоскую стену, которая является фоном для древесно-кустарниковыхгрупп, «читающихся» на этом фоне как объемная (круглая) скульптура. В барельефной - отдельные группы несколько выступают из основного контура, но отрываясь от них, в горельефной - группы насаждений сильно выдвинуты но не отделяются от основного массива.

IIо структуре опушки могут быть плотные,тогда их насаждения имеют четкий контур и образуют сплошную стену, и рыхлые, тогда граница между массивом и открытым пространством слабо различима благодаря свободно размешенным группам и отдельным деревьям, В формировании пейзажных картин особенно важны отрезки опушки поляны, которые включены в створ видовых лучей и являются фоном картины.

Поверхность газона и опушки полян по-разному освещены и течение дня. Освещением выделяются те или иные акценты в пейзаже.Солнечные поляны вносят мажорное настроение в облик парка.

Поляны, как правило, размешаются на спокойном ровном рельефе. Небольшой уклон необходим для стока воды, кроме того, он направляет взгляд и обычно ориентирует виды на водоем или смежную поляну.

Открытые пространства на выраженном склоне скорее расценивают как зеленый откос, чем поляну в общепринятом смысле.

 

15. Растительность. Отдельно стоящие деревья, древесно-кустарниковые группы, сооружения и скульптура являются композиционными компонентами полян, формирующими их пространство. В зависимости от их размещения поляны приобретают различную объемно-пространственную структуру: 1) с компонентами, занимающими центральное положение на поляне; 2) занимающими все пространство поляны; 3) расположенными на первом плане; 4) расположенными на последнем плане; 5) занимающими периферийное положение как переходные компоненты от массива к открытому пространству.

Расположенные на открытом пространстве, эти компоненты создают серию картин, воспринимающихся динамически в процессе движения или статически - с одной точки.

Растительный состав поляны - ее травяной покров и древесные насаждения подбираются в соответствии с экологическими свойствами местности, функциональным назначением и художественным замыслом объекта.

 

  1. Трассировка дорог. Поляны являются частью общего паркового маршрута и могут иметь внутренние дорожки. Парковый маршрут должен обеспечить вход на поляну из закрытого пространства или смежной поляны, дать возможность обзора общей картины поляны и обеспечить смену пейзажных картин при постепенном раскрытии ее участков. Внутренние маршруты по-своему решают эти же задачи. Они прокладываются с целью более длительного пребывания на поляне, подробного знакомства с ее пейзажами и обеспечения, как динамической смены картин, так и их стационарного обзора. Внутренние дорожки, как правило, проходят по опушке поляны, то углубляясь в насаждения, то следуя в полосе опушки между деревьями, то выходя на открытое пространство поляны, образуя в целом круговой маршрут. При прокладке линии маршрута желательно максимально сохранить целостность газонного пространства и не «разрезать» его дорогами, за исключением тех случаев, когда этого требует композиционный замысел.

Парковый маршрут охватывает все поляны, нанизывая их на нить своей трассы и формируя представления о парке. Однако каждая поляна по-своему диктует прокладку этого маршрута на своем участке. Необходимо максимально раскрыть посетителю ее индивидуальные достоинства.

Закономерное соотношение открытых и закрытых пространств ландшафтов, отдельных ландшафтных районов и парковых картин в целом образует динамичную и выразительную основу пространственной композиции. Массивы древесных насаждений составляют своеобразные зеленые «стены», ограничивающие открытые пространства - большие и малые, иногда организующие их анфиладное решение или сливающиеся в единый массив с просветами близких (30-50-100 м) и далеких, глубоких перспектив (300-600 м).

Определение границ участков с различными типами пространственной структуры с последующим подразделением по дендрологическому составу - важнейший этап оценки объекта ландшафтного искусства.

 

17. Парки на равнинном рельефе. К равнинному рельефу можно отнести территории с небольшим малозаметным уклоном. Участки с нулевым или близким к нему уклоном не имеют стока и представляют собой заболоченности. Ровная поверхность обычно монотонна и лишена пластической живописности. Рельеф не влияет на направление вида или влияет слабо - в случае наличия небольших уклонов. Главные вертикальные и объемные акценты образованы древесной растительностью. Обьемно-пространстпенное разнообразие территории формируется с помощью закрытых, полуоткрытых массивов, древесных групп и открытых пространств полян, образующих пейзажные картины. Эти положения можно проиллюстрировать на примере рассмотренных выше парков. Инертность можно уменьшить путем их явления малейших уклонов, усиления их пластики и умелого включения в ландшафт как средства, раскрывающего его достоинства.

Небольшой уклон на спокойном рельефе можно пластически усилить прокладкой плавно (незначительно) изгибающейся дороги, рисунок которой как бы подчиняется уклону местности и тем самым выявляет его. Верхние точки являются более выгодными для восприятия.

Статический характер плоского ландшафта иногда имеет свою выразительность - его пейзажи могут быть величественно спокойными, монументальными, широта их охвата вносит мажорное или торжественное настроение. В таких случаях нет необходимости в преобразовании рельефа. Выявление характера ландшафта или его потенциальных возможностей, его сохранение и усиление при формировании пейзажей - прямая задача ландшафтного искусства, решение которойхарактеризует уровень мастерства паркостроителя.

 

18. Парки на склонах, как правило, располагаются в гористой местности (например, итальянские сады) или вдоль рек и крупных водоемов. В последнем случае парковые территории вытянуты вдоль береговой линии и часто имеют значительную протяженность. Это позволяет организовывать маршруты большой протяженности.

Развитие композиции направлено вверх и вниз по склону. При этом композиции верхних частей склона воспринимаются снизу как фронтально развернутые и замкнутые. Виды, раскрывающиеся с верхних точек, имеют широкий угол охвата и включают как внутренние пейзажи, воспринимающиеся вниз по склону, так и внешние панорамы окружающего ландшафта.

Рельеф часто террасируется, в таких случаях бровки террас являются точками наиболее активного восприятия пейзажей. Террасы имеют как прямолинейные очертания, так и более свободные, соответствующие направлению горизонталей. Дороги прокладываются по террасам или свободно вдоль склона.

Трассировка дорог должна учитывать внешние виды иобеспечивать их чередование с внутренними. При этом маршруты, проложенные по верхним, средним или нижним частям склона, существенно различаются по характеру воспринимающихся видов. Они соединяются серпантинными дорогами, лестницами, пандусами.

 

19. Парки на холмах имеют центрическую точку на вершине или в верхней части холма. Планировка может быть центрической с ярко выраженной главной осью или свободной. В первом случае обработка холма более жестко подчиняется требованиям архитектурной композиции. Во втором случае решение скорее подчиняется возможностям территории, не внося конструктивных изменений в общую тектонику объекта.

В трассировке дорог парков этого типа определяющую роль играют внешние виды. Они раскрываются в процессе движения в направлении по касательной к линии маршрута. Умелое использование этой особенности позволяет создать интересный ритм смены впечатлений.

 

  1. Парки в горной долине имеют ярко выраженную продольную ось, проводящую по нижним точкам. Пространство ограничено склонами, определяющими направление оси. Горизонтальные плоскости располагаются главным образом по днищу, иногда в отдельных точках склона. Примерами являются парк в долине р. Куры (г. Боржоми), парк в долине р. Раздан (г. Ереван), Агурский лесопарк расположенный в горном каньоне р. Агуры.

 

21. Парки на овражной территории располагаются в оврагах и балках, иногда овраги входят в состав равнинных парков. По пространственной характеристике овраги и балки близки к долинам, однако имеют свои особенности. Это, как привило, их меньший масштаб по протяженности, глубине, более упрощенная форма откосов, своя структура частей, включающая ствол оврага, относы, днище, вершину, устье и боковые отвершки, а также склоны, межовражные водоразделы. Горизонтальные плоскости располагаются на верхних частях - склонах межовражных водоразделов, примыкающих к бровкам оврагов, а у обширных овражно-балочных систем и по днищу. Откосы, как правило, непригодны для устройства мест отдыха и прокладки дорог. Визуальные связи направлены по продольной оси, а также по поперечным осям отвершков. Внешние виды на водораздельных частях - у бровки откосов, а также в устьевых частях, в местах выхода оврагов на открытое пространство равнины, реки или ее долины. Особую ценность приобретают мысообразные выступы в местах слияния оврагов, имеющие широкий угол обзора местности и дающие возможность восприятия композиций оврага с верхних точек открытого пространства.

 

22. Парки на нарушенных территориях занимают особое место - в местах выработки горных пород, карьеров, свалок, отвалов вскрышных пород, террикоников и т. д.

Широкий масштаб промышленных разработок и интенсивная хозяйственная деятельность - добыча ископаемых открытым способом, городские свалки, складирование отработанного грунта - увеличивают площади нарушенных территорий.

Особую сложность представляет освоение террикоников. Для паркостроения они определяются следующими условиям:

1) Растительными характеристиками оставленного грунта. В лучшем случае это песчаные и глиняные отвалы, горные породы со слабым отрицательным химизмом воздействия на корневую систему. Намного сложнее вести освоение свалок, насыщенных практически неперегнивающими отходами производства, террикоников, а также территорий, вышедших из-под химического производства. В каждом случае необходим индивидуальный подход, требующий данных о составе субстрата и его химизации. В представленном перечне самым сложным является восстановление почв, вышедших из-под химического производства.

2) Формами рельефа, оставшимися после выработки. Отрицательные формы обычно используются под водоемы, положительные преобразуются для сооружений и приспосабливаются для насаждений. Обработка рельефа под зрелищные или спортивные сооружения (амфитеатры, игровые площадки) подчиняется определенным техническим требованиям. Устройство пластически выразительных и эстетически интересных форм рельефа - это целая область ландшафтного искусства, которая в последнее время стала называться геопластикой.

Геопластика - один из способов пластической обработки рельефа путем искусственного создания его форм с учетом эстетических и функциональных требований объекта.

При создании искусственных земляных объемов решается ряд задач.

Эстетические. Они находят место а создании холмов в виде пьедесталов или обзорных площадок, возвышающихся над равниной в виде откосов, амфитеатров или цепи холмов, изолирующих участки от окружения. ориентирующих виды и линию маршрута в нужном направлении, закрывающих нежелательные объекты, и наконец, в виде так называемого скульптурного рельефа.

Функциональные. Создание горизонтальных плоскостей всех размеров для организованного отдыха от небольших площадок до комплексов спортивных плоскостных сооружений амфитеатров - для зрелищных мероприятии, насыпных гор - для санного и лыжного спусков.

Технические. Повышение уровня комфортности территории для отдыха введением при необходимости ветрозащитных валов и дамб, защищающих от наводнения (парк Верлитц в ГДР), инсолируемых, защищенныхответров склонов-соляриев и др. Приемы пластической обработки рельефа определяются замыслом проекта. Это может быть воссоздание форм, подражающих естественному ландшафту.

Экологические и объёмно-пространственные свойства форм рельефа диктуют определенный подход к оценке территории, отводимой под парк, целью которого является выбор наилучшего варианта его планировочного решения.

Первым этапом оценки является выделение территориальных единиц (ландшафтных участков, выделов и т. п.) и определение визуальных связей как внутри территории, так и с внешним се окружением.

Территориальные единицы выделяются по наиболее типичным или важным критериям, отражающим физиономические, экологические и функциональные особенности участка.

Определение визуальных связей - это учет и фиксация видовых точек, выявление воспринимающихся с них пейзажей и оценка их значения для парка. Интересные виды необходимо сохранить и использовать в структуре парка, нежелательные объекты устранить или изолировать. Особо выделяются участки, многократно попадающие в створ видовых лучей из различных точек. Внутренние виды характерны для отрицательных форм рельефа, внешние - для положительных. Трассировка дорог подчиняется техническим требованиям их устройства в соответствии с уклоном местности, причем маршрут обычно прокладывают по наиболее интересным видовым точкам для получения необходимого пейзажного разнообразия.

Естественный камень занимает особое место в оформлении парковых композиций. В парковый ландшафт часто включаются геологические обнажения горных пород, скалы или естественные каменные россыпи. Присутствие камня усиливает звучание рельефа, подчеркивает горный характер, поэтому даже незначительные перепады рельефа, умело оформленные камнем, выглядят выразительно. При этом тематическая трактовка таких композиций может быть самой разнообразной.

 

23. Реки и ручьи отличаются от прудов и озер текучестью воды. Это свойство при умелом использовании оказывается таким же достоинством, как и неподвижность водного зеркала в прудах. Быстрота течения и его направление зависят от рельефа. В условиях горного рельефа русло более прямолинейное, реки быстрые. Порожистые, иногда с водопадами. Они как правило, настолько живописны, что без существенных изменений включаются в структуру парков. Реки и ручьи - это линейные планировочные элементы парка. К этой группе относятся и каналы. Каналы - важные композиционные элементы регулярного парка. В современном паркостроении каналы - спортивные сооружения прямоугольной формы.

 

24. Водопады и каскады создают лишь при наличии ярко выраженного перепада рельефа и крупных водных источников. Размещение этих устройств определяется технической целесообразностью.

  1. Фонтаны являются важными элементами регулярных композиций. В каждую эпоху они получали свое архитектурное и скульптурное оформление, но всегда оставались композиционными акцентами садов. Они размещались на осях, площадках, пересечениям дорог.При создании насаждений у водоемов необходимо в первую очередь учитывать экологические требования растений и соответствие условии произрастания этим требованиям.Так, на пойменных участках, а также на территориях с высоким стоянием подземных грунтовых вод высаживают виды, переносящие длительное затопление.

 

  1. Композиции зеленых насаждений в пейзажах у водоемов занимают особое место, при этом выделяются 3 основных приема: 1) создание сплошных береговых массивов, 2) создание кулис, 3) создание полян.

Массивы у водоема препятствуют сильному испарению и интенсивному заилению, уменьшают эрозию почвы и таким образом удлиняют срок службы водоема.

1-й прием.Массивы насаждений, расположенные по периметру водного зеркала, ограничивают и замыкают ландшафт, скрывая особенности рельефа или способствуя увеличению высоты берега. Водоемы в данном случае воспринимаются глубокими. Характер сомкнутости и сумрачности пейзажа усиливается при небольшом, вытянутом зеркале воды.

Для создания эффекта неожиданности или просто разнообразия массивы прорезаются просеками, в обзор включаются сооружения, устройства типа водопада и др. Массивы насаждений могут иметь прямолинейный контур или рельефный, повторяющий очертания береговой линии (мыс, бухта).

2-й прием. Членение береговой полосы кулисами - наиболее сложный прием, организующий последовательность и направление обзора, многоплановость построения, иллюзию увеличения глубины пространства и размеров водного зеркала.

Данный прием типичен для крупных водоемов с живописным эффектом освещенного берега, глубокими падающими тенями от деревьев.

Применяемые типы композиций насаждений (массивы и группы) размешаются параллельно береговой линии или поперек склона берега, при этом образуется как бы веер перспектив, просматриваемых с видовой площадки мыса берега или моста. Они создают интересные осевые или асимметричные парковые картины.

3-й прием.Открытые водоемы с плоскими берегами отражают много света и неба, благодаря чему создается впечатление широкого и светлого водного пространства.

Чередование открытых и закрытых участков не должно создавать пестроты и беспокойства, оно должно отвечать масштабу водоема и парка в целом. Поляны могут быть широкими, примыкающими к водоему, или узкими, рассекающими береговой массив. Они должны быть чистыми, покрытыми луговой растительностью, цветами, с отдельно стоящими деревьями или группами, в обрамлении массива. Для создания более живописно» композиции в оформление водоема рекомендуется включение «приводных» (осока, кипрей болотный, ирис сибирскй) и водяных растении (кувшинки, нимфеи, лотосы, аир болотный, стрелолист обыкновенный, ирис водяной и др.).

При устройстве маршрута у водоема следует избегать прокладки дорог, вплотную обрамляющих берег. Не рекомендуется устройство дорог, идущих вдоль берега на одинаковом расстоянии от воды. Местами они должны отходить от водоема, идти по открытому пространству полян, среди групп и а массиве,чтобы потом опять выйти к воде.

Прибрежная полоса, а также более отдаленные места парка, включающие в обзор водоем, являются важнейшими участками для формирования пейзажных картин. Через, видовые точки, с которых воспринимаются эти картины, и следует проектировать маршрут. Если водоем имеет вытянутую форму, наиболее выигрышными и интересными являются вилы, открывающиеся по его длинной оси. Именно здесь следует формировать основные пейзажи, прокладывать обзорные маршруты, размещать видовые площадки.

Архитектурные сооружения водоемов в первую очередь подчинены гидротехническим требованиям. Это плотины, мосты, водосливы. В парках они получают разнообразное архитектурное оформление, которое вместе с другими сооружениями - беседками, павильонами завершает формирование ансамбля пейзажей, где доминирующей остается тема воды.

В каждой климатической зоне рационально использовать преимущественно местные виды деревьев, кустарников и многолетним цветочных растений. При этом важен правильный подбор растений в соответствии с их биологическими особенностями.

Архитектоника растений имеет большое значение при озеленении береговой линии. Контрасты горизонтальной поверхности воды и вертикалей падающих, склоненных ветвей ив, берез, остроконечных листьев ирисов к лилейников, крупных травянистых многолетних растений с большими листовыми пластинками, таких, как борщевики, ревень, легулярия и другие, значительно усиливают декоративный эффект.

 

 

27. Солитеры, или отдельно стоящие деревья, используются как в регулярных, гак и пейзажных композициях. В регулярные композиции включаются виды, имеющие геометрически правильную (регулярную) форму кроны.- пихты, пирамидальные тополя, колонновидные формы туи западной, а также шаровидные привитые формы клена, рябины, робинии. Кроме того, часто такие кроны формируют с помощью стрижки. В пейзажных композициях в качестве солитеров используют деревья со свободной естественной формой кроны. Размер солитера определяется масштабом композиции.

Солитеры в пейзаже парка выполняют роль акцента или центра композиции; элемента, выявляющего парковые оси композиции или ось фасада сооружений; «рамы» пейзажной картины или создают переход от закрытого пространства к открытому. Отдельно стоящее дерево должно возбуждать интерес, иметь запоминающийся облик. При размещении его в пространстве парка основная задача состоит в том, чтобы показать индивидуальную красоту дерева.

28. Аллеи. Как правило, аллеей называют прямолинейную дорогу с рядовой обсадкой. Если прямая дорога проложена в лесном массиве парка или лесопарка, ее называют просекой (иногда - просек - по традиционной лесохозяйственной терминологии), или дорогой (Майский просек и лучевые просеки в Сокольниках, дороги - Дружеская, Доброго жениха и др.- в районе Большой звезды в Павловском парке). Дороги со свободной трассировкой аллеями называют редко, даже если они и имеют обсадку из деревьев и кустарников.

Прямые аллеи с рядовой обсадкой в русском паркостроении сложились как самостоятельный и один из наиболее выразительных элементов парка.

По своему назначению в парке аллеи бывают главные, входные (в зависимости от размера и посещаемости парка их ширина может быть 5-8-12 до 30 м) и второстепенные - обзорные, кольцевые, прогулочные (ширина 2-3-5 м). В усадебных парках почти всегда имелись подъездные аллеи, обсаженные березой, липой, дубом, елью.

По структуре аллеи могут быть симметричные и асимметричные; простые - в виде одного полотна дороги и сложные - двойные, тройные.

По вертикальной сомкнутости аллеи могут быть 1, 2. 3-ярусные.

По классификации Б. Кохно аллеи можно отнести к замкнутому типу обращенных пространств. В зависимости от густоты посадки, ориентирующей восприятие, они подразделяются на открытый, полузакрытый и закрытый типы.

Полузакрытый и открытый типы строятся с учетом обзора окружающих пейзажей. Они обрамляются рядами и группами деревьев (реже кустарников) с интервалом размещения в ряду 7-12 м.

Закрытый тип ориентирует взгляд строго по оси движения. Аллеи этого типа композиционно завершаются архитектурными сооружениями, скульптурой, фонтанами, газоном, цветником и др. Деревья высаживают близко (2-3-5 м), и. смыкая кроны, они образуют зеленый свод, иногда очень выразительный благодаря своей архитектонике. К закрытому типу аллей относятся также перголы и берсо. Соотношения ширины аллеи, ее высоты и протяженности, а также степень сомкнутости являются важной объемно-пространственной задачей.

При большой протяженности (300-500 м) необходимо прерывать ритм аллеи раскрытием вида, включением площадки с различными акцентами (скульптура, ваза, фонтам и др.). Иногда в смене впечатлений решающую роль играет рельеф, когда незаметный для глаза его перепад в середине пути скрывает противоположный конец аллеи и завершающий ее акцент. Создается эффект его постепенного раскрытия по мере подъема (подъемная аллея в Архангельском парне) или внезапного появления.

Выразительность аллеи зависит также от ее ориентации по сторонам света, ритма освещенных и затененных участков дороги, мозаики теней. Очень важен подбор ассортимента растений. Деревья первой величины придают аллее монументальный характер, хвойные более торжественный, плодовые - камерный. Введение красивоцветущих кустарников вносит мажорное, праздничное настроение.

Для аллейных посадок необходим однородный высококачественным материал. При распаде насаждений целесообразно заменить всю аллею целиком, так как замена единичных экземпляров нарушит ее однородность. Исключение составляют аллеи в мемориальных парках (Аллея Керн в Михайловском), где ценно каждое сохранившееся дерево. К рядовым посадкам, формирующим аллеи, относятся живые изгороди Они могут быть свободнорастущими (используются в основном цветущие растения) или формованными (из растений, хорошо поддающихся стрижке). К этому же типу посадок относятся и шпалеры, Вторые создают из древесных растений путем стрижки. При их устройстве часто применяют трельяж. Для высоких шпалер (1,5-3,0 м) используют липу мелколистную, клен пестролистный, крушину, сирень, тую, чибушник и др. высаживая их на расстоянии 0,5-1,0 м друг от друга. В южных районах для создания шпалер рекомендуются сближенные посадки из кипариса вечнозеленого.

 

 

  1. Массивы и боскеты. Массивы насаждений в пейзажных парках и боскеты в регулярных - представляют собой наиболее крупные виды парковых насаждений. Они образуют периметральные насаждения, защищающие территорию от господствующих ветров, шума, пыли, разделяют ландшафтные районы парка или создают фон для парковых картин.

Массивы и боскеты соразмерны площади парка или его районам. Они образуют композиционно организованную объёмно-пространственную систему соподчиненных компонентов.

Боскет - это крупная геометрическая (по планировке и объему) форма насаждений, используемая в регулярных парках. По характеру размещения древесных растений различаются два типа боскетов - роща, включающая лесопокрытую территорию (существующие насаждения или культуры), и «кабинет» с насаждениями, расположенными по периметру территории (геометрический участок). Существует множество вариантой создания боскетов - обрамление, выполненное из 2 рядов деревьев (3,0×3,0×1,5 м); 2-ярусное обрамление; шпалеры - «зеленая стена» на основе трельяжа и т. д. Главной задачей является формирование четкого геометрического объема боскета в виде плотной зеленой стены.

В зависимости от функции использование боскета дифференцированно - декоративная кулиса, участок огородно-ягодных культур, лекарственных растении, место отдыха (танцевальный зал, театр, место уединения).

Массив пейзажного парка - самый крупный компонент пейзажа (от 0,5 до 20 и более га) свободных очертаний.

По своему происхождению массивы разделяют на: а) массивы, заложенные на базе леса; б) способом культур; в) путем реконструкции насаждении иного использования.

При анализе композиции массива следует учитывать его пространственную структуру и состав пород. Эти вопросы рассмотрены выше. При этом большое значение имеет характер композиции, воспринимающейся со стороны открытого пространства, окаймление чистыми или смешанными породами, опушка. Важно также пейзажное разнообразие, обеспечивающее необходимую смену впечатлений на маршруте, проходящем через массив.

По своей роли и функциональным особенностям можно выделить массивы эстетического назначения, санирующего (шумозащита, пылезащита, защита от ветра и т. д.), утилитарного (плодовый сад и т. д.). Защитные насаждения создают благоприятную среду для человека и растений, формирующих внутреннюю структуру садово-паркового объекта. Одновременно защитные посадки являются частью объемно-пространственной композиции парка, соответствуют окружающему ландшафту и формируют его внутреннее пространство.

 

 

30. Группы из деревьев и кустарников.

Группа - это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка.

Группы с участием хвойных обычно являются композиционными центрами, а поэтому вводятся ограниченно.

Включение кустарников завершает композицию группы, дополняя ее окраской листьев, ветвей, цветков. Группы деревьев окаймляются кустарниками в следующих случаях: для создания хроматических по цвету групп (вводят кустарники с яркой, пестрой окраской или красивоцветущие); для создания плотной, облиственной до земли группы; для объединения группы деревьев в единую композитию; для построения выразительного силуэта, очертания, объема групп; для создания групп длительного цветения.

В каждом парке в зависимости от его функции и характера ландшафта структуры групп специфичны.

В парках встречаются группы с количеством деревьев и кустарников от 2 до 25-30 и более, причем качество групп зависит не от количества составляющих ее экземпляров, а от подбора видов растений и их размещения. Группа из 2 деревьев в натуре часто производит хорошее впечатление: величественные столетние дубы (парк Александрия); клены остролистые на фоне массива из ели обыкновенной (Зеленогорск); ель обыкновенная и береза бородавчатая; ель обыкновенная и ива козья (Шуваловский парк).

Создание групп из 2 экземпляров разных видов требует тщательного подбора пород.

По величине группы разделяются на малые, средние и большие с учетом площади открытого пространства и самого парка. Группа, состоящая из 2-5 деревьев П или Ш величины (для быстрорастущих до 20 лет и медленнорастущих до 30 лет), для каждого парка является небольшой (площадь проекций крои 25-60 м2);группы в возрасте 50 лет и старше (100 м2 и более) можно отнести к средним, соотнеся категорию с размерами открытого пространства. Группа в диаметре свыше 50 м (650 м2 и более) является большой для любой площади парка. Величину групп можно определить по площади проекции ее крон в поперечнике. Соотнеся эти размеры с площадью парка, можно дать следующее подразделение групп по величине: малые - диаметр проекции кроны не более 25 м, средние - не более 50, большие - до 80 м. Высота группы определяется по самому высокому дереву.

По дендрологическому составу группы бывают чистые и смешанные. Группы, смешанные по составу, обладают потенциальной вариабельностью композиции и отличаются большой сложностью построения. Основой для построения таких групп может служить видовой состав древесных растений определенного типа леса, характерный для местных физико-географических условий.

Особую категорию составляют группы, создаваемые в лесных насаждениях путем ландшафтных рубок.

Деревья в группах могут размещаться на равных расстояниях, симметрично по отношению друг к другу или несимметрично (свободное расположение).

Они бывают плотными, ажурными, Часто объединенными тройками типа твинкус.

Расстояние между деревьями проектируется с учетом биологических особенностей каждой породы. В малых по количеству экземпляров группах (2-5) растения почти не страдают от недостатка света. При близкой посадке растении 0,5 м) отмирают скелетные ветки, ориентированные внутрь группы, при расстоянии между деревьями 5-7 м. кроны развиваются равномерно.

В группах из деревьев 2-3 видов быстрорастущие светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые с медленным ростом - второй; деревья, разметенные по краю группы, развиваются более равномерно.

Таким образом, по построению группы разделяются на регулярные и нерегулярные, контрастные и нейтральные (построенные на нюансах одного декоративного признака), по цвету, структуре, форме, которые, в свою очередь, членятся на имеющие «ядро» и не имеющие его. Ядро группы формируется из одного или нескольких растений, обычно более высоких. Оно может быть чистым и смешанным по составу. Чаще наблюдаются чистые по составу и спокойные по цвету, реже - яркие или пестрые. При компоновке ядра из нескольких видов подбираются растения, близкие по окраске листвы, структуре, создающие плавный переход от светлых к более темным деревьям и образующие компактную основу группы.

При формировании ядра из хвойных деревьев с окружением из лиственных между растениями допускается расстояние 4-8 м.

Деревья, скомпонованные подгруппами, в больших смешанных группах находятся в лучших условиях для своего развития (площадь питания), что усиливает декоративность объема компонента. В редких случаях подобные группы строятся без ядра. Малые смешанные группы создают с учетом опенки декоративных качеств каждого экземпляра и в большинстве своем не имеют ядра.

По густоте посадки (или структуре) растения в группах можно разделить на:

а) плотные, или густые. 6)рыхлые, или ажурные, в) группы с просветами.

Плотные группы образуют монолитный объем, лишенный сквозной просматриваемости, а поэтому изолирующий пространство. Посадочные места в таких группах обычно сближены, имеются насаждения во втором ярусе и в опушке - словом, они строятся таким образом, чтобы получить густую массу зелени.

Кустарники, окаймляющие группу, могут закрывать ее кольцом в том случае, если она - элемент регулярной композиции. В пейзажной композиции это производит впечатление искусственности, лишает группу интересных объемов - выступов, углублений. Группа более живописна при размещении кустарников в одном или нескольких местах. Кустарники высаживают по 3-5 или 7-12 экземпляров.

Рыхлые, или ажурные, группы представлены редкими посадками, позволяющими хорошо развиться каждому растению. Они имеют сквозную просматриваемость (поэтому их называют еще сквозистыми), т. е. сквозь стволы и кроны деревьев виден задний план пейзажа луг, вода, стена насаждений.

Группы с просветами представляют собой структурный вариант ажурных, реже плотных групп. По количеству экземпляров они отличаются от ажурных групп. В группу часто включают кустарники. По составу они могут быть чистыми и смешанными.

Группы кустарников чаще создают сплошные, но иногда, чтобы открыть вид на дерево, кустарник, цветник группу разрывают небольшим просветом до 2-3 м величиной.

Наиболее характерные приемы построения групп:

1. Регулярное размещение растений (квинкус, простые ряды, шахматный порядок, круг, «подкова» и др.).

2. Сближенное расположение растений или высадка в один котлован - группы-букеты (смешанные и чистые по составу).

3. Создание чистых по составу групп типа «шатер» из разновозрастных саженцев.

4. Создание групп смешанного состава типа «шатер» из деревьев и кустарников.

5. Создание групп со свободным размещением деревьев - чистые и смешанные по составу породы.

6. Создание групп протяженной композиции, рассчитанные на 2-3 , основные видовые точки (группы I вдоль дорог, группы-арки на дорогах).

7. Группы, формирующиеся в сочетании с солитерами.

Форма группы является одним из основных декоративных качеств. Она оказывает влияние на характер пейзажа и зависит от подбора древеснo-кустарниковых растений и их компоновки. Из растений с регулярным и иррегулярным типом крон компонуются группы с симметричным и асимметричным равновесием, сферические, островершинные и контрастные (одноярусные простые и многоярусные сложные).

Архитектоника группы определяется типом ветвления, толщиной ветвей, расположением листвы, величиной и формой листовых пластинок древесных растений. Различаются группы с грубой, средней, тонкой и смешанной структурой. Фоном чаще всего служат деревья, близкие по структуре. Компоновка групп определяется их назначением в пейзаже. Для увеличения глубины перспективы на первый план высаживаются деревья с грубой структурой, а на задний - с тонкой.

По назначению в пейзаже выделяются;

- группы, являющиеся главным композиционным центром парковой картины. Они размещаются в так называемых карманах, на полянах, завершают перспективу, закрепляют повороты дорожек, у воды:

- группы, создающие фон для сооружения или других акцентов;

- группы как переход от массива к открытому пространству;

- группы, образующие парковые кулисы - «рамы», разграничивающие пространство на отдельные виды и группы, создающие многоплановые перспективы;

- группы в опушке массива или куртины, выделяемые как акценты.

 

 

31. Возраст древесно-кустарниковых групп. Состав пород определяет долголетние групп.

Л. Рубцов подразделяет породы по долговечности на 3 категории: малая, средняя и большая. Различная долговечность составляющих группу растений приводит к разрушению структуры задуманной художественной композиции. При составлении групп необходимо представлять ход роста и развития составляющих их древесных растений.

Быстрорастущие древесные породы скорее достигают кульминации возраста и прекращают рост, а медленнорастущие - позднее.

Неблагоприятные условия местопроизрастания (уплотнение почвы, вытаптывание, недостаток питательных веществ и др.) приводят к отставанию в росте, появлению суховершинности, преждевременной гибели насаждений.

Деревья редко доживают до своего предельного возраста. Причиной их гибели являются ветропады, лесные пожары, рекреационные нагрузки, а в городе - целый комплекс не благоприятных факторов.

В период формирования парка особое значение имеют быстрорастущие породы или породы с малой долговечностью, которые затем постепенно удаляют, освобождал место растениям со средней и большой долговечностью.

Основные парковые композиции следует создавать из долговечных пород. В больших парках древесные насаждения в основном состоят из пород средней и большой долговечности.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 397; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты