Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Образование наука и культура 1920-1930




В области культуры советской властью была определена стратегическая задача: отход от традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для нового государственного и партийного аппарата. Одно из центральных мест в этом процессе отводилось образованию.

26 декабря 1919 года был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности - Грамчека. В 1920/21 учебном году в Казахстане работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72 232 человека. Был объявлен массовый культ поход в аул. Были созданы передвижные пункты ликбеза, для работы с женщинами действовали красные юрты. Формировалась система образования, включающая начальное, неполное среднее, среднее. Были школы для переростков, школы-интернаты. Создавались рабфаки. В аулах функционировали карликовые школы, где ученикам давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета. 27 августа 1930 года ЦИК и СНК КазАССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного начального образования. Это имело важное значение. Созданы были учебники на казахском языке, их авторами были деятели интеллигенции - А. Байтурсынов, Ж. Аймаутов, С. Сейфуллин. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке был К. Сатпаев, географии - А. Букейханов. Но надо остановиться и на том факте, что в 1928 году был осуществлен переход казахского алфавита с арабской графики на латинскую - это был серьезный отход от национальных традиций и культуры.

Важное значение имел вопрос подготовки кадров интеллигенции, особенно педагогов. Например, в 1924 году только 5,8 % учителей имели высшее образование. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Первым казахстанским вузом стал Казахский государственный педагогический институт, открывшийся в 1928 году, в 1935 году ему было присвоено имя Абая (ныне Алматинский государственный университет). Затем были открыты Алматинский зооветеринарный институт (1929 год), Казахский сельскохозяйственный институт (1930 год), Алма-Атинский медицинский институт (1931 год). Казахский государственный университет (1934 год). В 1935 году была 'издана "История Казахстана с древнейших времен", написанная профессором С. Асфендияровым.

Предпринимались меры по созданию научных учреждений. Так еще при Кирревкоме (Казревкоме) была образована Ученая комиссия, преобразованная затем в научный отдел. Позже научный отдел стал функционировать при наркомпросе. Были созданы краевой архив, музей. Появились научные учреждения: станция защиты растений, ветеринарно-бактериологический институт, институт удобрений и агропочвоведения. В 1932 году в Алма-Ате была создана стационарная база Академии наук СССР.

В 1926 году открылся первый национальный казахский театр, его возглавил Ж. Шанин. Первой пьесой, поставленной на его сцене, была "Енлик-Кебек". В 1934 году был открыт музыкальный театр, ныне театр оперы и балета имени Абая. Огромным успехом пользовался здесь спектакль "Айман-Шолпан". Первой казахской оперой была "Кыз-Жибек" Е. Брусиловского. В 1934 году был создан оркестр имени Курмангазы, руководитель А. Жубанов. В 1936 году открылась филармония имени Джамбула. В мае 1938 года в Москве состоялась первая декада казахского искусства. Почетного звания народной артистки СССР была удостоена К. Байсеитова. В то время творил замечательный казахский художник А. Кастеев. В 1934 году в Казахстане была открыта первая студия художественных фильмов, а в 1938 году "Ленфильмом" был снят первый казахский звуковой фильм "Амангельды". Многое сделал для развития музыкального искусства этнограф и композитор А. В. Затаевич, автор сборников "1000 песен казахского народа" (1925 год), "500 песен и кюев казахского народа" (1931 год).

20-30-е годы - это сложное время в истории культуры Казахстана, она сочетала в себе негативные и позитивные моменты. В качестве позитивного, кроме серьезных сдвигов в области образования, науки, следует также назвать успехи в области литературы, искусства. В 1939 году грамотность населения всей республики достигла 65 %, а среди казахского населения - 40 %. К 1940 году ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена. Но, с другой стороны, это были годы, когда выхолащивалась национальная культура, она отрывалась от своих исторических корней, достижений мировой цивилизации. Это было время, когда волны репрессий тоталитарного режима одна за другой уничтожали казахскую интеллигенцию.

В 1928 году по ложному обвинению были арестованы 44 человека, так называемых "буржуазных националистов" -бывших деятелей "Алаш-Орды", в том числе А. Букейханов, А. Байтурсынов, М, Жумабаев, Ж. Аймаутов. В 1930 году была арестована другая группа интеллигенции, около 40 человек, в том числе М. Тынышпаев, X. Досмухамедов. В 1937-1938 годах репрессии приняли массовый характер. Были репрессированы и физически уничтожены, кроме выше названых, так же государственные и общественные деятели Т. Рыскулов, Д. Садвакасов, У. Исаев, У. Джандосов. Представители казахской литературы С. Сейфуллин. Б. Майлин, И. Джансугуров. Ученые К. Жубанов, С. Асфендияров и многие другие. В Казахстане было создано 7 лагерей, крупнейшим из которых был Карлаг (Карагандинский лагерь особого режима), специально для жен "изменников родины", был создан Акмолинский лагерь "Алжир". Осенью 1937 года в Казахстан было насильственно переселено около 100 тысяч корейцев с Дальнего Востока, незаконно обвиненных по национальному признаку в "японском шпионаже". Также, осенью 1937 года в Казахстане появились тысячи курдов, турок, азербайджанцев, иранцев, высланных сюда во время "очистки погран. полосы" вдоль Кавказской границы СССР.

Следует добавить, что заметными событиями того периода были перенос столицы Казахстана в 1929 году из Кзыл-Орды в Алма-Ату и преобразование КазАССР в Казахскую Советскую Социалистическую Республику, то есть из автономной в союзную в соответствии с Конституцией СССР, принятой 5 декабря 1936 года.

69.Санжар Сейтжапарович (Джафарович) Асфендияров (1889-1938 гг.) Государственный и общественный деятель, видный ученый-историк.Участник Первой мировой войны. Родился в Ташкенте. Окончил Петербургскую военно-медицинскую академию. В 1917-1919 годы – член Бухарского, Ташкентского совдепов, Туркестанского краевого совета, военврач и член мусульманского бюро Черняевского полка, член Старгородского Ташкентского совета мусульманских депутатов.

Во-первых, его концепция происхождения казахской народности. Глубокая концептуальная разработка этой проблемы в значительной степени подтверждена исследованиями казахстанских историков и этнологов. Широкие кругозор и образованность Асфендиярова дали ему возможность рассмотреть эти вопросы фундаментально. Все, кто сейчас пишет на эту тему, ссылаются на Асфендиярова. Во-вторых, история образования жузов. Асфендияров высказывал мысль о том, что завершение образования казахских жузов приходится на XVII век. В 1970-е годы нашелся первоисточник, датируемый 1616 годом, где впервые упоминается о жузах. Таким образом, он как бы предвосхитил датировки, которые установились впоследствии документально. Жузы, разумеется, проходили длительный процесс становления, но их конечный этап Асфендияров совершенно справедливо связывает с распадом Ногайской орды, после чего происходит вливание части ногайцев в состав казахского народа. И наконец, самая потрясающая идея, которая сейчас в качестве основополагающей принята не только казахстанской историографией, но и мировой наукой! Это влияние великих географических открытий на культурно-историческую судьбу кочевничества. То, о чем сейчас пишут казахстанские, российские и европейские историки, впервые было обосновано Санжаром Асфендияровым. Эта концепция отвечает на вопрос о том, как происходило превращение кочевой Центральной Азии в зону изоляции в результате великих географических открытий и перемещения трансконтинентальных торговых путей с сухопутных маршрутов на атлантические морские пути. Благодаря этому, по мнению Асфендиярова, усиливались оседлые цивилизации, которые в те периоды, когда происходят кризисные явления в развитии кочевников, замыкают и окружают кочевые степи. В такие моменты усиливается зависимость кочевников от оседлых государств. Кроме того, Асфендияров выдвинул очень ценную гипотезу о том, что до того, как были сделаны великие географические открытия, кочевые народы оказали большое влияние на социально-политические и культурно-исторические процессы в Европе и Азии.

Им были опубликованы обобщающие труды "История Казахстана с древнейших времен", "Прошлое Казахстана в источниках и материалах", монография "Национально-освободительное восстание 1916г. в Казахстане". Государственный и общественный деятель, организатор науки и педагог, С.Д. Асфендияров в 1937г. был незаконно репрессирован. Учитывая значительный вклад С.Д. Асфендиярова в государственную, научную и общественную деятельность и в развитие просвещения и здравоохранения в Республике Казахстан , Совет Министров Казахской ССР 11 января 1989г. принял постановление о присвоении его имени Алма-Атинскому Государственному Медицинскому Институту.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты