Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Восточный и Западный тюркские каганаты.




 

В Тюркском каганате уже с момента образования возникли раннефеодальные отношения, в отличие от

Гуннской империи, находившейся на стадии военной демократии – на последнем этапе разложения

первобытного общества и преобразования его в классовый строй. Со временем во внутренние дела Тюркского

каганата начала вмешиваться Китайская империя династии Суй. Возникли также внутренние противоречия

в самом тюркском обществе. В результате всего этого в начале VII века каганат распался на две части: на

Западный Тюркский каганат и на Восточный Тюркский каганат. Западный занимал в основном среднеазиатские

земли и состоял из десяти тюркских племен. Он достиг могущества при правлении Датоу-кагана, сына

известного уже нам Истеми-кагана. После образования на восточноевропейских степях Хазарского каганата

Тюркский каганат потерял свои владения на западе вплоть до Крыма, однако он восстановил свои границы

на Алтае. К концу 60-х годов VII века основные рубежи Западно-Тюркского каганата были оккупированы китайскими

войсками. Хотя каганат к началу VIII века освободился от протектората Китая, однако вторжения на его земли

новых племен с севера привели к падению государства в 740 году. Восточно-Тюркскому каганату еще больше

приходилось защищаться от Китая по причине территориальной близости. На первых порах он смог отстоять

свою самостоятельность, но вскоре снова попал в зависимость от этой империи. К концу VII века тюрки подняли

крупное антикитайское восстание, и каганат восстановил свою мощь. В конце VII–начале VIII века границы

государства значительно расширились, доходя вплоть До восточных районов Западного каганата. Однако снова

обострились отношения с Китаем, на этот раз уже с империей династии Тан. В жестоких боях, проходивших

в 30-х годах VIII века, каганату снова удалось отстоять свою независимость. Большой полководческий талант в

этих войнах проявили Бильге-каган (он правил в 716–734 годах) и особенно его брат принц Кюль-Тегин – выдающийся

тюркский военачальник раннего средневековья. Падение Восточно-Тюркского каганата произошло в 745 году

при правлении последнего кагана Озмыш-Тегина в крупном сражении с Уйгурским каганатом. Об этом сражении

армии каганата, состоявшей из древнетатарских и огузских войск, написано на намогильной плите уйгурского

хана Моюн-Чура. По сведениям этого памятника, на поле битвы сражалось 30 тысяч татар. Это большая цифра

для тех отдаленных времен. Высшим достижением тюркской культуры, особенно культуры Восточно-Тюркского

каганата, стало появление письменности. Первые древнетюркские, т. н. рунические надписи на могильных камнях

в долине реки Орхон в Северной Монголии были открыты еще в прошлом веке. Весьма широкую известность

в мировой науке получили надписи на могильных камнях названных выше Бильге-кагана и Кюль-Тегина, а

также советника первых правителей Восточного каганата Тоньюкука. Эти надписи подробно и ярко повествуют

о жизни и подвигах глав государства и полководцев на фоне общей истории Тюркского каганата.

 

14.Великая Болгария.

Приазовских болгар и другие родственные им племена в 80-х годах VI века подчинил себе Тюркский каганат.

Однако в борьбе против этих восточных тюрков болгары, объединившись вместе, сумели создать большой и сильный

союз племен, известный в истории под названием Великая Болгария. Первым, кто объединил болгар, был князь Органа

из рода Дуло (кстати, к этому же роду принадлежал в свое время грозный Аттила, вождь гуннов). Главой же государства

Великая Болгария, его ханом стал в 632 году Кубрат, племянник Органы. В отдельных источниках, например, в хронике

византийского историка Иоанна Никуисского, Кубрат назван крещенным и воспитанным в Византии при дворе императора

Ираклия. Однако некоторые исследователи берут это сообщение под сомнение и говорят, что был крещен и жил в

Константинополе не Кубрат, а его дядя Органа. Кубрат же, очевидно, оставался в язычестве, как и все тюрки того времени верил

в “Тенгри” (“тенгрианство” – это начальная форма единобожия), ведь неспроста он получил тюркский титул “хан” и имя его

было тюркским. Будучи умелым политиком и талантливым полководцем, Кубрат сумел создать централизованное государство,

которое недаром было названо в источниках того времени “Великим”.

Великая Болгария занимала территорию в Приазовье, нижнем течении Дона и на Таманском полуострове. Столицей

являлся Фанагурис (Фанагория), бывший греческий город-порт на Тамани. Одним из больших городов был также Таматарха

– позднее, уже в русский период, он стал известным под названием Тмутаракань. Население государства вело полукочевой образ

жизни. По берегам Дона располагались летние кочевья; некоторые из них достигали довольно крупных размеров длиной до

одного или полутора километров вдоль реки. Но люди жили в основном в поселениях как открытых, так и укрепленных

земляными валами. Среди укрепленных поселений были настоящие крепости с каменными стенами толщиной иногда до 7 м.

Жили как в юртах, так и в настоящих домах, причем юрты были характерны не только для кочевий, но и для других поселений,

даже городов – так было во всем полукочевом средневековом мире Эти поселения и жилища со всеми другими остатками

материальной культуры составляют салтово-маяцкую археологическую культуру. Название этой культуре дали два известных

памятника: Салтовский могильник в Харьковской области Украины и Маяцкое городище в Воронежской области. Хотя салтово-маяцкая

(или просто салтовская) культура является государственной культурой Хазарского каганата, считается, что ее создали в

основном ранние болгары и аланы, поэтому она в одинаковой степени считается культурой и Великой Болгарии. Эту культуру,

кроме поселений и жилищ, представляет также немалое число могильников и множество разнообразных орудий труда и оружия,

бытовых предметов, бронзовых, серебряных и золотых украшений, глиняных и стеклянных сосудов, детских игрушек и т. д.

Все они свидетельствуют о достаточно богатой земледельческой и степной культуре, развитой экономике, высоком уровне

вооружения и военного дела. Присуща была древним болгарам и руническая письменность, проникшая туда через Хазарию из

Тюркского каганата. Хотя и редко, но попадаются также и монеты – это в основном арабские диргемы и частично византийские

монеты VIII–начала X века. Датируется салтово-маяцкая культура VIII–IX веками. Кратко описанная нами культура является

крупнейшей археологической культурой тюркской раннесредневековой Евразии. Позднее она явилась одной из основ

культуры волжских булгар. Об этом уже будет сказано в следующем разделе, а теперь вернемся к дальнейшим политическим

событиям в Великой Болгарии. Кубрат скончался в 50–начале 60-х годов VII века (некоторые отмечают более раннюю и точную

дату – 642 год). Его смерть явилась фактическим концом существования созданного им объединения. Вообще, подобные

мимолетные государства, пусть с громкими названиями, держались лишь на власти могущественного монарха и после его

смерти, как правило, распадались. Так получилось и с Великой Болгарией. В летописи византийского монаха Феофана

Исповедника, составленной в 810–815 годах, приводится древнеболгарская легенда, согласно которой Кубрат оставил после

себя пятерых сыновей. Завещал он им никогда не отделяться друг от друга и жить вместе так, чтобы они властвовали над всеми

и не попадали в рабство к другим. Легенда эта была широко распространена позднее в устной форме на западе. Там

приводится такой эпизод: вот умирающий хан позвал своих сыновей, велел принести связку гибких прутьев и приказал

каждому попробовать переломить ее. Никто из них не смог этого сделать. Тогда Кубрат взял из связки один из прутьев и легко

его сломал. Вот, сказал он, связку не мог одолеть молодой, сильный воин, тогда как отдельный прут без труда переломил

немощный, умирающий старик. И в жизни так: собранные вместе болгары будут непобедимы, а каждая выделившаяся орда

будет легко разбита и покорена врагами... В легенде названы имена трех сыновей Кубрата: старшего звали Батбай,

второго – Котраг, третьего – Аспарух (имена Двух последних не указываются). Однако крупные исследователи истории

хазар и протоболгар М.И.Артамонов и С.А.Плетнева утверждают, что, согласно историческим источникам, у Кубрата

было лишь два сына: Батбай и Аспарух. Имя Котраг они связывают с одним из болгарских племен – с котрагами. В целом

же сведения о пяти сыновьях отражают вхождение в состав Великой Болгарии пяти этнических групп, т. е. крупных племен.

К этому времени территория Великой Болгарии была значительно урезана нападавшими с востока хазарами.

Сыновья Кубрата остались хозяевами лишь южных районов по Кавказскому предгорью: Батбаю достались земли по

Кубани, Аспаруху – верховья этой реки и возвышенность современного Ставрополя.

Хазары все больше теснили болгар. Аспарух с племенем онагуры ушел на запад: вначале он достиг устья реки Дунай,

здесь к нему присоединились прибывшие туда ранее другие болгарские племена – кутригуры, а также славяне, которые

появились в тех краях сравнительно недавно. Сильная военизированная организация болгар включила в себя славян, и они,

составив все вместе сильный союз, вскоре разгромили 50-тысячную византийскую армию – самую крупную регулярную армию

того времени. Это произошло в 679 году, а через два года, в 681 году, создали новое болгарское государство на западе –

Дунайскую Болгарию со столицей в городе Плиска. Господствующее положение в стране почти на 200 лет заняла династия

болгарских ханов: вначале – Аспаруха (до 816 года), затем – Омутарха. Однако постепенно усилилась славянизация болгар,

уже при славянском царе Борисе (852–889) в 865 году было принято христианство, а в 894 году – славянская письменность,

созданная там братьями Кириллом и Мефодием. Славянский язык стал официальным языком церкви и государства.

Постепенно исчезло этническое различие между тюркоязычными болгарами и южными славянами. В сущности, болгары

были поглощены более многочисленными славянами, но оставили за ними свой этноним, т. е. самоназвание.

Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях в Северном Кавказе и подчинился хазарам. Постепенно его болгары,

т. е. кубанские, стали называться “черными”. С ними связывают современных карачаевцев (карачалы) и балкар – обратите

внимание на близость слов “болгар” и “балкар”. А слово “кара” вообще составляло часть этнонимов ряда тюркоязычных

народов, подчеркивая тем самым, что они были смуглыми, чернявыми. Помимо карачалы, были, например, кара-ногаи,

известные уже нам кара-хазары, кара-китаи (кара-китаи–это не китайцы, а тюркские племена, обитавшие в VI–VIII веках в

Северо-Восточном Китае). Следует также отметить, что с именем Батбая связан известный в науке Перещепкинский клад золотой

и серебряной посуды, драгоценного оружия, украшений, в том числе и золотых перстней его отца Кубрата и двоюродного дяд

и Органы. Клад найден у с. Малая Перещепина Полтавской области.

Раньше писали, что третья группа болгар во главе с легендарным Котрагом после смерти Кубрата направилась на. Среднюю Волгу.

То, что не было такого ханзадэ (царевича), а существовало племя котрагов, уже научно доказано, и мы сказали об этом выше.

К тому же археологические исследования показали, что болгары появились в наших краях не сразу после описанных событий

середины VII века. Все болгары, оставшиеся в Приазовье и прилегающих районах, вошли в Хазарский союз племен и

создали вместе с ними и особенно аланами названную выше салтовскую археологическую культуру и существовали

там почти до конца VIII века. Появились же болгары в Среднем Поволжье, на территории нашего Татарстана и прилегающих

землях южнее и юго-западнее, именно где-то в конце VIII–начале IX веков.

 

 

15.Хазарский каганат: возникновение государства, территория, экономика.

 

Хазарский каганат–это первое раннефеодальное государство Восточной Европы, оставившее значительный

след в истории народов Поволжья, Северного Кавказа, да и всей Средней Евразии. С краткой историей

хазар с момента их появления в восточноевропейских степях до создания отдельного государства мы

ознакомились выше. Там же были названы, помимо хазар, болгары, барсилы, беленджеры, савиры, а

также аланы, вернее, та часть северных алан, которая оказалась сильно тюркизированной, постоянно

проживая среди упомянутых тюрко-язычных племен. И вот примерно в начале VII века все они создали

федерацию–Хазарский союз племен, превратившийся вскоре, с середины этого же века, в настоящее государство

– Хазарский каганат. К 80-м годам VII века господство каганата распространилось не только на северо-кавказские

степи между Каспием и Азовом, но и на Причерноморье вплоть до Крыма.

В VIII столетии, особенно во второй его половине, Хазария вела постоянные войны с Византией и Арабским

халифатом за Крым и Закавказье. В 731 году хазары разбили арабский гарнизон и заставили платить ясак Албанию,

которая начала было вести самостоятельную политику (здесь под Албанией имеется в виду т. н. Кавказская

Албания–родоначальница современного Азербайджана). В ответ на это халиф послал многочисленное войско,

арабы разбили хазар и начали занимать их земли на юге. С большими трудностями кагану удалось остановить

арабов. Через шесть лет арабы снова напали. Нависла серьезная угроза над хазарской столицей на Кавказе

Семендером и в целом над самостоятельным существованием каганата. Хазарский каган вынужден был принять

ислам, чего требовали от него арабы. В результате этих войн многие племена Хазарии ушли на север–в низовья

Волги и на берега Дона. Столица государства была перенесена в начале VIII века в город Итиль, расположенный

в приустьевой части Волги, ближе к Каспию. Хазары, перейдя на оседлость, начали заниматься земледелием и

промысловым рыболовством. Родилась богатая и своеобразная культура. Ее основу составила т.н. салтово-маяцкая

археологическая культура. Хотя ее называют государственной культурой Хазарского каганата, однако в ее создании

и развитии большую роль сыграли болгары и аланы. Об этой культуре мы расскажем чуть подробнее в следующем

параграфе. А теперь рассмотрим дальнейший ход политических событий.

К концу VIII века хазарский каган отказался от мусульманства. Возобновились войны с арабами за земли в Закавказье.

Помогала каганату в этой войне Византия, она делала это главным образом с целью распространения среди хазар

христианства. Однако каган и его приближенные в целях самостоятельности государства искали иную форму

религии. Таковым стал иудаизм, заимствованный у евреев, переселившихся в Хазарию в начале VII века из той

же Византии. В то же время иудаизм приняла лишь хазарская аристократия, основная масса населения осталась

мусульманами и язычниками; было немало и христиан. Религиозная пестрота в каганате, веротерпимость хазар

была общеизвестна и нашла значительное освещение в арабо-персидской исторической географииIX–Х веков.

Сохранилось даже несколько анекдотичное сообщение: савиры (хазары) ходят в пятницу в мечеть, в субботу

в синагогу, а в воскресенье в церковь. Это, конечно, не значит, что один и тот же человек одновременно является

и мусульманином, и иудеем, и христианином. Это означает, что среди хазар есть и те, и другие, и третьи – одним

словом, в хазарском обществе разрешалось любое вероисповедание. Демократия существовала и в государственных

делах: правосудие вершили семь судей–по два представителя иудаизма, ислама, христианства и один язычник.

Если в Итиле было больше мусульман, то в Семендере – христиан.

Мы уже знаем, что хазары, в отличие от населения многих предшествовавших государств, сумели создать

подлинно классовое, раннефеодальное общество. Хазария была крупным государственным объединением

во всей Восточной Европе, с нею считались многие средневековые государства и народы. Более того, целый

ряд из них был в подчинении каганату. Киевская Русь, например, на первых порах платила ему дань, даже

первые русские (славянские) князья назывались каханами (хаканами).

Хазарский каганат вел международный товарообмен со многими странами и народами, вывозил за границу

крупный и мелкий рогатый скот, меха, переправлял невольников, славился продажей т. н. белужьего клея

– его получали из плавательного пузыря осетровых рыб и применяли при осветлении хороших виноградных

вин. От русских и волжских булгар привозили мед и воск, дорогие меха, с Востока – текстильный товар.

Хазары возделывали пшеницу и рис, выращивали арбузы и виноград.

Большое развитие в каганате получила городская культура. Итиль – один из крупнейших городов

Восточной Европы, столица Хазарии в VIII–Х веках. Город состоял из двух частей. В западной жили каган,

бек и их приближенные, располагались администрация и гарнизон. Каган жил в каменном дворце.

Большинство домов–или глинобитные, или юрты. Восточная часть называлась Хазаран (или Хазар) – это

город ремесленников, торговцев и прочего городского люда, город мусульман. Там находились соборная

мечеть, 30 приходских мечетей, много медресе – начальных и средних школ. Здесь же обитали христиане,

иудеи и язычники. Главой государства являлся каган, его звали также хазар-хакан. Однако его власть была

лишь номинальна; всеми делами правил его заместитель – бек (или хаканбек). В некоторых источниках

он называется и малик, т. е. царь. Несмотря на это, он заходил к кагану, снимая свою обувь.

Хотя у кагана и отсутствовала подлинная власть, культ его был велик. Вот он сидит на большом троне, на

высоком месте, а место бека пониже, с его правой стороны. Каган показывается народу всего три раза в год.

При его появлении все должны пасть лицом к земле, при этом запрещается взглянуть на него – он подобен

солнцу! Когда каган приезжает на место сражения хазар с врагами, то его воины должны лечь на землю, а

противник – прекратить войну. Хоронят кагана весьма торжественно и в то же время таинственно: над его

могилой сооружают большой дворец, тщательно скрывают в нем могилу, а тех, кто это делает, потом убивают.

Хазарский каганат прекратил свое существование в 60-х годах Х века. Решающий удар при этом был сделан

в 965 году киевским князем Святославом. Хазарские земли вошли в состав других государств и союзов племен.

В Нижнем Поволжье усилилось влияние Волжской Булгарии, а земли в Приазовье, Подонье и на Северном

Кавказе подчинились новообразованному печенежскому объединению. Распаду Хазарского каганата, помимо

Святослава, содействовали также внутренние противоречия и участившиеся набеги других кочевых

племен с севера.

 

21.Волжская Булгария: сельское хозяйство, ремесло, торговля.

Основным видом хозяйства волжских булгар было развитое земледелие. Землю пахали тяжелыми плугами

и легкими сохами. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Об этом писал еще в самом начале Х века

Ибн-Русте: “Болгаре народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу,

ячмень, просо и другие”. Почти то же самое повторил чуть позднее и Ибн-Фадлан, говоря о продуктах

булгарского земледелия и в целом об их питании: “Пища их – просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень

[у них] в большом количестве, и каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя”. Известный уже нам

персидский географ и историк XI века ал-Гардизи к пшенице и ячменю добавил чечевицу, а также некоторые

бахчевые культуры, например, тыкву и бобы. Вот таким довольно широким был ассортимент сельхозпродуктов

в начальный период феодализма в Волжской Булгарии.

Из слов Ибн-Фадлана мы узнаем, что булгарин оставлял весь урожай для себя. Может возникнуть такой вопрос:

какую же подать или ренту он платил тогда государству, ведь его надо было поддерживать, ибо он жил в этом

государстве и оно его защищало. На этот вопрос ответил тот же Ибн-Фадлан, сообщив, что “у царя нет на это

(т. в. на посевы) никакого права, кроме лишь того, что они платят ему в каждом дому от каждого шкуру соболя”.

Шкура соболя в качестве подати государству вызвала спор у ученых, ибо соболь не жил в тех лесостепных

краях и, конечно, каждый булгарин никак не мог располагать шкурой этого таежного зверя. Тут дело, прежде

всего, в разночтении некоторых арабских слов, переданных по-разному в различных рукописях. Словом, в Волжской

Булгарии хлеба было достаточно. Развитию земледелия в этой стране способствовала и прежняя земледельческая

культура добулгарских, местных племен. Принято считать, что в Волжской Булгарии существовала паровая система

земледелия. Некоторые историки склонны полагать, что такой системы там еще не было, а был простой перелог.

Хлеб убирали серпами, которые, кстати, время от времени обнаруживаются при археологических исследованиях.

Раскопками выявлены также скопления различных сельскохозяйственных злаков–остатков зерен. При археологических

изучениях отдельных городов и поселений открыты многочисленные зерновые ямы, обшитые дубовыми досками.

Зерно хранили также в специальных корчагах-хумах, т. е. больших глиняных горшках.

Хозяйством, подчиненным земледелию, было скотоводство: разводили лошадей, коров, мелкий рогатый скот.

Занимались булгары и охотой, добывая куниц, белок, бобров и других зверей. Пушнины у них было много.

Использовали ее булгары и для своих нужд, и для вывоза за границу. Хотя они получали значительную часть дорогих

мехов от своих, в первую очередь северных соседей, но и сами булгары, надо полагать, являлись неплохими промысловиками.

Занимались они также рыболовством и бортничеством, т. е. лесным, бортевым пчеловодством (от слова “борть” – дупло дерева).

В волжских и камских водах, в их многочисленных притоках и прилегающих озерах было много рыбы, а в лесу – меда. Часть

этой продукции также шла на продажу в другие страны.

В Волжской Булгарии были широко развиты строительное дело и ремесло. Если на рубеже IX–Х веков сохранялись

еще пережитки кочевничества, и люди в летнее время переходили жить в юрты, то вскоре, с возникновением городов,

все быстрее стала развиваться архитектура, наладилось строительное дело. Сооружали из кирпича и белого камня

дворцы, мечети, крепостные башни, общественные бани, жилые дома. Однако основная часть строений состояла из

деревянных домов. Жили также в глинобитных и полуземляночных жилищах.

Большое развитие получила металлургия, в первую очереди обработка железа. Из железа делали многочисленные орудие

труда и различные бытовые предметы: топоры, пилы, молоты косы, серпы, зубила, долота, клещи, цепи, петли, гвозди,

замки рыболовные крючки и многое другое. Особую категорию кузнецов составляли оружейники, которые изготовляли

почти bcе виды оружия и вооружения, часть которых вывозилась даже на внешний рынок.

Медный и костяной промыслы, обработка кожи, гончарное производство, прядение и ткачество, резьба по камню – эти

важнейшие виды ремесел достигли у булгар довольно высокого уровня развития. Особо отличались ювелиры. Изделия

золотых и серебряных дел мастеров славились даже за пределами государства. В Х веке в двух больших и известных

городах, в Булгаре и Суваре, чеканились серебряные монеты. Вначале булгары пользовались привозными монетами–арабскими

диргемами, которые начали чеканить позднее в своих городах, но вскоре наладили чеканку собственных монет от имени

своих великих князей. Чеканились монеты в Волжской Булгарии в Х веке, но потом это прекратилось, и последующие XI–XII

века называют даже безмонетными. Данное явление еще не нашло своего научного объяснения.

В Волжской Булгарии уделялось особое внимание строительству оборонительных укреплений. Город и кремль ограждались

мощными крепостными сооружениями в виде высоких земляных валов и глубоких рвов, по валу шла толстая двухрядная

дубовая стена с высокими сторожевыми башнями. Об этом свидетельствуют материалы, полученные при археологических

раскопках Сувара, Булгара, Буляра и некоторых других городов, а также сообщения русских летописей об оборонительных

укреплениях городов Ошель и Буляр.

На высоких берегах Волги и Камы, на пограничных рубежах и на пересечении караванных дорог располагались военные

крепости-форпосты по охране этих зон и торгово-стратегических путей. В пограничных же районах и вблизи крупных городских

центров воздвигались дополнительные укрепления в виде длинных валов и рвов протяженностью порой до десяти километров.

Не менее развитым было и вооружение. Ибн-Русте писал, что булгары ездят верхом, носят кольчуги и имеют полное

вооружение. При археологических исследованиях булгарских городов и селений находят почти все виды средневекового

оружия и вооружения: мечи, сабли, боевые топоры, кистеня, наконечники стрел и копий, рогульки (железки с острыми

шипами для подбрасывания под атакующую конницу противника), шпоры, кольчуги, шлемы.

Волжская Булгария имела тесные экономические и политические связи со многими странами и народами тогдашнего

средневекового мира. Почти все географы и путешественники X—XII веков, что-либо писавшие об этой стране,

прежде всего отмечают ее широкие торговые контакты. Обширной была география этого международного товарообмена.

С юга и востока—это Хазария, Кавказ, Средняя Азия, Персия, даже Северная Индия, с севера и запада—северные племена,

Русь, Прибалтика, скандинавские страны, Византия. Для того чтобы лучше представить себе ассортимент товаров,

вывозимых из Булгарии или ввозимых туда, а также куда и откуда они идут, обратимся к двум представителям классической

школы арабской географии X века. Один из них — основатель этой школы, уже известный нам ал-Балхи: «То, что

вывозят из Хазарии, как-то: мед, воск, привозится к ним из земли русое и болгар. Таким же образом меха бобровые,

вывозимые [из Хазарии] в различные страны, находят только в тех реках, которые текут в странах Болгара, Руси и Куяба,

и, кроме того, их нигде не найдешь, сколько мне известно». Другой — ал-Мукад-даси, последний представитель названной

школы, автор конца X века. Немецкий востоковед прошлого столетия А. Шпренгер назвал его «величайшим географом,

когда-либо существовавшим». В результате долгих путешествий и большой литературно-картографической работы он

создал в 985 году свой огромный труд под названием «Лучшее разделение для познания климатов». У него имеется полный

перечень товаров, вывозимых из Булгарии в Хорезм — один из крупных центров средневековой цивилизации в Средней

Азии — и через него далее на Восток: «Меха: собольи, беличьи, горностаевы, куньи и лесных куниц, лисьи, бобровые; зайцы,

козьи шкуры, воск, стрелы, крупная рыба, шапки, белужий клей, рыбьи кости, бобровая струя, янтарь, юфть, мед, орехи,

барсы (или гончие собаки), мечи, кольчуги, березовый лес, славянские невольники, овцы, рогатый скот. Все эти товары из

Болгарии».

Белужий клей получается из плавательного пузыря осетровых рыб, идущий на осветление виноградных вин. Среди всех

перечисленных выше предметов экспорта были и собственно булгарские, и получаемые булгарами от своих соседей, например,

от северных племен, хазар, от ближайших соседей (башкир, буртасов, черемис, аров и т. д.) и из Руси. Собственно булгарскими

могли быть: некоторые сорта мехов (значительную часть дорогих мехов булгары получали от пле­мен Севера и от ближайших

финно-угорских соседей), заячьи и козьи шкуры, часть скота, стрелы, шапки, юфть, кольчуги, мед, орехи, строительный материал

из березы. Овец получали от башкир, мечи из Руси, янтарь из Прибалтики, часть дорогой рыбы из Хазарии. Являясь промежуточным

звеном в международном товарообмене, Волжская Булгария успешно держала эту торговлю в своих руках. Выгода от нее была

большой, к тому же правитель булгар брал десятую часть товаров с каждого иностранного судна и каравана в пользу государства,

как было принято по международным правилам. В то же время в евразийском тор­говом обороте получали большой сбыт и

собственно булгарские товары, принося немалую прибыль и успешно развивая экономику страны. Во всей этой торговле большую

роль сыграли серебряные монеты, вначале, как уже говорили выше, в виде подражаний арабским диргемам, а чуть позднее и

свои, булгарские. Эти монеты находят не только на территории Волжской Булгарии, но и далеко за ее пределами: в Средней Азии,

на Руси, Прибалтике, в скандинавских странах. Как известно, они чеканились только в X веке. XI—XII века были безмонетным

периодом не только в Булгарии, но и в соседних государствах. Однако булгары как-то выходили из положения—например,

они использовали прежние монеты. Так, ал-Гардизи писал, что эти диргемы они ломают, и каждый кусок употребляют в дело,

т. е. пускают в оборот. Мы с вами уже знаем, что Гар-дизи жил в XI веке.

Помимо денежной, Волжская Булгария вела очень выгодную меновую торговлю с финно-угорскими народами далекого Се­вера.

Как булгары торговали с ними, мы также знаем уже по предыдущим параграфам. Здесь только отметим, что подобная торговля

оказалась достаточно прочной и продолжалась в течение нескольких столетий, ничем практически не отличаясь от ее начальной

формы в X—XI веках. Ал-Гарнати и Ибн-Баттута, два известных арабских путешественника, лично побывавшие у булгар и много

услышавшие об их отношениях с северными племенами, рассказывают о тех же методах меновой торговли в XII и XIV веках.

Слова Гарнати о том, что булгары в уплату за свои товары, например, за гарпуны для ловли морских рыб и некоторые другие

изделия из железа, берут у северян «шкуры соболя и получают от этого огромную прибыль», показывают большую выгодность

такой торговли. Не зря долгие годы, даже столетия, булгары успешно держали ее в своих руках, не пропуская восточных купцов

на север, придумывая при этом разные причины.

Ближайшими соседями ранней Волжской Булгарии были Хазарский каганат и Киевская Русь (Древнерусское государство).

В период своего образования Булгария была в определенной зависимости от Хазарии, но с конца 60-х годов X века, после

падения каганата, она стала единственным феодальным государством в Поволжье.

Внешнеполитические связи Волжской Булгарии с Киевской Русью были в основном добрососедскими, если не считать всего

несколько конфликтов. В 985 году киевский князь Владимир со своим воеводой Добрыней (былинный богатырь Добрыня Ни­китич)

пошел с походом на Волжскую Булгарию. Славяне победили булгар, и в конце сражения был составлен устный мир­ный договор,

при этом булгары, как сообщает русский летописец, сказали: «...тогда не будет между нами мира, когда камень начнет плавать,

а хмель—тонуть». Это показывает их искреннее желание жить в дружбе и согласии со своим соседом. И после этого был составлен

ряд дружественных актов и мирных договоров между булгарами и древними русскими, например, торговое соглашение

1006 года, по которому купцы с обеих сторон беспрепятственно могли торговать в городах и селах Булгарии и Руси. К таким

же мирным, дружественным актам следует отнести упомянутую выше помощь булгар хлебом русским в голодный 1024

год на их земле.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 447; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты