Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Гістарычныя ўмовы развіцця культуры ў ХVІ – ХVIII стст.




 

Исторические условия развития культуы Беларуси, во второй половине 17-ого, начале 18-ого, были связаны с рядом факторов внешнеполитического и внутреннего характера. Политическая и хозяйственная деятельность привелигированных слоёв населения ВКЛ, обусловило формирование своеобразной формы социального и политического сознания шляхты, получившей названия сарматской культуры. Согласно легендарным представлениям шляхта ВКЛ, была генетически связана с древними сарматами( воинственные племена, жившие в северном причерноморье в 6-4-ом веке дою н.э. Шляхта ВКл стремилась к золотым шляхетским вольностям и всё больше поворачивалась в сторону католицизма, который преобщал её к польскому языку и культуре. В 17-18-ом в, в ВКЛ целиком господствовала ополяченная шляхта. В 1697 гос-языками в РП, были провозглашены польский и латинский. Старобелорусский язык утратил статус языка официального делопроизводства. Белорусско-язычной, оставалась преимущественно народная культура. Старобелорусским языком, пользовались крестьяне, городские низы и часть шляхты. Многие уроженцы Беларуси в это время писали на польском или латинском языках, но содержание их произведений и жизненная позиция нередко оставались духовно близскими к языку народа и его традициям. Развитие культуры Беларуси в первой половине 16-ого века, было тесно связано с возрождением. Становление культуры Возрождения в Беларуси, под влиянием следующих факторов: оживление в хоз-жизни, расцвет городов с магдебургским правом, формирование белорусской народности и расширением культурных связей с польшей и другими странами. Появляется публицистический жанр литературы, развивается книгопечатная деятельность. Главную роль в образовании играли младшие церковно приходские школы при католических орденах или при православных братствах. В 16-веке действовали в области просвещения иезуиты. В архитектуре преобладал барокко.

 

Асвета і навука ў другой палове ХVІІ – ХVIII ст.

Интеллектуальная жизнь во второй половине XVII - начале XVIII в. характеризовалась отходом назад. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи времен средневековья. Это, а также схоласты, фанатизм, нетерпимость стали определяющими принципами периода контрреформации. Условия развития культуры Беларуси в XVII-XVIII вв. определили ее специфическую черту - полилингвистычны характер. 3-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура - культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства. Многие уроженцы Беларуси писали на латинском, польском, часто на немецком и французском языках, но их произведения, позиция автора оставались духовно близкими к местным истокам. На вторую половину XVIII в. приходится распространение идей Просвещения в Беларуси. Они пришли из Европы и их появлению способствовали научные открытия в естествознании и достижения в области гуманитарного знания. Им свойственно признание приоритета просвещения, науки и разума в жизни личности, общества и государства. Идеи Просвещения нашли отражение в философии, социологии, литературе и искусстве. Для эпохи Просвещения характерна сосуществование ряда культурно стилей - барокко, классицизма, сентиментализм, рококо. Однако характер эпохи определял прежде всего классицизм. Суть его выразилось в канонизации античной классики как совершенного образца для подражания нормативности эстетических критериев. Основывался он на традициях Возрождения и вместе с тем синтезировал в превращенной форме достижения противоположного ему барокко, которое предшествовало и частично сосуществовала с новым направлением. На становление белорусского Просвещения существенно повлияла французская философская и эстетическая мысль. В середине XVIII в. на Беларусь начали проникать научно-философские идеи французских энциклопедистов, а также Д.Ж.Лока, Ф. Бэкон, Д. Юм, Р. Декарт. Их произведения пользовались популярностью, значились в каталогах различных библиотек. Особый интерес вызвало творчество Вольтера. Однако развитие просветительской мысли в Беларуси было обусловлено преимущественно потребностями местной жизни - развитием экономики и общественно-политической ситуацией. За время Просвещения изменились общественные идеалы. Раньше идеалом был "Сармат" - человек набожный, суеверный, суровый, ненавистник всего чужого и хранитель старошляхетской традиций. На смену ему пришел идеал разумного, образованного, рационалистического, но одновременно и космополитического человека. Разумеется, эти черты определялись прежде всего относится к социальному портрету шляхты и магнатов. Школьное образование до середины XVIII в. концентрировалась в основном в руках различных манаских.ордэнав. Большинство школ принадлежала иезуитам, просветительские учреждения открывали также базилиане, пиаре и доминиканцы. Была пресечена деятельность братских и протестантских школ. Иезуитские Коллегиум и низшие школы существовали в Полоцке, Несвиже, Орше, Бобруйске, Бресте, Минске, Пинске, Витебске и др.. Преподавание велось на латинском языке, традиционными предметами для обучения являлись грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Центром образования и науки в Беларуси была Виленская иезуитская академия, которая имела статус университета. Академия славилась в Восточной Европе талантом и ученостью ряда своих преподавателей и выпускников. Одним из наиболее известных профессоров Виленской академии был Матвей Сарбевский (1595 - 1640), который считался одним из главных теоретиков барокко в Европе. Высоким уровнем образования славилась также Полоцкая иезуитская коллегия, причем иезуиты брали на воспитание представителей не только католического вероисповедания и шляхетского состояния. При коллегии были музей, картинная галерея, библиотека, типография, театр, который ставил с участием хора и балета пьесы на историческую, библейскую тематику. Школы, организованные униатского ордена базилиан, работали в основном по образцу иезуитских. В организации образования базилиане выделялись прежде всего тем, что учителя преподавали на родном для учащихся школ языке. Широкую известность имела Слуцкая гимназия. Она была основана Янушем Радзивиллом как кальвинистской школа. Слуцкая учебное заведение отличалось терпимостью в делах религии, уважение к личности ученика. Во второй половине XVIII в. произошло постепенное обновление системы образования в Речи Посполитой. Это было связано с изменениями в экономической жизни общества, с развитием науки. В 1773 г. была создана Комиссия по национальной образования. Йайо стараниями школа приобрела светскую направленность. Общее руководство делом просвещения от духовенства передавалась государственным органам. В школьном образовании большее место стали занимать предметы естественнонаучного цикла. Более чем за 20 лет своей деятельности Образовательная комиссия учредила ряд новых школ. Особое цикдвасць вызывают заложенные в Гродно и Поставах меценатом А.Тызенгавзам многие профессиональные учреждения. В 70-е ГТ. XVIII в. он организовал первые в Речи Посполитой медицинскую, ветеринарную, акушерскую, черчения и рисования, финансовых контролеров, художественно-театральное школы. В них учились преимущественно дети белорусских крепостных крестьян.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты