Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тэатр, музыка, архитэктура, выяуленчае мастацтва




В первой половине XIX в. массовыми видами искусства стали музыка и театр. Крепостные театры начали прекращать свою деятельность, а основной формой театральной жизни становились театре частной антрепризы. В начале XIX в. постоянные театральные коллективы действовали в Вильнюсе, Гродно и Минске. Это были крупные труппы, которые возглавляли опытные антрэпрэнеры - Мацей Кажынски, Саломея Дешнер, Доменик Моравский. В составе этих театральных коллективов выступали известные актеры, такие, как С. Анчыц, К. Скибински, А. Качковская и др.. В репертуаре были в основном музыкальные комедии, классицистическая трагедии, пьесы В. Богуславский, произведения Мольера, Корнелия, Расина, Вольтера и др.. Тер-атральныя показы в основном осуществлялись на польском языке. В середине 40-х годов в Беларуси была проведена театральная реформа, в результате которой русский язык и русская драматургия заняли ведущее место в театральных постановках. Одной из первых русских пьес, решаемых на Беларусь сцене, была комедия "Ревизор" Н. В. Гоголя. В Витебске, в 1845-1847 гг., Работала балетная труппа, созданная польским балетмейстером М.Пиёнам. На витебской сцене он поставил балеты "Свадьба в Отчем" К.Курпинскага и Ю.Дамсе, "Две статуи" Ю.Эльснера, "Антыкварывс», «Швейцарская молочница", "Волшебная флейта" и др.. Ставились дивертисменты, живые картинки, комедии, водевили на русском, польском, французском языках. В труппе были как свободные, В. и А.Пиёны, Кос, Царева, Я.Чахович, так и крепостные белорусские актеры, танцовщики и музыканты. Значительным событием в театральной жизни Беларуси в середине XIX в. было возникновение первого белорусского труппы В. Дунина-Марцинкевича. Она была создана в 1852 г. для постановки пьесы "Крестьянка" и состояла более чем из 20 человек. 3 театром было тесно связано музыкальное мастацгва. Среди композиторов наиболее известными были Михаил-Клеофас Огинский, Станислав Монюшко, Доменик Стефанович, Флориан Миладовски и др.. Михаил-Клеофас Огинский (1765-1833) составил целую эпоху в истории музыки Беларуси, Польши и Литвы. Он был не только прекрасным композитором, но также известным политиком и общественным деятелем, меценатом и просветителем. Сегодня известный 60 его музыкальных композиций, в том числе 20 полонезов, 4 марши, 4 вальсы, 3 мазурки, менуэты, романсы и песни. Наиболее популярным произведением композитора является полонез "Прощание с Родиной", написанный им в Залесье на Сморгонщине. Огинский оставил и значительное литературное наследие - 4-томного мемуары и трактат "Письма о музыке". Творчество Станислава Монюшко (1819-1872) также тесно связана с Беларусью и белорусскими музыкальными традициями. Среди ранних произведений С. Монюшко были музыка для пьес "Рекрутский еврейский набор" и "Крестьянка" В. Дунина-Марцинкевича. Позже С. Монюшко работал дирижером оркестра в Вильнюсе. Там создал и поставил свой крупнейший произведение - оперу "Галька". Выдающимися музыкантами и композиторами были минчане Флориан Миладовски, ученик Мендельсона, создатель многих инструментальных произведений, широко известных в Европе, и Доминик Стефанович, театральный дирижер и учитель С. Монюшко. 3 Минском и его окрестностями была связана жизнь Михаила Ельского-композитора, скрипача и литератора, автора популярных танцев и инструментальных миниатюр. Антон Абрамович, вошел в историю музыкального искусства Беларуси как автор музыкальной поэмы "Белорусская свадьба", а также составитель школы игры на фортепиано. В первой половине XIX в., В связи с экономическим подъемом, началась активизация строительной деятельности: велась регулярная застройка городов, строились банки, учебные заведения, больницы, многие общественные здания. Постепенно складывался новый тип городских поселений, формировался новый архитектурный стиль - класицизм. Строительство по специальным архитектурных планах являлось новым словом в архитэюуры и определяло развитие градостроительства на многие десятилетия. В это время впервые возникли типовые проекты гражданских и жилых застроек. Возникновение типовых проектов решала проблему нехватки архитектурных кадров при массовой застройке городов и местечек. Значительную роль в формировании архитектурного облика белорусских городов и местечек в это время сыграла Виленская архитектурная школа и, прежде всего, выпускники университета - архитекторы М. Шульц, В. Стуока-Гуцявичус, К. Падчашынски и др.. До крупнейших памятников архитектуры того времени нужно отнести Петропавловский собор в Гомеле, Преображенская церковь в Чечерске, Покровскую церковь в Стрешине и др.. Изобразительное искусство Беларуси в первой половине XIX в. было богато на стили, жанры, разнообразие техники. Важную роль в его развитии сыграл Виленский университет. Здесь еще в Главной Литовской школе в 1797 г. была создана кафедра живописи, рисунка и скульптуры, которую возглавлял профессор живописи Франтишек Смуглевич. В дальнейшем было создано отделение изящных искусств при факультете литературы, куда входили кафедры живописи и скульптуры. Воспитанниками Виленской школы живописи были многие десятки талантливых художников. Среди них в первую очередь нужно назвать известного пейзажиста, автора сотен графических работ, посвященных историческим местам Беларуси, Михаила Кулеша. Воспитанникам университета и собратьям по жанру М. Кулеши был Наполеон Орда. Он вошел в историю изобразительного искусства как автор многочисленных графических серий исторических и культурных памятников Беларуси, выданных в альбомах в Вильнюсе и Парижа. Студентами Вильнюсского университета, а затем Петербургской академии мастацгвав были талантливый портретист-романтик Валентий Ванькович, художник, график, педагог Викентий Дмаховский, художник-портретист и мастер исторических и религиозных композиций Ян Дамель. После закрытия Виленского университета выходцы из Беларуси и Литвы вынуждены были получать художественное образование в Петербурге и за рубежом. 3 тех художников, которые вернулись в Беларусь, нужно назвать Ивана Хруцкого, получившего звание академика живописи. Он работал во многих жанрах: был родоначальником нарцюрморта в белорусском и русском живописи, добился огромных успехов в жанре портрета и пейзажа. 3-за границы вернулся также талантливый скульптор и художник, впоследствии известный деятель национально-освободительного и революционного движения в Беларуси Викентий Дмаховский. Культура в Беларуси в первой половине XIX в. достигла значительных успехов. Несмотря на длительную полонизации и пачавшуюся русификацию, белорусский народ смог сохранить свой этнический лицо, и, несмотря на большие потери, отстоял свою национальную перспективу.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты