Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Артикуляция при переходе к пению




Основное отличие — это положение гортани в речи и пении. Надгортанник в пении располагается так, что вход в гортань сохраняется узким (сужение). Гортань сохраняет в пении свое постоянное положение вне зависимости от произнесения гласных (в соответствии с типом голоса) и не влияет на артикуляционные уклады.

В пении все звуки должны быть равновокальны, т. е. они должны сохранять единый тембр, вибрато, а значит, и певческие форманты — высокую и низкую.

- В пении артикуляционный аппарат работает в условиях изменившейся длины надставной трубки и более широко открытого рта. Поэтому аппарат приспосабливается к новым положениям или позициям, при которых будут организованы нужные размеры ротовой и глоточной полостей для образования нужных формант, а значит, и конкретных гласных.

- Певческие гласные отличаются от речевых еще и тем, что они более округлы и, как правило, имеют смешанный характер: поется не чистая а, а с примесью о или ё, и т. д.

- В пении губы могут принимать характерное для разных гласных положение, но лишь в начальный момент, — затем они переходят в стандартную позицию, правда, связанную с типом голоса. Пение на улыбке чаще используют высокие голоса, пение с губами чуть вытянутыми вперед встречается чаще у низких голосов.

- При пении меняется и уклад языка.

- Мягкое нёбо в пении занимает повышенное по сравнению с речью положение. Правда, на положение мягкого нёба в пении есть два взгляда: одни считают, что его надо поднимать высоко, другие это отрицают. Отсюда берутся и разные приемы.

- В пении в отличие от речи глотка расширяется.

- Раскрытие рта в пении, как правило, большее, чем в речи. Однако степень открытия нижней челюсти зависит от индивидуальных особенностей строения и от условий формирования импеданса. Сопрано, пользующееся малым импедансом, могут широко открывать рот. Голоса, требующие большего импеданса, могут незначительно открывать рот.

Для учащегося самое важное — научиться произносить согласные так, чтобы не нарушалась вокальная линия, т.е. кантилена, а гласные — так, чтобы они не искажались до неузнаваемости и не изменяли смысл слова. Ясность дикции в значительной мере зависит от высокой позиции звука, над которой и работают педагоги-вокалисты. При таком пении создаются наиболее оптимальные условия для работы губ и кончика языка.

Четкость произношения можно разработать, используя актерские скороговорки. Ряд упражнений тренировочного характера содержится в книге Е. Саричевой «Техника сценической речи». Существуют и специальные слоговые упражнения в методическом пособии Л.Д. Гордеевой, к которым полезно было бы обратиться. Однако практика показывает, что хорошая актерская речевая дикция не является залогом ясной вокальной артикуляции. Причина — в разнице между речевым и певческим процессами произнесения звуков. Поэтому наиболее эффективными для развития дикции являются:

- вокальные упражнения, например, на выравнивание гласных;
— аналитический подход к слову в исполняемом произведении, включая проработку и осмысление текста без пения.

В культуре живой речи существуют законы орфоэпии — законы правильного произношения слова. Правда, переносить автоматически эти законы речи на пение было бы неверным. Так, например, по законам орфоэпии продленный первый слог в процессе пения при изменении гласной может исказить слово до неузнаваемости.

Слово «пятачок» произносится как «петачок». Но если этот слог будет стоять в начале вокальной фразы, то его надо будет петь как «пя». Аналогичный пример можно привести и со словом «взяла», которое в речи звучит как «взела», а в пении, например, на фермате, над первым слогом нужно будет спеть «взяла». Если же в пении и в речи слог сохраняется коротким, то законы орфоэпии автоматически переносятся на певческий процесс. Например, в романсе П.И. Чайковского «Средь шумного бала» слово «глядели» во фразе «лишь очи печально глядели» произносится как «гледели». Слово «что» произносится как «што» и в пении, и в речи, слово «скучно» произносится как «скушно», например, в романсе А. Гурилева на слова М. Лермонтова «И скучно, и грустно».


Красиво окрашенная вокальная речь, четкое и осмысленное слово, культура речи и художественная выразительность пения для певца не менее а, может быть, даже более важны, чем техническая оснащенность голоса. Впрочем, обе стороны певческого процесса на самом деле находятся во взаимосвязи и помогают или мешают друг другу.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты