Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Б.Л.Пастернак.




Темы творчества, любви и природы в лирике, художественные особенности.

Борис Леонидович Пастернак (1890Москва-1960 переделкино Моск.обл.)-русский поэт писатель, один из крупнейших русских поэтов 20в., лауреат Нобелевской премии по литературе.П. понимал поэтическое творчество как некий долг перед вселенной. «Цель творчества – самоотдача». Сборники: Близнец в тучах 1914; Сестра моя жизнь 1922; Второе рождение 1930-32; На ранних поездах 1936-44; Стихи о войне (в годы войны); Когда разгуляется 1956-59. В ранних стихах мир предстаёт в постоянном движении, динамике. Природа, вещи, люди – никогда не находятся в состоянии покоя. Творчество носит черты импрессионизма. Поэт хотел воплотить хаос впечатлений в стихах, не заботясь о том, чтобы они были понятны всем. Человек кровно связан со всем окружающим миром, родство с жизнью. В ранних стихах соц. явления не нашли отражения, П. достаточно субъективен и ассоциативен. Темы: любовь, смысл поэзии, жизнь природы, влияние музыки на жизнь человека. Философское осмысление любви. Она разлита в окружающем пространстве, в мире природы. Разгадать тайну любви – разгадать тайну мироздания. Смысл любви – в самой любви. Уже в первые годы творчества у П. проявляются те особенные стороны таланта, которые полностью раскрылись в поэтизации прозы жизни, философских раздумьях о смысле любви и творчества: Февраль. Достать чернил и плакать!Писать о феврале навзрыд,Пока грохочущая слякотьВесною черною горит.Достать пролетку. За шесть гривен,Чрез благовест, чрез клик колес,Перенестись туда, где ливеньЕще шумней чернил и слез.П. вводил в свои стихи редкие слова и выражения. Чем реже слово употреблялось, тем лучше это было для поэта. Своеобразие стихотворного стиля П. состоит и в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Оригинальны и ассоциации П. Они помогают описываемому образу раскрыться именно так, как он его видит. В стихотворении “Старый парк” сказано, что “каркающих стай девятки разлетаются с дерев”. А далее находим такие строчки: Зверской боли крепнут схватки, Крепнет ветер, озверев, И летят грачей девятки, Черные девятки треф. Своеобразие лирики П. состоит в сложных ассоциативных рядах. Поэзия П. — поэзия дорог и разворачивающихся просторов. В стихах П. ощущаешь порывистость, динамичность. У них есть свойство западать в душу. Во всем мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте.До сущности протекших дней,До их причины,До оснований, до корней,До сердцевины.Все время схватывая нитьСудеб, событий,Жить, думать, чувствовать, любить,Свершать открытья.О, если бы я только могХотя отчасти,Я написал бы восемь строкО свойствах страсти.Явления природы у него как бы живые существа: дождик топчется у порога, гроза, угрожая, ломится в ворота. Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела.Как летом роем мошкараЛетит на пламя,Слетались хлопья со двораК оконной раме.Метель лепила на стеклеКружки и стрелы.Свеча горела на столе,Свеча горела.На озаренный потолокЛожились тени,Скрещенья рук, скрещенья ног,Судьбы скрещенья.И падали два башмачкаСо стуком на пол. Первозданной чистотой предстает в стихах П. и Урал (“На пароходе”, “Урал впервые”), и Север, и родные поэту места близ Москвы с их ландышами и соснами, неистовыми грозами и стрижами. Новый слог чувствуется в таких крупных его произведениях, как “Девятьсот пятый год”, “Лейтенант Шмидт”,' “Спекторский”. Произошедшая с художником эволюция была естественным путем, который стремился во всем дойти до самой сути. Мир поэзии П. все время расширялся, и трудно предположить меру и форму дальнейшего расширения, если бы поэт прожил еще годы и продолжил бы лучшее, что было заложено в его последней книге “Когда разгуляется”: Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою. Объятый дрожью сокровенной В слезах от счастья простою.

 

Роман «Доктор Живаго»: понимание истории, революции, любви, основные герои, жанр, стилевые черты.

«Доктор Живаго»- Работа над романом началась зимой 1946 года. 1 часть вышла в 1947 году. Первоначальные названия: «Мальчики и девочки», «Смерти не будет», «Иннокентий Дудоров», «Свеча горела». Роман вышел в Италии в 1956 году. Роман обладает смысловой многоплановостью.Несет важные философские, исторические, эстетические идеи. Одна из главных идей – целесообразность всего происходящего в природе и жизни человека. Идея обожествления мира, благословления мира. Идея апокалипсиса, катастрофы. Идея жизни и смерти связана с идеей памяти и забвения. Многие герои страдают забвением. Хранитель памяти – Юрий Живаго. Смерть заставляет Живаго любить, творить. Антитеза смерти – любовь к женщине, любовь к природе, к творчеству. Любовь воплощается в жизни семьи, дома. Возвращение домой, это как возвращение к себе. Два сквозных образа- образ железной дороги и природы. Авторское ощущение неумолимой поступи времени и цивилизации, переступающей через человека. Композиция: центр романа - железная дорога, которая объединяет судьбы героев. Образу железной дороги противостоит образ природы. Пастернак обожествляет природу. Она наделена способностью видеть, думать, чувствовать, то есть принимать деятельное участие в жизни человека. Мотивы бури и метели сплетаются в романе с темой смерти. В ночь после похорон матери происходит первая встреча Юры с вьюгой. Так же образы метели и снегопада переплетаются с образом свечи, символизирующей свет жизни и пламя любви. Много фольклорных заимствований. Сказочным образам уподобляются реалии жизни. Красное в романе – символ смерти. В жанровом смысле роман был прочитан по-разному, в зависимости от читательской установки и его «жанрового ожидания». В нем увидели прежде всего «поэтический роман» (А.А.Вознесенский). В произведении усматривали духовную «автобиографию, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора», а главный герой предстает в качестве лирического героя П., который в своей прозе остался поэтом – лириком (Д.С.Лихачев), это «лирическая исповедь П.» Горелов называет произведение романом-дневником Пастернака. Необычная композиция. Много совпадений, случайных встреч, неизвестных исчезновений. И смысловым центром всех этих коллизий является судьба главного героя Юрия Живаго. Особенность произведения состоит в том, что Пастернак сконцентрировал в нем значительный временной промежуток. В роман включены стихотворения, имевшие автобиографическую основу. Например: «Объяснение», «Осень», «Свидание» были посвящены Ольге Ивинской (писательнице, возлюбленной П.). В стихотворении «Август» отразилась драма отношений Юрия Андреевича и Лары. Стихи «Рождественская звезда», «Зимняя ночь», «Магдалина» разрабатывают традиционные евангельские сюжеты. Время всё отчетливей проявляет масштабы художественного мира П.

Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это - не большая хитрость.

 

Литература в годы Великой Отечественной войны.

Героико-патриотическая тема в поэзии этого периода (М. Алигер, П. Антокольский, В. Инбер, М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, А. Прокофьев, К. Симонов, А. Сурков, А. Твардовский, Н. Тихонов и др.).

Проза и публицистика военных лет. ( К. Симонов, Л. Леонов, Л. Соболев, А. Толстой, М. Шолохов, И. Эренбург). («Дни и ночи», «Морская душа» и др.).

Драматургия периода Великой Отечественной войны («Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука).

В тяжелейшие годы суровых испытаний Великой Отечественной войны деятели советской культуры – писатели и поэты, художники и композиторы, работники кино и радио – весь свой талант отдавали победе над врагом. Более тысячи членов Союза писателей создавали свои произведения непосредственно на фронте и в партизанских отрядах. Главным лозунгом советских людей стали слова Сталина: "Все для фронта, все для победы". Советская печать и радио развернули широкую патриотическую пропаганду, обратились к историческим традициям России и русской армии; создавали, порой не слишком заботясь о правдивости деталей, В средствах массовой информации постоянно выступали самые известные советские писатели и поэты: Симонов, Толстой, Шолохов, Твардовский, Фадеев. На всю страну прогремела и стала символом времени песня "Священная война" .Основная задача советской литературы в период войны заключалась в том, чтобы отобразить жизнь воюющего народа, передать величие его подвига, вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу. Публицистика В годы ВОв получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны.Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. По настроению, по тону военная публицистика была либо сатирической,либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиванию подвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики стал памфлет. Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова. Тема подвига человека на войне получила свое развитие в литературе послевоенного времени"Народ бессмертен" В. Гроссмана, "У стен Ленинграда" В. Вишневского, "Пулковский меридиан" К. Симонова, "Урал в обороне" М. Шагинян, "В окопах Сталинграда" литературные произведения, созданные в годы войны, охватывали фронт, тыл, партизанское движение. Как своих однополчан воспринимали фронтовики героев поэмы А.Твардовского "Василий Теркин", романа М. Шолохова "Они сражались за Родину". С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. На страницах "Правды", рядом с военными сводками и фронтовыми корреспонденциями стали появляться такие стихотворения, как "Мужество" А. Ахматовой и многие другие. «Мужество» Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах,И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасем.Навеки!Василий Тёркин: Переправа, переправа!Берег левый, берег правый,Снег шершавый, кромка льда.,Кому память, кому слава,Кому темная вода, -Ни приметы, ни следа.Ночью, первым из колонны, Обломав у края лед, Погрузился на понтоны. Первый взвод.Погрузился, оттолкнулся И пошел. Второй за ним.Приготовился, пригнулсяТретий следом за вторым.То, что рождалось в стихии войны, было разнообразно в жанровом отношении – это были баллады, лирические стихи, песни, яркие эмоциональные очерки. М. Шолохов "Наука ненависти", "Они сражались за Родину". К. Симонов, стихи: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", "Синий платочек", "Жди меня и я вернусь". Стихи А. Суркова, М. Исаковского, поэма А. Твардовского "Василий Теркин", стихи О. Бергольц,..Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема юношей 41 – го года, прямо со школьной скамьи ушедших на фронт. О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы ("До свидания, мальчики").Окуджава:Ах, война, что ж ты сделала, подлая:стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли -повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили и ушли, за солдатом - солдат... До свидания, мальчики!Мальчики,постарайтесь вернуться назад.Поэзия военного поколения раскрывает накал высоких человеческих чувств. И самое пронзительное произведение – это знаменитое стихотворение А. Твардовского "Я убит подо Ржевом", слово погибшего, обращенное к живым. Я убит подо Ржевом,В безыменном болоте,В пятой роте, на левом,При жестоком налете.Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки,- Точно в пропасть с обрыва --И ни дна ни покрышки. С полей Великой Отечественной войны не вернулись многие поэты. Смертью храбрых пали поэты –Евгений Березнецкий, Борис Богатков, Константин Брянский, Георгий Доронин, Георгий Суворов, Владимир Чугунов. Они ушли на фронт молодыми, не успев издать ни одной своей книжки. За годы войны было создано свыше 300 пьес. Пьесы, появившиеся в самом начале войны и созданные еще на волне довоенных настроений, оказались далекими от трагической обстановки первых месяцев тяжелых боев. Потребовалось время, чтобы художники смогли осознать свершившееся, верно его оценить и по–новому осветить. Драма Л.Леонова «Нашествие» создавалась в самое трудное время. Небольшой город, где развертываются события пьесы, – символ всенародной борьбы с захватчиками.Действие пьесы происходит в квартире доктора Таланова. Неожиданно для всех из заключения возвращается сын Таланова Федор. Почти одновременно в город вступают немцы. А вместе с ними появляется бывший владелец дома, в котором живут Талановы, купец Фаюнин, ставший вскоре городским головой.От сцены к сцене нарастает напряженность действия. Честный русский интеллигент врач Таланов не мыслит своей жизни в стороне от борьбы. Рядом с ним его жена, Анна Павловна, и дочь Ольга. Председателя горсовета Колесникова: он возглавляет партизанский отряд. Это один – центральный –пласт пьесы. Углубляя психологическую линию пьесы, он вводит еще одно лицо – сына Талановых.Судьба Федора оказалась запутанной, непростой. Избалованный в детстве, эгоист, себялюбец. Он возвращается в отчий дом после трехлетнего заключения, где отбывал наказание за покушение на жизнь любимой женщины. Федор угрюм, холоден, насторожен. Его мучит утраченное доверие людей, потому–то Федору неуютно на свете. Умом и сердцем мать и няня поняли, что под шутовской маской Федор спрятал свою боль, тоску одинокого, несчастного человека, но принять его прежнего – не могут. Отказ Колесникова взять Федора в свой отряд еще больше ожесточает сердце молодого Таланова.Потребовалось время, чтобы этот живший когда–то только для себя человек стал народным мстителем. Схваченный гитлеровцами, Федор выдает себя за командира партизанского отряда, чтобы умереть за него. Психологически убедительно рисует Леонов возвращение Федора к людям. Если Л.Леонов тему героического подвига и несокрушимости патриотического духа раскрывает средствами углубленного психологического анализа, то К.Симонов в пьесе «Русские люди», ставя те же проблемы, использует приемы лирики и публицистики открытой народной драмы. Пьеса «Русские люди» уже летом 1942 года, в тяжелейшую пору войны, была поставлена на сцене ряда театров.Успех пьесы объяснялся и тем, что драматург показал врага как изощренного, уверенного в своей безнаказанности «покорителя» Европы и мира. Темой ряда интересных драматических произведений стали жизнь и героические деяния нашего флота. Среди них Б.Лавренева «Песня о черноморцах»(1943).Героико–романтическому пафосу в пьесе Б.Лавренева подчинено все: и выбор места действия (Севастополь.), и постоянные обращения к героическому прошлому города–крепости. Бессмертные имена Нахимова и Корнилова зовут нынешних матросов и офицеров к подвигам.Сюжетом драмы послужил один из эпизодов обороны Севастополя. Вся пьеса пронизана мыслью – стоять на смерть. Драма заканчивается гибелью гвардейской батареи, которая, расстреляв все снаряды, вызывает огонь на себя.В годы войны создавались пьесы о нашем героическом тыле, о беспримерном трудовом энтузиазме миллионов, без которого немыслимы были бы победы на фронтах. К сожалению, в большинстве своем эти произведения не достигли того эстетического уровня и силы эмоционального воздействия, которыми были отмечены пьесы военно–исторического плана.Достижений добилась в этот период историческая драма. Были написаны такие исторические пьесы, как дилогия А.Толстого «Иван Грозный», трагедия В.Соловьева «Великий государь» В целом литература периода войны отличалась своей агитационной направленностью. Единение и мужество русского народа перед лицом смертельной опасности, массовый героизм и трагическую напряженность военных лет отражает трилогия К.Симонова "Живые и мертвые". Всё было на войне: и нелепая, ничем не оправданная гибель, и необдуманные приказы командиров, и самоотверженность бойцов, и героизм многих и многих. Ведь именно благодаря им, обыкновенным людям в шинелях, страна одолела фашизм.

 

А. Т. Твардовский.

Поэзия 1930-1940-х годов («Страна Муравия» и др.). Поэма «Василий Теркин»: творческая история; своеобразие жанра и композиции; образ главного героя; образ лирического героя; фольклоризм поэмы. Творчество Твардовского в 1950-1960-е годы. («За далью – даль», «По праву памяти» и др.)

С детства выработал он в своем сознании высокие моральные принципы. С 1925 года начинается его литературная деятельность. В смоленских газетах печатаются его заметки, главным образом критикующие местные власти за их безответственность, злоупотребления и т.п. К нему идут люди из окрестных деревень, просят написать о местных неполадках, разоблачить кого-то в газете… Юноша понимает, что такое отношение людей ко многому его обязывает, и начинает себя готовить к более широкому поприщу.Впервые имя Твардовского увидело свет 15 февраля 1925 года. В газете «Смоленская деревня» была опубликована его заметка «Как происходят перевыборы кооперативов». 19 июля этаже газета напечатала его первое стихотворение «Новая изба». В последующие месяцы появилось еще несколько заметок, корреспонденций, стихов Твардовского в различных газетах Смоленска; а в начале 1926 года он снова публикует свои стихи в газете «Рабочий путь». Летом 1929 года поэт осмелился послать свои стихи в Москву, в редакцию журнала «Октябрь». Михаил Светлов напечатал стихи 19-летнего Твардовского. После этого события смоленские горизонты стали казаться ему слишком узкими, и он устремился в столицу.Ранние стихи Тв., безусловно, отмечены печатью одаренности, хотя иногда (особенно это относится к стихам 1926-29 гг.) в них можно заметить невольное подражание поэтам старших поколений – Бунину, Есенину, Исаковскому. Но та же зоркость, та же наблюдательность, что и в прозе, свойственны ранней лирике поэта. Многие из стихов («В глуши», «Родное», «Ночной сторож», «Перевозчик», «Весенние строчки», «Матросу») передают настроения жителя сельского захолустья, томящегося по иной, более интересной, хотя и более трудной жизни. Война, захват Смоленщины врагом вызвали в его сердце, переполненном оскорблением, гневом и болью. 1936г выходит поэма «Страна Муравия».Следующим этапом творчества Тв. по праву называют его работу над знаменитым стихотворением «Ленин и печник». Этот этап отделяет от «Страны Муравии» пять лет работы - с 1936 по 1941 гг., очень много значившие в становлении личности поэта. С осени 1936 года, Тв. становится студентом третьего курса МИФЛИ и поселяется в столице. За годы учебы он выпустил три сборника стихов: «Стихи», «Дорога», «Сельская хроника». В 1938 году Тв. стал кандидатом в члены ВКП(б),. Едва успев окончить институт, Тв. был призван в Красную Арию и принял участие в освобождении Западной Белоруссии (1939г.). Затем был демобилизован, а с началом советско-финляндского вооруженного конфликта призван вновь – так же, как и раньше, в должности спецкорреспондента военной газеты.Чуть не ежедневно в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» появляются его очерки, корреспонденции, стихи, а также куплеты о Васе Теркине, которые писались совместно с А. Щербаковым, С. Вашенцевым, Ц. Солодарем и другими как стихотворные подписи к рисункам Фомичева и Брискина. Вскоре после окончания войны, весной 1940 года, Тв. был награжден орденом Красной Звезды и демобилизован. Поэма «Василий Теркин».Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа». Переправа, переправа!Берег левый, берег правый,Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,Кому тёмная вода, —Ни приметы, ни следа.Ночью, первым из колонны,Обломав у края лёд,Погрузился на понтоныПервый взвод.Погрузился, оттолкнулсяИ пошёл.Второй за ним.Приготовился, пригнулсяТретий следом за вторым.
Теркин переплыл в воде, которая даже рыбам холодна. В этой главе мы видим, что Теркин очень веселый, и даже в трагические моменты юмор не покидает его: «И с улыбкою неробкой Говорит тогда боец-А еще нельзя ли стопку Потому как молодец». В главе «Два солдата» показан Теркин-труженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой войны, а другой молодой. В каждом деле Теркин мастер он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе.В главе «Поединок» автор применяет прием противопоставления. Василий Теркин противопоставляется немцу: «Немец был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит, ...Сытый, бритый, береженый, Дармовым добром кормленный,...» Наш же Василий намного слабей немца: «Теркин знал, что в этой схватке Он слабей- не те харчи.» Но все-таки Теркин не уклоняется от ударов и вступает в поединок с немцем. В главе «Кто стрелял?» автор говорит о мужестве Теркина. Василий не спрятался в окопчик, поминая всех родных, а встал и начал стрелять с колена из винтовки в самолет. И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. В главе «Смерть и воин» описан совсем необычный поединок. Здесь перед Теркиным предстает сама Смерть. Но у нашего бойца такая любовь к жизни, что перед ней отступил и очень страшный противник. Поединок со Смертью символ бессмертия русского солдата. Отчетливы в поэме образы большой и малой родины. Теркин и Твардовский являются земляками. Несколько раз автор вспоминает свою родину. В поэме возникает образ большой родины, которую автор называет мать-земля моя родная. В этих главах выражена огромная любовь и гордость за Россию..Автор использует разнообразные художественные средства выразительности. Здесь мы можем увидеть и эпитеты, и метафоры, и антитезу, и гиперболы, и олицетворение, и аллитерацию.Высокий идейный смысл, близость к народному поэтическому языку, простота все это делает поэму подлинно народным произведением..Жанрово-композиционное своеобразие.Жанр произведения Твардовского нарушал традиционные каноны: не "поэма", что было бы привычнее, а "книга": "Книга про бойца". Своеобразие сюжетно-композиционного построения книги определяется самой военной действительностью. «На войне сюжета нету», - заметил автор в одной из глав. Поэма "Василий Теркин" состоит из 29 (включая главу "О себе" и четыре главы "От автора") самостоятельных, внутренне законченных глав, не связанных строгой последовательностью событий. То есть жесткая сюжетная заданность отсутствует, и это дает автору возможность сказать об очень многом, но это способствует созданию полноты картины, полноты народной жизни на войне. Сюжета в произведении действительно нет. Есть лишь частные сюжеты внутри каждой главы, а между главами – только некоторые сюжетные связи. Сюжет книги складывается по ходу войны, и его стержнем стала судьба всего народа, судьба Родины в горькую годину. Книга построена так, что каждая глава ее может быть прочитана как самостоятельное произведение. Композиционное единство книге придает образ главного героя, который находится всегда в центре всех событий и к которому тянутся нити людских судеб; автор-повествователь с его лирическими отступлениями от автора, который подчас ведет прямой диалог со своим героем и с читателем, рассказывает о себе и т.д.Стихи А.Твардовского военных лет – это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта и лирические взволнованные воспоминания о родной Смоленщине,. В стихах поэта военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии.Поэма "По праву памяти" мыслилась первоначально автором как одна из "дополнительных" глав к поэме "За далью – даль", приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя "По праву памяти" не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным "циклом", вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора "Василия Теркина". Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины. Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души: Перед лицом, ушедших былей Не вправе ты кривить душой, - Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой... Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы. Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба:Готовы были мы к походу Что проще может быть: Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если – То и жизнь отдать... Лишь от себя теперь добавим. Что проще - да. Но что сложней? Вторая глава "Сын за отца не отвечает" самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучило поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму "По праву памяти". Конец твоим лихим невзгодам, Держись бодрей, не прячь лица. Благодари отца народов.Что он простил тебе отца..Поэт стремится осмыслить ход истории. В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, "живы" наши предки, их дела и подвиги. Память - это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает: Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу... Эта поэма – своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. У большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты