Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Человек и природа в творчестве современных писателей




(В. Астафьев, Г.Троепольский, В. Распутин и др.). Традиции этой темы в русской литературе (М. Пришвин, К. Паустовский и др.). Повесть В.Астафьева «Царь-рыба»: предмет изображения и экологическая проблематика, образы, идеи, художественные особенности центральной новеллы повести; экологическая проблематика в повести В.Распутина «Прощание с Матерой» и романе Ч.Айтматова «Плаха».

Натурфилософская проблематика в творчестве современных писателейЧеловек и природа, их единство и противоборство — стержневая тема “Повествования в рассказах” Виктора Астафьева. Пожалуй, никогда ещё проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. И это не случайно. Много создано писателем книг о войне, о мире, о детстве. Все они отмечены загадкой таланта, звуками Родины, — светлой и чистой, горькой и радостной музыкой человеческой судьбы. Вся его многообразная биография, его путь долгий и ясный, на виду у читателей. Произведения, созданные В. Астафьевым, хорошо известны. Это и многочисленные рассказы, и повести “Перевал”, “Стародуб” , “Кража” , “Звездопад” , “Пастух и пастушка” , “Последний поклон” . Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение “Царь-рыба” , отмеченное Государственной премией СССР. В рассказе “Царь-рыба” жизненный сюжет идёт навстречу художнику. Главный герой рассказа “Царь-рыба” — Зиновий Игнатьич, уважаемый в посёлке Чуш человек. К чушанцам относится он снисходительно, с некой долей превосходства, которого не высказывал, от людей не отворачивался, ко всем был внимателен, любому приходил на помощь. Он везде и всюду обходился своими силами, но был родом здешний — сибиряк и природой самой приучен почитать общество, считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом слишком не ломать. Очень отличается Игнатьич от односельчан своей аккуратностью и деловитостью. Его “дюралька” (моторная лодка) носиться по реке, задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, не верещит. И хозяин под стать своей лодке: прибранный, рыбьей слизью не измазанный, мазутом не пахнущий. Ловил рыбу Игнатьич лучше всех и больше всех, и никто ему не завидовал, кроме младшего брата Командора, который всю жизнь чувствовал себя на запятках у старшего брата, а был с мозглятинкой — гнильцой самолюбия, не умел и не хотел скрывать неприязни к брату, и давно уже они стали чужими друг другу. До того возненавидел Командор Игнатьича, что поднял руку на родного брата,— ружьё! Случай, описанный в рассказе “Царь-рыба” произошёл с Игнатьичем в студёную осеннюю пору, когда тот вышел на Енисей и завис на самоловах. Пять раз заплывал рыбак и тянул “кошку” по дну реки, времени потерял уйму, промёрз до самых костей, но зато, лишь подцепил и приподнял самолов, сразу почувствовал: на нём крупная рыбина. По всем повадкам рыбы, по грузному давлению во тьму глубин угадывался на самолове осётр, большой, но уже умаянный. Увидел его Игнатьич и опешил: что-то редкостное, первобытное было не только в громадной величине рыбы, но и в формах её тела, от мягких, безжильных, как бы червячных усов, крылатого хвоста — на доисторического ящера походила рыбина. Понял рыбак, что одному не совладать с этаким чудовищем. Можно бы подождать, когда явиться на самоловы младший брат, он поможет, но ведь тогда придётся делить осетра, а этого очень не хотелось Игнатьичу. Упускать такого осетра нельзя, Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому якову. Игнатьич решил брать за жабры осетрину, мало ли чего плели раньше люди, знахари всякие и дед тот же. С огромным усилием рыбак взял рыбину крюком на упор и почти перевалил её в лодкуНо тут-то находящаяся в столбняке рыба резко повернулась, ударилась об лодку, и Игнатьича бросило в ледяную воду. Он начал тонуть, кто-то тащил его в глубину, а рыба продолжала биться И рыба и человек слабели, истекали кровью.Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть. Пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи. А главный грех Игнатьича в том, что жестоко обидел он девушку, с которой дружил в юности. И прощения он у неё не так и не выпросил, как ни умолял, ни каялся. Последние его слова, которые он смог просипеть, не владея ртом, были: “Прости, Глаша!” . Зиновий Игнатьич услыхал шум мотора “Вихрь” . Это приближался к самоловам брат. Волна от пролетевшей лодки качнула посудину Игнатьича, ударила об железо рыбу, и она, отдохнувшая,. Рывок. Рыба перевернулась на живот, Ещё и ещё била рыба хвостом, пока не снялась с самолова, изорвав своё тело в клочья. “Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь. Я про тебя никому не скажу!” — молвил ловец, и ему сделалось легче. Дочитав рассказ “Царь-рыба” , понимаешь, что мир природы таит в себе дух справедливого возмездия. О нём взывает страдание Царь-рыбы, израненной человеком. Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Перед человечеством в конце XX столетия остро встала проблема выбора: либо голый практицизм, признающий лишь материальное благополучие, либо установка на духонные ценности, на опыт предшествующих поколении, на любовь ко всему живому на земле. Валентин Распутин относится к тем авторам, которые ставят эту проблему выбора с максимальной откровенностью и жесткостью..Повесть Распутина «Прощание с Матерои» можно назвать повестью-предупреждением. Предупреждением о реальности исчезновения человечества как рода.Казалось бы, речь идет о «немногом»: как организованно и быстро провести затопление острова, необходимое в связи со строительством ГЭС на одной из сибирских рек. Однако для жителей Матеры переселение из затопляемой деревни, где прошла вся их жизнь, на новое место равносильно смерти. будто свет «пополам переломился». Раньше деревня «худо-бедно», но все же держалась «своею места» на яру у левого берега, «встречая и провожая годы» Человек не должен творить насилие над окружающим миром. так как он посягает не только на не принадлежащие ему души деревьев, зверей, птиц, но прежде всего на самого себя. Если людей, подобных старухам Дарье, Настасье, Катерине, занимавшихся каждодневным созидательным трудом: сеяли и убирали хлеб, воспитывали детеи, обиходили скотину —Для распутинских старух в окружающей их действительности нет ничего случайного Они хорошо ощущают свою сращенность с природным миром. Чувство природы для них—гораздо большее, чем простое любование ее красотами. Такое любовное, а не потребительское отношение к живой твари, постоянная забота о ней очищают и самою человеческую душу. вносят в нее спокойствие и уверенность. Через природу и Дарья в «Прощании с Матерой», и старуха Анна в повести «Последний срок» чувствуют приток живительных сил, понимают свою причастность к бытию Вселенной. Поэтому их кругозор не замкнут крестьянским бытом. Отчуждение от земли, невосприимчивость к веками накопленным духовным ценностям — вот главная причина невосполнимых моральных потерь, взаимонепонимания, тех бед, которые обрушились на человечество с победой бездушной цивилизации. «Не своим ходом живем» — таков лейтмотив повести «Прощание с Матерой». А вот персонаж по имени Петруха, который, не дожидаясь поджогщиков, преднамеренно опережая их, собственноручно сжигает родную избу. Горящая изба символизирует всеобщий пожар, самосожжение, саморазрушение России. Не случайно показываемое в произведении событие характеризуется необычайной обобщенностью.Разрушая природу, разрушаем себя, свое прошлое, настоящее и будущее. Эта мысль остро звучит и в повести «Пожар».В «Пожаре» мы видим уже последствия тех социально-нравственных метаморфоз, которые произошли в результате уничтожения Матеры и подобных ей поселений. Двадцать лет стоит выстроенный поселок, собравший жителей нескольких затопленных деревень. Но люди воспринимают свою жизнь в нем как временное, переходное, бивачное состояние. Поселок строился наспех, без расчета на детей и внуков, и хотя дети и внуки появились, ослабло не только чувство рода, по и чувство самого себя. Люди «так разошлись всяк по себе, так отвернулись и отбились от общего и слаженного существования», что им прежде всего «себя... недостает.Процесс жизни, осмысление своего пребывания на земле как формы проявления космической мудрости, свойственное распутинским старухам, вылилось здесь в «процедуру жизни», в жизнь навыворот, которая и не есть жизнь человека и природы Понадобилось несчастье, пожар, чтобы осознать это«Век живи — век люби» — так называется один из рассказов Распутина Люби природу, народ, свой род — все это не только однокоренные слова, но и сферы бытия, друг без друга невозможные Восстановление единой родственной основы всего существующего на земле — первоочередная задача наших дней Воспримем ли мы предупреждение писателя, жестко и однозначно сформулировавшего эту задачу?

 

Литературный процесс как теоретико-литературное понятие.

Субъект и объект в литературном процессе. Споры в современном литературоведении о понятии «литературный процесс». Многоуровневый характер современного литературного развития. Особая роль критики в современном процессе. Социокультурная ситуация новейшего времени и литература. Проблема иерархии, репутаций и стратификации в современной отечественной литературе.

Литературный процесс - этим термином, во-первых, обозначается литературная жизнь определенной страны и эпохи (во всей совокупности ее явлений и фактов) и, во-вторых, многовековое развитие лит-ры в глобальном, всемирном масштабе. Литературный процесс во втором значении слова составляет предмет сравнительно-исторического литературоведения.

Выделяются лит-ры древние, средневековые, лит-ры Нового времени с их собственными этапами (вслед за Возрождением –барокко, классицизм, Просвещение с его сентименталистской ветвью, романтизм, наконец, реализм, с которым в 20в. сосуществует и успешно конкурирует модернизм).

Ситуация. В это время «Гласность» и полная отмена политической цензуры привели к резкой активизации литературной жизни в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Главным фактором литературного подъема стал масштабный процесс возвращения литературы, находившейся под цензурным запретом. Произошла четкая поляризация литературных изданий в соответствии с их политическими позициями. Осуждение сталинщины и атаки на советский тоталитаризм в целом, «западничество», неприятие национализма и шовинизма, критика имперской традиции, ориентация на систему либеральных ценностей объединила такие издания, как «Огонек», «Литературная газета», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Юность», «Книжное обозрение», «Даугава». Им противостоял союз таких изданий, как «Наш современники, «Молодая гвардия», «Литературная Россия», «Москва» их объединяла вера в сильное государство и его органы, создание культа русского прошлого, резкое неприятие западных либеральных ценностей, утверждение исторической самобытности русского пути. В литературных дискуссиях 1990-х годов на первый план вышли не политические, а сугубо литературные проблемы, которые оформлялись в тени «журнальной войны» конца 1980-х. В конце 1980-х годов несколько журналов («Урал», «Даугава», «Родник») выпустили специальные номера, целиком отданные «андеграунду» (писателям младшего и более старших поколений, работающих в авангардистской или постмодернистской манерах). Впервые в легальной печати прозвучали имена Ерофеева, Саши Соколова, Л. Рубинштейна и других представителей «андеграундной» эстетики. За этим последовали публикации поэмы Вен. Ерофеева «Москва-Петушки», романа А. Битова «Пушкинский дом», «Школы для дураков» Саши Соколова и «Палисандрии», а также выход альманаха постмодернистской литературы «Зеркала» и выпуск серии книг новых авторов, отличающихся нетрадиционной манерой письма. Своеобразным эпилогом этого процесса и началом нового витка литературной полемики стала статья Виктора Ерофеева «Поминки по советской литературе», в которой он выделял 3 потока советской литературы: официальную, либеральную и «деревенскую» и доказывая, что им на смену идет «новая литература», ориентированная на эстетические задачи прежде всего, и не заинтересованная в поисках пресловутой «правды». Тогда же возникла еще одна дискуссия - о русском постмодернизме и его месте в современном литературном процессе. Специфическим явлением для литературной жизни 1990-х стал феномен литературных премий, дискуссии о которых оказались важным объединяющим фактором, заставляющим приверженцев различных эстетик искать способы диалога с оппонентами. (британская Букеровская премия за лучший русский роман немецкая премия имени Пушкина, премия «Триумф», «Антибукер», премия Академии современной русской словесности им. Аполлона Григорьева, премия Солженицына).Все эти премии стали формами неофициального, негосударственного признания авторитета писателей, и в то же время они взяли на себя роль меценатов, помогающих выдающимся писателям справляться с экономическими трудностями посткоммунистического периода.Мультилитература– от лат. Мульто – много. Термин возник по аналогии с мультикультурой. Нет единого художественного вкуса, нет единой оценки худ. критерий.Качественная литература (серьезная литература). Произведения печатаются в толстых журналах.Актуальная литература Использование изобразительно-выразительных средств, что они воспринимаются как необычные. Признаки 1) иновационность 2) внеконвенциальность 3) ориент. На интарнац. Худ процесс. 4) нацеленность на скандал. Беллетристика отличается динамичным сюжетом.Мидллитература (Буржуазная). Между высокой элитарной и массовой. Читатель с определенным высоким образовательным уровнем. Эстетические функции подченены коммуникативным задачам. Ценится сообщение, остроумие. Это занимательная, развлекательная литература. Отказывается от языка художественной литературы. Наградой является успех и слава. Б. Акунин.Массовая литература. Агрессивная литература. Главный жанр – роман. Стремление к мистике, метафизике. Тень качественной литературы, упрощенная до предела. Сериальность.В 20 веке появилась теория цикличности развития литературы.Энштейн.Социальная.Моральная (сентиментализм Карамзин)Религиозная.Эстетическая (Пушкин)3 цикл (постна. Соц задач с 20 по 50 гг)– оттепель - моральная фаза.- религиозная фаза (тихая поэзия. Мифотворчество)- сер 80-х гг торжество постмодернизма.Теория ДС Лихачева о закономерностях и антизакономерностях. Каждая литература – некое единство, того, что можно назвать отдельностями. Традиционная и вновь возникающая.

 

 

Современный литературно-поэтический процесс.

Верность традициям русской классики в лирике А. Кушнера, Б. Ахмадулиной, Ю. Кузнецова, Е. Евтушенко, Л. Миллер и других.

Постмодернизм как мировидение и как способ его воплощения. Трансформация жанра элегии в лирике Т. Кибирова и С. Гандлевского.

Воссоздание типичных структур мышления, стереотипов массового сознания; потребность в публичности; «смерть автора» в литературе соц-арта. Акции, перфомансы - наиболее характерные формы функционирования концептуализма. Сатирическое осмысление реалий жизни и литературных штампов при стремлении ускользнуть от тоталитарности языка в стихах Т. Кибирова, Л. Рубинштейна, В. Вишневского, В. Друка, В. Коркия. Создание литературного имиджа как проявление авангардистских тенденций. Литературный быт в единстве с творчеством. Поэтические школы «метафористов» (И. Жданов и другие, «Орден куртуазных маньеристов» (В. Степанцов, В. Пеленягрэ и др.; «ДООС» и т.д.) и их место в современной поэзии.

Взяли ориентир на традиционную формулу литературного творчества. Почвенническая литература, крестьянская поэзия. Проблемы национальной религии и культурного возрождения России. «Беседа» (Попов, Карпец и т. д.). Неопочвенники. Главное место – русский вопрос. Вера в великое будущее России. Убежденность в том, что активизация церкви – это общенациональный процесс. Создание церковно-православной утопии.Постмодернисты. Левое искусство. Активное обновление поэтического языка.Постмодернисты разрушают всякую культуру.Метаметафоризм (Жданов, Кривулин) – составная часть филологической поэзии. Важна культурная память. Создают творчество исключительно из готовых форм. Главный прием – заимствование. Поэзия элитарная. Концептуализм (Некрасов, Кибиров). Поэзия ироническая, сверхупрощенная. Главное средство – ирония. Воссоздание типичных структур мышления. Ближе к обериутам и постобериутам. Особенность – потребность в публичности. Жестокий, нигилистический (тотальное пародирование, самопародирование), горько-ироничкеский.Тимур Кибиров.Дебютировал в печати в конце 1980-х годов. Его поэзию относят к постмодернизму, соц-арту, и концептуализму. Постмодернистская игра с литературными образами, цитатами, штампами (в т.ч. официально-советскими).Для Кибирова характерно пересмешничество, пародия, установка на скрытое и открытое цитирование как классической литературы, так и советских, идеологических или рекламных штампов.С концептуалистами его роднит отношение к языку.В стихах – разговорная речь.Его стихи полны бытовыми деталями, вещами и предметами.Сколько открытий нам чудных готовитполдень февральский. Трамвай, например.Черные кроны и свет светофора.Девушка с чашкой в окошке конторы.С ранцем раскрытым скользит пионерв шапке солдатской, слегка косоглазый.Из разговора случайная фраза.Спинка минтая в отделе заказов.С тортом «Москвичка» морской офицер...Лев Рубинштейн.Изменил способ существования поэтического текста.Пишет на библиотечных карточках: на каждой - по предложению, а затем, перебирая, читает.Эти тексты хаотичны, как сознание современного человека – разорванное, неустойчивое, мятущееся.«Язык – моя профессия, я должен быть в среде обитания». (из интервью, о причине отказа от эмиграции)власть, безусловно, нас не учитывает, и я так сформировался в определенные годы, что и я ее не учитываю.Постмодернизм.Виктор Коркия.сотрудник отдела поэзии журнала «Юность».Начал печататься с начала 1973 года.Один участников и, впоследствии, председатель клуба «Поэзия».Первый серьёзный успех пришёл в 1988 году с публикацией поэмы «Свободное время» в журнале «Юность».С начала 1990-х Виктор Коркия больше обращается к жанру драматургии. В его стихах аллюзии и цитаты из Пушкина, Лермонтова, Блока, Бунина, Рубцова.«А за окнами – снег, зима…», «Легчайшая, ты слышишь? Много ль нужно?»1995 – ДООС - Добровольное общество охраны стрекоз) (Кедров, Ходынская, Коцюба. Персиков). «Ты все пела – это дело». О́рден куртуа́зных маньери́стов — российская поэтическая группа, сформировавшаяся в 1980-е годы и организационно оформившаяся 22 декабря 1988 года. Первый сборник группы, «Волшебный яд любви», включавший произведения основателей Ордена — Великого Магистра Вадима Степанцова, Чёрного Гранд-Коннетабля Александра Бардодыма, Великого Приора Андрея Добрынина и Командора Дмитрия Быкова, был выпущен в 1989 году. Позднее в состав ОКМ вошли Александр Скиба, Александр Тенишев и Александр Вулых. В настоящее время все участники Ордена заняты в основном сольной карьерой.Стихотворения, написанные в стиле куртуазного маньеризма, отличает сочетание изысканности с циничным юмором (реже — просто цинизмом). УДАЧНЫЙ КРУИЗ (Степанцов)Белоснежный лайнер "Антигона" рассекал эгейскую волну. Я, с утра приняв стакан "бурбона", вытер ус и молвил: "Обману!", закусил салатом из кальмара, отшвырнул ногою табурет и покинул полусумрак бара, высыпав на стойку горсть монет.

Сегодняшнее состояние русской прозы. Многообразие писательских взглядов на пути развития России и литературы: традиционная (неоклассическая) проза (В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»; В. Астафьев «Печальный детектив»; А. Солженицын «Двучастные рассказы»; Ч. Айтматов «Плаха», «Вечная невеста»; О. Николаева «Инвалид детства»; М. Кучерская «Современный патерик»; «Бог дождя»; А. Варламов «Здравствуй, князь»; Л. Улицкая «Медея и ее дети»; условно- метафорическая проза (Ф. Искандер «Кролики и удавы»; Т. Толстая «Кысь»; В. Пелевин «Жизнь насекомых»; «другая проза» и ее трансформация (М. Кураев «Ночной дозор»; С. Каледин «Смиренное кладбище»; Л. Петрушевская «Свой круг», «Время ночь»; В. Пьецух «Новая московская философия».

Жанровое многообразие.

Постмодернизм как теоретико-литературная проблема. Историко-культурный контекст возникновения и развития постмодернизма.

Поэма Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки» и ее место в отечественной литературе. Многовариантность интерпретаций. Цитатность поэмы. Библейские мотивы. Феномен языка.

Постмодернисты 90-х в поисках эстетической свободы. Философская проблематика романа А.Королева «Голова Гоголя». Культурфилософская проблематика Д. Галковского. Феномен В. Пелевина. Специфика соц-арта в повести З. Гареева «Парк».

Сегодняшнее состояние русской прозы.Лит. процесс в России последнего двадцатилетия трудно подвергнуть какой-либо структуризации и обобщению. Причины: соврем. культура – это эпоха эклектики, полного смешения стилей, направлений, субкультур и семиотических систем; культурный и языковой плюрализм; нестабильность современной социокультурной среды; переоценка ценностей и нигилизм, отрицание всего. Развитие совр. лит.-ры со втор. пол. 20 века и до нашего времени входит в глобальный стиль "постмодерн". В рамках этого стиля формируются многочисл. лит. течения.Неоклассическая проза (традиционная) – ее отличают реалистические традиции. Она носит проповеднический характер. Главное содержание – исследование соц. жизни, преобладание общественных иерархий ценностей. Эта лит.-ра решает «последние» вопросы: о жизни и смерти, о добре и зле. Задачи: 1) создать осмысленную картину соврем. состояния общества; 2) воспитать представление о норме соц. и нравств. поведения. Создание новых жанровых образований, поиск новых гуманистич. идеалов. Эта лит-ра стоит на позициях неопочвенничества. Неокласс. проза делится на:Художественно-публицистическая проза (Распутин «Пожар», Астафьев «Печальный детектив»). Астафьев изображает ужасы окружающей жизни. Он говорит, что в лит-ре сложился единый образ русского народа. Он смотрит внутрь русского человека, показывает жестокость людей. Автор показывает и моральные преступления героев. Можно выделить 3 компонента: развитие сюжета, мысль героя, мысль автора. Сюда же можно отнести Солженицына, который создает двучастный рассказ «Абрикосовое варенье». Философичная проза. Айтматов «Плаха» - место казни, угроза самоуничтожения человечества, восхождение к нравственной казни. Роман состоит из 3 частей. Центр – спор Христа и Понтия Пилата. Волки в рассказе представлены выше человека, они олицетворяют весь природный мир. В романе соединяются притча, эпос и открытая публицистичность. Айтматов «Вечная невеста» - 2 действующих лица: писатель и барс Жаабарс. 3 волнующих проблемы: любовь, слово и судьба. Религиозная проза – описывает церковную жизнь в ее бытовом или психологическом ракурсе. В худ. форме они истолковывают религиозные категории. Гл. герой - неофит. Сюжет – постижение истины, принятие веры, открытие таинств. Олеся Николаева «Кукс из рода Серафимов» - гл. проблема, которая мучает Кукса - это проблема красоты. Николаева создает психологически тонкий образ Серафима. Для героя Бог – красота, а для Авеля - любовь. Единственную возможность преображения он видит в ребенке. Бросает вызов природе вещей. Мечта его не осуществляется - его зверски убивают. Здесь прослеживается проекция мысли Достоевского о том, что красота спасет мир. К этой прозе относятся произведения: Бородин "Посещение", Феликс Светов «Отверзи ми двери», Варламов «Лох», «Паломники», «Купол», Майя Кучерская «Бог дождя», "Современный патерик. Книга для впавших в уныние". В последнем соединяется религиозный жанр патерика с уличной веселой историей. Это жанровая дерзость Кучерской. Книга поделена на 15 циклов. Илья Стогов «Мертвые могут танцевать», «Апокалипсис вчера». Цель – увидеть артефакты исчезнувших культур, созерцать величие смерти и хрупкость жизни.Стогов создал самобытный и неповторимый стиль. 4. Проза сентиментального жанра. Черты: нравственный максимализм, герой – личность, открытая миру. Раньше драматизм происходил от соц. неравенства, а сейчас соц. условия порождают общественную мораль (напр., Кураев «Дружбы нежные явления»). Варламов «Здравствуй, князь»: по всему тексту разбросано много историч. деталей. Время точно устанавливается по приметам и книгам, которые читает Саввушка - «Чистый понедельник», «Мастер и Маргарита». Саввушка любит учиться и поступает в МГУ на филфак. Декан – его отец, человек непоследовательный. Варламов показывает, как велика дистанция между чистым помыслом и чистым поступком. Сильна перекличка со сказкой Пушкина о царе Салтане. Л. Улицкая «Медея и ее дети» - заложен архетип и противопоставленная ему Медея – центр мира семьи. Она заинтересована в судьбе каждого. Медея сама свободный и независимый человек, она праведница, которая вызывает не жалость, а восхищение, отличается мудро-доверчивым отношением к жизни. Она тонкий и интеллигентный человек, делает все органично. М. трогательно относится к каждому человеку. Она способна простить даже измену мужа. М. очень плотно связана с историей. Даже когда она умирает, место, где она жила, остается историческим. Условно-метафорическая проза. Представители: Орлов «Альтист Данилов», Анатолий Ким «Белка», «Поселок кентавров», Фазиль Искандер «Кролики и удавы», Вяч. Рыбаков «Не успеть», Владимир Войнович «Москва 2042», Ал.Рыбаков «Невозвращенец», А. Адамович «Последняя пастораль», Л. Петрушевская «Новые робинзоны», Пелевин «Жизнь насекомых» и др. Возникает в условиях невозможности прямого худ.-го высказывания, в условиях цензуры. Пик развития - середина-конец 80-х гг. За мифом, сказкой, фантазией угадывается причудливый, но узнаваемый мир. Усл.-метафорич. проза видела в реальной жизни абсурд, в будничном угадывала катастрофические парадоксы. Существует 3 типа условности: В сказочном типе предметы и ситуации наполняются современным смыслом. Человеческий, социальный мир может быть представлен аллегорически в виде животных, как в фольклоре.В мифологическом типе в повествование вводятся самобытные пласты нац. сознания, где сохраняются мифологич. элементы. Проза конца 20-го вв. мифоцентрична. Писатели обращаются к мифу в кризисные, переходные времена, когда возникает необходимость в обращении к истокам, чтобы упорядочить хаос. Использование архетипических образов и сюжетов (о рождении и конце мира, утраченном рае, возрождении), использование приемов смешения иллюзии и реальности. Фантастич. элементы могут сочетаться с реальными, мистическое и реальное соседствовать в реальной жизни. Самыми яркими примерами использования фант-го типа условности явл-ся тексты в жанре антиутопии. Антиутопияявляется логическим развитием утопии и формально тоже может быть отнесена к этому направлению, но стремится выявить негативные черты общества, она служит предупреждением.Соц-арт возник как реакция на стереотипность социалистич. реализма. Постмодернистское искусство 20 в. все больше превращается в арт-деятельность, функционирует как производство, конструирующее арт-объекты – некие музыкальные, информац., худ. и литературные «продукты», сочетающие в себе интеллектуальный замысел, логическую рефлексию и элементы собственно художественного произведения. Прежние виды искусства – живопись, графика, скульптура – используются как вспомогательные наряду с дизайном, видео-артом, компьютерной графикой, инсталляциями. Соц-арт имеет дело с темами, штампами, текстами и образами, заимствованными из искусства тоталитарных идеологий, в частности в России – из соцреализма.Гареев «Парк». Действие происходит в парке культуры и отдыха. Веселье отдыха разбавлено мрачными сценами надлома, абсурда (мальчик, катающийся в лодке с родителями, тонет). Используется прием шока, неожиданности. Всё построено на достоверных деталях реалий того времени (например, способ досуга граждан), но они соединены так, что принимают абсурдный характер. Автор использует гротеск и эффект иронии. Концептуализм - это ответвление постмодернизма. После Второй мировой войны принципы модернизма и авангарда применялись в искусстве постмодерна, в частности, в концептуализме. Из авангарда была заимствована манипулятивность – склонность экспериментировать с прямым воздействием искусства на человека. Из модерна – традиции стилизации, использование цитат и реминисценций.А. Королёв - концептуалист. В 1992 г он написал повесть «Голова Гоголя». Жанр коллажа (цитаты, документы, легенды, фантастические, вымышленные лица, реальные историч. персонажи). Автор играет с текстом. Прием театрализации и карнавализации. Попытка решить глобальные вопросы 20 века. У самого Королева есть такое мнение о жанре этой повести - это «апория» - т.е. логическое затруднение, непреодолимое противоречие при решении проблемы. Лейтмотивом повести является высказывание Фомы Аквинского из трактата «Сумма теологии» о том, что природа совершается в благодати, разум - в вере, философское познание - в сверхъестественном откровении. Идея о том, что Бог настолько благостен, что попускает зло. Также это и жанр безысходности. В завязке повести есть легенда о том, что Гоголя похоронили заживо и затем, при перезахоронении, его голова была потеряна. Якобы черт мстит Гоголю даже после его смерти. Автор непредсказуемо обращается с категориями времени и пространства, он странно избирателен. Главная идея, сверхзадача повести, по словам автора, состоит в том, что человек не имеет права игнорировать происходящее на Земле, «нельзя отвертываться» (так говорил Достоевский. Имеется в виду история о том, как Тургенев и Достоевский смотрели на казнь Млодецкого, Тургенев все время стыдился и отворачивался, Достоевский же считал лицемерным не смотреть на это, потому что вина за казнь лежит на всех, и он не отвернулся в момент казни). Главный герой - Носов - берет сапоги Гоголя из могилы, но сапоги ему жмут. Образ чёрта, который превращается в Гоголя - элемент абсурда. Мотив сапог как дна человеческой грешности. Утрата связи с реальностью. Произведение Королева лишено оценки, категоричности. Он синтезирует реализм и антиреализм, смешивает жанры.Русские писатели всегда демонстрировали самобытное понимание жанра, выходя за пределы устоявшихся параметров. Жанр всякий раз творится заново, обновляется индивидуальностью выражения, неповторимой авторской интонацией. Смешанный жанр: “Роммат: роман-фантазия на историческую тему” Вяч. Пьецуха, “Бесконечный тупик: роман-комментарий” Д. Галковского, “Поселок кентавров: роман-гротеск” А. Кима, фэнтези-романы Н. Перумова “Кольцо тьмы” и др.2 тенденции преодоления канона: расширение границ, то есть скрещивание жанров, либо сужение семантического поля, путь минимализации. Жанровая минимализация: “Живите в Москве: рукопись на правах романа” Д. Пригова; “Смерть царя Федора: микророман” Ю. Дружникова; “Эросипед и другие виньетки” А. Жолковского. Такие произв.-я часто похожи на анекдот, представлено одно событие, минимальное число персонажей. В процесс жанрообразования вовлечены не только жанры из смежных речевых сфер (монолог, диалог, исповедь), но и из области искусства (с обращением к поэтике живописи, театра, кино): “Ноктюрн на два голоса при участии стрелка ВОХР тов. Полуболотова” М. Кураева, “Синдикат: Роман-комикc” Д. Рубиной.Еще одна жанровая новация в словесности эпохи всеобщей компьютеризации - литература, вводящая поэтику Интернет-общения: “Поющие в Интернете: сказки для взрослых”. Книги писателя о писателе - “Михаил Булгаков” А. Варламова, “Максим Горький: миф и биография” П. Басинского, “Борис Пастернак” Д. Быкова.О себе заявляет новое жанровое образование - филологический роман: “Ложится мгла на старые ступени: Роман-идиллия” А. Чудакова. Для современной литературы в целом характерна установка на жанровый эксперимент. В эпических формах наблюдается ослабление сюжетной линии, модальная, временная и субъектная неопределенность, смещение пространственно-временных планов и точек зрения.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты