Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Механизмы их взаимодействия




Понятие «общество» имеет множество значений, как и понятие «культура». В философской, социологической и исторической литературе термин «общество» используется по меньшей мере в пяти, хотя и связанных между собой, но все же разных смыслах. Отношения культуры и общества не являются их противостоянием, подобно отношению «культура — натура (при­рода)», ибо они в равной мере являются формами внебиологического и сверхбиологического бытия, у них общее происхождение и неразрывная история — друг без друга культура и общество не существуют (отчего ученые часто прибегают к выражению «соци­окультурные формы»).

Определение соотношения культуры и общества — сложная теоретическая проблема и по-разному разрешается как отечественными, так и зарубежными исследователями. В наиболее общем виде можно выделить следующие подходы:

1. Ставят знак равенства между этими понятиями. Культура совпадает с общественным развитием, следовательно, культура и есть общество. Флориан Знанецкий, обосновывая идентичность социальных и культурных систем,

определяет общество как ряд сосуществующих и перекрещивающихся групп, в пределах которых общество совпадает с определенным типом культурных ориентаций.

Вместе с тем культура и общество не тождественны — они различны, причем несходство определяется не объемом, а модальностью. Если воспользоваться известным представлением онтологии, что существует три модуса бытия — вещи, свойства и отношения, то человеческое общество есть система социальных отношений, а культура — единство взаимопревращающихся друг в друга вещей, свойств и отношений. Она является нам, прежде всего, как свой­ство человека — его ненаследуемая, прижизненно вырабатываемая способность преобразовывать мир, а вместе с ним и самого себя; затем оказывается отношением — духовным, практичес­ким и практически-духовным — человека к преобразу­емому им миру и к другим людям, во взаимодействии с которыми и проявляется его активность. И, наконец, культура воплощается в плодах этой деятельности — «второй приро­де», т.е. в мире вещей.

2. Разграничивая общество и культуру (Э. Маркарян, А. Флиер и др.), предлагают рассматривать последнюю как функцию общества, которые возникают одновременно. Общество — это социально консолидированный устойчивый коллектив людей, преследующих столь же устойчивые цели и интересы. А культура — совокупный способ реализации этих целей и интересов, социальный опыт данного коллектива. Обобщающее понятие «культура», по Флиеру, есть не более чем умозрительная категория отмечающая определенный класс явлений в социальной жизни людей, определенный аспект их существования. Она практически не может воспроизвести самое себя. При таком подходе личность выпадает из культуры.

3. Культура рассматривается как часть общества, которые находятся в сложном взаимодействии. Общество предъявляет к культуре определенные требова­ния — одни ее деятели им отвечают, другие противостоят, а третьи вообще уклоняются от какого-либо участия в решении социальных проблем. Культура, независимо от того, в какой мере это осозна­ется ее деятелями, влияет на жизнь общества и на направление его развития. Такие понятия, как «тенденциозность» и «аполитичность», «гражданственность» и «безыдейность», «социальная ответственность» и «эскапизм» , «критический реализм» и «искусство для искусства», достаточно отчетливо говорят об интенсивности взаимоотношений между этими двумя сферами бытия.

Культура в целом обладает значительной избыточностью по отношению к общественным потребностям. Избыточность культуры не является излишеством. Она призвана способствовать большей надежности общественной системы, помогать ей адекватно реагировать на непредвиденные изменения. Чем больше накопленный запас культурной информации, тем устойчивее и жизнеспособнее общество.

Антропологическое измерение культуры и общества рассматривают человека как личность, как социального субъекта. Личностно-образующий фактор культуры делает необходимым изучение как социальной жизни, так и особой области культурного творчества, оказывающий определяющее воздействие на социум. Культура открывает путь в общество, и она же делает возможным само существование общества. Общество — это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Внутренняя жизнь человека не заполняется социальными требованиями. Они не могут осуществить тотальный контроль над пристрастиями, ценностями, интересами личности. П. Сорокин обращает внимание на многовариантность культурных ориентаций в одной и той же социальной группе. Он, например, считает, что данная культурная система вовсе не локализуется внутри одной социальной системы (группы), а, подобно океанскому течению, омывающему многие берега и острова, распространяется на множество различных групп, причем границы культурных систем не совпадают с границами организованных групп. Поэтому проводить различие между культурой и обществом целесообразно в области культурной динамики, культурного самоопределения личности, обеспечивающего возможность социальной идентификации

15. Специфические и «серединные» культуры: проблема их взаимоотношений

Для рассмотрения проблемы «культура и общество» представляется важным рассмотрение некоторых типологических проблем характеризующих социальное бытие. Так, устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентации в обществе обусловливает единство и целостность его духовной жизни. Эта совокупность формирует ту срединную культуру(ядро культуры) общества в целом, которая снимает напряженность оппозиционных ценностей, устраняет угрозу раскола и радикальной инверсии в динамике об­щества. Именно в рамках срединной культуры формируется устойчивый нравственный идеал, приемлемый для широких масс населения на длительный период времени. В ее рамках снимают­ся крайности ценностных ориентации: аскетизм — гедонизм, по­корность - воля, свое - чужое, священное - бесовское, народ­ное — антинародное, проле­тарское - буржуазное и т.д., а также складывается устойчивый образ жизни, обеспечивающий умеренное благосостояние для широких слоев населения, доступные цели и средства реализации этих целей.

Существуют разные типы сре­динных культур, специфичные для той или иной цивилизации, а позднее для национальных общностей. В классических цивилизациях Востока срединная культура формируется в рамках религиозной системы, дающей место самым широким слоям верующих. В индустриальном обществе такая культура создается на основе единства хо­зяйственной системы и рынка, которые и порождают средний

Во-первых, в качестве специфической может выступать так называемая маргинальная культура. Это пограничная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур, отличная от доминирующей в обществе (срединной) культуры.Такая культура возникает в связи с резким изменением образа, условий жизни. Причинами возникновения маргинальной культуры являются:1) крупные социальные потрясения; 2) урбанизация; 3) эмансипация этнических меньшинств; 4) изменяющийся способ производства; 5) деятельность неформальных движений и общественных организаций.

Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной идентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура. Они оказываются между, например, традиционной и современной культурами, между различными исповеданиями и т.д.*

Во-вторых, специфическая культура может выступать как субкультура. Субкультура — культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную ориентацию и менталитет ее
носителей. Существование субкультур объясняется многими причинами, и одной из важнейших является то, что культура включает в себя массу разнородного материала. Культуры детей и взрослых, тинейджеров и пенсионеров достаточно резко различаются: разные возрастные категории людей практикуют спе­цифичные жизненные стили, поклоняются различным кумирам, не­одинаково проводят свой досуг. Субкультурные образования отражают социальные, этнические, демографические особенности развития культуры. Они в достаточной мере устойчивы, автономны, закрыты и проявляются в языке, сознании, этических и эстетиче­ских установках. Ярко выраженным примером суб­культуры в современном мире могут считаться религиозные сек­ты. Субкультура призвана держать свои отличительные признаки в определенной изоляции от «иных» культурных слоев и не превращаться в официоз.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты