Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Горизонтальная и вертикальная мифологическая модель мира.




Человек – существо, склонное все упорядочивать и систематизировать. Даже то, что мы не вполне понимаем, мы склонны представлять в некоем организованном, раз и навсегда определенном виде. А что самое главное в нашем мире с точки зрения мыслящего существа? Конечно же, сам мир!

По большому счету, мы не знаем, как он устроен. Не знали и наши предки – но потребность в упорядочивании имели. И придавали своему видению мира некое представление, дошедшее и до нашего времени. Образцом служила, во-первых, социальная структура, во-вторых, топография мест обитания.

Структура мироздания может упорядочиваться по вертикали или по горизонтали.

Все мы «знаем», как устроен наш мир. Сверху – небеса, внизу – ад, а посредине мир людей, мир живых. Это одно из воплощений вертикальной структуры мира. Конкретные компоненты у разных народов могут выглядеть иначе, но суть одна: мир упорядочивается по вертикали. Наверху боги (и например, герои), внизу мертвые (здесь же могут располагаться и «силы зла»), посередине – жизнь, человек, зримый мир.

Но мир может структурироваться и по горизонтали. Тогда мир богов, мир мертвых относятся, например, за море или к устью реки. Или структура мира привязывается к сторонам света (Север, Запад как обиталище мертвых, Восток как мир богов).

Эти представления отражались и в символах мироздания (Ось Мира: Мировое Древо или Гора и Мировая Река), связывающих элементы мира. Наверное, самый известный и распространенный из них – это Мировое Дерево, Древо Жизни. И это понятно: дерево зримо делится на три части, отражающие три части мира: корни, ствол, крону. Кроме того, деревья известны большинству народов. А вот чтобы взять в качестве символа гору, нужно, чтобы реальные горы играли значимую роль в жизни народа. То же касается моря: чтобы душа умершего уходила «за море», море должно быть. Причем желательно «безбрежное» и «непреодолимое», за которым «заканчивается» зримый мир – как, например, у обитателей тихоокеанских островов. В архаичном мире древнего человека все взаимосвязано, все имеет смысл!

Наверное, ярче всего представление о модели мира отражается в погребальных обрядах. Очень упрощая, их можно разделить на две категории: когда умерший после смерти отправляется в верхний или нижний миры, либо обряд призван облегчить его путешествие «вдаль». Так, сожжение часто (хотя не всегда!) призвано облегчить душе восхождение на небо вместе с дымом. Но эта привязка не абсолютна. Например, в ритуалах синто огонь играет прежде всего очистительную роль.

«Наверх» умершего можно отправить и в прямом смысле, поднимая повыше его тело. Проще всего поднять его на гору или на дерево (в ту самую крону, которая символизирует «верхний» мир). Вероятно, насыпаемые над погребениями курганы служат той же цели, символизируя гору. Оставление тел в степи, практиковавшееся, например, в Монголии, может трактоваться по-всякому. Но один из аспектов: оставленное тело расклевывается птицами, поднимающими останки к небу. Это может казаться диким и нелогичным нам, глядящим на обычаи древних сквозь призму христианизированного восприятия. Но предки подходили к делу проще… и это остается лишь принять как факт.

А вот горизонтальная модель мира предполагала, что после смерти человек отправляется не «вверх» или «вниз», а «вдаль». Такой подход характерен, например, для жителей Полинезии, Меланезии, Океании, что вполне логично: когда тебя с рождения до смерти окружает безбрежный океан, куда еще поместить обиталища богов и духов? Логично, что для облегчения последнего путешествия использовали лодку или ее аналоги. Причем лодку могли и пускать в океан, и хоронить в могиле на земле. Известны и «дома мертвых» в форме лодки, хотя умерших (рядовых членов общины) могли и просто хоронить в море.

Кроме того, структура мира отражает структуру общества: вертикальная – иерархическую, горизонтальная – родовую. Менялось общество, а вместе с ним менялось и видение мира. И у многих народов вертикальная и горизонтальная модели сосуществуют. Например, у древних скандинавов царство мертвых находится под землей на севере. А японцы, при преобладании вертикальной структуры мира, сохранили с древних времен ряд элементов структуры горизонтальной. Вертикальная модель стала преобладающей со времен подчинения государством Ямато соседних племен. В официальной мифологии четко определена вертикальная структура с миром богов наверху и миром мертвых под землей, местные же верования заняли подчиненное положение. Но в праздник Бон, когда души умерших приходят к родным, обратный путь им указывают по рекам или морю…

Характерно отражение этих общечеловеческих представлений о структуре мира в литературе – прежде всего, в фэнтези, ведь для этого жанра характерно «миростроительство». Скажем, в мире Д.Р. Толкина с его разработанной мифологией эльфы, покидая мир людей, уходят «за море». Туда же они отправляются и после смерти. Примечательно, что избравшая участь смертных Арвен умирает на холме, ближе к небу, куда отправляются после смерти души людей.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты