Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Править]Мнения об инициативе Николая II передать Австро-сербский спор в Гаагский трибунал




29 июля 1914 года (за два дня до объявления Германией войны России) Николай II отправил кайзеру Вильгельму II следующую телеграмму[5]:

«Благодарю за твою телеграмму, примирительную и дружескую. Между тем, официальное сообщение, переданное сегодня твоим послом моему министру, было совершенно в другом тоне. Прошу объяснить это разногласие. Было бы правильным передать австро-сербский вопрос на Гаагскую конференцию. Рассчитываю на твою мудрость и дружбу»

.

Кайзер Вильгельм так и не ответил на эту мирную инициативу Николая II. Французский посол в России Морис Палеолог писал в своих воспоминаниях[6] (с. 155, 156):

Воскресенье, 31 января 1915 года Петроградский «Правительственный Вестник» публикует текст телеграммы от 29 июля прошлого года, в которой император Николай предложил императору Вильгельму передать австро-сербский спор Гаагскому суду. <...> Немецкое правительство не сочло нужным опубликовать эту телеграмму в ряду посланий, которыми непосредственно обменялись оба монарха во время кризиса, предшествовавшего войне. <…> – Какую ужасную ответственность взял на себя император Вильгельм, оставляя без единого слова ответа предложение императора Николая! Он не мог ответить на такое предложение иначе, как согласившись на него. И он не ответил потому, что хотел войны.

В 1915-1919 годах (в течение Первой мировой войны) об этой телеграмме писали и посол Великобритании в России Дж. Бьюкенен[7](глава 14), и некоторые видные зарубежные общественные деятели и историки[8][9](P.132-133)[10]. В 1918 году эта телеграмма упоминалась даже в американской энциклопедии о Первой мировой войне[11]. Заместитель Генерального прокурора США Джеймс М.Бек писал в 1915 году (в переводе с английского)[12]:

Это любопытный и наводящий на размышление факт, что Министерство иностранных дел Германии в изданной (осенью 1914 года) переписке между кайзером и царем опустило одну из наиболее важных телеграмм. ... Министр иностранных дел Германии после этого объяснил, что они считают эту телеграмму «не имеющей никакого важного значения» для публикации. – Комментарий излишен! Как видно, царь в начале своей переписки с кайзером предложил передать всю Австро-сербскую проблему в Гаагский трибунал. Сербия внесла то же самое предложение. … А ведь мир в долгу перед русским царем еще и за первую Гаагскую конференцию, которая была созвана и проведена[13] по его инициативе...

После Первой мировой войны об этой важной мирной инициативе Николая II писал (в 1931 году) Уинстон Черчилль[14](P. 170), а в 1960-х годах – Роберт Мэсси в своей книге «Николай и Александра»[15](P. 320), в 2003 году – английские историки из Кембриджского университета[16]. Из российских современных историков об этой мирной инициативе Николая II написано в известной книге «История России: век XX» под ред. д.и.н. А.Зубова [17](с. 291).

 

Билет9

1) осле второй реставрации Бурбонов по всей Франции прокатилась волна белого террора. Многие деятели революционных лет и наполеоновского периода были убиты без суда. Чрезвычайные трибуналы вынесли более 10 тыс. обвинительных приговоров по политическим делам. С государственной службы было уволено до 100 тыс. человек, слывших политически «неблагонадежными». Руководящие посты в армии и в администрации заняли дворяне-эмигранты. Правительство вступило в союз с католической церковью. Усилилось влияние иезуитов и других монашеских орденов при дворе, в администрации и школах.

Большинство палаты депутатов, избранной в 1815 г., состояло из крайних монархистов, ультрароялистов. Палата эта, вошедшая в историю под названием «бесподобной», добивалась восстановления былых привилегий дворянства и духовенства. Депутаты ее кичились тем, что они «больше роялисты, чем сам король», и открыто бросали вызов народу. Людовик XVIII, опасаясь революционного взрыва в стране, вынужден был распустить в 1816 г. «бесподобную палату». Новые выборы принесли победу умеренным роялистам, сторонникам конституции. Некоторое время правительство проводило относительно более осторожную политику. Но с 1820 г., особенно с конца 1821 г., когда к власти вновь пришли ультрароялисты, реакция резко усилилась. Избирательная система была изменена в реакционном духе, введена предварительная цензура, школы отданы под надзор епископов.

В борьбе против дворянско-клерикальной реакции некоторые круги либеральной буржуазии и буржуазной интеллигенции вступили на путь создания тайных организаций, строившихся по образцу итальянских карбонарских обществ. В 1820 - 1821 гг. венты карбонариев возникли в ряде городов Франции, а также в армии. Карбонарии ставили своей целью свержение монархии Бурбонов путем вооруженного восстания, рассчитывая главным образом на поддержку армии. Многие карбонарии склонялись к замене династии Бурбонов династией Орлеанов, тесно связанной с буржуазными кругами. Другие были бонапартистами и намеревались возвести на престол сына Наполеона I. Наиболее радикальные из карбонариев стояли за республику.

В конце 1821 и в 1822 г. карбонарские венты предприняли ряд попыток организовать восстания в различных городах и местностях Франции. Большинство заговоров было раскрыто, а отдельные выступления немедленно подавлены. Многих участников движения казнили.

- Идеологическая борьба против реакции

Буржуазия в период Реставрации выступала как оппозиционная сила по отношению к существовавшему режиму. Как экономические, так и политические интересы буржуазии ущемлялись королевской властью и дворянской аристократией. В борьбе против этих сил складывалась и развивалась идеология буржуазного либерализма с его защитой «свободы личности». Видным теоретиком этого направления был писатель и политический деятель Бенжамен Констан. В своей политической программе, отличавшейся чрезвычайной умеренностью, Констан доказывал, что обязательным условием политической правоспособности должно быть обладание собственностью.

Преимущественное право буржуазии на политическую власть защищали буржуазные историки периода Реставрации - Тьерри, Гизо, Минье. В истории Франции они вскрывали многовековую борьбу буржуазии против феодализма, историческую правомерность и прогрессивность этой борьбы и признавали применительно к прошлому роль классовой борьбы в развитии общества. Маркс называл поэтому Тьерри «отцом «классовой борьбы» во французской историографии».( См. Маркс - Энгельсу, 27 июля 1854 г., К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма, стр. 80.) Вместе с тем эти либеральные буржуазные историки отрицательно относились к самостоятельным выступлениям народных масс. Они старались доказать, что буржуазия всегда возглавляла народ и защищала его интересы.

Борьба против реакции велась и средствами художественной литературы. Беранже в своих остроумных песнях и стихах высмеивал спесивую и бездарную аристократию, жадное и развращенное духовенство, а также Священный союз, который он называл «союзом варваров». Заключение его в тюрьму за сборник «Неизданные песни» вызвало в стране негодование.

- Обострение политической борьбы

Дворянско-клерикальная реакция еще более усилилась с 1824 г., когда после смерти Людовика XVIII на престол вступил, под именем Карла X, брат короля, глава ультрароялистов граф дАртуа. В 1825 г. был проведен закон о вознаграждении бывших эмигрантов в сумме около миллиарда франков за конфискованные в период революции земли. Закон этот, имевший целью укрепить экономические позиции дворянства, породил огромное недовольство не только среди крестьянства, но и в буржуазных кругах, тем более, что выплата вознаграждения дворянам должна была производиться за счет конверсии государственной ренты с 5 до 3%, что непосредственно ударяло по интересам буржуазии. Сильное возмущение в прогрессивных кругах вызывал открытый союз правительства с духовенством. В том же, 1825 г. был принят «закон о святотатстве», грозивший суровыми карами (вплоть до смертной казни с предварительным отсечением кисти правой руки) за проступки против религии и церкви. Оппозиционная печать заклеймила этот варварский закон как попытку реакционеров отбросить Францию назад, к самым мрачным временам средневековья.

В 1826 г., вслед за промышленным кризисом, начавшимся в 1825 г. в Англии, разразился и во Франции первый в ее истории циклический кризис перепроизводства, сменившийся затем длительной депрессией. Недовольство буржуазии политикой правительства усилилось. Промышленная буржуазия упрекала правительство в том, что оно заботится лишь об интересах крупных землевладельцев, что высокие таможенные пошлины на хлеб, сырье и топливо удорожают производство и затрудняют сбыт французских изделий на заграничных рынках. Кризис ухудшил положение народных масс и вызвал рост революционных настроений. В ноябре 1827 г. в связи с успехами либералов на новых выборах в палату депутатов в Париже произошли бурные демонстрации. В рабочих кварталах Сен-Дени и Сен-Мартен были построены баррикады и произошли кровопролитные схватки с полицией и жандармерией.

 

Билет10

1)

2) Чартизм (англ. Chartism) — политическое и социальное движение в Англии с конца 1830-х до конца 1840-х годов, получившее имя от поданной в 1839 году парламенту петиции, называвшейся хартией или народной хартией. Чартизм можно считать предшественником социал-демократии, хотя собственно социалистические стремления в нём были весьма слабы.

Непосредственной причиной, создавшей чартистское движение, были промышленные кризисы 1825 и 1836 годов и созданная ими безработица 1825—1830 и 1836—1840 годов, распространившаяся преимущественно на Ланкашир, но захватившая также и другие части Англии, выбросившая на рынок десятки тысяч рабочих рук и значительно понизившая заработную плату остальных. Безработица вызвала ещё в 1820-х годах длинный ряд рабочих бунтов в различных городах Ланкашира, сопровождавшихся грабежом булочных и съестных лавок.

Движение буржуазии, приведшее к парламентской реформе 1832 года, нашло горячую поддержку и в рабочих массах, но успех этого движения совершенно не удовлетворил рабочих. Чартисты надеялись, что реформированный, согласно их желаниям, парламент сумеет найти верные средства для устранения социальных бед, против которых они протестовали. Для них построенный на принципе всеобщего голосования парламент должен был явиться организацией работающих масс для защиты их экономических интересов.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты