Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Деятельностно-структурная классификация социального расслоения Т.И. Заславской.




В своей статье «О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса» Заславская приводит следующую классификацию.

Она понимает современный трансформационный процесс, прежде всего как процесс изменения институциональной структуры общества, неизбежными и очень важными последствиями которого служат сдвиги в социальной структуре общества и его культуре.

 

Социальная трансформация общества означает относительно мирное (не связанное со сменой элит), постепенное, но вместе с тем достаточно быстрое преобразование социетального типа общества. В качестве факторов трансформационного процесса имеет смысл рассматривать тех социальных субъектов, действия которых непосредственно вызывают или косвенно влекут за собой сдвиги в базовых институтах общества (независимо от осознания этого самими субъектами).

Субъекты какого уровня, масштаба, природы понимаются под факторами трансформационного процесса. В принципе таковыми могут быть индивиды, семьи, организации, а также локальные, региональные и корпоративные общности и др. В Понятия “микро-“, “мезо-“ и “макро-“ - уровни трансформационного процесса, на которых действуют индивиды.

На мезоуровне между узкой элитой и множеством рядовых россиян находится широкий, внутренне резко иерархизированный слой людей, занимающих промежуточное положение в системе управления, то есть являющихся одновременно и управляющими, и управляемыми. Этот слой опосредствует отношения правящей элиты с рядовыми гражданами общества. К нему относятся чиновники, собственники и менеджеры фирм, лидеры неформальных сетей, одним словом, те, чья трансформационная активность оказывает прямое влияние на условия и содержание деятельности заметного числа людей. Это и есть мезофакторы трансформационного процесса, социально-инновационная деятельность которых играет важную роль в преобразовании институтов. Факторы этого уровня не претендуют на самостоятельный выбор сценариев развития России, хотя и поддерживают те группы элит, чья деятельность наиболее отвечает их интересам. С другой стороны, многие из них не ограничивают свои притязания изменением частных практик “здесь и сейчас”. Интересы, по крайней мере, верхнего слоя мезофакторов, по-видимому, правильнее всего связать с преобразованием конкретных институтов применительно к конкретным регионам и отраслям экономики.

Как уже отмечалось, отличительная черта факторов мезоуровня состоит в выполнении функций социального посредничества между элитой и массами. Мезофакторами трансформационного процесса являются руководители органов управления, предприятий, фирм, учреждений социальной сферы, воинских частей и т.д., принимающие участие в преобразовании общественных институтов на отраслевом и локальном уровнях. В отличие от элит, преобразующих нормативно- правовое пространство общества, мезофакторы осуществляют практические инновации. Главные их направления – хозяйственное предпринимательство, инновационная деятельность в социальной сфере, создание самодеятельных гражданских структур, а также интеллектуальная и информационная активность, оказывающая влияние на трансформационный процесс.

Как правило, факторы этого уровня стремятся улучшить институциональные условия деятельности собственных организаций, иногда – изменить локальную среду. Однако, решая собственные проблемы, они выполняют важную функцию передачи социальной информации с макро- на микроуровень общества и обратно. Будучи многочисленны и к тому же рассредоточены по всем сферам общества, регионам и отраслям, они, в меру сил и не всегда это сознавая, обеспечивают хотя бы минимальную интеграцию социальных верхов и низов.

Факторы мезоуровня не только осваивают и используют правила игры, предлагаемые им элитами, но и достаточно активно их корректируют, дополняют, приспосабливают к своим интересам.

Трансформационная деятельность мезофакторов не имеет имманентно позитивного или негативного знака – в зависимости от обстоятельств она может иметь как конструктивный, легитимный, так и деструктивный, неправовой характер. Преобладание того или другого существенно зависит от установок и деятельности факторов макроуровня, в том числе от их личного примера. Неправовое поведение мезофакторов нередко служит прямым ответом на непродуманные или неправовые действия факторов макроуровня.

Опыт российских реформ показал, что большинство мезофакторов умело используют в своих интересах любые ошибки и недоделки власти, особенно, “дыры” в законодательстве и контроле. Организуются неформальные сети, позволяющие обходить законы. Придумываются и реализуются сложные схемы увода государственных денег на зарубежные счета. Процветают взяточничество, клиентелизм, организованное насилие и иные виды криминальной активности. Неправовая деятельность мезофакторов, в свою очередь, вызывает лавинообразный рост неправовых практик на микроуровне.

Социальные факторы макроуровня – представители федеральной и региональной элит, сознательно стремящиеся воздействовать и де-факто воздействующие на выбор сценариев развития России. Действия этих факторов обычно носят политико-правовой и (или) административно-экономический характер. В первом случае речь идет о преобразовании нормативно-правовой основы базовых институтов, во втором – о распределении материальных и финансовых ресурсов через механизм государственного бюджета или через деятельность промышленно-финансовых корпораций и групп. Если изменение правил игры корректирует содержание институтов, то управление финансовыми потоками определяет реальные возможности и условия их функционирования. Например, нищета правоохранительных органов, отсутствие прочной экономической базы ставит их в полную зависимость от исполнительной власти и способствует распространению коррупции.

Главным активом макрофакторов, позволяющим направлять развитие общества в желаемую для них сторону, является власть, открывающая доступ к экономическим и политическим ресурсам государства. Поэтому основная деятельность российских элит связана именно с разделом властных и управленческих полномочий, организацией выборных кампаний, расстановкой кадров, укреплением исполнительной вертикали, контролем силовых структур.

Активность макрофакторов трансформационного процесса важна не столько сама по себе, сколько потому, что она оказывает решающее влияние на условия и направления деятельности мезофакторов.

Действительно, макрофакторы реформируют нормативно-правовую среду деятельности мезофакторов, регулируют область их прав и свобод, а также уровень и формы ответственности. Кроме того, они осуществляют так называемый enforcement, т.е. принудительное внедрение в социальную практику новых правил и норм, а также правовой и административный контроль. Наконец, они регулируют экономические условия деятельности мезофакторов через распределение бюджетных средств, систему налогообложения, а также рыночные механизмы. Сочетание названных функций обусловливает центральную роль факторов макро-уровня в трансформации общества, придавая их деятельности огромную ответственность. Однако социальные факторы любого уровня, как правило, действуют, исходя из собственных представлений, взглядов и интересов, которые в силу многих причин редко совпадают с общественной пользой. Причем, чем выше уровень факторов, тем больший вред наносят обществу их эгоизм, непрофессионализм, неправопослушность и аморальность.

 

Cфера действия рядовых граждан ограничена микроуровнем – изменением повседневных массовых практик. Лица, облаченные руководящими функциями, могут действовать как на микро-, так и на мезоуровне. В первом случае они осуществляют индивидуальное поведение, а во втором реализуют решения, затрагивающие интересы значительных групп людей. Наконец, представители правящей элиты могут участвовать в трансформационном процессе на всех трех уровнях – как индивиды, как руководители ведомств и корпораций или как деятели государственного масштаба. Таким образом, факторами микроуровня в принципе могут быть все россияне, причем представители высших слоев выступают в этом случае, главным образом, как участники трудовых, потребительских, рыночных, сберегательных, электоральных и других общественных практик.

Взаимодействия факторов разных уровней носят сложный, противоречивый характер. В их основе лежат различия интересов элитных и внеэлитных групп, чиновников и граждан, ведомств и подчиненных им предприятий, собственников и наемных работников, руководителей и исполнителей, а более косвенно – центра и периферии, города и села. Естественно, что каждая из сторон стремится реализовать свои интересы любыми доступными ей средствами. Причем, если факторы высших уровней используют имеющиеся в их распоряжении властные, экономические, административно-правовые и силовые ресурсы, то единственный ресурс микрофакторов – выбор индивидуального поведения в рамках остающейся у них области свободы.

Трансформационная активность руководителей мезоуровня влияет на жизнь и деятельность простых россиян не в меньшей, если не в большей степени, чем реформаторская деятельность элит. Ведь реальные права и свободы граждан России до сих пор определяются не столько Конституцией РФ или Трудовым кодексом, сколько усмотрением того или иного начальства. В экономической сфере воздействие мезофакторов на положение и поведение рядовых россиян реализуется через установление цен на потребительские товары и услуги, создание новых или свертывание существующих рабочих мест, регулирование условий труда и занятости, уровня и регулярности выплаты зарплаты и пр. В социальной сфере оно осуществляется через кадровую политику фирм, пенсионное обеспечение, условия предоставления образовательных, медицинских и культурных услуг, а в административной – через отношение чиновников к гражданам, находящее выражение в массовых практиках в сферах государственного управления и правосудия.

 

Совокупность этих условий существенно ограничивает свободу микрофакторов, но не устраняет ее как таковую. Если макро- и мезофакторы формируют тот социально-правовой лабиринт, в котором предлагается действовать рядовым членам общества, то последние, выбирая конкретные способы своего поведения в имеющейся у них области свободы, в конечном счете, во многом определяют характер и содержание социальных практик, а следовательно, и общественных институтов. Какой бы малозначительной и несвободной (зависимой) ни представлялась их трансформационная активность, в силу своей массовости и замыкающей роли в формировании общественных практик она оказывает решающее влияние на ход и конечные результаты реформ.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты