Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПРИМЕЧАНИЯ




1. ПРОТИВ НОВОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

1.Brian Barry, Political Argument, London: Routledge & Kegan Paul, 1965.

2.John Rawls, A Theory of Justice. Oxford: Oxford University Press, 1971.

3.Thomas Nagel, Equality and Partiality, Oxford: Oxford University Press, 1991.

4. Ibid., p. 177.

5. Stuart Hampshire, Innocence and Experience, London: Allen Lane The

Penguin Press, 1989.

6. Allen Buchanan, Secession, Boulder, Col.: Westview, 1991.

7.Robert Nozik, Anarchy, State and Utopia, Oxford: Basil Blackwell, 1974.

8.Loren Lomasky, Persons, Rights and Moral Community, Oxford: Oxford University Press, 1987.

9.David Gauthier, Morals by Agreement, Oxford: Clarendon Press, 1986.

 

10.Joel Feinberg, The Moral Limits of the Criminal Law, 4 vols. Oxford: Oxford University Press, 1984—1988.

11.Michael Sandel, Liberalism and the Limits of Justice, Cambridge: Cambridge University Press, 1982.

12. Alasdair Maclntyre, After Virtue, London: Duckworth, 1981.

13. Alasdair Maclntyre, Whose Justice? Which Rationality? Notre Dame,

Ind.: University of Notre Dame Press, 1988.

14. Michael Walzer, Spheres of Justice, New York: Basic Books, 1983.

15.Joseph Raz, The Morality of Freedom, Oxford: Clarendon Press, 1986.

16.Isaiah Berlin, The Crooked Timber of Humanity, London: John Murray, 1990.

17.Временное соглашение, основанное на признании фактически сложившегося положения дел (лат.). — Прим. ред.

18. London Review of Boohs, 14 May, 1992.

2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ДУХЕ СТРАНЫ ТЛЁН

1. Игра ума (фр.). — Прим.ред.

2. R. Goodin and P. Pettit (eds) A Companion to Contemporary Political

Philosophy, Oxford: Basil Blackwell, 1993.

3. Ibid., p. 176.

3. ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ПОСТЛИВЕРАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

1.Образа жизни (лат.). — Прим. пер.

2.Добродетельного (лат.). — Прим. пер.

3.Сведения к абсурду (лат.). — Прим. пер.

4.F. A. Hayek, The Constitution of Liberty, Chicago: Henry Regnery, 1960, p. 64.

5.Я исследовал предложенную Верлиным идею плюрализма ценностей в своем произведении: Isaiah Berlin, London: HarperCollins, Fontana Modern Master, 1994. Обстоятельное изложение Верлиным своей точки зрения можно найти в его статье «В поисках идеала» (I. Berlin, The Crooked Timber of Humanity, London: John Murray, 1990).

6.George Santayana, Dominations and Powers: Reflections on Liberty, Society and Government, New York: Charles Scribners's Sons, 1951, p. 238.

4. ИЛЛЮЗИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПАДЕНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

1.Имеется в виду политическое и территориальное устройство мира, прежде всего Западной и Восточной Европы, ставшее результатом Версальских соглашений 1919 года, достигнутых по окончании Первой мировой войны. — Прим. ред.

2.Ирредентизм — политическое и общественное движение в Италии в конце XIX — начале XX века за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением. — Прим. ред.

3.Я, конечно же, имею в виду Фрэнсиса Фукуяму и его статью «Конец истории» (Francis Fukuyama, «The End of History*, National Inte rest, Summer 1989).

4. Сокрушающий удар (фр.). — Прим. пер.

5.Автор имеет в виду Чехию. В 1526—1918 годах Чехия (без Моравии), входившая в состав Габсбургской империи, официально именовалась Богемией. — Прим. пер.

6.Реалистической политике (нем.). В данном случае Джон Грей употребляет этот термин в ироническом смысле. — Прим. пер.

5. ВЫВШИЕ КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

1. См. мою статью «Harsh Birth Pangs of the New Order*, The Times, London, 28 December, 1989.

2.George Soros, Nationalist Dictatorship versus Open Society, New York: the Soros Foundations, 1993, p. 1.

3.George Soros, Prospects for European Disintegration, New York, The Soros Foundations, 1993, pp. 12—13.

4.Вероятность размывания основных западных моделей я прогнозирую в своей работе «From Post-communist to Civil Society: the Reemer-gence of History and the Decline of the Western Modeb, Social Philosophy and Policy, Liberalism and Economic Order, vol. 10, no. 2, Summer 1993, pp. 26—50.

5.He далее как в июне 1991 г. Джеймс Бейкер, госсекретарь в администрации президента Джорджа Буша, заявил в Белграде, что Соединенные Штаты намерены поддерживать Югославию в ее стремлении сохранить «единство и территориальную целостность». Что югославское государство обречено, к тому времени уже было понятно многим наблюдателям, включая г-на Милошевича, который использовал лозунг о сохранении целостности Югославии как предлог для применения югославской армии против Словении, Хорватии и, наконец, Боснии по мере того, как они провозглашали свою независимость.

6.Francis Fukuyama, «TheEndof History*, National Interest, Summer 1989 и The End of History and the Last Man, New York 1992. Я критикую взгляды Фукуямы в своей работе Post-Liberalism: Studies in Political Thought, London and New York: Routledge, 1993, pp. 245—250.

7.Об этом историческом споре см. в: Alan Macfarlane, The Origins of English Individualism, Cambridge: Cambridge University Press, 1978.

8.Прежде всего я имею в виду общую теорию культурной эволюции, которую Хайек выдвигает в своем The Fatal Conceit, Chicago: University of Chicago Press, 1988, но трактовка возникновения рыночных институтов в Англии как идеально-типического процесса прослеживается и во многих более ранних работах Хайека.

9. Своеобразное (лат.). — Прим. пер.

10.Далримпл Джеймс (1619—1695) — известный шотландский юрист и государственный деятель, за заслуги на государственной службе получил титул виконта Стэра (Viscount of Stair). — Прим. ред.

11.В этом вопросе я основываюсь, в частности, на беседах с д-ром Стивеном Дэйвисом, но используя их фрагменты в ходе изложения своей позиции, я несу за них единоличную ответственность.

12.См. мою статью «The Risks of Collapse into Chaos», Financial Times, London, 13 September, 1989.

13.Этими данными я обязан Питеру Стейну, см. его «From Capitalist Success to Welfare-State Sclerosis*, Policy Analysis, no. 160, 10 September, 1991.

14. Цитата взята у Вальтера Ойкена. См.: Т. W. Hutchison, The Роlitics and Philosophy of Economics: Marxists, Austrians and Keynesians, Oxford: Basil Blackwell, 1981, p. 17.

15.Этот вопрос мне посчастливилось обсудить с лордом Дарендорфом.

16.Для данного случая (лат.). — Прим. пер.

17. Ordoliberalismus — ордолиберализм, немецкий вариант неолиберализма. В. Ойкен (1891— 1950) и другие теоретики ордолиберализма развивали идею необходимости сочетания свободы рынка с принципами сильной социальной политики, «социального выравнивания». — Прим. ред.

18.Правового государства (нем.). — Прим. пер.

19.Свободной конкуренции (фр.). — Прим. пер.

20.Hutchison, The Politics and Philosophy of Economics, p. 160.

21.John Gray, «The Delusion of GlasnosU, Times Literary Supplement, 27 July, 1989; вновь опубликовано в Post-liberalism, ch. 8, p. 88.

22.Другим возможным исключением является Венгрия. Блестящий обзор политики переходного периода в Венгрии дал Янош Корнай в The Road to a Free Economy: Shifting from a Socialist System: The Example of Hungary, New York and London: W. W. Norton, 1990. Однако лично я не убежден в стабильности посткоммунистического урегулирования в Венгрии, и даже в неизменности ее нынешних границ.

23.О взглядах Б. Лаговски см. у A. Walicki, ^Liberalism in Poland*, Critical Review, vol. 2, no. 1, pp. 3—38.

24.О взглядах Алксниса можно узнать из его интервью в he Nouvel Observateur от 21—27 марта 1991 г. и BDerMorgen от 6 мая 1991 г., где он отстаивает идею «принудительного введения» рыночной экономики в России. О группе «Союз» см.: Е. Teague, «The 'Soyuz' Group*, Radio Liberty Research Bulletin, 17 мая 1991 г., и А. Кива, «Известия», май 1991 г. Степень участия подобных фигур и групп в провалившемся путче августа 1991 года остается неясной. Самые первые оценки его можно найти у меня в The Strange Death of Perestroika: Causes and Consequences of the Soviet Coup, London: Institute for European Defence and Security Studies, European Security Study 13, September 1991.

25.Об этом см. у меня: «Totalitarianism, Reform and Civil Society* в Post-Liberalism, ch. 12, pp. 164—168; M. Heller and A. Neckrich, Utopia in Power: the History of the Soviet Union from 1917 to the Present, New York: Summit Books, 1986, ch. 1.

26.Здесь у Грея — ошибка. Русская эскадра была разгромлена японским флотом в морском сражении, произошедшем 14—15 (27—28) мая 1905 года у островов Цусима. — Прим. пер.

27.Рационалистическую критику Хайеком идеи социальной справедливости см. в его Law, Legislation and Liberty: A New Statement of the Liberal Principles of Justice and Political Economy, vol. 2: The Mirage of Social Justice, London: Routledge and Kegan Paul, 1976.

 

28.Я разъяснил понятие достойной выбора общественной среды, используя концепцию Джозефа Раца о товарах, являющихся по своей природе общественными благами, в своей книге Beyond the New Right: Markets, Government and the Common Environment, London and New York: Routledge 1993, ch. 3, pp. 111—114.

29.Sir Alan Walters and Steve H. Hanke, «The High Cost of Jeffrey Sachs*, Forbes, 21 June, 1993, p. 52.

30.О советской и постсоветской мафии в России см.: Arkady Vaks-berg, The Soviet Mafia, New York: St Martin's Press, 1992.

31.George Soros, «Hard Currency for a Social Safety Net in Russia*, International Herald Tribune, 5 January, 1993.

32.Так у автора. — Прим. пер.

33.См. мою книгу Beyond the New Right, pp. 130—133.

34.Эта оценка была дана профессором Дж. П. Коулом из Ноттингем-ского университета и опубликована в The Independent от 16 февраля 1993 года. В той же статье сообщается, что в Дагестане и Калмыцкой республике, расположенных у Каспийского моря, в 1954 г. песчаные пустыни покрывали 15 000 гектаров пастбищ, а в 1990-м — уже 1 миллион гектаров, в арктической тундре выпас оленьих стад, топчущих и вскапывающих землю в поисках пищи, привел к истощению 40 миллионов гектаров пастбищ — то есть большей области, чем Германия, и вдобавок ко всем известным фактам исчезновения Аральского моря и почти полной гибели крупнейшего в мире пресноводного озера — Байкала, крупнейшее европейское озеро Ладога возле Санкт-Петербурга сегодня отравлено промышленными стоками до такой степени, что в опасности оказывается водоснабжение всего Санкт-Петербурга.

35.Эта оценка была дана Дэвидом Роче, руководителем отдела стратегического планирования в Морган Стенли Интернэшнл, и приведена в Financial Times от 6 апреля 1992 г. Я же заимствовал данную ссылку из статьи: Robert Skidelsky, Liam Halhgan, «Another Great Depression? Historical Lessons for the Nineties*, Social Market Foundation Report, no. 2, London, 1992, p. 25.

36.Согласно данным «Нью-Йорк Тайме» от 16 августа 1993 г. в Москве в первые семь месяцев 1993 года произошло 704 убийства, против 462 в том же периоде 1992 года. Вероятно, стоит заметить, что, несмотря на беспрецедентный подъем преступности в России, процент убийств в Москве остается куда более низким, чем в схожем с ней по размерам Нью-Йорке. Подобные цифры даже не удостаиваются в Соединенных Штатов тех публичных комментариев, которые даются более низким показателям в посткоммунистической России.

37.Выражение «хаотизация мира» я позаимствовал из великолепной книги Пьера Лелуша Le Nouveau Monde de Vordre de Yalta au chaos de nations, Paris: Gasset, 1992.

38. В октябре 1989 г. я писал следующее: «Если этому суждено случиться, падение советского тоталитарного строя вероятнее всего будет только одним из эпизодов общего упадка породивших его западных культур, расшатываемых потрясениями в духе Мальтуса, этническими и фундаменталистскими конфликтами, которые, по-видимому, будут доминировать в грядущем веке в гораздо большей мере, чем любая европейская идеология» (Post liberalism, p. 195).

6. АГОНАЛЬНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ

1.Stuart Hampshire, «Justice is Strife*, Presidental Addres, Americal Philosophical Association, 1991 Pacific Division Meeting, Proceedings and Addresses of the American Philosophical Association, vol. 65, no. 3, November 1991, pp. 24—5.

2.Разумеется, были позитивистские приверженцы проекта Просвещения, которых нельзя назвать либералами ни в одном смысле этого термина, и как раз против величайших из них обращена блестящая и несправедливо забытая полемика Джона Стюарта Милля, August Comte and Positivism, Ann Arbor, Mich.: Michigan University Press, 1973. Я обхожу молчанием этих позитивистских последователей проекта Просвещения из-за того, что форма их мысли атавистична и не имеет отношения к политике. По той же причине я не останавливаюсь на марксистских версиях проекта Просвещения.

3.См. мою книгу Liberalisms: Essays in Political Philosophy, London and New York: Routledge, 1989, pp. 231—233. Ролз подводит итог своим позднейшим взглядам в книге Political Liberalism, New York: Columbia University Press, 1993.

4.Я имею в виду, конечно же, труды Майкла Оукшота. Предварительную оценку мысли Оукшота, где его зависимость от формалистической и законнической традиции либерализма расценивается как его основная слабость, см. в моем Post liberalism: Studies in Political Thought, London and New York: Routledge, 1993, ch. 4.

5.См. главу « Berlin's agnostic liberalism* в моем Post-liberalism, ch. 6, а также мою книгу Berlin, London: HarperCollins, Fontana Modern Master, 1994, ch. 6.

6.Joseph Raz, «Multi-culturalism: A Liberal Perspective* в его труде Ethics in the Public Domain: Essays in the Morality of Law and Politics, Oxford: Clarendon Press, 1994, ch. 6.

7.J. Raz, The Morality of Freedom, Oxford: Clarendon Press, 1986, ch. 13. Я сам рассматривал эту идею в моем Post-liberalism, ch. 20.

8.Raz, The Morality of Freedom, p. 325.

9.Ibid., p. 327.

10. Bernard Williams, «Conflicts of Values* в его работе Moral Luck, Cambridge: Cambridge University Press, 1981, ch. 5.

11. Raz, The Morality of Freedom, chs 7 и 8.

12.Isaiah Berlin, Four Essays on Liberty, Oxford: Oxford University Press, 1991, p. 130, примечание.

13.Rawls, Political Liberalism, Lecture VII. Я подверг критике этот взгляд в главе о Liberalism and the Choise of Liberties* в моей книге Li beralisms, ch. 9.

14.Stuart Hampshire, « Liberalism: The New Twist» в New York Review of Books, vol. XL, no. 14, 12 August, 1993, p. 46.

15.Я дал отстаиваемую мною до сих пор интерпретацию всеобъемлющей моральной теории Милля, а также ее отношениям с его либерализмом в моей книге Mill on Liberty: A Defence, 2nd edn, London: Routledge, 1983.

16.He должно подлежать сомнению, что общим культурным формам нет необходимости быть интегралистскими, а для любого приверженца либеральных взглядов они и не должны быть интегралистскими и стремиться навязывать культурным меньшинствам выбор: ассимиляция или остракизм, но я не очень внятно разъяснил это в своей книге Isaiah Berlin, ch. 4.

17.Либерализм Джозефа Раца сродни агональному либерализму из-за присутствия в них этого коммунитарного аспекта. См.: Berlin, ch. 4.

18.Конечно же, я подразумеваю труд Майкла Сэндела Liberalism and the Limits of Justice, Cambridge: Cambridge University Press, 1982.

19.Isaiah Berlin, The Crooked Timber of Humanity, London: John Murray, 1990, p. 80.

20. Ibid., p. 85.

21.H. L. A. Hart, The Concept of Law, Oxford and New York: Oxford University Press, 1961, pp. 189 — 195.

22.Stuart Hampshire, Innocence and Experience, London: Allen Lane The Penguin Press, 1989.

23.По поводу абсурдных аспектов анализа Фукуямы см. мой Post-liberalism, ch. 17. Точку зрения Фукуямы см. в его труде The End of History and the Last Man, New York: The Free Press, 1992.

24.L. Wittgenstein, Remarks on the Foundations of Mathematics, Oxford: Basil Blackwell, 1956.

25.Cm. Richard Rorty, Contingency, Irony and Solidarity, Cambridge: Cambridge University Press, 1989, pt. 1.

26. Raz, The Morality of Freedom, pp. 198 — 200.

27. Я проанализировал релевантность восточноазиатских моделей и нерелевантность модели западной для посткоммунистических государств, вошедших в переходный период, в «From Post-Communism to Civil Society: The Reemergence of History and the Decline of the Western model*, Social Philosophy and Policy, vol. 10, no. 2, Summer 1993, pp. 26—50.

28.Я рассмотрел саморазрушительные последствия западного либерального индивидуализма в Beyond the New Right: Markets, Govern ment and the Common Environment, London and New York: Routledge, 1993.

29.Isaiah Berlin, «Herzen and Bakunin on Liberty* в его Russian Thin kers, Harmondsworth: Penguin Books, 1978, p. 94.

30.Isaiah Berlin, «The Originality of Machiavelli», в его Against the Current, Oxford: Clarendon Press, 1991, pp. 74—75.

7. ПАДЕНИЕ КОНСЕРВАТИЗМА

1.F. A. Hayek, The Constitution of Liberty, Chicago: Chicago University Press, 1960, p. 41.

2.Я рассматривал некоторые аспекты проблемы рекламы в Adver tising Bans: Administrative Decisions or Matters of Principle?, London: Social Affairs Unit, 1991.

3.Крослендизм (англ. Croslandism) — термин, образованный от имени одного из ведущих идеологов Лейбористской партии и известного политического деятеля послевоенной Великобритании А. Кросленда, сторонника политики государства всеобщего благосостояния. — Прим. ред.

4.Современная позиция «новых левых» хорошо изложена в: Hilary Wainright, Arguments for a New Left: Answering the Free Market Right, Oxford and Cambridge, Mass.: Blackwell, 1994.

5.Я имею в виду, разумеется, Майкла Оукшотта и особенно его очерк «Оп Being Conservative* в его Rationalism in Politics and Other Essays, Indianapolis, Ind.: Liberty Press, 1991.

6.Батскеллитское соглашение или батскеллитское урегулирование (butskellite settlement) — термин, образованный от имен двух известных политиков послевоенной Великобритании, консерватора Р. Ватле-ра (1902—1982) и лейбориста X. Гейтскелла (1906—1963). Умеренный консерватор Р. Ватлер и «правый» лейборист X. Гейтскелл, в 1955 году избранный лидером Лейбористской партии, способствовали сближению позиций двух ведущих партий страны по вопросам социально-экономической политики в 50—60-е годы XX века на принципах государства всеобщего благосостояния. — Прим. ред.

7.Хили Д. (род. в 1917 году) — британский политик, в 1974—1979 годах занимал пост министра финансов в правительстве лейбористов. — Прим. ред.

8.Edward Luttwak, «Why Fascism is the Wave of the Future», London Review of Books, 7 April, 1994, pp. 3, 6.

9. Adam Smith, Lectures on Jurisprudence, Indianapolis, Ind.: Liberty Classics, 1982, pp. 539—540.

10. Ibid., p. 541.

11.Этот момент, в первую очередь в связи с общинами, где живут представители рабочего класса Великобритании, обсуждает Джереми Сибрук в: Т. Blackwell and J. Seabrook, The Revolt against Change: To wards a Conserving Radicalism, London: Vintage, 1993.

12.Мысль о том, что главную особенность современной эпохи составляет разрушение авторитета, была высказана Ханной Арендт и нашла отклик у Эласдера Макинтайра, который добавил важный вывод о том, что в мире, лишенном авторитета, его заменой послужит экспертное знание в области техники и управления. См.: Н. Arendt, Between Past and Present, Harmondsworth: Penguin, 1996; Alasdair M&clntyre, AfterVirtue, London: Dockworth, 1981. Впоследствии он, видимо, мог бы еще заметить, что медицинская и терапевтическая логика приходит на смену нравственным суждениям и нравственной практике.

13. Доведение до абсурда (лат). — Прим. пер.

14.В самых утонченных версиях этого подхода, среди которых особенно ярко выделяется версия Джеймса Вьюканана, честно признается, что принятие модели поведения, свойственного homo economicus, чрезмерно упрощает ситуацию. Гносеология, лежащая в основе этого взгляда, носит отчетливо инструменталистский или прагматический характер. Об исследованиях Вьюканана см. мою статью «Buchanan on Liberty* в Post-liberalism: Studies in political Thought, London and New York: Routledge, 1993, ch. 5.

15.См.: Sir James Goldsmith, The Trap, London: Macmillan, 1994, ch. 2; здесь он мастерски разбивает общепринятые аргументы в пользу глобального режима свободной торговли и обоснованно предупреждает о его опасностях.

16.Herman Е. Daly, «From Adjustment to Sustainable Development: The Obstacle of Free Trade* в The Case Against Free Trade GATT, NAFTA and the Globalization of Corporate Power, San Francisco, Calif.: Earth Island Press, 1993, pp. 126—127.

17. Об Оукшоте и Сантаяне см. у меня в Post-liberalism, ch. 2, 6.

18. Мысль о том, что склонность формировать свою идентичность на основе принадлежности к местным сообществам присуща людям всегда и везде, поддержал Дж. Гердер, а также другие идеологи того, что Исайя Берлин называет Контрпросвещением. Изложение и оценку таких взглядов в контексте исследования современной попытки примирить их с либерализмом, предпринятой Берлином, см. в моей работе Berlin, London: Harper Collins, Fontana Modern Master, 1994.

19. Oakeshott, Rationalism in Politics and Other Essays, p. 410.

20.Об этом примечательном случае подробнее см. у меня в Post-hbe rahsm, p. 83.

21.Edward Goldsmith, The Way: An Ecological World view, London: Rider, 1992, ch. 8.

22.George Santayana, Dominations and Powers: Reflections on Liberty, Society and Government, New York: Charles Scribner's Sons, 1951, p. 340.

23.Об идее пребывающего в состоянии стабильности государства у Милля см. в моей работе «An Agenda for Green Conservatism* в Beyond the New Right, ch. 4.

24.Об исключении из этого правила см.: Fred Ikle, National Review, February 1994.

25.Своей концепцией укорененности экономических институтов в культурных традициях общества я обязан нашим беседам с Эдвардом Голдсмитом.

26.См. мою статью «The Moral Foundations of Market Institutions* в Beyond the New Right, ch. 3.

27.Я имею в виду либеральную политическую философию Джозефа Раца, которую я рассматривал в своей книге Beyond the New Right.

28.Идею непрозрачности ценности и ее следствия для либеральной теории я рассматриваю в своей работе Post liberalism, «What is Dead and What is Living in Liberalism*, ch. 20.

29.Эта критика со стороны Раца излагается в: В. Parekh, «Superior People: The Narrowness of Liberalism from Mills to Rawls*, Times Literary Supplement, 25 February, 1994.

30.Изложение коммунитаристской точки зрения можно найти в: Michael Sandel, Liberalism and the Limits of Justice, Cambridge: Cambridge University Press, 1982.

31.Ярчайшим образом этот реакционный взгляд сегодня, вероятно, воплощен в: Roger Scruton, The Meaning of Conservatism, Harmond-sworth: Penguin, 1980.

32.David Willets, Civic Conservatism, London: Social Market Foundation, 1994.

33.Пари Паскаля — аргумент, сформулированный французским математиком и философом Б. Паскалем для рационального обоснования веры в бытие Бога: «...Бог либо есть, либо Его нет. Какой же ответ мы изберем? Разум нам тут не помощник: между нами и Богом — бесконечность хаоса. На самом краю этой бесконечности идет игра — что выпадет, орел или решка? На что вы поставите? ...Взвесим наш возможный выигрыш или проигрыш, если вы поставите на орла, то есть на Бога. Сопоставим тот и другой: выиграв, вы выиграете все, проиграв, не потеряете ничего. Ставьте же, не колеблясь, на Бога!» (Блез Паскаль. Мысли / Пер. с фр. СПб., 1995. С. 205—206). — Прим.ред.

34. Я рассматривал идею отрицательного налога на капитал в Beyond

the New Right, p. 153, и критиковал неолиберальные предложения по негативному налогу на капитал в 1 и 3 главах той же книги.

35. David Ricardo, Principles of Political Economy and Taxation, London: J. M. Dent, 1911, pp. 266—267. Выводы Рикардо о пагубном влиянии машинного производства на интересы трудящихся поддерживал и Пол Сэмюэлсон в: Paul Samuelson, «Mathematical Vindication of Ricardo on Machinery*, Journal of Political Economy, vol. 96, 1988, pp. 274—282, и « Ricardo was Right!* Scandinavian Journal of Economics, vol. 91,1989, pp. 47—62. Блестящую критику общепринятых аргументов в пользу свободной торговли можно найти в сборнике статей The Case Against Free Trade: GATT, NAFTA and the Globalization of Corporate Power. Я благодарен Эдварду Голдсмиту за то, что он привлек мое внимание к этой очень ценной книге.

36. Sir James Goldsmith, The Trap.

37. Я попытался предпринять такой tour d'horizon в «Аn Agenda for Green Conservatism*, Beyond the New Right, ch. 4. Я по-прежнему в основном придерживаюсь тех взглядов на социальную политику, которые отстаивал там, но сейчас я не склонен защищать их преимущественно с позиций консерватизма.

38. См. мою книгу Beyond the New Right, ch. 3.

39.Идея ваучерных схем для школ, в разработке которой я опирался не на неолиберальную мысль, а на труды Ивана Иллиха, подробно излагается в «Agenda for Green Conservatism*, Beyond the New Right, ch. 4.

40.Имеется в виду выражение Паскаля о том, что, будь у Клеопатры нос покороче, вся история мира сложилась бы по-другому. — Прим.. пер.

8. ПОСЛЕ НЕОЛИБЕРАЛИЗМА

1. См. мою статью «Against the New Liberalism*, Times Literary Supplement, 3 July 1992.

2. Всем без разбору (фр.). — Прим. пер.

3.Я рассмотрел неизбираемый характер культурной идентичности, уделив особое внимание сионизму, в своем исследовании мысли Исайи Берлина, Berlin, London, Harper/Collins, Fontana Modern Master, 1994.

4.Оценку политической мысли Оукшота см. главу «Oakeshott as а Liberal* в моей книге Post-liberalism: Studies in Political Thought, London and New York: Routledge, 1993, pp. 40—46.

5.Каноническое изложение взглядов Роджера Скрутона см. в его «1п Defence of the Nation-State*, in J. C. D. Clark (ed.), Ideas and Politics in Modern Britain, London: Macmillan, 1990.

6.Я подверг критике проект глобального свободного рынка, в контексте недавних предложений, отстаивающих глобальную мировую торговлю, в главе «An Agenda for Green Conservatism* в моей книге Beyond the New Right: Markets, Government and the Common Environment, London and New York: Routledge, 1993, ch. 4.

9. ОТ НЕОЛИБЕРАЛИЗМА К ПЛЮРАЛИЗМУ

1.J. S. Mill, On Liberty, в John Stewart Mill, On Liberty and Other Essays, ed. John Gray, Oxford and New York: Oxford University Press, World's Classics, 1991, pp. 13—14.

2.Я предложил критическую оценку Фейнберговой переформулировки либерализма Милля в своей книге Post-Liberalism: Studies in Political Thought, London and New York: Routledge, 1993, ch. 16.

3.См. главу « What is Dead and What is Living in Liberalism* в моем Post-liberalism, ch. 20. Более ранний вариант некоторых из представленных там аргументов разработан в главе « After Liberalism* из моей книги Liberalisms: Essays in Political Philosophy, London and New York: Routledge, 1989, ch. 12.

4.Более полно я разобрал агональный либерализм в понимании Берлина в книге Berlin, London: Harper/Collins, Fontana Modern Master, 1994.

5.Расширенный вариант аргументации в пользу этого моего взгляда я привожу в последней главе книги Berlin.

6.Я утверждаю это в главе «What is Dead and What is Living in Liberalism*.

7.См. мой Post-liberalism, pp. 286—287.

8.Ibid., pp. 319—320.

9.Ibid., pp. 314—315.

10. Ibid., p. 318.

11.Joseph Raz, The Morality of Freedom, Oxford: Clarendon Press, 1986.

12.Я анализирую гражданское общество и тоталитаризм в главе «То-talitarianism, Reform and Civil Society* из моей книги Post-liberalism, pp. 156—195.

13.Хорошо изложенную Скратоном критику либерализма см. в Roger Scruton, «In Defence of the Nation-State*, in J. C. D. Clark (ed.), Ideas and Politics in Modern Britain, London: Macmillan, 1990.

14.Я подверг развернутой критике политическую мысль «новых правых» в своей книге Beyond the New Right: Markets, Government and the Common Environment, London and New York: Routledge, 1993.

15.Об этом см. В. Parekh, «Superior People: The Narrowness of Liberalism from Mill to Rawls», Times Literary Supplement, 25 February, 1994.

16. Cm. Raz, TheMorality of Freedom.

17.В ответе своим критикам. См. Joseph Raz, «Facing Up: A Reply», University of Southern California Law Review, vol. 62, March-May 1989, nos 3 and 4, pp. 1227 et seq.

18.В особенности я имею в виду главу «Multiculturalism: a Liberal Perspective* в его книге Ethics in the Public Domain, Clarendon Press: Oxford, 1994, ch. 7, где жесткая позиция относительно необходимости ассимиляции анклавов нелиберальных культур с либеральным обществом смягчена.

10. ПОМИНКИ ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ

1.М. Heidegger, Discourse on Thinking: A Translation of Gelassenheit, New Zork: Harper & Row, 1966, p. 60.

2.Автор в основном оперирует словосочетаниями modern age, modern period, иногда modernity, употребляя их одновременно в хронологическом и концептуальном смысле: они обозначают как исторический период (Новое время), так и проблему политической философии (Современность, Модерн). Эти обстоятельства, к сожалению, не дают возможности подобрать однозначные русские эквиваленты к данным терминам. Кроме того, нужно учитывать, что проблематика Современности (Модерна) только сейчас начинает входить в контекст отечественной политической и социальной философии, и устойчивая традиция перевода этих терминов на русский язык просто еще не сложилась (Встречаются даже случаи прямой транскрипции (модернити)). Наиболее приемлемыми представляются два варианта: Модерн, к которому обычно склоняются исследователи и переводчики, ориентирующиеся в основном на немецкую традицию (Хабермас, Бек), и Современность, который ближе исследователям, опирающимся на англо-американскую традицию. Однако в целом это разделение достаточно условно и окончательный выбор зависит от предпочтений исследователя или переводчика. Нами, исходя из уже постепенно складывающейся отечественной традиции (см., например, монографию Б. Г. Капустина «Современность как предмет политической теории» (М., 1998)) в качестве базового был выбран второй вариант, которого мы стремились по возможности придерживаться, однако соображения контекста также принимались в расчет. — Прим. пер.

3.Необходимо принимать во внимание, что английским словом disenchantment также обычно переводится веберовский термин Entzauberung (расколдовывание, избавление от чар), который Вебер употребляет в качестве характеристики процесса инструментальной рационализации. Весьма вероятно, что автор имеет в виду и это значение, поэтому речь идет не только о разочаровании, которое испытываем мы, живущие в Современности, когда наблюдаем провал проекта Просвещения, но и о раз-очаровании, в смысле освобождения от иллюзий и чар, навязанных нам Просвещением. — Прим. пер.

4.Alasdair Maclntyre, After Virtue, London: Duckworth, 1981, p. 38.

5.au fond (фр.) — по сути, в конечном счете. — Прим.ред.

6.Ibid., pp. 49—50.

7.Ibid., p. 60.

8.Ibid., p. 107.

9.Ibid., p. 108.

10. Ibid., p. 111.

11. Alasdair Maclntyre, Whose Justice? Which Rationality?, Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame Press, 1988, p. 335.

12. Ibid., p. 145.

13.Alasdair Maclntyre, Three Rival Versions of Moral Inquiry: Encyc lopaedia. Genealogy and Tradition, London: Duckworth, 1990, pp. 172— 173.

14.Самое яркое свидетельство глубокого и неслучайного характера связи Хайдеггера с нацизмом, о котором мне известно, находится в воспоминаниях его ученика Карла Левита, перепечатанное как «Му last meeting with Heidegger for Rome» в The Heidegger Controversy, ed. Richard Wolin, Cambridge, Mass.: MIT Press, 1993, pp. 140 et seq.

15.В английском тексте: «...in our historical context of trailing in Enlightenment's wake.» Опять речь может идти о двух смыслах: о поминках по Просвещению, и тогда перевод будет звучать как «...в нашем историческом контексте поминок по Просвещению», однако в английском языке выражение to trail in smth's wake также означает «следовать за кем-то», «идти по следам кого-то», «двигаться в чьем-либо фарватере» — Прим. пер.

16.Очень обстоятельный анализ нацизма и фашизма, многочисленных различий между ними, их именно западных корней содержится в работе Edmund Stillman, William Pfaff, The Politics of Hysteria, London: Victor Gollancz, 1964.

17. Isaiah Berlin, Against the Current, Oxford: Clarendon Press, 1991.

18 ad hoc (лат.) — для данного случая, для данной цели. — Прим. ред.

19.См. Richard Rorty, Essays on Heidegger and Others, Philosophical Papers, vol. 2, Cambridge: Cambridge University Press, 1991.

20.См. мою книгу Post-liberalism: Studies in Political Thought, London & New York: Routledge, 1993, p. 271

21.M. Heidegger, What is Called Thinking? New York: Harper & Row, 1968, p. 160

22.John Lukacs, The Passing of the Modern Age, New York: Harper & Row, 1970, p. 13: «Столетия назад Средние века проходили и люди при этом не замечали, что проходит. Само понятие „Средние века" и разделение истории на Классическую, Средневековую и Нововременную эпохи стали общепринятыми понятиями по крайней мере два столетия спустя после заката Средневековья. Для нас же уход Средних веков и осознание этого ухода почти одновременны».

23.Интересный анализ отношений Бэкона и Ницше см. в Laurence Lampert, Nietzsche and Modern Times, New Haven, Conn, and London: Yale University Press, 1985, p. 210

24.Charles Taylor, «Engaged Agency and Background* in Charles B. Guignon, (ed.), The Cambridge Companion to Heidegger, Cambridge: Cambridge University Press, 1993, p. 319.

25.Alexander Nehamas, Nietzsche: Life as Literature, Cambridge, Mass. and London: Harvard University Press, 1985, p. 210.

26.Иная, хотя и немного параллельная аргументация против канти-анско-христианской концепции морали выдвинута в работе Bernard Williams, Ethics and the Limits of Philosophy, London: Fontana, 1985.

27.Наилучшее изложение критики Ницше морали вероятно содержится в его работе «Генеалогия морали».

28.Max Horkheimer, Theodor Adorno, Dialectic of Enlightenment, New York: Seabury Press, 1972, p. 23.

29.E. M. Cioran, «Joseph de Maistre: An Essay on Reactionary Thought» in Cioran, Anathemas and Admirations, London: Quartet Books, 1992, pp. 28—29.

30.Max Horkheimer «Schopenhauer Today» в его Critique of Instrumental Reason, New York: Seabury Press, 1974, p. 72.

31.Блестящий анализ влияния Юма на Гамана и Кьеркегора см. великолепный очерк Исайи Берлина «Hume and the Sources of German Anti-Rationalism* в его Against the Current.

32.M. Heidegger, «The Word of Nietszche» в его The Question Concerning Technology and Other Essays, New York: Garland, 1977, pp. 62—63.

33.Ibid., p. 100. Хайдеггеровская, зачастую весьма идиосинкратическая, интерпретация Ницше изложена в его работе Nietzsche, 4 vols, New York: Harper & Row, 1979—1982. Том 3, «Воля к власти как познание и метафизика» и том 4, «Нигилизм» имеют особое значение для данной моей работы.

34.М. Heidegger, «А Letter to a Young Student* в его Poetry, Language and Thought, New York: Harper & Row, p. 185.

35.Эта фраза взята из Edmund Stillman, William Pfaff, The Politics of Hysteria, Victor Gollancz, 1964, p. 78.

36.Ernest Gellner, Conditions of Liberty: Civil Society and its Rivals, London: Hamish Hamilton, 1994, chs. 3 and 6.

37.Richard Rorty, Contingency, Irony, Solidarity, Cambridge: Cambridge University Press, 1989, pp. 44—45. Русский перевод дан по изданию: Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность. / Перевод с англ. И. Хестановой, Р. Хестанова. М: РФО, 1996, стр. 72. — Прим. пер.

38. Ibid., р. 60.

39. Richard Rorty, Objectivity, Relativism and Truth: Philosophical

Papers, vol. 1, Cambridge: Cambridge University Press, 1991, pp. 198—9.

40.Ibid., p. 194.

41.Rorty, Essays on Heidegger and Others, p. 48.

42.Rorty, Objectivity, Relativism and Truth, p. 209.

43.Ibid., p. 213.

44. Michael Billig, «Nationalism and Richard Rorty: The Text as a Flag for Pax Americana*, New Left Review, no. 202, November-December 1993, p. 78. Другую весьма уместную критику либерализма Рорти см. в Ronald Beiner «Richard Rorty's Liberalism*, Critical Review, vol. 7, no. 1, Winter 1993. Остроумная, хотя и совершенно неубедительная критика прагматизма Рорти содержится в Bernard Williams «Auto-da-Fe: Consequences of Pragmatism* в Alan Malachowski (ed.) Reading Rorty, Oxford: Basil Blackwell, 1990.

45.Entzauberung (нем.) — расколдовывание. — Прим. пер.

46.Rorty, Essays on Heidegger and Others, p. 159.

47.Ibid., p. 159.

48.Ibid., p. 161.

49.Rorty, «Freud and Moral Reflection* в Essays on Heidegger and Others, pp. 157—158.

50.Cm. Rorty «Wittgenstein, Heidegger and the Reification of Language* в Essays on Heidegger and Others.

51.Блестящий анализ некоторых взглядов позднего Хайдеггера на язык см. в Charles Taylor «Heidegger, Language and Ecology* in Hubert L. Dreyfus, Harrison Hall (eds), Heidegger: ACriticalReader, Oxford: Basil Blackwell, 1991

52.Maclntyre, Whose Justice? Which Rationality?, p. 345.

53.Heidegger, Discourse on Thinking, p. 55.

54.Я заимствовал фразу «мировая революция вестернизации» из книги Т. Н. Von Laue, The World Revolution of Westernization: The Twentieth Century in Global Perspective, Oxford, New York: Oxford University Press, 1987.

55.Я не утверждаю, что эта манера говорить или мыслить является хайдеггеровской. Более того, она переворачивает хайдеггеровское объяснение отношений между онтологической и экологической заботами.

56.Великолепная критика хайдеггеровского антропоцентризма содержится в работах: John D. Caputo, Demythologizing Heidegger, Bloo-mington, Ind.: Indiana University Press, 1993, pp. 122—123; David Farrell Krell Daimon Life: Heidegger and Life-Philosophy, Bloomington, Ind.: Indiana University Press, 1992, pp. 119—126; и с точки зрения Киотской школы Masao Abe, A Study of Dogen, ed. Steven Heine, Albany, NY: State University of New York Press, 1992, pp. 125—141.

57.О связи Хайдеггера с немецкой мистикой см. великолепную книгу John D. Caputo, The Mystical Element in Heidegger's Thought, New York: Fordham University Press, 1986.

58.Я обязан статье Hubert L. Dreyfus «Heidegger on the Connection between Nihilism, Art Technology and Politics* в Guignon (ed.) The Cambridge Companion to Heidegger.

59.Heidegger, What is Called Thinking?, p. 119. О некоторых интерпретациях Хайдеггера см.: Caputo, The Mystical Element in Heidegger's Thought. Точка зрения, которую я защищаю в этом параграфе, близка той, которую Хайдеггер развивал в своих последних работах, однако я не претендую на его авторитет.

60.Я обсуждал «концепцию Гайи» в своей работе «Agenda for Green Conservatism* в Beyond the New Right, гл. 4.

61.Попытку связать мысль Хайдеггера с атеистической и негуманистической духовностью некоторых буддистских и даосистских традиций см. в Graham Parkes, (ed.) Heidegger and Asian Thought, Honolulu: University of Hawaii Press, 1987. Более детальное изучение сходств и различий между хайдеггеровской мыслью и мыслью буддистской Японии см. Steven Heine, Existential and Ontological Dimensions of Time in Heidegger and Dogen, Albany, NY: State University of New York Press, 1985; Joan Stambaugh, Impermanence is Buddha-Nature, Honolulu: University of Hawaii Press, 1990; и особенно Keiji Nishitani, Religion and Nothing ness, Berkeley, Calif.: University of California Press, 1982. Изучение сходств и различий мысли позднего Витгенштейна и философии Тибета см. Robert A. F. Thurman, The Central Philosophy of Tibet: A Study and Translation of Jey Tsong Khappa's «Essence of True Eloquence*, Princeton, NJ: Princeton University Press, 1991.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты