Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Атман –божественное начало в человеческой душе.




Атомизм, атомистика –древнеиндийское («чарвака») и древнегреческое (Демокрит, Эпикур) материалистическое учение о природе.

Архэ –основа.

Архетип(от греч. arhe - начало и typos - тип, отпечаток, образ) – 1) понятие, имевшее в контексте эллинистической и средневековой западноевропейской философии значение, близкое по смыслу платоновскому понятию «идея» – объективно существующий идеальный образец, эйдос; 2) одно из центральных понятий в теории коллективного бессознательного К.Г. Юнга, обозначающее универсальные образы, занявшие свое место в человеческой психике в глубокой древности и превратившиеся впоследствии в сквозные мотивы мировой культуры. А. являются человеку через сны, образы, мифы. Важнейшие архетипы: Анима, Анимус, Мать-земля, Отец, Старый мудрец, Тень, Персона, Самость.

 

 

Базис –присущая обществу совокупность производственных отношений, складывающаяся в соответствии с уровнем развития производственных сил.

Бессознательное –совокупность активных психических образований, состояний, процессов, операций и действий человека, неосознаваемых им. По З. Фрейду – это часть человеческой психики, которую он обозначает как «Оно» - кипящий котел инстинктов, эмоций, аффектов.Это –область глубинных психических процессов, протекающих вне контроля сознания и представленных в духовной деятельности и социальном поведении человека разнообразными проявлениями положительного и деструктивного характера. Чаще всего Б. выступает как темный двойник сознательного «я», как его тайная, повсюду за ним следующая тень, способная провоцировать на агрессивно-криминальные действия.

Бессознательное коллективное – понятие, занимающее главное место в теории К.Г. Юнга и обозначающее сверхличную память рода, его коллективную душу, являю­щуюся продуктом психической наследственности, историчес­ки-генетической преемственно­сти поколений, связывающим современного человека с его дальними предками. Регулятивные начала, содержащиеся на уровне К.б, предопределяли особенности возникавших на их основе норм нравственности и есте­ственного права.

Биоэтика -этическое отношение к собственной жизни.

Бытие –субъективная и объективная реальности в своей совокупности.

Веды –древнеиндийские религиозные гимны.

Вера –мировоззренческая позиция, принимающая в качестве истины какой-либо тезис.

«Вещь в себе» -нечто существующее вне и независимо от нашего сознания и познания и являющееся источником действия на наши органы чувств.

«Вещь для нас» -вещи как они раскрываются человеком в процессе познания.

Виртуальное(от лат. возможное)то, что может или должно проявляться при определенных условиях.

«Война всех против всех»(лат. «bellum omnium contra omnes») – афоризм Т. Гоббса из его трактата «Левиафан», лаконичная, в духе древних римлян, формула доправового состояния общественной жизни.

Возрождение (Ренессанс) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. Хронологические рамки философии В. – 14-16 вв. Ее историческое развитие можно разделить на три периода. Первый (14 в.) – период размежевания со средневековой философией и рождения гуманизма. Второй период (15 – нач. 16 в.) – это этап созревания альтернативных мировоззренческих моделей. Третий период (16 – нач. 17 в.) знаменуется началом общеевропейской религиозной революции – Реформации.

Волюнтаризм –идеалистическое направление в философии, признающее волю высшим принципом бытия и утверждающее ее независимость от мира.

Воля –сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий.Способность человека переходить от целеполагания к практическим действиям по достижению поставленной цели, т.е. переводить желания, чувства, потребности, а также этические и правовые императивы в непосредственные усилия по их реализации; сознательное и свободное устремление человека к осуществлению цели, которая для него представляет определенную ценность. Как правило, понятие В. относят к зрелой личности, полностью отдающей себе отчет в своих действиях и поступках.

Восприятие –процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

Время –всеобщая объективная форма существования материи выражающая длительность бытия. В. одномерно, необратимо, асимметрично.

Всеединство– философское учение, раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности.

Выбор– духовно-практическая процедура, в ходе которой морально-правовое сознание личности осуществляет избирательное предпочтение одних ценностей и норм, отвергая другие.

Гедонизм –этическое учение, возникшее в Древней Греции, признающее целью жизни и высшим благом наслаждение; определяет добро как то, что приносит наслаждение, а зло – как то, что влечет за собой страдание.

Гелиоцентризм –учение о центральном месте Солнца в планетной системе.

Генезис –происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Геоцентризм –мировоззренческая позиция древности, согласно которому Земля является неподвижным центром Вселенной, вокруг которого обращаются Солнце и все другие небесные светила.

Герменевтика(от греч. толкование)– 1) искусство истолкования текстов; 2) направление философии, основной проблемой которой является проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка. Г. – совокупность познавательных средств, получивших свое название от имени древнегреческого бога Гермеса, доводившего до олимпийцев просьбы людей и истолковывающего глубинные смыслы повелений богов. Г. исследует практику постижения и истолкования разнообразных смыслов, содержащихся в письменной и устной речи. Ее основателем считается немецкий мыслитель Ф. Шлейермахер (1768-1834), видевший в Г. универсальный метод всех гуманитарных дисциплин. Современная философская герменевтика возникла на основе искусства истолкования литературных текстов (филологическая герменевтика), священного писания (теологическая герменевтика), юридических законов (правовая герменевтика).

Гипотеза -научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Гилозоизм – философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы.

Глобализм (от лат. globus - шар) – понятие, определяющее сущность современного этапа развития человеческой цивилизации и возникающих в ходе данного развития проблем, одинаково актуальных для всего человечества, а также направление научного, политического, философского мышления, отражающее способность к восприятию глобальных проблем.

Глобалистика– междисциплинарная область научных исследований, направленных на выявление сущности, тенденций и причин процессов глобализации, порождаемых ею глобальных проблем, поиск путей утверждения позитивных и преодоления негативных для человека и биосферы последствий этих процессов. Как самостоятельное научное направление и сфера общественной практики Г. стала складываться с конца 60-х гг. ХХ в., когда сначала в наиболее промышленно развитых, а затем и в других странах резко обострилась экологическая обстановка. За открывшимся человечеству беспрецедентным загрязнением окружающей среды обнаружились и угрожающие тенденции роста численности народонаселения, гонки вооружений, исчерпаемости природных ресурсов и т.п.

Гносеология(от греч. gnosis - знание, logos - слово, понятие) – теория познания, раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношения знания к предмету познания, условия достоверности и истинности знания. Философская дисциплина о познании.

Гностицизм –философская позиция, признающая возможность полного познания мира.

Гуманизм(от лат. humanutas - человечность) мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, проникнутое уважением к человеческому достоинству.

Дао(с кит.-путь) – первопричина всех изменений, является «матерью всех вещей», зависит лишь от себя самого: «человек зависит от неба, небо от Дао, а Дао – от себя самого».

Движение –любое изменение материального объекта. Движение абсолютно, покой относителен.

Дедукция –способ умозаключения, под которым понимается любой вывод вообще, выведение утверждения из одной или нескольких посылок на основе законов логики.

Деизм –религиозно-философское учение, признающее бога творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и общества. Представители Д. считали бога безличной первопричиной.

Демиург(с греч. мастер, ремесленник) в философии Платона – творец мира, создатель Вселенной.

Деструкция –разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо.

Деструктивное поведение(деструктивность)(от лат. destructivus - разрушительный) – центральное понятие в философской антропологии Э. Фромма, обозначающее присущую отдельным людям страсть к разрушению. Склонность людей к деструктивному поведению базируется на врожденной потребности к агрессии.

Детерминизм –учение о закономерной, универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Крайнее проявление Д. – фатализм.Детерминизм – система философских взглядов об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира, противостоящая индетерминизму (философская концепция, которая отвергает всеобщий характер универсальной взаимосвязи явлений или односторонне, ограниченно ее понимает).

Диалектика –учение о всеобщей связи и всеобщем развитии.

Дискурс(от лат. discursus - рассуждение, логический довод, аргумент) – коммуникативно-речевая практика обсуждения и рационального обоснования различных мыслительных моделей сущего и должного. Идея Д. была выдвинута и получила развитие в работах Ю. Хабермаса, М. Фуко, А. Гидденса и др. как альтернатива принципам идеологической ангажированности, препятствующим серьезным интеллектуальным изысканиям в самых разных сферах социогуманитарной мысли.

Догма –положение, принимаемое за непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства.

Догматизм –метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами, без учета конкретных условий.

Дуализм (от лат. двойственный) –философское учение, признающее два начала мира: дух и материю, идеальное и материальное начало.

Дух– невещественное, нематериальное, субстанциональное начало бытия, имеющее метафизическую природу и выступающее в двух основных формах – сверхличной и антропологической.

Духовность– совокупность свойств и качеств, позволяющих человеку полноценно существовать в мире культуры, в нормативно-ценностных сферах мифологии, религии, нравственности, искусства, философии, права. Д. позволяет личности сознавать ценность собственного «я», значимость своего внутреннего мира, понимать свою уникальность и, вместе с тем, причастность к универсальным началам бытия, представленным в общечеловеческих ценностях культуры и цивилизации.

Дэ –благодать.

 

«Евразийство» – идейно-политическое и философское течение, возникшее в российской эмиграции в 1920-1930-х гг. Евразийцы трактовали Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры, основой которой является великорусская культура. Начало Е. положил выход сборника статей Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Флоровского и П.П. Сувчинского «Исход к Востоку» (София, 1921). К евразийской школе относилась плеяда ярких и талантливых представителей первой волны эмиграции. Евразийские кружки работали в Праге, Берлине и Белграде. В Париже возникло Евразийское книгоиздательство. Евразийцы попытались «создать новую русскую идеологию, способную осмыслить происшедшие в России события и указать молодому поколению цели и методы действия» (Савицкий). Следуя идеям поздних славянофилов (Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев), евразийцы противопоставляли исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада. Важное место в этой идеологии играла геополитика и ее методы.

Естественное право –понятие, означающее совокупность принципов, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.

Жизнь –способ существования белковых тел. Данный термин широко используется в естествознании, он обозначает такой способ существования систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды.

 

Западничество –философское направление и общественно-политическое движение России XIX в., считающее, что Россия в своем развитии должна следовать по пути Западной Европы, т.е. по пути развития капитализма в экономической сфере и либерализму в политической и общественной жизни.

Законы диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей. Указывает на источник развития.

2. Закон перехода количества в качество. Указывает на механизм развития.

3. Закон отрицания отрицания. Указывает на направление развития.

«Золотое правило морали» –основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Идеализм –философская позиция признающая основой мира идеальное начало – дух, сознание, идею.

Идеализм объективный –философская позиция, признающая основой мира концентрированное сознание, существующее независимо от процессов, происходящих в мире.

Идеализм субъективный –философская позиция, признающая за основу мира сознание субъекта возведя его в абсолют.

Идеология –система идей и взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, выражающих коренные интересы классов, социальных групп. И. является отражением общественного бытия в сознании людей и в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная и.) или препятствуя ему (реакционная и.).

Идея -мысль, продукт человеческого мышления, отражающего материальный мир.

Императив категорический(от лат. imperativus - пове­лительный) – формула абсо­лютного долженствования, разработанная И. Кантом в его труде «Критика практического разума». Императив в понимании Канта – это правило, содержащее объективное, внешне-внутреннее принуждение к поступку определенного вида. Под К.и. Кант понимает требование: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Это требование всегда относиться к другим людям бескорыстно и воспринимать их как абсолютные самоценности. Поскольку природа не наделила человека способностью постоянно поступать в соответствии с требованиями К.и., то, чтобы не стать рабом своего естественного эгоизма, он вы­нужден прибегать к волевому самопринуждению.

Индетерминизм– философская позиция, отвергающая всеобщую закономерность и причинную зависимость явлений в природе и обществе. Крайнее проявление И. – волюнтаризм.

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) – отдельно взятый представитель человеческой общности и всего человеческого рода. В понятии «И.» выражен образ единичного человека, своего рода социального атома, еще не наделенного богатством индивидуальных и социальных задатков. В социальном бытии И. выступает как неразложимый элемент, как клеточка социальной группы, общества или человечества.

Индивидуализм –понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным (групповым или общественным) интересом. Как жизненная позиция и умонастроение И. возникает в результате социального обособления индивидов в обществе и осознания человеком своей персональной определенности в отношении к природе, социуму, божеству. Как символ буржуазного мировоззрения И. провозглашал свободу индивида от всех форм внешнего давления и тем самым очерчивал психологическую и нравственную основу суверенности гражданина.

Индивидуальность –особенность характера и психического склада, отличающие одного человека от других.

Индукция –способ умозаключения, позволяющий обеспечить возможность перехода от единичных факторов к общим положениям. Метод познания от частного к общему, от простого к сложному.

Интуиция(от лат. intuitus - взгляд, вид) – процесс постижения истины в интеллектуальном, эмоциональном или мистическом смысле, характеризующийся ее непосредственным усмотрением, минуя рефлексию. И. близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики человека. В акте интуиции непосредственно «схватывается» сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия – проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования.

Иррационализм –идеалистическое направление в философии, отрицающее возможность разумного логического познания действительности, признающее основным видом познания инстинкт, откровение, веру.

Истина –знание, соответствующее действительности. Главный критерий И. – практика.

Историзм– принцип подхода к действительности, согласно которому историческими событиями управляют естественные законы, определяющие, в свою очередь, общественное и культурное развитие, религию и ценности, присущие каждому периоду истории. Однако после выхода в свет в 1957 г. книги К. Поппера «Нищета историцизма» наиболее распространенным значением слова стало другое – историческое развитие, с неизбежной необходимостью идущее по определенному пути.

История философии –философская дисциплина, предметом которой является процесс возникновения и развития философского знания. Этоотрасль синтетического, социального знания, выступающая по отношению к философии как ее самопознание и самопостижение. Это значит, что, как наука, она ставит перед собой цель не просто описать, но и объяснить, оценить процесс возникновения и развития философских идей в контексте реальной жизни человека. Особенность исторического бытия философских систем и учений состоит в том, что по своему происхождению и смыслу они концентрируют, концептуализируют опыт своей эпохи.

Категории(от греч. kategorien - выказывать) – формы мышления, отражающие наиболее общие и существенные стороны, связи и отношения реальной действительности и познания. Философские категории выражают всеобщие характеристики объективного мира в его целостности и развитии и одновременно являются ступенями познания, формами мышления. Они выражают определенную систему взглядов на мир.

Кардиоцентризм –познание с помощью сердца, т.е. интуитивное проникновение в сущность вещей.

Карма(с санскрита - действие, причина, результат, обязанность, деятельность) – в учениях, возникших в Индии религий – принцип универсальной причинности, непреложный действующий «закон возмездия» за совокупность поступков, намерений, определяющий будущее каждого живого существа в последующих перерождениях. Закон нравственного воздаяния, при котором сумма совершенных живым существом поступков (включая мысли) предопределяет характер его нового рождения и дальнейшего существования. Выделяют 12 типов аморального сознания, производящего негативную К., и 17 типов сознания, содействующих просветлению. Важнейшая цель ищущего – уничтожение К. посредством правильного образа жизни и мышления.

Классы – большие группы людей, различающиеся по их отношению к средствам производства.

Коммунизм(от лат. общий)общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства. К. – это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники и осуществляется принцип распределения «от каждого - по способностям, каждому – по потребностям».

Конкретное(от лат. густой, твердый) – реально существующее, точное, предметное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений. К. в мышлении – содержание понятий, отражающих предметы или явления в их существенных признаках.

Космизм –философское направление, основу которого составляют знания о Космосе и представление о человеке как «гражданине Мира».

Креационизм –учение о сотворение мира, живой и неживой природы в едином творческом акте.

Культура(от лат. возделывать)система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных направлениях.Существует около двухсот научных дефиниций К., все разнообразие которых может быть сведено к четырем основным определениям:

1) культура – творческие способности человека;

2) культура – творческая деятельность человека, специальные усилия людей, в результате которых их способности и таланты превращаются в объективные материальные и духовные ценности;

3) культура – совокупность созданных человеком ценностей;

4) культура – процесс духовного обогащения человека, динамика превращения существующих ценностей в его личное духовное достояние, в творческие силы и способности.

Легизм(лат. lex (legis) - закон, кит. фа цзя букв. – школа закона, законники) одна из шести основныхшкол древнекитайской философии. Основоположниками школы закона традиционно считаются крупные политические деятели: Гуань Чжун (кон. VIII - VII вв. до н.э.), Цзы Чань (V в. до н.э.) и Ли Куй (V в. до н. э.). Главными теоретиками Л. были Шан Ян (IV в. до н.э.) и Хань Фэй (III в. до н.э.). Советник правителя Шан Ян проводил реформы экономического, административного и судебного характера. Реформам сопутствовал выход «Книги правителя области Шан». Основа доктрины Л. – учение о безусловном главенстве юридического закона (фа) в жизни государства и общества. Если государством управлять при помощи мягких, гуманных методов, то число преступников будет расти. Противостоять этой опасности можно только одним способом – сделать главным принципом управления принцип насилия. Над каждым подданным должна постоянно висеть угроза неминуемого и жестокого наказания за малейшую провинность. Законы должны быть суровыми и безжалостными, чтобы вселять в людей страх перед государством.

Либидо (от лат. влечение) –понятие, употребляемое для обозначения полового влечения, полового инстинкта, энергии сексуального влечения. Согласно концепции З.Фрейда, Л. является основой бессознательного.

Либерализм(от лат. свобода) – теория, согласно которой цель политики состоит в защите прав личности, в максимальном расширении свобод человека и его защите от диктата государственной власти.Л. восходит к ренессансной антроподицее, утвердившей абсолютность человека и его свободной воли. Подобно социализму и консерватизму, возникновение Л. тесно связано с Просвещением, промышленной революцией и революциями XVII-XVIII вв. Л. – это позиция принципиального антиэтатизма. Ее сторонники убеждены в том, что человек имеет право жить не для государства, а для себя и своих близких, искать смысл жизни не в государственной службе, а в сферах частной жизни, в дружбе, любви, творчестве. Свою практическую задачу Л. видит в том, чтобы с помощью теоретических средств оберегать пространство индивидуальной свободы от неправомерных вторжений извне.

Личность – термин, обозначающий целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Л. – человек, прошедший в своем развитии ряд ступеней социализации и обретший способность быть субъектом социальных отношений и разнообразных форм сознательной деятельности. В условиях первобытного общества в силу нерасчлененности общественных функций отдельный человек не мог стать личностью. Дальнейшее развитие общества приводит к тому, что человек все больше выделяется из непосредственного слияния с родом и осуществляет многообразные социальные функции, развивая в себе личностные качества.

Логика –наука о законах и формах мышления.

Майевтика(повивальное искусство) – сократовский метод философствования. М. базируется на отождествлении философа с носителем чистого сознания, функция которого – лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе «знаю, что не знаю ничего».

Материализм –философская позиция, считающая основой мира материальное начало, материю.

Материя –объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Медитация –сосредоточенное размышление.

Марксизм –система политических и экономических взглядов, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые называли свое учение «научным социализмом». Маркс и Энгельс посвятили жизнь анализу исторических сил, которые, с их точки зрения, неумолимо вели к окончательному крушению капиталистической системы и революционному кризису, который в свою очередь должен привести к переходному социалистическому периоду и в итоге к полной победе коммунизма. Особенно пристальное внимание они уделяли экономическим процессам и структурам, считая их решающими «материальными» факторами в формировании социальной структуры и классовых отношений, а также государства и распределения политической власти.

Мера – категория, выражающая единство качественной и количественной определенности предмета.

Метафизика(от греч. meta ta physika - буквально «после физики»; так издатель сочинений Аристотеля Андроник Родосский назвал его трактат, посвященный сугубо философским проблемам бытия и познания и помещенный после сочинения «Физика») – понятие, которое употребляется в трех основных значениях: 1) философия как учение о всеобщем, о предельных проблемах и началах всего существующего; 2) особая философская дисциплина – онтология, учение о бытии как таковом независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов гносеологии, логики и методологии; 3) метод мышления, противоположный диалектике, рассматривающий явления не в их развитии и взаимной связи, а в состоянии покоя и разрозненно.

Метемпсихоз –учение о переселении души умершего во вновь родившийся организм.

Метод(от греч. methodos - путь, исследование, прослеживание) – совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия. Основная его функция – организация и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только научной. Различают методы познания и методы практики.

Методология –совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Механицизм (механический материализм) -философское учение, которое сводит все качественное многообразие форм движения материи к механическому движению, а все сложные закономерности развития к законам механики.

Мировоззрение –система взглядов на мир, комплекс представлений человека о себе и о мире, единство знания и оценки.

Мировая воля – центральное понятие в философии А. Шопенгауэра. Согласно его учению, миропорядок лишен разумного содержания, а жизнь не имеет ни цели, ни смысла. Миром правит не благой и мудрый абсолютный разум, как у Гегеля, а неразумная, иррациональная, слепая и злая М.в., выступающая как источник всевозможных бед, несчастий, катастроф, выпадающих на долю человека и человечества. М.в. виновна в том, что в мире нет справедливости, а зло переполняет его сверх всякой меры. Она подталкивает людей к активным действиям, которые легко оборачиваются преступлениями. Наделенные жаждой жизни и эгоистическими инстинктами, люди чаще причиняют друг другу страдания, чем достигают истинного счастья. Жизнь большинства из них похожа на сущий ад.

Мировая душа– классическая философема, впервые появившаяся у Платона, затем у Порфирия, Плотина, Прокла и впоследствии возродившаяся в философии крупнейшего русского неоплатоника В.С. Соловьева. Согласно платонической традиции, мир находится во власти трех первоначал – Первоединого, Мирового ума и Мировой души. Через М.д. Бог проявляется как живая, действующая сила, как творящий дух, дающий идеальные нормы-образцы для физической и социальной жизни людей. Материя состоит из множества разрозненных элементов, и М.д. обеспечивает их реальное единство, являясь душой всего живого.

Мировой разум –категория, обозначающая одно из верховных первоначал бытия. У неоплатоников это активное, творящее начало, привносящее во все сущее высшие смыслы и цели, участвующее вместе с Мировой душой в порождении материально-природного мира. С наибольшей концептуальной полнотой философема М.р. представлена у Гегеля в виде трансцендентной силы, направляющей жизнь мироздания, ход человеческой истории, развитие цивилизации и культуры. М.р. является главным субъектом социально-исторического процесса.

Миф –форма массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов.

Мифология(от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) фантастическое отражение действи-тельности в первобытном сознании.Мифология– способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев; древнейшая форма духовной культуры, продукт коллек­тивного творчества многих по­колений людей родовой эпохи, когда цивилизация только зарождалась и лишь начиналось первоначальное накопление социокультурного опыта. М. составила материнское лоно для формирования ранних форм религии. М. постепенно уступала место научным представлениям о природной и общественной действительности. Мифы свидетельствуют о том, что древний человек сознавал собственную зависимость от высших сил, признавал их безмерное могущество и понимал, что обязан действовать в пределах заданных ими условий и границ. Содержащиеся в мифах «первонормы» социального поведения включали представления о должном и запретном, и в первую очередь о том, что человек – это не автономная единица, а часть рода, который, в свою очередь, является одним из элементов космического целого. Содержащиеся в мифах нормативные предписания носили преимущественно бессознательно-авторитарный характер и не предполагали сомнений в их правомочности, не допускали критики и не подлежали опровержениям. Регулятивный потенциал арха­ических преданий оказался столь значителен, что эпохи матриархата и патриархата не сумели израсходовать его полностью и передали, как эстафету, последующим векам, когда многим «первонормам» удалось обрести новую жизнь внутри разнообразных форм религии, нравственности и права.

Монизм –философская позиция, считающая, что в основе мира лежит одно начало: либо материя, либо сознание.

Мораль(от лат. нравственность) –совокупность принятых в том или ином обществе норм поведения, общения и взаимоотношений.

Мышление –активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредованного познания действительности.

Надстройка –взаимосвязь общественных явлений (политика, культура, религия, наука, право и т.д.), порождённых экономическим базисом.

Натурфилософия(от лат. природа)философия природы; философское учение, особенностью которого является умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Наука(от греч. episteme, лат. scientia) – сфера познавательной деятельности людей, базирующаяся на допущении существования реального, не зависящего от субъекта познания мира, все процессы и явления которого подчинены закономерностям, доступным познанию с помощью чувств и мышления. Как высшая форма познания и специфический тип духовного производства, Н. возникла в Новое время, в XVI-XVII вв. В дальнейшем она развивается как форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Нигилизм (от лат. ничто) –мировоззренческая позиция, призывающая к пересмотру и отрицанию всех предшествующих ценностей; идеология отрицания, неприятия общепринятых, утвердившихся в обществе норм, идеалов и ценностей. В европейской мысли Н. базировался на ницшеанской идее «смерти бога», на тезисе о «закате Европы» (О. Шпенглер), на представлениях об абсурдности существования (А. Камю). В России идеи Н. получили распространение с 60-х гг. XIX в. в среде радикально настроенных разночинцев, проповедовавших вульгарный материализм и атеизм. Тип нигилиста получил обобщенное художественное выражение в образе Евгения Базарова – героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». В официальной печати России второй половины XIX в. термин «нигилист» использовался в значении «атеист», «революционер».

Нигилизм правовой –социально-психологическое явление, выражающееся в полном или частичном отрицании полезности и необходимости соблюдения правовых норм отдельными членами общества. Субъектами Н. п. способны выступать: 1) индивиды, склонные к делинквентному и криминальному поведению; 2) социальные группы – угнетенные классы, движимые бунтарско-анархискими настроениями; толпа, одержимая деструктивным пылом; 3) государственный, управленческо-бюракратический аппарат, руководствующийся легистскими принципами. Нигилистическими настроениями может быть охвачено массовое сознание широких слоев населения, не верящего в справедливость господствующих законов, не испытывающего уважения к праву и потому с легкостью пренебрегающего его нормами. История мировой социально-философской мысли знала и регрессивный нигилизм древнегре­ческих философов-циников, и интеллектуальный нигилизм софистов, и жесткий легизм «Книги правителя области Шан», и политический нигилизм Макиавелли, и классовый нигилизм марксистов, и эстетический нигилизм Ницше, и антиэтатизм европейской и русской анархической философии XIX в., и морализирующий правовой нигилизм толстовства.

Нирвана –состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека, отрешенность от всех жизненных забот и влечений и слияние с божеством.

Ноумен– термин, означающий постигаемую только умом сущность.

Ноуменальный мир –не познаваемая часть мира, «вещь в себе».

Ноосфера –сфера разума, область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.

Общество –выделившееся из природы системное образование, представляющеесобой исторически изменяющуюся форму жизне-деятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов. Общество – понятие, применяемое к определению обособившейся от природы части материального мира. В более узком смысле слова под О. понимается та или иная общность индивидов, группа людей, организовавшаяся в процессе совместной деятельности. Философский смысл понятия О. состоит в определении типа связей индивидов в единое целое.

Общество гражданское– объединения свободных и равных граждан, не являющиеся ни государством, ни семьей, т.е. добровольные ассоциации, фирмы и корпорации (Гегель); многомерная, самоорганизующаяся система естественно складывающихся социальных отношений между индивидами, где каждый выступает не как подданный государства, но как частное лицо, имеющее свои особенные, отличающиеся от общегосударственных, жизненные цели. К гражданским отношениям относятся семейно-родственные, воспитательно-образовательные, религиозные, нравственные, товарно-денежные и др. взаимозависимости, связывающие людей потребностями материального и духовного характера.

Общество индустриальное –такой вид общества, в котором основная масса его членов занята в процессе промышленного производства.

Общество постиндустриальное –такой вид общества, в котором подавляющее большинство его членов занято в производстве информации.

Общество традиционное –такой вид общества, в котором основная масса его членов занята в области сельского хозяйства.

Общественное бытие –материальные отношения людей к природе и друг другу независимо от их сознания, возникающие в процессе производства материальных благ.

Общественное сознание –осознанное бытие, отражение в духовной жизни людей.

«Оно» -по З. Фрейду, наиболее влиятельная сфера личности, представляющая собой принцип удовольствия, т.е. комплекс разнообразных бессознательных побуждений, представлений, тенденций, агрессивных и сексуальных влечений, инстинктов и т.п. Согласно психоанализу, О. являет собой «котел, полный бурлящих возбуждений», в котором соответствуют и действуют противоположные импульсы и силы всех основополагающих процессов душевной деятельности человека.

Онтология –учение о бытии; учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией и антропологией) базовым компонентом философской системы.

«Осевое время» –концепт, введенный К. Ясперсом для обозначения исторического периода с VIII по II в. до н.э. как наиболее важного для развития мировой цивилизации. На протяжении этих веков человечество совершило великий прорыв к новым культурным рубежам, создало идеи и образы, религиозные и философские системы, которые стали задавать тон духовному развитию последующих двух тысячелетий. В Китае это время возникновения даосизма и конфуцианства, в Индии – буддизма, в Иране – зороастризма. Древние евреи создают основные книги Ветхого завета. Древние греки являют миру небывалое по яркости созвездие гениев во всех областях культуры: философии, драматургии, архитектуре, скульптуре. «О.в.» становится эпохой исторического возникновения личности, выделения индивидуального «я» из коллективно-родового «мы». Открывается широкое социокультурное пространство для разнообразных форм социального самоутверждения. В нем, как в исторической лаборатории, складываются и апробируются новые государственно-политические и морально-правовые средства освоения мира. Зарождается философско-правовая мысль. С таких «осевых личностей», как Сократ, Платон, Аристотель, философско-правовая рефлексия как способность к рационально-аналитическому исследованию социальными субъектами своих отношений с новообразующейся правовой реальностью превращается в основное средство развития философии права.

Основной вопрос философии -вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному. Он имеет две стороны. Первая — что является первичным: материя или сознание? Вторая — познаваем ли мир?

Ответственность –специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающаяся в осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий и в осознании и контроле своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни.

Относительное –временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств и, следовательно, изменчивое; противо-положно абсолютному.

Отражение –способность материальных систем и объектов воспроизводить в своей структуре элементы и свойства других материальных систем и объектов.

Ощущение –результат воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира. О. состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений.

Панлогизм(от греч. все и учение) – учение, согласно которому развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности мирового разума.

Пантеизм(от гр. всё и бог) – всё есть Бог. Религиозно-философское воззрение, отождествляющее бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества.

Панпсихизм(от гр. всё и душа) – философское воззрение, согласно которому в мире все одушевленно, вся природа обладает психикой.

Панспермия(от гр. всё и семя) – гипотеза о появлении жизни на Земле в результате переноса с других планет неких зародышей жизни.Белок как основа жизни есть не планетарный феном, а космопланетарный феномен.

Парадигма(греч. paradeigma - пример, образец) – понятие, означающее совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении научных проблем.

Патристика –произведения, написанные «отцами церкви» в II-VIII вв., в которых изложены основы христианского богословия и философии.

Пассионарность(от фр. passion - страсть) – понятие, введенное Л.Н. Гумилевым для характеристики массовых отклонений социального поведения от традиционных, типовых стереотипов и норм. П., амбивалентная по своей природе, может порождать подвиги, давать положительные плоды в науке, искусстве, политике, военном деле, но она же с равной силой толкает людей к преступлениям. Носителей П. Гумилев называет пассионариями. Согласно его теории, пассионарные импульсы исходят не от сознания, а из подсознательной сферы.

Персонализм –философская позиция, определяющая личности особое место в мире.

«Подполье» –понятие, введенное Ф.М. Достоевским в философской новелле «Записки из подполья» для обозначения бессознательных глубин человеческой психики, в которых зарождаются темные, деструктивные мотивы и «мыслепреступления». Важность данного концепта для понимания природы криминального духа подтвердили последующие исследования З. Фрейда, К. Юнга и их последователей.

Позитивизм (от лат. положительный) – философская позиция, считающая, что знание может быть получено в результате только сугубо научного знания.

Познание –деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Понятие –мысль, в которой отражены общие и существенные признаки предметов и явлений. П. может быть научным и ненаучным (ошибочное, ложное, житейское).

Правовое государство –механизм управления жизнедея-тельностью общества, позволяющий системе права надежно защищать граждан, их жизнь, свободу, собственность и личное достоинство от любых форм произвола.

Прагматизм –философское учение, рассматривающее целесо-образную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности.

Праксиология(от гр. деятельный) – область философского знания, изучающая методику рассмотрения различных действий с точки зрения установления их эффективности.

Представление –форма чувственного познания, имеющая своим результатом целостный образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств.

Принцип философского скепсиса –познание необходимо начинать с сомнения. Во всем следует сомневаться.

Провиденциализм (от лат. предвижу)религиозная концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества.

Прогресс –движение вперед, переход на более высокую ступень развития.

Пространство –всеобщая объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. П. характеризуется протяженностью, трехмерностью, бесконечностью и неисчерпаемостью.

Просвещение– широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке конца XVII - начала XVIII в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Центрами философии П. были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология П. получила во Франции в период с 1715 по 1789 г., названный веком Просвещения. Кантовское определение П. как «мужества пользоваться своим собственным умом» говорит о принципиальной установке П. на наделение разума статусом высшего авторитета и следующей из этого этической ответственности его носителей – просвещенных граждан. П. по самой своей природе было интернациональным и в первую очередь общеевропейским течением. Всех просветителей объединяла вера в прогресс, который они, однако, не рассматривали как нечто возникающее само по себе, понимая необходимость борьбы за него. Истоки идей П. следует искать в трудах мыслителей XVII в., таких как Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк и И. Ньютон. Они заложили логическую и методологическую основу гносеологии, философии, естественных наук и исследования общественных явлений. «Славная революция» 1688 г., которая предложила новую модель политических перемен, инициировала брожение умов в Европе начала XVIII в. В середине века распространению просветительских идей способствовали работы Ш.-Л. Монтескье «О духе законов» (1748), первые тома «Энциклопедии» (1751), произведения Ф. Вольтера, первый том «Естественной истории» (1749) Бюффона и два «Рассуждения» (1750, 1754) Ж.-Ж. Руссо. Все они не признавали авторитет как основу познания. На практике это означало отрицание церкви как источника знаний, а следовательно, и ее правил, по которым должен жить каждый. Такие правила может выработать индивид по собственному разуму. «Энциклопедия» под редакцией Дидро и Д’Аламбера претендовала на изложение всех существующих знаний в доступной форме. Некоторые исследователи до сих пор говорят о том, что идеи П. привели к Французской революции, которую, однако, никто не предвидел, о чем говорит приверженность идеям П. многих европейских монархов, таких как Фридрих Вильгельм II (Пруссия), Иосиф II (Австрия), Екатерина II (Россия).

Психоанализ -комплекс методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений.

Политическая философия –систематическое, детальное изучение политических последствий предлагаемых решений философских дилемм (или неразрешимости этих дилемм). Самые известные работы по П.ф. пытаются представить эти последствия в фундаментальном космологическом, онтологическом и гносеологическом плане. Изложенный в них взгляд на природу человека связывает космологическое с политическим. П.ф. исследует также политическое значение конкретных спорных вопросов, например, о природе человеческого «я» или о понимании моральной ответственности. Безусловно, существует тесная связь между П.ф. и философией морали, поскольку обе они подразумевают исследование природы наших суждений о наших ценностях.

Равенство – фактическое и/или нормативное утверждение равного положения людей, дающее право на справедливое распределение; формальный принцип социальных взаимоотношений, отвечающий критериям распределяющей, уравнивающей и воздающей справедливости, имеющий социально-политический, морально-этический и правовой смыслы: 1) в социально-политическом отношении Р. – общественный идеал социальных низов и выразителей их интересов. В нем содержится устремленность на нейтрализацию властно-иерархических отношений господства-подчинения, если они ограничивают естественные права и свободы простых граждан и являются унизительными для их человеческого достоинства; 2) в морально-этическом смысле Р. – это нормативное требование эквивалентного взаимообмена услугами, благодеяниями и т.п. Характерный образец – древнее «золотое правило», предписывающее каждому относиться к другим так, как он хотел бы, чтобы они относились к нему; 3) правовое Р. предполагает равную меру прав и обязанностей у всех граждан, одинаковое для всех простран­ство социальной свободы. В понятие правового Р. входит и равная степень ответственности лиц перед законом, исключающая их фактические различия в социальном положении, материальном достатке и т.д.

Развитие –количественно-качественные изменения объекта.

Разум –способность мыслить на абстрактном уровне.Разумфилософская категория, выражающая высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий.

Рассудок –способность мыслить на конкретном уровне.Рассудок –первичная ступень разумной деятельности, исходный уровень мышления, который ограничивает оперирование абстракциями предзаданной схемой. Можно охарактеризовать Р. как психическую деятельность, которая, образуя понятия, суждения, умозаключения, снабжает этим материалом разум. В самом общем определении Р. называют обыденное, реалистическое, практическое мышление – иначе говоря, здравый смысл. Уже в античной философии прослеживается различие между Р. и разумом как двумя «способностями души». Р. подвластно все относительное, земное и конечное. Разум же продвигается дальше. Он постигает абсолютное, божественное и бесконечное.

Рационализм(от лат. разум)направление в гносеологии, признающее разум решающим и единственным источником истинного познания.

Реальность– совокупность существовавшего, существующего и могущего существовать во всех сферах природы и общества. Ту часть реальности, которая вовлечена в жизнь человека, именуют жизненным миром.

Реальность объективная –весь материальный мир в целом, во всех его формах и проявлениях.

Реальность субъективная –мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека.

Революция социальная – коренное качественное преобразование политической системы или режима путем свержения существующего строя, способное повлечь за собой радикальную перестройку общественных и экономических отношений.

Регресс –переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Религия –одна из форм мировоззрения, отличительным признаком которого является вера в реальность сверхъестественного.

Релятивизм -философское учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания, отрицающее объективное содержание знания.

Реинкарнация –способность души вновь воплощаться в новом теле.

Рефлексия –тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. Способность человеческого мышления осознавать свои собственные формы и содержание, критически анализировать предпосылки и методы познания. Элементарная Р. заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков; такой вид Р. присущ почти каждому человеку; Р. помогает нам учиться на своих ошибках. Научная Р. направлена на критическое исследование научного знания, методов и приемов получения научных результатов, на процедуры обоснования научных теорий и законов. Такая Р. находит выражение в специальных дисциплинах – логике, методологии научного познания, психологии научного творчества и т.п. Высшим видом Р. является философская Р. – размышления о предельных основаниях человеческой культуры и о смысле человеческого существования. По сути дела, именно способность к критической самооценке является важнейшей отличительной особенностью человека как разумного существа. Способность мыслить, что мы мыслим.

Русская идея– комплекс представлений, идей, чувств, образов, связанных с глубинным содержанием отечественного менталитета, основным составом культуры, ролью России в мировом историческом процессе; идея особой судьбы и предназначения России, разрабатывавшаяся в лоне отечественной философии и культуры XIX – нач. XX вв. (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). Считается, что впервые термин Р.и. был употреблен в 1888 г. В.С. Соловьевым в одноименной статье. По словам Соловьева, идея нации «есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Доминирующий мотив Р.и. – признание ее глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей народы мира в единое, нерасчлененное целое. Так, согласно В.С. Соловьеву, Р.и., выражающая потребности и веру русского народа, есть идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основах христианства, преодолевшего свой внутренний раскол – разделение на католическую и православную церковь. Согласно Н.А. Бердяеву, мессианский смысл и пафос Р.и. подготовил духовную почву для идеологии и практики русского коммунизма. Наряду с американской, азиатской, европейской, исламистской Р.и. относится к разряду так называемых великих панидей. Р.и. ориентирует на решение проблемы исторического призвания России. Жизнь отвергла различные утопические толкования Р.и. Ныне стоит мучительный вопрос, как, избегая мечтаний, вернуться к неутопическому обществу, менее совершенному и более свободному. Ставится задача создания адекватной духовной основы российской жизни, способствующей достойному национальному существованию. Каждый народ формирует подходящий тип институционализации. Таким типом – способом сохранения, самоподдержания национальной идеи была для России империя.

 

Самосознание –осознание собственного «Я» и своего места в мире.

Сансара –учение о вечности и неуничтожимости души.

Свобода– одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование; потребность человека действовать в своих интересах при условии отсутствия внешнего целеполагания. Практически любая характеристика С. противоречива. С. состоит в возможности человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Свобода воли -понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. Обладая С.в., личность может выбирать между добром и злом, легальным и криминальным поведением, принимая на себя всю ответственность за последствия своего избирательного предпочтения, что, в свою очередь, позволяет социальному окружению при оценке личности либо вменить содеянное в вину, либо поставить в заслугу.

Сверхчеловек – понятие, которым в некоторых философских концепциях обозначается человек, способный преодолеть естественную природу (инстинкты) и достичь качественно нового состояния, т.е. возвысится над собственной природой. Ф. Ницше характеризовал С. через такие черты, как презрение к слабому, больному человечеству, присвоение власти сильным, избранным меньшинством, которому все позволено и власть которого есть верховный закон для прочих людей. В сильном человеческом существе воля к жизни неизменно трансформируется в волю к власти, в критическую агрессивность. В обновленном мире, где нет Бога, смешны и нелепы моральные предрассудки «маленьких людей», неуместны традиционные христианские представления о добре и зле. Поэтому С. демонстративно разбивает «старые крижали» религиозно-нравственных запретов. Для него категории доброты, гуманности, законопослушания – «понятия-ублюдки», ибо его излюбленные состояния – конфликты, поединки, антагонизмы. Война с ближним для него выше любви к ближнему, а победа и власть над врагом дороже покоя и мира. В русской философии С. трактовался в контексте православной задачи победить смерть. С. означает не самопревознесение человека над себе подобными, а возвышение над слепой, смертоносной силой природы. С. – это не одинокий герой: с ним Бог (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев).

Секуляризация –освобождение от церковного влияния всех сфер жизни.

Сенсуализм(от лат. ощущение)– направление в гносеологии, признающее чувства единственно верным, истинным способом познания.

Синергетика(от греч. sinergeia - сотрудничество, содружество) – общенаучная теория самоорганизации, ориентированная на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы – природных, социальных, когнитивных (познавательных). Основным предметом С. выступают процессы самоорганизации в сложных, открытых, неравновесных системах, и в первую очередь два типа трансформаций: 1) переходы от хаоса к порядку, т.е. процессы возникновения новых форм; 2) переходы от порядка к хаосу, т.е. деструктивные процессы распада систем. Право, являясь открытой, самоорганизующейся системой, способно само себя структурировать и строить. И субъектам правотворчества важно учитывать тенденции такого саморазвития, чтобы действовать в такт с ними и тем самым порождать резонансные эффекты, которые способны быть чрезвычайно результативными и позволят системе разворачивать все богатство содержащихся в ней возможностей.

Славянофильство –философское направление и общественно-политическое движение России XIX в., считающее, что Россия в своём развитии должна следовать по своему собственному пути, включающему в себя доминирование на территории России православной веры, сохранение самодержавной монархии и культивирование коллективной, общинной собственности.

Соборность –внутреннее, органическое единство, которое лежит в основе всякого человеческого общения, всякого общественного объединения людей.Данное понятие выражает сущность и природу культуры, человеческого бытия и человеческого сознания как сверхличных, сверхиндивидуальных качеств, возникших и развившихся на базе прежде всего духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей. Термин «С.», предложенный ранними славянофилами (А.С. Хомяковым), использовался к концу XIX в. уже как социально-гносеологическое понятие (братья Е.Н. и С.Н. Трубецкие). Аналогом понятия соборности в западноевропейской философии можно считать категорию трансцендентального (Кант, Фихте), однако в понятии С. акцент делается не столько на гносеологической, сколько на этической значимости человеческого коллективизма.

Совесть –эмоционально-психологический механизм нравственного самоконтроля, позволяющий личности соотносить собственное социальное поведение с морально-правовыми образцами должного, оценивать степень расхождения и вменять его себе в вину.

Сознание –особенное состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.

Софиология –учение о Софии Премудрости Божьей.

Софистика(от гр. мудрец)преднамеренное применение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил; словесные ухищрения, вводящие в заблуждения.

Софисты(учителя мудрости) – странствующие учителя и мудрецы в Греции в 450-400 гг. до н.э.: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт и др. С. обучали в основном богатых молодых людей, стремившихся к политической карьере, поэтому почти все они преподавали риторику, необходимую для участия в общественной жизни. Это искусство было особенно популярно в Древних Афинах. Основное внимание С. обращали на взаимоотношения личности и общества. По их мнению, главными в них были связи между теоретическим знанием и практической жизнью, а также переориентация философского исследования с природы на человека. Основным в их учении было противопоставление природы и установлений (право, обычаи, законы). Веря в беспредельную мощь человеческого разума, С. полагали, что перед ним и нет преград, что с его помощью они вправе, при известной гибкости и изворотливости аргументации, именовать зло – добром, ложь – истиной, черное – белым и наоборот. В их деятельности трансагрессивность, обретшая вид устремленности мышления за пределы норм и законов логического мышления, стала оборачиваться откровенным имморализмом. С. настаивали на том, что нет всеобщих нравственных и правовых норм и для достижения поставленной цели хороши любые средства. Важно лишь при этом суметь подвести под необходимость пользоваться дурными средствами соответствующие благие основания и тогда можно спокойно переступать через морально-правовые запреты.

Социализация –процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств.

Социализм –государственный строй, при котором власть принадлежит трудящимся, упразднена частная собственность на средства производства и господствует коллективная собственность, ликвидированы эксплуататорские классы и реализуется принцип распределения «от каждого по способностям, каждому по труду».

Социальная философия –область философского познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории философской мысли выделяются два типа социального философствования: 1) ценностная С.ф. исходит из понимания философии как софийного знания, мудрости бытия в мире, призванной ответить на вопрос о смысле человеческого существования в обществе и истории. Соответственно, задачей С.ф. становится обсуждение желаемых форм общественного устройства, возможного предназначения истории и норм достойного существования в ней, которые соответствуют высшим ценностям человеческого бытия; 2) рефлективная С.ф. исследует общество, историю и человека в аспекте сущего, т.е. интересуется собственной логикой их бытия, которая дана субъекту познания феноменологически. Предметная задача рефлективной С.ф. – анализ сущности и существования социальной реальности как подсистемы единого и целостного мира, интересующего философию вообще.

Социобиология –наука, занимающаяся изучением биологических основ социального поведения животных и человека, используя данные этологии, генетики, экологии, этнографии и др. С. выросла из дискуссий вокруг противоречий в эволюционной теории Ч. Дарвина.

Стоицизм –одно из ведущих философских направлений эпохи упадка античной цивилизации, имевшее две школы – греческую и римскую. Возник в Древней Греции в конце IV в. до н. э. Основатель С. Зенон преподавал в собственной школе, в зале с портиком из колонн. От греческого слова «stоа» (портик) произошло прозвище учени


Поделиться:

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты