Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ




АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА – человеко-машинная система для сбора, хранения, накопления, передачи и обработки информации с использованием вычислительной техники, компьютерных информационных сетей, средств и каналов связи.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС) – комплекс учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ– программный пакет, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника, лабораторного практикума и эксперта усвоенной информации.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА – (англ. managment system) – система, обеспечивающая управление сайтом, порталом, информационным комплексом либо их частью. Она осуществляет также контроль доступа и защиту объекта от несанкционированного доступа.

АКРОНИМ (англ. acronim)- аббревиатура (сокращение), полученная из первых или наиболее «звучных» букв многословного названия или определения.

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ– совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса.

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДИДАКИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП) –процесс обучения, который стимулирует у учащихся активность и самостоятельность, способствует прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходимых умений и навыков.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – деятельностное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества, проявляющаяся в творческой деятельности, волевых актах, общении.

АЛГОРИТМ– последовательность определенных действий или шагов для решения поставленной задачи. В компьютерном программировании шаги алгоритма представляют собой последовательность команд, исполняемых компьютером. Совокупность команд составляет компьютерную программу.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (англ. anthropocentism) – основной принцип инженерной психологии, состоящий в том, что ориентируясь на взаимную адаптацию человека и технической информационной системы (компьютер, сеть и др.), предпочтение всегда необходимо отдавать интересам человека.

АСИНХРОННАЯ ДИСКУССИЯ (РАБОТА)– дискуссия или совместная работа не в реальном масштабе времени.

АТАКА МОЗГОВАЯ– коллективное, свободное обсуждение проблемы, идеи с возможностью предложения самых нестандартных вариантов.

БАЙТ (англ. byte)–основная единица количества информации в компьютерной технике, равная набору 8 разрядов двоичного кода (бита).

БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ– защищенность информации от случайного или преднамеренного доступа лиц, не имеющих на это права.

БИХЕВИОРЗМ– (англ. behaviour) поведение, психологическая теория, описывающая поведение. Психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, факторов, детерминирующих поведение.

Блог (Blog) – личная страничка в виде дневника или журнала. Обычно блог создается и моделируется одним человеком, а любой посетитель сайта может разметить на блоге свое сообщение. Блоги имеют линейную хронологическую структуру (новый размещенный материал следует за предыдущим) и могут содержать как текстовый материал, так и фотографии, аудио- и видеозаписи, ссылки на другие ресурсы сети Интерне. Блоги можно достаточно легко и просто создать на сайте www.blogger.com/start, используя уже готовую оболочку. Блоги могут быть посвящены определённой теме или включать записи по разной тематике, благодаря чему они могут использоваться при развитии всех видов речевой деятельности, хотя преимущественно умений чтения и письма.

БРАУЗЕР, БРОУЗЕР (англ. Browser – браузер Интернет, Web-браузер) –программа чтения гипертекста; обладает и другими дополнительными возможностями: 1) воспроизводить звук и видеоданные (движущиеся изображения), т.е воспроизводить гипермедиа; 2) устанавливать соединения с другими компьютерами сети и посылать работающим на них с серверов запросы на документы Web; 3) организовывать и поддерживать диалог с другими пользователями сети.

ВАЛЕОЛОГИЯ – наука о здоровье, которая изучает пути и методы оздоровления организма, факторы здоровья, формирование здорового образа жизни.

ВЕБ-САЙТ(англ. web site) – совокупность веб-страниц, объединенных по смыслу и навигационно.

Веб 2.0 – это второе поколение сетевых сервисов, действующих в Интернете. В отличие от первого поколения сервисов, Веб 2.0 позволяет пользователям работать с сервисами совместно, обмениваться информацией, а также работать с массовыми публикациями (на основе веб - приложений – социальных сервисов). Своему появлению он обязан Тиму О’Рейли, который в нашумевшей статье «Что такое Веб 2.0» зафиксировал основные тенденции в появлении в сети Интернет большого числа социальных сервисов и служб, объединенных общими принципами и способствующих созданию Интернет - сообщества в противовес уже ушедшему Веб 1.0.

ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЯ– методология проведения совещаний и дискуссий между группами удаленных пользователей с использованием трансляции изображения в среде Интернет.

Вики (Wiki) – вид социального сервиса, позволяющий одному человеку или группе людей создавать контент - текстовое наполнение сайта.

Вики является своего рода общественной страничкой, в которой создаваемые данные могут дополняться, изменяться, удаляться как создателем, так и посетителями конкретной страницы. В результате чего создаётся достаточно корректный, полный информационный материал, отражающий разные позиции по обсуждаемому вопросу. Благодаря такой возможности корректировки текста вики достаточно динамичны и имеют гипертекстовую структуру (то есть возможность переходить с одной страницы на другую по гиперссылкам. Одним из наиболее известных примеров вики является Википедия (Wikipedia) – сетевая энциклопедия, которая может дополняться любым пользователем сети Интернет (рис.3).

 

Рис.3

ВИРТУАЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ– множество удаленных друг от друга рабочих мест, объединенных каналами передачи данных и используемых в рамках дистанционного обучения обучаемыми для выполнения одинаковых в содержательном отношении учебных процедур при возможности интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – новая технология бесконтактного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедиа-операционных сред иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». Более абстрактно – это мнимый мир, создаваемый в воображении пользователя; «мнимая реальность» - имитация реальной обстановки с помощью компьютерных устройств (звуком, зрительными образами, тактильными ощущениями).

ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА (англ. world wide web, www or web) - ведущее и наиболее популярное приложение в Интернете, позволяющее получать доступ к огромному массиву информации и найти сведения по заданной тематике независимо от места их расположения. Удобство пользования web обеспечивает гиперсреда, наглядность – интерактивные мультимедийные средства.

ВЕБЗАДАНИЕ –

ВЕБКВЕСТ (web-quest) -

ВЫДЕЛЕННАЯ ЛИНИЯ – линия связи (канал передачи данных), установленная постоянно или на длительное время.

ГИРЕРСРЕДА– технология представления любых видов информации в виде относительно небольших блоков, ассоциативно связанных друг с другом.

ГИПЕРССЫЛКА – выделенный объект (текст или изображение) веб-страницы, устанавливающий связь с другим объектом, позволяет переходить к другому объекту в среде www.

ГИПЕРТЕКСТ– документ, содержащий ссылки на блоки текста внутри самого документа или на другие документы.

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА – первая страница веб-сайта, портала, комплекса, которая появляется на терминале после загрузки программы браузером. Как правило, несет основную презентационную и навигационную нагрузку.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ– процесс интеграции человечества и сфер его деятельности в ходе эволюции в информационную эпоху.

ГЛОБАЛЬНАЯ (КОМПЬЮТЕРНАЯ) СЕТЬ– географически неограниченная компьютерная сеть. Телекоммуникационные структуры, объединяющие локальные информационные сети, имеющие общий протокол связи, методы подключения и протоколы обмена данными.

ДАННЫЕ– обобщенное понятие информационных массивов в компьютерной технике. Сведения, информация, сведения о людях, фирмах, представленные в формализованном виде, удобном для пересылки, интерпретации и обработки.

DVD – Digital Versatile Disk (цифровой универсальный диск). DVD визуально практически не отличается от CD-ROM, имеет те же размеры и внешний вид. В зависимости от типа размещаемой информации компакт-диски DVD подразделяют на DVD-видео (записан видеофильм), DVD- ROM (записаны мультимедиа данные и программы), DVD-RW (заготовка, позволяет пользователю делать свои записи и перезаписывать, т.е. стирать старую и делать новую запись на том же месте.)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – принцип изучения психики, в основу которого положена теория предметной деятельности (И.Фихте, Г.Гегель, М,Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.); теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н.Леонтьев). В известном смысле противоположность знаниевого подхода, при котором роль обучающегося ограничивается усвоением и воспроизведением определенной суммы знаний. ДП предполагает такую организацию процесса обучения, при котором студенты на всех этапах занятия включаются в активную познавательную деятельность, самостоятельно открывают для себя те законы, следствия и другие компоненты научного знания, которые при знаниевом подходе традиционно излагаются преподавателем без активного участия самого студента.

ДИЗАЙН ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ – (С англ. языка: «instrucional design», т.е. «разработка модели, схемы, инструкций по обучению». В ЛОО более точным в свете современной парадигмы образования считается «learning activities design», т.е. дизайн учебной деятельности учащихся. В основу ПД положены закономерности и принципы, выработанные авторами наиболее успешных и самых эффективных электронных учебных материалов, т.е. различных средств обучения, использующих информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). ПД – это - 1) - « область, в рамках которой предписываются конкретные педагогические действия для достижения желаемых педагогических результатов; процесс принятия решений о наилучших педагогических методах для осуществления желаемых изменений в знаниях и навыках с учетом конкретного содержания курса и целевой аудитории». ПД - 2) первоначальная стадия систематического преподавания и, как процесс, представляет собой систематическую разработку педагогических спецификаций с использованием учебных и педагогических теорий для обеспечения качества преподавания. Он охватывает весь процесс от анализа потребностей и целей обучения и до разработки системы преподавания для удовлетворения этих потребностей. Таким образом, ПД – 3) целенаправленный процесс построения педагогических систем, т.е. ПД– неотъемлемая часть любой педагогической технологии. ПД является процедурным и технологическим механизмом, благодаря которому эта ПТ доходит до ее реального применения на практике, т.е. в учебном процессе.

Традиционно выделяют четыре уровня ПД: 1) уровень системы курсов (или курса, который предназначен для решения многих задач). 2) уровень «урока» - урока как педагогического этапа, необходимого для решения одной задачи (или небольшого числа тесно взаимосвязанных задач: «Unit» или «Lektion»). 3) уровень «педагогического события» - «события» как одного из конкретных действий, которые необходимо осуществить для эффективного обучения в рамках описанной задачи. 4) уровень «учебного шага» - детальное планирование отдельного «педагогического события» как совокупности шагов. [Уваров] На всех четырех уровнях должны быть определены: 1) желаемые результаты; 2) исходные ресурсы – содержание этапа, описание контингента обучаемых, информационное наполнение; 3) условия обучения (учебная среда и препятствия). В результате анализа специалист по ПД должен получить ответы на следующие важные вопросы: а) Когда (последовательность событий, которые должны произойти); б) как (используемые стратегии, методы и тактика); в) кто (структура и состав группы); г) с помощью чего (применяемые средства обучения); д) насколько хорошо (необходимые механизмы контроля).

ПДпредставляет собой систематический процесс преобразования принципов преподавания ИЯ в существующие учебные планы и материалы и охватывает всю деятельность по представлению содержания, подготовленного специалистом-предметником, с целью сделать его доступным и понятным для обучаемого. Дизайнеры должны уметь интерпретировать весь объем информации и давать его в наиболее удобной и ясной форме. В мультимедийном формате для доведения сообщения могут использоваться все доступные средства визуализации на основе технико-дидактических возможностей современных ИКТ. Последние предъявляют к ПД дополнительные специфические требования: адаптация традиционных приемов преподавания к онлайновым условиям обучения и преподавания; разработка навигационной структуры, позволяющей обучаемым легко переходить от одного материала к другому; выбор соответствующих способов и приемов представления содержания и видов деятельности, обеспечивающие максимальную интерактивность обучения.

Таким образом, ПД позволяет команде разработчиком учебных материалов поместить обучаемого в центр всего процесса. ПД– это спланированный и систематический процесс, который предусматривает следующие стадии: анализ потребностей в обучении и формулирование желаемых результатов; дизайн (разработка планов и основ дизайнерских решений, направленных на удовлетворение потребностей в обучении и достижение запланированных результатов; разработка (планы и дизайнерские предложения преобразуются в учебные материалы); реализация (учебные материалы используются обучаемыми в конкретной учебной ситуации); оценка эффективности (учебные материалы апробируются и при необходимости корректируются). Последнее не имеет, как правило, четких временных границ, так как корректировка учебных материалов может происходить постоянно и многократно и даже потребовать повторного прохождения через стадии разработок.

ДИСТАНЦИОНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДОТ) – совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ– образование, получаемое с использованием современных технических средств при целенаправленном организационно-методическом руководстве учебного заведения.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

ДОМЕН(англ. domain) – организационная единица в Интернет, служащая для идентификации узла или группы родственных узлов.

ДРАЙВЕР( англ. driver) – системная программа, располагающаяся «между» прикладной программой и периферийным устройством или памятью и выполняющая служебные функции. Примеры: драйвер клавиатуры, драйвер мыши, драйвер принтера.

ДЬЮИ, ДЖОН(1859-1952) – американский философ, педагог и психолог, представитель субъективно- идеалистической, прагматической философии и педагогики, педоцентризма. Развил новый вариант прагматизма – инструментализма. Исключал из образовательного процесса систематическое сообщение детям знаний в определенной последовательности. Проповедовал обучение «learning by doing». В таком педагогическом процессе учитель выступает лишь как консультант, ребенок – как исследователь. В методике Дьюи большое место занимают игры, импровизация, экскурсии, художественная самодеятельность.

Закладки (Bookmarks) – ещё один социальный сервис, позволяющий пользователям сети Интернет хранить и публиковать свои закладки, упорядочить их по времени создания или популярности, просматривать закладки других пользователей и обмениваться ими. Пример сервиса закладок является Делишес (Delicious) (рис.5). Зарегистрированные пользователи могут добавлять закладки на любые веб – страницы, указывая при этом адрес в сети Интернет, название каждой закладки, их краткое описание и метки. Для организации закладок на сайте используется система меток. В дальнейшем можно проследить список закладок с конкретными метками. Преимуществом сервиса закладок является то, что кроме своих закладок по меткам каждый пользователь может ознакомиться со списком закладок, составленным другими людьми. Это во многом облегчит поиск необходимой информации в сети Интернет и значительно повысит качество полученного для изучения материала. Также пользователи могут просматривать списки популярных закладок (популярность закладки обозначатся более крупным шрифтом), тем самым отслеживать наиболее обсуждаемые/запрашиваемые темы.

Рис.2

ЗАПРОС– предложение, в котором указываются условия на выборку информации из баз данных и Интернет. Основа запроса – условные и (или) логические выражения.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ– организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учеников, уровень развития, их способность к учению.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС – комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

ИННОВАЦИЯ – нововведение, т.е. целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного в другое.

ИНТЕГРАЦИЯ– процесс взаимопроникновения, уплотнения (свертывания, унификации) знания.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (англ. intelligent tutorial system)– автоматизированная обучающая система, снабженная интеллектуальным интерфейсом, позволяющим обучаемому в процессе обучения вести диалог, отвечать на вопросы и выполнять задания на естественном языке.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА(англ. interactiv information system) – частный вариант эстраактивной системы, в которой происходит не только передача, но и обмен информацией в режиме диалога. ( электронная почта и чаты, телефония, интерактивное телевидение и др.)

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИАЛОГ– активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

ИНТЕРНЕТ – всемирная глобальная компьютерная сеть, предоставляющая пользователям возможность доступа к многочисленным информационным и бизнес-ресурсам и электронной почте. Доступ в Интернет обеспечивается компаниями-провайдерами.

ИНТЕРНЕТИКА– прикладное научное направление, изучающее свойства, закономерности и способы использования глобальной компьютерной сети в различных сферах человеческой деятельности. Является логическим продолжением информатики в аспекте ее воздействия на социально-экономические процессы.

ИНТЕРНЕТ-ПРОВАЙДЕР(англ. Internet service provider, ISP) – компания, предоставляющая пользователям доступ в Интернет.

ИНТЕРФЕЙС– совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие устройств вычислительной системы и/ или программ; совокупность унифицированных технических и программных средств, используемых для сопряжения устройств в вычислительной системе или сопряжения между системами.

ИНТРАСЕТЬ– (англ. intranet ) - закрытая корпоративная сеть, построенная на базе технологий Интернет. В ее состав может входить корпоративный веб-узел, доступный только сотрудникам компании. Интрасеть сочетает стандартизацию и простоту, свойственные Интернет, с контролем за доступом к корпоративной информации.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ– организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – 1. Массовое внедрение в педагогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной техники и средств передачи информации, а также педагогических технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых.

2. Процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. ИО принадлежит к числу важнейших направлений процесса информатизации современного общества.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ – использование вычислительной техники и связанных с ней информационных технологий в процессе обучения как средства управления познавательной деятельностью учащихся и предоставления необходимой текстовой и наглядной информации, дополняющей содержание образования.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА– 1. Достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений. 2. Совокупность навыков эффективного поиска, обработки и использования информации.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ – составная часть базисной культуры личности как системной характеристики человека. Она позволяет человеку участвовать во всех видах работы с информацией.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ– 1. Процесс получения информации, необходимой пользователю, использующий всю совокупность средств и методов обработки и передачи информации. 2. Система методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. В состав ИТ входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении ИТО.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ– педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети)для работы с информацией.

КЕЙС(англ. case): 1. Набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемые обучающимся для самостоятельной работы. 2. Описание конкретной практической ситуации, предлагаемой обучающимся для самостоятельного анализа.

КЕЙС-СТАДИ (англ. case-study) – методика ситуационного обучения, основанная на реальной действительности и требующая от студента поиска некоторого целесообразного решения в предложенной ему практической ситуации. В соответствии с этой методикой кейс включает описание конкретной практической ситуации с постановкой проблемы (указанием цели исследования), справочную и дополнительную информацию, методические материалы.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ– вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылки для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов традиционным или дистанционным способом.

КЛАСТЕР– единица хранения данных на гибких и жестких дисках. Файлы на диске записываются в свободные кластеры.

КОГНИТИВИСТИКА– наука о мышлении, изучающая и моделирующая принципы организации и функционирования естественных и искусственных систем.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ– одно из направлений в современной психологии, основной областью исследования которого являются познавательные процессы – память, психологические аспекты языка и речи, внимание, воображение т познавательное развитие.

КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ– информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека. Характерным примером КТ является компьютерная графика, позволяющая в пространственной форме представлять на экране компьютера не только различные геометрические фигуры, но и математические формулы. Такие представления развивают пространственное воображение человека и его ассоциативное мышление.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ– 1.совокупность эффективных приемов и методов передачи информации обучаемому, контроль восприятии, переработки и использования полученных знаний в реальной жизни с помощью компьютеров. 2. Эффективное применение новых средств (КТ) и методов организации и проведения учебного процесса (новые педагогические технологии, использующие электронные издания и ресурсы).

КОНСТРУКТИВИЗМ– Категория "конструктивизм" восходит к латинскому constructivus (связанный с построением, конструированием) иconstructio(присоединение, строительство). Конструирование в процессе обучения определяется как "средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей учащихся" [Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с. - , с. 127]. В контексте личностно ориентированного подхода средством развития личности является упоминаемая выше система педагогического сопровождения.

Полат Е.С. : «Конструктивизм предполагает, что осмысление знаний есть результат познавательной деятельности по осмыслению ранее приобретенного опыта, способность ученика осмысливать этот опыт, уметь интерпретировать изучаемые объекты и явления, другими словами, приобретать новые знания на основе критического мышления»

Показательно, что "конструкция" может пониматься как некоторая общая система, включающая в себя взаимосвязанные и взаимозависимые части и системы [2]. Применительно к педагогическому процессу, конструкция – есть единая целостная система с равноправными (в смысле влияния на существование и целостность системы) подсистемами-субъектами "учитель" и "ученик".

Таким образом, даже поверхностный терминологический анализ показывает лексическое родство и определенную синонимичностьупотребления понятий "создание системы педагогических условий = конструирование (построение) системы педагогических условий", "конструкция = единая целостная система взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса".

Сходство личностно ориентированной парадигмы образования и конструктивизма в педагогике обнаруживается и при анализе исторических основ зарождения и развития двух концепций.

Идеи личностного подхода прослеживаются в гуманном отношении к учению и воспитанию ребенка, отраженному в воззрениях Конфуция, М. Монтеня, Ж.Ж. Руссо и других мыслителей. Возникнув как противопоставление устоям авторитарного обучения и воспитания, предполагающим объектный подход и властное отношение к учащемуся, однотипность содержания и организации педагогического процесса, гуманизм – основа концепции обучения Д. Дьюи, педагогической школы Л.Н.Толстого, взглядов представителей гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Комбс, Р. Мей, Р. Берне и др.). В основе личностно ориентированного подхода лежит стремление учитывать индивидуальность каждого ученика.

Гуманизм и стремление к индивидуализации прослеживаются и в педагогике конструктивизма. Являясь антиподом философии бихевиоризма, педагогическая философия конструктивизма в основу своих идей кладет активность и учет индивидуального, "субъектного" опыта обучаемого. Зародившись в трудах Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Дж. Дьюи, Г. Гарднера, идеи конструктивистской дидактики получили воплощение во многих авторских методиках саморазвития и "свободного воспитания" (М. Монтессори, Р. Штейнер, С. Френе и др.).

Определяющей сущностной характеристикой личностно ориентированного обучения и конструктивистской дидактики является деятельностный подход и опора на активность обучаемого. Отражая положения теории А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, А.Р. Лурия, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева и других исследователей об определяющем значении деятельности самого ребенка в его психическом развитии, опираясь на выводы Л.С. Выготского о взаимосвязи языка и интеллектуального развития, технологии, разработанные в рамках конструктивизма и конструкционизма, родственны многим развивающим концепциям и технологиям (например, проектному обучению, концепции самореализации человека, концепциичеловекосообразного образования А.В. Хуторского [3] и др.). Идеи личностного подхода (К.А. Абульханова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, И.С. Якиманская и др.), идеи развивающего обучения (М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, И.Я. Лернер, Ш.А. Амонашвили и др.) находят отражение в технологиях обучения, разрабатываемых в свете педагогики конструктивизма.

Проведенные рассуждения доказывают, что изначально в основе двух парадигм лежат одни и те же идеи: гуманистический характер обучения, учет индивидуальных особенностей, деятельностный подход, активность учащегося. Как отмечает Е.С. Полат, "Оба направления «выросли» из важнейших ценностей гуманистической психологии и педагогики, которые являются антиподом традиционной, авторитарной педагогики" [Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др.] ; под ред. Е. С. Полат. – М. : Издательский центр "Академия", 2006. - c. 16]. Как следствие, возникает обоснованное предположение о повышении эффективности педагогического процесса, построенного на интеграционном единстве идей рассматриваемых концепций. Разберем их содержательные и функциональные аспекты более подробно.

Традиционно личностно ориентированный подход рассматривается в рамках развивающего обучения и предполагает максимальный учет индивидуальности учащегося – неповторимого своеобразия каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни [5, c. 9]. И.С. Якиманская справедливо подчеркивает, что "Индивидуальность – обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых … определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование" [5, с. 19]. Личностно ориентированный подход предполагает "последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к объекту воспитательного взаимодействия". Цель и задачи личностно ориентированного обучения заключаются в оказании помощи воспитаннику осознать себя личностью, "в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения" [1, с. 134].

Роль учителя при организации развивающего обучения – создание условий, способствующих раскрытию личности каждого учащегося. В систему принципов, отражающих современные представления об организации личностно ориентированного обучения, входят следующие положения:

· обучение не самоцель, а средство развития способностей и задатков учащегося, средство его развития;

· каждый учащийся уникален и индивидуален;

· учащийся – субъект учебно-воспитательного процесса;

· опора в обучении на субъектный опыта обучаемого;

· предоставление учащемуся свободы выбора содержания (в соответствии с учебными программами), средств и способов изучения учебного материала, организации учебной работы;

· обеспечение положительного эмоционального контакта в системах "учитель-ученик" и "ученик-ученик" на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха;

· учет ценности мнения и учебных достижений каждого участника учебно-воспитательного процесса и толерантное отношение к ним;

· оценка учебных достижений не только на соответствие образовательным стандартам, но и как этапов индивидуальноголичностного роста каждого учащегося.

Таким образом, реализация личностно ориентированного подхода в обучении делает возможным развитие личности каждого учащегося с максимально полным учетом его индивидуальных особенностей. Такую же цель максимально возможного развития личности и индивидуальности преследует и конструктивистская дидактика.

Конструктивизм отвергает идеи теории объективизма и инструкционизма, рассматривающих процесс обучения как передачу знаний от знающего к незнающему. При этом радикальный конструктивизм в качестве основных тезисов признает положения о том, что процесс восприятия не отражает никакой действительности, и человек создает (конструирует) свою относительную и субъективную реальность, учение – полностью самоорганизуемый и самоуправляемый процесс, педагогическое воздействие извне в приобретении знаний не является определяющим и эффективным. Более гибко понимается механизм познания в рамках прагматического (диалектического) конструктивизма, делающего попытку связать конструкции и инструкции, самоуправляемое познание с обучением. Конструктивистская дидактика сегодня рассматривается преимущественно в рамках прагматического конструктивизма.

Конструктивизму близки положения конструкционизма. Родоначальники конструкционизма С. Пейперт (Seymour Papert), А. Кей (Alan Kay)к идее активной деятельностной позиции личности, главенствующей в прагматическом конструктивизме, добавляют идею "личностно значимого" знания, подчеркивая, что наиболее эффективны знания, наделенные личностным смыслом.

Концептуальные положения педагогики конструктивизма – суть целенаправленное саморазвитие и "самосроительство" личности в ходе ее активного взаимодействия с обществом и окружающей средой в течение всей жизни человека, активность личности в учении и неэффективность передачи знаний обучаемому в готовом виде, значимость знаний, наделенных личностным смыслом, необходимость создания условий для саморегулируемого познания, сотрудничество и "мягкое" управлении учением со стороны педагога и др. Конструктивизм рассматривает позицию обучаемого как активную, самоуправляемую, построенную преимущественно на собственной конструктивной активности, лишь ситуативно управляемую извне учителем [6, c. 27]. Современный взгляд зарубежных исследователей и методистов на организационные аспекты педагогического процесса выражается в том, что учитель создает условия для саморазвития учащегося, оказывая ему помощь в случае необходимости, но не дает готовых знаний, моделей, алгоритмов и способов решения задач. Деятельность учителя направлена на формирование самостоятельности каждого учащегося посредством управления самоконструированием ими своего опыта [7, c.30].

Систему основных принципов педагогики конструктивизма составляют следующие положения (по Е.С. Полат [4, c. 40-41], М.А. Чошанову [8])

· познавательная деятельность представляет собой активный процесс конструирования учащимся своего нового знания на основе сформированного ранее опыта;

· познание немыслимо без мотивации и осознания цели познания;

· процесс познания конкретного явления идет одновременно с осмыслением системы явлений. Как следствие, проектирование содержания обучения ведется с опорой на обобщенные концепции, системные знания и интегративные умения;

· основой формирования опыта служит интеллектуальная деятельность учащегося, что предполагает педагогическое стимулирование его умственной деятельности (поощрение мышления вслух, высказывания предположений, гипотез и др.);

· процесс познания основан и эффективен в условиях коммуникации и социальной активности учащегося;

· познавательная деятельность взаимосвязана с реальной жизнью учащегося;

· познавательная деятельность требует времени и многократного переосмысления усвоенного;

· обучение основано на создании условий (выбор методов, форм обучения, средств оценки), подчеркивающих интеллектуальное достоинство каждого учащегося, особую ценность его точки зрения, персонального подхода к решению проблемы, уникального видения ситуации, индивидуального стиля мышления.

 

КОНТЕНТ- текстовое и графическое наполнение сайта, то есть материалы, размещаемые на нем. В зависимости от контента и направленности социальные сервисы сети Интернет разделяются на множество групп. КОНТЕНТ( англ. content) – содержание, информация, предназначенная для непосредственного восприятии пользователем, в связи с чем контент организован, логически связан и представляется в формах доступных человеку. Существенными параметрами контента являются его объем, актуальность и релевантность.

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ПРОГРАММЫ– программные средства, предназначенные для проверки (оценки) качества знаний. Они представляют обучаемому возможность ввода ответа в форме, максимально приближенной к общепринятой, обеспечивают фиксацию результатов контроля, сбор, распечатку и статистический анализ.

КОНЦЕПЦИЯ– система взглядов и способов достижения целей, общее понимание явлений.

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ– система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенным способом понимание целей, задач, организации образовательных программ.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ– способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ– система образования, основывающаяся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, когда созданы оптимальные условия для развития способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации. ЛОО не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ – создание идеальной, с точки зрения научных данных, модели организации и условий функционирования педагогического процесса или какой-либо его части. ММ применяется при разработке учебного плана или производительного труда, программы воспитания и режима.

МЕТОД ПРОЕКТОВ – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

МОДЕМ(англ. modem, сокр. от module – модулировать и demodule - демодулировать) – устройство для превращения аналоговых сигналов в цифровые и обратно с целью получения информации по каналу связи.

МОДУЛЬ– функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. М. – элемент модульного обучения, содержащий план действия, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ –технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство; МО ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки. При МО педагог выполняет, помимо информирующих и контролирующих функций, еще и функции консультанта и координатора. Использование принципа МО на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были независимы друг от друга, что дает возможность изменять, дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания.

МОНИТОРИНГ- методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. Результаты М. дают возможность вносить корректировки по управлению объектом или процессом.

МУЛЬТИМЕДИА– система современных технических средств, позволяющих работать с текстовой информацией, графическими изображениями, звуком, анимационной компьютерной графикой в едином комплексе.

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ СИСТЕМЫ– средства обучения нового поколения, функционирующие на базе информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающие организацию процесса самообучения. К ОПС относятся экспертные обучающие системы, учебные базы данных и учебные базы знаний.

ОБУЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОЕ– образовательная технология, при которой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого учебного заведения (колледжа, университета и т.д.). Реализация этой цели обеспечивается богатейшим набором современных информационных технологий. ОД обеспечивает учащимся гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных районах, свободу выбора дисциплин, возможность общения с видными представителями науки, образования и культуры, способствует интерактивному взаимодействию обучаемых и преподавателей, активизации самостоятельной работы и удовлетворению самообразовательных потребностей учащихся.

ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ– активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом ПО является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический ли практический интерес). Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский. ПО разработано С.Л.Рубинштейном, Н.А. Мечинской, А.И. Матюшкиным, М.Н.Скаткиным, М.И.Махмутовым, И.Я.Лернером и др

ОБУЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ– ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. В концепции РО ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.

ОНЛАЙНОВЫЕ. ТЕХНОЛОГИИ– средства коммуникации сообщений в сетевом информационном пространстве, обеспечивающие синхронный обмен информацией в реальном времени: чаты, аудио-и видеоконференции и др.

ОФФЛАЙНОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ- средства коммуникации сообщений в сетевом информационном пространстве, допускающие существенную асинхронность в обмене данными и сообщениями: списки рассылки, группы новостей, веб-форумы и т.д.

ПЕДАГОГИКА ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ– направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х начале 60-х гг. XX в. В США (К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др.) как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основная тенденция этого педагогического направления – придать образованию личностно ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА – подход к организации учебного процесса, разработанный учителями-новаторами, направлен на преодоление в обучении формализма, догматизма, реализацию творческих возможностей учащихся.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ– набор технологических процедур, обеспечивающих систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. ПТ – это не только использование технических средств в обучении, но и содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса, а именно: выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность посредством конструирования и применения приемов и материалов, а также оценки применяемых методов. ПТ служит конкретизацией методики. Это совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального и / или профессионального опыта в процессе обучения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – информационные технологии, повышающие эффективность и темпы обучения, основанные на использовании компьютерных, сетевых технологий и дидактических средств.

Подкаст (podcast), позволяет создавать и распространять аудио- и видео передачи во Всемирной сети. И в отличие от обычного телевидения или радио подкастинг позволяет прослушивать аудиофайлы и просматривать видеопередачи не в прямом эфире, а в любое удобное время, скачав файлы на свой компьютер. По длительности подкасты могут быть от нескольких минут до часа и больше. Кроме того в сети Интернет можно встретить как аутентичные подкасты, созданные для носителей языка, например новости ВВС, так и учебные подкасты, созданные для учебных целей.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ– субъект, обращающийся к собственнику или владельцу за получением необходимых ему информационных продуктов или возможности использования средств международного информационного обмена и пользующийся ими.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС– комплекс программных средств, обеспечивающий взаимодействие пользователя с системой; средства связи между пользователем и системой.

ПОРТАЛ– сайт, организованный как системное многоуровневое объединение ресурсов и сервисов. Дает пользователю четкую информацию, осуществляет мгновенный доступ к таким сервисам, как поисковые системы, электронный шопинг, бесплатная электронная почта, торговая реклама, мгновенная рассылка сообщений, веб-аукционы, чаты. Порталы обладают способностью как привлекать большое число пользователей, так и собирать информацию об их интересах.

СЕТЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ– вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании телекоммуникации для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.

СЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ-

СИНХРОННАЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СВЯЗЬ– телекоммуникационная связь, осуществляемая в реальном времени.

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ– образовательная система, обеспечивающая получение образования с помощью дистанционных технологий обучения. СДО включает в себя кадровый состав администрации и технических специалистов, профессорско-преподавательский состав, учебные материалы и продукты, методики обучения и средства доставки знаний обучающимся (соответствующие одному или нескольким видам дистанционных технологий), объединенные организационно, методически и технически с целью проведения дистанционного обучения.

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБУЧЕНИИ– совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых личностно-значимых целей как учениками, так и учителями.

СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ)программные, программно-аппаратные и технические средства, функционирующие на базе вычислительной техники и информационных систем, обеспечивающих возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (ЭВМ, персональные компьютеры, локальные вычислительные сети, системы машинной графики, современные средства связи).

ТВ-ТЕХНОЛОГИЯ- вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов.

ТВИТТЕР(от англ. tweet — «щебетать», «болтать») — это интернет-ресурс,

выполненный в системе микроблогов, которые позволяют пользователям обмениваться короткими сообщениями (так называемыми "твиттсами"), которые также могут быть доступны для чтения остальным участникам сети (если только это не приватные Direct Message). Поскольку разговоры являются публичными, это может быть удобный для чтения поток сообщений между различными пользователями, при условии, что они подписаны друг на друга. Твиттер был создан в 2006 году в городе Сан-Франциско. Основателями революционной системы стали Эван Уильямс, Джек Дорси, Ной Гласс и Биз Стоун.

Во многом, Твиттер похож на дискуссионный форум, но сообщения слишком короткие (до 140 символов), чтобы иметь названия (хотя они могут иметь теги) и сообщения в цепочке могут иметь другой смысл, отличный от дискуссионной темы. Однако возможность, указать получателя сообщения, что в свою очередь поможет другим следовать дискуссии.

Tweets ("твиттсы") можно писать и читать, используя сайт twitter.com, компьютер на базе клиент (такой как TweetDeck, который эквивалентен Microsoft Outlook для твиттсов или мобильный телефон, используя SMS сообщения).

Кроме того, существуют специальные приложение или так называемые Твиттер – клиенты, использование которых в учебном процессе облегчает общение и совместную работу с учащимися. Ниже приведены наиболее распространенные из них.

1. Tweetworks – это интернет-сайт (www.tweetworks.com), при помощи которого Твиттер - странички можно объединять в сообщества. Работа в Твиттер - сообществе аналогична работе с форумом в Виртуальном Кампусе, однако этот инструмент более мобилен, т.к. за изменениями, происходящими в Твиттере намного легче следить в режиме реального времени, имея лишь мобильный телефон.

2. Twihrl– программа-приложение к Твиттер, которая может одновременно соединяться с несколькими Твиттер - страницами, оповещает о новых твитах, сокращает длинные URL и многое другое.

3. Twitblogs и TwitPic – программы-приложения к Твиттер, позволяющие добавить к твиту дополнительный текст, изображение и видео. То есть имеется возможность работать не только с текстом, но и с визуальными материалами: схемами, картинками и графиками.

4. Twitrans – сервис бесплатного перевода сообщений в Твиттер, поможет в изучении иностранных языков. Twitrans переводит с 14 самых популярных языков.

ТЕЛЕКОНФРЕРЕНЦИЯ– метод проведения дискуссий между удаленными группами пользователей. Она осуществляется в режиме реального времени ил просмотра документов.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ– совокупность способов организации учебного труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения. ТО представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий.

ТЬЮТОР– (англ. tutor - репетитор, куратор, воспитатель в образовательном учреждении) – педагог-наставник, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых. Тьюторство практикуется в образовательных учреждениях, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации.

УДАЛЕННЫЙ ДОСТУП– технология взаимодействия абонентских систем с локальными сетями через территориальные коммуникационные сети.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЛОКАТОР РЕСУРСОВ(англ. uniform resourse lokator, URL ) – стандартный способ представления местонахождения определенного ресурса Интернет. В него входят, кроме названия файла и каталога, сетевой адрес машины и метод доступа к файлу. По сути, УЛР является протоколом работы с программами-серверами, функционирующими на удаленных компьютерах.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ– база учебных материалов, система управления этой базой, методики, тесты, рекомендации по технологии дистанционного обучения с учетом дидактических и психологических аспектов.

ФАЙЛ –совокупность данных, рассматриваемая как единое целое. Ф. состоит из следующих элементов: байта (единицы информации); поля (последовательности взаимосвязанных байтов); записи (группы взаимосвязанных полей); набора записей; памяти, хранящей множество данных. К атрибутам файла в первую очередь относятся его имя, тип содержимого, дата и время создания, фамилия создателя, размер, условия предоставления разрешений на его использование, метод доступа.

Фликр (Flickr) (от английского «flick» - щёлкать) – это социальный сервис, предназначенный для хранения и дальнейшего использования пользователем своих цифровых фотографий и видеороликов (рис.6). Зарегистрированные пользователи могут размещать на удаленном сервере свои фотографии, добавлять названия, давать краткие описания, выделять ключевые слова (теги) для дальнейшего поиска. С помощью поисковой системы Фликра по ключевому слову вы можете найти фотографии других пользователей. Например, для поиска фотографий, сделанных в День Благодарения в США, достаточно будет ввести ключевое слово “Thanksgiving”, и пользователь сможет увидеть тысячи фотографий по данной тематике.

Система Фликр поддерживает возможность переписки между пользователями, кроме того пользователи системы Фликр могут образовывать группы по интересам.

 

Рис.3

 

ФОРУМ– одна из форм учебной дискуссии, обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с аудиторией.

ХОСТ- УСТАНОВЛЕННЫЙ В УЗЛАХ СЕТИ КОМПЬЮТЕР (СЕРВЕР), РЕШАЮЩИЙ ВОПРОСЫ КОММУНИКАЦИИ И ДОСТУПА К сетевым ресурсам6 модемам, факс-модемам, большим компьютерам и др.; главный, ведущий, центральный компьютер.

ЧАТ– канал обмена текстовыми сообщениями в режиме реального времени.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА- средства передачи сообщений или документов между пользователями без применения бумажных носителей. Один из сервисов Интернет. ЭП – передача сообщений одному лицу или группе лиц по сети. Сообщение, передаваемое по ЭП, может содержать тексты, таблицы, графику, а также файлы любого формата.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПУБЛИКАЦИЯ– распространение информации с помощью электронных носителей, например дисков CD-ROM,или через службы телекоммуникации. Этот термин не имеет отношение к традиционным бумажным публикациям.

ЭЛЕКТРОННЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ– один из видов информационного взаимодействия на основе телекоммуникационных сетей – «электронные доски объявлений»; ЭК позволяет самому широкому кругу желающих принять участие в обсуждении интересующих проблем, обеспечивая участнику возможность одновременного «присутствия» сразу на нескольких конференциях, не отходя от своего компьютера.

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК – это программное средство учебного назначения, дающее возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его большой раздел с помощью компьютера; ЭУ должен содержать три составляющие: информационную – для предъявления учебной информации; практическую – для обработки заданий, с помощью которых закрепляются полученные знания; диагностическую – для контроля знаний; к ЭУ могут подключаться дополнительные или расширенные компоненты (объемный глоссарий, мощная поисковая система).

ЭМОТИКОН– система сокращений и значков, используемых в электронной почте (чате, форуме и т.д.) из-за невозможности передать нюансы своего настроения с помощью жестов, мимики или почерка.

ЮТьюб (YouTube) – социальный сервис, предоставляющий услуги размещения и хранения (хостинга) видеоматериалов. Пользователи могут добавлять, смотреть, комментировать видеоматериалы.

 

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоговый зазор (tax gap) – различие между суммой полагающихся налоговых поступлений и реально собранным доходом. | Специальность 110301 Мханизация с/х
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты