Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Познавательные процессы




Название процесса, его определение Классификация видов Свойства Функции Механизм протекания Физиологические основы
Ощущение является чувственным отображением объективной реальности.   Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов (органические ощущения, ощущения боли). Проприоцептивные ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции (ощущения равновесия, ощущения движения). Экстероцептивные Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой (дистантные: зрительные, слуховые; обонятельные; контактные: вкусовые, температурные, тактильные, осязательные). Качество — это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Длительность ощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. Пространственная локализация – анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Чувствительность к различию называют относительной, или разностной, так как это чувствительность к изменению раздражителя. Cенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. А.Р.Лурия выделяет две сторовы повышения чувствительности по типу сенсибмлизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Вторая носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта. Синестезия – возникает под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Например: высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». Восприятие цвета ощущается как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие» ощущения. Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира. Сенсорная адаптация – изменение чувствительности анализатора, служащее для его подстройки к интенсивности раздражителя; вообще приспособительное изменение чувствительности к интенсивности раздражителя.   1) регулирующая; 2) познавательная; 3) эмоциональная. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс — возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Это деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2)проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.   По основной модальности: 1) Зрительное восприятие. 2) Слуховое восприятие. 3) Осязательное восприятие. 4) Обонятельное восприятие. 5) Вкусовое восприятие. По форме существования: 1) Восприятие пространства. Свойства предмета величина (чем больше изображение предмета на сетчатке, тем большим нам кажется предмет); форма (восприятие формы является константным, т.е. постоянным и устойчивым. Основой этого постоянства является то, что учитывается поворот предмета к нам), положение в пространстве (в восприятии трехмерного пространства прежде всего задействованы функции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Вторым аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства, и прежде всего его глубины, является аппарат бинокулярного зрения). 2) Восприятие времени. В зависимости от длительных нервных процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени. В исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности 3) 3)Восприятие движения. Для восприятия движения важна не афферентная информация о движении глаз (сигнал о перемещении глаз), а копия афферентной информации (команды на перемещение глаз). При обнаружении неких признаков движения осуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение о том, что предмет движется. 4) Непреднамеренное – мы руководствуемся заранее поставленной целью или задачей – воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. 5) Преднамеренное- с самого начала регулируется задачей воспринять то или иной предмет или явление, ознакомиться с ним; может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожден­ным свойством восприятия. Целостность – восприятие дает целостный образ предмета. Структурность – восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Осмысленность-перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Активность (или избирательность)- в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкрет­ную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являют­ся фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Воспринимаю­щая (перцептивная) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности яв­ляется целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реаль­ной жизни.   Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация Являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.
Представление — это психический процесс отражения предме­тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.     По видам анализаторов: · Зрительные; · Слуховые; · Обонятельные; · Осязательные и др. По степени обобщенности: Единичные представления — это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления — это представления, обоб­щенно отражающие свойства ряда сходных предметов. По степени волевых усилий: Непроизвольные представления — это представления, воз­никающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления — это представления, возникающие у человека в результате воле­вого усилия, в интересах поставленной цели.   Наглядность- перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент. Фрагментарность-представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Неустойчи­вость и непостоянство- любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. 1)Сигнальная функция представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляю­щих поведением. 2)Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функци­ей и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздей­ствовавшем на наши органы чувств. 3)Настроечная- проявляется в ори­ентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружа­ющей среды. Актуализируются по ассоциациям слово-образ, образ-образ, чувство- образ, а также непроизвольно – через действие неосознаваемых механизмов. Образ представления проецируется в сфере сознания. Проекция представлений в реальное пространство – это галлюцинация. Личностные представления объективируются, становятся доступными другим через словесное описание, графическое изображение и связанное с ними поведение. Двигательные представления производят преднастройку человека на действие и как эталон корректируют его. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представление в понятие абстрактное. Представления формируются не иначе как на основе перцептив­ных образов. Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосред­ственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой про­межуток времени, измеряемый секундами. Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприя­тия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие.
Память - это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. По характеру психической активности: Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений. Эмоциональная память — это память на чувства. Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. По характеру целей деятельности: Непроизвольная-запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автома­тически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. Произвольная- ставится специальная цель что-то запомнить или припомнить а сам процесс требует волевого усилия. По продолжительнос- ти сохранения материала: Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Долговременная-оперативная память обозначают мнемические процессы, обслужи­вающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, опе­рации. Оперативная память- это мнемические процессы, обслужи­вающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, опе­рации. Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, кото­рая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Быстрота воспроизведения-характеризует способность че­ловека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информа­цию. Точность воспроизведения-отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно вос­производить запечатленную в памяти информацию. Длительность- отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информа­цию. Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспри­нятой информации. Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Со­хранение как процесс памяти имеет свои закономерности, может быть динамическим и статическим. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания. Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. может быть непреднамеренным (непро­извольным) и преднамеренным (произвольным). Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В ходе онтогенетического развития способы запоминания сменяются, возрастает роль процессов выделения в запоминаемом осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая – иногда описываются как этапы такого развития. Существует преимущественная связь процессов в полушарии левом мозга (у правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в полушарии правом – с наглядно-образными. В основе явлений памяти на физиологическом уровне лежат изменения активности отдельных нейронов и их популяций, а также более постоянные изменения на биохимическом уровне (в молекулах ДНК и РНК). Эти процессы обычно считаются субстратом двух форм памяти – кратковременной и долговременной. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Процесс воссоздания образа предмета, вос­принимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее со­хранение. Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающих возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует. Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связей между процессами. В результате один психический процесс может вызвать другой.
Мышление- одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.   По форме: — Наглядно-действен-ное мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. — Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. —Абстрактно-логическое. По характеру: — теоретическое – человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. — практическое. По степени развернутости: — дискурсивное; — интуитивное. По степени новизны: репродуктивное; — продуктивное. Позволяет отражать окружающую действительность: обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано. Мышление также дает возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен. Реалистическое мышление правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным, в тоже время как аутистическое мышление представляет в основном то, что соответствует не объекту, а аффекту. Формы: Понятие — это отражение общих и существенных свойств предметов или явле­ний. Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преоб­разования уже имеющихся. Основные мыслительные операции: Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Синтез — это мыслен­ное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.. Абстракция — это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных при­знаков. Конкре­тизация — это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Индукция — это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Дедукция — это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего поло­жения. Сравнение-логическая операция, анализируются используемые основания для сравнений, легкость перехода от одного из них к другому и пр. Классификация-система группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. Обобщение- продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.   Основой различных видов мышления, и в первую очередь словесно-логического и образного мышления являются соответственно слово и образ (в основном зрительный образ). Образное мышление опосредуется теми же структурами мозга, что и восприятие.  
Речь — это процесс общения людей посредством языка. Устная или письменная - в современных языках пись­менная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Разговорная - основной исходный вид устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Диалогическая (диалоговая)- ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддержи­ваемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя про­стейшие обороты языка и фразы. Монологическая, или монолог- представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Активная форма речи — это речь говорящего че­ловека. Речь слушающего человека выступает в пассивной форме. Письменная речь - она изображается графически, с помощью письменных знаков. Кинетическая речь - используется в основном в качестве эмоционально-вырази­тельных элементов речи — жестов. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена ин­формацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мыш­ления. Слово есть обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определен­ного уровня, или смысла- это введение слова в определен­ный контекст. Наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим- называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы. В речи содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с ко­торой была сказана та или иная фраза.   Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек выска­зывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. Функция воздействия заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или фор­мируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо. Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Первый период является периодом подготовления словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребен­ка. Второй период — это период первоначального овладения языком и формирова­ния расчлененной звуковой речи. В нормальных условиях он протекает достаточно быстро и, как правило, заканчивается к концу третьего года жизни. Третий пери­од — это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период охватывает дошкольный возраст ребенка, т. е. на­чинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет. Последний, четвер­тый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.   Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим — го­лосовой аппарат и органы слуха. Голосовой аппарат состоит из трех основных сис­тем: органов дыхания, гортани, полости рта и носа. Органы ды­хания обеспечивают ток возду­ха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, ко­лебание которых и создает зву­ковую волну. К органам дыха­ния относятся легкие и приво­дящие их в движение мышцы, в том числе диафрагма (грудо­брюшная преграда), которая, выгибаясь куполообразно вверх, давит снизу на легкие и производит отдельные выдыхательные толчки разной силы, что обеспечивает произнесение слогов речи. К этой же системе относятся бронхи и дыхательное горло, по которым воздух под­водится к гортани. Проходя сквозь гортань, ток воздуха порождает звуковую волну. Она попадает в полость рта и носа, которые выполняют функции резонирующей трубы. Полость рта является главным резонатором звуковых волн, возникших в гортани. Путем изменения величины и формы полости рта образуются различные звучания глас­ных звуков. Полость рта является также и органом, создающим преграды току воздуха, который, преодолевая эти преграды, порождает звуки, называемые со­гласными.    
Воображение— это процесс преобразования представлений, отражаю­щих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.   Непроизвольное- является деятельность воображения, развертывающаяся в полу­сонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. Произвольное воображение проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача со­здания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со сторо­ны. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Мечта- самостоятельное создание новых образов. Пассивное- характеризуется непроизволь­ной игрой воображения. Преднамеренное пассивное воображение соз­дает образы, не связанные с волей- грезы. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении дея­тельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Галлю­цинации- человек воспринимает несуществующие объекты. Активное воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека. Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью. Выделяют: Реалистическое воображение (отражает действительность, предвосхищает события); Фантастическое воображение («отлетает» от действительности). Крайне сложные формы воображения, необходимы в научном, техническом и художе­ственном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как ре­зультат преобразования наших представлений, полученных из реальной действи­тельности. В процессе воспроизведения начинает прояв­ляться деятельность нашего воображения (в психической деятельности человека). Деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не восприни­мали. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения. Связано и с реализацией наших волевых действий. Присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, преж­де чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Создание образов воображения проходит два основных этапа: анализ полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В хо­де такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагиро­вание частей объекта. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. С абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез, являются вторым этапом формирования об­разов воображения. *Агглютинация- создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. *Схема­тизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта; забывание каких-либо несущественных деталей или частей; сознательное отвле­чение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. *Акцентирование или гиперболизация заключается в подчеркивании наиболее существенных, ти­пичных признаков образа. *Заострение- подчеркивание некоих признаков. *Типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ниче­го. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе пред­ставлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной дей­ствительности, может протекать в различных формах.
Направленность и сосредоточенность психической дея­тельности на чем-либо определенном и называется вниманием. Под направленностью психической деятельности следует под­разумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода пси­хической деятельности; сохране­ние деятельности на определенный промежуток времени. Под сосредоточенностью прежде всего подразуме­вается большая или меньшая углубленность в деятельность. Под сосредоточенностью прежде всего подразуме­вается большая или меньшая углубленность в деятельность.   Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддер­живается независимо от сознания человека. Произвольное внимание управляется сознательной целью. Этот вид внима­ния тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых уси­лий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и зна­чимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточи­ваться на одном и том же объекте. Концентрация внимания- это степень или интенсивность сосредоточенности вни­мания.Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Переключаемость означает созна­тельное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Объем- количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью од­новременно. Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с од­ного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Внимание обеспечивает чет­кость и ясность сознания, осознание смысла психи­ческой деятельности в тот или иной момент време­ни. Воздействующий на че­ловека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществ­ляется прежде всего ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает по­роги чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффуз­ная таламическая система, гипоталамические структуры и др.   Физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет воз­буждение одних нервных центров и торможение других. Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ори­ентировочный рефлекс. Две основные группы механизмов, осу­ществляющих фильтрацию раздражителей: периферические и центральные. К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
диалогическая монологическая | Инаят Хан Хидаят
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты