Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ЛИНЕЙНЫЕ РАЗМЕРЫ ЗНАКОВ ИНДИКАЦИИ 1 страница




 

 

 

Расстояние до оператора в м 1.5 4.5
Угловые размеры знаков в минутах
Параметры знака в мм:      
высота ширина толщина контура
1 2 4.5
расстояние между знаками 2,5 7.5

Рис. 56. Требования к устройствам отображения информации:

дистанция наблюдения (а); мнемосхема управления

технологическим процессом (б)


Применительно к креслу говорят о пассивном и актив­ном комфорте. Активный комфорт охватывает различные механизмы и системы регулировки. Главные из них показа­ны на рис. 54. Обычная регулировка: пневматическое устройство регулировки высоты сидения, высоты и наклона спинки для оптимальной поддержки поясницы. Регулиров­ка глубины сидения с шагом от 50 до 70 мм. Механизм по­стоянного контакта: спинка в постоянном контакте со спи­ной, фиксация в любом положении либо в нескольких запрограммированных положениях. Синхронный меха­низм: согласованное изменение положения спинки и сиде­ния в зависимости от позы человека, регулировка интенсив­ности давления по желанию. Механизм наклона с центральной осью: наклоны кресла вперед и назад, регули­ровка интенсивности в зависимости от веса человека. Меха­низм наклона со смещенным центром.

Восприятие визуальной информации.Качество воспри­ятия информации обусловлено (рис. 55):

• характеристиками зрительного аппарата человека, поро­говыми и др. значениями ощущений (формой поля зрения, ви­димым спектром, разрешающей способностью и т. п.);

• угловыми размерами элементов информации, ее формой и положением в пространстве, движением (статичные сигна­лы, динамичные дискретные и непрерывные).

Поле зрения обоими глазами (бинокулярное зрение) огра­ничено угловыми размерами и предельными расстояниями от глаза до наблюдаемого предмета при нормальной освещенно­сти последнего. Диаграмма (рис. 55А) показывает обзор без напряжения для глаз, т. е. для длительного и точного наблюде­ния при фиксированном положении головы и всего корпуса. Точность восприятия изображения предмета зависит оттого, под каким углом оно рассматривается. При рассматривании изображения сбоку допустимый угол обзора не должен превы­шать 45° к нормали экрана, так как при больших углах изобра­жение значительно искажается.

Видимые размеры объектов, в том числе знаков определя­ются в угловых величинах (рис. 55Б). Угловые размеры (в гра­дусах, минутах и секундах) определяются по формуле

а 5


где а — угол зрения;

S— линейный размер объекта (знака);

/ — расстояние до объекта (знака) по линии взора.

Линейные размеры буквенно-цифровых знаков для боль­ших индикаторных устройств приведены в таблице на рис. 56. Для обеспечения читаемости цифр необходимо выдерживать оптимальные соотношения основных параметров знака: высо­та, ширина, толщина линии. Для знаков прямого контраста толщина линии должна составлять '/6—'/8 высоты знака, для знаков обратного контраста — '/ю-

Наибольшего внимания и напряжения требует работа че­ловека-оператора при эксплуатации сложного оборудования и большой долей ответственности (в частности, диспетчеров воздушного сообщения, операторов атомных электростанций и пр.). При этом оператор, чаще всего, вынужден переносить взгляд с одних объектов на другие, отвлекаться от наблюдения для выполнения манипуляций с органами управления и дру­гих моторных функций.

На перенесение взгляда, а также на последующие процес­сы конвергенции —дивергенции (сведение и разведение зри­тельных осей глаз), аккомодации и адаптации, как следствие изменения расстояний до точки фиксации взгляда, освещен­ности зон наблюдения, требуется определенное время (от 0,2 до 1,5 сек).

Объектами зрительного поиска оператора служат устройства отображения информации. Особую, наиболее перспективную группу устройств отображения информа­ции, составляют мнемосхемы (рис. 56). Они представляют собой наглядное графическое изображение функциональ­ной схемы объекта или системы, технологического процес­са, включают в себя цифровые и стрелочные приборы, ви­деотерминалы и пр. При компоновке мнемосхем стараются использовать привычные ассоциации и стереотипы. Так схема может ассоциироваться с пространственным распо­ложением обозначаемых объектов, отдельные символы — с функциональной схемой объектов, либо с внешним видом агрегатов, либо с общепринятыми значками для их обозна­чения, буквами.

Цвет в средовых объектах.Пространство и формы объек­тов среды жизнедеятельности воспринимаются человеком че­рез освещение, а также благодаря различиям в цвете. Понятия


Композиция / Цвет \ Цветовая
формы и / как фактор эмоционально- \ гармония,
пространства   цветовая
  1 эстетического воздействия 1 композиция
/ Цвет в системе /\ Цвет как фактор \
1 средств производственной 1 1 психофизиологического }
\ информации \ / комфорта /
  Оптимальный  
  режим жизне-  
  деятельности  
  системы  
  «человек-среда»  
           

Рис. 57. Основные задачи, решаемые с помощью цвета (по А. Г. Устинову) [43]


«свет» и «цвет» неразделимы как в физике, так и психофизиб-логии.

Естественный свет, считаемый белым, по физическому за­кону преломления раскладывается с помощью стеклянной призмы на цвета спектра от красного (длина волны 700—620 нм) до фиолетового (450—400 нм, нанометр = 10"9 метра). Эти определенные цвета называются спектраль­ными или хроматическими. Поверхности объектов по-разно­му отражают излучения: одни лучи отражаются в большей степени, другие — в меньшей. Лучи, отраженные главным об­разом, определяют цвет поверхности. Если поверхности отра­жают все лучи спектра примерно в одинаковом соотношении (так, как они присутствуют в не разложенном призмой белом свете), то их называют ахроматическими (бесцветными). Это белый, черный и различные градации серого цвета. Цвет, как один из важнейших компонентов среды обитания человека, в проектной практике организуется в соответствии с конкрет­ными условиями и учетом психофизиологии, психологии и эс­тетики. Задачи, решаемые с помощью цвета можно разделить натри группы (рис. 57):

• цвет как фактор психофизиологического комфорта;

• цвет как фактор эмоционально-эстетического воздейст­вия;

• цвет в системе средств визуальной информации.

Для случая производственной среды в классификации факторов и задач можно выделить следующие подгруппы. Участие цвета в создании психофизиологического комфорта:

• создание комфортных условий для определенной зрите­льной работы (оптимальное освещение, использование физио­логически оптимальных цветов и т. д.);

• создание комфортных условий для функционирования организма (в т.ч. компенсация с помощью цвета неблагопри­ятных воздействий трудового процесса, климатических и мик­роклиматических условий),

Задачи второй группы (эстетические аспекты цвета), неот­делимые от проблем первой, подразделяются на самостояте­льное эстетическое воздействие цвета и цветовых гармоний на человека, а также использование цвета как средства компози­ции (увязка цветового решения с объемно-пространственной композицией, интерьером в целом и т. д.).

Участие цвета в организации системы средств производст­венной информации:

• информация об особенностях техники безопасности (с
учетом четкого разграничения знаков и цветов по функциям);


• информация о технологии и процессе труда, облегчение ориентации в производственном оборудовании;

• информация об организации производства и улучшении ориентации в производственной среде в целом.

При использовании цвета как фактора психофизиологи­ческого воздействия основываются, в частности на цветовых ассоциациях и предпочтениях (приложение 9). Однако сле­дует помнить, что эти данные ориентировочны и могут меня­ться с изменением чистоты цвета, сочетания цветов, условий освещения и других параметров конкретной проектной ситу­ации.

Основные характеристики светоцветового решения выби­раются также с учетом таких психофизиологических особен­ностей людей, для которых предназначается среда или объект, как возраст, пол, профессия, национальность и прочее.


Раздел 9

ДИЗАЙН КАК ОБЪЕКТ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Основой для исследований дизайна как объекта промыш­ленной собственности является тезис о том, что промышлен­ный образец по своей природе является двойственным объек­том: его изобразительная сущность — из авторского права, а юридические процедуры включения в хозяйственную деяте­льность осуществляются в соответствии с патентным правом. Проблема заключается в том, что разнообразие предметов, со­здаваемых с использованием дизайна, требующего юридиче­ской охраны, чрезвычайно обширно. Эффективность же испо­льзования заявителем патентного права для охраны всего разнообразия объектов нового и оригинального дизайна, судя по сложившейся практике, обеспечивается не в полной мере. Это связано с избирательностью объектов дизайна для охраны в соответствии с Патентным законом РФ. Приведенные в раз­деле примеры показывают, что наиболее эффективно патент­ное право обслуживает промышленные образцы объектов промышленного дизайна, когда объект техники выполнен на изобретательском уровне, а дизайн выявляет его эстетическое совершенство. Анализ опубликованных промышленных об­разцов свидетельствует, что если внешний вид изделия, в ко­тором применен заявляемый промышленный образец, содер­жит и художественные и технические черты, то охрана распространяется лишь на художественные черты (искусство­ведческий аспект). Исследования дизайна как объекта про­мышленной собственности показывают, что налицо повыше­ние привлекательности патентного права применительно к промышленным образцам, в сравнении с авторским правом. В частности, в разделе рассмотрены такие понятия, как:

— существенные признаки промышленного образца и эс­тетические и/или эргономические особенности изделия, в ко­тором он воплощен;

— совокупность существенных признаков промышленно­го образца и их перечень.


Такие соотношения рассматриваются следующим образом:

— эстетические и/или эргономические особенности изде­лия, в котором воплощен промышленный образец, является его визуальной характеристикой, а существенные признаки, включенные в перечень, их словесной идентификацией;

— эстетические и/или эргономические особенности изде­лия и существенные признаки промышленного образца взаи­мосвязаны так, что если «особенности» изображены и являют­ся визуальной характеристикой промышленных образцов, то существенные «признаки» оформляются в виде перечня, явля­ясь их вербальной (словесной) идентификацией.

В разделе показано, что промышленный образец является результатом художественно-конструкторского решения изделия, визуально проявленным в его внешнем виде. После­довательность изложения существенных признаков промыш­ленного образца в перечне следует логике художествен­но-конструкторского решения изделия, эстетические и/или эргономические особенности внешнего вида которого заявля­ются как основополагающие для признания заявленного худо­жественно-конструкторского решения в качестве промыш­ленного образца.

Новый и оригинальный внешний вид изделия обеспечива­ется творческим методом художественного конструирования (дизайна) насчет проектных решений, изменяющих:

— композицию (состав и взаимное расположение основ­ных формообразующих элементов);

— форму элементов композиции (для объемных промыш­ленных образцов);

— их конфигурацию (для плоскостных промышленных образцов);

— пластику (подробности формы);

— орнамент (графическое решение);

— колористическое решение (в сочетании с фактурой).
Этот план построения перечня существенных признаков

выявляет сущность промышленного решения, именно с пози­ции искусствоведения.

УСЛОВИЯ ОХРАНОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗЦА

Согласно нормативному понятию промышленного образца условиями его охраноспособности являются: художествен­но-конструкторское решение изделия, определяющее внешний вид, новизна, оригинальность и промышленная применимость.


Художественно-конструкторское решение

Художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия, являющееся объектом правовой охраны в качестве промышленного образца, зрительно воспринимает­ся по внешнему виду, форме этого изделия, выраженной через скульптурный объем изделия. Само слово «решение» подра­зумевает осмысленное осуществление творческого замысла, а словосочетание «художественно-конструкторское» определя­ет специфику этого творчества, неразрывно связанного с про­цессом художественного конструирования. Словосочетание «определяющее внешний вид изделия», приведенное в ст. 6 Патентного закона, посвящается условиям патентоспособно­сти промышленного образца, объясняет значение решения для внешнего вида изделия, вмещает все творческие достижения создателей изделия, которые оказывают влияние на внешний вид изделия, а именно определяют его.

Таким образом важно понять, что в качестве промышлен­ного образца охраняется художественно-конструкторское ре­шение, а не сам материальный объект как таковой, не изделия культурно-бытового или хозяйственного назначения (видео­магнитофон, холодильник, миксер и пр.), а решения конструк­торских задач, воплощенных художественно-образными средствами, создающими внешний вид — наружный облик.

Степень значимости и доля использования образных средств при конструировании и проектировании изделий за­висит от сути самого изделия. Так в изделиях легкой промыш­ленности, например, в обуви, тканях, коврах художественное творческое начало преобладает над техническими сторонами. Тяжелое технологическое оборудование, например, кузнеч­ные и штамповочные прессы, автоматические линии являются по своей сути объектами развития научно-технического про­гресса, и художественное творческое начало в таких изделиях уступает значению технических характеристик и чисто конст­рукторским решениям. Но в любом случае дизайн и техниче­ская сторона должны выступать взаимосвязано в формирова­нии образа проектируемых и создаваемых объектов.

Согласно п. 2 Правил составления подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец, про­мышленные образцы могут быть объемными (модели), плос­костными (рисунки) или составлять их сочетание.

Объемные промышленные образцы представляют собой композицию, в основе которой лежит объемно-пространст­венная структура, например, художественно-конструкторские


решения, определяющие внешний вид металлообрабатываю­щего станка, сельскохозяйственной машины (например, ком­байна), мотоцикла, утюга и т. д.

Плоскостные промышленные образцы характеризуются линейно-графическим соотношением элементов и фактически не обладают объемом, например, художественно-конструк­торские решения, определяющие внешний вид ковра, платка, ткани и т. д.

С учетом практики разработки художественно-конструк­торских дизайнерских проектов и в качестве охраны промыш­ленных образцов могут быть дизайнерские объекты единич­ные и состоящие из нескольких изделий (многообъектные).

К единичным промышленным образцам могут быть отне­сены:

плоскостной двухмерный — промышленный рисунок, изображение, выполненное с помощью графических средств, например рисунок декоративной ткани, ковра;

объемный трехмерный — целое единичное изделие, на­пример машина, прибор; часть изделия, если она предназначе­на для использования с целым рядом изделий и обладает само­стоятельной завершенной композицией, например фара, различные ручки;

объемно-плоскостной — например рисунок протектора — утолщенная, более прочная покрытая рельефным рисунком часть наружной покрышки пневматической шины.

К многообъектным промышленным образцам могут быть отнесены:

комплект изделий — полный набор каких-либо предметов, в совокупности составляющих целое, например комплект бе­лья, комплект частей машины; совокупность изделий относи­тельно самостоятельного назначения. Все эти изделия должны быть подчинены общей задаче, решаемой комплектом в це­лом, при этом решение всех составных частей комплекта дол­жно быть основано на едином образном пластическом и сти­листическом принципе формообразования;

набор изделий—совокупность предметов одного назначе­ния, образующих нечто целое, подбор, например набор инст­рументов;

интерьер — архитектурного и художественно оформлен­ного внутреннего помещения; внутренне пространство раз­личных помещений, архитектурных сооружений, а также подъемно-транспортных машин и средств транспорта, напри­мер кабины, салоны, каюты, рубки и др.;

шрифт — рисунок, начертание букв;


пиктограммы — изображение предметов, событий и дей­ствий с помощью условных знаков;

табло — средство отображения информации в форме, удобной для восприятия человека; представляет собой доску, щит или экран с различными условными изображениями, све­товыми и другими сигнальными устройствами, показываю­щими состояние контролируемого объекта и отображающими сообщения распорядительного либо рекламного характера.

В отдельную группу целесообразно выделить изделия лег­кой промышленности, например одежда, обувь.

К охранным изделиям комплектов (наборов) могут быть отнесены:

сервизы, наборы посуды;

наборы инструментов, инвентаря и т. п.;

комплекты одежды;

наборы для игр (шахматы, конструкторы и т. п.);

шрифты;

комплекты оборудования (технологического, электронно­го и т. п.);

комплектные рабочие места (диспетчера, оператора и т. п.).

С точки зрения художественного конструирования реше­ние всех элементов комплекта или набора должно быть вы­полнено с использованием единого образного, пластического и стилистического принципа формообразования.

Специфика набора состоит в том, что между элементами, входящими в его состав и представляющими собой самостоя­тельные изделия, существуют определенные связи: функцио­нальные, логические, композиционные.

Разработка художественно-конструкторского решения из­делия, состоящего из различных по функции элементов, име­ющих определенные связи между собой и характеризующих­ся едиными принципами формообразования, является значительно более сложной творческой задачей, чем разра­ботка единичных изделий.

Такие комплекты, как мебельные гарнитуры, сервизы, на­боры и т. п., позволяют формировать целостную, гармонич­ную и целесообразную предметно-пространственную среду жилого интерьера, а также изделия, как комплекты технологи­ческого и электронного оборудования, наборы инструментов, приспособлений и т. п., составляют основу производственно­го интерьера, создавая оптимальные условия для деятельно­сти рабочих и служащих.

Как правило, комплект характеризуется пространственной автономностью отдельных элементов, входящих в его состав.


Так, предметы, составляющие, например, чайный сервиз (чашка, чайник и т. п.), могут существовать отдельно, в то вре­мя как элементы единичного изделия в подавляющем боль­шинстве случаев неразрывны в процессе выполнения основ­ной функции этого изделия, например столешница и опора стола, кузов и колеса автомобиля и т. д.

Пространственная автономность элементов комплекта (набора) во многом обусловлена возможностью расширения и сужения функции, на выполнение которой направлено реше­ние того или иного комплекта.

Так, набор мебели для столовой обычно включает стол, стулья и буфет, но может быть дополнен сервантом, столиком для чая, сервировочным столом, полками для посуды и т. д.

Набор для слесарных инструментов может состоять из са­мых необходимых основных слесарных инструментов или быть дополнен предметами, позволяющими расширить его функциональные возможности.

Оборудование рабочих мест, пультов управления также в той или иной мере пространственно зависимо от архитектур­но-планировочных параметров помещений, что учитывается в процессе экспертизы художественно-конструкторских реше­ний подобных изделий.

Изделия, входящие в состав некоторых комплектов, в про­цессе использования могут подвергаться многообразным ви­доизменениям, взаимным перекомпоновкам. Способность к трансформации, комбинаторным преобразованиям, ярче всего выраженная в изделиях типа конструктор, является характер­ной чертоЯ многих комплектных изделий и отражает самые передовые направления дизайна.

Для таких объектов, как шахматные фигуры/существен­ными будут в основном признаки, характеризующие форму отдельных элементов, их силуэт, пластику, нюансную прора­ботку.

Шрифт — графическая форма знаков алфавитной системы письма. В зависимости от техники воспроизведения шрифта различают следующие его основные виды:

рукописный, написанный пером или другими инструмен­тами на мягком материале (папирусе, пергаменте, бумаге и

др-);

рисованный, нанесенный кистью или другим инструмен­том на вывесках, вазах, образцах тканей, оригиналах перепле­тов, обложек, титульных листов и других элементов изданий;

гравированный, вырезанный или высеченный на дереве, металле, камне или другом твердом материале; используется


для надписей на памятниках, архитектурных сооружениях (эпиграфика) или гравюрах;

наборный, составленный из отдельных литер и других эле­ментов и предназначенный для ручного или механизирован­ного набора текста, воспроизводимого при печати главным образом на бумаге (такие шрифты за исключением шрифтов наборно-пишущих машин и фотонаборных машин, называют­ся типографскими).

Типографским шрифтом набирается текст для печатания книг, газет, журналов и некоторых других видов печатной продукции.

Типографский шрифт состоит из комплекса знаков (букв, цифр, знаков препинания, математических и других симво­лов).

Типографские, рисованные и графические шрифты, а так­же шрифты наборно-пишущих и фотонаборных машин, вос­производимые печатным способом, называются печатными шрифтами.

В соответствии с назначением типографские шрифты по­дразделяются на:

текстовые — для текстового набора;

титул ьн ые—дл я набора обложек, титу л ьн ых л истов, заго­ловков;

акцидентные — для набора малых типографских форм (дипломы, бланки, этикетки, объявления и т. п.).

Типографские шрифты различают по наклону букв (пря­мые и курсивные), толщине основных шрифтов (светлые, по­лужирные, жирные), ширине знаков (узкие, нормальные, ши­рокие). По размеру типографские шрифты делятся на кегли (нонпарель, петит, корпус, цицеро и т. д.). По начертанию — округлый или прямоугольный характер контура буквы, соот­ношение между шириной основного и соединительного шрифтов, внутрибуквенный просвет и т. п. — шрифты делятся на гарнитуры. Гарнитура—-это совокупность разновидностей шрифта (по наклону букв, ширине и т. п.) данного рисунка.

Различают в основном семь групп (гарнитур) типограф­ских шрифтов:

1) литературная (бывшая латинская), банковская, типа га-рамон;

2) типа баскервилль;

3) обыкновенная новая, елизаветинская, типа бодони;

4) академическая, школьная, бажановская;

5) типа Телингатера;

6) брусковая, газетная, типа мемфис;


7) журнальная рубленная, типауниверс.

В особую группу входят шрифты, которые по рисунку не могут быть включены в указанные группы, в том числе руко­писные, имитационные (например, шрифты пишущих маши­нок) и др.

Типографский шрифт является основным средством офор­мления печатных изданий. Построенный на основе принципов графического искусства, он оказывает большое эстетическое воздействие на читателя и является элементом графического дизайна.

Несмотря на большое разнообразие рисунков типограф­ских шрифтов, как в нашей стране, так и в зарубежных странах постоянно разрабатываются рисунки новых шрифтов, отвеча­ющие современным требованиям оформления печатных изда­ний.

Любой новый рисунок шрифта должен быть удобочитаем, технологически приемлем и эстетически совершенен. Принцип удобочитаемости понятен — текст должен читаться легко и бы­стро, «без запинки», не должно допускаться смешения букв. Технологическая приемлемость шрифта определяется возмож­ностями типографской техники. Эстетически совершенный шрифт создает цельное впечатление, радует глаз, как бы на­страивает читателя на ознакомление с тем или иным жанром литературы. В некоторых случаях новый рисунок шрифта при­носит и непосредственную экономическую выгоду.

Охрана типографских шрифтов на основе законодательст­ва о промышленных образцах стала применяться после приня­тия в 1965 г. Положения о промышленных образцах.

Первый охранный документ авторское свидетельство № 1880 на типографский шрифт в качестве промышленного образца «Шрифт» было выдано в 1972 г. (бюллетень «Откры­тия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки» № 28 за 1972 г., класс 18-04, автор Кисляков М. Е., приоритет от 14 октября 1969 г.). Этот шрифт содержит 66 букв и 14 иных знаков.

В зарубежных странах типографские шрифты в настоящее время охраняются либо на основе законодательства о про­мышленных образцах, либо авторским правом.

В США шрифты очень часто регистрируются как промыш­ленные образцы после проведения экспертизы на новизну. Максимальный срок действия патента на промышленный об­разец в США — 14 лет.

В виде исключения шрифт может быть признан и изобре­тением. Так, патент США № 3034806 от 15 мая 1962 г. отно-


сится к очертаниям цифр, которые более легко читаются, чем известные. Поскольку удобочитаемость относится к функцио­нальным особенностям объекта, эти цифры признаны изобре­тением, несмотря на то, что их очертание не может быть точ­ной технической формулой (первый пункт формулы этого патента гласит: «Очертание цифр, показанных на рис. 1»).

В Германии шрифты могут охраняться как по закону о промышленных образцах, так и авторским правом, если они являются произведениями искусства.

В Великобритании патентное ведомство отказывается ре­гистрировать шрифты как промышленные образцы, ссылаясь на то, что хотя в типографском шрифте имеются отдельные характерные черты, Но они используются выборочно и в раз­личных сочетаниях, а потому не могут считаться единым на­бором. Однако в соответствии с Законом об авторском праве промышленные образцы 1968 г. типографские шрифты могут пользоваться охраной по авторскому праву, если только шрифт будет признан судом произведением искусства.

В Японии типографские шрифты не охраняются ни автор­ским правом ни правом на промышленные образцы.

Таким образом, в некоторых зарубежных странах охрана отечественных типографских шрифтов может осуществляться авторским правом, что предусмотрено Всемирной конвенцией об авторском праве [44].

Охрана типографских шрифтов в качестве промышленных образцов практически с позиции теории и практики дизайна может рассматриваться как охрана элементов графического дизайна.

Согласно п. 2.3. Правил под вариантами промышленного образца понимаются художественно-конструкторские реше­ния одного и того же изделия (комплекта, набора), различаю­щиеся по совокупности существенных признаков, определяю­щих одинаковые эстетические и/или эргономические особенности изделия.

Под вариантами принято понимать стилистически связан­ные исполнения одного и того же художественно-конструк­торского решения, имеющие одинаковый художественный образ, но производящие различное эстетическое впечатление.

Понятие «вариант» относится не к изделию как конкрет­ной функциональной единице, а к художествен но-конструк­торскому решению, определяющему его внешний вид.

В рамках этого решения, которое характеризуется единым подходом к формообразованию, едиными композиционным и стилистическим принципами, возможны вариантные реше-


ния, обусловленные различием отдельных элементов формы либо нюансными изменениями их внешнего вида.

Вариантные преобразования дизайнерских решений заяв­ленных в качестве промышленных образцов касаются про­странственных, пластических, графических и цвето-фактур-ных решений и объединены единым художественным замыслом.

1. Варианты объемно-пространственного решения.

Если форма изделия претерпевает размерные, пропорцио­нальные или силуэтные изменения, то можно расценивать эти решения в качестве вариантов.

2. Варианты пластического решения.

Например, вариантное решение скороварки достигается из­менением пластической проработки ручек, а также использова­нием художественного орнамента на стенках.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты