Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Реальности в культуре




Творцом знания всегда является отдельная личность. Это верно, даже если речь идет о коллективном творчестве. Однако результаты индиви-дуального познания передаются другим людям, включаются в обществе-нное сознание, в социальную память, в культуру, и таким образом происходит историческое развитие знаний человечества. Оно хотя и осуществляется через познавательные действия отдельных индивидов, но в конечном счете определяется не условиями и законами индивидуальной познавательной деятельности, а социально-историческими условиями и закономерностями. Познавательная деятельность индивидов всегда опира-ется на сложившиеся в обществе нормы и традиции. Появляясь на свет, индивид застает их уже «готовыми» и в процессе социализации приоб-щается к ним. Поэтому развитие человеческих знаний протекает в исто-рически обусловленных социальных формах.

Система социальных форм познанияначинает складываться с возникновением культуры. Понятие культуры трудно поддаётся одно-значному определению. Не случайно в философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Целе-сообразно выделить три главных аспекта понятия культура. Во-первых, культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера твор-чества. Во-вторых, культура есть ценностное отношение к реальности. В-третьих, культура представляет собой искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы).

Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего агрокультуру, т. е. возделывание, обработку, культивиро-вание земли. Этот первоначальный смысл в дальнейшем уступает место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека.

Исходя из существующих точек зрения на культуру, можно сказать, что понятие культуры имеет три основных значения: 1) возделывание, творчество, производство; 2) образование, воспитание и развитие; 3) поклонение и почитание; имеется в виду религиозный культ. В самом широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком, все достижения человечества. Культура предстает как «вторая природа», которая сотворена самим человеком и образует собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты: технику, технологию, инфраструктуру, жилища, предметы быта, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты: религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д. Внутри ее часто особо выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассмат-ривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры. Между материальной и духовной культурами имеется глубин-ное единство. Обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало – идеи, проекты и замыслы человека, воплощаемые им в материальную форму.

Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Выделим некоторые из них:

· функция социализации как формирование и воспитание человека, функция человекотворчества;

· регулятивная, или нормативная функция как установление, организация и регуляция отношений между людьми;

· ценностная, или аксиологическаяфункциякак формирование у человека определённого отношения к действительности в процессе развития ценностных потребностей и ориентаций;

· познавательная, или информационная функция как способность культуры накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества.

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, представляя собой различные социально-культурные формы отражения реальности. Кроме научного, существуют и другие формы знания и познания. К ним относятся обыденное, фило-софское, религиозное, художественно-образное, игровое и мифологи-ческое познание. Кроме того, к вненаучным формам познания относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, так называемые «оккультные науки» и т. п. А это значит, что познание не может быть ограничено только сферой науки, оно существует и за ее пределами. Причем многие формы вненаучного знания (например, астрология) старше знания, признаваемого в качестве научного (например, астрономии), а алхимия старше химии как науки. Поэтому необходимо видеть многообразие форм познания и способов понимания природы и общества (религия, мифы, наука и др.), исходить из необходимости выбора между ними.

На ранних стадиях развития общества познавательная деятельность людей была «вплетена» в практическую деятельность и не отделялась от последней. Исторически первоначальными формами такого «вплетенного» в практику познания были:

1) обыденно-практическое познание, органически включенное в повседневные житейские дела;

2) игровое познание, т. е. познание, происходящее в ходе игр, как детских, так и взрослых;

3) мифологическое познание, выполнявшее важную роль в организации поведения людей.

Зародившись в далеком прошлом, обыденно-практическое познание продолжает существовать на всех последующих стадиях развития общества. Его наиболее важные разновидности – познание вещей и явлений в ходе трудовой деятельности и познание людьми друг друга в процессах повседневного общения. Важнейшими особенностями обы-денно-практического познания являются его утилитарность и бессис-темность. В нем не строятся какие-либо общие теории, большое место принадлежит детальному изучению единичных предметов.

Обыденные знания – это главным образом знания о способах и условиях деятельности. Основная часть их имеет рецептурныйхарактер и выражается в практически полезных предписаниях и правилах действий. Набор таких правил позволяет действовать и достигать нужных результатов, имея весьма смутное представление (или даже не имея его вообще) о том, как и почему они получаются. Однако при всей своей ограниченности обыденно-практическое познание отвечает потребностям повседневной жизни и в этой сфере не может быть заменено никакими научными представлениями. Например, чтобы засолить огурцы, важно знать рецептуру и правила действий; изучать же в данный момент сущность химических и микробиологических процессов, происходящих с огурцами, нет необходимости: качество их засолки от этого не улучшится, а дело затянется.

Игровое познание состоит в том, что игры моделируют человеческие действия и отношения, и поэтому игровое поведение может дать знания о них, хотя такая цель в игре и не ставилась. В играх вырабатывается знание правил и условий человеческого взаимодействия – взаимопомощи и борьбы, сотрудничества и состязания; они способствуют пониманию психологии людей и самопознанию личности, постижению ею своих собственных способностей и возможностей. Игра – не просто детская забава и форма отдыха взрослых. Элементы игры присутствуют в самых серьезных человеческих делах.

В мифологическом познании отражение действительности осуществлялось в художественно-образнойформе. Мифы – это рассказы, сказания, легенды, повествующие о происхождении и устройстве мира, возникновении людей, об обычаях, обрядах, запретах («табу»), регули-рующих их жизнь. Для мифологического сознания был характерен антропоморфизм:все в мире представлялось «по образу и подобию» человека. Вещи наделялись, как и он, «телом и душой», им приписывались такие же, как у него, чувства, желания, способы поведения. Отношение человека к вещам было отношением общения с ними как себе подобными. В содержании мифов нерасторжимо соединялись рациональное и иррациональное, правда и вымысел. Однако мифы воспринимались людьми не как продукты художественного воображения, а как объективное знание о реальности. До определенного времени мифоло-гическое мышление соответствовало уровню общественной практики. Однако с разложением первобытных отношений происходит и распад мифологического сознания.

Зародившиеся в рамках мифологического и игрового познания формы познавательной деятельности обособляются и превращаются в относительно самостоятельные сферы культуры. Одной из таких сфер становится искусство. В основе искусства лежит эстетическое отношение к действительности, эстетическое переживание, для которого характерно особое, неутилитарное удовольствие – чувство наслаждения, возникающее при встрече с прекрасным. Художественное отражение действительности в искусстве направлено не на получение знаний ради их практического применения, а на эстетическое освоение мира, выражение и формирование чувств и переживаний, которые возникают у человека в этом процессе. Несомненно, произведения искусства несут в себе «попутно» разного рода сведения о явлениях природы, вещах и событиях, странах и народах и т. д. Из произведений искусства, особенно реалистического, можно почерпнуть массу знаний, даже не будучи настроенным на познавательную деятель-ность, и получить их при этом в живой, увлекательной форме. Однако подлинное искусство никогда не является простым фиксатором существующего. В художественных образах действительность не копиру-ется, а воссоздается, реконструируется. Ни истина, ни польза сами по себе не составляют главной цели художественного мышления. Оно есть особый способ видения мира, соединяющий в себе его отражение и преображение. Знания, которые оно дает, – это знания не просто о действительности, а о действительности в эмоциональном, эстетическом восприятии ее человеком.

Мифологическое сознание было исторически первой формой мировоззрения, первой попыткой человечества создать комплекс ценностно-мировоззренческих знаний, содержащих в себе представления не только о сущем, но и о должном, об идеалах и ценностях, которыми людям надо руководствоваться в жизни и общении. С распадом мифологического сознания в усложнившихся условиях общественной жизни на его почве вырастают другие формы ценностно-мировоз-зренческих знаний – религия и философия, из которой впоследствии развивается научное знание. Если в религии на основе эмоционального отношения к миру строится вера,то в науке на основе рационального отношения к нему строится знание.В религии вера имеет приоритет над знанием, знание должно опираться на веру: в науке знание имеет приоритет над верой, вера должна опираться на знание.

Рассмотрим подробнее некоторые донаучные формы интеллек-туальной интерпретации законов бытия: миф, религию, искусство.

Слово «миф» греческое и буквально означает сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях. В мифе форма тождественна содержанию и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Мифологическое мышление выражается в неотчётливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, то есть происхождения и сущности. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.

Важнейшая функция мифического времени и самого мифа – создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также является важной функцией мифа. Эта функция осуществляется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсценируют события мифического времени и даже включают иногда рецитирование мифов. В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются и реактуализируются. Ритуалы обеспечивают их «вечное возвращение» и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка. Миф и ритуал составляют две стороны – как бы теоретическую и практическую – того же феномена.

Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно пере-осмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь.

В своей монографии «Диалектика мифа» А.Ф. Лосев даёт следующее определение: «Миф есть для мифологического сознания наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни. Миф есть логическая, т. е. прежде всего диалектическая, необхо-димая категория сознания и бытия вообще. Миф – не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь». Таким образом, миф, по А.Ф. Лосеву, особая форма выражения сознания и чувств древнего чело-века. С другой стороны, миф, как праклетка, содержит ростки развившихся в будущем форм. В любом мифе можно выделить семантическое (смысловое) ядро, которое будет впоследствии востребовано.

Под религией обычно понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни. Все религии считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный, сотворённый характер, т. е. вторична по отношению к другой, истинной реальности – реальности Бога. Этимологически термин «религия» означает восстановление утраченной связи. Так, согласно христианской традиции, после грехопадения первого человека такая связь была утрачена и может быть восстановлена в полном объеме после второго пришествия и полного обновления человека и мира. Главным в понимании феномена религии и его роли в жизни человека является уяснение сущности веры. Этимологически термин «вера» проис-ходит от древнеиранского корня «вар», что означает «правда» и «вер-ность». Содержательно вера понимается как мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, направленная на осуществле-ние высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию. Вера дает человеку абсолютную уверенность в дости-жении желаемой цели (спасения души, воскресения, вечной жизни и т. д.) и в этом смысле она не требует доказательств.

Это совсем не значит, что вера не нуждается в разуме и знаниях; более того, вера и знание дополняют друг друга в сложном процессе познания мира человеком. Выделяют рациональную веру, основанную на предпо-лагаемой вероятности того или иного события и готовности в это поверить, и иррациональную веру, сутью которой является абсолютная убежденность в существовании иного мира, по сравнению с нашим обычным, мира потустороннего, не подчиняющегося физическим законам. Этот мир не является параллельным нашему повседневному миру и опыту, а он находится внутри нас («царство Божие внутри вас») и не менее реален, чем мир обычных вещей и явлений. Более того, этот сверхъ-естественный мир открывается человеку тем или иным способом, с ним можно общаться и, наконец, он дается человеку в словах и действиях «свя-тых», «учителей», «пророков» и т. д. Именно этот высший мир, данный человеку в акте религиозной веры, является той высшей ценностью, которой человек отдается полностью.

Важно подчеркнуть, что мир религиозных ценностей не творится самим человеком, а дается ему в актах богопознания и откровения. Вера или неверие выбирается человеком свободно и является актом личност-ного самоутверждения. Но, сделав этот выбор, личность не может не измениться внутренне, не изменить своего отношения к миру и людям, своего поведения.

В период Средневековья религиозное мировоззрение стало господствующим во всех сферах человеческой практики, в том числе и в практике научного познания. Известны многочисленные факты, когда религиозные догмы использовались в качестве ограничителей в познании человеком окружающей действительности. В связи с этим может сло-житься впечатление, что в настоящее время сфера религиозной веры и сфера научного познания противоречат друг другу. Однако следует иметь в виду, что эти сферы описывают разные уровни взаимосвязей человека с действительностью. Религиозная вера описывает нормы и ценности отношений человека с Богом, с другими людьми и с самим собой. Наука же занимается построением такого образа действительности, на который можно было бы ориентироваться для достижения целей практической деятельности.

Иску́cство(от церк.-слав. Искусьство (с лат. Eхperimentum – опыт, проба); ст.-слав. Искоусъ – опыт, реже истязание, пытка) – образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

В масштабах всего общества, искусство – особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие.

Центральным понятием искусства является художественный образ. Художественный образ – форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание, его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).

Художественный образ создается на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, – или комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального субстрата искусства. В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой комму-никативной ситуации. И конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

В художественном образе слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начало. Традиционная специфика образа опре-деляется по отношению к двум сферам: реальной действительности и процессу мышления. Образ не просто отражает действительность, но обобщает её. Отсюда верно подчёркивается, что образ есть конкретно обобщенная картина жизни, нашедшая выражение в словесном, музыкальном или другом образе. По Г.В.Ф. Гегелю «образ стоит посере-дине между непосредственной чувствительностью и принадлежащей области идеальной мыслью «и представляет» в одной и той же целостности, как понятие предмета, так и его внешнего бытия». Образ представляет единство чувствительного и обобщающего мышления.

Художественная специфика образа представляется не только тем, что он осмысленно отражает действительность, но и тем, что он творит новый, вымышленный мир. Творческая и познавательная природа образа проявляется двояко: 1) художественный образ есть результат деятельности воображения, наряду с объективным, в нем воплощается единичное, субъективное; 2) образ есть результат не только творческого воспроиз-ведения действительности, а активное преображение ее. Переход чувствен-ного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и ее чувственное воплощение – такова внутренняя подвижная сущность образа.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты