Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Материалы итогового контроля по дисциплине




Содержание итогового контроля

1. Специфика фольклора как искусства слова.

2. Жанры русского фольклора, их историческое формирование (проблема происхождения). Жизненно-бытовые и идейно-художественные функции жанров.

3. Происхождение и стадии исторического развития фольклора.

4. История собирания и изучения фольклора. Академические школы в русской фольклористике.

5. Календарная обрядовая поэзия, её состав. Поэзия зимнего и весеннего циклов.

6. Свадебная обрядовая поэзия, её связь с древними верованиями и обрядами. Основные жанры свадебной поэзии, особенности художественной образности и стиля свадебных песен.

7. Похоронные причитания, их связь с древними верованиями и обрядом. Основные мотивы похоронных причитаний, их поэтика.

8. Заговоры. Определение и значение жанра. Виды заговоров. Композиция, система образов, стиль, особенности бытования, судьба жанра.

9. Сказка определение жанра. Классификация. Проблема происхождения сказки. Сказка и миф. Элементы первобытной социальной и культурной жизни в сказке.

10. Сказки о животных. Происхождение художественного вымысла. Темы, идеи, сюжеты, образы. Поэтика и стиль.

11. Волшебные сказки. Происхождение художественного вымысла. Жизненные основы древних сюжетов. Темы, идеи, сюжеты, образы. Поэтика и стиль.

12. Социально-бытовые сказки. Происхождение и особенности вымысла. Темы, идеи, сюжеты, образы. Поэтика и стиль.

13. Основные сборники и исследования сказок. Характеристика одной из работ В.Я. Проппа на выбор («Морфология сказки», «Исторические корни волшебной сказки», «Русская сказка»).

14. Быличка. Определение жанра, проблема происхождения. Система образов, сюжетно-тематический состав. Художественные особенности, общественное значение.

15. Легенда. Определение жанра. Типы легенд. Сюжетно-тематический состав.

16. Предания. Основные жанровые признаки. Проблема классификации. Особенности бьттования.

17. Былины. Определение. Классификация жанра. Проблемы происхождения и историзма русских былин. Основные этапы развития былевого эпоса. Воинские былины. Сюжетно-тематический состав, проблематика, характеристика образов. Социально-бытовые былины. Сюжетно-тематический состав, проблематика, характеристика образов. Художественные особенности былин. Сюжетосложение, композиция, поэтический язык.

18. Исторические песни. Определение и происхождение жанра, природа вымысла. Характеристика основных тематических групп исторических песен.

19. Балладные песни. Тематика и сюжетный состав. Трагический конфликт.

20. Лирические песни. Определение жанра. Проблема классификации (по среде создания, по тематике, по жанровым признакам). Основные сборники и исследования. Особенности композиции лирических песен. Особенности поэтического языка лирических песен. Анализ одного из текстов (на выбор).

21. Частушки. Определение жанра. Происхождение. Основные типы частушек. Тематика, художественные особенности. Судьба жанра в современности. Основные сборники.

22. Пословицы и поговорки. Их различие. Тематика, поэтика, основные сборники.

23. Загадки. Определение жанра и генезис. художественные особенности загадок.

24. Ярмарочный фольклор.

25. Зрелища и театр, их разновидности.

26. Детский фольклор. Жанры. Значение детского фольклора.

27. Типологические связи русского и казахского фольклора.

28. Современное состояние фольклора. Фольклор и постфольклор.

29. Методика собирания фольклора и правила оформления фольклорных записей.

30. Основные проблемы современной фольклористики. Характеристика научной деятельности одного из известных фольклористов.

31. Художественная специфика древнерусской литературы как литературы средневекового христианского типа. Ее источники, культурно-историческое значение.

32. Хронологические границы древнерусской литературы. Периодизация.

33. Система жанров древнерусской литературы. Диалектика развития стилей.

34. Летописание в жанровой системе древнерусской литературы. Стиль летописного повествования.

35. Формирование начальной русской летописи. Источники «Повести временных лет».

36. «Повесть временных лет», ее жанрово-литературная специфика. Исторические предания, сказания, повести в составе первой русской летописи.

37. Концепция русской истории в «Повести временных лет» как зеркало политического мировоззрения летописцев.

38. Красноречие Киевской Руси. Литературная специфика, жанровые разновидности.

39. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Проблема жанра, смысл заглавия, проблематика.

40. «Поучение» Владимира Мономаха как пример учительного красноречия. Политические идеи «Поучения».

41. «Хождение» игумена Даниила, его место в жанровой системе древнерусской литературы.

42. «Моление» Даниила Заточника. Жанровое своеобразие и стиль.

43. «Слово о полку Игореве». История открытия. Актуальные проблемы изучения.

44. Образная система «Слова о полку Игореве». Изображение русских князей в произведении.

45. Историческая основа и идейная направленность «Слова о полку Игореве». Образ русской земли.

46. Жанровое и композиционное своеобразие «Слова о полку Игореве». Средства художественной изобразительности, использованные автором «Слова».

47. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина»: полемика по вопросу о соотношении текстов.

48. Жанровая специфика и идейно-содержательное своеобразие «Сказания о Борисе и Глебе».

49. Житие Феодосия Печерского как древнейшее русское преподобническое житие.

50. Русская культура и искусство XI-XIII веков.

51. Отражение в литературе трагических событий эпохи монголо-татарского нашествия («Слово о битве на реке Калке», «Слово о погибели Русской земли», «Слово о житии и преставлении великого князя Димитрия Ивановича»).

52. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Своеобразие жанра и стиля.

53. Жанрово-литературное своеобразие и идейная направленность цикла произведений, посвященных Куликовской битве.

54. Подъем русской культуры и искусства на рубеже XIV-XV веков. Развитие в литературе экспрессивно-эмоционального стиля.

55. Своеобразие «русского Предвозрождения» (концепция «стиля эпохи» Д.С. Лихачева).

56. Житие Сергия Радонежского как произведение русской агиографии рубежа XIV - XV веков. Характеристика стиля.

57. Новгородская литература XIV - XV веков, специфика ее развития.

58. Эволюция агиографического жанра в областных литературах. Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских».

59. Образная система «Повести о Петре и Февронии». Использование при создании образов главных героев агиографических и фольклорных традиций.

60. «Хожение» за три моря Афанасия Никитина. Жанр, образ автора.

61. «Повесть о новгородском белом клобуке», ее идейная направленность.

62. Причины возникновения, условия и пути развития русской публицистики XVI века. Основные политические идеи эпохи XV - XVI веков.

63. Отражение общественно-религиозной борьбы в сочинениях Нила Сорского и Иосифа Волоцкого.

64. Отражение общественно-политической борьбы в литературе и публицистике эпохи Ивана Грозного.

65. Публицистическая деятельность Ивана Пересветова, политические воззрения автора.

66. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским: общественно-политическая полемика, литературные дарования авторов.

67. Тенденции развития русской литературы XVII века. Проблема «русского барокко».

68. Исторические сочинения XVII века. Повести о Смутном времени.

69. Демократическая сатира XVII века. Темы, литературное своеобразие текстов.

70. «Колязинская челобитная» как образец демократической сатиры XVII века.

71. Эволюция жанровой системы древнерусской литературы в XVII веке.

72. Пути эволюции житийного жанра в XVII веке. Повесть о Юлиании Лазоревской.

73. Жанровая специфика «Повести о Горе-Злочастии». Фольклорные и агиографические традиции.

74. «Повесть о Горе-Злочастии». Своеобразие конфликта, образ главного героя.

75. «Повесть о Фроле Скобееве» как образец бытовой повести XVII века.

76. Литературные традиции и новаторство, жанрово-стилистическое своеобразие «Повести о Савве Грудцыне».

77. Борьба идей в русской литературе XVII века. Раскол.

78. Сочинения протопопа Аввакума. Своеобразие стиля. Отражение идейно-религиозных воззрений автора.

79. Возникновение и развитие русского театра в XVII веке.

80. Возникновение русской силлабической поэзии. Творчество Симеона Полоцкого.

81. Русская литература XVIII в.: своеобразие, место в историко-литературном процессе. Периодизация, принципы изучения.

82. Идейно-художественное своеобразие повествовательной прозы Петровской эпохи.

83. История зарождения русского театра во второй половине XVII – первой половине XVIII века. Его роль в пропаганде идей петровских преобразований. Характеристика пьес.

84. Панегирическая литература Петровской эпохи. Творчество Ф.Прокоповича.

85. Классицизм как ведущий творческий метод в русской литературе XVIII века.

86. Реформа русского стихосложения. Вклад в реформу М.В.Ломоносова и В.К.Тредиаковского.

87. Становление литературного языка и жанровой системы русского классицизма. Вклад А.П.Сумарокова и М.В.Ломоносова в этот процесс.

88. В.К.Тредиаковский – поэт и переводчик.

89. Становление жанра русской оды в творчестве М.В.Ломоносова. Своеобразие поэтического мастерства Ломоносова – одописца («Разговор с Анакреоном», «Памятник»).

90. Торжественные оды М.В.Ломоносова. Поэтика «Оды на взятие Хотина».

91. «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года» как программное произведение М.В.Ломоносова. Образ идеального государственного деятеля и принципы его художественного воплощения.

92. Духовные и философские оды – размышления М.В.Ломоносова («Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление и Божием величестве»).

93. Поэзия А.П.Сумарокова. Связь с литературной и фольклорной традицией. Отражение общественно-политических и литературно-эстетических взглядов писателя.

94. Своеобразие художественного решения конфликта в трагедии А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец».

95. Комедия в русской литературе XVIII в. Идейно-художественное своеобразие комедий А.П. Сумарокова («Опекун», «Рогоносец по воображению»).

96. «Вадим Новгородский» Я.Б.Княжнина – вершина развития русской классицистической трагедии.

97. Трагедия в русской литературе 60-90-х гг. ХУШ в. Идейно-художественные особенности трагедии Н.П. Николева «Сорена и Замир».

98. Сатирическая направленность комедий Я.Б.Княжнина и В.В.Капниста («Хвастун» Я.Б.Княжнина, «Ябеда» В.В.Капниста).

99. Сатирические журналы последней трети XVIII века. Полемика «Трутня» и «Всякой всячины». Историко-литературное и культурное значение полемики.

100. Драматургия Д.И.Фонвизина. Комедия «Бригадир»: структура, система образов, язык. Оценка комедии современниками.

101. Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Своеобразие конфликта и принципы построения характеров в произведении.

102. Д.И. Фонвизин – сатирик, публицист и журналист.

103. Демократизм и гуманизм комических опер Я.Б.Княжнина, М.И.Попова, Н.П.Николева, А.А.Аблесимова и др. Художественные особенности (анализ 2-3 произведений по выбору студента)

104. М.В.Чулков и его плутовской роман «Пригожая повариха». Картины русского быта в произведениях М.Д.Чулкова.

105. В.И.Лукин. Драматургическое творчество. Теория «склонения на наши нравы» и её историко-литературное значение.

106. «Письма Эрнеста и Доравры» Ф.А.Эмина – первый русский эпистолярный роман.

107. Теоретические взгляды П.А.Плавильщикова и их реализация в творчестве драматурга.

108. Сентиментализм как творческий метод в русской литературе последней трети XVIII века. Концепция мира и человека в представлении сентименталистов.

109. «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как вершинное явление русского сентиментализма. Своеобразие психологизма в произведении.

110. Историческая тема в творчестве Н.М.Карамзина («Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница»).

111. Русский предромантизм. Повесть Н.М.Карамзина «Остров Борнгольм». Значение творчества Н.М.Карамзина.

112. Литературная деятельность В.И.Майкова. Лирика. Своеобразие бурлескной поэмы «Елисей, или Раздраженный Вакх».

113. М.М.Херасков и его литературное наследство. Классицистические традиции и элементы сентиментализма в его творчестве.

114. Концепция временных и вечных ценностей в поэзии Г.Р.Державина. Образ автора и способы его выражения.

115. «Фелица» Г.Р.Державина как новый этап в развитии русской оды. Тема Фелицы в творчестве поэта.

116. Г.Р.Державин. Гражданская поэзия. Сатирические и победно-патриотические мотивы в ней.

117. Картины русской жизни и природы в поэзии Г.Р.Державина. Анакреонтическая лирика.

118. Г.Р.Державин о назначении поэта и поэзии. Значение творчества Г.Р.Державина.

119. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». История создания книги, жанровое своеобразие, композиция, язык.

120. Проблема личности и государства, воспитание гражданина – борца в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. Метод изображения человеческих характеров и конфликтов в произведении.

121. Особенности философских, общественно-политических и эстетических взглядов А.Н. Радищева. Отражение их в поэзии.

122. И.Ф.Богданович – представитель русской «легкой поэзии». Античный миф в стихотворной повести И.Ф.Богдановича «Душечка».

123. Тематика, проблематика и стилевое разнообразие поэзии М.Н.Муравьева, Н.А.Львова, И.П.Богдановича. «Пейзаж души» в лирике М.Н.Муравьева.

124. И.А.Крылов. Критическое переосмысление классицистических канонов драматургии.

125. И.А.Крылов. Журналистская деятельность. Проза И.А. Крылова.

126. Басни И.И.Хемницера.

 

Ф.4-73


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты