Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Ликург и его законы.




Афинам в Древней Греции противостояла Спарта. Во внутреннем устройстве этого государства многое для современников было не очень понятно. Ставится под сомнение и реальность существования законодателя, который заложил основы государственного строя спартанцев.

Считается, что Ликург относился к царскому роду. Он начал свою деятельность в момент утверждения дорийцев в Лаконии примерно в 884 г. до н.э. Ликург изучал государственное устройство на острове Крит. Свои предложения он обосновывал ссылками на предсказания дельфийского оракула.

Пифия в Дельфах встретила входящего в храм Ликурга словами:

Вижу тебя я, Ликург, пришедшего в храм

мой богатый

Как мне тебя называть, я не знаю: хотя

схож с человеком.

Всё же тебя назову я бессмертным скорее,

чем смертным.

Ликург попросил посоветовать ему лучшие законы. Пифия ответила, что лучше его законов не будет ни у одного государства. Это предсказание ободрило Ликурга, и он вернулся в Спарту, где правил его слабохарактерный племянник Харилай.

Незадолго до правления Ликурга в Спарте начались смуты. В народе росло недовольство, богатые угнетали бедных, и часто дело доходило до открытых уличных столкновений. В одной из таких стычек убили отца Ликурга. Он был царем Спарты, и, согласно обычаю, его власть перешла к старшему сыну Полидевку, брату Ликурга. Так как Полидевк скоро тоже скончался, не оставив детей, Ликург стал единственным наследником царского престола. Однако вскоре после воцарения он узнал, что царица, жена его умершего брата, ждет ребенка. Ликург объявил, что если ребенок его брата окажется мальчиком, он передаст ему престол, а сам, пока ребенок не вырастет, будет управлять государством в качестве опекуна.

Царица родила наследника. Когда мальчика принесли к Ликургу, он положил младенца на трон и сказал: «Вот ваш царь, спартанцы! Давайте назовем его Харилаем, и пусть он правит нами на радость народу.

Ликургу приписывают появление в Спарте наряду с двумя царями совета из 30 старейшин (герусия), обсуждавших и решавших все дела. Оба царя, принадлежавшие к двум враждующим родам, также входили в герусию наравне с остальными геронтами. Цари обладали всей полнотой власти над спартанцами во время военных походов, но в обычной жизни они подчинялись решениям герусии. Геронтами могли быть уважаемые старики не моложе 60 лет. Ежемесячное народное собрание (апелла) из всех граждан не моложе 30-ти лет имело право только принимать или отвергать решения герусии. Собрания проводились под открытым небом на ничем не украшенной площади. Спартанцы стояли под палящим солнцем и старались решить вопросы без пространных речей и нескончаемых споров. По «повестке дня» с краткими сообщениями и предложениями выступали цари и геронты. Мнения у собравшихся не спрашивали. Их задачей было криком поддержать или отвергнуть высказанные предложения. В случае неблагоприятного решения герусия имела право распустить апеллу. Считается, что данное правило вошло в действие под влиянием аристократии уже после смерти Ликурга. Апелла избирала геронтов и других должностных лиц. Во взаимоотношения двух царей, герусии и апеллы была заложена идея разделения властей, котораыя в конце XVIII в. была в полной мере реализована в политическом строе США. Со временем в Спарте появились эфоры, которые осуществляли судебные и контрольные функции.

По мнению древних авторов, вся территорию Ликург поделил на равные участки, а земля объявлялась государственной собственностью и изъята из товарного оборота. Ликург хотел ликвидировать имущественное неравенство. Земельный участок каждую семью должен был обеспечить ячменной мукой и растительным маслом. В социальном неравенстве и социальных противоречиях Ликург видел главную угрозу спартанскому государству. Все признаки роскоши и неравенства изничтожались, например, вместо золотых и серебряных монет использовались железные. Железо, из которого делали деньги, опускали раскаленным в уксус. Металл становился мягким, негодным для приготовления чего-либо, что можно было пустить в товарный оборот. Деньги оказались громоздкими, малоценными, но воровать, брать взятки или грабить в Спарте практически прекратили. Ликург запретил в Спарте ремесла, что фактически ликвидировало рынок товаров и возможность сосредоточения каких-то ценностей в руках части граждан.

Ликургу приписывают создание военной организации спартиатов. Все спартанцы принадлежали к дружествам, являвшимся подразделениями войска по 15-20 человек. Спартанцы участвовали в обедах за общим столом (сисситии). Существовала процедура принятия в эти дружеские сообщества, так как Ликург считал, что только друзья будут будут биться насмерть, помогая друг другу. Каждый сиссит ежемесячно вносил в общий котёл меру ячменя, немного сыра, фруктов и вина. На общий стол попадали лучшие части жертвенных животных и часть добычи охотников. Основным кушаньем была похлебка из чечевицы и бычьей крови. На обеды допускались дети, что являлось важной частью воспитания. Богатые спартанцы были недовольны отсутствием возможности вкусно поесть. Они избили Ликурга и даже выбили ему глаз. Но народ вступился за реформатора и спартанский коммунизм просуществовал столетия.

Большое значение в Спарте отводилось процессу воспитания. Ликург считал, что всё начинается с матерей. Женщинам полагалось быть здоровыми и веселыми. Поэтому девушки должны бегать, бороться, бросать диск, метать копье. Только такие женщины могли давать крепкое потомство. Девушки должны были присутствовать на праздниках, участвовать в плясках и петь в хоре. Женщины в Спарте участвовали в соревнованиях, в которых они могли показать свое мужество и приобрести славное имя. В своих песнях девушки славили сильных и храбрых и возбуждали у молодежи горячее желание отличиться. Оставаться холостым в Спарте считалось позорным. Для здоровых и крепких новорожденных мальчиков выделялся участок земли. Слабых ждала пропасть. Детей не пеленали, не баловали, не потакали их капризам.

Всё воспитание юношей и девушек было нацелено на то, чтобы установленные правила общежития прочно усваивались и становились неотъемлемой частью образа жизни спартанцев.

Воспитание мальчиков отличалось суровостью, было нацелено на физическую и военную подготовку. Можно долго живописать особенности воспитания мужчин в Спарте, но, пожалуй, достаточно сказать, что жёсткое воспитание мужчины-воина стало называться спартанским.

Спарта после Ликурга приобрела известность благодаря умению спартанцев выражать свои мысли коротко и четко, несколькими простыми словами. Весьма актуально звучит ответ Ликурга тем, кто предлагал ввести в спартанском государстве демократию. «Введи сперва демократию у себя дома», - был ответ Ликурга. Он нашёл и простой ответ на вопрос: «Как сделать, чтобы соседние страны не нападали на нас?». Ликург отвечал: «Оставайтесь бедными и не будьте ни в чем богаче соседей». Стиль такой образной и содержательной речи стали называть лаконическим, так как область, в которой располагалась Спарта, называлась также Лаконией.

Труд в Спарте не был в почёте. Работали илоты, потомки порабежённого спартанцами населения. И илоты, и участки земли, которые они обрабатывали, были поделены между спартанцами. Спартанские юноши во время так называемых криптий убивали наиболее сильных и смелых илотов, чтобы не допустить никакого организованного сопротивления.

Плутарх считал, что Ликург запретил спартанцам иметь писаные законы. Они формулировались в виде кратких изречений и заучивались наизусть.

Свои реформы Ликург завершил весьма оригинальным способом. Он не говорил – «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Он добился у своих сограждан обещания ничего не менять до возвращения из Дельф. Он обратился к дельфийскому оракулу за оценкой своих реформ и получил полное одобрение. Ликург считал дело сделанным, но решил, что даже его смерть (как и смерть общественного деятеля) должна быть полезна государству. Он отказался принимать пищу и умер от голода. Ему было около 85 лет и ждать пришлось недолго. Но Ликург боялся, что его останки вернутся в Спарту и спартанцы смогут считать себя свободными от клятвы ничего не менять в ликурговых установлениях. Поэтому реформатор перед смертью предусмотрительно распорядился сжечь его труп и бросить пепел в море. Возвращать в Спарту было совершенно нечего.

Предсмертные усилия Ликурга оказались вполне оправданными. Его законы обеспечивали силу и устойчивость спартанского государства и общества на протяжении нескольких столетий. Эта политическая благоустроенность называлась евномией. Только в конце V в. до н.э. в Спарту постепенно с золотом и серебром проникли корысть и имущественное неравенство. Законы Ликурга стали утрачивать свою силу.

С течением веков Ликург стал восприниматься не как историческое лицо, но как забытое и очень древнее божество, именем которого освящался установившийся порядок вещей.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты