Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Газетный дизайн. Композиционно-графическая модель




Графический дизайн влияет на наглядность информации, расширяет возможности контакта с аудиторией. Эффективность любой публикации зависит во многом от впечатления, которое она производит, и часто непродуманность одного элемента может погубить суть большого хорошего материала.

Художественно-техническое оформление газеты —система размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов, использование различных видов иллюстраций, а также — использование основного (черного) и дополнительных цветов. Усложняются и эстетически обогащаются способы и средства оформления, возрастают технические возможности его совершенствования. Термин «дизайн» несколько расширил понятия о формировании издания как целостного художественно-графического произведения.

Дизайн(от англ. design — замысел, проект, чертеж, рисунок) — термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющий целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды.

Основные элементы конструирования полосы:основной текст, иллюстрации, заголовки, вспомогательные элементы (воздух, линейки, рамки, украшения, подложки и т.п.).

Принципы газетного дизайна:

Функциональность. Все дизайнерские приемы должны быть направлены на то, чтобы облегчить читателю восприятие информации, ради которой он и открывает газету. На полосе должны четко выделяться элементы, назначение которых — привлекать внимание и стимулировать интерес. Логичность и ясность восприятия.

Сбалансированность —компоновка элементов, с помощью которой достигается приятное для глаза распределение их на полосе. Существует два типа баланса: формальный и неформальный. Формальный баланс достигается распределением объектов одинаковой “весомости” (например, две фотоиллюстрации) по обе стороны от оптического центра. (Оптический центр располагается несколько выше пересечения осевых линий, точнее - примерно на одну восьмую выше физического центра). Формальный баланс отличается жесткостью структуры. Для неформального баланса характерно расположение элементов различной величины, формы, насыщенности на разном удалении от оптического центра. С точки зрения восприятия неформальный баланс представляется более увлекательным, свежим, динамичным.

Контраст достигается сочетанием различных размеров, форм, цветов (при черно-белой печати - градации серого цвета). При этом главный материал поло­сы должен схватываться глазом с пер­вого взгляда.

61%     41% 20%
39%   25% 14%

Направление взгляда - способствует основной задаче - заста­вить читателя непременно прочесть этот материал. При определении для материалов места на полосе (по их значимости) необходимо помнитьо зонах внимания. Эти зоны в процентном отноше­нии распределяются следующим об­разом.

Хотя на внутренней третьей странице четырехполосного но­мера самая выгодная для публикации материалов - верхняя правая часть.

Пропорциональность - соотношение объектов между собой. Пропорциональ­ные вещи кажутся более привлекательными на вид, чем непропорцио­нальные. Еще древние греки устано­вили, что два участка поверхности приятно гармонируют друг с другом, если площадь одного из них составля­ет от 1/2 до 2/3 площади другого.

Целостность полосы достигается единым стилем оформления блоков, а также простотой расположения в целом. Из множества вариантов должны быть выбраны те, которые обеспе­чат единство графического стиля всей полосы.

На внешний облик газеты будут влиять и общие направления в га­зетном дизайне, характерные для оп­ределенного периода - значит, дизайне­ру необходимо вовремя почувство­вать назревающие изменения. А общие тенденции изменяются под влиянием социально-политичес­ких, экономических и культурных преобразований в обществе. Новые смелые графические решения: нестандартное размещение заголовков, крупные кег­ли, оригинальное оформление лого­типов, заголовков и т.д. Принципиально иные возможнос­ти дала компьютерная технология, вне­дрение которой активно началось в 90-х. Именнокомпьютерная технология определяет сейчас стиль газетного дизайна. Компьютерные из­дательские программы предоставля­ют дизайнерам массу возможностей, а сами эти программы совершенст­вуются постоянно, появляются новые версии, которые одновременно упрощают работу верстальщиков и дают более совершенные инструменты для поиска художественных изысков

Законы эффективного дизайна:

1) Соответствие формы содержанию. Оформление должно соответствовать теме, настроению публикации, заранее, еще при первичном беглом просмотре настраивать читателя на правильное понимание.

2) Акцентирование — привлечение внимания (создание "информационных крючков", способных зацепить и заставить читать дальше и глубже, многие любят читать по диагонали, поэтому надо, чтоб они успели ухватить суть и захотели вникнуть в детали).

3) Золотая середина. В оформлении необходимы ясность, сжатость, лаконичность, понятность, доступность.Сегодня в моде минимализм.

5) Эмоциональность — ориентация на эмоции, чувства читателя, чтоб у него с первого взгляда было ощущение праздника или боли, домашнего тепла или делового настроя.

6) Порядок — организованность, логичность, все на месте, разложено по полочкам, рубрики занимают привычные места, подписи не приходится выискивать и т.п.

7) Стиль — оригинальность, индивидуальность публикации и издания в целом сделает его узнаваемым, неповторимым, выделит среди других подобных. Здесь важен вкус, умение сочетать различные элементы. Повторяемость удачно исполненного элемента на протяжении всего номера, сочетаемость различных конструкций придают газетным полосам чувство гармонии.

Функции композиционно-графической модели СМИ:

1. Формирование индивидуального облика (привлекательного для читателей, легко узнаваемого, отличного от других изданий)

2. Рационализация работы редакции (сокращается время на решение повседневных «технических» задач, соответственно экономятся силы сотрудников, шаблоны полос значительно ускорят процесс верстки, корреспонденты заранее прикидывают примерный объем материалов, зная, где и как он будет расположен)

3. Ориентация читательской аудитории (привычное удобное распределение информации по полосам направляет читателя к той или иной рубрике, разделу; читатель всегда точно знает, какую информацию где ему найти)

Составляющие композиционно-графической модели газеты:

1. Формальные (размерные) характеристики: объем газеты, формат полос.

2. Структура тематики: организация содержания — распределение по полосам, рубрикам, разделам, тематическое и жанровое соотношение материалов, их композиция.

3. Логотип издания.

4. Колонтитул — постоянный формальный элемент каждой внутренней полосы издания.

5. Адресный блок (служебные сведения, выходные данные).

6. Титульные и текстовые шрифты.

7. Заголовочный комплекс.

8. Особенности подачи иллюстративного материала (рисунок, фото, коллаж) и инфографики (таблицы, схемы, диаграммы).

9. Типовое оформление некоторых текстовых блоков (подписей, текстовых выносов, вопросов интервью и т.п.).

10. Стандартный набор дополнительных элементов: линейки, рамки, маркеры, подложки. Особенности использования оформительских деталей (буквиц, украшений — каких именно и в каких случаях).

12. Реклама и объявления (общие принципы и приемы подачи).

13. Анонс — ярко поданное на первой полосе сообщение о наиболее важном материале номера.

14. Тенденции верстки (по направлению материалов: горизонтальная, вертикальная, горизонтальная с вертикальными пересечениями, вертикальная с горизонтальными пересечениями; по конфигурации: прямоугольная, ломаная; по количеству материалов: доминантная, двуударная, политекстовая).

15. Единство стиля и форм подачи постоянных элементов.

Способы выделения: шрифтовые (изменение регистра, гарнитуры, кегля, разрядка, курсив, толщина), композиционные (выключка, втяжка, отбивки, сдвиги различные), графические (линейки, рамки, выворотки, растровые подложки или иллюстрированные).

Иллюстрация — (от лат. illustratio - освещение - наглядное изображение), наглядное изображение, сопровождающее и дополняющее текст. При отборе иллюстраций для публи­кации их в газете следует предъяв­лять определенные требования. Иллюстрация должна быть: хорошего качества, выразительной, динамичной, просто красивой.

Функции: Информационная (содержательная), Акцентирующая. Ориентационная (указательная), Эстетическая, Эмотивная.

Макет — это графический план верстки номе­ра, который дает нагляд­ное представление о распределении его материалов на полосах, обо всех де­талях их оформления. Макетирование — это процесс создания макета.

В основе графического макета ле­жит тематический план номера, который дает наглядное представление о компо­зиции номера в целом и расположении важнейших материалов на полосах; обычно он выносится для обсуждения на планерку. Макет отдельных полос обычно состав­ляется на макетном листе, воспроиз­водящем газетную полосу в натураль­ную величину или уменьшенном виде (обычно в два раза). Раньше во времена высокой печати тексты печатались отдельно на полосках бумаги (гранках), которые затем приклеивались как аппликация на страницу.

 


СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ:


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты