Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Кадровая политика в СМИ: проблемы и перспективы развития




Кадровый МЕНЕДЖМЕНТ – развитие инициативы и творчества журналистов, установление гармонии внутри коллектива редакции, предотвращение трудовых конфликтов. Только звено управления отвечает за выполнение этой функции. Любой редакционный комитет состоит из двух частей. К первой, творческой части относятся редакционные подразделения, готовящие газетные материалы, работающие с авторским активом, редакционной почтой, руководящие процессом выпуска издания. Она распадается на два звена: звено управления и звено исполнения. В звено управления входят редактор, замредактора, секретариат (планирование, верстка, макет), заведующие отраслевыми отделами (культуры, образования, иллюстрирования и др.). Звено исполнения состоит из корреспондентов, как специальных, так и собственных. Вторая часть коллектива – технический персонал. Все службы, которые обеспечивают процесс подготовки и выпуска газеты. В зависимости от типологии издания, его характера, технический персонал может быть различным. Обычно это – корректорская служба, справочный, библиотечный отделы, архив, оператор компьютерного набора. В зависимости от того, к какой части относится сотрудник, он выполняет определенные требования.

РЕДАКТОР – выполняет административные, хозяйственные, организационные и творческие функции. Возглавляет коллектив редакции, является руководителем государственного учреждения. Руководит работой творческих и технических сотрудников, осуществляет разработку и реализацию мероприятий по развитию СМИ, организует взаимодействие газеты с органами местной власти и законодательной власти (территориальные администрации и советы депутатов).

ОБЯЗАННОСТИ: 1. Управлять творческим и техническим процессом выпуска газеты. 2. Подписание номера в печать. Несет всю полноту ответственности за его содержание. 3. Утверждает графическую, композиционную и содержательную модели газеты. 4. На основе финансового менеджмента добивается снижения редакционных расходов и повышения доходов от информационной и иной деятельности 5. Контролирует график производства издания, график сдачи полос и график сдачи материалов на полосу. 5. Проводит редакционные летучки и планерки. 6. Утверждает должностные инструкции сотрудников редакции и контролирует их исполнение. 7. Утверждает читку наиболее важных журналистских и авторских материалов. 8. Работает с письмами читателей. 9. Осуществляет подбор и расстановку творческого и технического персонала. Нужно, чтобы коллектив не был однополым, одновозрастным.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ: 1. Замещает редактора в его отсутствие. 2. Осуществляет перспективное и текущее планирование. Разрабатывает сетевой график и планы текущих номеров и представляет их на утверждение редактору. 3. Контролирует график производства газеты, срок сдачи материалов, график сдачи набора.4. Готовит редакционные планерки и летучки, назначает обозревателей номера. 5. Осуществляет оперативное руководство оператором компьютерной верстки, набора, фотокором, корректором и участвует в верстке. 7. Осуществляет вычитку и правку оригиналов журналистских и авторских материалов. 9. Планирует и организует внередакционные мероприятия.

ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ. Возглавляет работу отдела, планирует его деятельность, организует выполнение сетевого и текущего графика работы, выполняет другие управленческие f: организует редакционные мероприятия, проводит мониторинг читательской аудитории, привлекает к сотрудничеству рекламодателей, занимается непосредственно публицистикой, готовит к печати свои и авторские материалы. 1. Активно участвует в летучках и планерках, регулярно выступает в качестве обозревателя номеров, осуществляет творческую помощь сотрудникам отделов. 2. Ведет в газете постоянные рубрики. 3. С целью расширения географически тематики публикаций регулярно выезжает в творческие командировки.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Подчиняется завотделом или редактору (если отдела нет). Занимается публицистикой и организационной деятельностью, выполняет ряд управленческих функций. Назначается и снимается с должности редактором в соответствии с законодательством и уставом редакции.

ОБЯЗАННОСТИ: 1. Занимается публицистической деятельностью, работая над соответствующими материалами в различных жанрах, обеспечивает их качество. 2. Ведет постоянные рубрики, регулярно выезжает в служебные командировки по заданию редактора или завотделом. 3. Принимает активное участие в летучках и планерках, выступает в качестве обозревателя номеров. 4. Осуществляет организационную и творческую помощь внештатникам, готовит к печати их материалы исходя из плана работы. 6. Работает с письмами читателей.

ПРАВА КОРРЕСПОНДЕНТА: 1. Право на зарплату, гонорар за непосредственно публицистическую деятельность. 2. Может вносить предложения на летучках и планерках об усовершенствовании 3 моделей газет. 3. Иметь в распоряжении необходимую технику. 4. Использовать имеющиеся в распоряжении редакции средства связи. 5. Пользоваться информационными базами данных курируемых организаций, предприятий, учреждений, запрашивать у них информацию, необходимую для реализации возложенных f. 6. Получать вознаграждения за хорошую работу в соответствии с действующей системой материального поощрения. 7. Имеет право повышать квалификацию за счет редакции.

Проблемы:возложение всех обязанностей на журналистов, отсутствие летучек и планерок, не знание своих прав и обязанностей, низкий уровень инициативы, невнимание руководителей к инициативе подчиненных и пр.

Перспективы:повышение корпоративного духа, выполнение своих обязанностей, поощрение хорошей работы, внимание к нуждам и действиям сотрудников и пр.

Перспективы развития редакционного планирования

Хороший редакционный план – необходимый элемент организационной работе редакции. Отсутствие плана приводит к непоследовательности в работе редакции. Часто проблемный материал или новая рубрика не получают продолжения. Такая непоследовательность напрямую сказывается на действенности и эффективности как издания в целом, так и в каждой отдельной публикации. Отсутствие логики и последовательности так же влияют на выполнение газетой своей специфической функции – формирование общественно-политичских взглядов, идей и убеждений и у читателя.

Ритмичность, которую вносит редакционный план, выгодна не только газете, но и читателю, создает для него удобство при общении с каждым номером, так, одному читателю могут быть интересны темы будничных номеров, а другому – темы выходного номера. Таким образом, газета может поддерживать читательский интерес.

Зарекомендовал себя такой вид планирования, как сетевой график. Редакции, работавшие и научившиеся его применять, утверждают, что сетевой график, как минимум, позволяет рационализировать труд журналистов, постоянно поддерживать интерес читателя к газете. Тему такие издания ведут в течение нескольких номеров, освещая различные точки зрения, материалы не срываются, а журналисты более дисциплинированы. Система хорошо подобранных тем позволяет газете выявить и сохранить свою индивидуальность, разнообразную тематику и жанровую палитру.

В газете взаимодействуют три модели – содержательная, композиционная и графическая. Сетевой график является формой композиционной модели и выполняет в газете следующие функции: фиксирует тематические разделы и рубрики издания за определенными страницами номера, определяет время их появления в комплексе газеты. Но между сетевым графиком и композиционной моделью есть отличия. Ведь модель – это образец какого-либо объекта, а сетевой график – форма его материального выражения, редакционный документ.

Но главная функция композиционной модели и ее формы – сетевого графика – это установление в цикличности публикации основных разделов. Одни разделы в силу большой значимости появляются почти в каждом номере, другие публикуются, допустим, в определенный день недели или месяца. Такая стратегия газетной деятельности и обеспечивает постоянство форм общения газеты с читательской аудиторией.

Но не стоит увлекаться редакционным планом, занимая все место в газете. Многие исследователи сходятся во мнении, что сетевой график эффективен, если он охватывает ¾ объема номера, а около ¼ оставляет для тематического маневра. Поэтому композиция издания должна разумно сочетать в себе жесткие элементы с вариативными. Это позволяет перенести тот или иной раздел на видное место в соответствии с планом конкретного номера. Особенно важен такой тематический маневр в еженедельных газетах, где без вариативности исчезает актуальность и значимость информации.

Постоянство композиции, достигается с помощью сетевого графика, нельзя абсолютизировать, превращать в «мертвую» схему. Сетевой график успешно выполняет свои функции, когда сочетает в себе постоянство и изменчивость, стабильность и динамику.

Для этого следует обновлять отдельные элементы композиционной модели, при этом основные ее черты должны оставаться неизменными. Но модернизация должна происходит сообразно с изменениями содержательной модели. Чаще всего, это происходит, когда газета пытается удержать интерес постоянных читателей, отстаивая новые для издания темы. Старые либо уходят на второй план, либо исчезают совсем. Этот процесс должен происходить постоянно, так как отражает динамику развития издания в рамках своего стиля. Разумеется, переход от одних тем к другим должен происходить постепенно и не затрагивать основных тематических направлений газеты. На сетевом графике эти изменения будут отражаться в виде замены одних рубрик другими при сохранении тематических направлений, если такие имеются у отдельных полос. В газете должны присутствовать как краткосрочные рубрики, интригующие читателя, поддерживающие его интерес, так и долгосрочные, формирующие стиль издания, его тематические направления.

Основной этап редакционного планирования – это планерка – оперативное совещание редакции по планированию работы на ближайшее время. Обсуждаются тема, жанр, автор, размер, № полосы, география публикации. Руководителям желательно продумать композиционную модель, сетевой график.

Кроме этого, выделяют долговременное планирование: сетевой график, где фиксируется гл. тематика, направления. И текущее или кратковременное: конкретизация и уточнение сетевого графика.

 


ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА:

1. История становления жанровой системы

Появление жанров обуславливались как историческими, так и общественно-политическими потребностями, условиями жизни. Петр I основал «Ведомости» для информирования подданных о своих реформах, для их пропаганды. Уже в первых номерах газет можно обнаружить формы, получившие позже названия заметка, отчет, репортаж, статья. 18-19вв в российской журналистике (ориентирована на литературу) развиваются жанры письма, очерка, критической статьи. В начале 20в, с обострением классовой борьбы, становятся популярными аналитические жанры, сложившиеся на тот момент, например, фельетон. Один из них, под заголовком «Господа Обмановы», критиковал семью царя Николая, за что автор был выслан. В довоенной советской журналистике, особенно центральной, получает распространение жанр очерка. Шла культурная революция, народ тянулся к знаниям, и пресса старалась обучать и воспитывать людей на ярких примерах и образцах новой жизни. В то же время репортаж считался буржуазным жанром и фактически был под запретом. Хотя до середины 30-х фельетонами было принято считать любые материалы, заверстанные «подвалом», не зависимо от жанровой принадлежности. В годы Вов ипользовались в сводках Совинформбюро заметки-хроники. Помимо информации, в каждом номере «Правды» и других газетах печатались пропагандистские статьи о преступлениях фашистов, корреспонденции о состоянии дел на фронте и в тылу, очерки о героях боев. Интервью в 50-60 гг. было сложно найти. Наиболее широко жанровая палитра была представлена в годы хрущевской оттепели. В журналистику пришло хорошо образованное поколение. Особой популярностью пользовались аналитические жанры и очерк с фельетоном. Сегодня вместо крупных жанров на первое место вышли информационные. Объясняют это ускоренным темпом жизни, информационным бумом. Новость, сенсация стали ходовым товаром. Объем тиража определяет рекламный рынок, новые прибыли издателям и инвесторам. Вторая причина в том, что в журналистику в последние годы на волне провозглашенной свободы печати пришли молодые специалисты, не обладающие профессиональными знаниями. У них возникают проблемы при анализе и осмыслении фактов, целенаправленном наблюдении, поиске выхода из конфликтных ситуаций.

Одни ученые ассоциируют жанры с текстом, другие считают их пережитком прошлого, третьи, наоборот, вводят новые жанры, такие как «некролог», «анекдот», доводя количество жанров до нескольких десятков.

 

Современные тенденции развития аналитической журналистики: синтетичность жанров, использование способов получения информации и методов познания действительности, тематика публикаций.

Когда необходимо за фактом увидеть явление, выйти на обобщение журналист обращается к аналитическим жанрам. При написании текста, журналист располагает более широкими возможностями, используя в материалах элементы интервью, репортажа, зарисовки. Именно в этой группе жанров проявляется авторская позиция журналиста. Во всех аналитических жанрах присутствует конфликт и проблема. Важно не только сообщить о каком-либо событии или явлении, но и вскрыть его причины, исследовать возникшие общественно-значимые проблемы найти их решение.

Аналитические жанры. Корреспонденция–от частного к общему, при анализе конкретной жизненной ситуации, журналист приходит к определенным выводам и обобщениям Основу любой корреспонденции составляют факты, объединенные одной темой. Корреспонденция включает факты за длительный срок, рассматривает с разных сторон. Аналитическая – выяснение причинно-следственных связей между явлениями, аргументированная постановка проблемы и ее всестороннее обоснование. Вскрывает причины описываемого явления. Чаще всего, она критического плана. Информационная – сообщает о новых фактах, привлекает внимание читателя к новым явлениям жизни. Напоминает развернутую заметку, но отличается от нее широтой охвата материала и обстоятельным развитием определенной темы. Назначение – анализировать новые явления обществ жизни, вскрывать имеющиеся недостатки. Основные ее черты – оперативность, актуальность, конкретность темы, точный адрес освещаемых явлений, четкие временные границы происходящего убедительность, аргументированность изложения проблемы, обобщение, конкретные рекомендации для улучшения дела. Главное в этом жанр – разработка темы, постановка вопросов, анализ сложившейся ситуации. Этот жанр синтетический (в нем используется весь арсенал газетных средств: интервью, репортаж, отчет, зарисовка). В конце материала должен быть вывод, но не обязательно напрямую, чтобы читатель его сделал сам. При его создании можно использовать все способы получения информации (работа с документами, интервью).

Статья–жанр, в котором журналист, идя от общего частному, знакомит читателя с итогами исследования, убеждая его в справедливости, ошибочности какой-то идеи. Факт играет второстепенную роль. Обязательное использование анализа, синтеза, наличие фактов, аргументов и оценок. Неограничен временной и пространственный масштаб взятых событий. Обязательное наличие глубоких обобщений. Виды статьи: Передовая. Может быть как авторской, так и редакционной – выражает точку зрения по актуальной проблеме. Теоретическая - анализирует политические, экономические и иные явления, пропагандирует новые идеи и воззрения. Проблемная - анализ каких-либо жизненных явлений, как правило, оперативна. Живой отклик на потребности аудитории. Если репортер для читателя является соучастником событий, то в статье автор–единомышленник. В статье даются лишь итоги исследования, в то время как сам процесс остается в тени. Комментарий, колонка – размышления, рассуждения автора, видение явления, проблемы, его отношение.

Рецензия - жанр, основу которого составляет отзыв. Отличие рецензии от других жанров – это предмет - это информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Но основная задача рецензента – увидеть в произведении то, что незаметно непосвященному. Рецензии могут быть объединены в типологические группы: 1. По объему: большие и маленькие 2. По числу анализируемых произведений: монорецензии (анализируется одно произведение) и полирецензии (много). 3. По теме рецензии делят на литературные, театральные, кинорецензии и т.д.

Обозрение– связное повествование о совокупности значительных социальных фактов, связей и взаимодействий, образующих панораму определенной области действительности. Роль факта главенствующая, обозреватель идет от частного к общему, использует анализ. Обзор печати– анализ, рассмотрение, оценка проблем, поднятых в газете за определенный период времени или деятельности печатного органа в целом. Виды – общий, тематический, информационный. Используют весь спектр методов познания действительности, все элементы содержания. На актуальную тему, в центре внимания актуальный, общественно-значимый вопрос. Оперативность не главный признак. События не ограничены во времени и пространстве. Большой объем. Активная позиция журналиста.

Сейчас происходит диффузия жанров, происходит смешение жанровых признаков. По лаконизму и живости информационная корреспонденция приближается к репортажу, а по относительной простоте текста – к расширенной заметке. Аналитическая корреспонденция сближается с другим жанром – комментарием. Информационная корреспонденция, в отличие от репортажа, сообщает о событии без особо эмоционального и детального описания предмета изображения, больше пересказывая происходившее. При этом личное присутствие журналиста на месте события не всегда обязательно.

В.Г. Костомаров считает, что двусоставность современной аналитической корреспонденции (сообщение о яв­лении плюс его истолкование) сближает ее с другим жанром — комментарием. Различие между ними в том, что автор корреспонденции является первоисточником сообщения. Он «корреспондирует» с места события и интерпретирует происшедшее, непосредственно опираясь при этом на собственные наблюдения и мнения участников и свидетелей события. А комментарий в большей мере основан на известных фактах, общих мнениях и оценках, которые высказывает авторитетное для аудитории лицо, специалист-эксперт, а не на истол­ковании события. Аналитическая корреспонденция отличается также и от статьи. Автор в статье стремиться обосновать суждения по поводу какого-либо общественно-значимого явления, которое имеет последствия для общества или социальных групп. Обычно предметом статьи являются не отдельные факты (события), а те закономерные причины и следствия, которые порождают эти факты и события. А в аналитической кор­респонденции центральное место занимает один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат «вспомогательным» материа­лом для его всестороннего освещения. Присущие аналитической корреспонденции харак­терные признаки отличают ее и от других жанров.

Методы познания действительности: Наблюдение. Чем больше видов наблюдения, тем ярче факты, убедительней оценки, глубже выводы. Виды: Подготовленное – заранее известна точка, место, время, объект и точка наблюдения. Неподготовленное - возможность увидеть окружающую действительность в непосредственных деталях, в движении, конкретный объект наблюдения отсутствует. Разовое - для исследования одномоментного события, ограниченного во времени и пространстве, но оно не дает возможность всесторонне исследовать явление. Длительное наблюдение позволяет всесторонне изучить объект, увидеть явление, протяженное во времени и пространстве, в динамике. Журналист может неоднократно возвращаться к вопросу. Недостаток – автор привыкает к источникам информации и обстоятельствам, утрачивается свежесть. Открытое - когда окружающие знают, что перед ними журналист, это работа по сбору информации. Скрытое наблюдение - факты и события в неискаженном виде. Наблюдение может быть также открытым по форме, но скрытым по содержанию (тема раскрывается, но истинная цель нет). Включенное наблюдение – журналист меняет профессию и испытано на себе. Эксперимент -проверка гипотезы. В качестве объекта изучения выступает определенная социальная группа, на ней и проверяется гипотеза. Автор искусственно обостряет ситуацию, ограничивает ее во времени и пространстве, придавая ей тем самым динамизм. Сам при этом остается в тени, используя метод скрытого наблюдения.

Анализ (исследование) - разложение, расчленение, мысленное или реальное, объекта на элементы (отдельные элементы лучше поддаются изучению). Анализ дает возможность установить причинно-следственные связи между фактами, различными сторонами предмета.

Синтезсоединение различных элементов в единое целое, переход от конкретного к абстрактному, от простого к сложному. Через синтез журналист выходит на обобщение. Обобщение– логический переход на более высокую ступень абстракции. Переходя от менее общего к более общему с помощью синтеза, автор устанавливает связи между различными сторонами явления, стремиться обнаружить общее в единичном, проблему в событии

Индукция–умозаключение от частного к общему. Факты, в данном случае, играют в материале главенствующую роль, являясь основой публикации. Дедукция -умозаключение идет от общего к частному. Факт играет в данном случае второстепенную роль, обеспечивая документальное подтверждение аргументам автора. С помощью дедукции автор излагает итоги исследования.

Сравнение -используется для отыскания различий. Создает контрастность изображения, усиливает восприятие путем сопоставления предметов. Акцент делается не на том, что их объединяет, а на отличительных признаках. Аналогия -отыскание общих черт. Анализируемое событие может быть достаточно протяженным во времени и пространстве. При этом журналист выступает как публицист, четко заявляя о своей гражданской позиции Сложность решаемых задач, отражается на размере материала.

Тематика: т. к. жанры рассматривают проблемы общества, то тематика может быть неограниченна (социальные проблемы, международные). В зависимости от темы журналист может выбирать и жанр (межэтнические проблемы – корреспонденция, разные точки зрения на событие–обозрение).

 



Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты