Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава 2. За столь солидный срок существования выставок определился порядок их создания, состоящий из следующих этапов:




За столь солидный срок существования выставок определился порядок их создания, состоящий из следующих этапов:

- выбор темы, определение целевого и читательского назначения;

- выявление, просмотр и отбор документов;

- разработка структуры выставки;

- подбор вспомогательных материалов;

- оформление выставки;

- реклама выставки;

- анализ эффективности.

Рассмотрим каждый из этих этапов.

Как найти идею?

Как уже было сказано, главное в выставке ее тема, идея. Как рождаются идеи? Часто после долгих раздумий, а иногда –совершенно случайно. Нужно лишь всегда держать «ушки на макушке», «просеивая» огромный информационный поток в поисках идей. Как пишет главный библиограф Архангельской областной библиотеки Е.Кузнецова: «Однажды, просматривая журнал по дошкольному воспитанию, узнала, что в одном детском саду детям предложили принести их старые игрушки и оформили выставку. И сразу мысль: а ведь можно такую выставку организовать в библиотеке и назвать ее «Потому что он хороший!». И кроме игрушек представить материал по истории игрушки, а также стихи, рассказы, сказки об игрушках («Друг детства» В.Драгунского, «Сипсик» Э.Рауда, «Не буду просить прощения!» С.Прокофьевой и др.). А после беседы с мамой читателя-подростка, родилась идея выставки «Чтобы лучше понять родителей». Родители сегодняшних подростков –это подростки конца 70 – начала 80-х годов. На выставке можно представить книги, которыми они зачитывались в те годы, фотографии рок- и поп-кумиров, пластинки, газетные вырезки «Алого паруса» из «Комсомольской правды» с письмами подростков о своих проблемах и др.». [8, cтр. 23]Конечно, тема должна быть актуальной и интересной читателям. Посмотрите вокруг: что у всех «на слуху»?

Олимпиада в Ванкувере? Если в фонде есть книги о Канаде, это прекрасный повод представить их на мини-выставке. А может быть вспомнить Олимпиады прежних лет, знаменитых спортсменов?.. А, возможно, это повод для выставки-дискуссии «Большой спорт: за и против». Или экспресс-выставкапериодики «Почему мы проигрываем?!».

Полезно спросить и себя: «А что интересно мне? Что волнует меня сегодня?» и … создать выставку. Наверняка, она будет интересна другим.

Еще одно важное правило: создавайте выставки в соответствии с направлениями деятельности вашей библиотеки.

Не нужно «хвататься» за все, лучше более глубоко прорабатывать несколько тематических направлений. К тому же, как отмечают специалисты, чем уже и конкретнее тема, тем интереснее получается выставка.

Однако, есть направления, которые присущи практически каждой библиотеке. Это, во-первых, работа с фондом краеведческой тематики. Раскрывайте его с помощью выставок, но при этом опять же учитывайте специфику библиотеки. Так, библиотеке делового чтения логично будет организовать цикл выставок по предприятиям города, библиотеке-музею – по культуре и природным ресурсам края и т.д.

Во-вторых, это продвижение чтения, работа с художественной литературой. К сожалению, в нашей выставочной деятельности это направление представлено довольно безлико. Библиотечными выставками практически не раскрыта интеллектуальная проза, история литературных жанров, тематическое разнообразие мировой литературы. В помощь организации выставок по художественной литературе в данном сборнике приведен примерный перечень тем, а также опубликована статья Я. Чирковой «Все в книге – повод для выставки» (Библиотека в школе. – 2006. - №13).7

Если библиотека создает выставки в помощь учебному процессу, то очень важно согласовывать их темы с учебными планами школ. Тогда во время различных предметных недель, олимпиад и конкурсов библиотечные выставки и мероприятия будут востребованы и интересны. В данном случае эффективно использование таких форм как выставка-викторина, выставка-кроссворд.

Конечно же, большим подспорьем при выборе тем для библиотекарей является «Календарь знаменательных дат».

Действительно, нередко «круглая дата» - это отличная возможность привлечь внимание публики к интересному событию, явлению, личности. Во многих библиотеках страны существует постоянно действующая экспозиция с условным названием «Наш календарь»: издания на ней меняются в соответствии с темой выставки.

При выборе темы необходимо обращать особое внимание на незаслуженно забытые и малоиспользуемые разделы фонда.

Кроме темы, надо хорошо продумать и читательский адрес выставки. Для кого вы ее оформляете – для младших школьников, подростков, абитуриентов, родителей, студентов, случайных читателей? От этого будут зависеть все последующие этапы работы над выставкой, начиная с отбора документов и заканчивая рекламой.

И подумайте о цели выставки: что вы хотите ею сказать, для чего она?

Как правильно отобрать документы для выставки?

Лучше всего это сделать в два этапа. Сначала по каталогам, картотекам, методическим и библиографическим пособиям, непосредственно в фонде выявить все документы, которые есть в библиотеке и ЦБС по данной теме – книги, статьи, аудиовизуальные материалы и т.д. Затем просмотреть выявленные источники и отобрать для выставки те, которые соответствуют ее цели и читательскому назначению.

Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию и имеющим привлекательный внешний вид.

Особое внимание обращайте на те материалы, которые удивляют вас, кажутся непривычными, по-новому открывают для вас тему – то, что поражает вас, произведет впечатление и на других. Интерес вызывают и контрастные материалы, отражающие разные подходы, противоречивые точки зрения –«столкните их лбами».

Какой должна быть структура выставки?

Единственно правильного ответа на этот вопрос, конечно же, нет и быть не может. Все зависит от темы и формы выставки, объема фонда, месторасположения и размера выставочного стеллажа. Обычно выставка состоит из 3-4 разделов, а материал расположен в логической или хронологической последовательности. При создании экспозиции стройте ее так, чтобы человек с легкостью в ней ориентировался; выставка должна рассматриваться как рассказ, который следует изложить понятно и доходчиво.

При разработке структуры учитывайте также, что большинство людей осматривает разделы по «часовой стрелке».

Т.е. при взгляде на выставку читатель в первую очередь обратит внимание на левый верхний угол, затем, по мнению специалистов, его взгляд упадет на правый нижний угол и середину нижней полки.

Важную роль играют заголовки выставки и ее разделов: они облегчают просмотр, организуют структуру выставки.

Знаменитый исследователь рекламы Альфред Политу на вопрос, какие элементы печатной рекламы являются самыми важными, сказал, что «самыми важными являются заголовки, поскольку некоторые люди читают только их».

Общее название выставки должно обязательно привлечь внимание читателей, вызвать удивление, любопытство, а иногда и недоумение. Есть несколько общих требований к его формулировке:

- название не должно быть длинным (не более 4-5 слов), т.к. больший объем информации мгновенным зрением человека не усваивается.

- желательно, чтобы название отражало целевое и читательское назначение (например: замените заголовок «Новые поступления» на «Все новое – для Вас!»).

- при формулировке названия необходимо избегать штампов, общеизвестных цитат, оно должно быть нетривиальным.

- с осторожностью нужно подходить к использованию многозначных формулировок, в подобных случаях нуженобъясняющий подзаголовок (например, выставка «Небо, снимите шляпу!» посвящалась Дню космонавтики, о чем и извещал подзаголовок).

- избегайте наукообразных или малоизвестных слов, даже при создании выставок околонаучной тематики. Например, в ЦГДБ им. Гайдара выставка по генетике носила название «Почему я похож на папу?». Все гениальное просто. 10

- обыгрывание в названии местных особенностей –бесспорно выигрышный вариант.

- можно прибегнуть к ситуации, когда название играет роль «приманки» («Брось все и читай», «Когда хочется отдохнуть», или чем не название для выставки новых поступлений, – «Последняя получка»).

- чем больше будет корректного юмора, загадок, парадоксов, тем привлекательнее будет выставка.

Талантом придумывать «звонкие» заголовки в полной мере обладают журналисты, поэтому иногда стоит воспользоваться результатами их усилий, просмотрев все статьи по теме выставки.

Какие предметы и аксессуары можно использовать?

В последние годы на многих библиотечных выставках используются различные предметы и аксессуары. Они делают выставку яркой, необычной и праздничной. А главное – они привлекают внимание посетителей. Причем, необязательно, чтобы эти предметы были дорогостоящими, редкими и т.д., необходимо лишь проявить фантазию при создании предметной среды выставки.

Можно использовать:

Знаковые аксессуары – это текстовое (цитаты, пояснительные тексты, аннотации) или символическое изображение информации. Цитаты и аннотации широко применяются при создании выставок, делают их более информативными. Однако в ходе социологических исследований выяснилось, что большинство посетителей не обращают внимания на них. Желательно поэтому: помещать тексты только в самых необходимых случаях;11тексты должны быть интересно оформлены и хорошо видны; быть, по возможности краткими.

К знаковым относятся различные символы. Их использование благоприятно сказывается на восприятии, особенно если они заменяют часть текстовой информации. Для молодежных выставок можно использовать различные компьютерные символы (смайлики и др.).

Предметные аксессуары – это используемые на выставках натуральные предметы, детали, модели, макеты, муляжи. Они могут помочь:

- создать образ человека или времени (веер, бинокль, свечи, солдатский котелок и т.п.);

- раскрыть содержание выставки. Например, на уже упоминаемой выставке «Почему я похож на папу?» были представлены вырезанные из бумаги модели молекул ДНК. А на выставке в одной из библиотек Санкт-Петербурга, посвященной 85-летию Невского района, промышленные предприятия были представлены так: вагоноремонтный завод – игрушечным паровозиком; зеркальная фабрика – зеркальцем; объединение «Невская косметика»

- обертками от мыла, тюбиками зубной пасты; комбинат цветной печати – колодой игральных карт и т.д.- привлечь внимание (игрушки, воздушные шарики и т.д.).

С помощью предметов можно передать и само название выставки (например, название выставки, посвященнойавтолюбителям, может быть выражено следующими предметами: буква Я, сердце, колесо или игрушечный автомобиль).

В некоторых библиотеках большие самодельные макеты используют как основу для выставок. Так, выставка «Миниатюрный мир» в одной из библиотек США представляла собой кукольный домик, сделанный из картона и населенный героями экспонируемых книг о маленьких человечках, гномах, куклах (Д.Свифт «Путешествия Гулливера», Д.Толкиен «Хоббит», Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» и т.д.). А книги на выставке «На всех парусах – в лето», рекомендованные для чтения во время летних каникул, располагались на палубе большого картонного парусника. На парусах корабля размещались аннотированные списки книг.

Художественные аксессуары – это картины, иллюстрации, фотографии, коллажи, плакаты. В настоящее время в качестве иллюстративного материала широко можно использовать изображения из Интернета.

При оформлении выставок удобно использовать графику, так как она легко воспроизводится с помощью ксерокса или принтера, и к тому же обеспечивает особый, строгий и элегантный стиль экспозиций. Так, в период подготовки и празднования юбилея А.Пушкина библиотеки широко использовали увеличенные ксерокопии рисунков поэта (в качестве задников при оформлении витрин, для иллюстрации эпизодов биографии поэта и его произведений). С аналогичными целями библиотекари демонстрируют графику Нади Рушевой, силуэты поэтов Золотого и Серебряного века.

Декоративные элементы экспозиции – драпировки, декоративные растения, цветы, сувениры.

Перечислить все аксессуары практически невозможно.

Подойдет все, что поможет раскрыть тему выставки и привлечет к ней внимание читателей. Нужно только не забывать о чувстве меры.

Как правильно оформить библиотечную выставку?

Казалось, трудно ли разместить заранее отобранные книги, иллюстрации и предметы на выставочных полках? Да, трудно.

Хорошо продуманная и умело разработанная выставка часто не пользуется спросом у читателей, если она плохо оформлена.

Хорошее оформление, наоборот, привлекает внимание к выставке, помогает раскрыть ее содержание.

Одна из самых распространенных ошибок при оформлении выставки - желание расположить на выставке как можно больше экспонатов: книг, иллюстраций, предметов. Специалисты подчеркивают, что информативность выставки несводима к суммарной информативности ее составляющих. Более того, избыточность информации снижает эффект визуального воздействия вплоть до полного неприятия. Правильно говорят: «лучше меньше, да лучше». Поэтому, желательно, чтобы расстояние между соседними экспонатами составляло примерно треть ширины их форматов. Это требование основано на особенности зрения, с присущим ему чередованием концентрации и рассеивания, сосредоточения и отдыха. Из этого следует, чтобы каждый экспонат (книга в особенности) был окружен полем для отдыха.

Мы знаем, что в зависимости от ряда обстоятельств, книга на выставке может быть «увидена» или не замечена вовсе. В практических пособиях описаны приемы, позволяющие привлечь внимание к конкретному изданию. Это:

- традиционные цветные закладки с надписями: «Это интересно», «Твой помощник в учебе», «Впервые издана на русском языке», «Новинка», «Книга трудной судьбы» и др.;

- аннотации;

- экспонирование книги в раскрытом виде – обычно, где текст сочетается с яркой иллюстрацией;

- расположение книги на держателе-подставке.

Есть и другие способы обратить внимание на конкретную книгу. Так, С.Матлина, основываясь на работах Павла Флоренского, пишет о том, что книгу нужно развернуть под определенным углом, особенно если речь идет о книге с иллюстрацией на обложке, особенно портретом. Так, книгу с прямым изображением лица или фигуры целесообразно поставить под углом в три четверти. Такой поворот как бы приближает изображаемое лицо к зрителю, воплощает человечность, а на женских и детских портретах создает ощущение особой теплоты, интимности. Соответственно, книгу с рисунком на обложке, где уже использован упоминаемый поворот, следует поставить прямо.

Часто бывает, что представленные в ряд на полке книги создают ощущение монотонности. Поэтому, необходимо подбирать книги и иллюстрации разного формата, при возможности использовать книги, на обложках которых изображены движущиеся объекты (поезд, бегущие дети и т.п.),использовать цветовые контрасты.

Цветовое решение играет в оформлении выставки очень важную роль. Выставка должна привлекать внимание читателей яркостью и образностью, но не раздражать излишней пестротой и крикливостью. Поэтому желательно использовать при 15оформлении не более трех цветов. Исключение составляют выставки, где пестрота оправдана названием («Разноцветные страницы», «Пестрые фантазии», «Новогодний калейдоскоп» и др.).

Мы привыкли использовать в оформлении заголовков и рубрик сочетания красного на белом или черного на белом.

Оказывается, они «замыливают» глаз, перестают обращать на себя внимание читателей. Наиболее удачные цветовые сочетания: черный с желтым, черный с оранжевым, черный с золотым, красно – бело – синий, белый на синем, на красном, на зеленом. Следует принимать во внимание и ассоциативную реакцию зрителя на некоторые цвета (черный –предупреждение, красный – ощущение опасности). В выборе цвета надо учесть и степень его популярности на сегодняшний день, влияние моды.

Цвет может создать определенное настроение. Известно, что зеленый и синий цвета успокаивают, красный и желтый –возбуждают, темно-фиолетовый – угнетает. А еще восприятие цвета зависит о возраста. Подростки, например, предпочитают контрастные сочетания – синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и фиолетовый. Люди пожилые, наоборот, -гамму приглушенных тонов.

Есть цвета, которые способны зрительно приближать предметы. Если для фона выбрать холодные оттенки, а для объектов, расположенных на переднем плане, - теплые, то можно добиться эффекта «приближения» важной информации.

Если необходимо выделить или «приблизить» определенную книгу или статью, специалисты советуют расположить ее на 16подставке или подложке красного, оранжевого или охристо-желтого цвета.

Очень важно при оформлении выставки правильно подобрать шрифт для заголовка и разделов. Он должен соответствовать содержанию выставки. Например, если выставка посвящена истории России или устному творчеству русского народа, то лучше заголовок написать шрифтом, стилизованным под старославянский. Если выставка предлагает материал о средневековье, о феодалах, о рыцарях, то можно для ее оформления выбрать готический шрифт. На выставке о войне будет уместен строгий рубленый шрифт, а на выставках, посвященных поэзии или жанру любовного романа – легкий вензельный.

Очень неудачны заглавия выставок и рубрик, вытянутые в длинные трудночитаемые строки. Ведь медиками доказано, что объем зрительного внимания у взрослого человека не превышает 6–10 объектов, а детям 7–10-летнего возраста трудно сосредоточить внимание одновременно даже на трех–четырех.

Заголовок выставки можно художественно обыграть, заставить читателя заинтересоваться, обратить внимание. Так, детей не оставят равнодушными заголовки в виде цветка, шарика, машинки, солнышка, облачка. Цитаты также желательно оформлять выразительно и нетрадиционно, используя в разнообразных сочетаниях форму свитков, овалов, изображенных раскрытых книг. Можно использовать «видоискатель» - сделанную по ширине страницы рамку из цветной бумаги с окном для цитируемого материала, который выглядит особенно эффектно, если к ней прикреплена небольшая иллюстрация к содержанию текста. В некоторых случаях можно просто фигурно обрезать край цитаты, что в сочетании с цветным фоном может вызвать необычный зрительный эффект. Подвесные цитаты-штандарты (на нитях или лентах), оправленные в изящные рамки, создадут впечатление легкости и движения всей экспозиции.

Зачем библиотечной выставке нужна реклама?

К сожалению, нередко бывает так, что мы, оформив выставку, о ней… «забываем», думая, что на этом работа над ней закончена. Стоит ли при таком подходе удивляться низкой популярности выставки? А иногда мы сетуем: «Старались, оформляли, а читателям она неинтересна». Как привлечь внимание к выставке? Для этого существует достаточно много приемов – как новых, так и традиционных. Об этом читайте в статье Ирины Глинка «Как сделать рекламу выставки?!».

Как проанализировать эффективность библиотечной выставки?

Прежде всего нужно вести ежедневный учет выдачи документов с выставки в «Дневнике библиотеки», где есть раздел, посвященный выставочной работе. Чтобы правильно учесть книговыдачу, можно на каждый документ, представленный на выставке, заполнить книжный формуляр (индикатор), на котором указать и название выставки. Можно сделать и закладку из цветной бумаги. При записи документа с выставки индикатор вкладывается в читательский формуляр, и при подведении итогов работы за день библиотекарь легко сможет учесть этот документ как выданный с выставки.

После того как период экспонирования книжной выставки завершен, библиотекарь подводит итог: сколько всего изданий было взято с выставки. Сравнив количество документов, представленных на выставке, и количество выданных читателям, можно сделать вывод об ее эффективности. Можно вычислить так называемый «коэффициент эффективности книжной выставки». Для этого надо число книговыдач с выставки разделить на число документов, представленных на выставке. Если эффективность низкая, проанализируйте, почему выставка не пользовалась спросом у читателей. Возможно, большинству читателей не интересна тема, виновато плохое оформление выставки, или она находится в неудачном месте, где ее почти никто не видит, и т.д.

 

Список литературы

Список использованной литературы:

1. Анализ работы государственных библиотек Костанайской области.-Костанай.-2011.-28 с.

2. Вяткина В. В. Организация книжных выставок – это наука и искусство // Школьная библиотека. – 2003. – № 7. – С. 37–44.

3. Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек. – М.: Профессия, 2004. – 224 с. – (Библиотека).

4. Зыков О. П. Выставочная работа публичных библиотек: опыт практического пособия. – Л., 1990. – 55 с.

5. Книжная выставка / сост. Т. А. Силенкова.-М:МУК.-2010

6. Кузнецова Е. Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Б-чка «Первого сентября». Библиотека в школе).

7. Липина, Е. Эти занимательные экспозиции [Текст]: примеры организации выставок. // Библиотполе. – 2004. – № 5. – С. 18-19.

8. Массовая работа библиотек: методический сборник для начинающего библиотекаря. Вып.5 /сост. Шакарова Д.М..- Костанай: ОУНБ им. Л.Н.Толстого.-2009.-58 с.

9. Матлина С.Г. Книжные выставки – обычные и необычные. – М.: Чистые пруды, 2008. – 27 с. (Б-чка «Первого сентября». Библиотека в школе).

10. Мезрина Е. Н. Книжная выставка в ракурсе фирменного стиля библиотеки // Библиотека XXI века : библ. обслуживание : сб. мат. науч.-практ. конференции. – М., 2003. – С. 215–217.

11. Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек. – М.: Либерея, 2006. – 120 с.

12. Пальгуева Г. «Душа обязана трудиться…» //Библиотека. – 2007. - № 7. – С. 10-14.

13. Тимофеева, С. А. Мы все спешим за чудесами [Текст]: оригинальные варианты кн. выставок // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 2. – С. 68-73.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты