Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Уровни музейной коммуникации




Сформированные точки зрения на проблему музейной коммуникации

показывают, что необходим переход от описания и анализа частей,

составляющих коммуникационный процесс, к структурированию всех

основных элементов коммуникации для дальнейшего моделирования

целостной структуры их взаимосвязей. Все уровни музейной коммуникации,

связанные с обработкой информации, должны быть соединены в единую

структуру. Если подобная структура будет создана, станет возможно

говорить о музее как о коммуникативной системе.

Уровни музейной коммуникации - те коммуникационные каналы, по

которым осуществляется передача и расшифровка культурно-значимой

информации в соответствии со спецификой музейного отношения к

действительности (в основу которой положено постижение

информационного потенциала, заложенного в аутентичном предмете).

Особенности «извлечения» этого потенциала и его основные этапы

обуславливают специфику коммуникационных процессов, которые

пронизывают все направления музейной деятельности и позволяют

утверждать системный характер самой музейной коммуникации.

За основу коммуникационных процессов целесообразнее принимать их

важнейшие компоненты, которыми являются предмет и человек

(исследователь, профессионал-интерпретатор, посетитель), а фокус их

взаимоотношений становится определяющим фактором протекания

коммуникации в музее. В итоге, можно выделить два основных уровня

музейной коммуникации: уровень «внешней» коммуникации и уровень

«внутренней» коммуникации. Эти уровни отражают специфику самого

процесса изучения музейных предметов и их дальнейшего представления.

Уровень «внутренней» коммуникации связан с подготовкой самого

музейного пространства, а уровень «внешней» коммуникации с его

постижением и интерпретацией посетителем. Поэтому, если

структурообразующим ядром первого уровня является сам музейный

предмет (потенциал которого необходимо извлечь и представить,

проанализировав его свойства и выделив основные функции), то ядром

второго уровня является посетитель (на которого направлены все музейные

технологии и методы музейной работы) [5].

К «внутренним» уровням относятся:

- уровень коммуникационной связи предмета музейного значения и его

исследователя, связанный с раскрытием различных сторон информационного

потенциала, заложенного в музейном предмете. К данному уровню следует

отнести такие направления музейной деятельности, как комплектование,

научно-фондовая и научно-исследовательская работа, но может захватывать

другие направления.

Процесс комплектования и изучения, связанный с выявлением в

предмете музейного значения присущих ему свойств, можно рассматривать

как коммуникационный в двух основных плоскостях: в плоскости

взаимодействия предмета и исследователя (когда предмет «передает»

заложенный в нем информационный потенциал, позволяет раскрыть весь

спектр его свойств помимо информативности) и в плоскости

опосредованного участия исследователя в осуществлении дальнейшего

процесса музейной коммуникации, происходящего в специально

подготовленном музейном пространстве [6]. З.Странский обращал внимание

на то, что именно через коммуникацию реализуются все итоги охранной и

музейно-познавательной деятельности. Коммуникация в музее многомерна,

но ее основа, своеобразная точка отсчета - музейный предмет.

Демонстрационный __________канал реализуется в экспозициях, выставках,

подкрепленных экскурсионной работой и различными педагогическими

технологиями. Экспозиция музея ориентирована на посетителей различных

возрастов и различной подготовленности, задача которой - донести до

посетителей определенные идеологические, политические, культурные

концепции, выраженные музейными средствами. Музейные предметы,

взаимодействуя в экспозиции, создают связь между посетителями и теми

идеями, которые в ней заложены. Коммуникативная функция, таким образом,

реализуется музейными предметами в конкретной музейной среде -

экспозиции, а также в различных формах контакта с посетителем.

Все-таки начальным этапом этого уровня является предварительная

работа с музейным предметом. Научная организация фондов, определяющая

значение предмета для науки, культуры и деятельности самого музея,

является, таким образом, первым, базовым уровнем музейной коммуникации.

Таким образом, первый уровень «внутренней» коммуникации зачастую

скрыт от посетителя, но является важной частью общего музейного

коммуникационного процесса. Основное же его назначение в структуре

«внутренних» уровней - это подготовка материала для осуществления

следующих этапов «внутренней» коммуникации, а затем и «внешней».

- уровень коммуникационной связи музейного предмета и создателей

экспозиции, выявляющих возможности эмоционально-эстетического

воздействия всего комплекса предметов, является следующим уровнем

«внутренней» коммуникации. В данном случае, сам процесс коммуникации

связан с преобразованием сгруппированных и систематизированных на

первом уровне музейных предметов в единое контекстуальное пространство,

призванное служить одним из каналов историко-культурной коммуникации.

Экспозиция традиционно является основной формой музейной

коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой

осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных,

объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем

научной концепцией и современными принципами архитектурно-

художественных решений [3].

Создавая музейную экспозицию, музейные сотрудники должны четко

представлять, с какой целью это делается, какую информацию они хотят

донести до зрителя, как разместить экспонаты, чтобы в совокупности они

помогли разобраться человеку в той или иной теме, эпохе, чтобы каждый

экспонат логично дополнял другой. Экспозиция как основное средство

музейной коммуникации связана с процессом организации восприятия

посетителями информации, содержащейся в ней. Важным при этом является

стремление к достижению адекватного взаимопонимания между зрителем и

организаторами выставки. Музейная коммуникация подразумевает активный

интеллектуально-эмоциональный и нравственный процесс, происходящий

дважды: сначала в умах тех, кто разрабатывает экспозицию, а затем в умах

посетителей, которые стремятся понять идею ее устроителей (Майлз Р.С.).

При рассмотрении данного коммуникационного уровня речь идет как о

разработке научной концепции, так и об архитектурно-художественном

решении, более того, сегодня все чаще практики экспозиционной работы

говорят о необходимости сценарной проработки экспозиции как части

полифонического метода проектирования. При этом сценарист обычно

взаимодействует с научным сотрудником (экспозиционером) и художником

экспозиции. Принципы такого взаимодействия определяются ситуацией и

задачами проектирования. Однако целью сценариста всегда является

разработка драматургической концепции (музея в целом или отдельной

экспозиции), т.е. определение параметров того культурно-исторического

диалога, который будет происходить на площадке музея [6].

Для усиления эмоционального переживания экспозиции используются

различные аудиовизуальные средства, их задача - активизация внимания и

творческих способностей посетителей. Кроме того, музеем разрабатываются

специальные программы: просмотр световых карт, слайдов, кино- и

видеофильмов, создаются залы с использованием видео- и звукозаписи.

Несомненно, весьма важным показателем динамичности

экспозиционной системы является активное и все более полное внедрение

мультимедийных средств и технологий. Мультимедийные системы могут

быть ограничены отдельными интерактивными киосками или представлять

собой специальные информационные зоны, включенные в музейную

компьютерную сеть, могут являться мультимедийными инсталляциями,

полностью интегрированными в выставочное пространство. Таким образом,

можно отметить активное привлечение средств, усиливающих

эффективность коммуникационного взаимодействия, и, следовательно,

определенную внутреннюю динамику самого уровня музейной

коммуникации, необходимость выработки стратегий, задающих направления

и специфику реализации экспозиционной коммуникации в современном

музее.

Коммуникационные уровни изучения музейного предмета и его

организации в экспозиционном пространстве направлены на реализацию

следующего уровня:

- уровня коммуникационной связи комплекса музейных предметов и

музейного педагога, экскурсовода, психолога, стремящегося содействовать

погружению в историческую среду, осуществлению трансляции культурных

традиций. Этот уровень является логическим звеном в реализации единого

коммуникационного процесса, так как усилия по изучению и представлению

музейных предметов находят дальнейшее развитие в подготовке к их

интерпретации посетителем.

Три уровня внутренней коммуникации направлены на осуществление

«внешней» коммуникации, связанной, преимущественно, с экспозиционной и

образовательной деятельностью музея. Этот процесс также имеет три

основных уровня, смыслом которых является актуализация культуры и ее

дальнейшая интерпретация. Центральным компонентом, в данном случае,

будет являться посетитель и процесс его взаимодействия с музейным

пространством. Если музейный предмет (ядро «внутренних» уровней

музейной коммуникации) исторически задает основу музейного собрания, то

посетитель (ядро «внешних» уровней музейной коммуникации) является__________, в

свою очередь, главным субъектом музейной деятельности [5].

К «внешним» уровням коммуникации относят:

- уровень коммуникационной связи предмета и посетителя -

интерпретатора, предполагающий умение «воспринимать» музейный

предмет, постигать его свойства. Требования к посетителю - субъекту

коммуникации - постоянно изменяются. В последнее время внимание

ученых-музееведов все чаще обращается к анализу, казалось бы,

общепринятой дефиниции «посетитель». Связано это с тем, что аудитория

музея рассматривается уже не только как объект культурно-образовательной

деятельности, но как принципиально необходимый партнер музея.

Соответственно, считают специалисты, необходимо пересмотреть

фундаментальное понятие «музейная аудитория», соотнести его с понятиями

«посетитель», «зритель», «визитер», «партнер» и выделить наиболее

значимые смысловые компоненты, вкладываемые в понятие «аудитория» в

соответствии с развитием теории музейной коммуникации. За

переосмыслением этих понятий стоит, по мнению Ю.У.Гуральника,

коммуникативная стратегия музея, его политика, в которую вовлекается все

общество [6].

Следует отметить, что чаще всего общение с предметом происходит на

экспозиции, но практика современного музея позволяет отметить

интенсивный поиск форм, позволяющих работать с отдельными предметами,

не организованными в экспозиционный комплекс. Основной центр тяжести

переносится на свойства музейных предметов, а не на их функции;

посетитель постигает сам предмет, тогда как в экспозиционном пространстве

предмет становится единицей той структурной модели, которая создается в

процессе научного и художественного проектирования.

Обращение к экспозиционному пространству связано с реализацией

следующего уровня «внешней» коммуникации.

- уровень коммуникационной связи экспозиционного комплекса и

посетителя - интерпретатора, предлагающий посетителю моделировать

область средних значений. Уникальное музейное пространство требует

умения осмыслить его; оно ориентировано на творческий потенциал

человека, его инициативу. Причем, творчество понимается не просто как

основной принцип постижения музейного пространства: в музейном

пространстве это творчество воплощается в его «распредмечивании». При

«чтении» музейного пространства происходит процесс адаптации человека в

пространстве культуры, так как человек обращается к творческим

ценностным ориентациям. Посетитель в музее играет активную роль, наряду

с научным сотрудником и художником (создателями экспозиции) он

участвует в «пьесе» музейной экспозиции. Человек взаимодействует с

пространством культуры, погружается в него, обращается к культурной

доминанте системного целого «архитектоники» человеческого бытия.

Тем не менее, посетителю зачастую требуется помощь в осмыслении

музейного пространства, подготовка к его восприятию. На решение этих

задач направлены усилия музейных педагогических технологий и,

соответственно, еще один уровень музейной коммуникации.

- уровень коммуникационной связи посетителя и интерпретатора -

профессионала, ориентированный на реализацию процессов,

осуществляющихся в направлениях образовательной деятельности музея.

Качество организации педагогического процесса в значительной

степени определяет уровень восприятия экспозиционного пространства,

музея в целом. В связи с этим, усиливается поиск инновационных технологий

и создания методик, наиболее полно отражающих различные формы

основных направлений педагогической деятельности. Для компетентной

реализации задач, выдвинутых современной культурой, необходим

серьезный анализ музейной аудитории. Реализация этих задач

осуществляется в рамках сквозного уровня музейной коммуникации, цель

которого - изучение «обратной связи» [1]. Составной частью каждого из

«внешних» уровней является уровень коммуникационной связи посетителя и

социолога - исследователя музейной аудитории, связанный с изучением

ценностных ориентаций и духовных потребностей аудитории для грамотной

разработки прикладных технологий взаимодействия в музейном

пространстве. Таким образом, можно говорить об особой области социологии

- музейной социологии, которая изучает ценностные ориентации, духовные

потребности аудитории и, соответственно, эффективность музейной работы.

Современные социологические исследования проводятся,

традиционно, по трем основным направлениям: изучение потенциальной

аудитории в целом, ее культурных установок, изучение мотиваций

посещаемости музея, изучение обратной связи. Анализ аудитории,

проводимый в музеях, включает: изучение основных параметров для

характеристики музейной аудитории (социально-демографический признак,

образовательный уровень, возраст, пол, проявление активности - реальная и

потенциальная аудитория, постоянная и нестабильная, степень

подготовленности к восприятию), изучение динамики музейной аудитории

(наблюдения, социологические исследования). В.Н.Козиев предлагает

следующую последовательность изучения взаимоотношения посетителя и

музея: динамика посещаемости музея, ценностные ориентации в

соответствующей сфере, мотивы посещения музея.

Перечисленные аспекты охватывают области, связанные с изучением

музейной аудитории, исследованием «обратной связи». Однако в последнее

время границы музейной социологии расширяются: связь между музеем и

аудиторией рассматривается не только как последовательно развивающаяся

(при которой сначала создается музей, экспозиция, выставка, а потом

анализируется ее восприятие), но как взаимодействие, когда образ музея

формируется его ожиданием будущих поколений. Музейную социологию

интересует и «проектный» посетитель, а социологические исследования

становятся важным инструментом повышения эффективности музейной

деятельности. Данный уровень музейной коммуникации непосредственно

связан со всеми остальными уровнями, как «внутренними» (анализ

потенциальной аудитории, прогнозирование возможного восприятия

экспозиции и т.д.), так и «внешними» (изучение запросов аудитории,

определение перспектив музейно-педагогической работы и т.д.). Он

реализует общие задачи музея, принимающие в каждом направлении

музейной деятельности конкретную форму в зависимости от частных задач

направления. Сфера его действия - предварительное или опосредованное

выявление «обратной связи», уровень эффективности музейной работы с

посетителем.

Перечисленные уровни коммуникации охватывают все основные

направления музейной деятельности, более того, они, в значительной

степени, определяют направленность этой деятельности, задают ее

стратегии, охватывающие как область «внутренней», «скрытой»

коммуникации, связанную с «подготовкой» музейного пространства -

документированием и тезаврированием, так и область «наружной», явной

коммуникации, ориентированную на демонстрацию созданных музеем

визуальных, актуализированных моделей культуры.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты