Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие конфликта и конфликтного поведения




 

Конфликт - это осознаваемое поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом), которое вступает в противоречие с интересами другой стороны. Если термин «конфликт» перевести с латинского, то в первую очередь оно означает столкновение сторон, сил, мнений и т.д. В зарубежной и отечественной психологии отсутствует общепризнанное понятие конфликта.

Рассмотрим некоторые определения конфликта и конфликтной ситуации. Польский социолог Я. Шепаньский дает следующее определение: конфликт - это столкновение, вызываемое противоречиями между установками, целями и способами действий по отношению к конкретной ситуации или предмету.

Психоанализ утверждает, что конфликт возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее объективного существования; тенденция к межличностным конфликтам - результат искажения базовых аттитюдов человека, которые возникают под влиянием негативного опыта, приобретенного в детстве.[1]

К.А. Абульханова-Славская рассматривает конфликт как средство самоутверждения и преодоления отрицаемых личностью тенденций. С другой стороны, конфликт - это процесс развития из ситуации ненайденного выхода на пути поиска средств стабилизации отношений. Человек в конфликтной ситуации пытается добиться своей цели и самоутвердиться, одновременно с другой ищет пути решения проблемы.

По мнению Н.В. Жгутикова, конфликт – это противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством.

А.Г. Ковалев определяет конфликт, как противоречие между людьми, причем не каждое противоречие является конфликтом. Конфликтная ситуация возникает, если противоречия затрагивают социальный статус человека, ценности личности, престиж и моральное достоинство.

Существуют различные подходы к классификации конфликтов. М.М. Рыбакова, например, выделяет следующие виды конфликтов: деятельности, поведения (поступков) и отношений.

Конфликтность определяется как перманентная черта личности, которая аккумулируется ее природными задатками и социальным опытом. Такое определение можно найти в работах В.И. Илийчука, Л.О. Петровской, В.И. Ващен.[4]

В.И. Андреев использует следующую классификацию конфликтов:

- по степени остроты: вражда, разногласие, недовольство, противодействие, раздор;

- по предметно-деятельностному признаку: педагогические, управленческие, производственные, творческие, экономические, политические и др.;

- по степени вовлеченности людей: межгрупповые, межгосударственные, межличностные, межпартийные и др.

А.Я. Анцупов предлагает четыре типа конфликтов: нравственные, ролевые, инновационные (между новаторами и консерваторами) и борьба за ресурсы.

По последствиям конфликтные ситуации могут быть конструктивными и деструктивными. Конструктивные ведут к оздоровлению ситуации, снятию барьеров. Разновидностью конструктивных конфликтов являются кризисы возрастного развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович).

Разработанная А.С. Макаренко теория педагогического взрыва также иллюстрирует идею специально создаваемых в интересах оздоровления отношений в коллективе и развития личности конфликтов конструктивного характера.

Деструктивные конфликты имеют негативный и разрушительный характер для социальной среды и участвующих в конфликте людей.

Негативные проявления существуют в любом конфликте - это затраченное время, потеря физического и нервного потенциала, рост психической напряженности, учащение пульса, повышение артериального давления и т.п.

Характеристики конфликта.

Конфликты могут принимать самую разную форму - от простой ссоры двух людей до крупного военного или политического столкновения с участием миллионов. Несмотря на столь многочисленные проявления конфликтных взаимодействий в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик. Так, всем конфликтам присущи четыре основных параметра:

– причины (факторы, вызывающие конфликт);

– острота (интенсивность, определяющаяся степенью вовлеченности в конфликт, которая зависит от значимости исхода конфликта для участников);

– длительность (продолжительность);

– последствия.

Существует несколько классификация конфликтов (рис.1.1) и, исходя из этого, можно выделить следующие категории конфликтов:

1. По количеству и уровню участников: внутриличностные, межличностные, межгрупповые и организационные.

2. По характеру влияния: рациональные и иррациональные.

3. По характеру причин: объективные и субъективные.

4. По содержанию: общественные и частные.

5. По проявлению: формальные и неформальные.

6. По ранговым различиям: горизонтальные и вертикальные.

7. По количеству причин: однофакторные и многофакторные.

Рисунок 1. Основные виды конфликтов.

 

Основные этапы процесса конфликта:

Конфликт представляет собой динамический процесс, включающий ряд этапов:

I. Скрытый этап - противоречия не осознаются участниками конфликта, существует явное или неявное недовольство ситуацией.

II. Формирование конфликта: формируются противоречия, выдвигаются требования (формальные лидеры, конфликтная группа).

III. Инцидент – событие, активизирующее действия участников конфликта.

IV. Активные действия сторон.

V. Завершение конфликта – процесс, результат которого зависит от усилий всех участников конфликта.

Синдеева: Вот перед программой я тебе предложила шампанского, ты мне сказала: «Нет, мне еще сегодня писать». Мне кажется, на художника должно сойти озарение, и он должен побежать холсты писать, или это все мифы? Салахова: На самом деле, ты должен каждый день трудиться, иногда у тебя не получается ничего, работа не идет, но ты должен все равно работать. А потом в процессе работы к тебе приходит вдохновение, и ты делаешь невероятные вещи, а иногда ты делаешь просто… Синдеева: То есть ты не имеешь права взять и: сегодня хочу – пишу, завтра – не хочу. Надо себя заставлять? Салахова: Это дисциплина, да. Профессионализм. Синдеева: А что происходит сейчас с российским арт-рынком? Он вообще умер или он как-то тихонечко дышит? Салахова: Тихонечко дышит. Например, галерея «Риджина» Владимира Овчаренко делает аукционный дом «VLADEY», я считаю, что это очень успешный проект. Это еще связано с тем, что коллекционеру нравится покупать на аукционе, во-первых, это фиксируется цена в международном рейтинге, и это классно – покупать на аукционах. Синдеева: А изменился состав коллекционеров? Салахова: Новых очень мало. А еще произошло то, что все коллекционеры, которых мы воспитывали – каждый галерист имел свой пул воспитываемых коллекционеров. За эти годы, так как очень мало художников, человек 150, очень мало новых появляется, которых можно купить в коллекцию, а коллекции заполнены – им все продано, все, что им надо было купить, они все это имеют, они же не могут по 10 работ автора покупать. Синдеева: Сумасшедшие коллекционеры могут. Когда я влюблялась в художника, то я покупала много. Салахова: Да, но все равно в какой-то момент большая коллекция заполняется. Естественно, покупают новых, а новых художников очень мало. И экономическая ситуация, конечно. Новых коллекционеров, как и новых художников, очень мало. Синдеева: А не появились среди коллекционеров чиновники? Я спрашиваю об этом потому, что, например, продавцы дорогих товаров, категория лакшери, они говорят о том, как сильно изменился покупатель. И есть чиновники, которые тихо, все это за семью печатями, которые стали основными потребителями лакшери. Бизнесмены поприжались за последнее время. Салахова: Да, деньги ушли в руки чиновников. Это тоже было одним из пунктов закрытия галереи, чисто эмоциональный. Как-то ко мне пришла пара, я потом поняла, что это чиновник. Что такое работа с коллекционером? Когда много времени вы тратите на этого коллекционера, на его воспитание, на формирование коллекции, и вы начинаете дружить с этим человеком. И они пришли с женой, хотели очень большую сумму вложить в современное искусство, ничего об этом не зная. Они пришли ко мне, потом мы пошли ужинать, я им в общем рассказала, после этого мы пошли в караоке, где даже я что-то спела, хотя я не умею петь, но с душой иногда пою родную песню «Гоп-стоп». В общем, когда в 2 часа ночи я поняла, что я с этими людьми в караоке пою какие-то песни, я поняла, что я не хочу зарабатывать эти деньги, я не хочу их консультировать, что я не выдержу следующих продаж. Я не выпью, я не спою, я не смогу с ними общаться. Может быть, если бы мне было лет 20, тогда у меня были какие-то амбиции и силы. И я поняла, что я не хочу их перевоспитывать. Это невозможно, это очень трудно. Мало того, что такое коллекционер? Купил вещь, повесил у себя на стене дома, пригласил гостей, показал – то есть это так открыто. Я не говорю про коллекционирование антиквариата – это очень закрытые коллекции, а современное искусство – это очень открытая позиция. Они не смогут так покупать, потому что они закрываются. Синдеева: Наоми Кэмпбелл была твоей моделью. Кого бы ты мечтала видеть своей моделью? Ты же Наоми Кэмпбелл тоже неслучайно выбрала, она же не просто была модель как модель? Салахова: Я давно когда увидела в первый раз ее фотографии, у меня была такая мечта ее нарисовать. И я счастлива, что я сделала с нее форму, потом с этой формы глину, потом я сделала скульптуру. 45:48 Синдеева: Ты бы хотела кого-то, мечтала, чтобы твоей моделью, твоей музой кто-то был? Кого бы ты хотела еще? Салахова: Я не помню имя, но из мужчин есть такой культурист, он еще художник, по-моему, его зовут Кай или что-то такое. У него интересное тело, интересно было бы такую скульптуру сделать. Синдеева: У тебя над одной из Венецианских биеннале случился скандал. Тебя пригласил куратор в качестве художника быть представленной в азербайджанском павильоне. А за день-два до открытия биеннале Министерство культуры Азербайджана сняли твои работы. Из-за того, что они были очень тяжелые, их не смогли унести, они остались там, их накрыли тряпочкой. И это родило невероятный скандал. Это было очень болезненно? Салахова: Болезненно, потому что когда вы закладываете какие-то смыслы, а потом из-за скандала произведения искусства считывают совершенно по-другому. Закладываешь тонкие смысловые вещи, а потом случается скандал – и твое произведение транслирует совершенно другую информацию. Это меня удивило. Синдеева: А кураторы Венецианской биеннале имели право встать на защиту художника? Есть какой-то регламент? Салахова: Я поступила тогда, конечно, корректно по отношению к Министерству культуры Азербайджана. Синдеева: Ты со своей стороны не устраивала скандала? Салахова: По правилам Венецианской биеннале, принятым в международном художественном сообществе, я должна была собрать пресс-конференцию, все это рассказать, забрать свои работы и не выставлять больше в этом павильоне. Но это повлекло бы исключение страны Азербайджан из последующего участия в Венецианской биеннале. Мне не хотелось подводить страну. Произведения искусства были выбраны Министерством культуры и куратором. Я же не могу потом многотонные скульптуры случайно пронести. Синдеева: Он их не видел или он их выбирал? Салахова: Они все в каталоге были. Я не знаю. Вот такая реакция на произведения. Мне кажется, что то, что произошло на биеннале, все думают, что я там выставляла минареты. Никаких минаретов там выставлено не было. Там было выставлено три барельефа: женщина с книгой, женщина с тканью и была стоящая скульптура – женщина в парандже с белыми перекрещенными руками перед черным камнем, то есть черный камень в белом обрамлении. Это было воспринято почему-то…хотя эти вещи есть в каталоге, где описано, что это за концепция. Стояла женщина в парандже перед черным камнем – это святыня мусульманская. Единственное, которое я сделала – это как черный камень превращается в черную слезу от страданий людей. Я была обвинена в том, что черный камень я поместила в вагинальную форму. В этой форме находится черный камень в Мекке – форма глаза или вагины – как она кем воспринимается. Копию этого белого обрамления я взяла из музея Топкапы, золотого обрамления черного камня, которое было в XVIII веке.
Возможными моделями завершения конфликта являются:

1) выигрыш – проигрыш;

2) выигрыш – выигрыш;

3) проигрыш – проигрыш.

VI. Влияние последствий.

Конфликт как социально-психологический феномен в своем развитии проходит несколько фаз и стадий (рис. 1.2).

Первая фаза - предконфликт, имеющий три стадии:

1) конфликтная ситуация носит внутриличностный характер и внешне не выражается: стадия возникновения конфликтной ситуации и скрытой формы конфликтных отношений;

2) противоречие начинает проявляться и внешне: недомолвки, неуместные шутки, колкости в адрес партнера по общению, игнорирование его в разных формах и т.п.;

3) противоречие между людьми обостряется и становится внешне отчетливо выраженным. Люди не скрывают неприязни по отношению друг к другу, демонстрируют готовность вступить в борьбу, но реальных действий (инцидента) пока нет: стадия перехода к конфликтному поведению.

Вторая фаза - собственно конфликт, когда происходит столкновение сторон и реализуется стремление каждой из них разрешить ситуацию по своему сценарию, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями.

Третья фаза - послеконфликтная ситуация, которая может оказаться неблагоприятной как для одной, так и для обеих сторон. В таком случае это может стать основой для дальнейшего нарастания конфликтных отношений, новым витком конфликтного взаимодействия и возникновением постстрессовых психических состояний с негативными последствиями.

Рисунок 1.2. Динамика развития и протекания конфликта

 

Причины возникновения конфликтов. Факторы, вызывающие возникновение конфликта, можно разделить на три группы: индивидуальные характеристики человека, ситуационные условия, структурные факторы.

Индивидуальные характеристики человека - различия в ценностях, восприятиях и суждениях, отношениях и убеждениях людей. Реальным источником конфликта могут стать чувства правильности-неправильности действий; предрасположенность к определенной реакции (положительной или отрицательной) на то или иное событие.

Например, подросток, стремящийся к автономности и независимости, по всей видимости, негативно отреагирует на попытки поставить его в условия жесткого контроля.

Реакция на конфликт также в значительной степени зависит от национальных особенностей и культуры поведения.

Ситуационные условия, такие как сложившаяся в семье система связей между родственниками, в определенных условиях могут способствовать развитию конфликта в случае, если они являются определяющим фактором во взаимоотношениях. На возможность возникновения конфликта могут повлиять следующие факторы: слишком высокий уровень взаимодействия; необходимость обеспечивать согласие сторон; различия в статусе; неопределенность ответственности сторон. Причиной конфликта так же могут явиться цели.

 

Стратегии поведения в конфликте. В случае возникновения конфликтной ситуации люди реагируют на нее по-разному. Основные стратегии поведения в конфликте представлены на рис. 1.3.

Рисунок 1.3. Модель индивидуальной реакции на конфликт.

 

Краткое описание моделей индивидуальной реакции на конфликт:

Соревнование предполагает, что одна из сторон хочет удовлетворить свои интересы, не считаясь при этом с тем, как это повлияет на интересы другой стороны.

Сотрудничество имеет место в том случае, когда предпринимаются активные попытки наиболее полно удовлетворить интересы всех участвующих в конфликте сторон.

Уход от взаимодействия. Примером данной стратегии является игнорирование конфликта, нежелание признавать его существование, стремление избегать людей, с которыми возможны разногласия по тем или иным вопросам.

Сглаживание конфликта — стремление одной из сторон конфликта поставить интересы другой стороны выше собственных.

Компромисс имеет место в том случае, когда каждая из сторон конфликта готова частично пожертвовать своими интересами во имя общих.

Один и тот же участник конфликта в зависимости от складывающейся ситуации может использовать разные стратегии разрешения конфликта. Вместе с тем установлено, что в большинстве случаев люди следуют преимущественно одной из уже перечисленных стратегий.[29]

 

Так же в психологии принято различать 5 стратегий поведения в конфликте (по К. Томасу) (рис. 1.4.):

Рисунок 1.4. Пять стратегий поведения в конфликте (по К. Томасу)

 

В конфликтологии и не только, используется такой подход довольно- таки широко, а схема получила названиедвухмерной модели стратегий поведения личности К. Томаса и Р. Киллмена, но чаще указывается только первый автор. В конфликте, как правило, нет ситуаций, когда встречается и используется только одна из стратегий. Таким образом, можно говорить о том, что есть доминирование одной из них.
Ведущие стратегии конфликта можно представить следующим образом:

1. Уклонение (избегание) – пассивный стиль поведения в конфликте, который характеризуется отсутствием стремления человека пойти навстречу оппоненту, а так же защищать собственные интересы. При этом данный стиль поведения в конфликте существует как в сознательной, так и бессознательной форме. При таком стиле поведения человек активно избегает столкновения с партнером, оставаясь при своем мнении, по сути, сохраняя свое лицо. Эту стратегию можно считать рациональной, если дальнейшее развитие событий будет благоприятным для человека, либо принесет ему успех без особых усилий, либо представит для него более выгодные возможности и т.д. Частое использование данного стиля поведения в конфликте приводит к снижению самооценки человека, возникновению у него чувства неуверенности в своих силах. Поэтому при выборе уклонения стоит сначала взвесить все плюсы и минусы такого поведения.

2. Приспособление (уступка, сглаживание) можно обозначить как форму пассивного сотрудничества, которая отличается склонностью смягчить конфликтную ситуацию и сохранить существующие отношения между людьми. При этом у человека, выбирающего данную стратегию поведения, отсутствует стремление достичь поставленной цели, а другая сторона конфликта сохраняет интерес к собственным целям.

Если для решения конфликта у человека нет времени, то приспособление может стать наиболее выгодной стратегией поведения в данной ситуации. Существуют и другие плюсы приспособления - позволяет сохранить отношения между людьми, способствует снятию напряжения, требует от личности наименьших затрат ее ресурсов, приводит к мирному существованию конфликтующих сторон. Минусы - другая сторона воспринимается как проявляющая слабость, следовательно, можно увеличивать давление и требования. Приспособление может также выражаться в готовности согласиться с позицией партнера, принять его точку зрения. В этом случае конфликтные отношения разрешаются успешно уже на этапе предконфликта.

3. Конфронтация (конкуренция, соперничество, доминирование, подавление) – это активное поведение человека, которое направленно на удовлетворение собственных интересов, при этом в ущерб интересам другой стороны. Плюсы - стимулирование развития и прогресса, высокая эффективность в достижении необходимых результатов. Однако человек, который постоянно соперничает и конкурирует с окружающими становиться для них конфликтным. Минус - постоянная необходимость в точности информации и затратах физических и психических сил человека, что может привести к возникновению стресса.

4. Компромисс - предрасположенность оппонентов к взаимным уступкам при достижении частичного удовлетворения свои стремлений. Компромисс не может быть постоянным решением проблемы, поскольку ни одна из сторон не удовлетворяет собственные интересы полностью, что является основой для продолжения конфликта.

Способность человека регулировать конфликты с помощью компромисса рассматривается как признак его высокой культуры общения, такое качество очень важно в ведении переговоров и управлении людьми. Компромисс не разрешение конфликта, но он служит отличным методом его регулирования. При использовании компромиссного типа поведения обеими сторонами конфликтные отношения обычно разрешаются уже на первом этапе. Компромисс имеет место в том случае, когда каждая из сторон конфликта готова частично пожертвовать своими интересами во имя общих.

5. Стратегия сотрудничества (интеграции) характеризуется направленностью на реализацию интересов всех участников конфликта. Выбирая сотрудничество, человек выражает стремление совместными усилиями разрешить конфликтную ситуацию. Однако для реализации данной стратегии необходимо, чтобы все конфликтующие стороны придерживались позиций сотрудничества друг с другом.

Как уже было сказано, в конфликтах нет случаев, где используется только лишь одна из стратегий и можно только говорить о том, что есть доминирование одной из стратегий. Так же иногда приходится сталкиваться и комбинациями стратегий. Соперничество – это одна наиболее часто применяемых стратегий в конфликтах (в ≥90%). Чаще всего, конфликт заключается в противоборстве, и участники идут на него, не имея других способов умения договариваться между собой. Отсюда можно предположить, что тактические приемы соперничества наиболее разнообразны и в большей степени совершенствовались. [4]

Компоненты конфликтности:

- эмоциональный компонент (состояние личности в ситуации межличностного взаимодействия, неумение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях);

- волевой компонент (неспособность личности к сознательной мобилизации сил и самоконтролю);

- познавательный компонент (включает уровень восприятия провокационных действий оппонента, субъективность, неумение анализировать и прогнозировать ситуацию);

- мотивационный компонент (отражает состояние внутренних побуждающих сил, которые не благоприятствуют адекватному поведению в конфликте и решению проблемы);

- психомоторный компонент (неумение владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой).

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 439; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты