Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Благословение миру




Кришнадас Кавирадж Госвами говорит в «Чайтанья-чаритамрите»: «Желание Господа низойти на землю было рождено двумя причинами. Он жаждал изведать вкус любви к Богу (как она проявлена в Шримати Радхарани), а так же по всему миру распространить преданное служение Кришне, вызванное спонтанной привязанностью к Нему (рагануга). Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху известен как Верховный наслаждающийся и наиболее милостивое воплощение» (Ади, 4.15-16).

Рассказав о желании Кришны познать вкус любви Радхарани, необходимо хотя бы в общих чертах описать путь бескорыстного и спонтанного преданного служения (рагануга-бхакти), который, как благословение, раскрыл перед нами Шри Чайтанья Махапрабху и которым живут обитатели Враджа.

Искренние последователи Господа Чайтанья вступают на этот путь с воодушевлением и осторожностью и идут к желанной, но трудно достижимой цели - возродить взаимоотношения с Кришной.

Комментируя упомянутый выше стих из «Чайтанья-чаритамриты», Шрила Прабхупада говорит: «Господь Кришна хотел дать понять всем обусловленным душам, что рага-бхакти (спонтанное преданное служение в трансцендентном восторге) привлекает Его больше, чем вайдхи-бхакти, или преданное служение в рамках правил и предписаний». Хотя рага-бхакти действительно сокровенна, Шрила Прабхупада в своем комментарии ясно говорит о том, что все обусловленные души должны узнать о ее методах и целях. Тем самым они осознают конечную цель жизни. При этом он не уменьшает значения вайдхи-бхакти, которая подразумевает строгую дисциплину, правила, предписания и трепетное, благоговейное поклонение Господу. Однако конечную цель упускать из виду тоже нельзя.

Цель служения в том, чтобы узнать о своих вечных отношениях с Богом, возродить их, доставив тем самым Ему удовольствие. Это путь сознания Кришны. Бхакти - это «абсолютно полная привязанность к Верховному Господу» (Таттва-сутра, 31). В этой совершенной форме она спонтанно (рага) проявляется в жителях Голоки Вриндавана, и поэтому их называют рагатмика-бхактами. Однако поскольку живые существа бывают освобожденные и обусловленные, бхакти описывается как цель и средство.

Освобожденные души бывают двух видов: 1 - те, кто обладают материальным телом, их цель - служение в экстазе; 2 - и те, кто оставили материальные тела и вернулись к Богу, их цель - преданное служение в любви к Богу. Но обусловленные души должны принять бхакти как средство к достижению цели. Бхактивинода Тхакур говорит в этой книге, что как бы ни называлась, бхакти всегда одна. Она — и цель, и средство, но в писаниях объясняется по-разному согласно духовному уровню души. Это делается ради тех, кто еще пребывает в иллюзии и иначе не поймет, что такое бхакти и как ее достичь.

Соответственно, сознание Кришны (бхакти) бывает трех видов: 1 — бхава-бхакти - преданность в экстазе, 2 - према-бхакти - преданность в чистой любви к Богу. 3 - садхана-бхакти - преданность в практической деятельности, которая является средством достижения конечной цели. Садхана-бхакти подразделяется на вайдхи и рагануга. (сноска: «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.1.)

Вайдхи-бхакти предполагает поклонение Господу в полном сознании Его божественного величия и могущества и строгом следовании всем правилам и предписаниям шастр, что освобождает преданного от материальных желаний, извращающих изначальную любовь к Богу. Шрила Прабхупада характеризует: «Бхактим парам означает преданное служение Господу на высоком уровне. Люди, которых привлекает лишь поклонение Господу в храме и которые не знают философии бхакти, находятся на начальной ступени. Этот вид бхакти не является совершенным» (И.в.н., 32).

Раганауга-бхакти, благодаря слушанию и повторению святого имени, позволяет вкусить трансцендентные экстатические чувства. Шрила Бхактивинода Тхакур в «Шри Таттва-сутре» (34) говорит, что садхана-бхакти имеет внешний и внутрений аспекты: вайдхи - это внешняя защитаная кожа, а рагануга - это сладкий внутренний плод.

Шрила Прабхупада пишет: «Как правило, поклонение Господу начинается с поклонения Лакшми-Нараяне в соответствии с панчаратрика-вайдхи (т.е. следуя регулирующим принципам и храмовому поклонению), тогда как поклонение Радха-Кришне является более сокровенным и происходит в соответствии с бхагавата-вайдхи (это путь «Шримад-Бхагаватам», который рекомендует девять процессов преданного служения, главные из которых слушание и повторение). Пока человек не очистился, следуя панчаратрика-вайдхи, он не имеет права поклоняться Господу по правилам бхагавата-вайдхи. Поклонение в соотстветствии с правилами панчаратрика-вайдхи называется вайдхи-маргом, а поклонение в соответствии с принципами бхагавата-вайдхи, называется рага-маргом» (Бх., 4.24.45-46).

В лекции 1971 года он объясняет: «Итак, предаставлены обе вайдхи, системы. Одна помогает другой. Это путь... Рага-марга поможет вайдхи-маргу и наоборот. Вместе они помогают друг другу... С одной стороны панчаратрика-вайдхи, с другой - бхагавата-вайдхи... В действительности, рага-марг очень сильный процесс, его достаточно. Но без панчаратрика-вайдхи оскверненное тело, оскверненный ум преданного не будут очищены. Поэтому в проповеди движения сознания Кришны приняты оба процесса».

Хотя вайдхи-марг чаще всего связывают с началом пути, некоторые преданные могут быть вечными вайдхи-бхактами. Их любовь к Господу смешана с осознанием Его божественного величия и могущества и уступает по силе и глубине чувства. Конечная обитель таких преданных —Вайкунтха-дхама, где Господу поклоняются в духе благоговения. Врата Голоки, высшей обители Кришны, не раскрываются перед ними, потому что там царят несвойственные их внутренней наклонности непосредственность отношений, блаженство и любовь.

Преданный рагануга испытывает более сильные и глубокие чувства к Господу и относится к Нему как равному, младшему или даже подчиненному. Благоговейный страх и преклонение перед Господом не свойственны ему. Шрила Вишванатха Тхакур в «Мадхурья-кадамбини» (7) говорит, что рага-бхакти и вайдхи-бхакти пробуждают бхаву, любовь к Богу «двумя разными способами в сердцах разных типов преданых в соответствии с двумя разновидностями духовных желаний».

Любовь к Богу различается по степени сладости, как различаются по густоте соки манго, сахарного тростника и винограда, и проявляется в одной из пяти рас (вечные взаимоотношения с Богом): 1 - шанта-раса, спокойные или нейтральные отношения, лишенные личного общения с Богом; 2 - дасья-раса, отношения слуги и господина на основе привязанности; 3 - сакхья-раса - дружеские; 4 - ватсалья-раса - опекунские или родительские; 5 - матхурья-раса - супружеские. Все взаимотношения имеют одну основу - неизменную любовь к Кришне.

Однако, Шри Чайтанья Махапрабху нисшел для того, чтобы принести с Собой нечто уникальное - в добавление к перечисленным расам Он открыл такое состояние, когда любовь преданного к Радхарани вытесняет его любовь к Кришне. И это называется бхаволлас-рати. Многие великие вайшнавы - Гопал Гуру Госвами (близкий спутник Махапрабху), Дхьянчандра Госвами (ученик Шри Гопала Гуру) и Нароттам дас Тхакур - подчеркивали исключительную важность бхаволлас-рати (которую они еще называли манджари-бхава) и считали, что этой удивительной привязанностью обладает особая группа гопи - манджари.

В духовном царстве Бога у Радхарани есть восемь самых близких спутниц (парама-прештха-сакхи): Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата, Рангадеви, Судеви, Индулекха и Тунгавидья. Эти восемь гопи, хотя и являются близкими подругами Радхи, очень близки Кришне. Время от времени самоотверженная Радхарани устраивает им встречи с господином Ее сердца.

У каждой из восьми главных гопи есть восемь служанок, которые исполняют все ее желания. Их называют прийа-сакхи, и они тоже встречаются с Кришной наедине. Таким образом, существуют шестьдесят четыре особых гопи. Кроме них есть еще бесконечное множество других гопи, которых называют просто сакхи, и они любят Кришну сильнее, чем Радху, или с одинаковой силой Кришну и Радху.

Однако, есть две совершенно исключительные группы гопи - прана-сакхи и нитья-сакхи. Их любовь к Радхарани превосходит любовь к Кришне (это и есть бхаволлас-рати). Любовь эта столь сильна, что эти девушки жаждут лишь одного - устраивать свидания Радхи и Кришны, и не ждут для себя награды в виде личной встречи с Ним. В этом заключается бескорыстная манджари-бхава. Кришна принадлежит только Радхе! И манджари будет делать все, что в ее силах, только чтобы Радха и Кришна были вместе. Основная обязанность манджари - заботиться о Радхике. Шрила Рагхунатха дас Госвами, наш прайоджана-таттва-ачарья молит: «Если Кришна один снова и снова будет звать меня, я не пойду. Однако если Вришабхану-нандини, Радхарани, будет с Ним, я побегу туда, как ветер, даже если Кришна меня не позовет».

Нет сомнений, что манджари - самые счастливые из всех гопи. Они не ждут награды за свое самоотверженное служение. Шрила Прабхупада пишет в «Учении Господа Чайтаньи» (31):

«Объяснить их (манджари) отношения с Кришной чрезвычайно сложно, ибо у манджари отсутствует желание общаться с Кришной наедине. Наоборот, они всегда готовы помочь Радхарани встретиться с Ним. Привязанность манджари к Кришне и Радхарани так чиста, что они счастливы видеть Их вместе. В этом и состоит их трансцендентное наслаждение - видеть Радху и Кришну вдвоем. Радхарани, подобно лиане, обвивает древо-Кришну, а девушки Враджа, подруги Радхарани, - ее листья и цветы. Когда лиана «обнимает» древо, ее листья и цветы делают это вместе с ней. «Говинда-лиламрита» называет Радху энергией наслаждения Кришны и сравнивает с вьюном, а девушек Враджа - с его листьями и цветами. Когда Радха и Кришна предаются любовным играм, девушки Враджа испытывают от этого даже большее удовольствие, чем Сама Радхарани...»

Чайтанья Махапрабху пришел на эту землю, чтобы даровать людям счастливую возможность обрести манджари-бхаву - сладость бескорыстного служения Шримати Радхарани. Этот вкус, усиленный духовной самоотверженностью, превосходит блаженство самой Шримати Радхарани. Это величайший и самый сокровенный дар Шри Чайтаньи Махапрабху человечеству.

Шримати Радхарани тоже не лишена подобного наслаждения. Известно, что больше всего Она счастлива, устраивая свидания Кришны с главными гопи. В «Учении Господа Чайтаньи» Шрила Прабхупада говорит:

«Хотя подруги Радхарани не требуют к себе внимания Кришны, Радхарани Сама устраивает им уединенные встречи с Ним. Всякими трансцендентными уловками Она старается свести Своих подруг с Кришной и получает от этого больше наслаждения, чем от собственных свиданий с Ним. Такое общение и любовные взаимоотношения не имеют ничего общего с мирским вожделением, хотя на первый взгляд напоминают союз мужчины и женщины. Поэтому такие взаимоотношения, говоря на трансцендентном языке, называют иногда «трансцендентным вожделением». Как объясняется в «Гаутамья-тантре» (Б.р.с. 1.2.285.), «вожделение означает привязанность человека к удовлетворению своих чувств. Однако, Радхарани и Ее подруги не ищут наслаждения для себя. Их единственное желание - доставить удовольствие Шри Кришне».

«Трансцендентное вожделение» испытывают в первую очередь главные гопи, а манджари служат тем, кто охвачен этим духовным «вожделением». Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.290) объясняет, что рагануга-бхакти подразделяется на две категории: камануга («трансцендентное вожделение») и самбандхануга (взаимоотношения, когда преданный занят в одной из пяти рас, но не испытывает «трансцендентного вожделения»). Шри Рупа Госвами считает каманугу, путь гопи, самым высоким духовным достижением, которое скорее доступно тем, кто находится в манджари-бхаве. Поэтому манджари-бхава превосходит все.

Гаудия-вайшнавы отличаются от вайшнавов других сампрадай именно манджари-бхавой, хотя последователи Нимбарки, Баллабхи и Харивангши тоже касаются супружеских отношений. Следование по стопам истинных манджари вполне естественно для последователей Махапрабху, потому что в этом и состоял бесценный дар Господа Чайтаньи. Шесть Госвами Вриндавана были воплощениями главных манджари, Локанатх Госвами, Кришнадас Кавирадж Госвами и многие другие великие ачарьи-вайшнавы тоже были воплощениями манджари и дали всеобъемлющие наставления об этом в своих книгах.

Духовные основы манджари-садханы описаны в «Падма Пуране», работах Рагхунатхи даса Госвами, Рупы Госвами, Дхьянчандры, Нароттамы даса Тхакура и Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Эту тему подробно рассматривает в своих книгах Бхактивинода Тхакур. В «Сиддха-лаласе», которая является частью объемного сочинения Бхактивиноды Тхакура «Гита-мала», он упоминает свою собственную форму манджари в духовном мире, где он известен под именем Камала-манджари.

Господь Чайтанья Махапрабху Сам был поглощен манджари-бхавой, и это описано в четвертой главе Антья-лилы «Чайтанья-чаритамриты». Махапрабху говорит Сварупе Дамодаре:

«Кто привел Меня сюда с холма Говардхан? Я наблюдал игры Господа, но теперь не вижу Его... Заслышав флейту Кришны, Шримати Радхарани и Ее подруги-гопи бежали к Нему. Они были такие нарядные! Когда Кришна и Шримати Радхарани уединились в гроте, гопи позвали Меня с собой собирать для Них цветы». Здесь Махапрабху ведет Себя не как Радха или Кришна, а проявляет экстаз манджари-бхавы.

В пятой главе Антья-лилы Махапрабху снова раскрывает эти чувства, обращаясь к Сварупе Дамодаре: «Услышав звуки флейты, Я пошел во Вриндаван и увидел Кришну, сына Махараджа Нанды, который был на пастбище и играл на Своей флейте. Игрой на флейте Он привел к беседке Шримати Радхарани, а потом и Сам вошел туда, чтобы насладиться Своими играми с Нею. Я вошел в беседку прямо за Кришной, Мой слух был очарован звоном Его украшений. Я видел, как Кришна и гопи, шутя и смеясь, предаются забавам. Их голоса все больше радовали Мой слух...» Это тоже манджари-бхава, потому что Махапрабху ведет Себя как преданный, который наслаждается счастьем Радхи и Кришны. Поэтому Нароттама Тхакур в своей «Рагамале» с уверенностью говорит, что Махапрабху пребывал в настроении манджари.

Итак, причиной нисхождения Шри Чайтаньи является рагануга-бхакти и сопутствующая ей манджари-бхава. Но как обрести доступ в рагануга-бхакти-садхану? Какие ловушки и опасности возникают на этом пути? Где его начало?

Здесь благоразумно будет призвать к осторожности, потому что немногие в наше время готовы с искренностью и духовной прозорливостью идти указанным путем. Великие ачарьи современности - Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шрила Прабхупада - рекомендовали неторопливое и постепенное продвижение, следуя правилам и предписаниям шастр (вайдхи-бхакти), как наиболее подходящий способ для большинства людей. Движущей силой созданных людьми духовных обществ часто является едва уловимое или невольное пристрастие к обману, поэтому общепринятые символические ритуалы рагануга-бхакти, такие, как обряд посвящения (сиддха-пранали) и проживание близ Радха-кунды (самого священного места), обычно не рекомендуются сведущими представителями изначальной преемственности учителей.

Это объясняется прежде всего тем, что названными элементами рагануга-бхакти зачастую пользуются люди, не готовые к столь возвышенной ступени духовной жизни. Мудрецы говорят, что те, кто преждевременно поселился возле благодатной Радха-кунды, «озера Радхи», испытают ужасы Нарака-кунды, «адского озера».

Чтобы действительно подняться до рагануга-бхакти, необходимо прежде всего приблизиться к истинному духовному учителю и смиренно вопрошать его. Это будет началом. Более того, нужно служить духовному учителю, следуя правилам и предписаниям Вед. Слушая наставления духовного учителя, нужно научиться повторению святого имени Кришны - Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Святое имя пробудит в сердце памятование о Кришне и приведет к совершенству.

Бхактивинода Тхакур в «Харинама-чинтамани» (15) объясняет, что начинающий преданный (вайдхи-бхакта), избегая десяти оскорблений, должен постоянно повторять святое имя Кришны и медитировать на этот трансцендентный звук (шраванам и киртанам). Когда его повторение станет чистым и преисполнится блаженства, он увидит, что святое имя Господа — это Сам Господь. И тогда преданный начинает размышлять и всегда помнить об играх Господа (лила-смаранам). Продолжая совершенствоваться в лила-смаранам, преданный медитирует на сокровенные игры Господа Кришны во Врадже, которые называются ашта-кала-лила - игры Радхи и Кришны в течение суток. Когда эта медитация достигает зрелости, его взаимоотношения с Богом раскрываются в полном величии.

Человек следует указанным путем преданного служения, и в его сердце постепенно пробуждается любовь к Богу. Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15-16) говорит, что бхакти начинается с веры (шраддха), за которой следуют общение с преданным (садху-санга), исполнение преданного служения, обеты и духовное посвящение (бхаджана-крийя), избавление от дурных привычек (анартха-нивритти), трансцендентная непоколебимость (ништха), появление вкуса (ручи), любовная привязанность (асакти), состояние, предшествующее любви к Богу (бхава) и, наконец, према, чистая любовь к Богу.

Плодами высших ветвей лианы бхакти являются вкусы, называемые снеха, мана, пранайа, рага, анурага и маха-бхава, каждый из которых превосходит предыдущий по силе и великолепию (сноска: стр. ? о них было немного рассказано во второй части этой статьи). Однако все эти вкусы не проявляются в бренном теле преданного, а только по возвращении его в духовное царство Бога.

На уровне ништха, непоколебимости, начинающий преданный развивает сильное внутреннее желание (лобха) или даже жадность (лаульям) к высшему знанию, что является началом рагануга-бхакти-садханы.

На каком бы этапе человек ни начал испытывать эти ощущения, ему следует обратиться к своему духовному учителю, прося наставлений. Если ученик, повторяя святое имя, действительно очистился от скверны материальных желаний (анартха-нивритти) и развил привязанность к Господу (асакти), гуру раскрывает ему его совершенный облик в духовном мире (сиддха-деху).

В обусловленном состоянии материального мире душа - это очень яркая сверкающая духовная искра размером с атом. В процессе слушания и повторения святого имени под руководством гуру душа вырастает в полностью проявленную духовную форму, отвечающую ее природе.

Шрила Вишваннатха Чакраварти Тхакур объясняет, что в процессе преданного служения «сознание своего «я» у преданного-садхаки преобразуется в сиддха-деху (духовное тело), в котором он полностью осуществляет свое желание служить Господу» (М.К.,7).

Шрила Прабхупада говорит, что «это слово указывает на чистое духовное тело, которое выше чувств, ума и интеллекта. Сиддха-деха - это очистившаяся душа, достойная служить Верховному Господу. Невозможно стать личным спутником Верховного Господа, не находясь в чистом духовном состоянии личностного бытия. Эта духовная личность абсолютно свободна от всякой материальной скверны» (сноска: Уч, 31).

Сиддха-деха отражает разные взаимоотношения, но у гаудия-вайшнавов эта духовная форма чаще всего выражается в манджари-бхаве. По словам Бхактивиноды Тхакура, у гаудия-вайшнавов существует две духовные формы: мужская - в Чайтанья-лиле и женская (манджари и гопи) - в Кришна-лиле.

Духовный учитель в своем вечном духовном облике приводит ученика к гопи, которые в свою очередь вводят его в игры Господа. Шримати Радхарани, дочь царя Вришабхану, - лучшая среди гопи. Служить Кришне под Ее началом - вершина духовной жизни. Не обретя прибежища у гопи, невозможно служить Господу Кришне во Врадже.

«Надо проникнуться настроением служения гопи и постоянно размышлять о развлечениях Шри Шри Радхи и Кришны. Делая это и полностью очистившись от материального осквернения, человек входит в духовный мир и получает возможность служить Шри Шри Радхе и Кришне как одна из гопи. Не следуя по стопам гопи, невозможно достичь служения лотосным стопам Кришны, сына Нанды Махараджа» (Чч., Мад., 8.228-230).

«Бхакти-расамрита-синдху» подтверждает: «Желая стать преданым Кришны, человек должен продолжать служение как в материальном теле, так и в духовном, следуя по стопам жителей Враджа» (1.2.295).

Медитируя на Вриндавана-лилу, преданный представляет себя девушкой-служанкой Радхарани, манджари. Ей двенадцать-тринадцать лет, она одета в определенного цвета сари, находится в определенном месте, имеет особый род занятий и получает наставления от старшей служанки, уже пребывающей в духовном мире. Эта опытная гопи обучает свою новую помощницу тонкостям служения Радхе и Кришне. Ученица должна держать в памяти карту трансцендентного Вриндавана: где находится дом Радхи и Ее излюбленные места, дом Кришны и места Его игр, Радха-кунда (лесное озеро, где встречаются Радха и Кришна) и беседки вокруг. Эти карты хранятся у вайшнавов-гуру, обучающих такому виденью. Усвоив эту науку, ученик изучает вечные деяния Радхи и Кришны. Их многообразная деятельность на протяжении суток разделена на восемь периодов (ашта-кала-лила), длящихся по три часа. В каждом из них Радха и Кришна заняты особым видом развлечений, что ученик видит своим духовным взором. Обладая духовным телом и служа Божественной Чете, он становится участником этих игр в трансцендентной обители Господа.

Театральные постановки прекрасно приближают мир Враджа-лилы, поэтому Господь Чайтанья, где бы ни находился - в Навадвипе или Джаганнатха Пури - не раз разыгрывал подобные представления. Перед зрителем-бхактой разворачивается яркая картина несравненного царства Враджа, что позволяет ему составить эстетическое представление об этом царстве и еще сильней стремиться туда. (См. подробнее гл. 1, с.47-49)

Для незрелых преданных, безусловно, существует опасность. В Индии царит засилье пракрита-сахаджиев, людей, которые принимают эти наставления слишком поверхностно и устраивают пошлые шоу. Это просто обман, в результате которого человек лишается блага истинной духовной жизни. Он обманывает себя. Самым безопасным путем является садхана-бхакти (или вайдхи-бхакти), постепенное продвижение вперед с благословения гуру. Но и садхана-бхакти нужно следовать строго конфиденциально, потому что в своей основе она эзотерична и глубоко сокровенна.

На самом деле, этот процесс, вопреки распространенному мнению, является внутренней медитацией. Рагануга-бхакти не требует, к примеру, одевать одежды гопи или демонстрировать внешние признаки экстаза, хотя именно это и отличает пракрита-сахаджиев. Истинный рагануга-бхакта должен строго придерживаться установленных правил, ведя себя как идеальный вайдхи-бхакта, как это показали шесть Госвами Вриндавана.

«Чайтанья-чаритамрита» говорит: «Рагануга-бхакти следуют внешне и внутренне. Достигший самоосознания возвышенный преданный внешне ведет себя как неофит, следуя всем правилам и предписаниям шастр, в особенности, продолжая слушать и повторять (святое имя). Однако в уме, в своем изначальном, чистом, духовном сознании он совершает определенное служение Кришне во Вриндаване. Он служит Кришне двадцать четыре часа в сутки, днем и ночью» (Мад., 22.156-157).

Внутренние медитации могут быть различными, и чтобы действительно медитировать на свою сиддха-деху (духовное тело), особенно когда преданный пребывает в мадхурья-рати, нужно осознать одиннадцать качеств своего духовного бытия: имя, вид взаимоотношений, возраст, цвет тела, группа, одежда, ранг, обитель, служение, высшее желание и надежда, которыми руководствуется личность, исполняя свое служение. Однако все это не имеет отношения к внешнему телесному облику преданного, а только к его подлинному духовному бытию в царстве Бога.

Отдельные черты этого бытия открывает гуру. Бхактивинода Тхакур говорит: «Видя, что человек готов к служению в супружеской расе, гуру раскрывает его вечную духовную роль как одной из манджари среди служанок Шримати Радхарани под началом Шри Лалита-деви. Гуру обучает, как осознать одиннадцать качеств гопи и как медитировать на ашта-кала-лилу. Ученику раскрывается его духовный облик манджари, а так же имена ее родителей, место рождения, муж и т.д.» («Харинама-чинтамани, 15).

Это вечное духовное бытие раскрывается все больше и больше в процессе внутренней медитации, что предполагает владение медитативной техникой лила-смаранам. Именно смаранам, памятование, лежит в основе рагхануга-бхакти-садханы. Шрила Прабхупада в книге «Источник вечного наслаждения» (45) описывает лила-смаранам:

«Как только Кришна уехал из Вриндавана в Матхуру, жители Вриндавана — мать Яшода, Нанада Махараджа, Шримати Радхарани, гопи и пастушки — каждое мгновенье думали о Кришне: «Кришна играл на флейте, шутил и обнимал нас». Это памятование называется лила-смаранам, способ общения с Кришной, рекомендованный великими преданными. Господь Чайтанья, живя в Пури, тоже наслаждался общением с Кришной в форме лила-смаранам. На высшей ступени преданного служения и экстаза преданные никогда не расстаются с Кришной, памятуя о Его развлечениях. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур одарил нас трансцендентным произведением - «Кришна-бхаванамрита», которая изобилует описаниями игр Шри Кришны. Читая такие книги, преданные целиком поглощены мыслями о Кришне. Любая книга, описывающая Кришна-лилу, также как эта или «Учение Господа Чайтаньи», служит утешением для преданных, страдающих в разлуке с Кришной».

«Кришна-бхаванамрита» среди других упомянутых Шрилой Прабхупадой книг поднимает нас над обыкновенным памятованием об играх Кришны и описывает лила-смаранам более подробно, говоря о памятовании ашта-кала-лилы.

Шрила Прабхупада непосредственно касается этого явления в десятом тексте «Упадешамриты», хотя самого термина там нет:

«Однако выше всех преданных стоят гопи, которые не имеют никаких других желаний кроме желания доставить удовольствие Кришне, и при этом ничего не ожидают взамен. Кришна иногда покидает гопи, что причиняет им невыносимые страдания. Но они тем не менее не могут забыть Его... Это значит, что в каком-то смысле они никогда не расставались с Кришной. Помнить о Кришне - все равно что общаться с Ним. Более того, випраламбха-сева - размышления о Кришне в разлуке с Ним, как это делал Шри Чайтанья Махапрабху - гораздо лучше, чем непосредственное служение Кришне».

Шрила Прабхупада редко прямо говорит об этом, но подобные упоминания рассыпаны по всем его книгам. Это означает, что тема ашта-кала-лилы является особенно эзотерической частью традиции Гаудия-вайшнавов и предназначена для продвинутых учеников.

Как уже говорилось, чтобы практиковать лила-смаранам с полным ощущением времени, необходимо знать собственную сиддха-деху, изначальный духовный облик. Сутки на Голоке Вриндаване разделены на восемь частей - ашта-кала, и, принимая во внимание детали, описанные в шастрах и поведанные предыдущими ачарьями, человек входит в особый вид медитации с учетом этого деления. Подобная медитация абсолютна и требует высочайшего уровня концентрации, который достижим только для совершенных преданных.

Существует три практических руководства по этому вопросу: «Кришна-бхаванамрита» Вишванатха Чакраварти Тхакура, «Кришнахника-каумуди» Кави Карнапура, и самая важная - «Говинда-лиламрита» Кришнадаса Кавираджа Госвами.

В «Говинда-лиламрите» Кришнадас Кавирадж говорит, что ашта-кала-лила вдохновляет преданных на размышления об играх Радхи и Кришны, которые Они совершают в течение дня.

Кришнадас Кавирадж описывает эти игры так:

1. Нишанта-лила: Игры в конце ночи.

«В предрассветный час Вринда, боясь приближающегося утра, призывает попугая и других птиц пробудить Шри Шри Радху и Кришну ото сна. Хотя птицы поют очень сладостно, Радхе и Кришне неприятно слышать их песни. С расстояния сакхи наблюдают, как Чета пробуждается. Радха и Кришна выглядят очаровательными, нежно прощаясь друг с другом. Встревоженные голосом обезьяны Каккхати, Они хотят продолжить общение и с любовью смотрят друг на друга. Наконец, Радха и Кришна неохотно расстаются, чтобы вернуться каждый к себе домой и тихонько лечь в постель.

Я поклоняюсь Радхе и Кришне, вспоминая эту игру. Помни эту игру и повторяй имена Кришны, и ты обретешь сокровище Кришна-премы и Кришна-дхамы».

2. Пратаха-лила: Утренние игры.

«Я принимаю прибежище у Шримати Радхарани. Как только Радхарани ранним утром закончит омовение и нарядно оденется, Ее зовет мать Яшода. Радха вместе со Своими подружками отправляется в дом матери Яшоды и готовит множество разных изысканных блюд, которые потом предлагают Кришне. В эти часы Радха случайно встречается с Кришной.

Я также принимаю прибежище у Шри Кришны. Поднявшись поутру с постели, Кришна прежде всего бежит в коровник подоить коров. Исполнив Свои дневные обязанности, Кришна возвращается домой, совершает омовение и затем завтракает вместе с друзьями-пастушками.

С любовью вспоминая утром эту игру, повторяй святое имя в обществе преданных. И тогда в скором времени в сердце пробудится бхава (трансцендентные чувства)».

3. Пурвахна-лила: Игры до полудня.

«Я вспоминаю Шри Кришну, который до полудня отправляется в лес, окруженный мальчиками-пастушками и коровами. Нанда Махарадж, Яшода и другие враджаваси провожают их. Желая встретиться с Радхарани, Кришна покидает мальчиков-пастушков и коров и спешит на берег Радха-кунды.

Я также вспоминаю Шримати Радхарани, которая возвращается из Нанда-грама домой, получив мимолетный знак Кришны о скорой встрече. Ее свекровь Джатила велит Ей поклоняться богу солнца. Радхарани бросает взгляды на дорогу, по которой должны вернуться Ее сакхи с долгожданным сообщением о том, где находится Кришна».

4. Мадхйахна-лила: Полуденные игры.

«Я вспоминаю Радху и Кришну, которые в полдень наслаждаются обществом друг друга. Оба украшены различными проявлениями экстаза, такими как ашта-саттвика и вйабхичари. В глазах обоих сопротивление и жадность, когда Они чувствуют непостоянство друг друга. Радху и Кришну развлекают шутки Лалиты и других окружающих сакхи, и у Них появляется желание предаться забавам - качаться на качелях, перекликаться в лесу, играть в воде, прятать флейту Кришны, пить мед и поклоняться богу Солнца.

Я медитирую на Радху и Кришну, которые принимают служение Своих спутников».

5. Апарахна-лила: Дневные игры.

«Я вспоминаю Шримати Радхарани, которая днем возвращается домой и готовит много сладостей, таких как амритакели и карпуракели для Своего возлюбленного Шри Кришны. Совершив омовение и облачившись в прекрасные одежды и украшения, Она преисполнена экстаза, видя лотосоокое лицо Своего возлюбленного Шри Кришны, когда Он возвращается из леса со стадом коров.

Я также вспоминаю Шри Кришну, который днем возвращается в Нанда-грам вместе со Своими коровами и мальчиками-пастушками. Идя по дороге, Он с удовольствием смотрит на Шримати Радхарани. После того как Кришна повидается с Нандой и другими старшими пастухами, мама Яшода купает Его и одевает.

О ум! В экстазе помни эти игры».

6. Шайам-лила: Игры в сумерках.

«Вечером Шри Радха посылает Своих девочек-подружек отнести Ее возлюбленному Кришне множество восхитительных сладостей. Когда подружки возвращаются с маха-прасадом (остатки пищи) Кришны, Радха счастлива вкусить их.

Враджендра Кришна совершает омовение дома и красиво одевается. Мама Яшода с любовью заботится о Нем. Затем Кришна идет в коровник и, подоив коров, возвращается домой пообедать в самом счастливом настроении. С великой любовью я вспоминаю эти игры».

7. Прадоса-лила: Вечерние игры.

«Я вспоминаю Шри Радху поздним вечером. Чтобы доставить удовольствие Кришне, Она облачается в темные одежды на новую луну (темные две недели) и в белые одежды на полную луну (светлые две недели). По совету Вринды Она укрывается в уединенной беседке на берегах Ямуны в окружении Своих сакхи-посланниц.

Я также вспоминаю Кришну, который сидит в обществе мальчиков-пастушков и наблюдает, как они соревнуются в ловкости и силе. Любящая мать Яшода приводит Его домой и пытается уложить спать. Вспоминая Радхарани, Он довольно скоро выскальзывает из постели и убегает в лесную беседку.

Я вспоминаю Радху и Кришну, занятых этими играми».

8. Накта-лила: Полуночные игры.

«Я вспоминаю Радху и Кришну, взволнованных от предстоящей ночной встречи. Наконец, Они встречаются, и Вриндадеви служит Им, когда Они перекликаются в лесу. Радха и Кришна в окружении сакхи выглядят чарующе прекрасными, когда поют и танцуют в раса-играх. Устав от развлечений, Они принимают служение любящих друзей (манджари). Когда ночь подходит к концу, Они ложатся на ложе из цветов и засыпают. Сакхи погружаются в океан экстаза, наблюдая эти игры.

О ум, помни и поклоняйся Господу с желанием войти в эту игру сна Радхи и Кришны!»

Повторение святого имени Кришны приводит человека на высочайший уровень духовного совершенства, когда он практикует гопи-бхаву и наслаждается играми ашта-кала, живя во Вриндаване, проявленном в материальном мире. Оставив материальное тело, он становится слугой Радхи и Кришны во Врадже духовного мира.

Однако даже на этом высочайшем духовном уровне в жизни преданного имеет большое значение арчана, поклонение божеству Господа в духе почтения и благоговения. Поэтому сведущие преданные заметят связь между ашта-кала-лилой и церемонией арати, поклонением божеству. Арати позволяет преданному, практикующему вайдхи-бхакти-садхану, предвкушать желанную цель: спонтанное преданное служение и любовь, раганугу. Восемь периодов, на которые делится день божества в храме можно сопоставить с ашта-кала-лила-медидтацией, чтобы глубже осознать каждую церемонию арати.

1. Мангал арати - божества Шри Шри Радха-Кришны пробуждаются ото сна около четырех часов утра, и преданные предлагают божествам различные предметы для Их удовольствия: благовония, огонь, воду и т.д.

2. Шрингар арати - Шри Кришну и Шримати Радхарани тщательно нарядно и одевают, готовя к предстоящему дню. Им предлагают также легкий завтрак.

3. Радж бхога арати - в полдень божествам предлагают обильный прасад, а затем готовят к непродолжительному сну.

4. Уттхапан арати - божества пробуждаются ото сна, чтобы продолжить дневную деятельность.

5. Сандхья арати - это сумерки, когда Радха и Кришна возвращаются домой, Кришна - закончив пасти коров, а Радхарани - от Своих дневных забот.

6. Вйалу бхога арати - в это время божества принимают вечерний прасад.

7. Стхайан арати - это последняя церемония проводится в 9 вечера. В этот час преданные в последний раз видят божества, прежде чем закроется алтарь. Затем божества готовят ко сну и укладывают в постели.

8. Раса-лила - после того, как божества заснули, Их нельзя беспокоить, потому что в это время Они убегают, чтобы насладиться танцем раса и возвратиться лишь рано поутру перед церемонией мангала-арати.

Хотя в деталях могут быть некоторые вариации (арати называют по-разному и т.д.), по сути своей это распорядок дня, которого придерживался Господь и Его спутники, живя во Вриндаване.

Эта загадка Гаудия-сампрадайи будет разгадана лишь на высоком духовном уровне благодаря стойкому следованию процессу сознания Кришны. Сокровенное желание (мано бхиштам) Шри Чайтаньи Махапрабху в том и состоит, чтобы все обусловленные и даже освобожденные души получили благо от чистого сознания Кришны.

В своей книге «Бхаджана-рахасья» Бхактивинода Тхакур ясно показывает это, раскрывая смысл каждого из восьми стихов «Шикшаштаки», единственного произведения Господа Чайтаньи. Он описывает различные ступени бхакти (от шраддхи и до премы) на основе «Шикшаштаки» и опирается в своих комментариях на «Шримад-Бхагаватам», другие писания и работы Госвами. Важно отметить, что объяснение каждой из ступеней завершается последовательной медитацией на одну из игр ашта-кала.

В действительности здесь рассматривался очень сокровенный аспект Абсолютной Истины - манджари-бхава (по отношению к рагануга-бхакти-садхане) - который можно постичь лишь благодаря стойкой и искренней вере. Это сделано лишь для того, чтобы привлечь читателей к более пристальному изучению сути гаудия-вайшнавизма - сознания Кришны.

Сатьяраджа Прабху завершает свою книгу «Шесть Госвами» таким ярким выводом: «Со всей определенностью можно сказать, что жизнь и учение Шри Чайтаньи Махапрабху представляют собой необычайное проявление Абсолютной Истины, полное красок, энергии и эстетизма, в сравнении с которым «Западный Бог» зачастую предстает бесцветной, угрюмой личностью, - если личностью вообще! - что побуждает современных философов утверждать: «Бог мертв!».

Фридрих Ницше, знаменитый немецкий философ, первый набравшийся смелости сделать подобное заявление, заговорил бы по-другому, узнав о Шри Чайтанье Махапрабху. Но ницшеанская концепция Бога, как и воззрения многих других западных философов, выдерживала осаду немецкой мифологии и нигилистической теологии. Библейский Бог для них - мстителен и статичен. Неслучайно Ницше как-то в шутку воскликнул: «Я поверю лишь в такого Бога, который умеет танцевать!» Увы, он не знал о Махапрабху, святом танцоре с золотистой кожей, в вечном танце которого раскрывались высочайшие аспекты божественной любви, достигшие кульминации в рагануга-бхакти-садхане и блаженстве верных манджари. А значит это Бог, которого ищет каждый»[1].


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты