Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава 30 Праздник в Кхетури




Задолго до явления Нароттама даса Тхакура, деяниям которого посвящена эта глава, произошли два важных события. И поскольку они непосредственно связаны с играми Нароттама и миссией Шри Чайтаньи Махапрабху, мы ненадолго вернемся в конец 15 века, когда в маленькой деревне Талакхади, что находится в провинции Джессори в восточной Бенгалии, родился Локанатх Госвами. Он был сыном Падманабхи Чакраварти и Ситадеви. Говорят, они с Махапрабху вместе учились в Навадвипе. Когда Локанатх был еще юношей лет тринадцати, Махапрабху послал его во Вриндаван вместе с Бхугарбхой Госвами отыскать забытые места игр Кришны. Время и власть чужеземцев стерли с лица земли многие святыни Вриндавана. Чтобы возродить их, Махапрабху послал туда Локанатху и Бхугарбху задолго до Рупы и Санатаны.

Всеведущий Господь знал, что это были лучшие друзья не только в этой жизни, но и в вечных играх Кришны. Более того, их изначальные роли в Кришна-лиле позволяли узнать, где находятся многие забытые места паломичества. «Гаура-ганоддеша-дипика», говорит, что Локанатх и Бхугарбха в духовной реальности были Лила Манджари и Према Манджари, а иногда говорят, что они были Манджулали Манджари и Нандимукхи.

Оба прибыли во Вриндаван в 1509 году, или около того, и остались там до конца своих дней. Локанатх Госвами построил во Вриндаване храм Гокулананды (сейчас это один из семи главных храмов Вриндавана), установил божество Радхавиноды и со временем дал посвящение Нароттаме дасу Тхакуру. Посылая Локанатху во Вриндаван, Махапрабху предупредил, что настанет день, когда туда придет Нароттама , и Локанатх должен будет посвятить его в традицию Гаудия. Такова была воля Махапрабху.

Хотя говорят, что Локанатх никогда не покидал Вриндавана, вскоре после прихода во Вриндаван он все-таки попытался найти Махапрабху. Услышав, что Господь принял санньясу, он почувствовал величайшее смятение и тут же отправился увидеть Его в одеждах санньяси.

В Пури он шел трудной дорогой через джунгли Джарикханда. Спустя много недель он достиг, наконец, цели своего путешествия и узнал, что Махапрабху ушел в Южную Индию. Тогда Локанатх отправился на юг, в течение нескольких месяцев пытаясь набрести на след Господа. Услышав, что Махапрабху вернулся в Пури он бросился туда, однако по дороге узнал, что Махапрабху уже во Вриндаване. Локанатх поспешил во Вриндаван, но достиг его вскоре после того, как Махапрабху ушел оттуда, возвращаясь в Пури через Праяг и Бенарес.

Локанатх был безутешен, но Махапрабху явился к нему во сне и сказал, что он не должен понапрасну терять время. Ему лучше оставаться во Вриндаване и не видеть Господа, который ведет сейчас суровую жизнь аскета, потому что это причинит ему нестерпиму боль. Сострадая дорогому Его сердцу Локанатхе, Махапрабху велел ему уединиться, предавшись воспоминаниям об их внутренних взаимоотношениях и медитируя на Него и Его игры в Навадвипе.

Вскоре после этого сна Локанатх Госвами со всей решимостью занялся поисками забытых святых мест. Но он немногого достиг, пока во Вриндаван не пришли Рупа и Санатана. Похоже, что его главным предназначением во Вриндаване стало давать наставления молодым преданным, оставаясь старшим вайшнавом. Более того, Локанатх Госвами ожидал Нароттаму даса Тхакура, который должен был принять его своим гуру.

* * *

Когда Шри Чайтанья Махапрабху во второй раз попытался пойти во Вриндаван, Он пошел через Бенгалию и остановился в деревне Рамакели, где повстречался с Рупой и Санатаной. Глядя чистые голубые воды реки Падмы, Он увидел деревню Кхетури в восточной Бенгалии и стал лихорадочно кричать:

- О Нароттама! О Нароттама!

Нитьянанда Прабху ничему не удивился. Махапрабху и прежде выкрикивал это имя, танцуя в экстазе посреди огромного киртана. Близкие преданные поняли, что скоро родится великая личность, потому что Нароттама означает «величайший из людей». Именно поэтому Махапрабху звал имя Нароттама с такой безудержной радостью. Слезы потоком катились из Его глаз, когда Он бегал по берегу, как безумный. Нитьянанда Прабху знал причину счастья Махапрабху. Никогда еще Махапрабху не был таким неудержимым, никогда еще слезы любви не лились из Его глаз с такой силой, лишая сознания. Хотя Нитьянанда ни о чем не спрашивал, Махапрабху раскрыл Ему причину Своего бесконечного экстаза:

- Нитьянанда, на том берегу Падмы, в Кхетури-граме, скоро родится Нароттама. Мы еще будем свидетелями этого события. Киртана - Моя жизнь и душа, и Нароттама будет поддерживать ее. Там в Кхетури он будет все время поглощен киртана-расой, исполненной божественной любви. Я взволнован этим событием, и поэтому сейчас передам Мою великую любовь реке Падме. Когда Нароттама придет и примет здесь омовение, Падма отдаст ему Мою любовь.

На следующее утро Махапрабху, Нитьянанда Прабху и другие преданные пели в экстатической киртане. Нитьянанда предупредил всех, что Махапрабху положит Свою любовь в реку Падму, и что однажды любовь эта будет передана великому преданному по имени Нароттама . После киртана преданные пошли совершить омовение, и когда Махапрабху вошел в воды Падмы, река вышла из берегов, не в силах вместить всей божественной премы, которую Махапрабху оставил ей. В этот момент олицетворенная Падма предстала перед Махапрабху и всеми преданными.

- Я понимаю, что Ты хочешь через меня передать эту любовь Нароттаме. Но когда он придет, как мне узнать его? - спросила она.

- Когда этот человек войдет в твои воды, ты выйдешь из берегов, так же как сейчас, его появление вызовет в тебе безмерную радость. Знай, что это Нароттама!

Падмавати улыбнулась, поклонилась Господу и исчезла. Нитьянанда Прабху был так очарован красотой этой сцены на берегу реки Падмы, что выразил желание остаться здесь. Махапрабху ответил, что настанет тот благословенный день, когда Нитьянанда приведет сюда Нароттаму. Нитьянанда Прабху воплощает гуру-таттву, и поэтому лишь Он мог привести Нароттаму к реке, где ожидало его божественное сокровище любви к Богу.

В год ухода Махапрабху, в полнолуние месяца Магха, в этом мире появился Нароттама дас Тхакур. Как и предсказывал Махапрабху, он родился в деревне Кхетури провинции Раджашой в восточной Бенгалии. Отцом его стал великий царь по имени Кришнананда Датта, а мать - Нараянидеви. Они были невероятно богаты и относились к касте кайастха. Родители воспитывали сына благородным принцем. Во время традиционной церемонии аннапрасана, когда ребенку впервые предлагают съесть зерно, Нароттама поразил родителей, отворачиваясь от пищи. Однако, вскоре пришли вайшнавы с такими же блюдами, которые прежде были предложены Кришне, и Нароттама охотно их съел. Все собравшиеся поняли, почему он не хотел принимать зерно, которое не было предложено Богу. Это говорило об исключительной преданности ребенка, и родители были счастливы.

Нароттама подрастал, он был отличным учеником, познавшим все академические предметы и изучившим многие религиозные книги. Но самым любимым его занятием было сидеть у стоп старого брахмана по имени Шри Кришнадас, который каждый день рассказывал ему о детских, зрелых и заключительных играх Шри Чайтаньи Махапрабху. Всю свою юность Нароттама наслаждался этими историями и решил посвятить жизнь вечным истинам Гаудия-вайшнавизма.

Однажды, когда Нароттаме было не более 12-13 лет, Нитьянанда Прабху пришел к нему во сне и сказал:

- Завтра с первыми лучами солнца ты должен принять омовение в реке Падме, чтобы во всей полноте обрести Гаура-прему, любовь к Богу.

Лишь проснувшись, Нароттама отправился исполнить наставление Нитьянанды Прабху. Войдя в воды Падмы, Нароттама сразу почувствовал, что с ним произошло что-то необыкновенное, и тут же Махапрабху явился его взору и с любовью обнял его. Коснувшись в этом объятьи тела Господа, Нароттама почувствовал, что божественное бытие Махапрабху целиком завладело его душой. В этот момент темное от рождения тело Нароттамы стало цвета расплавленного золота, как у Махапрабху. По сей день паломники посещают Према-тали-гхат в Бангладеш, где произошло столь значительное историческое событие.

Нароттама так долго не возвращался, что родители послали людей на поиски. Они нашли мальчика безумно танцующим на берегу Падмы. Кто этот сумашедший? Неужели Нару? Когда они привели мальчика домой, родители не узнали его, не только потому что изменился цвет его тела. Он все время кричал, словно томящийся любовью юноша. Это был не обычный плач, а слезы любви к Богу. Родители Нароттамы поняли, что так повлияло на их сына. Мать, заглядывая ему в лицо, спросила:

- Любимый Нару! Что с тобой случилось? Почему ты так рыдаешь? Чем тебе помочь?

- Мамочка, сегодня утром, когда я пошел искупаться в Падме, Верховный Господь, сияя блеском расплавленного золота, вошел в мое сердце. Это о Нем я плачу. Я чувствую к Нему горячую любовь, но я разлучен с Ним. Если ты хочешь утешить меня, позволь мне оставить дом и отправиться на поиски Его лотосных стоп!

Раскрыв сердце, Нароттама ушел в дворцовую залу киртанов и в великом экстазе стал повторять имя Господа:

- Слава Шри Чайтанье Махапрабху, Господу моей жизни!

Он воспевал несколько часов подряд, пока не потерял сознание. Царь Кришнананда понял, что его сын Нару убежит из дома и отречься от мира. Мысль эта испугала царя. Единственный сын, наследник престола, оставит богатства и власть, словно пыль на дороге. Кришнананда мечтал женить Нароттаму, он вовсе прочил судьбы аскета для своего юного Нару. Не теряя надежды, Раджа Кришнананда поставил лучшую охрану следить за ним с утра до вечера. Смешно, но движимый любовью, он сделал Нароттаму узником в родном доме. А Нароттама день и ночь повторял имена Шри Чайтаньи Махапрабху, Радхи и Кришны, это было его единственным занятием.

Через некоторое время Кришнананда позвал «духовного усмирителя» спасти его сына. Так называемый доктор сказал, что мальчик страдает от обычного нарушения воздушных потоков. Для излечения его с головы до пят нужно натереть маслом и дать съесть лисицу. Нароттама рассмеялся этой глупости и объяснил, что убийство животных запрещено и только ухудшит его состояние. Отец Нароттамы смягчился, но не избавил Нароттаму от затруднений. День и ночь мальчик молил:

- Пожалуйста, мой Господь, Гауранга Махапрабху, освободи меня от этой безумной семейной жизни и позволь служить Тебе в обществе возвышенных вайшнавов!

Ршимость с каждым днем росла в его сердце и стала такой сильной, что лишила его сна и покоя. Его ум и сердце были полностью поглощены играми Господа и Его миссией. Однажды ночью во время короткого сна к Нароттаме пришел Махапрабху. Он крепко обнял его, как сделал это в то памятное утро на реке Падме, и сказал:

- О Нароттама , ты так стремишься ко Мне, что Я пленен твоей великой преданностью и жажду никогда не расставаться с тобой. Для этого ты должен пойти во Вриндаван и принять посвящение у Моего дорогого спутника Локанатхи Госвами.

Господь исчез, и Нароттама тут же проснулся. Теперь он был охвачен любовью в разлуке с Господом еще сильнее, чем прежде. Из ночи в ночь он пытался заснуть, но Господь позволял ему отдыхать лишь урывками, раз в несколько ночей. Во время этого короткого сна, Господь и Его спутники являли Нароттаме особую милость, позволяя войти в духовный мир и божественную лилу, в которой он играл главную роль.

Через несколько месяцев слава о Нароттаме, как божественно вдохновленном юноше, разлетелась по всей Бенгалии. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, влиятельный в этих краях мусульманский правитель Джайгирдар пожелал встретиться с Нароттамой, чтобы получить его благословение. Раджа Кришнананда не мог отказать столь влиятельному политику. Но он колебался, зная, что при малейшей возможности юный Нароттама убежит во Вриндаван. Однако Кришнананда чувствовал, что у него нет выбора.

Достигнув царства Джайгирдара, Нароттама понял, что ему предоставилась возможность для побега. Это нужно было сделать сейчас или никогда. Незаметно для охраны Нароттама убежал в лес, полный решимости найти дорогу в святую землю Вриндавана. Хотя недалеко отсюда была Навадвипа, он направился во Врадж не только потому, что это была воля Махапрабху, но скорее потому, что там его будут искать прежде всего.

Путешествие во Вриндаван было долгим и трудным, Нароттаме предстояло пройти пешком через всю Индию! Сын царя, избалованный и изнеженный, Нароттама мог просто не вынести трудностей пути. Скоро он почувствовал усталость и голод. Через три дня его мягкие стопы были в кровавых волдырях, изнуренный, он упал без сознания. И тогда, приняв облик златокожего брахмана, к нему подошел Махапрабху и подал горшок молока. Не сознавая, что в облике брахмана к нему пришел Сам Шри Чайтанья, Нароттама даже не открыл глаз от усталоти. Во сне ему явились Рупа и Санатана и сказали:

- Нароттам, скоро твои страдания кончатся. Махапрабху пришел к тебе и принес молока. Выпей его и продолжай свой путь во Вриндаван!

Слова Рупы и Санатаны еще звучали в сердце, когда Нароттама очнулся от сна, обливаясь счастливыми слезами. В вечных играх Кришны он был манджари, которая подает молоко Шри Радхе и близким гопи, а теперь Кришна в облике Махапрабху принес молоко Своему чистому преданному, отвечая любовью на любовь. Размышления об этом стали единственной пищей Нароттамы, и с новыми силами он продолжил путешествие во Врадж.

Однако, прежде чем он успел покинуть место, где Шри Чайтанья принес ему молоко, его разыскали слуги отца. Очевидно, Кришнананда разослал опытных людей найти Нароттаму и привести домой, и кому-то из них удалось найти беглеца. Они спросили, что он намерен делать дальше, Нароттама ответил, что преисполнен веры подобно хорошей жене.

- Если муж умер, добродетельная жена по традиции должна последовать за ним и сгореть вместе с его телом в погребальном костре, - сказал он. - Я тоже должен войти в огонь предания себя Господу. Когда женщина столь решительно предается мужу, доброжелатели пытаются остановить ее и не позволяют войти в огонь. Я думаю, что вы точно также удерживаете меня от огня сознания Бога. Но поймите, я не стану верным слугой моего Господа, если не сделаю это.

Простое поэтическое сравнение Нароттама так тронуло царских слуг, что они отпустили его идти своей дорогой. Один из них даже дал ему немного денег на всякие нужды в дороге. Такова была духовная сила и божественная красота Нароттамы.

Наконец он достиг Матхуры, где родился Господь Кришна, и совершил омовение в Ямуне у Вишрама-гхата. Здесь он встретил пожилого брахмана, который пригласил его к себе переночевать. Этот брахман сообщимл Нароттаме, что Санатана, Рупа, Рагхунатха Бхатта, Кашишвара Пандит и другие великие преданные уже покинули этот мир, чтобы вновь встретиться с Махапрабху в царстве Бога. Нароттама слушал брахмана и плакал. Он прошел столько миль в надежде встретить этих великих вайшнавов. Мысль о безвременном уходе учителей, которым он поклонялся сердцем, лишила его сознания. В этот момент все возвышенные души, кого Нароттама так жаждал увидеть, явились ему. Удачливый брахман, в чьем доме остановился Нароттама, мог слышать его беседу с ними. Рупа и Санатана утешали Нароттаму, советуя найти Дживу Госвами и обучиться у него философии Гаудия.

Достигнув, наконец, Вриндавана, Нароттама направился в храм Говиндадева. Величественный храм Рупы Госвами просто свел его с ума, и Нароттама проявил восемь признаков экстаза: он сильно плакал, по телу пробегала дрожь, оно меняло цвет и т.д. Дживе Госвами тут же сообщили о новом садху, и он понял, что это был долгожданный Нароттама . Шри Джива поспешил в храм Говиндадева и, лишь увидев Нароттаму, сразу вспомнил Махапрабху. Вслед за ним пришли и многие другие великие вайшнавы, маханты, спрашивая:

- Где Нароттама ? Где Нароттама ?

С великой любовью преданные смотрели на юного святого, который лежал в трансе посреди храмового двора.

- Конечно, это юный Нароттама .

Нароттама повстречался с самыми возвышенными вайшнавами Вриндавана, но наибольшее впечатление произвел на него Локанатха Госвами, о чьем исключительном смирении и аскетизме знали все. Локанатха был очень добр к Нароттаме и заботливо припас для него немного храмового прасада. Поскольку накануне ночью Махапрабху раскрыл Локанатхе, что завтра во Вриндаване появится Нароттама , Локанатх устроил все так, чтобы они поели вместе. За это время Нароттама рассказал Локанатхе свою историю. В заключение он сказал:

- В действительности я не достоин даже сидеть рядом с тобой и принимать эту пищу, потому что еще не принял гуру.

Локанатх Госвами только ласково рассмеялся в ответ, напомнив ему:

- Ты обрел милость Самого Шри Чайтаньи Махапрабху. Он изначальный гуру - Гуру Вселенной. Какого еще ты хочешь учителя? Он дал тебе божественную любовь, которую всю жизнь ищут самые возвышенные преданные. Ты обладаешь этой любовью. Зачем принимать гуру?

- О прабху, я бедный человек, лишенный всякой добродетели. - отвечал Нароттам. - Твоя воля - это моя жизнь и душа. Но если ты позволишь, я скажу еще несколько слов об этом.

Локанатх уверил Нароттаму, что он может свободно говорить.

- Махапрабху действительно единственный гуру, - согласился Нароттам, - но в тоже время Он верит, что ты станешь моим гуру, и велел мне принять у тебя посвящение. Гуру ведет своего ученика в духовной жизни. Я лишен духовного виденья и чувствую разлуку с Господом, поэтому ищу твоей милости.

Локанатх улыбнулся настойчивости будущего ученика, и снова возразил Нароттаме:

- Писания говорят, что будущий ученик должен регулярно повторять святые имена Кришны не меньше года и развить в сердце привязанность к святому имени.

Локанатх из смирения дал обет никогда не принимать учеников, особенно после ухода Санатаны и Рупы, скорбя о потере. В этой беседе он дал понять Нароттаме, что не хочет принимать его в ученики.

Повторение святого имени не тяготило Нароттама . Исполняя волю Локанатхи Госвами, он повторял джапу целый год и слушал его беседы. Из смирения он ел только остатки пищи Локанатхи, убирал его дом и всячески служил ему. Прошел год, но Локанатха, казалось, не собирался давать посвящение своему достойному ученику.

Нароттама был целиком предан Локанатхе. Каждый день поздно ночью он незаметно приходил к его жилищу и убирал отхожее место. Однажды Локанатх спрятался в кустах и увидел, кто это делал, нисколько не поколебался. Он не желал нарушать обета и не давал посвящения Нароттаме.

Прошел еще один год самоотверженного служения Нароттамы, когда Локанатха увидел сокровенный сон. Махапрабху явился ему и отругал за то, что он не хочет принимать Нароттаму своим учеником.

- Разве Я не говорил тебе дать ему посвящение? - настаивал Господь. - Оставь ложное смирение.

Теперь Локанатх точно знал, что даст Нароттаме посвящение. Вскоре Нароттама снова обратился с этой просьбой, представив на этот раз очень красивый довод:

- Я подобен молодой женщине, которая уже выбрала себе мужа. Мое сердце чисто, без тени сомнений. Молодая женщина, сделав свой выбор, молит отца согласиться с ним. Точно также я молю, чтобы наш небесный отец согласился с моим выбором.

- Твоя горячая решимость превзошла мою собственную, - тронутый искренностью Нароттамы, ответил Локанатх. - Но ты будешь моим единственным учеником.

До конца жизни он придерживался этого обета. Локанатх посвятил Нароттаму в традицию Гаудия-сампрадайи, дал ему сокровенную Радха-Кришну мантру и Гайятри-мантру. Кроме того, Локанатх раскрыл Нароттаме его изначальную роль в духовной реальности - Виласы Манджари (некоторые говорят Чампак Манджари), и объяснил его служение в духовном мире. Как правило, гуру не раскрывает столь эзотерических истин в начале духовного пути ученика, но Нароттама был исключением.

Локанатх завершил обряд посвящения, попросив Нароттаму принять прибежище у Дживы Госвами, чтобы получить дальнейшие наставления.

Дни складывались в недели, а потом в месяцы. Нароттама накапливал духовные знания, слава о нем росла по всей Вриндаване. Однажды ночью божественная Вайшнави пришла к нему во сне и сказала:

- Посвяти себя служению стопам своего гуру и делай все, что он скажет. Мне приятно видеть твою искренность и аскетизм, и Я хочу видеть тебя занятым самым сокровенным служением. Каждый день в полдень встречаясь с Кришной в кундже, Я вижу, как сакхи служат Ему с великой заботой. Они готовят для Него особые молочные блюда. Чампакалата особенно искусна в этом служении, и ты должен помогать ей, кипятя молоко. Помни, что Я счастлива, когда Кришна счастлив.

Проснувшись, Нароттама тут же побежал к хижине Локанатхи Госвами и рассказал свой сон. Локанатх обнял Нароттаму, согласившись, что к нему приходила Сама Радхика, вечная возлюбленная Кришны. Локанатх рад был услышать, что Радхарани дала Нароттаме особое служение - кипятить молоко. Он понял, что это было вечным служением его ученика, и что Радхика только раскрыла для него это служение.

Благодаря милости Шримати Радхарани и поддержке гуру, Нароттама стал погружаться в глубокий медитативный транс, видя себя в облике манджари, кипятящей молоко для Радхики и всех гопи. Часто в своем совершенном облике (сиддха-деха) он собирал сухой хворост, чтобы поддержать огонь. Иногда молоко выкипало, и Нароттама пытался удержать его голыми руками, не замечая ожегов. Но когда транцендентные видения исчезали, он видел, что принес из своей мистической медитации в мир трех измерений ожеги на руках. Иногда он завязывал их тряпицей, но весь Вриндаван знал транцендентную причину его волдырей.

Исполняя волю Локанатхи, Нароттама припал к стопам Шри Дживы Госвами, прося его принять своим учеником. В ответ Джива Госвами взял его руки и попросил рассказать историю этих ожегов. Нароттама описал неоднократные случаи, произошедшие с ним в его внутренней медитации, и Шри Джива слушал его с величайшим удовлетворением и духовным экстазом. Он подтвердил, что Нароттама не кто иной, как Виласа Манджари, на что Нароттама простодушно ответил:

- Да, Радхика Сама называла меня этим именем.

Услышав это, Джива Госвами в безудержной радости обнял Нароттаму, сказав:

- Ты воплощение любви Махапрабху, и этой любовью ты затопишь всю Вселенную.

В это же время Нароттама встретился со Шринивасой, который пришел во Вриндаван обучаться у Шри Дживы, и они стали близкими друзьями. Вместе с Дукхи Кришнадасом (Шьяманандой), они были лучшими учениками Дживы Госвами, и Джива Госвами наградил их почетными титулами и возложил особую миссию распространения священных писаний бхакти-раса по всей Бенгалии и Ориссе.

Когда царь Бирхамбир украл писания бхакти-раса, Шринивас решил остаться в Вана-Вишнупуре, чтобы вернуть их, а Нароттаму вместе со Шьяманандой послал в Кхетури, в восточную Бенгалию. Шьямананда некоторое время сопровождал Нароттаму, а потом отправился в Ориссу.

Нароттама и Шьямананда путешествовали, опьяненные божественной любовью, но сердца их были омрачены исчезновением литературы бхакти. Они шли из города в город, и Нароттам, будучи старшим, наставлял Шьямананду в священных писаниях Гаудия-вайшнавов. Он гораздо дольше обучался у Дживы Госвами, и Шьямананда с наслаждением слушал его. Много дней и ночей провели они вместе, пока не достигли Кхетури в восточной Бенгалии, где Нарттама после долгой разлуки увиделся со своими родными.

Увидя любимого Нароттаму и его святого друга, эти благочестивые люди упали в поклоне, обливаясь слезами радости и впервые до конца осознав, как тяжела им была разлука с Нароттамой. Их Нару вернулся! Он тоже был счастлив всех увидеть и рассказывал о своей жизни во Вриндаване, а они с благоговением внимали тайнам литературы бхакти, созданной Госвами, которые он перед ними раскрывал.

Через десять дней, как они и задумали, Шьямананда Пандит отправился в Ориссу, и Нароттама дал ему денег в дорогу. Словами не описать печаль этих святых, когда они расставались. Прошли месяцы, Нароттама продолжал повторять Радха-Кришна мантру и медитировать на свое вечное служение, как этому учит рагануга-бхаджан. Кроме того, он стал принимать учеников. Знамнитые писатели, поэты и преданные Индии приходили к нему, моля о прибежище. Среди них был и его двоюродный брат - царь Сантош Датта. «Према-виласа» приводит имена 123 учеников Нароттамы. Под его руководством они проникали в сокровищницу любви к Богу и раздавали каждую каплю этого нектара истомившимся от жажды жителям Кхетури-грама и соседних деревень.

Затем Шри Нароттама отправился в долгое путешествие по святым местам, связанным с играми Махапрабху, как это несколькими годами раньше делал Шриниваса, с великим наслаждением исследуя Гаура-мандалу. Он посетил еще живых спутников Господа и второе поколение преданных, с наслаждением общался с Шукламбарой Брахмачари и на обломках дома Махапрабху провел несколько часов с Ишаной Тхакуром. Нароттама посетил Дамодару Пандита, встретился с двумя братьями Шриваса Тхакура - Шрипати и Шринитхи, а также с Ачьютанандой, сыном Адвайты Ачарьи, Хридой Чайтаньей, гуру Шьямананды, Абхирамом Тхакуром, Джахнавидеви, Вирабхадрой, ее сыном, и многими другими. Нароттаме повезло повстречаться с Нарахари Саракаром и Рагунанданой Тхакуром.

Общаясь с этими великими душами, Нароттама плакал, кричал, смеялся, бормотал что-то и даже терял сознание, проявляя вершины экстаза. Дружба с ними делала его таким счастливым, что эти встречи стали самым значительным и волнующим событием в его духовной жизни.

Жаждя общения, он пошел в Пури и повстречался с Гопинатхой Ачарьей, Гопал Гуру Госвами и другими, и поскольку они были непосредственными свидетелями заключительной лилы Господа, Нароттама задавал им очень глубокие вопросы. Затем он посетил Яджиграм и встретился со Шринивасой Ачарьей. Через некоторое время он пришел в Катву, где Господь принимал санньясу, и наконец, прибыл в Экачакру, где родился Нитьянанда Прабху.

Многие биографы Нароттама отмечают важность этого паломничества, и особенно его посещение Экачакры. Как говорит «Према-виласа», Нароттама был воплощением любви Нитьянанды Прабху, и поэтому его посещение лила-стхали Господа считается самым значительным мистическим событием.

Посетив много святых мест и преданных Господа Чайтаньи, принимавших участие в Его играх, Нароттама вернулся в Кхетури, где его ждало письмо Локанатхи Госвами, в котором просил Нароттаму установить в Кхетури божества для поклонения. Здесь было много искренних преданных, и им следовало каждый день поклоняться арча-виграхе Господа ради своего духовного блага.

Установление божеств должно было стать значительным шагом в духовной жизни учеников Нароттамы. Он выбрал благословенный день Гаура-Пурнимы, день явления Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы устроить огромный праздник. Этот праздник давал Нароттаме возможность распространить учение Госвами по всей Бенгалии, потому что посетить его должны были все великие вайшнавы, отдавая дань почтения явлению Махапрабху. Господь завершил Свои проявленные игры несколько десятилетий назад, но день Его явления еще не отмечался как великий праздник - махотсава. В Кхетури это должно было произойти впервые, поэтому Нароттама созвал великих вайшнавов, мохан («великие души»), со всей Индии, и особенно из Ориссы и Бенгалии. Хотя ученые до сих пор спорят о точной дате этого праздника, ясно, что он произошел в 60-80 годах 16 века.

Сотни преданных первого и второго поколения, а также их последователи, получили приглашение, написанное красивым санскритским стихом. И все же Нароттама сомневался, сможет ли должным образом принять всех этих возвышенных вайшнавов. Преисполненный глубокого почтения, он хотел принять их как можно лучше. В должный час Нароттама принял своих гостей с большой пышностью и предоставил все необходимое для отдыха, потому что Раджа Кришнананда (отец Нароттамы) и Раджа Пурушоттама (его дядя) уже покинули этот мир, оставив богатства своего царства Сантошу Датте, брату Нароттамы.

Сантош стал учеником Нароттамы и с великим волнением готовился принять возвышенных преданных Господа Чайтаньи. Сантош нес главную ответственность за организацию праздника и под руководством Нароттамы готов был на любые расходы. За несколько месяцев был построен огромный украшенный храм с вместительной залой для прасада, залой для киртана, жилыми пристройками для преданных, прекрасным прудом для омовения, разбит пышный ухоженый сад и другие помещения для гостей. Во все концы были разосланы гонцы с приглашениями не только для вайшнавов, но также царей, богатых землевладельцев, поэтов, ученых, писателей, музыкантов, танцоров и других знаменитостей.

Преданные Яджиграма пришли вместе со Шринивасой Ачарьей и Говиндой Кавираджем. Прбыл Рамачандра, пользуясь благоприятной возможностью укрепить дружбу с Нароттамой. Из Нарасингхапура (Орисса) пришел Шьямананда Пандит со своими последователями, среди которых был Расик Мурари. Из Шри-Кханды - Шри Рагунандана Тхакур и много других преданных. Из Шантипура - сыновья Адвайты Ачарьи. Из Амбика Калны прибыл Хридой Чайтанья и много других гаудия-мохант. Это лишь несколько имен из тысяч преданных, собравшихся на этот праздник.

Поскольку все эти великие души шли из своих городов и деревень преимущественно пешком, по дороге они собрали много последователей, всем встречным рассказывая о необыкновенном празднике, что скоро состоится в Кхетури. Словно снежный ком, сотни превращались в тысячи, в течение недели достигшие границы Западной Бенгалии. Сантош Датта приготовил десятки больших лодок, чтобы перевозить преданных через реку. На другом берегу их ждали роскошные паланкины и запряженные волами огромные повозки, чтобы везти в Кхетури-грам. Нароттама , Шринивас и Сантош Датта встречали каждого из пребывающих гостей цветочной гирляндой. Преданным предоставлялись отдельные помещения и слуги.

Почетным гостем стала Джахнава Ма (ачарьяни), самая старшая и почтенная среди всех вайшнавов. После ухода Господа Нитьянанды, Адвайты Ачарьи, Шриваса Тхакура и других спутников Господа Чайтаньи Шри Джахнави Ма приняла на себя миссию Господа - наводнить мир нектаром санкиртаны.

К этому времени от основного течения Гаудия стали отпочковываться различные философские направления (апа-сампрадайи): Гаур-нагара-бхава, Раса-радж (сахаджия), а также Гаур-парамьявад (учение о том, что среди всей Панча-таттвы только Махапрабху является личностью Бога), Нитай-парамьявад, Адвайта-парамьявад и другие. Джахнави Ма умело объединяла всех и разрешала разногласия между этими группами к полному удовлетворению Гаудия-вайшнавов.

Джахнави прибыла на праздник в Кхетури вместе со своим дядей Шри Кришна Мишрой, а так же братьями Шривасы Тхакура из Навадвипы - Шрипати и Шринидхи. Здесь были Минакетана Рамадас, Мурари Чайтанья, Гояна даса, Парамешвари дас, Баларама дас, Вриндаван дас Тхакур и другие дорогие преданные Шрилы Нитьянанды Прабху.

Направляясь в Кхетури, Джахнави Мата прежде всего посетила дом Гауридаса Пандита в Амбика Калне. Его ученик Хридой Чайтанья с великим почтением принял Шри Джахнави Мату и всех преданных. Джахнави Мата сама приготовила несколько блюд для божеств Гаура-Нитьянанды в храме Гауридаса Пандита. Проведя ночь в киртане, они отправились в Навадвипу.

Не увидев Шачимату в доме Махапрабху, Шри Джахнави почувствовала себя очень несчастной, боль разлуки охватила ее. Шрипати и Шринидхи отвели ее к себе, но не видя там более Шривасы Тхакура, Джахнави заплакала. Она провела здесь ночь, а на следующий день направилась в Шантипур. Шри Адвайта Ачарья и Сита Тхакурани уже покинули этот мир, и Джахнави Мата всем сердцем скорбела в разлуке с ними. Их сыновья Ачьютананда и Гопал сердечно приняли Джахнави Ма и всех ее спутников, почтив их соответствующими церемониями. Наконец, Джахнави Ма пришла в Кантак Нагару, которая известна под названием Телиябудхир Грам, где ее встретил брат Рамачандры Кавираджа по имени Говинда Кавирадж, оказав должное почтение и предложив ей пуджу. Наутро преданные вместе с Джахнави Ма направились в Кхетури.

Шринивас, Нароттама и Шьямананда встретили Джахнави и ее спутников смиренными дандаватами прямо в дорожной пыли. Нароттама совершил особое поклонение Джахнави, предложив цветы и чандану, и так же почтил все ее окружение. Преданные обнимали друг друга в великом экстазе.

Раджа Сантош Датта приготовил прекрасные дома для Джахнави и ее спутников, а так же слуг, готовых исполнить все их нужды. Вскоре все разместились и приняли прасад. Раджа Сантош Датта был счастлив видеть, что вайшнавы довольны оказанным вниманием и заботой.

Близился вечер накануне великого праздника, и преданные начали санкиртану. Выразив почтение Джахнави и всем собравшимся вайшнавам, Рагунандана Тхакур запел вдохновенные молитвы, огромный киртан не стихал всю ночь. Но это было только начало. Великий праздник должен был начаться на следующий день.

Наутро тысячи воодушевленных преданных начали огромный вдохновенный киртан, празднуя день явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Джахнави Мата, шакти Нитьянанды, казалась необыкновенно прекрасной посреди этого огромного собрания вайшнавов. Глядя на нее и всех присутствующих преданных, слушая божественый киртан, безбожники и грешники обретали освобождение. Все жители Кхетури побросали дома, чтобы увидеть преданных и утонуть в нектаре киртаны. Каждый погружался и всплывал в океане экстаза, потому что все было затоплено блаженством Вайкунтхи.

Нароттама торжественно открыл все божества, установленные благословениями собравшихся вайшнавов: Валлабхи Канта, Шри Кришна, Враджа Мохан, Радха Канта и Радха Роман, а также великолепеые божества Шри Чайтаньи и Его супруги Вишнуприи.

Интересна история, как Нароттама накануне праздника нашел божества Чайтанья-Вишнуприи. Ища подходящее божество Шри Чайтаньи для установления на празднике в Кхетури, Нароттама появился на пороге брахмана Випрадаса, который жил в деревне Гопалпур. Пригласив знаменитого садху из Кхетури, Випрадас почтительно предложил ему сесть и подал стакан свежей воды. Два вайшнава беседовали на разные темы, пока Випрадас не рассказал, что боится ядовитой змеи, которая живет у него в сарае, где он хранил свой рис педди. Нароттама улыбнулся и бесстрашно направился в сарай справиться с «ужасной змеей». Когда он вернулся, в руках у него были два прекрасных божества - Махапрабху и Его супруга Вишнуприйя, а змея исчезла. Так Нароттама принес эти божества в Кхетури, где они и были установлены с великой пышностью.

Необходимость поклонения божествам описана в священых книгах вайшнавов. Кришна принимает служение через должным образом установленную арча-виграху, и преданные, таким образом, развивают личностное представление о Боге, сосредотачивая свой ум и чувства на Его непосредственно воспринимаемом облике.

Церемонию абхишеки, традиционного омовения божеств, возглавлял Шринивас Ачарья. Искусные чтецы и киртанкары прославляли Кришну строго в вайшнавских традициях, ни на мгновение не прерывались сложные в исполнении классические танцы и различные драматические представления. Весь Кхетури гремел звучанием святого имени Господа Кришны.

Когда божеств были установлены согласно указаниям смрити-шастр, все блюда и фрукты, а также цветочные гирлянды, были предложены Джахнави, которая, в свою очередь, раздала их Шринивасу, Нароттаме, Шьямананде и Сантошу Датте. Затем преданные отдыхали, наслаждаясь прасадом и часами говоря о Кришне. Наконец, все проследовали в огромный украшенный зал для киртаны, где Нароттама начал неторопливый киртан в своем особом стиле Гаран-хати. Этот берущий за душу стиль отличается сладкими безошибочными мелодиями и богат духовными переживаниями. Он основывается на классической технике друпада, спокойной и царственно величественной.

Нароттама дас Тхакур использовал самые изысканные ритмы (тала), мелодические размеры (рага), выразительные жесты (абхиная) и разработанную технику танца (натьям), что подробно описано в «Бхакти-ратнакаре». Шри Гауранга дас, Шри Гокула дас и Шри Баллабха дас были в числе многочисленных музыкантов, возглавляемых Деви дасом, опытным исполнителем игры на мриданге. В самый разгар музыки появился Нароттама и начал петь. Все поддержали его, играя на инструментах, танцуя и воспевая. Вайшнавы плакали, слушая глубокий голос Нароттама Тхакура, который вел их в прекрасной киртане, воспевая одну мантру за другой.

В кругу преданных, подобных бесконечным волнам, Нароттама был похож на полную луну посреди усыпанного звездами неба. Нароттама начал с Падавали-киртаны, театральной песенной техники, которая начинается с Гаура-чандрики, прославления Махапрабху, а затем постепенно развернул прекрасную Радха-Кришна киртану, которая постоянно сопровождалась тематическими повторами, не прерывающими последовательного музыкального повествования. Впервые такую манеру исполнения явил Сварупа Дамодара, близкий спутник Господа, обладавший прекрасным мелодичным голосом, но тогда она еще не была разработана. Ее развили три брата Гхоша - Мадхава, один из величайших мастеров игры на мриданге, Говинда, выдающийся пуджари, и Васу, легендарный певец, написавший много Гаура-чандрик. Но на празднике в Кхетури Нароттама поднял это искусство на новую высоту.

Киртан Нароттамы достиг неведомого прежде совершенства, и прежде всего потому, что на празднике в Кхетари в апогее киртана Нароттамы появился танцующий Господь Чайтанья Махапрабху и все Его спутники, многие из которых покинули этот смертный мир уже более пятидесяти лет назад. Тысячи присутствующих преданных были свидетелями этого чуда.

«Бхакти-ратнакара» говорит: «Возможно ли описать несравненное счастье преданных, когда посреди киртана низошли щедрый Шри Чайтанья и Его спутники, чтобы доставить удовольствие преданным Господа? Словно вспышка света среди гущи прекрасных облаков явился Сам Шри Чайтанья, окруженный множеством Своих последователей».

Согласно «Према-виласе», Махапрабху появился вместе с Нитьянандой Прабху, Шри Адвайтой, Гададхарой, Шривасом Тхакуром, Харидасом Тхакуром, Сварупой Дамодарой, Рупа-Санатаной и многими другими. Возможно ли описать любовь, которую испытывала в эти мгновенья Джахнави, видя посреди киртана своего ушедшего мужа? Как вообразить чувства сыновей Адвайты Ачарьи, когда они увидели отца, танцующего и поющего, словно юноша? Могли ли удержаться от слез братья Шривасы Тхакура, когда они увидели Шриваса, танцующего перед Махапрабху, каким они его всегда помнили? Конечно, преданные не в силах были владеть собой, экстаз близости с Господом и Его спутниками поглотил их. Долгая випраламбха-сева, сильная разлука, сменилась самбхогой, божественной встречей.

Преданные продолжали бесконечный танец, полностью потерявшись в киртане Нароттамы и не чувствуя мокрых от слез тел. Шринивас на мгновенье обретал власть над собой, но не Нароттам, его киртана стала неудержимой. Преданные кричали Нароттаме в ухо:

- Спасибо, учитель! Силой своей преданности ты позволил всем нам увидеть Шри Чайтанью Махапрабху в Его бесконечном духовном танце с Адвайтой Ачарьей и другими вечными спутниками!

Накануне вечером Махапрабху явился Нароттаме во сне и сказал, что придет вместе со Своими спуниками, чтобы экстатично танцевать в его киртане, поэтому Наротам ждал этого мгновенья и хотел его остановить. Киртан длился много часов подряд, до глубокой ночи. Он стал бесконечным, потому что преданные навсегда забрали с собой память о нем (лила-смаранам). Когда киртан закончился, все почувствовали вкус любви в разлуке с Господом.

Но как только киртан завершился, Джахнави Ма начала новое веселье. Она подошла к только что установленным божествам и предложила Им особый красный порошок, которым бросают друг в друга Радха и Кришна во время праздника Холи. Божества насладились краской, а потом Джахнави Ма велела преданным взять эту краску и отпраздновать праздник Холи, бросая ее друг в друга. Не успели слова эти сойти с ее уст, как тысячи преданных с великим воодушевлением уже бросали яркой краской друг в друга, наслаждаясь памятью радостно-любовных игр Радха-Кришны. В таком веселье прошла ночь. Продолжая праздник явления Махапрабху, преданные стали слагать песни о Его божественном рождении и детских играх.

На следующее утро Джахнави Ма и еще несколько опытных поваров, обучавшихся у нее, на всех приготовили завтрак, а потом Джахнави стала раздавать преданным прасад. Когда все поели, Джахнави Ма, чье смирение не знало границ, села и насладилась прасадом. Праздник продолжался три дня, но все, кто был там, вспоминали о нем всю жизнь.

Многие вайшнавы остались в Кхетури на несколько недель, другие вернулись в свои деревни. Только Рам Кришна Ачарья и Ганга-Нараяна Чакраварти не в силах были уйти из-за великой любви к Нароттаме. Но со временем ушли и они, исполняя волю Нароттамы. Они начали вдохновенно проповедовать и превратили страну Манипур в царство вайшнавов.

По многим причинам праздник в Кхетури стал вехой в истории вайшнавизма. Прежде всего поскольку книги Госвами были похищены, Нароттама не мог исполнить возложенную на него миссию распространения этих книг. И тогда он нашел другой путь. Он провел этот праздник, который стал ежегодным, оставаясь источником вдохновения даже после того, как книги Госвами были возвращены.

Собрав отовсюду вайшнавов, Нароттама раскрыл им заключения Госвами Вриндавана и увидел их впечатление. Плодом этих празднеств стало то, что для всех последующих поколений был установлен определенный канон и ортодоксальные заключения (сиддханта) Гаудия-вайшнавизма.

Исполнилось желание Джахнави Маты, которое она выразила Дживе Госвами при первом паломничестве во Вриндаван. Джива Госвами послал Шринивасу, Нароттаму и Шьямананду вместе книгами Госвами. Праздник в Кхетури стал продолжением этой миссии, потому что здесь были широко представлены и с воодушевлением приняты все заключения Госвами, о чем свидетельствуют установленные божества, киртан и все остальные веселые части праздника.

Например, установление божеств Гауранга-Вишнуприйи рядом с божествами Радха-Кришны согласно ритуалам Госвами Вриндавана раскрывает глубокий замысел Нароттамы. Преданные Навадвипы, которые были сердцем движения бхакти в Гауда-мандале, Бенгалии, находились под влиянием навадвипских игр Господа Чайтаньи. Они были привязаны к чарующему юноше, которым Он был до принятия санньясы. Ранние бенгальские пады о Чайтанье, составленные поэтами Гауда-мандалы, посвящены явлению прекрасного юноши, к которому они обращались именами Гауранга, Гаура, и Гауракишор. Образ Чайтаньи в глазах преданных Гаура-мандалы - это почтенный юноша, домохозяин. Однако Госвами Вриндавана, которые видели Господа в одеждах санньяси, в своих молитвах к Учителю неизменно обращаются к Нему как к ятивеше, аскету. Естественно, Госвами в своих стихах не упоминают о Виншнуприе, жене Чайтаньи. Установив в Кхетури божества Гаура-Вишнуприйи, Нароттама показал, что последователи Госвами Вриндавана принимают традиции Гаура-парамьявад. Другими словами, согласно точке зрения Госвамии, Шри Чайтанья - это Сам Кришна, парам-таттва, конечная цель. Появление Вишнуприйи рядом с Чайтаньей лишь с новой силой подчеркивает, что Шри Чайтанья и есть Сам Кришна, потому что Вишнуприя такая же супруга Шри Чайтаньи, как Радха - хладини-шакти, энергия наслаждения Господа Кришны.

Если установление божеств упорядочило бытовавшие вайшнавские теологические воззрения, то стиль киртаны Нароттамы превзошел все. Он обучался искусству ведения киртаны у Госвами Вриндавана, а во Вриндаване царит Кришна! Но в Бенгалии отдавали предпочтение поклонению Господу Чайтанье Махапрабху. Однако Нароттама нащупал такой стиль киртаны, который вобрал в себя киртану Махапрабху и киртану Кришны, потому что единство - это конечное послание Гаудия-сампрадайи.

Исследователи пишут, что Рупа Госвами назвал три типа киртаны - нама-киртана, гуна-киртана и лила-киртана, и все они - это песни Кришны или о Кришне. Но на празднике в Кхетури Нароттама начал с пролога Гаура-чандрика, то есть песен во славу Гаурачандры. Песни Гаура-чандрика состоят из падов Гаура-парамьявад, составленных поэтами Гауда-мандалы. Начать Кришна-киртану с Гаура-чандрики означало идею тождества Кришны и Гауры, но на определенных этапах поклонения Кришне... Так Нароттама пытался примирить наставления Госвами с бытующей в Бенгалии традицией.

Кроме того, Нароттам, Шринивас и их последователи призваны были упорядочить медитативную технику манджари-садханы, которая основывалась на трудах Госвами и эзотерической традиции, начатой Самим Шри Чайтаньей. Несколько широко известных текстов Падма Пураны, книги Кави Карнапура, Рагхунатхи дасы Госвами и особенно Кришнадаса Кавираджа заложили философскую основу для внутреней медитации манджари, а поэзия Нароттамы развила ее дальше. Поэзия Нароттамы и труды Госвами подготовили появление более поздних работ, таких как «Шри Кришна-бхаванамритам» Вишванатхи Чакраварти.

И все-таки многие сахаджии (отклонившиеся от традиции), пытаясь узаконить свою практику, использовали доброе имя Нароттамы. Однако сам Нароттама всю жизнь хранил строгий целибат и не допускал ни малейшего отклонения от традиции Гаудия-вайшнавов.

* * *

Сразу после праздника Шри Джахнави Мата покинула Кхетури-грам и вместе со спутниками направилась во Вриндаван. Дорога их лежала через Праяг и Каши, потом они прибыли в Матхуру. Посетив святое место рождения Кришны, и совершив омовение в Вишрама Гхате, они вошли во Вриндаван. Некоторые вайшнавы Враджа встречали Джахнави Мату в Матхуре. Шри Парамешвари дас описывает эту встречу и упоминает имена многих преданных: «Там был Гопал Бхатта Госвами, сокровищница Гаура-премы, и Бхугарбха Госвами, а так же возвышенный Локанатх. Кришнадас Брахмачари и Шри Кришна Пандит, Шри Мадху Пандит и ликующий Шри Джива тоже были там. Все они представились Джахнави Мате, чьи имена называл Шри Джива. Джахнави слушала его, и ее безграничный экстаз возрастал» («Бхакти-ратнакара»).

Приблизившись к Шри Джахнави Мате, Госвами упали у ее лотосных стоп, предлагая пранам, и она в ответ выразила свое почтение. Шри Джахнави Мата была счастлива видеть экстатические плоды усилий Госвами. Она обошла все святые места во Вриндаване и увидела все божества, главными из которых были Шри Говинда, Шри Гопинатха и Шри Мадана Мохан. Госвами спешили вслед за ней посетить места, где она останавливалась. Проведя два дня во Вриндаване, Джахнави Мата пошла увидеть холм Говардхан, Радха-кунду и Шьяма-кунду. Затем она посетила различные места игр Кришны, испытывая многообразные божественные переживания, которые пробуждали в ней эти места. Завершив паломничество по Вриндавану, она вернулась в Гаудадешу, Бенгалию.

Прежде всего Джахнави направилась в Кхетури-грам, где преданные во главе с Нароттамой и Рамчандрой Кавираджем с приветствиями вышли ей навстречу. Через несколько дней она посетила Будхари-грам, а потом - место рождения Шри Нитьянанды Прабху в деревне Экачакра, где услышала много историй об отце и матери Шри Нитьянанды, Хадае Пандите и Прамавати. Рассказы о ее свекре и свекрови, медитация на них вызвали в сердце Джахнави боль разлуки, и она заплакала. Вместе с местными брахманами она посетила места детских игр Нитьянанды Парбху. Невозможно описать блаженство, которое испытывала при этом Джахнави Мата. Этот день она провела в пустом доме, где некогда жили родители Нитая и который был домом Нитьянанды. Всю ночь Джахнави Мата в киртане повторяла святые имена Господа.

На следующий день Джахнави отправилась в Кантхак Нагару близ Катвы. Увидя место, где Господь Чайтанья принял санньясу, она заплакала. Джахнави посетила Яджиграм и дом Шринивасы Тхакура. Преданные месте с Шринивасой Ачарьей встретили ее с величайшей преданностью. Шринивас совершил полную пуджу в знак почтения к Джахнави Ма. Так лучший из ачарьев, Шринивас, отдавался служению Джахнави Мате. Проведя в Яджиграме несколько дней, Джахнави направилась в Навадвипу, месту рождения Шримана Махапрабху. Ишана, семейный слуга Махапрабху, был уже очень стар. Войдя в дом Махапрабху, Джахнави Мата потеряла созание. Видя ее погруженной в божественный транс, преданные тоже почувствовали экстаз и заплакали слезами премы.

Из дома Махапрабху она пришла в дом Шриваса, где провела ночь, и всю эту ночь во дворе Шриваса преданные с великим воодушевлением пели и танцевали в маха-санкиртане, потому что здесь, в доме Шриваса, Махапрабху начал Свои игры санкиртаны. В ту ночь Джахнави Мата увидела во сне Шри Гаурасундару и Его преданных. На следующий день она снова и снова молилась святой Навадвипе, а потом отправилась в Амбика Кхалну. Все жители Амбика Кхалны счастливы были снова увидеть Дханави Мату. Вспоминая Гауридаса, который уже покинул этот мир, Джахнави Мата плакала. Она предложила свои молитвы божествам Гауры и Нитьянанды. Преданные начали киртан, и посреди этого великого и шумного киртана появились вдруг Гаура и Нитьянанда. В эту ночь, как это было и прежде, Джахнави Мата приготовила много блюд для удовлетворения Гаура-Нитьянанды и предложила их на алтаре. Потом она сама раздавала этот прасад преданным. Отдыхая ночью, она увидела во сне Гауридаса Пандита вместе с Гаурой и Нитьянандой, которые благословили Джахнави Мату.

На следующий день Джахнави Мата появилась в доме Уддхарана Датты Тхакура. Проведя здесь ночь в праздничном киртане, она села в лодку и вернулась домой в Кхададаха-грам, где преданные встречали ее с безудержной радостью. Каждый жадно пытался протолкаться в начало толпы, чтобы поймать ее взгляд. Преданные приветствовали ее санкиртаной. Сын Нитьянанды Вирабхадра вознес молитвы лотосным стопам Джахнави Маты, и она тепло обняла его, с любовью гладя по голове. После этого Джахнави Мата стала рассказывать о своем посещении различных святых мест в Гаура-мандале и Враджа-мандале и встречах с преданными. Шри Джахнави Мата вновь приняла Парамешвари Тхакура своим слугой. Оба были безгранично счастливы снова видеть друг друга.

История паломничества Джахнави Ма по святым местам Гаура-мандалы и Враджа-мандалы стала широко известна среди Гаудия-вайшнавов, хотя это было не первое ее паломничество. Впервые она путешествовала во Врадж в роли ученицы, часами слушая только что созданные работы Госвами. Говорят, что Рупа Госвами сам объяснял ей эту литературу. Постепенно она продумала, как объединить вайшнавов Враджа и Бенгалии, и успешно решила эту задачу за время своих последующих посещений святой земли Шри Кришны. Еще задолго до праздника в Кхетури она вместе с Дживой Госвами обсудила, как решить стоящую перед ними задачу. Так была создана первая группа санкиртаны из Нароттамы, Шриниваса и Шьямананды, которые стали проповедовать в Бенгалии на основе книг Госвами Вриндавана.

Джахнави Ма обращала мусульман в вайшнавов, ее любили Гаудия-преданные по всей Индии. Шесть Госвами относились к ней с величайшим почтением, и Рагхунатха даса Госвами был благодарен ей за общение. Он провел день, показывая ей Радха-кунду, и оба счастливо танцевали в экстазе.

Когда Джахнави Тхакурани увидела Рама Гхат на берегах Ямуны, где Баларама наслаждался своим танцем раса, ее духовное блаженство не знало границ.

Всю свою жизнь она обладала духовным видением и получала духовные наставления от Нитьянанды Прабху уже после того, как Он покинул этот мир. Однажды в видении она увидела божество Гопинатхи и Его маленькую спутницу Радху, и Господь сказал ей заменить божество Радхи на другое побольше. С этой целью она вернулась Бенгалию и оттуда послала во Врадж на лодке большое божество Радхи ожидающим преданным.

Ее отношения с Гопинатхой (третье из трех главных божеств Вриндавана), божеством, установленным ее учеником Мадху Пандитом, воплощают суть вайшнавской эзотерии, их невозможно описать.

Шри Джахнави Мата - вместилище према-бхакти. Ее называют Нитьянанада-сварупини, или другой облик Нитьянанады Прабху. Своей милостью она освободила многих грешников и безбожников. Ее божественные богатства (аишварья) и сладость (мадхурья) были изумительны. Когда Джахнави Ма покинула этот смертный мир, ее прекрасное проявление в облике Ананга Манджари, которая в танцевальной позе стоит справа от Кришны, особенно почиталось близкими последователями Нитьянанады Прабху. Вместе с Радхой и Кришной она остается святыней всех преданных, которые идут в линии Джахнави Маты.

«Вамшишикша» говорит, что Джахнави Ма покинула этот мир, войдя в божество Гопинатхи во Вриндаване (хотя есть мнение, что она исчезла в Камьяване, куда, возможно, божество Гопинатхи было перенесено на время иконоборского периода мусульманского правления). Как бы там ни было, пример ее жизни превосходит ее смерть, потому что ее жизнь открыла вайшнавизм для женщин, что сломало все границы, позволив им наравне с мужчинами идти в служении, преданности и способности подниматься на самый высокий уровень совершенства.

Шрила Бхактивинода Тхакур в «Кальяна-калпатару» молится лотосным стопам джахнави Маты:

«Я упал в океан страданий и запуталсяв жизни, не зная, как достичь берега и где искать его. Все мои попытки (карма) бесполезны, также как знание (гьяна), мистицизм (йога), аскезы, религиозные епитимьи и мирское благочестие. Ничего не спасает меня, я слаб и беспомощен. Я не знаю, как преодолеть тот океан невежества. Кто же спасет меня из этого опасного положения? В этом ужасном океане материального бытия я вижу крокодилов чувственного наслаждения, - это страшное зрелище! Словно корабль без руля, меня бросают огромные волны, которые кипят и пенятся. Порывы и устремления, которые я принес с собой из прошлых рождений, подобны ветру, который дует на мой корбль во всех направлениях. Мой ум беспокоен. У этого корабля нет ни капитана, ни направления. Рыдаю в отчаяньи, понимая, что не смогу пересечь этот океан страданий. О Джахнави Деви! Благодаря своим божественным качествам яви милость этому слуге! Развей иллюзию, измучившую меня, и освободи от мук материального бытия. Даруй мне прибежище у твоих лотосных стоп, и тогда я непременно переодолею океан рождения и смерти. Ты - Нитьянанда-шакти, божественная энергия Нитьянанды. Ты - гуру Кришна-бхакти. Будь милостива ко мне и даруй прибежище твоих лотосных стоп, подобных древу желаний. Тф освободила множество отвратительных грешников. Пожалуйста, освободи и меня. Сегодня этот низкий грешник припадает к твоим стопам, моля о милости».

 

* * *

После праздника в Кхетури Нароттама стал самым знаменитым гуру вайшнавов во всей Бенгалии. В своей прекрасной поэзии он полностью разъяснял философию Гаудия, а его великолепный певческий голос, который сделал его живой легендой, приводил к нему учеников со всей Индии. Более того, его исключительная чистота служила источником вдохновения для людей всех каст - прибежища у его стоп искали цари и брахманы.

В Индии конца 16 века кастовые различия были еще сильны, и многие из числа ортодоксальных брахманов не долюбливали Нароттаму, выходца из семьи каястха-шудр, дававшего посвящение брахманам. Это обсуждалось на философских собраниях, некоторые даже угрожали жизни Нароттамы. Нароттама и его близкие ученики убедительно цитировали соответствующие писания и предшествующих гуру, заставляя замолчать этих ярых защитников кастовой системы. Сторонники Нароттамы могли привлечь на свою сторону даже тех, кто замышлял убить их учителя.

И тем не менее ситуация настолько обострилась, что на очередном празднике в Кхетури сын Джахнавиматы Вирабхадра дал лекцию на эту тему. Все слушатели поняли, что каста определяется не рождением, а качествами и деятельностью. Вайшнавская традиция именно это считает самым важным. Однако любовь к Богу еще важнее. Писания говорят, что тот, кто обладает любовью к Богу, трансцендентен к мирским определениям, подобным кастовой системе. Счастливцы, которые встречались с Нароттамой, оказывались беззащитными перед его заразительной любовью, и уже не сомневались в истинности этого утверждения.

Но люди, лишь понаслышке знавшие о Нароттаме, пытались употребить все свое могущество, чтобы опорочить его. Они разжигали друг в друге страх и опасения и объединились в большую группу, чтобы покончить с неугодным «не-брахманическим» лидером. В конце концов, они стали искать поддержки у местного царя, которым в это время был благочестивый человек по имени Раджа Нрисинга.

Община ортодоксальных брахманов постоянно взывала к Радже Нрисинге, который правил провинцией Пакапалли, стараясь настроить его против Нароттамы. Они говорили, что Нароттама был низкорожденной личностью и потому не принял санньясу, что он не должен принимать учеников, родившихся в семьях брахманов, какими были Ганга-Нараяна Чакраварти и Рамачандра Кавирадж, и настаивали, чтобы царь присудил суровые наказания Нароттаме за его дерзость.

Раджа послал Нароттаме письмо, спрашивая, почему такой великий садху, как Нароттама , нарушает предписания шастр. В ответном письме Нароттама решительно объяснил, что в истинных писаниях нет указаний в поддержку кастовых брахманов, и что он готов публично доказать свою точку зрения. Нароттама уверил царя, что если его взгляды окажутся ошибочными, он переменит их.

Читая смиренное письмо Нароттамы, Раджа оценил его здравый подход. И тем не менее он собрал придворных ученых, среди которых был и знаменитый Рупа Нараяна, и все вместе они отправились в Кхетури, чтобы вструпить в диспут со святым вайшнавом.

Тем временем два любимых ученика Нароттамы, брахманы Ганга Нараяна Чакраварти и Рамачандра Кавирадж, задумали схитрить, чтобы всем явить славу их великого учителя. Один из них переоделся горшечником, а другой - торговцем орехов бетеля, и они открыли маленький магазинчик в Кумарапуре, недалеко от Кхетури-грама. Эта деревня стояла прямо у дороге, по которой должны были пройти придворные пандиты. Увидя приближающихся ученых, два преданных стали зазывать их к себе в магазинчик, завязывая беседу на различные злободневные темы.

К великому удивлению ученых эти торговцы говорили на идеальном саскрите, которым могли владеть только самые образованные люди! Как могло случиться, чтобы простые торговцы из деревни Нароттамы стали столь образованными? Если обыкновенные работники обладают такими познаниями, то что тогда говорить о настоящих ученых? Или о самом Нароттаме?

Придворные пандиты решили проверить, насколько образованы эти люди, и стали обсуждать с ними положение Нароттамы как духовного учителя брахманов. Безо всякого труда Ганга Нараяна и Рамачандра одержали верх над пандитами. Стоило царским ученым обратиться к писаниям, ученики Нароттамы показали им, как они выхватывают цитаты из контекста и искажают смысл. Полностью разбитые, пандиты вернулись к царю, признав свое поражение.

Царю самому хотелось увидеть, как Рупа-Нараяна, лучший из его пандитов, будет дискутировать с учеными торговцами, но и он потерпел поражение. Наконец, два садху раскрыли себя, и царь, обернувшись к своим людям, сказал:

- Если вы не можете победить учеников Нароттамы, как вы победите самого Нароттаму?

Эти язвительные слова эхом звучали в их ушах. Прошло время, и все они стали учениками Нароттамы.

В отличие от Шринивасы и Шьямананды Нароттам, однажды покинув Вриндаван, никогда больше туда не возвращался. Долгие годы он провел недалеко от Кхетури-грама, воспитывая преданных и создавая свою великолепную поэзию. Нароттама описывают великим царем премы, божественной любви, а Рамачандру - министром Нароттамы. Нароттама и Рамачандра проводили свои дни в изучении и проповеди «Бхагават-Пураны», книг Рупы, Санатаны и других Госвами. Поскольку Нароттама был принцем, сыном царя - в юности его называли Радж-кумар! - он имел возможность обучать многих великих ученых своего времени. Пользуясь этим преимуществом, Нароттама красноречиво раскрывал в своей богатой поэзии все идеи Гаудия-вайшнавизма.

Самой важной его книгой была «Прартхана», собрание тридцати трех песен на бенгали. Она сотоит из 258 стихов, разделенных на 55 частей. Нароттама кратко рассматривает такие темы, как молитва, самокритика, тренировка ума, духовное счастье, страдание души в разлуке с Богом, превосходство вайшнавизма, высочайшее стремление, отношения гуру-ученик, проживание во Вриндаване, важность аскетизма и смирение вайшнава. Кроме этого, двадцать семь частей «Прартханы» посвящены манджари-садхане, эзотерической форме практики Гаудия-вайшнавов, когда человек представляет себя слугой Шримати Радхарани. Поскольку Радха очень дорога Кришне, то манджари-бхава - это сокровенный путь к сердцу Кришны.

Другой важной книгой Нароттамы является «Према-бхакти-чандрика», длинная поэма (120 стихов, разделенных на 9 частей), которая кратко, но во всей полноте раскрывает философию Гаудия-вайшнавизма. Эта поэма была написана после праздника в Кхетури и смерти его дорогого друга Рамачандры Кавираджа. В нескольких стихах Нароттама оплакивает его уход. Многие из тем «Прартханы» отражены в этом шедевре бенгальской поэзии. Вишванатха Чакраварти, более поздний вайшнавский комментатор, написал на санскрите толкования этой работы к великому удовольствию всего общества вайшнавов.

Помимо этих двух основных работ, Нароттама написал множество небольших поэм, которые тоже стали частью вайшнавской культуры.

Как говорят биографы Нароттамы, он пережил Дживу Госвами и своего лучшего друга Рамачандру Кавираджа. Он страдал не только в разлуке с Махапрабху и Радха-Кришной, но и со своими возвышенными современниками. Биографы Нароттамы всегда описывают его в состоянии смешанного чувства блаженства и божественной печали, что вызывает высочайшие духовные переживаня. Он вечно «орошал землю, на которую ступала его нога, слезами нежности, которые ручьями текли из его чистых глаз». С необыкновенной силой он томился в разлуке с Богом и Его спутниками.

Наконец, не в силах выносить эту безграничную любовь в разлуке, Нароттама решил вернуться к Богу, чтобы никогда больше не расставаться с Ним в духовном мире. В доме Ганга-Нараяны Чакраварти в Муршидабаде он вошел в транс, полностью погрузившись в игры Радха-Кришны. Это продолжалось несколько дней, и ни у кого уже не было сомнений, что Нароттама задумал покинуть этот мир. Однако некоторые из его твердолобых противников из числа ортодоксальных брахманов стали осмеивать его в этот критический момент.

- Только посмотрите, - кричали они,- он провел свою жизнь, давая посвящение брахманам, но он никогда не был больше, чем низкорожденным шудрой, и потому сейчас умирает в полном одиночестве.

Ганга-Нараяна Чакраварти не мог слушать эту брань и молился своему гуру: «Пожалуйста, вернись! Покажи им, что они глупцы!» И в это мгновение тело Нароттама стало сиять, а на груди мистическим образом появился золотой брахманский шнур. Это чудо заставило брахманов тут же раскаяться и предаться стопам Нароттамы, моля о прощении.

«Нароттама -виласа» рассказывает об этом случае немного по-другому. Нароттама попросил своих учеников привести его в Будхари, а затем в Гамбхилу, чтобы совершить омовение в Ганге. Здесь его настигла сильнейшая лихорадка, и он стал готовиться к смерти, повелев ученикам сложить дрова для кремации. Конечно же, ученикам нелегко было это делать, и все же они исполнили волю своего гуру. Нароттамп в полном молчании провел три дня, а потом покинул тело у всех на глазах. Когда душа его вышла из тела, ученики приготовились предать тело своего учителя огню, но в этот момент какие-то брахманы стали непристойно оскорблять Ганга-Нараяну и других последователей Нароттамы. Ганга-Нараяна не мог стерпеть этих ужасных слов и попросил Нароттаму вернуться и проявить милость этим заблудшим брахманам. В тот же миг глаза Нароттамы открылись, и он воскликнул: «Радха-Кришна-Чайтанья!» Более того, тело его стало сиять, как солнце, что заставило богобоязненных брахманов изменить свое отношение.

Это воскрешение многих вдохновило предаться лотосным стопам Нароттамы. Он обнял всех, наделяя драгоценным камнем бхакти, и повелел всем изучать священные писания бхакти вместе с Ганга-Нараяной Чакраварти. Сам Нароттама покинул эти края, ища уединения. Несколько последующих месяцев он провел в глубоком экстазе, без конца плача в разлуке со Шри Шри Радхой-Кришной.

Наконец Нароттама действительно решил уйти из земной реальности, и попросил Ганга-Нараяну и других близких учеников проводить его к Ганге. Достигнув святой реки, Нароттама почтительно поклонился и вошел в воду. Жестом он повелел ученикам следовать за ним и, зачерпывая ладонями воду, лить ему на тело. Исполняя это желание, ученики увидели, что тело учителя превращается в молоко и смешивается с водами Ганги! Невольно им хотелось остановиться, пока их гуру полностью не растворился в реке, но послушные долгу, плача, они продолжали исполнять его волю, и Ганга уносила их слезы.

Когда удивительный ритуал закончился, Ганга-Нараяна наполнил кувшин молоком, которое некогда было телом Наро


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты