Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Образ государя как модель человека в трудах Эразма




«Воспитание христианского государя» было посвящено королю Карлу V Испанскому, будущему императору Священной Римской империи, покровительствовавшему Эразму. В труде «Воспитание христианского государя» Эразм Роттердамский, обращаясь к королю Карлу, давал различные советы и высказывает свои представления о том, каким должен быть настоящий государь. V. Эразм писал, что государь всегда должен поступать во благо. Государю следует стремиться быть как царь Соломон, при царствовании которого был расцвет Иудейского государства. Соломон построил в Иерусалиме Храм Господень, ему приписываются «Книга премудростей», «Книга притчей». Его имя это до сих пор является синонимом мудрости. Царям следует отвергнуть «наихудших советников» - «честолюбие, гнев, сладострастие и лесть»[105]. И только тогда государство будет процветать, и мудрость государя будет нести ему счастье.

Эразм Роттердамский указывал также на то, что вверять царство лучше тому, кто опережает всех остальных «в мудрости, справедливости, душевной умеренности, предусмотрительности и усердном радении об общем благе»[106]. Все личные пристрастия государю нужно оставлять в стороне и следует стремиться к общему благу.

Почти повсюду государями становятся по праву рождения, поэтому приходится особенно надеяться на правильное воспитание и прилежное обучение. Еще с пеленок ум будущего государя должен быть заполнен благотворными суждениями. Детство – это самое подходящее время для формирования личности будущего правителя, когда он сам еще не осознал себя государем. Ему следует очень прилежно заниматься и избегать пороков, упражняться в приобретении добродетели. «Ничто не говорит в пользу славного государя больше, чем то, что он оставил государство такому человеку, в сравнении с которым он сам показался бы недостаточно хорошим»[107]. Очень позорно для государя сделать своим преемником дурного человека, для того, чтобы о нем потом с тоской вспоминали. «Сколько бы статуй он не установил, какие бы красивые здания не возвел, не может государь оставить более прекрасного памятника своим добродетелям, чем благородного сына, который повторит наилучшие деяния наилучшего отца»[108].

«Наставнику будущего государя должно быть таким, чтобы он знал и как отругать подопечного без поношения, и как похвалить без раболепия, таким, которого тот одновременно и почитал бы за строгий образ жизни, и любил за веселый нрав»[109]. Рожденного для власти, как говорит Эразм, необходимо доверять безупречным кормилицам, приставлять добрых товарищей по играм, скромных и одаренных мальчиков. Пьяных и порочных юношей, льстецов, следует держать вдали от будущего государя. Необходимо оградить его от их влияния.

Эразм Роттердамский говорил, что если человек тяготеет ко злу, но в этом виновато неправильное воспитание. «Чего, как не великого зла, ты ожидаешь от того государя, который, с каким бы дарованиями ни родился и, несмотря на предков, которые являли бы образец царствования, с самых пеленок был отравлен низменными суждениями, был воспитан среди глупых баб, возмужал среди распущенных девиц, среди пропащих сотоварищей, среди презреннейших льстецов, среди шутов и комедиантов, среди собутыльников и игроков, а также вблизи безумных и негодных охотников за удовольствиями, среди которых ни о чем не слышал, ничему не научился, ничего не усвоил, кроме веселья, удовольствий, спеси, высокомерия, алчности, вспыльчивости, тиранства, и, пройдя эту школу, сразу же был призван править царством»[110]. Из этой цитаты можно судить о том, что Эразм думал о пользе воспитания будущего государя, и к чему его может привести распущенное поведение и дурное воспитание.

Молодому государю следует прежде всего укрепить свой дух, потому что управлять государством – это сложная задача. Это не обыденное дело, а во многом великое и даже опасное. Как только он укрепит свой дух, он станет достоин этого поприща.

Эразм, обращаясь к наставнику будущего правителя, говорил ему, насколько от него зависит будущее страны, которая вверила ему свое благополучие. Наставнику не следует волноваться, если ему попадется упрямая или свирепая натура. «Ведь нет столь дикой, столь чудовищной скотины, которую не приручит забота и старание укротителя, так почему он считает эту человеческую натуру столь грубой и столь пропащей, что прилежное воспитание не смягчит ее»[111]. Если же наставнику попадется счастливая натура, то не нужно все равно спешить, так как «от природы лучшая почта тем скорее портится и зарастает сорными травами, если земледелец теряет бдительность»[112]. Добродетельная человеческая натура подвергается большим опасностям, если не следить за ней.

Государь должен как можно больше думать о Христе и усваивать Его учение. Наставник с самого начала должен добиваться, чтобы государь полюбил добродетель и воспринимал ее как нечто прекрасное и наиболее подходящее правителю. Безнравственность он должен проклинать и бояться. «Достоинство государя, величие и могущество достигаются и сохраняются не звоном монет, но мудростью, безупречностью и правильными поступками»[113]. Эразм часто говорил о чести, как об одной из основных добродетелей. Нужно бояться не смерти, а безнравственной жизни. Добрый государь не боится смерти, это даже подарок для него, если он смог послужить народу в течение своей жизни. «Не умереть государю, который обессмертил себя подобного рода делами»[114].

Эразм говорил о том, что существует три вида благородства. Первый - это добродетель и правильные поступки. Второй – знания достойных наук. Третий – вид, о котором судят по происхождению. У государя должна быть вся полнота благородства.

«Если ты требуешь от своих подданных, чтобы они знали твои законы, а зная, подчинялись им, тебе подобает гораздо сильнее требовать от себя самого, чтобы ты выучил законы Христа, твоего повелителя, и повиновался им»[115]. Невозможно для государя признать позорным измену императору, которому присягнул на верность и, одновременно прощать себе, что столько раз сам пренебрегал Христом. Эразм призывает государя быть полезным ля народа, что тем самым поможет больше угодить Богу. Государь – это не священник, но он посвятил себя Христу. Важнее всего то, что он христианин.

Тому, кто стал государем, не позволено совершать промахов, потому что этим он может принести много зла. «Никакая чума не поражает быстрее, и зараза не распространяется шире, чем зло, совершенное государем. Напротив, нет более короткого и успешного пути к исправлению нравов народа, чем безупречная жизнь государя»[116]. Жизнь государя задает нравы эпохи. Поэтому правитель должен опасаться стать дурным примером для многих людей. Будучи хорошим человеком, он может сделать лучше многих людей, воздействуя на них своим положительным примером. Эразм в этом случае приводил цитату из Плутарха и сравнивал хорошего государя с живым подобием божества, а злого – со злобным демоном, который сделает все, чтобы погубить человечество.

Государь, зная, что он наместник Бога на земле, не должен возгордиться душой. Он наоборот должен следовать своему первообразу, то есть Богу.

«Христианское богословие полагает, что Богу присущи три первостепенных качества: наивысшее могущество, наивысшая мудрость, наивысшая доброта»[117]. Этим трем качествам правитель должен следовать и воспитывать их в себе с детства.

Получая власть над государством, правитель должен думать не о почестях, а о том, сколько тягот и тревог получит он вместе с ней.

Говоря о государе и тиране, Эразм сравнивал их с «милостивым отцом и суровым господином»[118]. Первый из них всю свою жизнь пытается посвятить детям, другой же видит только свою выгоду и исполнение своих прихотей. Наставник будущего правителя обязан внушить ему ненависть к тиранам так, чтобы он проклинал их имена. Напротив, имена добрых и справедливых правителей пусть старается часто вспоминать с похвалой и одобрением. Никто из граждан не сочтет великим того, кто внушает им страх. Эразм называл государей, которые тянут деньги с народа, не иначе как грабителями, которым нет оправдания.

Всеми возможными способами государь должен убрать льстецов от себя. Лесть – это большое зло, которым нельзя пренебрегать. «Есть два возраста, которые больше всего подвержены лести, детство – из-за неопытности и старость – из-за душевной слабости»[119]. Любовь к похвале – признак слабости и глупости, что не подобает настоящему государю. Воздавать почести государю следует, но в них стоит упоминать его обязанности, то есть называть – мудрейшим, благоразумнейшим, честнейшим и так далее. Нельзя называть его «прославленным, непобедимым триумфатором и навечно августом»[120].

Будущему правителю необходимо любить тот край, над которым он будет властвовать, он должен привязаться к нему. Не нужно вводить нововведения, так как «новизна будет задевать»[121]. Государственный строй никогда не менялся без потрясений.

Эразм Роттердамский отмечал, что если посмотреть в исторических источниках, то можно увидеть, что большинство мятежей было из-за высоких налогов. Поэтому государю необходимо лишний раз не волновать народ. Если это возможно, пусть он правит бескорыстно, так как он не торговец. «А добрый государь сколько граждан имеет, столько и друзей»[122].

Эразм против того, чтобы царь только и думал, что о богатстве и поборах с населения. Жадность – один из страшных пороков для государя. Лучше прикладывать усилия к тому, чтобы взимать с народа как можно меньше. Государю также необходимо обуздать жадность своих чиновников и правильно распоряжаться своим богатством. Не нужно тратиться на бессмысленные войны, праздные службы.

Государю следует заботиться и том, чтобы в государстве не было слишком большой разницы в имущественном состоянии членов общества. «Это не означает, что я хотел бы, чтобы добро отнимали силой, но надо прибегать к подобающим средствам, чтобы богатство многих не скапливалось в руках немногих»[123].

Обогащать казну государства, нужно сократив расходы, так как «бережливость – лучший источник доходов»[124]. Не нужно обкладывать налогами товары первой необходимости такие, как хлеб, зерно, пиво и другие вещи которые необходимы для жизни. Если поборы все же нужны, то лучше обкладывать «варварские и иноземные товары»[125], которые являются предметами роскоши и не относятся к предметам первой необходимости.

«Христианскому государю присуще никого не считать чужим, за исключением тех, кто чужд Христовым таинствам и кто чинит беззакония; своих же граждан признавать в первую очередь»[126]. Государь должен постоянно трудиться, чтоб никто не был обижен. Но также следует еще больше следить за тем, чтобы не причиняли вреда чужеземцам, так как они лишены помощи друзей и родственников и поэтому более уязвимы.

Что касается законов, государь не должен принимать их слишком много и выбирать те, что больше подходят государству. Хорошо устроенное государство находится под началом доброго государя и честных чиновников. Законы не должны служить выгоде казны или интересам знати.

Было бы ошибкой принимать законы по принципу только приказа, они должны учить чему-то и отвращать от греха. «Итак, законы не только налагают наказание на провинившихся, но наградами побуждают к заслугам перед государством»[127]. Граждане должны оценивать себя не по богатству, а по добродетели. Государь тем самым должен сначала показать это на себе и своих приближенных, чтобы дать пример. Если народ увидит, что государь выставляет напоказ свое богатство, он начинает думать, что деньги открывают путь к высоким постам и почету, и это подстрекает к обогащению всеми возможными путями.

Бесполезные законы необходимо устранять. Если невозможно устранить их без вреда, то надо понемногу их упразднять или пытаться исправить. Несмотря на то, что многие законы были утверждены правильно, испорченность некоторых должностных лиц испортила и законы, чтобы использовать их в угоду себе. И закону, и государю следует больше тяготеть к прощению, нежели порицанию.

«Итак, пусть устроит так, чтобы законов было как можно меньше, затем – чтобы они были как можно более справедливыми и ведущими к общей пользе, а сверх того – чтобы они были как можно лучше известны народу, для чего древние выставляли их на публику начертанными на таблицах и досках, где все их видели»[128].

Если государь безупречен, того же он должен требовать от своих должностных лиц. Выбирая чиновников, следует обращать внимание на мудрость и честность, а не на имущество или предков. «Назначение чиновников станет честным, если государь будет приглашать не тех, кто больше всего платит, не тех, кто бесстыдно хлопочет, не тех, с кем связан родством, не тех, кто более всего соответствует его нравам, пристрастиям и желаниям, но тех, кто наиболее безупречен нравом и больше всех пригоден для выполнения порученных обязанностей»[129].

Выбирая супругу, правитель должен обращать внимание на ее чистоту, скромность и благоразумие. Такая супруга будет покорна государю и родит ему достойных детей. Семья девушки не важна, достаточно того, чтобы она была честной.

Христианский государь будет всячески избегать войны. Если избежать ее невозможно, царю следует вести ее так, чтобы причинить как можно меньше вреда гражданам. Добрый государь понимает, что большая часть зла от войны достанется тем, кого эта война не касается.

Эразм Роттердамский был новатором в сфере образовании и воспитания, и одним из первых показал, что образование есть неотъемлемая часть становления личности. Новаторским было также и то, что он пересмотрел взгляды на женское образование. Эразм рекомендовал одинаковую программу для обоих полов. Но женщинам, как он говорил, следует давать классическое образование и в меньшем объеме, чем мужчинам.

Эразм занимает почетное и особое место в истории немецкого ренессансного гуманизма. Особенное потому, что он обрел влиятельное положение в обществе, какое никогда до него не занимал человек науки и литературы.

Идеи Эразма оказывали большое влияние на современников и потомков. Для современников каждое его произведение было большим событием в Европе. Так называемый "эразмизм" считался ересью "арианской" и "пелагианской", и подвергался преследованию в эпоху контрреформации. Влияние его мы находим и в скептицизме "Опытов" Монтеня и в творчестве Шекспира, Бен-Джонсона и Сервантеса. Его с восхищением читают французские вольнодумцы XVII века. Например, П. Бейль, который прожил остаток своей жизни в родном городе Эразма, написал о нем статью. Традиция Эразма идет также к французским и английским просветителям XVIII века. Некоторые развивают его критику теологии, другим более интересны его педагогические идеи, социальная сатира или этика. Свободомыслие Просвещения дает идеям Эразма против догматики и косности развиться, в том числе дает богатые всходы его защита "природы" и "разума".

Эразм Роттердамкий оказал влияние и на интеллектуальную жизнь Испании XVI века. «Эразмизм» в Испании распространился намного шире, чем в других странах. Слава Эразма в Испании началась с перевода его труда «Оружие христианского воина», появившегося на свет в 1526 году.

Эразм Роттердамский оказал довольно большое влияние на творчество Томаса Мора. Оба они были выдающимися людьми Северного Возрождения. Они имели много общего и были близкими друзьями. Оба были хорошо эрудированны, оба с презрением относились к схоластической философии, оба хотели и стремились к внутренней реформе церкви. Тем не менее, они оба осудили протестантский раскол, когда он произошел. И у того, и у другого присутствовало остроумие, чувство юмора и выдающийся литературный талант.

Также можно говорить об определенном влиянии идея Эразма Роттердамского на русскую культуру. Прежде всего, следует отметить трактат Эразма «О воспитании нравов детских» (как у нас переводили - «Гражданство обычаев детских»), который был переведен в середине XVII столетия. Этот текст настолько хорошо прижился в русской культуре, что его стали даже считать самобытным произведением. Трактат Эразма Роттердамского является практическим пособием, которое должно было помочь юноше научиться, как правильно вести себя в обществе. Центральная мысль этого трактата – это представление о том, что внутренняя сущность человека проявляется в его внешнем виде.

«Гражданство обычаев детских» описывает только внешнее поведение ребёнка, практически не затрагивая нравственную сторону. Подобное не имело аналогов в русской литературе для учителей, так как она была направлена на воспитание христианина. Понятие «гражданство», в понимании переводчика определялось как «обычаев добросклонность и человекопочитательство». В предисловии к тексту были помещены стихи, которые утверждали единство трёх составляющих в воспитании: добродетели, мудрости и благонравия.

Перевод сочинения Эразма, вероятно, был предпринят по заказу правительства и связан с необходимостью в условиях становления в России абсолютизма утвердить общеевропейские этические нормы придворного быта. Еще один перевод был сделан в 1706 г. И.Г. Паузе и вышел под названием «Златая книжица о гожении нравов». А в 1717 г. появилось на свет первое издание знаменитого пособия для юношества «Юности честное зерцало», которое также во многом подражало трактату Эразма.

Многие исследователи полагают, что произведение Эразма Роттердамского «О воспитании нравов детских» способствовало появлению самого понятия «воспитанности». В любом случае, не вызывает сомнений тот факт, что переводы и переложения данного текста пользовались огромной популярностью в России в XVIII веке, что свидетельствует и о влиянии, и важности, востребованности идей Эразма Роттердамского не только для европейской, но и для русской гуманитарной мысли.

Заключение

Тема данной дипломной работы - «Формирование новой модели человека в педагогической мысли Европы XV—XVI вв.». Данная дипломная работа актуальна, так как в современной гуманитарной науке наблюдается устойчивый интерес к культуре европейского Ренессанса, а так же к различным аспектам формирования в этот период представлений о человеке, его воспитании и методах совершенствования личности.

Целью данной дипломной работы является построение модели человека на основе анализа произведений крупнейших гуманистов XV-XVI вв. русской культуры второй половины XVIII века с точки зрения проживавших в России иностранцев.

В ходе работы были рассмотрены воспоминания современников о школе Витторино да Фельтре, сочинения М. Монтеня и Эразма Роттердамского, проанализированы представления о человеке этих авторов и выявлено, какое влияние их идеи оказали на современников и культуру более позднего времени. Изучение данных тексов позволяет сделать следующие выводы.

Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапом в развитии педагогической мысли. В эпоху Ренессанса, когда главенствующей идеей культуры является антропоцентризм, стрежнем всех исследований становится человек с его проблемами, все проблемы, связанные с человеком, решаются с использованием гуманистического подхода. Происходят изменения в теории и практике воспитания и образования, которые оказывают определенное влияние на модель человека этого времени.

Школа Витторино да Фельтре получила общеевропейскую известность, а его педагогические установки и методы были высоко оценены позднее и оказали влияние на европейскую педагогическую мысль. Витторино да Фельтре ввёл новые методы преподавания (использование игрового метода, отказ от диспута, применение наглядных пособий). Известно, что он старался пробудить в учениках интерес к предмету, учитывал их индивидуальные способности. Он смог создать успешно функционировавшее учебное заведение, дававшее классическое образование, вкладывая в него все свои силы и энергию. Его школа была примером того, как можно реализовать в педагогической практике гуманистического воспитания. Его школа способствовала успешной социализации его учеников и формированию нового типа человека.

Мишель Монтень, как и Витторино, призывал отойти от средневековых традиций в обучении и воспитании критиковал средневековую школу. Он призывал стремиться воспитать в ребенке умение самостоятельно мыслить, предлагал актуальные педагогические методы, которые были восприняты европейской культурой более позднего времени. Так, идеи Монтеня были развиты в трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

Эразм Роттердамский также выступал резко против традиций, связанных со средневековой школой, предлагая отказаться от суровых наказаний, применять наказания только в самых исключительных случаях. Эразм Роттердамский доказал, что образование является неотъемлемой частью становления личности. Одним из показателей новаторского характера его педагогики было то, что он выступал за женское образование, рекомендуя для девочек почти такую же программу.

Идеи Эразма оказывали большое влияние на современников и потомков, даже на французских и английских просветителей XVIII в.

Как уже говорилось выше, данная тема работы очень актуальна и имеет определенные перспективы. Для более полного изучения темы можно проанализировать педагогические концепции Роджера Эшема и Хуана Вивеса, педагогов и гуманистов XVI в.

 

Список литературы:


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты