Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Описывающими погребальный обряд




На основании вычисленных коэффициентов корреляции Пирсона нами были построены графы связей элементов погребального обряда для всей выборки в целом (Приложения 21 и 22).

Рисуя граф, мы изобразили рёбра, обозначающие слабые связи между признаками (силой от 0,2 до 0,4) как одинарную линию. Двойная линия обозначает среднюю связь (от 0,41 до 0,6). Тремя линиями обозначается сильная связь (0,61 и выше). В целом на графе связей между признаками погребального обряда преобладают связи слабые и средние, что вполне закономерно – среди признаков много случайных и частных, не определяющих внутренних закономерностей совокупности. Если определить их с точки зрения теории информации, то это признаки, обладающие высокой информативностью, то есть их появление жёстко обусловлено другими признаками, но только в частных случаях, они не характерны для какой-то значительной части выборки и поэтому не могут считаться типообразующими или вообще служить основой для построения классификации[413].

На отсеивание признаков, которые оказались несвязанными и незначимыми на уровне всей выборки, повлияли разные причины – либо очень частая встречаемость данного признака и его характерность для абсолютного большинства погребений в базе данных, что делает такой признак «общим местом», либо отсутствие статистически значимых его связей с остальными при достаточной представленности признака.

На построенном нами графе (Приложения 21– 22) видно, что признаки разделились на 11 разных по составу и количеству элементов комплексов связанных признаков (КСП). Попробуем описать признаки, вошедшие в различные КСП, и объяснить причины их взаимосвязанности.

КСП I (Приложение 21).Первый КСП – самый объёмный, он объединяет 57 признаков. Внутри КСП преобладают слабые связи между признаками, однако выделяется 9 тесно связанных «ядер» группы, объединяющих при помощи сильных и средних связей два или более признаков. Первое ядро – самое большое. Оно объединяет 10 признаков (номенклатура признаков – согласно Приложению 2). Основная часть этих признаков описывает утраченные или неопределимые элементы обряда: 12.9 «невозможно определить ориентировку погребённого», 19.1 «невозможно определить положение черепа», 14.1 «положение рук не определено», 13.1 «позу погребённого невозможно определить», 18.1 «положение стоп невозможно определить», 16.6 «положение ног не определено», 21.1 «возраст погребённого не определён». Можно сказать, что в целом первое ядро КСП I описывает комплексы с неопределимой позой погребённого. Признак 3.2 «нет костяка в могиле» показывает, что кенотафы (погребения с отсутствующим костяком) относятся к группе погребений с неопределимой позой. По тем же причинам к этому ядру примыкает признак 27.2 «ритуальное захоронение барана». Признак 17.1 «ноги скрещены» вместе с примыкающим к нему, но не входящим в это ядро признаком 25.3 «предположительное связывание ног» соединен средней связью с признаком 16.6. на первый взгляд это выглядит странным, но в действительности в нашей базе данных содержится информация о ряде сильно разрушенных погребений, в которых прослеживаются многие элементы обряда, но от костяков остались только голени, перекрещивающиеся между собой.

Также к погребениям с неопределимой ориентировкой погребённого относятся трупосожжения (признак 11.3, примыкающий к признаку 12.9).

Признак 6.3 «яма со сложным профилем», соединённый слабыми связями с признаками 27.2 и 12.9, свидетельствует о том, что в погребениях с ритуальными захоронениями баранов вероятнее всего обнаружить именно такой тип ямы.

Второе ядро состоит из трёх признаков; 11.2 «перезахоронение», 8.4 «опорные стены вдоль всех бортов ямы, кроме западного», 19.6 «череп отчленён, лицом к западу». К признаку 11.2 примыкает три признака, два из которых – 6.10 «яма типа А-10» и 10.2 «перекрытие типа А1-2» – описывают редкий тип сочетания этих видов ямы и перекрытия, который встречается только в погребениях с перезахоронениями. Как бы дополняет этот комплекс признак 19.5 «череп отчленён, лицом к востоку», примыкающий к признаку 11.2, – отчленённые черепа встречаются в нашей базе данных лишь в погребениях с перезахоронениями. Таким образом, мы можем констатировать, что второе ядро с примыкающими к нему признаками описывает ритуал перезахоронения.

Третье ядро включает три признака. «Корневым», объединяющим признаком является признак 8.2 «опорные стены вдоль всех бортов ямы», к которому со средней силы связями примыкают признаки 10.8 «перекрытие типа А2-5» и 10.9 «перекрытие типа А2-6». Надо сказать, что к признаку 8.2 примыкают ещё два признака – 10.6 «перекрытие типа А2-3» и 9.1 «сплошная вымостка дна склепа кирпичом». К признаку 10.9 примыкает дополнительный признак 26.3 «угли в могиле» (который, кстати, связан и с признаком 11.3 «трупосожжение»). Это означает, что в склепах курхана часто встречается такой элемент огненного ритуала, как угли. Таким образом, третье ядро рисует нам две или три модели склепов с опорными стенами вдоль всех четырёх бортов могильной ямы.

К признаку 10.8 примыкает признак 4.3, что говорит о вероятной встречаемости подобного типа перекрытий в мавзолеях. К этому же признаку примыкают оба признака четвёртого ядра.

Четвёртое ядро, состоящее из признаков 23.1 «деревянный гроб» и 24.1 «наличие гвоздей или остатков гвоздей», между которыми существует связь средней силы, свидетельствует о взаимозавистимости встречаемости этих признаков.

Пятое ядро объединяет сильной связью два признака: 29.1 «есть инвентарь в могиле» и 29.2 «мало инвентаря» – большинство погребений с инвентарём содержат его в небольших количествах (1–3 предмета). К этому ядру примыкают признаки 12.5 «ориентировка погребённого головой на юг» и 12.2 «ориентировка покойного головой на северо-восток». Таким образом, можно констатировать, что наиболее вероятно обнаружение инвентаря именно в захоронениях с указанными ориентировками костяка.

Шестое ядро объединяет 4 признака сильными и средними связями. Основными здесь являются признаки 5.1 «наличие остатков тризны», 4.2 «надмогильное сооружение – курган», 4.6 «надмогильное сооружение – подкурганная оградка». Это ядро описывает черты, наиболее характерные для погребений в подкурганных оградках. К ним примыкает дополнительный признак 2.1 «впускное погребение», который распространяется, скорее, на курганные захоронения, большинство из которых – впускные. Таким образом, шестое ядро описывает черты обряда, наиболее характерные для курганных погребений вообще и для погребений в подкурганных оградках в частности.

К признаку 2.1 примыкает группа соединенных слабыми связями признаков 21.3 «возраст погребённого – детский», 21.2 «погребённый взрослый, возраст не определён», 22.1 «пол погребённого не определён». Связи между этими признаками установились, на наш взгляд, лишь потому, что большинство впускных погребений – либо детские, либо погребения взрослых неопределённого возраста и пола. Никакой информации, касающейся обрядовых действий, данная группа признаков не содержит.

Седьмое ядро включает в себя три признака: 16.1 «ноги погребённого вытянуты», 13.2 «положение вытянуто на спине», 19.2 «лицо погребённого обращено вверх». Это ядро описывает наиболее распространённую позу погребённого в нашей выборке. Интересно отметить связи этого ядра с четвёртым ядром (погребения в гробах), пятым ядром (погребения с инвентарём) и с восьмым ядром (погребения в бесподбойных ямах), о котором речь пойдёт ниже. К седьмому ядру примыкают также такие признаки, как 14.2 «руки вытянуты вдоль тела», посредством этого признака связываются шестое и седьмое ядра (курганные захоронения и захоронения вытянуто на спине). Эти связи характеризуют обряд погребения, доминирующий во всём первом КСП.

Восьмое ядро объединяет сильной связью четыре признака, описывающих могильную яму (7.1 «яма без подбоя» и 6.2 «яма типа А-1») и отсутствие перекрытия в могиле (8.1 «нет опорных конструкций для перекрытия» и 10.18 «нет перекрытия»). Связь данного ядра с седьмым, о которой мы уже сказали, а также с четвёртым и шестым делает этот тип ямы и отсутствие перекрытия наиболее актуальным для характеристики обряда по КСП I.

Необходимо отметить, что к признаку 7.1 «яма без подбоя» примыкает признак 10.1 «перекрытие типа А1-1» с признаком 8.11 «опорные конструкции типа 10». Эта модель приемлема как для ям с отвесными стенками, так и для ям, описываемых признаком 6.7 «яма со ступеньками вдоль длинных бортов». Кроме того, в данную группу слабо связанных, но близко расположенных признаков входит признак 8.5 «опорные стены вдоль северного и южного длинных бортов ямы», что даёт возможность нарисовать ещё одну модель внутримогильной конструкции: перекрытие опирается на опорные стены, сооружённые на ступеньках вдоль длинных бортов ямы. Причём перекрытие, соответствующее данной модели, описывается примыкающим признаком 10.7 «перекрытие типа А2-4».

Девятое ядро отражает существование устойчивой связи между признаками 6.5 «яма типа А-3» и 8.3 «опорные стены вдоль всех бортов ямы, кроме восточного (в ногах погребённого)». Девятое ядро имеет связь с описанными вариантами перекрытия и с дополнительным признаком 10.17 «разрушенный заклад».

Если разбить признаки КСП I по фазам описания погребального обряда, которые были нами ранее обозначены, то выделятся следующие особенности, характеризующие данный комплекс связанных признаков в целом.

Фаза 1. Поздние (впускные захоронения); захоронения без погребённых.

Фаза 2. Надмогильные сооружения – курганы, мавзолеи, подкурганные оградки.

Фаза 3. Ямы типов А-1, А-3, А-5, А-10, А-11.

Фаза 4. Опорные конструкции типов 1, 2, 3, 4, 10; перекрытия типов А1-1, А1-2, А2-3, А2-5, А2-6; вымостка дна склепа кирпичом.

Фаза 5. Трупосожжения; перезахоронения; кенотафы; неопределимая поза погребённого; положение погребённого вытянуто на спине; руки вытянуты вдоль тела; ноги вытянуты; ориентировка головой на юг; ориентировка головой на северо-восток; лицо обращено вверх; череп отчленён, лицом к востоку; череп отчленён, лицом к западу.

Фаза 6. Угли в могиле; наличие гвоздей; деревянный гроб; ритуальное захоронение барана; тризна.

Фаза 7. Есть инвентарь; небольшое количество инвентаря.

Можно построить вероятные модели внутримогильных конструкций, присущих разным типам захоронений в данном КСП:

1) яма типа А-10 – опорные конструкции типа 3 – перекрытие типа А1-2 (сочетается с перезахоронением);

2) яма типа А-1 – опорные конструкции типа 1 – перекрытие типа А2-5 – сплошная вымостка дна кирпичом (модель связана с захоронениями в мавзолеях);

3) яма типа А-1 – опорные конструкции типа 1 – перекрытие типа А2-6(возможны угли в могиле);

4) яма типа А-11 – опорные конструкции типа 1 – перекрытие типа А2-3 – сплошная вымостка дна кирпичом (модель связана с ритуальным захоронением барана);

5) яма типа А-1 – опорные конструкции типа 1 – перекрытие типа А2-3;

6) яма типа А-1 –отсутствие опорных конструкций – отсутствие перекрытий;

7) яма типа А-1 – опорные конструкции типа 10 – перекрытие типа А1-1;

8) яма типа А-5 – опорные конструкции типа 4 – перекрытие типа А1-1;

9) яма типа А-5 – отсутствие опорных конструкций – перекрытие типа А1-1;

10) яма типа А-5 – отсутствие опорных конструкций – перекрытие типа А2-4;

11) яма типа А-5 – опорные конструкции типа 4 – перекрытие типа А2-4;

12) яма типа А-3 – опорные конструкции типа 2 – перекрытие типа А1-1;

13) яма типа А-3 – опорные конструкции типа 2 – перекрытие типа А2-4.

Наиболее характерная для данного КСП поза погребённого описывается сочетанием признаков «положение погребённого вытянуто на спине» – «руки вытянуты вдоль тела» – «ноги вытянуты» – «лицо обращено вверх».

Итак, рассмотрение КСП I позволяет в общем определить его как комплекс, объединивший признаки доисламского погребального обряда, такие как трупосожжение, погребение с инвентарём, погребение вытянуто на спине, погребение с ориентировкой, отличающейся от западной. Интересно, что большая часть внутримогильных конструкций и других элементов обряда связана именно с этой группой признаков. Таким образом, в данный КСП вошли признаки, описывающие «языческие» погребения и погребения с отклонениями от канонов ислама.

КСП II (Приложение 22).В данный КСП входит 14 признаков – 6.14, 10.12, 8.10, 10.13, 13.4, 16.2, 13.3, 25.2, 18.2, 29.3, 12.7, 20.1, 19.3, 14.5 (номенклатура признаков – по Приложению 2).

КСП довольно компактный по сравнению с вышеописанным, взаимосвязи между признаками ясные, легко воспринимаются. Выделяется три ядра – связанные между собой сильными и средней силы связями признаки. Первое ядро составляют признаки 20.1 «череп покойного обращён лицом к Мекке» и 19.3 «лицо покойного обращено вправо», связанные между собой сильной связью. К ним примыкают со связями средней силы признаки 13.4 «доворот тела покойного на правый бок» и 14.5 «правая рука покойного вытянута воль тела, кисть левой руки находится в области таза». Признак 13.4 связан средней силы связями со всеми остальными признаками этого ядра, а вот между признаками 14.5 и 20.1 существует слабая связь, говорящая о том, что далеко не всегда совпадают поворот лица на Мекку и подобное положение рук. Слабая связь существует также между признаками 14.5 и 19.3, что подтверждает предыдущий тезис. Вообще, признак 14.5 соотносится с первым ядром КСП II лишь через связь средней силы с признаком 13.4. Иными словами, налицо зависимость положения рук от доворота покойного на правый бок, но положение рук очень слабо связано с поворотом лица вправо, к Мекке. Таким образом, первое ядро в КСП II описывает нам так называемую каноническую «мусульманскую» позу погребённого.

Второе ядро содержит 2 тесно связанных сильной связью признака – 18.2 «стопы сведены, лежат вплотную друг к другу» и 25.2 «предположительно – признаки пеленания». Это ядро описывает одну из важных частей мусульманского погребального ритуала – пеленание покойного в саван с подвязыванием ног, что отражают оба этих признака.

Третье ядро группы II состоит из трех тесно связанных признаков: 6.14 «яма с подбоем в южном борту, дно погребальной камеры в подбое ниже уровня дна входной ямы» (яма типа Б1-1), 10.12 «перекрытие подбоя кирпичами, установленными с наклоном в сторону свода подбоя постелями вплотную друг к другу» (тип Б1-3) и 8.10 «опорная стена по краю погребальной камеры в подбое» (тип 12). Все связи сильные, кроме связи между признаками 6.14 и 8.10 – между ними существует связь средней силы. Это говорит о том, что в ямах типа Б1-1 не обязательно присутствует опорная конструкция типа 12, но перекрытие типа Б1-3 вероятнее всего можно обнаружить именно в яме типа Б1-1 и именно в сочетании с опорной стеной типа 12. Видно, что третье ядро демонстрирует наиболее устойчивое сочетание типа ямы, типа опорной конструкции и типа перекрытия.

В качестве возможного, но менее вероятного варианта перекрытия к признаку 6.14 со слабой связью примыкает признак 10.13 «ступенчатое перекрытие подбоя плосколежащими кирпичами» (тип Б2-1).

Слабыми связями с признаками 25.2, 13.4, и 20.1 связан признак 29.3 «погребальный инвентарь отсутствует». Только к нему примыкает признак 12.7 «общее направление погребённого – головой на запад». Этот признак, который, несомненно, является одним из определяющих в данной группе, вероятно, был настолько распространён, что не имеет сильной связи с каким-либо конкретным признаком. Его сила связи «размылась», будучи распределённой между всеми признаками группы.

К признакам 13.4, 19.3, 20.1 со слабыми связями примыкает признак 16.2 «ноги погребённого согнуты вправо». Это один из вариантов положения ног в мусульманском погребении. Между этим признаком и признаком 25.2 на слабых связях располагается признак 13.3 «положение на правом боку» – также один из вариантов позы погребённого по мусульманскому обряду.

Итак, признаки КСП II иллюстрируют, если можно так выразиться, «классический» тип мусульманского погребения, описанный в сочинениях средневековых правоведов[414]. Погребение совершается в яме с подбоем – ляхд, погребальная камера перекрывается перекрытием типа Б1-3а (вероятнее всего) или Б2-1 (менее вероятно), опирающимся на опорную стену по краю подбоя или на дно входной ямы (менее вероятно). Погребённый ориентируется головой на запад, его лицо обращается вправо, к Мекке, тело слегка доворачивается на правый бок или (менее вероятно) укладывается на правый бок. Чаще всего ноги принимают положение, при котором левая вытянута, правая слегка согнута, но иногда встречается (в сочетании с положением на правом боку) и сгибание обеих ног вправо. В погребении отсутствует сопровождающий инвентарь.

Небольшой набор признаков в данной группе говорит нам о высокой степени унификации мусульманского погребального обряда и о том, что в составе могильников золотоордынского периода, которые мы привлекли для анализа, есть погребения, на материале которых данные признаки образуют устойчивый и реально существующий тип погребального обряда.

Все остальные комплексы связанных признаков, выделившиеся после построения графа, представляют собой совершенно самостоятельные, независимые КСП. Вполне вероятно, что данные КСП могут проявляться как в погребениях с преобладанием признаков первой группы, то есть языческих, или с отклонениями от канонов ислама, так и в погребениях с преобладанием признаков второй группы, то есть мусульманских в целом.

КСП III (Приложение 22). В данном комплексе объединилось всего 4 признака: 13.5 «положение погребённого – на левом боку», 16.3 «ноги согнуты влево», 19.4 «лицо погребённого обращено влево», 13.6 «положение погребённого – с доворотом на левый бок». Преобладают слабые связи, лишь между признаками 13.5 и 16.3 существует связь средней силы. В целом данный КСП описывает положение тела погребённого при довороте влево или при положении на левом боку. Изолированность указанных признаков от других КСП свидетельствует, что с обрядовых позиций данная группа погребений не отличается от остальных ничем, кроме оригинального положения костяка погребённого.

КСП IV (Приложение 22). Данный комплекс составили 5 признаков, слабо связанных между собой: 21.6 «возраст погребённого – зрелый», 22.2 «пол погребённого – мужской», 21.5 «Возраст погребённого – средний», 21.7 «возраст погребённого – старческий», 22.3. «пол погребённого – женский». В этот КСП объединились признаки, характеризующие выборку с точки зрения антропологии. По слабыми, но всё же выше порога значимости связям мы можем воспроизвести следующую картину. В нашей базе данных вероятнее всего можно встретить захоронения зрелых (до 50–55 лет) или старых (после 55 лет) мужчин и средних лет (до 30-35 лет) женщин. Это, во-первых, позволяет нам сделать вывод о том, что пол и возраст погребённого, как и в предыдущем случае, не связан с обрядовыми действиями. Обряды, закодированные в нашей базе данных, распространялись на все половозрастные категории равным образом. Во-вторых, по материалам золотоордынских могильников мы можем сделать вывод об относительно высокой степени женской смертности в фертильный период и предположительно связать это явление с частым деторождением (вспомним данные о высокой детской смертности (Приложение 19)– чтобы преодолеть это явление, женщины вынуждены были рожать чаще). Вероятно, уровень жизни и состояния здоровья мужчин были несколько выше – их доживаемость до старческого или зрелого возраста чуть больше, чем у женщин.

КСП V (Приложение 22).В данный комплекс вошли три признака: 15.1 «руки скрещены», к которому примыкает посредством связи средней силы признак 14.3 «кисти рук в области живота» и со слабой связью – признак 14.4 «кисти рук в области груди». Как видно, признаки данного комплекса несут информацию о том, что вероятнее всего скрещённые руки располагаются на животе погребённых, а не на груди. Но эти признаки, как и в предыдущем случае, изолированы от остальных, что означает малую значимость расположения скрещённых рук для характеристики обряда в целом.

КСП VI (Приложение 22).Объединяет слабой связью два признака: 6.11 «яма типа Б1-2» и 10.11 «перекрытие типа Б1-2». Описывает только незначительную часть обряда, указывая на слабую, но устойчивую связь данного типа ямы с данным типом перекрытия.

КСП VII (Приложение 22).Объединяет слабой связью два признака: 6.12 «яма типа Б2-2» и 12.1 «ориентировка погребённого – головой на север». Связь данных признаков говорит о том, что погребённые в ямах такого типа вероятнее всего обращены головой на север.

КСП VIII (Приложение 22).Объединяет слабой связью два признака: 6.13 «яма типа Б2-1» и 8.8 «опорная стена типа 8». Яма с подбоем в южном борту, у которой дно погребальной камеры в подбое соотносится с опорной стеной вдоль северного борта могильной ямы, что вполне логично – таким образом с севера ниша подбоя оказывается закрыта кирпичной стеной, а сверху – закладом типа Б1-3 или Б2-1.

КСП IX (Приложение 22).Объединяет слабой связью два признака: 6.8 «яма типа А-6» и 27.1 «кости коня в могиле». Это связано с тем, что кости коня чаще всего располагаются на ступеньке вдоль северного борта могильной ямы. ступенька такого рода абсолютно не функциональна для сооружения горизонтального перекрытия в могиле, она является элементом именно указанного рода захоронений.

КСП X (Приложение 22).Объединяет слабой связью два признака: 1.1 «могильник располагается рядом с синхронным поселением» и 4.1 «нет надмогильного сооружения». Большая часть захоронений на пригородных некрополях действительно не сопровождается надмогильными сооружениями.

КСП XI (Приложение 22).Объединяет слабой связью два признака: 9.2 «тип вымостки дна ямы – 2» и 11.5 «тип захоронения – трупоположение с трупосожжением». Действительно, в нашей базе данных есть единичный случай фиксации в едином комплексе двух этих признаков – на грунтовом могильнике Маячный бугор.

Комплексы с III по XI – «маргинальные», они выявляют закономерности только в каких-то отдельных деталях, описывают связи редких типов ям, внутримогильных конструкций, не связанных с основной массой погребений в выборке. На основе их анализа мы можем сказать, что в целом те признаки, которые входят в их состав, не являются значимыми для выборки в целом.

Итак, нами была предпринята попытка определить основные направления статистического изучения базы данных, в которой в формализованном виде представлены сведения о довольно значительном количестве захоронений золотоордынского времени, главным образом – мусульманских, происходящих с городских некрополей Золотой Орды.

 

 



Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты