Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Языческие» захоронения




Данная группа состоит из 251 погребения. В неё вошли захоронения, выполненные без соблюдения основных требований, предъявляемых шариатом к погребальному обряду – ориентировки лица покойного на Мекку и отсутствия инвентаря в могиле. Отбирая в эту группу захоронения таким образом, мы сознательно не исключали из неё комплексы с явно мусульманскими признаками – например, захоронения в мечетях или мусульманских мавзолеях. Мы полагаем, что это правомерно в той же степени, что и выделение группы подкурганных «мусульманских» захоронений, хотя, казалось бы, сам подкурганный обряд уже выдаёт немусульманское происхождение погребения. В данном случае мы постараемся остаться верными основным принципам отбора для формирования всех трёх обрядовых групп захоронений.

В данную группу вошли захоронения со следующих памятников: с территории Водянского городища[598], из могильника Маляевка[599], с городища Мохши[600], из могильников Северный[601], Центрлаба[602], Солодовка[603], Солёное займище[604], Старица[605], Успенка[606], Шляховский[607], Жутово[608], Капитанский хутор[609], Лесничий хутор[610], Лебедевка[611], Ленинск[612], Зауморье[613], Сазонкин бугор[614], Никольское[615], Нагавский[616], Кривая Лука[617], 301-й километр[618], Маячный бугор[619], Бахтияровка[620], Царёв[621], Вакуровский бугор-II[622], Калмыцкий бугор[623], Кадыровский[624], Весёлая грива[625], Хан-Тюбе[626], Хошеутово[627], с Маджарского городища[628], из Верхнего Джулата[629], с городища у пос. Комсомольский[630], с Мечетного городища[631], Селитренного городища[632], Хамидиевского городища[633], городища Хаджи-Тархан[634], Царёвского городища[635].

Из 251 погребения в данной группе 214, или 85,3 %, совершены на могильниках, расположенных вблизи синхронных поселений. 10 погребений, или 4 %, являются впускными. 238 погребений, или 94,8 %, являются одиночными (обнаружен один погребённый в погребальной камере). 1,2 % погребений в группе являются кенотафами (3 случая наблюдения). Все эти захоронения – подкурганные, обнаружены на могильниках Маляевка и Успенка. Однако большинство погребений – 56,6 %, или 142 случая наблюдения – не имеют надмогильного сооружения. В 84 случаях надмогильным сооружением являлся курган (33,5 % от всех погребений в группе), в 12 случаях (4,8 % он был совмещён с подкурганной оградкой). В 12 случаях погребения с языческими чертами были зафиксированы в мавзолеях (4,8 % погребений в группе), в 1 случае – в мечети (на городище Верхний Джулат). Надгробиями сопровождалось 27 погребений (10,8 % от всех погребений в группе). 3 погребения были совершены в наземном склепе – оградке (на могильнике Маячный бугор около Красноярского городища). 36 погребений, или 14,3 % от их общего числа, сопровождались тризнами. Главным образом, это подкурганные захоронения (32 случая). Из них 11 совершено в подкурганных оградках. Три захоронения с тризнами происходят из мавзолеев (из мавзолея № 1 в Мохши, из мавзолея № 2 у пос. Комсомольский в Астраханской области и из мавзолея под курганом № 1 на могильнике Кривая Лука-XXIV). Кроме того, одно бескурганное захоронение с грунтового могильника Маячный бугор также сопровождалось тризной.

Довольно разнообразны представленные в данной группе погребений типы могильных ям. Самым распространённым типом является яма типа А-1 (простая яма с отвесными стенками) – 161 случай наблюдения, или 64,1 % от числа погребений в группе). Следующей по распространённости является яма типа А-5 (с грунтовыми ступеньками слева и справа от погребённого) – 29 случаев наблюдения, или 11,6 % от числа погребений в группе. В данной группе довольно широко представлен тип ямы А-12 (с сужающимися ко дну стенками) – 16 случаев наблюдения, или 6,4 %. Главным образом, захоронения в подобных ямах встречаются на Царёвском городище (11 случаев), на Селитренном городище (3 случая) и по одному случаю на Водянском городище и на могильнике Маячный бугор. В 13 случаях (5,2 %) зафиксирована яма типа Б1-1 (подбой в правом по отношению к погребённому борту ямы, дно погребальной камеры в подбое ниже уровня дна входной ямы). Остальные типы ям встречаются менее чем в 10 случаях каждый. 227 погребений в данной группе (или 90,4 %) совершены в ямах без подбоев.

Также большая часть захоронений – 212, или 84,5 % – не имеют опорных конструкций для перекрытия. Большинство захоронений со сложными внутримогильными конструкциями отмечено на могильниках Красноярского, Селитренного, Царёвского, Водянского городищ, а также городищ Мохши и у пос. Комсомольский. Лишь одно захоронение из могильника Шляховский, расположенного вдали от крупных населённых пунктов золотоордынского времени, сопровождалось сложными внутримогильными конструкциями. В 19 случаях обнаружены опорные стены типа 1 – вдоль всех бортов ямы. Следующим по распространённости типом опорных конструкций является тип 4 – опорные стены вдоль длинных бортов ямы. Он зафиксирован в 10 погребениях. В 9 случаях отмечены опорные конструкции типа 2 – опорные стены вдоль всех бортов ямы, кроме того, что в ногах погребённого. И в одном случае отмечена опорная конструкция типа 12 – опорная стена по краю погребальной камеры в подбое. Большинство погребений в группе – 162 (или 64,5 %) – не имеют перекрытий вообще. Из числа погребений с перекрытиями выделяются по количеству захоронения с простым горизонтальным деревянным перекрытием – их обнаружено 34 (13,5 % от общего числа погребений в группе). 18 погребений, или 7,2 %, перекрыто двускатными сводами типа А2-4. В 10 случаях обнаружены перекрытия типа А2-6 (курхана) – 4 захоронения с Селитренного городища, 5 захоронений с могильника городища у пос. Комсомольский и одно захоронение из курганного могильника Шляховский. Эти склепы довольно поздние, датируются они концом XIV – XV в. Интересно, что 10 из 15 известных нам подобных захоронений входят в группу «языческих». Это обстоятельство позволяет говорить если не о язычестве населения, оставившего эти захоронения, то, по крайней мере, о значительных пережитках доисламских погребальных традиций. Два захоронения совершены в склепах под полуцилиндрическими сводчатыми перекрытиями типа А2-5. Это погребения из мавзолеев с Селитренного городища и городища Мохши. По 4 захоронения совершены под наклонными деревянными перекрытиями подбоев типа Б1-1 и под ступенчатыми перекрытиями подбоев типа Б2-1. В одном случае зафиксировано перекрытие подбоя типа Б1-2.

Большая часть захоронений в группе – обыкновенные трупоположения (246 случаев наблюдения, или 98 %). Однако в группу вошли 2 погребения по обряду трупосожжения (0,8 %), 2 погребения взрослых женщин со скелетами младенцев (возможно – могилы матерей с детьми), а также одно оригинальное захоронение – трупоположение в гробу, в который были засыпаны измельчённые кости – остатки трупосожжения.

Все эти захоронения обнаружены на могильнике Маячный бугор, и мы поговорим о них дополнительно, в ходе специального рассмотрения данного могильника. Пока ограничимся замечанием, что обряд трупосожжения не имеет никакого отношения к исламу, но также не встречается в обрядовой практике кочевников предмонгольского времени в Нижневолжском регионе. Захоронения женщин с младенцами – рожениц, умерших во время родов – встречаются и на мусульманских некрополях и предусматриваются правилами шариата, однако в данном случае мы имеем дело с одним захоронением, ориентированным головой на юг, а во втором случае череп погребённой был обращён лицом вверх и в захоронении имелся погребальный инвентарь.

Большинство погребений в данной группе имеет западную ориентировку. Таких захоронений в группе 85 (или 33,9 %). Распространены они повсеместно. Следующая по численности группа погребений – с южной ориентировкой. Их обнаружено 53, или 21,1 % от числа захоронений в группе. Большинство их расположено на могильнике Маячный бугор (28 случаев), на Селитренном городище (15 случаев), на Царёвском городище (7 случаев), и по одному захоронению – на могильниках Водянского городища, городища у пос. Комсомольский и на Хамидиевском поселении. 44 захоронения (17,5 %) было ориентировано на восток. Они обнаружены также, главным образом, на Маячном бугре (33 погребения), а также на Селитренном городище (4 погребения), на Царёвском городище (2 погребения), на могильниках Кривой Луки (2 погребения), по одному погребению на Водянском городище, на могильниках Сазонкин бугор и Лебеди–IV. 22 погребения (8,8 %) ориентированы на северо-восток – они обнаружены не только на Маячном бугре (7 погребений), но и на могильниках Зауморье (4 погребения), а также на могильниках Царёвского и Водянского городищ, на могильниках Сазонкин бугор, Солёное займище, Калмыцкий бугор, Жутово, Капитанский хутор, Лесничий хутор, Кривая Лука-XIV. По 6 случаев наблюдения (по 2,4 %) приходится на захоронения с юго-восточной (могильники Селитренного и Царёвского городищ, Маячный бугор и Старица) и юго-западной (на могильнике Водянского городища, на могильниках Зауморье, Маляевка, Вакуровский бугор) ориентировками, и 8 случаев (3,2 %) – на захоронения с северо-западной ориентировкой (на могильниках Царёвского, Селитренного городища, городища у пос. Комсомольский и на могильнике Кривая Лука-XI). Ориентировка 8 погребений не определена.

Большая часть погребённых похоронена на спине, без доворота (192 случая наблюдения, или 76,5 %). 22 погребённых (8,8 %) имели выраженный доворот вправо, семеро (2,8 %) были развёрнуты на правый бок. Большая часть из них обнаружена на пригородных могильниках Царёвского, Водянского, Селитренного городищ, городища у пос. Комсомольский; лишь одно захоронение происходит из кургана 1 могильника Кривая Лука-XXIV – погребение из сырцового мавзолея. Мы склонны, в связи с этим, соотносить доворот тела покойного на правый бок с влиянием мусульманских погребальных обрядов, которые были наиболее сильны в городах и в их округе. В 11 погребениях (4,4 %) покойные были уложены с выраженным доворотом на левый бок, а в шести (2,4 %) – на левом боку. Эти захоронения происходят также, главным образом, из пригородных могильников, и, может быть, доворот тела на левый также бок связан с попыткой соблюсти мусульманский погребальный канон, но без должного знания его требований. Это подтверждается тем, что в 4 случаях данные захоронения были ориентированы головой на восток, в одном случае – на северо-восток, и левый разворот тела покойного, таким образом, мог обращать его лицо к Мекке. В 14 из 17 погребений с доворотом на левый бок или уложенных на левый бок лица покойных были также обращены влево.

Наиболее часто встречается в данной группе вытянутое положение рук покойного (123 случая наблюдения, или 49 %). 14,7 %, или 37 случаев наблюдения, приходится на положение рук кистями на животе, 12,7 %, или 32 случая наблюдения, приходится на положение, когда правая рука вытянута, а кисть левой находится на животе. Это положение рук чаще всего соответствует в нашей базе данных погребениям в «канонической» мусульманской позе и фиксируется вместе с признаком «доворот тела вправо». В данной группе из 32 погребений в 16 фиксировался доворот покойного вправо, двое покойных лежали на правом боку, и лишь 14 располагались на спине без доворота. Вновь мы сталкиваемся с явлением «мусульманизирующего» влияния окружающей исламской среды. Основные элементы обряда в данных захоронениях (ориентировка лица и тела покойного, а также наличие вещей в могиле) остаются языческими, но мусульманский погребальный обряд уже начинает наступление на второстепенные элементы.

В подавляющем большинстве погребений данной группы ноги покойных были вытянуты. Такое положение отмечено в 209 погребениях, или в 83,3 % случаев наблюдения. В 13 случаях, или в 5,2 % погребений, ноги покойных согнуты вправо, в двух случаях (0,8 %) правая нога покойного была слегка согнута вправо, а левая вытянута, что во всех случаях, кроме трёх, соответствует положению покойного с доворотом на правый бок или на правом боку.

В 146 случаях (или в 58,2 % погребений) череп покойного был обращён лицом вверх. В 44 случаях (17,5 %) лицо покойного было обращено вправо, в 47 (18,7 %) – влево. В группе погребений, обращённых лицом вправо, 13 ориентированы головой на восток, юго-восток и северо-восток, 4 – на север, 26 – на юг и лишь одно – на запад. В группе погребений, обращённых лицом влево, 17 имеют общую восточную ориентировку, одно – южную и 29 – западную, юго-западную и северо-западную.

Вследствие такой «плавающей», непостоянной ориентировки захоронений в данной группе, восемнадцать из погребённых оказываются обращены лицом в сторону Мекки (7,2 %).

Мы не можем утверждать, что каноны ислама прямо предписывают обращать покойного головой на запад и лицом вправо, ведь для того, чтобы лицо покойного было обращено к Мекке, чтобы соблюсти киблу, можно ориентировать покойного головой на восток и лицом влево. Мы не можем отбросить возможность того, что на заре становления ислама в Золотой Орде не было подобных погребений. Ведь мы фиксируем не только западную традиционную ориентировку погребённых в доисламские времена, но и восточную, и южную, и северную. Поэтому также сделаем осторожное предположение, что в погребениях с традиционной западной ориентировкой принцип ориентировки на киблу соблюдался путём поворота лица покойного вправо, в погребениях с традиционной восточной ориентировкой – путём поворота лица покойного влево.

В 134 случаях (53,4 %) погребения данной группы содержали гробы из дерева, в 46 случаях (18,3 %) были обнаружены железные гвозди или скобы для их скрепления. Гробы встречаются повсеместно, этот признак никак не связан с мусульманизированностью того или иного погребения. В 17 захоронениях (6,8 %) были обнаружены остатки саванов из различных материалов (ткань, камышовые циновки, кожа). В 48 погребениях (19,1 %) покойные, судя по расположению костей скелета, были туго спеленаты. Это захоронения, главным образом, пригородных могильников. Больше всего в этой группе погребений с южной (20 случаев наблюдения) и западной (13 случаев наблюдения) ориентировками. В 4 из них лицо обращено к Мекке. В 2 погребениях (0,8 %) у покойных были связаны ноги, что можно воспринимать либо как элемент обряда обезвреживания погребённого, либо как элемент мусульманского погребального обряда, где перевязывание ног является составной частью пеленания покойного в саван. Но данные погребения (погребение 1 кургана 2 могильника Кривая Лука-XI и погребение 10 кургана 1 могильника Кривая Лука-III) не дают оснований считать их подверженными какому-либо влиянию ислама, поэтому, скорее, это элемент обряда обезвреживания. В 4 погребениях (1,6 %) зафиксированы следы мела в могиле: это три подкурганных захоронения из могильников Зауморье (курган 10, погребение 3 и курган 14, погребение 1), Кривая Лука-XXV (курган 1, погребение 1), а также одно грунтовое захоронение с могильника Маячный бугор (погребение 93). В 17 захоронениях, выявленных как на курганных, так и на грунтовых могильниках, обнаружены угли или угольные подсыпки. Среди этих погребений 3 трупосожжения с могильника Маячный бугор (погребения 29, 35, 94) и одно захоронение, в котором гроб стоял на толстом слое угля (Маячный бугор, погребение 93). Здесь огненный ритуал погребения фиксируется наиболее чётко, в остальных захоронениях отмечены отдельные угли.

Кости коня в могиле обнаружены в 7 случаях (2,8 % погребений) – в курганных могильниках Солодовка-II, Ленинск, 301-й километр и на грунтовом могильнике Хошеутово. Это традиционные кочевнические захоронения – покойные ориентированы головами на запад, лежат вытянуто на спине с вытянутыми руками и ногами, лицом вверх (в одном случае – влево) по большей части в гробах, в простых ямах с отвесными стенками или со ступенькой слева от погребённого (в одном случае отмечена яма с подбоем), с простым горизонтальным перекрытием, с инвентарём. Интересно, что над одним из захоронений (Ленинск, курган 2, погребение 1), помимо кургана, зафиксировано надгробие.

41 погребение в группе, или 16,3 % из них, сопровождались заупокойной пищей.

Инвентарь (главным образом, немногочисленный – 1–3 предмета) был обнаружен в 196 погребениях (это составляет 78,1 % от всех погребений в группе). Безынвентарные погребения располагаются, главным образом, на городских и поселенческих некрополях.

В данной группе 15 погребений с золотыми предметами. Эти захоронения могут принадлежать наиболее состоятельной прослойке золотоордынского общества. Интересно, что 11 из них располагаются на могильнике Маячный бугор, что заставляет задуматься о социальном статусе захороненных на данном некрополе, а также о статусе самого могильника. Ещё по одному захоронению с золотыми предметами обнаружено в мавзолее № 2 у пос. Комсомольский и в мавзолее № 1 около Бахтияровки, а также в курганных могильниках Шляховский-I и Лебедевка-VIII. Погребений с серебряными предметами гораздо больше – 70 случаев наблюдения, или 27,9 %. И здесь более половины – 38 погребений – составляют захоронения с могильника Маячный бугор. В целом же большая распространённость серебра по сравнению с золотом и его относительная доступность (главным образом, серебро встречается в захоронениях в виде монет) обусловили большую представительность данной группы погребений.

Только на Маячном бугре встречаются захоронения с семенами культурных растений (проса, винограда, дыни). Таких погребений в данной группе 9 (3,6 %).

Из формализованных описаний отобранных погребений мы сформировали отдельную таблицу и проделали с ней те же операции, что и со всей базой данных – нами были вычислены коэффициенты корреляции Пирсона для каждой пары признаков. Эти коэффициенты послужили основой для построения графа внутригрупповых связей признаков. Связи между элементами графа – признаками – строились на основе коэффициентов корреляции между ними. Абсолютное значение коэффициента корреляции и служило силой связи. В качестве порогового мы опытным путём установили значение силы связи 0,3. Связи, значение которых было ниже порогового, на графе не отмечались. Соответственно, не показаны на графе и те признаки, которые не имеют с остальными признаками связей со значением выше порогового. Одинарной линией на графе показаны слабые связи (значение коэффициента корреляции от 0,3 до 0,6), двойной линией – связи средней силы (значение коэффициента корреляции от 0,61 до 0,8) и тройной линией – сильные связи (значение коэффициента корреляции от 0,81 до 1,0).

Граф внутригрупповых связей распадается на 12 комплексов связанных признаков (Приложение 28).

КСП I. Этот комплекс самый представительный по количеству признаков, в него входящих. Наглядно выделяется ядро группы – признаки, объединённые средними и сильными связями. В него входят признаки 3.2 «кенотаф», 12.9 «невозможно определить ориентировку погребённого», 13.1 «невозможно определить позу погребённого», 14.1 «положение рук не определено», 16.6 «положение ног не определено», 18.1 «положение стоп невозможно определить», 19.1 «положение черепа не определено». Эта группа тесно связанных признаков описывает разрушенные захоронения и кенотафы. К признаку 12.9 слабыми связями примыкают признак 6.3 «яма со сложным профилем» и группа признаков 4.2 «надмогильное сооружение – курган», 4.6 «подкурганная оградка» и 5.1 «наличие остатков тризны». Отметим, что данное сочетание трёх последних признаков нам уже встречалось. Наличие тризны связывается с наличием подкурганной оградки.

С признаком 16.6 связан признак 17.1 «ноги скрещены», к которому, в свою очередь, примыкают признаки 16.4 «ноги согнуты коленями вверх» и 25.3 «ноги связаны». Вероятно, сочетание признаков 16.6 и 17.1 возникло в результате того, что во многих частично разрушенных захоронениях сохранялись только стопы, что не позволяло определить положение ног в целом, но можно было с уверенностью говорить о перекрещивании ног.

С признаками 16.6, 14.1, 13.1, 19.1 и 12.9 слабыми связями соединен признак 11.3 «трупосожжение». Это ещё один тип захоронения, в котором невозможно определить позу погребённого, положение его рук, ног, черепа, ориентировку тела. Кроме того, признак 11.3 связан с признаком 26.3 «угли в могиле».

Данный признак входит ещё в одно логическое ядро данного КСП – группу признаков, описывающих захоронения в подземных квадратных склепах с вальмовыми сводами – курхана. Оно объединяет признаки 26.3 «угли в могиле», 10.9 «купольное перекрытие типа А2-6», 8.2 «опорные стены вдоль всех бортов ямы», 9.2 «вымостка пола склепа типа 2 – опорные кирпичи на дне», 12.8 «северо-западная ориентировка погребённого».

Через признак 8.2 к данной группе примыкает ещё одна модель погребальной конструкции, характерной для захоронений в мавзолеях. Она состоит из признаков 9.1 «вымостка пола склепа типа 1 – сплошная», 10.8 «полуцилиндрическое перекрытие типа А2-5», 4.3 «надмогильное сооружение – мавзолей».

Ещё одна группа признаков описывает захоронения в склепах из кирпича и примыкает к признаку 9.2. Это признаки 11.5 «трупоположение с трупосожжением», 8.5 «опорные стены типа 4 – слева и справа от погребённого», 10.7 «двускатный свод типа А2-4», 8.3 «опорные стены типа 2 – вдоль всех бортов ямы, кроме того, что в ногах погребённого», 39.1 «наличие золотых предметов», 10.17 «разрушенный заклад», 6.5 «яма типа А-3». С признаком 10.7 соединена ещё одна цепочка признаков – 6.7 «яма типа А-5», 10.1 «деревянное горизонтальное перекрытие», 28.1 «наличие напутственной пищи». Итак, первый КСП описывает, главным образом, внутримогильные конструкции, характерные для всей группы языческих захоронений, но содержит и несколько определяющих указателей – какие именно конструкции характерны для трупосожжений и для трупоположений, совмещённых с трупосожжениями.

Выстраиваются следующие модели конструкций:

а) опорные стены типа 1, перекрытие типа А2-6, вымостка пола типа 2. Этот комплекс связан с северо-западной ориентировкой погребённых и углями в могиле;

б) вымостка пола склепа типа 1, опорные стены типа 1, перекрытие типа А2-5. Данная конструкция связывается с погребениями в мавзолеях;

в) яма типа А-3, вымостка пола склепа типа 2, опорные стены типа 4 или 2, двускатный свод перекрытия типа А2-4. Эта модель связана с таким специфическим обрядом, как помещение остатков трупосожжения в могилу с трупоположением, а также с золотыми предметами в составе инвентаря;

г) яма типа А-5, перекрытие типа А1-1, наличие напутственной пищи.

КСП II. В данном комплексе преобладают слабые связи, есть только две пары признаков, объединённых связями средней силы. Первая пара – признаки 18.2 «стопы сведены, лежат вплотную друг к другу» и 25.2 «пеленание погребённого»; вторая пара - признаки 13.3 «положение погребённого на правом боку» и 16.2 «ноги согнуты вправо». Через признак 16.2 эти две пары признаков объединяются слабыми связями. К признаку 25.2 примыкает цепочка из двух признаков – 15.1 «руки скрещены» и 14.4 «кисти рук в области груди». К признаку 13.3 примыкает цепочка из двух признаков – 14.6 «правая рука вытянута вдоль тела, кисть левой в области груди» и 16.5 «правая нога слегка согнута вправо, левая нога вытянута». Одним из основных признаков данной группы является признак 19.3 «лицо покойного обращено вправо». Этот признак имеет связи с уже описанными признаками 13.3, 16.2, 25.2, а также с признаками 29.3 «нет погребального инвентаря», 13.4 «положение погребённого с доворотом на правый бок», 12.5 «ориентировка покойного головой на юг», 14.5 «правая рука покойного вытянута, кисть левой – в области живота», 4.1 «нет надмогильного сооружения». К признаку 13.4 примыкает признак 6.14 «яма типа Б1-1». Признак 4.1 связан с признаком 1.1 «могильник расположен рядом с синхронным поселением».

Итак, мы видим, что все признаки, входящие в данный КСП, кроме 12.5, соответствуют традиционной модели мусульманского погребения. Вероятно, при отборе захоронений данной группы нам не удалось, опираясь на внешние признаки, отсортировать только языческие. Однако при пристальном рассмотрении мы обнаружили в данной группе лишь одно захоронение, в котором покойный обращён лицом к Мекке (погребение с западной или северо-западной ориентировкой), но это погребение сопровождается вещевым инвентарём. Все остальные захоронения, при наличии в них элементов «канонической» мусульманской позы, ориентированы головами на восток, северо-восток, юг и т.п., то есть не могут называться мусульманскими. в итоге можно дать следующую общую характеристику данного КСП: этот комплекс объединяет признаки захоронений, оказавшихся под влиянием традиций ислама. Возможно даже, что население, оставившее данные захоронения, было мусульманизировано. Но слишком серьёзные расхождения с требованиями исламского погребального обряда в плане ориентировки погребённого выдают недостаточное знание канонов погребального обряда. Возможно, погребения с подобными «мусульманскими» признаками относятся к раннему этапу исламизации Золотой Орды. Однако само выделение данного комплекса связанных признаков в составе группы «языческих» захоронений очень показательно и характеризует начало процесса активного внедрения мусульманских традиций в повседневную культовую практику, что и отразилось на погребальном обряде. Это явление, как свидетельствует наличие в данном КСП признака 1.1, характерно, главным образом, для пригородных могильников. Теперь мы можем сделать мотивированный вывод о том, что процессы внедрения и широкого распространения ислама начались именно с городов.

КСП III. Данный комплекс состоит из пяти основных и пяти дополнительных признаков. К основным относятся признаки 13.2 «положение погребённого на спине», 16.1 «ноги вытянуты» (между ними существует связь средней силы), 19.2 «лицо погребённого обращено вверх», 23.1 «наличие деревянного гроба», 29.1 «есть погребальный инвентарь». Три дополнительных признака – 12.7 «западная ориентировка погребённого», 39.2 «наличие серебряных предметов» и 29.2 «малое количество инвентаря» – примыкают к признаку 29.1. К признаку 23.1 примыкает признак 24.1 «есть железные гвозди», а к признаку 13.2 – признак 14.2 «руки вытянуты вдоль тела». Этот КСП рисует нам модель типично «языческого погребения» – с западной ориентировкой, на спине, лицом вверх, с вытянутыми руками и ногами, в деревянном гробу, сколоченном железными гвоздями, с небольшим количеством погребального инвентаря, среди которого встречаются серебряные предметы.

КСП IV.Ядро комплекса составляют признаки 13.5 «положение погребённого на левом боку» и 16.3 «ноги согнуты влево», между которым существует связь средней силы и к каждому из которых присоединяется слабой связью признак 19.4 «лицо покойного обращено влево». К признаку 16.3 примыкает дополнительный признак 13.6 «положение погребённого – с доворотом на левый бок», к признаку 13.5 – признак 2.1 «впускное погребение». Погребения с доворотом на левый бок или на левом боку по обряду ничем другим не отличаются от остальных – немногим более вероятно лишь их обнаружение в качестве впускных в курганах, однако этот факт можно считать случайностью.

КСП V. Цепочка из трёх признаков: 3.1 «один погребённый в погребальной камере», 8.1 «нет опорных конструкций» и 10.18 «нет перекрытия». Эта модель самодостаточна и универсальна, она может встречаться в разных обрядовых группах.

КСП VI. Также цепочка из трёх признаков: 6.13 «яма типа Б2-1», 8.10 «опорная стена типа 12», 10.13 «перекрытие типа Б2-1». Данный КСП описывает внутримогильную конструкцию подбойных захоронений. Конечно, наиболее характерна она для мусульманских погребений, в группе же языческих она выделилась в самостоятельный КСП. Интересно, что подобная конструкция не связана с КСП II, где сконцентрировались все мусульманские признаки. Исходя из этого, можно также считать появление этого КСП в данной группе захоронений результатом внешнего воздействия погребальной практики ислама, трансформирующего отдельные элементы языческих обрядов, но не затрагивающего их глубинную суть.

КСП VII. Содержит два признака: 12.2 «северо-восточная ориентировка погребённого» и 20.1 «череп обращён лицом к Мекке». В нашей выборке имеется лишь одно захоронение с Селитренного городища, в котором сочетаются данные признаки. Выделение их в отдельный КСП говорит о том, что остальные элементы обряда в данном захоронении довольно универсальны и не образуют с этой парой признаков устойчивых связей. Данное сочетание признаков также объясняется влиянием ислама на домусульманский погребальный обряд.

КСП VIII. Содержит признаки 6.2 «простая яма с отвесными стенками» и 7.1 «нет подбоя». Универсальное сочетание, которое может встретиться в любой обрядовой группе.

КСП IX. Также содержит два признака: 10.2 «перекрытие типа А1-2» и 40.1 «семена культурных растений в могиле». Сочетание, на наш взгляд, локально, встречено в двух случаях на могильнике Маячный бугор. Семена культурных растений обнаруживаются и под другими типами перекрытий; с другой стороны, имеются погребения под перекрытиями данного типа на других могильниках, но без семян культурных растений.

КСП X. Состоит из двух признаков: 10.11 «перекрытие подбоя типа Б1-2» и 12.4 «юго-восточная ориентировка погребённого». Для более достоверной атрибуции данного сочетания необходимо накопление новых данных о погребениях с подобными перекрытиями. В нашей выборке такое погребение одно.

КСП XI. Содержит два признака: 6.11 «яма с подбоем типа Б1-2» и 10.10 «наклонное деревянное перекрытие подбоя типа Б1-1». Соответствует наиболее устойчивой модели встречаемости этих признаков.

КСП XII. Цепочка из двух признаков: 6.8 «яма типа А-6» и 27.1 «кости коня в могиле». Описывает наиболее вероятно расположение костей коня – на ступеньке (заплечике) слева от погребённого.

Дополнительная характеристика данной группы захоронений может быть дана на основании значений критерия c2, вычисленных для признака 29.1 «наличие погребального инвентаря» и всех остальных признаков, взятых попарно (Приложение 4). Мы будем принимать во внимание только те признаки, значение критерия c2 для которых превышает 10. рассмотрены будут лишь захоронения с внутримогильным инвентарём, так как в таблице значений критерия c2 отсутствуют данные по группе «немусульманских» погребений в целом.

На основании этих данных можно сказать, что захоронения с погребальным инвентарём с наибольшей степенью вероятности либо не имеют надмогильных сооружений вообще (признак 4.1), либо являются подкурганными (признак 4.2) и сопровождаются остатками тризны (признак 5.1). Совершаются они в ямах типа Б1-1 (признак 6.14) либо в любых ямах без подбоя (признак 7.1). В них встречаются опорные конструкции для перекрытия типов 1 (признак 8.2) или 12 (признак 8.10). Не выделяется какой-либо характерной для данной группы захоронений конструкции перекрытия. В то же время можно констатировать представленность в данной группе захоронений со всеми видами ориентировки (признаки 12.1–12.9), кроме, быть может, юго-западной (признак 12.6). В качестве наиболее предпочтительных можно назвать северо-восточную, южную и западную ориентировки. Наиболее характерные положения погребённого – на спине без доворота (признак 13.2) и с выраженным доворотом на правый бок (признак 13.4), с руками, вытянутыми вдоль туловища (признак 14.2), или с вытянутой вдоль туловища правой рукой и согнутой и уложенной кистью на живот левой (признак 14.5). Руки могут быть скрещены (признак 15.1), ноги либо вытянуты (признак 16.1), либо согнуты вправо (признак 16.2). Стопы покойных могут быть сведены (признак 18.2), лицо обращено вверх (признак 19.2) либо вправо (признак 19.3). Весьма характерным для захоронений с вещами является обращение лица покойного в сторону Мекки (признак 20.1). Одним из самых ярких признаков является наличие в захоронении гроба (признак 23.1) с железными гвоздями (признак 24.1). Кроме того, надо отметить, что в данной группе довольно часто встречается пеленание в саван (признак 25.2). Не является редкостью наличие в могиле ритуальных веществ (признаки 26.2, 26.3), а также костей коня (признак 27.1). Однако, по сравнению с данными признаками, более характерным является наличие в могиле заупокойной пищи (признак 28.1).

Таким образом, мы можем констатировать, что погребения данной группы, характеризующиеся, главным образом, наличием немусульманских признаков, всё же в определённой степени подверглись влиянию мусульманского погребального обряда. Ряд захоронений совершён в ямах с подбоями в южном борту, встречаются надмогильные сооружения – мавзолеи, подкурганные оградки, надгробия, которые косвенно связаны с традициями исламского погребального обряда; в ряде погребений наблюдается обращение лица покойного в сторону Мекки при несоблюдении общей западной ориентировки. В особенности отчетливо это проявляется на пригородных некрополях. В остальном статистический анализ на основе выбранных нами критериев не позволяет выделить более мелкие связанные подгруппы захоронений внутри большой «языческой» группы. Погребальный обряд предстаёт как слитный, совпадающий в основных своих деталях. Бросающиеся в глаза признаки яркого отличия (наличие или отсутствие кургана, других надмогильных сооружений, радикальные различия в ориентировках погребений, наличие или отсутствие тризны, ритуальных веществ в могиле и пр.) на поверку оказываются частностями и не образуют вокруг себя комплексов связанных признаков, не становятся группообразующими. На основе этих наблюдений мы можем сделать вывод о «стандартизации», единообразии языческого погребального обряда в Золотой Орде, что является следствием единства религиозных представлений домусульманского населения кочевой степи, которые мы, основываясь на этнографических данных и письменных источниках, можем соотнести с тюрко-монгольским шаманизмом. Несколько выделяется из общей массы погребений лишь группа захоронений с южной и восточной ориентировкой с грунтового могильника Маячный бугор, где в обряде присутствуют такие специфические особенности, как элементы огненного ритуала, зёрна культурных растений в качестве заупокойной пищи и в качестве подсыпок, подстилок, а в составе инвентаря отсутствуют кочевнические элементы.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты