Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Мои собеседники




Взгляд на традиционную Индию


Совершите путешествие в настоящую Индию. Откройте для себя сокровенную тайну ее жизни, ее мудрость и святость. Познакомьтесь с людьми, выросшими в атмосфере духовности и чистоты. Узнайте, как это сказалось на их характере и повлияло на их жизнь. Узнайте также о последствиях технологического прогресса, об упадке традиционной культуры и других причинах деградации современной Индии.

 

Эта книга расскажет вам об идеальной семейной жизни, о гармонии взаимоотношений между людьми разных сословий, о неординарной образованности, об умении жить просто и мыслить возвышенно, о том, как жить в согласии с Богом и природой, об отношении индийцев к женщине и о многом другом.

 

Взгляд на традиционную Индию

Бхакти Викаша Свами

И другие

 

 

Нижний Новгород


 

 

Бхакти Викаша Свами

Взгляд на традиционную Индию; Пер. с англ. Лалита-кундага деви даси, Гунадхам дас. — Н.Новгород, 2001. ¾ 256с.

 

 

Цитаты из книг, писем, бесед и лекций Шрилы Прабхупады

ÓБхактиведанта Бук Траст Интернэшнл

 

 

Ó1998 Bhakti Vikasa Swami (англ. изд.)

Ó2001 Бхакти Викаша Свами (рус.изд.)


 

Содержание

 

Об авторе

Мои собеседники

Предисловие

Деревенская жизнь в Бангладеш

Воспоминания Бхакти Викаши Свами

Я вырос на земле Джаганнатхи

Беседа с Браджа Хари дасом

В гостях у Локанатхи Свами

Выдержки из бесед во время утренних прогулок с Махараджем

Стрелы, обезьяны и манго

Беседа с Нармадой Свами

Детство в атмосфере преданности

Беседа с Р. Ранганатханом

Возврат к духовности или гибель

Беседа с Расараджа дасом

Приложение 1

«Праздничное шествие»

Приложение 2

Письмо в журнал «Тайм»

Приложение 3

Шрила Прабхупада о традициях и культуре Индии


Об авторе

 

Бхакти Викаша Свами родился в Англии в 1957 году. В 1975 году он присоединился к ИСККОН. Он получил духовное посвящение у Его Боже­ственной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, ачарьи-основателя ИСККОН (Международного Общества Сознания Кришны).

Бхакти Викаша Свами является автором ряда журнальных статей и книг, опубликованных на нескольких языках.

В настоящее время он живет в Индии, где много путешествует и проповедует учение сознания Кришны на трех языках ¾ английском, хинди и бенгали. Он также проповедует в других странах.

 

Книги Бхакти Викаши Свами

 

«Брахмачарья в сознании Кришны»

«Первые шаги к Кришне»

«Молодежи Индии посвящается...»

«Вамшидаса Бабаджи»

«Воспоминания о Прабхупаде»

«Жизнь Расикананды»

«Слава Шриле Прабхупаде!»

«Вайшнава Шикха О Садхана» (на бенгали)

«Гаудия Вайшнава Падьявали» (на бенгали)

 


Мои собеседники

Браджа Хари дасприсоединился к ИСККОН в 1984 году. На протяжении ряда лет возглавлял бомбейскую группу распространителей книг, показывавшую в свое время небывалые результаты, после чего стал одним из руководителей храма. В настоящее время является главным управ­ляющим знаменитого храма ИСККОН в Джуху (Бомбей), где его ценят за исполнительность, смирение и умение сохранять спокойствие и благоразумие даже в самых трудных ситуациях. Браджа Хари — ученик Его Святейшества Джаяпатаки Свами.

Локанатха Свами не нуждается в представлении для преданных ИСККОН. Являясь одним из первых индийских преданных, Локанатха Свами известен во всем мире как организатор Падаятр (праздничных шествий) в более чем 100 странах, а также как главный организатор праздно­вания столетия Шрилы Прабхупады в 1996 году. Локанатха Свами по-прежднему много путешествует, проповедует, пишет книги и проводит вдохновенные киртаны, которыми он известен по всему миру. Кроме того, он является министром социального развития ИСККОН.

Нармада Свами в 1976 году в возрасте 48 лет оставил автомобильный бизнес и, удалившись от семейных дел, посвятил себя поискам смысла жизни. Он присоединился к ИСККОН в 1981 году, а в 1985 принял санньясу (отреченный образ жизни). В настоящее время он является генеральным директором издательства Бхактиведанта Бук Траст в Бомбее, а также одним из его попечителей.

Р. Ранганатхан,родившийся и выросший в Южной Индии, в семье вайшнавов Шри-сампрадайи, ныне живет в Дубае, где работает главным управляющим одной из международных компаний. Незадолго до выхода в свет этой книги Р. Ранганатхан вместе со своей женой и старшей дочерью принял духовное посвящение в линии Гаудия вайшнавов у Бхакти Викаши Свами и теперь носит имя Ранганатхи даса.

Расараджа даса(Рави Гоматам, доктор наук) также происходит из южно-индийской вайшнавской семьи. В 1974 году получил степень магистра наук в Научно-Технологическом Институте Бирлы (штат Раджастан) и стал работать в авиакомпании Айр Индия в Бомбее. В 1977 году эмигрировал в Америку, где занимался разработкой компьютерных технологий для Дженерал Моторс, Форд и других крупных компаний. Вскоре он разочаро­вался в американском образе жизни и, вдохновленный книгами Шрилы Прабхупады, в 1980 году присоединился к ИСККОН, отказавшись от серьез­ного продвижения по служебной лестнице. Сейчас он возглавляет Институт Бхактиведанты (научного и образовательного отделения ИСККОН). Докторская степень была получена им в результате успешной работы в области квантовой механики на основе теорий Эйнштейна и Бора. Он также организовал при содействии специалистов Научно-Технологического Института Бирлы первую и единственную в мире программу исследований в области человеческого сознания, представляющих собой новое направление современной науки и затрагивающих такие дисциплины как неврология, квантовая физика, проблемы создания искусственного интеллекта, молекулярная биология и когнитивная философия. Среди его многочисленных публикаций ¾ сборник статей на тему синтеза науки и религии, в составлении которого принимали участие многие видные ученые, включая шесть лауреатов Нобелевской премии. Во многих странах Расараджа дас давал лекции на тему «Веды и современная наука», а также рассказывал о духовном учении Вед.


Предисловие

 

Однажды в 1993 году в Дубае, когда вместе с моим добрым другом Ранганатханом мы возвращались на машине с вечерней проповеднической программы, он начал рассказывать мне о своем детстве, которое прошло в Южной Индии, в деревне, где жили Шри-вайшнавы1. Вдохновленный моим вниманием, он продолжал говорить, даже когда машина остановилась у моего подъезда, а когда я наконец вышел из нее, было уже далеко за полночь. Я лег спать с мыслями о том, какой счастливой была жизнь этих людей и как даже сейчас люди смогли бы при желании жить так же счастливо.

В моей памяти стали всплывать события тех лет, что я провел в Индии и Бангладеш. Проповедуя Сознание Кришны, я объехал весь индийский субконтинент и познакомился с его разнообразными культурными традициями.

Часто станавливаясь в домах благочестивых и образованных индусов, я постепенно пришел к пониманию того, что такое настоящая культура. Я начал вспоминать тех многочисленных носителей этой культуры, с которыми познакомился, путешествуя по Индии ¾ людей, являющихся живым примером умирающего образа жизни. Эти воспоми­нания натолкнули меня на мысль написать книгу на основе бесед с этими людьми, постараться передать атмосферу жизни старой Индии и показать, какой она могла бы и должна быть сейчас. Я стал размышлять над тем, в чем ошибка современного общества, вставшего на путь технологического прогресса, в чем оно уступает традиционным культурам и каковы вообще критерии цивилизованности об­щества.

Первейшая задача просвещенного, цивилизованного общества ¾ предоставить людям возможность максимально развить свой духовный потенциал. По-настоящему цивилизованное общество не ограничивается стремлением к эфемерному cчастью в виде удовлетворения насущных потребностей в пище, сне, совокуплении и защите ¾ все это доступно даже животным. Цивилизованным человеческое общество можно назвать только в том случае, если в основе его лежит стремление постичь природу Бога, вселенной и смысл существования живых существ.

Поэтому духовно развитые культуры всегда руководствовались реалистичным взглядом на жизнь, уделяя внимание всем сторонам жизни человека ¾ его телесной, умственной, интеллектуальной и духовной дея­тельности ¾ при этом подчеркивая ответственность каждого человека перед остальными членами общества. А поскольку существование человека неразрывно связано и напрямую зависит от окружающей среды, в традиционных аграрных цивилизациях следовали принципу жизни в согласии с природой и уважительного отношение ко всему живому. Люди старались брать у природы ровно столько, сколько им было необходимо, и возвращать все, что было взято.

В традиционном обществе человек удовлетворял свои насущные потребности естественным образом, не нанося вреда природе. Чтобы материально себя обеспечить, ему не нужно было прилагать излишних усилий. Не было индустриальных комплексов, производящих бесконечное многообразие бесполезных вещей ¾ аксессуаров искусственной жизни. Не было огромных торговых центров для сбыта всех этих излишеств. Не было и рекламной индустрии, навязывающей людям то, что им совершенно не нужно. Экономика основывалась на реальных, а не на искусственных потребностях. Торговля была ограниченной и, главным образом, бартерной ¾ по принципу «товар на товар». Как следствие этого не было рынка акций, экономических кризисов, валютных спекуляций, урезаний бюджета, инфляции, массовой безработицы и забастовок.

Основными жизненными потребностями ¾ пищей, одеждой, строительными материалами и топливом ¾ обеспечивала земля. Хлопчатобумажную ткань изготавливали дома. В каждой деревне был горчар, который обеспечивал всех жителей посудой. В более крупных деревнях имелась кузница, где изготавливались простые орудия сельского хозяйства, кухонная утварь, бритвы (одной бритвой мужчина пользовался всю жизнь) и другие необходимые в хозяйстве предметы из металла, который либо выме­нивали, либо использовали вторично. Веревки плели из гибких волокон местных растений: кокоса, джута и льна. Воду брали из рек, колодцев и прудов. Не было необходимости в сложной системе водоснабжения, в канализации, туалетах и водопроводных кранах. Никто не страдал от отсутствия электричества ¾ люди обходились без сложных бытовых приборов, используя для освещения светильники с растительным маслом собственного изготовления. В летнюю жару люди омахивали себя веерами из бамбука, а в зимний холод спали под несколькими одеялами и грелись у костров. Лекарства, косметика и красители изготавливались дома из растений. В мебели также не было необходимости, поскольку люди сидели, ели, готовили, учились и спали на полу.

Ведя такой естественный, первозданный образ жизни, люди отличались добродетелью и душевной простотой. Они не испытывали сильных негативных эмоций. Горечь, депрессия и подобные чувства были им практически неведомы. Они довольствовались тем, что имели, а жизненный успех измеряли не количеством материальной собственности, а умением не зависеть от нее. Поэтому жизнь их была простой и естественной, приносила внутреннее удовлетворение и способствовала развитию таких качеств, как честность, уважение к окружающим, доброта и т.п.

Разумеется, деревенская жизнь сама по себе не является залогом внутреннего покоя и духовной мудрости. Некоторые деревенские жители продвинуты духовно не больше собак и буйволов, среди которых живут. Что касается горожан, которые переселяются в деревню, чтобы избавиться от кошмара городской жизни, то им тоже не на что расчитывать, поскольку суетность и проблемы следуют за ними по пятам. В конце концов, по своей природе материальный мир исполнен страданий. И где бы ни жил человек ¾ в городе или в деревне ¾ без осознания Бога его жизнь ничем не лучше жизни животного.

И все же простая жизнь на земле куда более способствует развитию сознания Бога, нежели жизнь в усложненном урбанистическом обществе. Все в природе напоминает о Боге тому, у кого есть глаза, чтобы это видеть. Вот почему издавна святые мудрецы предпочитали жить вдалеке от городской суеты. Вдыхая свежий воздух и утоляя жажду чистой водой, они могли мирно размышлять о Господе, как о причине и опоре всего сущего.

В индустриально развитом обществе люди далеки от такого безмятежного существования. Жизнь в современных городах оторвана от первоисточника и искусственна. Горожане, даже если это люди верующие, имеют весьма скудное представление о взаймосвязи человека, Бога и природы. Они считают, что пища берется из магазина, свет из выключателя, а здоровье из таблеток. Международные корпорации истощают природные ресурсы, заставляют людей работать на заводах и сбывают им всевозможный хлам. Индустриализация и потребительский дух превращают людей в эгоистичных, невежественных и грубых материалистов. Светская система образования внушает идею о том, что человек ¾ хозяин своей судьбы, а природа ¾ это довесок прогресса ¾ дикий зверь, которого необходимо взнуздать и подчинить себе.

Однако, несмотря на весь технологический прогресс и экономическое развитие, городские жители не имеют элементарной возможности питаться свежей пищей, не говоря уже о спокойной жизни и удовлетворенности. Миллионер, живущий в роскошных аппартаментах со всеми современными удобствами, не может, в отличие от простого деревенского жителя, насладиться вкусом свежих овощей. В современных городах питьевую воду приходится покупать, потому что вода из крана представляет собой неоднократно использованные сточные воды, обработанные химикатами. Но даже минеральная вода в бутылках не имеет свежести и вкуса воды из чистой реки или колодца.

Жители больших городов стараются провести выходные на природе, чтобы просто подышать свежим воздухом, но в деревне между «воздухом» и «свежим воздухом» разницы нет. Какая же это отвратительная цивилизация, которая заставляет людей ютиться в перенаселенных, наводненных преступностью и пагубных для здоровья городах, работать на ужасных и опасных фабриках и при этом дышать отравленным воздухом и есть ядовитую пищу.

Горожане, которым не приходится много ходить, носить воду или работать в поле, склонны смотреть свысока на деревенских жителей, считая их отсталыми и примитивными. Но несмотря на все свои современные удобства, они вынуждены прибегать к искусственным физическим нагрузкам, чтобы избежать болезней вроде диабета или геморроя.

Такая искусственная жизнь порождает искусственных людей, кото­рые под внешней улыбкой скрывают внутреннюю пустоту. На современного городского жителя постоянно обрушивается поток информации, рекламы и так называемых развлечений. Но ничто не может восполнить его духовную и эмоциональную пустоту. Хотя ему трудно представить свою жизнь без телевизора, автомобиля и всевозможных излишеств, это засилие техники едва ли может дать ему умиротворение.

Большинство деревенских жителей стран «третьего мира» и по сей день поднимаются на рассвете, весь день работают в поле и редко когда выезжают за пределы своей деревни. И все же, несмотря на внешнюю бедность, они зачастую удовлетворены в большей степени, чем те, кто имеют много денег. Как правило, такие люди более эмоционально уравновешены, чем те, кто, стараясь «шагать в ногу со временем», лишают себя простого счастья мирной семейной жизни и теплого людского общения.

В наше время во всем мире сельская жизнь находится под угрозой. Постоянно растущие запросы потребительского общества быстро превращают планету в единый гигантский урбанизированный мегакомплекс. Традиционные культуры планомерно уничтожаются, общечеловеческие ценности сводятся на нет, а положение человека низводится до положения винтика в огромном экономическом механизме. Земледелие потеряло свое очарование, превратившись в «агробизнес». Цивилизация наступает, вытесняя здравомыслие.

Современная жизнь представляет собой раболепное преклонение перед объектами чувственных удовольствий. Люди бездумно тратят жизнь в погоне за богатством, роскошью, властью и плотскими наслаждениями, хотя все это еще никому не принесло счастья. Похоть, жадность и гнев считаются неотъемлимыми качествами каждого. Людей постоянно вынуждают держаться в рамках глупых идеалов, навязанных рекламной и индустрией раз­влечений. Осознанно или подсознательно, люди стараются соответствовать одному из образов, выдуманных на киностудии. Изо всех сил пытаясь быть кем-то иным, они забывают, кто они на самом деле. Ради того, чтобы «быть впереди», они готовы на все. К сожалению, им неведомо то, что ждет их там, «впереди».

В «Бхагавад-гите» Господь Кришна называет похоть, жадность и гнев тремя вратами, ведущими в ад. Современные люди отказываются верить в ад, но в то же время собственноручно творят ад на земле. Их жизнь хаотична, беспокойна, нездорова и греховна. Их желудки наполнены высококалорийной пищей и трупами животных. Они теряют доверие даже к своим супругам, детям и родителям. Их система ценностей поставлена с ног на голову. Они гордятся небоскребами и быстрыми машинами, но их умы так обеспокоены, что они не в состоянии уснуть без снотворного. Достижения, которыми они так гордятся, ¾ всего лишь приманка, заставляющая их гнуть спины в надежде ублажить свои чувства. Набивать желудок плотью и одурманивать себя алкоголем для современного «цивилизованного» человека ¾ в порядке вещей. Люди живут в воображаемом мире секса, насилия и бес­смысленного спорта. Психозы, неврозы, растление малолетних, гомосексуализм, разводы, угроза ядерной катастрофы ¾ все это стало частью повседневной жизни.

В современном обществе практически не осталось настоящей духовной культуры, ведущей к осознанию Бога. Материалистическое мировоззрение так сильно укоренилось в сознании людей, что тяга к трансцендентному знанию не только не приветствуется, но вообще не при­нимается в расчет даже ведущими интеллектуалами. С убийством миллионов животных свыклись настолько, что оно безнаказанно продолжается год за годом. Правительство не просто узаконило, но всячески поощряет разводы, применение контрацептивов, аборты и гомосексуализм. Безбожное общество так опустилось, что о его моральной деградации можно написать тома книг. Кратко все это можно охарактеризовать одним словом: безумие.

Английский историк, Сэр Арнольд Тойнби, отмечал: «Причина болезни (общества) духовна. Мы страдаем из-за того, что продали души свои ради достижения целей недуховных и неосуществимых практически. Нам следует пересмотреть свои цели, иначе не видать нам мира ни в обществе, ни в своем собственном сердце».2

О вреде, который человек причиняет себе и другим живым существам во имя так называемого прогресса, написанно немало книг. Более разумные жертвы-соучастники этой катастрофы пытаются искать выход из тупика, в который человек завел себя и свою планету. Находятся и те, кто об­ращают свои взоры на некогда отвергнутые как примитивные и бессмыс­лен­ные традиционные культуры и ценности.

Некоторые говорят о необходимости «возвращения к природе», не ведая что большинство населения мира никогда не отдалялось от нее. К примеру, если на улице одного из американских городов появится бычья повозка, ее, скорее всего, станут фотографировать для местной газеты. Кроме того, хозяину, вероятно, придется получить разрешение на нахождение быков в городе от полиции. Тогда как в большинстве районов Индии бычьи повозки столь же распространены, как и их отвратительная, ревущая и совсем не достойная замена под названием трактор.

Изначальная культура Индии называлась ведической (поскольку была основана на ведических писаниях). Веды представляют собой огромный объем знания, включающего в себя все аспекты ¾ от астрономии и математики до архитектуры, экономики, военного дела и даже половых отношений. Суть ведической культуры ¾ поиск свободы от рождения и смерти, в основе которого лежит глубокая метафизическая философия, а совершенство которого заключается в обретении любви к Богу. В Индии религия никогда не считалась «одной из сторон жизни». Религия была самой жизнью. Жизнь целиком была направлена на достижение трансцендентной цели. Хотя верность религии присуща многим народам мира, народ Индии в этом отношении намного превосходит всех остальных.

К сожалению, за последние несколько столетий в ведическую культуру вторглось множество неведических представлений. Изначальная культура постепенно видоизменялась, разбавлялась и загрязнялась, пока наконец не превратилась в то, что сегодня называют индуизмом. Тем не менее, даже те малые остатки изначальной культуры Индии, что сохранились до сих пор, представляют огромную ценность и могут быть полезны и для других.

Следы былых традиций живы в Индии и по сей день. Вот перед нами пастух из Саураштры, опирающийся на резной деревянный посох, в башмаках причудливого фасона с загнутыми кверху острыми носками, с не менее причудливо закрученными усами, в гиганском тюрбане, представляющим собой пятидесятиметровый кусок белой окаймленной материи, закрученной вокруг головы. А вот его сынишка окликает по имени каждую корову в своем стаде и подзывает их игрой на флейте. А вот мимо нас проходит небольшая группа паломников, держащих путь в одно из святых мест. Их маршрут по святым землям, протянулся, возможно, на тясячу километров. В пути они поют бхаджаны3, принимают подаяния от благочес­тивых людей, а в полдень останавливаются на привал, чтобы приготовить чапати на костре из веток и листьев. За ними ¾ группа деревенских женщин, направляющихся за водой к ближайшему колодцу или реке в нескольких километрах от деревни. Медные горшки, поставленные один на другой, возвышаются у них на головах. Разноцветные одежды вторят лучам утреннего солнца. Из-под их сари едва видны толстые серебрянные ножные браслеты. Браслеты на руках позвякивают в такт их движениям. Они весело шагают вперед, с детской непосредственностью распевая песни о Кришне.

Однако суть индийской культуры кроется намного глубже ее внешних проявлений. В ее основе ¾ тонкая духовная философия, недоступная тем, кто не готов проникнуть в ее хитросплетения. Другим препятствием для ее понимания является негативное отношение западных ученых, которые на протяжении двух столетий представляли индийскую культуру и религию в искаженном свете.4

Чтобы оправдать свое насильственное господство над Индией (которое они называли «окультуриванием дикарей»), европейцы повесили на ее великое наследие ярлык массового суеверия. Примером этому служит книга «Индуистские обычаи, традиции и обряды», написанная Абби Дюбуа, французским миссионером, жившим на юге Индии в конце XVIII ¾ начале XIX века. Дюбуа тщательно исследовал жизнь индийского народа и настолько интересно изложил ее на 770 страницах своей книги, что ее тиражи расходятся и по сей день. Однако Дюбуа был религиозным фанатиком, поэтому видел лишь глазами, а не сердцем. Он близко общался с людьми, но внутренне относился к ним с полным презрением. Единственной надеждой для них, по его мнению, было не просто обращение в христианство, но полное принятие западного образа жизни и отказ от исконных традиций.

Убежденный христианин, Дюбуа едва ли мог предвидеть, что жители Запада станут куда большими варварами, чем те язычники которых он пытался цивилизовать. Несмотря на это, у западного человека не убавилось энтузиазма великодушно навязывать нецивилизованным народам свой последний фетиш в форме науки и технологии.

До недавнего времени бытовало мнение что научно-технический прогресс откроет врата в рай. В книге, опубликованной в 1965 году Информационной Службой США, говорилось: «За непродолжительный период после обретения независимости Индия предприняла решительные шаги по обеспечению своих граждан всеми благами современной жизни. В стране наблюдается явный прогресс в сфере здравоохранения, образования, промышленности и социального развития. Перемены коснутся и индийских деревень ¾ но не для того, чтобы нарушить покой и размеренность сельской жизни, а чтобы сделать ее более стабильной и обеспеченной. Перемены грядут. Жители индийских деревень смотрят в будущее с надеждой».

Теперь, однако, люди Запада (по крайней мере, некоторые из них) начинают осознавать, что совершили ошибку, навязав свою экономику и моральные ценности так называемым неразвитым странам. Пока человечество ищет альтернативу цивилизации, которая губит душу, индийская культура непревзойденная по своей духовной значимости, восстает из под обломков, в которых ее пытался схоронить Запад. Теперь западные люди сами берут на себя инициативу по возрождению этой древнейшей из человеческих цивилизаций.

Шрила Прабхупада ¾ ачарья5-основатель ИСККОН6 и величайший представитель ведической культуры в современную эпоху ¾ глубоко сознавал причины противоречий в человеческом обществе и прилагал все усилия, чтобы возродить ведическую культуру, чтобы в дальнейшем вернуть человечество на путь духовности.

Ведическая культура совершенна; для человеческого общества лучшей культуры нет. Вам необходимо ее принять. Тогда вы будете счастливы. Все люди станут счастливыми, независимо от национальности. Ведическая культура ¾ это наука жить по-человечески, а не как животные. В таком обществе счастливы все. В особенности те, кто следуют ведическим принципам ¾ они счастливее остальных.7

Из-за того, что общество состоит из одних шудр8, в нем нет порядка. У шудр нет разума. Они только и знают, что "хочу, хочу, хочу, хочу". Но в брахманической культуре9 даже са­мый бедный брахман10 счастлив, хотя у него нет постоянного источника дохода, а иногда ему даже нечего есть. Он счастлив, потому что у него есть знание. Он знает, как быть счастливым при любых обстоятельствах. Если ему будет нечего есть, он подумает: «Сегодня Кришна хочет, чтобы я постился. Таково желание Кришны. Такова Его милость».11

Я просто пытаюсь показать людям, что значит быть по-настоящему цивилизованными. Современные люди далеко не цивилизованы. Они уподобились кошкам и собакам ¾ постоянно дерутся друг с другом. Это нецивилизованная жизнь. Обществом правят атеисты и демоны. Индийцы, глядя на огромные западные небоскребы и множество автомобилей, чувствуют себя ущербными. «Если у нас не бу­дет таких машин и небоскребов, мы пропадем», ¾ думают они. Индия пытается имитировать Запад. Она забыла о своей собственной ведической культуре ¾ наилучшей культуре. Впервые мы пытаемся преодолеть влияние демонической культуры при помощи культуры ведической. Поэтому меня очень радует, что вы присоединились к этому движению. Если вы хотите сделать людей счастливыми, дайте им культуру сознания Кришны.12

Во время своих путешествий по Индии я часто поражался высокой культуре тех семей, в которых жил. Мне, неотесанному млеччхе13, иногда было неловко находится в обществе этих благородных людей, в особенности, когда они оказывали нам почести и служили нам как святым. Благовоспитанность и образование не мешали им оставаться скромными: в них не было ни грамма искусственной манерности и снобизма. А таких гармоничных и крепких отношений, какие были в их семьях, мне никогда не доводилось видеть на Западе.

К примеру, я заметил, что в Индии дети беспрекословно под-чиняются родителям. Мне не раз доводилось гостить в домах состоятельных бизнесменов, которые с охотой и смирением слушали своих отцов, хотя сами уже имели внуков.

Однажды я гостил у преподавателя санскрита, который за свою долгую преподавательскую деятельность обучил тысячи студентов. Хотя он был шикоро известен по всей Ориссе и пользовался большим уважением, он настаивал на том, чтобы кланяться мне в ноги, несмотря не все мои попытки его остановить. При этом он не позволял мне поклониться в ответ, хотя было заметно, что он доволен моим желанием это сделать. По своему про-исхождению и прошлым привычкам, я был совершенным ничтожеством по сравнению с этим человеком. Хотя я знал всего лишь пару слов на санскрите и годился ему в сыновья, он имел иное видение: «Каким бы не было его прошлое, он — санньяси, а потому достоин поклонения. Ради служения Шри Хари он отказался от всех материальных удовольствий. Я же, несмотря на всю мою ученость,¾ всего лишь семейный человек, запутавшийся в материальном мире. Я должен ему поклониться».

Общение с такими людми позволило мне глубже понять индийскую цивилизацию. Я увидел индийскую культуру в действии. Она перестала быть для меня книжной теорией, старинными, отошедшими в прошлое обычаями, интересными лишь для меланхоличных любителей старины и антропологов. Я начал осознавать важность подлинной человеческой культуры, без которой даже те высокие философские идеалы, которые я исповедовал и которым следовал, были неполными.

Читатель этой книги сможет взглянуть на Индию недавнего про­шлого, такую, какой она была до модернизации. Он увидит ее более или менее счастливых жителей, не обремененных серьезными социальными или психологическими проблемами, жизнь которых практически не менялась на протяжении тысяч лет, увидит общество, в котором знание о душе и Боге составляло основу образования, морали и семейных идеалов.

Эта книга позволит читателю ближе соприкоснуться с индийской культурой, в особенности, если сам он не имеет возможности увидеть ее во­очию. Я не пытался проанализировать все аспекты индийской культуры и предложить способы ее возрождения в сильно изменившихся современных условиях. Я лишь хотел показать читателю жизнь Индии такой, какой она была, в надежде на то, что это поможет возрождению ведической культуры в обществе, лишенном каких бы то ни было духовных ценностей. Разумеется, писать о ведической культуре куда легче, чем на деле возродить ее во всем мире. И все же знакомство с этой культурой — первый шаг к ее возрождению.

Шрила Прабхупада часто подчеркивал, что люди могут иметь все необходимое, просто живя на земле. Он хотел, чтобы в разных уголках планеты его последователи организовали показательные сельскохозяй-ственные общины. Он хотел, чтобы такие общины строились на основе сознания Кришны, чтобы их члены зависели от земледелия, коров и милости Кришны, чтобы они руководствовались принципом «жить просто, мыслить возвышенно», и чтобы их образом жизни была ведическая культура. «Взгляд на традиционную Индию» может пригодиться пионерам таких общин, дав им видение цели и верное направление. Для тех, кто пытается избрать для себя стиль жизни, эта книга послужит ориентиром, указав им на тот образ жизни, что прошел испытание временем.

Надеюсь также, что книга будет полезна и индийским читателям, что она поможет им осознать глубину и ценность их собственной культуры и вдохновит вернуться к своим культурным корням вместо того, чтобы без­думно подражать Западу. Книга также будет интересна социологам, антро-пологам и всем, кто стремится расширить свое знание о мире.

Первый раздел книги основан на моих личных воспоминаниях о тех нескольких годах, что я провел в Западной Бенгалии и Бангладеш. Тот, кто знаком с индийской культурой, заметит, что многие черты бенгальской жизни характерны для всей Индии; но некоторые характерны только для Бенгалии. Остальные главы представляют собой беседы с преданными ИСККОН, выросшими в традиционных индийских семьях. Несмотря на то что некоторые темы бесед повторяются, каждый из собеседников делится собственным видением и пониманием.

Возможно, что многим читателям не приходилось прежде встре­чаться с некоторыми выражениями и понятиями, употребленными в этой книге. Я, однако, не старался дать им всем подробное объяснение. К примеру, определение термина Шри-вайшнав вполне могло бы стать основой для докторской диссертации. По мнению современных антропологов, чтобы по-настоящему понять культуру чужой страны, необходимо в ней жить. Тем не менее, те, у кого хватит терпения прочесть эту книгу, получат, по крайней мере, общее представление о жизни в традиционной Индии.

Сноски в конце каждой главы объясняют многие неанглийские термины при первом их появлении в книге. В их число не входят заимствованные индийские слова, которые приводятся в словаре «American Heritage».

Разговоры на любопытном англо-индийском диалекте приводятся в неотредактированом виде, дабы сохранить их своеобразие и самобытность.

Хочу поблагодарить Нанда Кумара даса и Шобха Радхику даси за набор текста, моих собеседников за то, что пожертвовали своим временем и поделились опытом, Джагат Пурушу даса за редактирование текста, а также многих других преданных, благодаря пожертвованиям которых эта книга вы­шла в свет.

Вслед за этой книгой я планирую опубликовать книгу под названием «Вайшнавская культура, этикет и поведение», которая будет представлять собой подробное руководство для преданных в повседневной жизни, а также другие книги, такие как «Семейная жизнь в сознании Кришны», в которой наставления Шрилы Прабхупады будут сочетаться с практическими наблю-дениями ведической культуры в действии. Я молю Верховного Господа, Шри Кришну Чайтанью Махапрабху,14 направлять мои мысли и с молитвой обра-щаюсь к вайшнавам настоящего и будущего, в надежде, что мой труд будет ими принят и принесет им пользу.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты