Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ISBN 5-04-006298-2 2 страница




В то время как лексикон экспериментальной пси­хологии расширился до сферы межличностных отно­шений, язык официальной (теоретической) психоло­гии до сих пор остается атомарным. Такие понятия, как лидерство, зависимость, экстраверсия и интровер-сия, изучение и многие другие стали объектами изуче­ния. Опасность, безусловно, заключается в том, что все эти понятия, если о них достаточно долго размышлять и повторять, станут псевдореальными, и конструкт «Ли­дерство» окончательно превратится в Лидерство, к ко­торому некоторая часть человеческого разума начинает относиться как к изолированному феномену, существу­ющему совершенно независимо. Однажды эти мысли

 

-18-


 


ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОТСЧЕТА

материализуются, и это понятие раз и навсегда пере­станет быть лишь обозначением конкретной формы су­ществующих отношений.

Каждый школьник знает, что движение — это нечто относительное, понимаемое только в связи с точкой отсчета. Но не каждый понимает, что этот же принцип распространяется фактически на каждое ощущение, и, следовательно, на переживание чело­веком реальности. Исследования восприятия и функ­ций мозга окончательно подтвердили, что человек вос­принимает только взаимоотношения и их паттерны, которые являются сущностью человеческого опыта. Поэтому, когда из-за искусного устройства движе­ние глаз становится невозможным, а объект продол­жает восприниматься теми же областями сетчатки, не возникает ясного зрительного образа. Так же сложно человеку воспринимать постоянный монотонный звук, и в конце концов он перестает его замечать. И, если кто-то захочет изучить степень твердости и структуру поверхности, он не только попробует поверхность пальцами руки, но подвигает ими взад и вперед; если же пальцы останутся без движения, то никакой по­лезной информации не будет получено, за исключе­нием, возможно, ощущения температуры, которая опять же может быть вызвана относительной разни­цей между температурами объекта и руки. Можно при­вести еще много примеров, и все они укажут на тот факт, что тем или иным образом процессы измене­ния, движения или обследования вовлечены во все виды восприятия (132, р. 173). Другими словами, если в опыте устанавливается взаимоотношение, то сле­дующее за этим абстрагирование можно считать иден­тичным математическому понятию функции. Таким об­разом, не «вещи», а функции являются сущностью на­шего восприятия; а функции, как мы обнаружили, — не изолированные величины, но «символы, представ­ляющие связь... бесконечность возможных позиций, как, например, характер». Но если так, то нет ничего

 

 

-19-


ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

удивительного в том, что даже осознание человеком самого себя по существу является осознанием функ­ций, взаимоотношений, в которые он вовлечен, и не имеет значения, сможет ли он впоследствии превра­тить это осознание в нечто конкретное. Между про­чим, все эти факты, начиная с нарушения чувстви­тельности и заканчивая проблемами самосознания, подтверждены обширной литературой, касающейся сенсорной депривации.

1.3. ИНФОРМАЦИЯ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Один из аспектов психодинамической теории поведения человека, разработанной 3. Фрейдом и раз­рушившей догмы традиционной психологии, непос­редственно связан с обсуждаемой темой.

Психоанализ основывается на концептуальной модели в соответствии с эпистемологией, теорией по­знания, доминирующей во время его становления. Она принимает без доказательств, что поведение является результатом гипотетического взаимодействия интра-психических сил, подчиняющихся законам сохране­ния и превращения энергии в физике, где, согласно Норберту Винеру (N. Wiener): «Материализм явно при­вел в порядок свою грамматику, и последняя господ­ствовала благодаря понятию энергия» (166, р. 199). Пер­воначально классический психоанализ оставался тео­рией интрапсихических процессов. Даже когда инте­ракция с внешними силами была очевидной, она рас­сматривалась как вторичная, как, например, в поня­тии «вторичная выгода»*.

В целом, психоанализ оставил взаимозависимость между человеком и его окружением нетронутым по­лем, вот почему так необходима концепция информа­ционного обмена, т. е. коммуникации. Существует реша-

* Так называемые неофрейдисты, конечно же, придают го­раздо больше значения интеракции между человеком и окружаю­щей средой.

 

-20-


ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОТСЧЕТА

ющее отличие между психодинамической (психоана­литической) моделью, с одной стороны, и моделью интеракции между организмом и окружением — с дру­гой, которое может стать более понятным в свете сле­дующей аналогии (12). Если нога идущего человека ударит по гальке, от ноги к камню перейдет энергия, камень переместится и в конечном счете окажется в состоянии покоя, который определится такими фак­торами, как количество переданной энергии, форма и вес гальки, характер поверхности, по которой она ка­тилась. Если, с другой стороны, человек ударит соба­ку вместо гальки, возможно, собака подпрыгнет и уку­сит его. В этом случае отношение между ударом и уку­сом совсем иного рода. Очевидно, что собака берет энергию для реакции из своего собственного обмена веществ, а не из удара. Поэтому в этом случае переда­ется не энергия, а скорее информация. Другими сло­вами, удар является частью поведения, которое что-то сообщает собаке, и согласно этому сообщению со­бака реагирует. Это основное отличие между фрейдист­ской психодинамикой и теорией коммуникации как объяснительным принципом поведения человека. Оче­видно, что они относятся к разным порядкам сложно­сти: первая не может развивать последнюю, а после­дняя не может происходить из первой; эти теории на­ходятся в отношении концептуального разрыва.

Этот концептуальный сдвиг от энергии к инфор­мации является очень значимым для стремительного развития философии науки со времен второй мировой войны и оказавшим решающее влияние на наши зна­ния о человеке. Если получить должную обратную связь, то реализация информации об эффекте гаран­тирует стабильность и адаптацию к изменению в окру­жающей среде. И в будущем она распахнет двери для создания машин высшего порядка (например, конт­ролирующих ошибки, целеполагающие) и приведет к постулату, рассматривающему кибернетику как новую теорию познания, и предложит абсолютно новое по-

 

 

-21-

нимание функционирования очень сложных взаимо­действующих систем, открытых в биологии, психоло­гии, социологии, экономике и других областях. Хотя значимость кибернетики не может быть оценена экс­периментально, по крайней мере сейчас, се фунда­ментальные принципы на удивление просты и будут здесь кратко рассмотрены.

Поскольку наука в своем развитии касалась пре­имущественно изучения линейных, ненаправленных и постепенных причинно-следственных отношений, не­сколько очень важных феноменов осталось за необъят­ной территорией, завоеванной наукой за последние четыре столетия. Проще говоря,эти феномены имели общий знаменатель всвязанных понятиях роста и из­менения. Чтобы включить эти феномены в единообраз­ный унифицированный взгляд на мир, науке со вре­мен античных греков приходилось обращаться к по-разному определяемым, но всегда смутным и непрос­тым понятиям. Они опирались на представление о су­ществовании цели в смене событий и на то, что окон­чательный результат «каким-то образом» определяет шаги, которые необходимо постепенно предпринимать; или эти феномены характеризовались некоторым ви­дом «витализма»* и, следовательно, исключались из науки. Таким образом, примерно 2500 лет назад сцена была подготовлена для великого эпистемологического противостояния, продолжающегося вплоть до наших времен: спор между детерминизмом и телеологией. С этой точки зрения психоанализ, например, явно при­надлежит к детерминистской школе, а аналитическая школа Юнга в значительной степени полагается на присущую человеку «энтелехию»".

"От лат. «vita/is» «жизненный»— утверждение о присут­ствии в организме особого нематериального начала — «жизнен­ной силы», «души», энтелехии и др. — Прим. ред.

" От греч.«enleicchcia» — энтелехия; согласно некоторым сторонникам витализма — особое нематериальное жизненное на­чало, направляющее развитие организма. — Прим. Ред

- 22-.


ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОТСЧЕТА

Появление кибернетики изменило сложившую­ся ситуацию, показав, что два принципа можно объе­динить. Это стало возможным благодаря открытию об­ратной связи. Цепочка, в которой событие а вызывает Ь, a b затем вызывает с, а с, в свою очередь, вызывает d и т. д., обладает свойством причинно-следственной линейной системы. Однако, если d вернется к а, сис­тема окажется круговой и будет функционировать со­всем иным образом. Она проявит поведение, анало­гичное тем феноменам, которые игнорировалисьв концепции прямого линейного детерминизма.

Известно, что обратная связь может быть пози­тивной или негативной; последняя чаще упоминается в этой книге, т. к. она характеризует гомеостаз и, сле­довательно, играет важную роль в достижении и ук­реплении стабильности во взаимоотношениях. С дру­гой стороны, позитивная обратная связь вызывает пе­ремены, т. с. приводит к потере стабильности или рав­новесия. В обоих случаях часть продукции системы бу­дет заново введена в систему в качестве информации о продукции. Разница заключается в том, что в случае негативной обратной связи эта информация исполь­зуется для того, чтобы уменьшить отклонение выхода ОТ некоего стандарта — отсюда прилагательное «нега­тивная», — в то время как в случае позитивной обрат­ной связи такая же информация выступает в качестве меры увеличения отклонения выхода, и, следователь­но, позитивна в отношении уже существующего стрем­ления к бездействию или разрушению.

Хотя концепция гомеостаза в человеческих от­ношениях будет детально рассмотрена в 4.4, необхо­димо подчеркнуть, что было бы преждевременно и ошибочно заключить, что негативная обратная связь является созидательной, а позитивная — разрушитель­ной. Наша идея заключается в том, что межличност­ные системы — случайные группы, супружеские пары, семьи, психотерапевтические или даже международ­ные взаимоотношения и т. д. — могут быть рассмотре-

 

-23-


ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

ны как петли обратной связи, т. к. поведение каждого человека оказывает влияние на поведение любого дру­гого, а тот, в свою очередь, оказывает влияние на пер­вого. Вход в такую систему приводит к изменениям или нейтрализации для сохранения стабильности в зави­симости оттого, являются ли механизмы обратной свя­зи позитивными или негативными. Изучение семей, члены которых больны шизофренией, вызывает сомне­ние в том, что существование пациента необходимо для стабильности системы — семьи и что эта система быстро и эффективно отреагирует на любую внутрен­нюю и внешнюю попытку изменить ее организацию. Понятно, что это нежелательный тип стабильности. Поскольку жизнь определяется как стабильностью, так и изменением, механизмы негативной и позитивной обратной связи должны проявляться в специфической форме взаимозависимости или взаимодополнения. При-брам (Pribram) (117) недавно показал, что достиже­ние стабильности способствует появлению новых форм чувствительности. Таким образом, стабильность внут­ренней среды —это не конечная стадия в относитель­но неизменной окружающей среде, а скорее, говоря словами Клода Бернарда (С. Bernard), — это условие существования свободной жизни».

Обратная связь была очень точно названа секре­том природной активности. Системы с обратной свя­зью отличаются не только количественно высокой сте­пенью сложности; они также качественно отличаются от того, что соответствует сфере классической меха­ники.

Исследование таких систем требует новых кон­цептуальных подходов; однако на их логику и эписте­мологию оказывают влияние традиционные доктри­ны научного анализа, призывающие, например изо­лировать одну переменную, или убеждение Лапласа (Laplasean), что знание всех фактов в данный момент времени дает возможность предсказать все будущие события. Саморегулирующиеся системы — системы с

 

-24-


ЛАВА 1. СИСТЕМА ОТСЧЁТА

обратной связью — нуждаются в собственной фило­софии, в которой понятия паттерн и информация не­обходимы так же, как были нужны понятия вещество и энергия в начале этого века. Исследование этих си­стем сейчас затруднено, поскольку не существует на­учного языка для их толкования и выражения. Напри­мер, Висер (Wieser) (167, р. 33) предположил, что системы сами по себе являются наиболее простыми объяснениями.

1.4. ИЗБЫТОЧНОСТЬ

Вывод об отсутствии последовательности в сис­темных теориях и традиционных линейных теориях не стоит толковать как признание безысходности. Если мы и придаем особое значение концептуальным сложнос­тям, то делаем это, чтобы обратить внимание на то, что могут быть найдены новые подходы, поскольку тра­диционные системы отсчета явно недостаточны. В этом поиске мы обнаруживаем, что успехи, достигнутые в других областях, связанных с изучением человеческой коммуникации, оказываются центром этой главы. Гомеостат Эшби (4, р. 93) (Ashby), на наш взгляд, явля­ется достойным упоминания примером. Этот аппарат состоит из четырех одинаковых саморегулируемых под­систем, взаимосвязанных таким образом, что неисп­равность одной из них влечет за собой неисправность других. Это означает, что подсистема не может добиться собственного равновесия в изоляции от других, и Эшби удалось подтвердить несколько наиболее замечатель­ных «бихевиоральных» (поведенческих) характеристик этой машины. Несмотря на то что цикл гомеостата очень прост по сравнению с человеческим мозгом или другими аппаратами, сделанными людьми, он спосо­бен па 390625 комбинаций параметров, или, другими словами, у него есть именно такое число возможных адаптивных реакций на любое изменение в его внеш­ней или внутренней среде. Гомеостат стабилизируется

 

-25-


ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

благодаря беспорядочному поиску комбинаций, пока не будет достигнута соответствующая внутренняя по­зиция. Это идентично поведению «методом проб и ошибок» многих организмов во время стрессовой си­туации. Гомеостату для поиска соответствующей внут­ренней позиции может потребоваться от нескольких секунд до нескольких часов, тогда как для живых орга­низмов такая временная задержка может быть само­убийственной, Эшби довел эту мысль до логического конца:

«Если бы мы были подобны гомеостатам, ожи­дая своего создания, мы бы ждали вечно в ходе всей нашей адаптации к зрелости. Но ребенок не ждет веч­но, напротив, вероятность того, что он достигнет адап­тации к зрелости в течение двадцати лет, близка к единице» (4, р. 136).

Эшби далее доказывает, что в природных систе­мах адаптация сохраняется. Это означает, что, когда обнаруживаются новые адаптации, старые не разру­шаются и что не стоит опять приступать к поиску, слов­но решение прежде никогда не находилось.

Связь с прагматикой человеческой коммуника­ции станет более понятна после следующего сообра­жения. В гомеостате существует одинаковая вероятность того, что любая из 390625 внутренних конфигураций реализуется благодаря взаимодействию четырех под­систем. Таким образом, возникновение данной пози­ции абсолютно не влияет на появление следующей конфигурации или их последовательности. Цепочка событий, в которой все элементы имеют всегда оди­наковую вероятность осуществления, свидетельствует о случайности. Из этого невозможно сделать никаких заключений и ничего нельзя утверждать относительно их будущей последовательности. Это другой способ за­явить, что подобное не несет никакой информации. Тем не менее, если такая система, как гомеостат, спо­собна хранить предыдущие адаптации для будущего применения, вероятность, свойственная последова-

 

-26-


ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОТСЧЕТА

тельности внутренних конфигураций, претерпит в не­котором смысле радикальное изменение, потому что обычное распределение по группам конфигураций бу­дет без конца повторяться и, следовательно, станет более вероятным, чем другие. Стоит отметить, что в этой фазе нет необходимости приписывать хоть какой-то смысл этим распределениям, их существование само по себе и является наилучшим объяснением. Цепочка, похожая на только что описанную, является основ­ным понятием информационной теории и называется стохастическим процессом. Таким образом, стохасти­ческий процесс указывает на закономерность, прису­щую последовательности символов или событий, где последовательность настолько проста, насколько прост рисунок белых и черных пятен на кофейнике, или же настолько сложна, насколько сложны специфические «рисунки» тональных и оркестровых элементов, ис­пользованных композитором, идиосинкразическое применение элементов языка в стиле данного автора или диагностически очень важные паттерны, содержа­щиеся в показателях энцефалограммы. Согласно ин­формационной теории, стохастические процессы де­монстрируют избыточность или напряженность, два понятия, которые могут быть заменены понятием пат­терн, использованным нами. Рискуя надоесть чрезмер­ной избыточностью, мы вынуждены снова подчерк­нуть, что эти паттерны не нуждаются в каком-либо объяснительном или символическом значении. Конеч­но же, это не исключает, что они могут коррелировать с другими проявлениями так, как, например, корре­лирует электроэнцефалограмма и некоторые медицин­ские состояния.

Избыточность была обширно изучена в двух или трех областях человеческой коммуникации, синтакси­се и семантике; достаточно в этой связи сослаться на упомянутые новаторские работы Шеннона (Shannon), Карнапа (Сагпар) и Бар-Гиллеля (Bar-Hillel). Вывод, который можно сделать из этих исследований, состо-

 

-27-


ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

ит в том, что каждый из нас обладает огромным коли­чеством знаний, касающихся закономерностей и ста­тистической вероятности, присущих как синтаксису, так и семантике человеческих коммуникаций. С психо­логической точки зрения, это знание очень интерес­но, поскольку оно полностью выходит за рамки чело­веческого сознания. Никто, возможно, за исключени­ем экспертов в области информации, не может утвер­ждать о существовании последовательной вероятности или порядка букв и слов в данном языке, хотя каждый может заметить и исправить опечатку, вставить про­павшее слово и довести до белого каления заику, за­канчивая за него предложение. Но знать язык и знать что-то, касающееся языка, — это знания разного по­рядка знаний. Так, человек может правильно и сво­бодно пользоваться своим родным языком и не вла­деть при этом грамматикой и синтаксисом, например, правилами, которые он соблюдает, говоря на нем. Если ему необходимо выучить другой язык — исключая слу­чай такого эмпирического приобретения, как его род­ной язык, — ему также придется изучить многие под­робности, касающиеся языка*.

Обратимся к проблемам избыточности или на­пряженности в прагматике человеческой коммуника­ции. Обзор литературы показывает, как мало работ опубликовано по этой теме, особенно рассматриваю­щих прагматику как интерактивный феномен. Под этим мы подразумеваем, что в основном большинство су~

* Бенджамин Ворф (B.Whorf), великий лингвист,неодно­кратно указывал на этот феномен, например, в главе «Наука и лингвистика»:

«Лингвисты долго полагали, что способность свобод­но говорить на языке необязательно связана с лингвисти­ческими знаниями, т. е. с пониманием происхождения это­го феномена, систематического процесса становленияи структуры языка, не более чем хорошая играв бильярд, нуждается в знании законов механики, которыми опериру­ют за бильярдным столом» (!б5, р. 213).

 

-28-


ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОТСЧЕТА

шествующих исследований ограничиваются изучени­ем эффектов влияния человека А на человека В, даже не принимая в расчет то, что, каким бы ни было вли­яние В на следующий поступок А, более сильное вли­яние на них оказывает, в свою очередь, контекст, в котором осуществляется их взаимодействие.

Нетрудно заметить, что прагматическая избыточ­ность по сути похожа на синтаксическую и семанти­ческую избыточность. Мы тоже владеем огромным ко­личеством знаний, позволяющим нам оценивать, ока­зывать влияние и предсказывать поведение. На самом деле, в этой области мы особенно чувствительны к противоречиям: поведение вне контекста или приоб­ретает некий вид случайности, или в нем отсутствует напряженность, и все это немедленно поражает нас скорее неуместностью, а не просто синтаксическими или семантическими ошибками коммуникации. Здесь мы и не подозреваем о правилах, которым следует ус­пешная коммуникация и которые нарушаются в про­тивоположном случае. Коммуникация постоянно вли­яет на нас; как говорилось ранее, даже наше самосоз­нание зависит от коммуникации. Об этом убедительно заявил Хора (Нога): «Чтобы понять себя, человеку тре­буется быть понятым другим. Чтобы быть понятым дру­гим, ему необходимо понять другого» (65, р. 237). Но если лингвистическое понимание основывается на правилах грамматики, синтаксиса, семантики и т. д., каковы же правила для того понимания, о котором говорит Хора? Получается, что мы их знаем, не зная, что мы их знаем. Мы находимся в постоянной комму­никации и, однако, совершенно не способны гово­рить о коммуникации. Решению этой проблемы и по­священа эта книга.

Поиск паттерна является основой всех научных исследований, там, где находится паттерн, есть и смысл — этот эпистемологический принцип также относится и к изучению человеческой коммуникации. Это было бы относительно легко, если бы исследова-

 

-29-


ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

ние заключалось только в опросе заинтересованных в интеракции, что дало бы возможность узнать, каким паттернам они обычно следуют, или, другими слова­ми, какие правила поведения они сами между собой установили. Недостаток применения техники опросника в том, что эти утверждения нельзя всегда принимать за чистую монету, особенно при наличии психопато­логии (эти люди вполне могут сказать что-то, а иметь в виду совсем иное — и, как мы только что убедились, существуют вопросы, ответы на которые могут быть абсолютно далеки от их понимания). Тогда, очевидно, необходимы различные подходы к изучению данной темы. Правила поведения и интеракции одного чело­века могут демонстрировать те самые уровни созна­ния, которые Фрейд установил, изучая описки и ого­ворки: (1) они могут быть доступны сознанию челове­ка, и тогда можно использовать опросник и другие простые техники «вопрос-ответ», (2) они доступны узнаванию и осознаванию, если на них укажут, или (3) они могут быть так далеки от сознания человека, что, даже если на них обратят его внимание и дадут им правильное толкование, он их так и не заметит. Бэйтсон (Bateson) обострил эту аналогию с уровнями сознания и представил проблему в рамках нашей кон­цепции:

«...Последовательно поднимаясь по лестнице по­знания, мы попадаем в области все более и более аб­страктных паттернов, которые все меньше и меньше подчиняются инспектированию со стороны сознания. Чем выше абстрагирование — тем более общими и формальными становятся предпосылки, с помощью которых мы сводим паттерны вместе, тем глубже по­гружение на нейрологический или психологический уровни и меньше доступность контролю сознания.

Для человека привычка к зависимости (алкоголь, наркотики, таблетки и т. п.) менее тягостна по сравне­нию с осознанием того факта, что в данном случае он получил помош!.. Может быть, он и способен это осоз­нать, но, вероятно, для него слишком сложно признать

 

 

-30-


ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОТСЧЕТА

следующий, более сложный паттерн, что, ища помощи, он обычно кусает руку, которая его кормит» (16).

К счастью, для нашего понимания человеческой интеракции, для внешнего наблюдателя картинка со­всем иная. Он похож на человека, наблюдающегоза шахматной игрой и не понимающего ни ее правил, ни ее смысла. Воспользуемся этой концептуальной моде­лью сознания «игроков» и предположим, что наблю­дающий не говорит и не понимает языка игроков и, следовательно, не может попросить дать объяснение. Для него скоро станет очевидным, что поведение иг­роков демонстрирует что-то, без конца повторяющее­ся -- избыточность, из которой могут быть сделаны экспериментальные выводы, заключения. Например, он обнаружит, что практически всегда за ходом одно­го игрока следует ход другого. Таким образом, из этого поведения можно будет легко попять, что игроки сле­дуют правилу чередования ходов. Правила, по кото­рым перемещается каждая шахматная фигура, будет не так просто определить, частично из-за сложности перемещений, а частично из-за очень разных повторе­ний, которые совершает каждая фигура. Например, на­блюдателю будет намного легче понять правила пере­мещения слонов, чем правило, по которому осуще­ствляется такое необычное и редкое явление, как ро­кировка, которая может так и не произойти. Заметим здесь, что рокировка включает в себя два последова­тельных движения, осуществляемые одним и тем же игроком, и тем самым выглядит нарушающей правило чередования ходов. Все же в теории, выстроенной на­блюдателем, слишком избыточное чередование ходов превалирует над рокировкой, и даже если появившее­ся расхождение останется неразрешенным, пока нет необходимости в том, чтобы отказаться от сформули­рованной гипотезы. Просмотрев несколько партий, наблюдатель со всей вероятностью сможет сформули­ровать с высокой степенью точности правила игры в шахматы, включая конец игры, т. е. шах и мат. При

 

-31-


ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ KCDMMVHI/1KAL|HH

этом он достигнет этого результата, не задавая вопро­сы.

Значит ли все это, что наблюдатель «объяснил» поведение игроков? Мы предпочитаем сказать, что он идентифицировалсложный паттерн избыточности*.

Конечно, в случае крайней необходимости он смог бы определить значение каждой фигуры и каждо­го правила игры, даже смог бы тщательно разработать мифологию игры, ее «глубокий» или «реальный» смысл, включая причудливые сказки о происхожде­нии этой игры, что и было сделано. Но все это не нуж­но для изучения игры как таковой, и подобное толко­вание или мифология имеет такое же отношениек шахматам, как астрология к астрономии".


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты