Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


От греч. xemeto — смешиваю; либо phingitis — «блестящий камень». 26 страница




 

 

НЕОБАРОККО(от греч. neos — новый и см. Барокко) — один из неостилей периода Историзма, вошедший в моду в странах Западной Европы в 1860-1890-х гг. Получил распространение главным образом в мебели и прикладном искусстве, где эклектически соединялись мотивы «неоренессанса», Неоготики, Барокко, необидермайера. Специфическое развитие стиль необарокко получил в архитектуре Петербурга. В 1836-1838 гг. О. Монферран построил в этом стиле дом П. Демидова на Большой Морской улице, а Л. Бонштедт по проекту Г. Боссе, в 1852-1858 гг.,— особняк З. Юсуповой на Литейном проспекте. К этому же стилю, но не совсем верно, относят дворец Белосельских-Белозерских на углу Невского проспекта и реки Фонтанки, возведенный в 1846-1848 гг. А. Штакеншнейдером «во вкусе Растрелли», но с измельченным декором, грубо имитирующий растреллиевский стиль, который даже в оригинале имеет лишь косвенное отношение к Барокко.

Третьим барокко иногда называют последнюю стадию развития стиля необарокко 1880-1890-х гг., характеризующуюся еще большей деструктивностью и обилием чрезвычайно измельченного «барочного» декора. Необарокко иногда отождествляют со Вторым Ампиром, что неверно.

 

 

НЕОБИДЕРМАЙЕР(от греч. neos — новый и см. Бидермайер) — возрожденный стиль Бидермайер в конце XIX — начале XX вв. в Германии и Австрии. Увлечение

1Муратов П. Образы Италии. М.: Республика, 1994, с. 228.

Бидермайером как «национальным стилем» наблюдалось в Германии в 1880-х гг., а несколько позднее, в 1890-х гг. распространилось в России, главным образом в оформлении интерьера и мебели. В Вене в стиле необидермайер работал архитектор Э. Зейдлъ. Возрождение стиля происходило в рамках Модерна. Немецкие архитекторы X. Тессенов и П. Беренс, продолжили эту традицию, из которой впоследствии вырос немецкий функционализм.

 

НЕОБРУТАЛИЗМ(франц. neobrutalisme от греч. neos — новый и лат. brutus — грубый) — течение в архитектуре середины XX в., представители которого, сознавая ограниченность конструктивизма и функционализма начала столетия, в поисках новых, более выразительных, эмоционально насыщенных, «живых» форм обращались к природе. Они использовали органические, природные формы и материалы, «брут» — «сырой», неотесанный камень, дерево, уделяли особое внимание связи архитектурной композиции с пейзажем (сравн. метаболизм; национальный романтизм; органическая архитектура; «сельский стиль»).

 

НЕОВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ— см. неорусский стиль; русско-византийский стиль.

 

НЕОГОТИКА(от греч. neos — новый и см. Готика, готический стиль) — исторически первый в ряду так называемых Неостилей, объединяемых художественным направлением Историзма и ретроспективным художественным мышлением. Возникновение Неоготики связано с началом романтического движения в Англии в середине XVIII в. Родиной романтизма была именно Англия. Одним из характернейших проявлений общей атмосферы «таинственности, идеализации средневековья и стремлений к неизведанному и ужасному» было появление в 1764-1787 гг. знаменитых «готических романов» X. Уолпола и У. Бекфорда. В 1754 г. в Лондоне вышла книга Т. Грея «Норманнское зодчество».

В 1748-1777 гг. X. Уолпол с помощью архитектора-классициста Р. Адама возводил свой собственный «готический замок» Строуберри-Хилл («Walpole's Strawberry Hill»), используя для этого фрагменты подлинной готической архитектуры.

В 1762 г. в Лондоне были опубликованы «Поэмы Оссиана» — стилизации под исландский эпос, переведенные затем и на русский язык (1788). В моду входили интерьеры в «готическом стиле», романтические сады с руинами, водопады с «развалинами старинных зданий». В Англии неоготика называлась «Готическое Возрождение» («Gothic Revival»). Этому течению отдали дань наиболее известные архитекторы английского Классицизма: К. Рен, Дж. Нэш, Дж. Вэнброу. Было во-обще характерно, что в Англии, а затем и во всей Европе к середине XVIII возрождение интереса к «темному средневековью», как естественная реакция на холодность академического Классицизма, происходило, тем не менее, параллельно с увлечением античностью. Ведь именно к этому времени относится деятельность Винкельманна, сенсационные открытия о Геркулануме и Помпеях. После наполеоновских войн движение "национального романтизма" получило новый импульс. Так во Франции возник стиль "трубадур", а в Англии в начале XIХ в. — снова «Готическое Возрождение», продолжавшееся почти до конца столетия как составная часть «викторианского стиля». Неоготика — это художественная игра, создание мечтательной атмосферы для интеллектуального, исторически мыслящего, образованного и тонко чувствующего аромат средневековья человека, который понимает правила этой художественной игры и не ждет от нее точного соответствия, имитации форм подлинной средневековой готики, а ищет историко-культурных ассоциаций и аллюзий. Неоготика — новый по содержанию, но ретроспективный, вторичный по формам стиль. Поэтому неверно именовать его «ложной Готикой», как это иногда делают. Неоготика существовала и в XVIII в., и в начале XIX в., параллельно с Неоклассицизмом, и в середине столетия, и в конце, в период Модерна, завершившего «романтическое столетие», каждый раз отвечая новым, актуальным задачам.

В Германии одним из создателей Неоготики считается архитектор, живописец и рисовальщик-романтик К. Ф. Шинкель. Другой немецкий архитектор Ф. фон Шмидт в 1844-1848 гг. достроил башни знаменитого Кёльнского собора таким образом, что именно после этого он приобрел «подлинный готический вид». Характерно, что стиль Неоготики в Германии развивался в начале XIX в. наряду с «прусским эллинизмом», прежде всего в творчестве Шинкеля. Это выражалось в частичном взаимопроникновении, даже смешении элементов того и другого стиля, в «жесткой» «полуготической», чисто немецкой прорисовке античных орнаментов, но не выглядело эклектикой лишь потому, что органично существовало в едином «пространстве» художественного Романтизма.

В России Неоготика как одно из течений Романтизма существовала еще с середины XVIII в. в творчестве В. Баженова, М. Казакова и Ю. Фельтена. В 1774-1780 гг. Фельтен — архитектор екатерининского классицизма, немец по рождению и учившийся архитектуре в Германии, возвел свою знаменитую Чесменскую часовню — романтический парафраз на тему Готики. В 1770 г. для изучения «новой готической архитектуры» Екатерина послала в Англию архитектора В. Неелова с сыном и он же построил в Царском Селе Адмиралтейство в «готическом стиле». В 1826-1827 гг. шотландец А. Менелас возвел для Николая I в Петергофе «Коттедж» по образцу английских загородных домов, а Н. Бенуа — здание вокзала, также в духе английской готики (1854-1857). Эти постройки стали символом нового «николаевского» Петергофа, отличающего его от «барокко» петровского и елизаветинского времени (см. николаевская готика).

Петергофский коттедж с его витражами и «гамбсовой мебелью» в «готическом стиле» был образцом для подражания. Неоготика становилась органичной частью русских романтических усадеб и парков. Так, в усадьбе Строгановых Марьино крепостными крестьянами были отделаны интерьеры в «готическом вкусе» и разбит романтический парк «с руинами». В стиле Неоготики работали архитекторы А. Брюллов, М. Быковский, И. Монигетти. Примечательно, что все названные мастера не забывали в то же время и «русский», «помпеянский», «мавританский» стили, что было обычным для периода Историзма и стилизаций. Английскую Неоготику в начале XIX в. представлял архитектор Т. Хоппер. Особенно часто в «готическом стиле» оформлялись интерьеры кабинетов, библиотек, что должно было придавать им романтическую «таинственность». В моду входила геральдика, кабинетные витражи, рыцарские атрибуты, мотивы французского «стиля трубадур», скульптуры вооруженных рыцарей на каминах и часы в виде готических соборов.

Новая волна Неоготики распространилась в искусстве Модерна, что свидетельствовало об усилении романтического мироощущения на «повороте столетий». В 1893 г. Ф. Шехтель и М. Врубель создали знаменитые неоготические интерьеры особняка 3. Морозовой на Спиридоновке в Москве. В 1894-1896 гг. А. Красовский оформил «готическую библиотеку» Зимнего дворца. Столь долгое существование стиля Неоготики говорит о том, что он являлся не досадным заблуждением или «испорченностью вкуса», а выражением закономерного и постоянного стремления человека к овеществлению своей причастности историческому времени, осознанию своего места в истории европейской культуры.

 

 

«НЕОГРЕК»(франц. «neogrecgue» — «неогреческий») — другое название Неоклассицизма. Однако, в отличие от органичных классицистических композиционных решений, этот термин чаще используют для обозначения поверхностных, фрагментарных стилизаций декора фасадов зданий, оформления интерьеров, мебели периода Историзма и эклектики середины и второй половины XIX в. Стилем «неогрек» иногда называют «прусский эллинизм». В живописи и скульптуре к этому стилю причисляют художников салонно-академического направления периода Второй Империи во Франции, стилизовавших свои произведения «под греческий стиль»: Ж.-Л. Жерома, Ж.-Л. Хамона (см. Второй Ампир, или стиль Второй Империи).

 

 

НЕОИДЕАЛИЗМ— см. Неоклассицизм.

 

 

НЕОИМПРЕССИОНИЗМ (франц. neoimpressionnisme от греч. neos.— новый и см. импрессионизм). Этот термин используется в двух основных значениях. В первом — как синоним дивизионизма, или пуантилизма, живописного метода, изобретенного Ж. Сёра. Во втором — для обозначения распространения импрессионизма за пределами Франции во второй половине XIX — начале XX вв. В этом смысле к неоимпрессионистам относят таких художников, как В. Лейбл, М. Либерманн, М. Люс, М. Слефогт, А. Цорн, которые лишь частично пользовались импрессионистическими приемами или изменяли их почти до неузнаваемости (сравн. постимпрессионизм; преимпрессионисты; русский импрессионизм).

 

НЕОКЛАССИЦИЗМ(франц. style neoclassique, нем. Neoklassizismus от греч. neos — новый и см. Классицизм) — возрождение классических традиций и классических форм в искусстве, ретроспективная тенденция художественного мышления, стремление к «очищению» форм, возвращению к вечным идеалам античности. В своем глубинном значении это стремление имеет романтическую окраску, является одним из проявлений Романтизма. В истории искусства Западной Европы Неоклассицизмом принято называть Классицизм второй половины XVIII в. с. тем, чтобы отличать его от Классицизма Итальянского Возрождения XVI в. и «Большого стиля» Людовика XIV в искусстве Франции XVII столетия. В русском искусстве в той степени, в какой это происходило в искусстве Италии или Франции XVI-XVII вв., классицистические формы не развивались, поэтому русское искусство второй половины XVIII в. называют просто Классицизмом, а неоклассицизмом — соответствующее течение в искусстве Модерна начала XX в.

Родиной Неоклассицизма была Франция. После триумфа «Большого стиля» и рождения Рококо Франция оставалась законодательницей художественных стилей для всей Европы (см. восемнадцатого века искусство). Однако мироощущение самих французов менялось. Безудержная вычурность Рококо, особенно в работах Ж. -О. Мейссонье и Ф. Кювилье, стала надоедать, да и все возможности рокайля были исчерпаны. В 1740-х гг. обнаруживались стремления художников повернуть обратно к Классицизму. Сама маркиза де Помпадур, фаворитка Людовика XV, увлекаясь античным искусством, начала вводить в моду стиль «a la grecque» 1 (см. «помпадур стиль»). Ее начинания продолжила мадам Дюбарри.

Развитие стиля Неоклассицизма во Франции совпало с годами правления короля Людовика XVI (1774-1789), отсюда второе название «стиль Людовика XVI», и эпохой Просвещения.

1 По-гречески (франц).

Ж.-Ж. Руссо призывал обратиться к «естественному человеку, простым чувствам, ясным и сильным действиям». В 1754 г. художественный критик и гравер Ш.-Н. Кошен требовал от художников «соблюдать некоторые простые правила, продиктованные здравым смыслом» и «не изменять естественный порядок вещей». Но внимание художников, уже в который раз, обратилось не к природе, где идеологи Просвещения искали «естественный порядок вещей», а к искусству античности. Толчок этому дали сенсационные находки в Италии. Еще в 1719 г. были открыты погребенные под пеплом Везувия развалины города Геркуланум, в 1748 — начались раскопки Помпеи. Все, связанное с жизнью и бытом древних римлян, стало модным. В 1752-1767 гг. коллекционер и гравер граф А. Кейлюс публиковал «Собрание античных древностей». Еще ранее, в 1730 г., было издано собрание рисунков римских терм А. Палладио. В 1764 г, вышла книга И. Винкельманна «История искусства древности». Написанная в Риме, она была сразу же переведена на французский язык. «Единственный путь для нас сделаться великими и, если можно, неподражаемыми — это подражание древним»,— писал Винкельманн. Подлинной греческой античности, как и в эпоху Возрождения, тогда почти не знали. В этом отдавал себе отчет и Винкельманн, но «в Риме у художников зарождалось смутное предчувствие Греции». Это было началом Историзма художественного мышления. - В архитектуре снова утвердился классический тип симметричной крестово-купольной композиции, разработанный в рисунках Леонардо да Винчи, Браманте, Рафаэля и Микеланжело. По образцу собора Св. Петра в Риме архитектор Ж. Суффло с 1755г. начал возводить в Париже церковь Св. Женевьевы, превращенную в 1791 г., по ассоциации с древнеримским обычаем, в Пантеон — усыпальницу великих людей Франции. Это здание стало образцом для многих других европейских сооружений, в том числе для Исаакиевского собора в Петербурге. В Англии французскому Классицизму еще в середине XVII в. подражал ученик палладианца И. Джонса Дж. Уэбб, а затем знаменитый К. Рен.

В середине XVIII в. в моду входят «пейзажные», потом их назовут «английскими», сады и парки свободной, естественной планировки с романтическими парковыми сооружениями в «античном стиле» (см. пейзажный стиль). Это было также одним из проявлений Неоклассицизма.

Выдающимся архитектором и декоратором французского Неоклассицизма был Ж.-А. Габриэль. По его проекту были оформлены интерьеры, вся обстановка, мебель дворца Малый Трианон в Версале — одного из первых ярких проявлений нового стиля (1762-1768). Характерный прием Габриэля — сочетание прямых линий, спокойных, ясных плоскостей и округлых форм — стал символом раннего французского Неоклассицизма, который по имени архитектора получил второе название «стиль Габриэль». Даже в Италии, где на протяжении всего XVII и XVIII вв. продолжали господствовать формы Барокко, новые веяния Классицизма, соединяясь с барочными тенденциями, своеобразно проявились в романтике офортов Дж.-Б. Пиранези.

С 1768 г. в Париже начали издаваться сборники гравированных орнаментов: для мебели, росписи стен и потолков, светильников, тканей. Однако, ранний стиль Людовика XVI не представлял собой резкого поворота, поначалу он не порывал с Рококо, а лишь вводил его формы в более спокойное, рациональное русло. Это все тот же легкий и изысканный, чисто «французский» стиль. Только изогнутые линии становились проще. Сохранялась любовь к экзотическому китайскому искусству. Все это создавало ощущение некоторого возврата к Барокко. И античная классика воспринималась именно через призму стиля Людовика XIV. Таким образом, между стилями Людовика XV и Людовика XVI возникал как бы некий переходный стиль. Но в дальнейшем оформление интерьеров становилось строже, в мебели начали преобладать прямолинейные формы и вертикальные линии. Как и столетие назад, в «Большом стиле», классицистическая тенденция стала доминирующей, возможно, потому, что французам вообще чужда экзальтация барочного стиля. В декоре все шире использовались античные мотивы: факелы, колчаны со стрелами, рога изобилия, грифоны, сфинксы. Появились кресла с характерной круглой спинкой и ножками в виде звериных лап. Излюбленный колорит Рококо не отрицался, а получил дальнейшее развитие. Господствовавшими цветами остались белый с золотом. Но блеск глазурованного фарфора сменился матовостью бисквита, пестрота и яркость расцветки тканей — спокойными полутонами. В Англии Дж. Веджвуд именно в это время удачно нашел тот матовый тон, который не разбивал бликами и рефлексами стилизованную под антики форму керамических ваз.

Все это говорит о том, что античность была только поводом, но не образцом для нового стиля. Античные мотивы значительно перерабатывались французскими художниками, создававшими совершенно оригинальный стиль. Именно поэтому во Франции более распространено название не Классицизм, а стиль Людовика XVI. Как точно подметил Э. Кон-Винер, «часто бессознательная разница между образцом и его переработкой выражает, собственно, идею стиля» 1. Так, оригинальное «геометрическое» течение французского Неоклассицизма без аллюзии на античность создали архитекторы-мегаломаны Э.-Л. Булле и К.-Н. Леду. В живописи Неоклассицизм созревал медленнее. Лишь в 1779 г. знаменитый живописец Ж.-Л. Давид смог сказать свои знаменитые слова, что с его глаз «будто спала пелена после семидесяти лет господства палладиева вкуса», но при этом он имел в виду зарождающиеся в русле Неоклассицизма идеи Романтизма, в его собственном творчестве скоро переродившиеся в Ампир. Под влиянием нравоучительства французских просветителей Неоклассицизм в изобразительном искусстве часто смыкался с сентиментализмом и академизмом. Пример тому, творчество А. Кановы, чрезвычайно модного в свое время итальянского скульптора. «Какова кажется слащавым больше, чем кто-либо другой; рассчитанная наивность его Венеры невыразимо противна. Но то, что в это время наибольшей известностью пользовались именно такие скульпторы, доказывает, что такие чувства яснее всего выражали стремления эпохи... Сам Торвальдсен говорил об Амуре и Психее Кановы, что эта группа скомпонована как ветряная мельница» 2. В подобных образах, грешащих отсутствием подлинно художественной цельности, несмотря на внешнюю привлекательность, сказывалось подсознательное стремление к суррогату, подслащенной подделке. Недаром такая «античная» простота соединялась с сентиментальной «христианской кротостью», нравоучительной добродетелью в движении назарейцев, прерафаэлитов и выливалась в дальнейшем в множество эпигонских течений и неостилей. Иные художники стремились к возрождению неоплатонизма и чистоты средневекового искусства. Другие, как Э.-М. Фалъконе, балансировали на грани Рококо и Неоклассицизма, третьи — как Ж.-Д. Энгр и Б. Торвальдсен становились апостолами академизма (сравн. «неогрек»). В Германии начала XIX в. движение Неоклассицизма приняло крайне прямолинейный стилизаторский характер и получило название «прусского эллинизма.»

Свою специфику имел Неоклассицизм

1 Кон-Винер Э. История стилей Изобразительных искусств. М.: ИЗОГИЗ, 1936, с. 194. 2 Там же, с. 197.

в Англии, где он начал развиваться ничуть не позже Франции, но был более связан с Романтизмом и потому часто переплетался с Неоготикой и лишь впоследствии стал ассоциироваться с «французским новым стилем». Архитектор К. Кэмпбелл еще в 1717г. начал использовать в своих проектах античные формы. Английским классицизмом называют стиль Георга III (1760-1820, см. георгианский стиль). В оформлении интерьера английского классицизма прославились братья Р. и Дж. Адам. В искусстве мебели, вслед за французскими мастерами немецкого происхождения Ж.-А. Ризенером и Д. Рентгеном, Дж. Хэпплуайт в 1788 г. издал сборник гравюр с образцами мебели легкого изящного рисунка, а Т. Шератон создал более строгий, даже несколько жесткий стиль. В Австрии венское рококо, или стиль императрицы Марии Терезии в самом конце XVIII столетия сменился местным вариантом стиля Людовика XVI — стилем Иосифа II (1780-1790), или стилем цопф. В России развитие классического стиля также имело свои особенности. В. Курбатов отмечал, что «русским архитекторам принадлежит честь завершения последнего великого стиля, неоклассического, в двух его подразделениях — неогреческом (или Людовика XVI) и неоримском (или Ампир)»3. Далее он утверждал, что ни во Франции времен Блонделя и Суффло, ни в Германии, ни в Англии Классицизм не достиг той чистоты стиля, которая отличает постройки Камерона, Кваренги, Воронихина и Захарова. Вероятно, именно в России сложилась та благоприятная атмосфера, которая позволила этим мастерам достигнуть высот классического стиля (см. екатерининский классицизм; александровский классицизм). Однако, в отличие от первой волны Классицизма второй половины XVIII в., александровского классицизма и Ампира начала XIX в., русским Неоклассицизмом в настоящее время принято называть возрождение классического стиля в начале XX в., т.е. в период Модерна.

Неоклассицизм Модерна был естественным, закономерным явлением, возникшим из потребности противостоять хаосу и бесстилью эклектизма второй половины

3 Курбатов В. Подготовка и развитие неоклассического стиля. СПб., 1911, с. 1.

XIX в. Это течение было подготовлено живописным «неоидеализмом» X. фон Маре, А. Фейербаха, скульптурами А. Майоля и теоретическими разработками А. Хильдебранда (см. римский кружок). В архитектуре Германии символом Неоклассицизма стала вилла, построенная для себя Ф. фон Штуком в Мюнхене (1898), как ранее постройки стиля «прусского эллинизма» К. Ф. Шинкеля и Л. фон Кленце. В деятельности архитекторов венского модерна Неоклассицизм прямо переходил в рационализм конструктивистского течения, представленного творчеством позднего О. Вагнера и его учеников Й. Ольбриха и Й. Хоффманна. Появлялись также симбиозные формы «модернизированной классики» с элементами немецкого конструктивизма. В Петербурге характерным примером этого стиля является дворец Кшесинской, построенный А. фон Гогеном (1904-1905). Однако для Петербурга более органичной была другая тенденция неоклассического стиля в духе стилизаций «Мира искусства», которую критик Г. Лукомский очень удачно назвал «тенденцией ретроспективного просветления». Это течение всячески поддерживали А. Бенуа, В. Курбатов. Наиболее яркими представителями «ретроспективного просветления» в Петербурге были: И. Фомин, В. Щуко, А. Таманян, И. Жолтовский, А. Гимпель, А. Клейн, М. Лялевич (см. также контекстуализм). Влияние Классицизма ощущалось и в постройках архитекторов «северного модерна» Ф. Лидваля, А. Бубыря, Н. Васильева, М. Перетятковича. Этот своеобразный классический неоромантизм был также назван «Петербургским Возрождением». Для Петербурга такое название имело особый смысл. После всех поисков в русле стилизаций и эклектики периода Историзма второй половины XIX столетия Неоклассицизм означал возвращение к первоисточникам петербургского стиля, выражение его причастности к общеевропейской культуре. Приветствуя появление этого течения в петербургской архитектуре, А. Бенуа в 1917 г. все же делал ему упрек во вторичности: «Даже в наиболее удачных произведениях подкладка остается нездоровой и шаткой, отсюда какие-то провалы в находчивости... пока хватает готовых материалов архитекторы-классицисты работают красиво и изящно, но как только появляются непривычные, новые условия, они робеют... соединяют несоединимое, компилируют»1. Этим Неоклассицизм и отличается от подлинной классики. Поэтому, справедливости ради, упрек, брошенный Бенуа, следует отнести ко всем неостилям, в рамках которых трудно решать актуальные композиционные задачи. Любая «модернизация» классики так или иначе ведет к эклектике. Правда, далее Бенуа спрашивает, а может быть и хорошо, что «нашего стиля нет, а есть родная для всех людей... еще от времен Перикла и Августа... мудрая, в счастье рожденная... классика?» 2

В архитектуре Петербурга 1870-1880-х гг. существовало еще одного неоклассическое течение поверхностного, стилизаторского и эклектичного характера, оцениваемое обычно отрицательно и презрительно, в кавычках именуемое «стилем Людовика XVI». В отличие от подлинного «Людовика XVI» в этом течении беспорядочно соединялись отдельные элементы французского и раннего русского Классицизма, необарокко и неорококо. Этот стиль всегда узнаваем по крайне измельченной и «сухой» прорисовке деталей. Он чрезвычайно близок к так называемому «неоренессансу».

В целом, не смотря на светлые, «очищающие» стороны неоклассического движения, Неоклассицизм периода эклектики и Модерна в отличие от всех предыдущих исторических стилей Классицизма был менее всего творческим и продуктивным. Зодчие Итальянского Возрождения, начиная с Ф. Брунеллески и Л.-Б. Альберти, претворяли увиденные ими в развалинах античного Рима формы, по-новому и создавали из них своеобразные композиции, как, собственно, и древние римляне перефразировали греческую ордерную систему на собственный лад. Подобным же образом классицисты XVII-XVIII вв. изобретали свои типы композиций в архитектуре, скульптуре и живописи, становившиеся образцом для позднейших подражаний. Неоклассики Модерна, как правило, просто повторяли, имитировали Палладио либо Сансовино. Неоклассицизм, таким образом, обнаруживал явную тенденцию

1 А. Бенуа размышляет... М.: Сов. художник, 1968,

с. 117-118.

2 Там же, с. 131-132.

вырождения, внутренней «усталости», потери творческого начала. И если на первой стадии своего развития, в рамках культуры Модерна, он еще соединялся с декоративными формами Ар Нуво, на второй — с рациональными конструктивными решениями, то затем выродился в простую декорацию и резко противопоставил себя всем новаторским поискам. Многие неоклассические здания Петербурга этого периода могут ввести в заблуждение даже людей, знающих толк в искусстве. Так, дом С. Абамелек-Лазарева на Мойке, построенный И. Фоминым в 1912-1914 гг., можно принять за старое здание. И только при более внимательном рассмотрении видно, что это искусная декорация, как бы имитирующая «собирательный образ» классического здания Петербурга. Сходную консервативную и академичную роль в живописи и графике того времени играл Неоклассицизм В. Шухаева и А. Яковлева.

Своеобразным было проявление неоклассических тенденций и в модернистким искусстве. С формальной точки зрения Неоклассицизмом являлся во французской живописи пуризм. В 1921 г. бывший футурист Д. Северини опубликовал в Париже брошюру «От кубизма к классицизму», в которой, поддерживая пуристов, призывал к «чистоте формы» и «эстетике циркуля и числа». Живописные произведения самого Северини 1920-х гг. демонстрировали попытку достижения подобной классичности. М. Дени восхвалял Энгра и Пуссена, а в 1913 г. опубликовал сборник теоретических статей «От символизма и Гогена к новому классическому порядку». В 1919 г., апеллируя к классической традиции, Дени организовал «Мастерские религиозного искусства», в которых пытался возродить «дух времен Рафаэля»1. Постимпрессионист Л. Анкетен, ученик Ж. Сёра, все свои картины закопал в саду и начал учиться живописи заново, подражая Микеланжело и Рубенсу. Интересно, что еще в 1880-х гг. В. Ван Гог писал, что «вокруг много говорят о Пуссене». В 1920-1925 гг. неоклассическая тенденция проявилась достаточно сильно даже у такого великого нигилиста в искусстве, как П. Пикассо.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты