Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Кен Уилбур




 

Каким образом образное мышление, воображение и музыка могут проникнуть в подсознание? На протяжении последних двадцати пяти лет одним из наиболее выдающихся исследователей, которые ставили перед собой этот вопрос, была Джин Хьюстон, в экспериментах которой используются музыка и творческая визуализация, чтобы возродить в каждом человеке мистические образы. Во время своих сеансов, которые длятся от трех до пяти дней, Хьюстон и ее актерская труппа, музыканты и танцоры, стараются воссоздать различные мифические истории, такие как «Одиссея», «Персифаль», «Волшебник изумрудного города» или легенды об Изизе и Осирисе. Они используют это для иллюстрации того, каким образом испытуемые могут легко воспроизвести образы и ритмы, так как они очень похожи на их собственные.

Сколько современных Орфеев дремлет внутри нас. Талант нужно обнаружить и вывести наружу. Кто из нас не подпадал, подобно Одиссею и его товарищам, под волшебное влияние хора сирен, который убаюкивает и тянет за собой в пропасть? Хьюстон приходит к выводу, что использование актеров для восстановления этих архетипичных драматических произведений создает гораздо более сложные образы, чем простая визуализация.

Музыка и образность могут заставить нас погрузиться в наш собственный мир. Я часто сравниваю это с путешествием. С одной стороны, люди испытывают похожие страхи — страх оставить свой дом и путешествовать в местах, где странные знаки и символы, где другой язык и незнакомый климат. Иногда хочется исследовать такой мир самостоятельно, не руководствуясь ничем, кроме собственной интуиции. С другой стороны, приносит пользу чтение всевозможных справочников, изучение карт. Мы можем также заказать строго спланированное путешествие, которое выполняется по графику. Несмотря на все страхи, любопытный путешественник всегда найдет способы исследовать новое, выстроив свой баланс между тягой к приключениям и чувством опасности.

На моих учебных семинарах я стараюсь быть таким гидом для слушателей. Иногда я совершаю с ними путешествия посредством музыки, поскольку очень важно, чтобы они обнаружили для себя новое в музыке и научились существовать в новой обстановке. С другой стороны, я часто веду себя более активно, работая над более глубоким внедрением музыки в их подсознание.

Для того чтобы путешествовать по нашему внутреннему миру, нужно оставить позади свою логику. Мы по-разному плаваем в бассейне и у побережья моря и ощущаем совершенно другой опыт, попав в Тихий океан. Существует много способов испытать душевные глубины, находясь у себя дома. Для одних океан является замечательным местом, полным чудесных рыб. Для других это темная, холодная пропасть, кишащая невидимыми акулами, готовыми проглотить вас. Все это есть в подсознании, от самого приятного до самого ужасного. Правильно подобранная музыка может помочь нам исследовать эти глубины, как будто мы опытные ныряльщики, готовые увидеть прелесть и ужас внутреннего подводного мира.

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Дирижируя собственной Жизнью

 

Представьте себе, что вы обладаете мощью великих дирижеров современности: Тосканини, Бернштейна, Осавы или Джона Уильямса. Совершенно немузыкальные люди, музыканты-любители и даже опытные профессионалы могут получить пользу от простого упражнения, которое начинается и оканчивается в нашем воображении. Выберите музыкальную запись (например, «Второй концерт си-минор для скрипки» Паганини, увертюру к «Летучему голландцу» Вагнера, какую-нибудь из симфоний или фортепианных концертов Бетховена или звуковую дорожку к фильму «Звездные войны»). Закройте глаза и спокойно постойте минуту или две, стараясь расслабиться, снять напряжение с ног, колен, бедер, позвоночника, кистей рук, плеч, локтей и головы. Когда музыка зазвучит, представьте себе, что вы великий дирижер и стоите перед знаменитым оркестром. Пытайтесь выплеснуть из своих рук ритмы, эмоции, всю прелесть музыки. В то же время почувствуйте, что музыка дирижирует вами,наполняет ваше тело, оживляет руки и ноги.

Старайтесь попеременно дирижировать коленями, бедрами и головой. Только ие нужно танцевать, просто дайте возможность рукам и туловищу двигаться в такт музыке, представляйте себя скульптором, который лепит свои произведения из звука.

Проделайте этот эксперимент с одной и той же музыкой в течение пяти дней. Когда вы хорошо узнаете ее, пусть ее дух окружает и наполняет вас. Затем представьте, как будто оркестр сидит перед вами: слева от вас скрипки, далее виолончель, духовые инструменты, литавры в середине, ударные инструменты сзади, контрабасы справа. Пусть музыка наполняет вас.

Делая такое упражнение десять или двадцать минут каждый день, вы приведете в норму волны мозга. Оно позволит раскрыться вашим творческим способностям.

В отличие от наркотиков, которыми пользуются некоторые люди для того; чтобы создать внутри себя различные психические :остояния, музыка не приводит к образованию диаболических моделей и наркотической зависимости. Когда мы путешествуем в мире музыки, у нас становится ясной голова и мы осуществляем больший контроль над своим сознанием. Мы всегда можем уменьшить громкость музыки или выключить ее совсем, а если что-то «естественное или угрожающее всплывет из глубин нашего сознания, мы можем дать этому страху исчезнуть.

Наш выбор музыки, то время, которое необходимо нам для того, чтобы попробовать это, ощутить все подводные течения, в каждом случае уникально. Музыка может казаться столь безопасной и комфортной, что воды будут представляться нам богатыми и питательными, нам будет казаться, что мы видим толщу насквозь до самого дна. Слушая другую музыку, нам будет казаться, что мы глядим в пустоту, как бы видим образ собственной смерти. Поскольку в жизни время от времени приходится заглядывать в эту пустоту, музыка и образность помогают нам пережить такие моменты и преодолеть самые сильные страхи. Мы можем научиться преодолевать водные преграды или плыть вокруг источника проблем. В то же время музыка может научить нас любить невидимое и даст уверенность в поисках вечности.

Во время одной из поездок 1956 года Маргарет Тилли, пианистка и музыкотерапевт, посетила Карла Юнга в его доме в Куснахте. Во время разговора она спросила великого психоаналитика о его отношении к музыке. «Моя мать была прекрасной певицей, как и её сестра, а моя дочь — прекрасная пианистка, — ответил Юнг. — Я знаю всю музыкальную литературу. Я слышал практически всех великих исполнителей, но больше не слушаю музыку. Она истощает и раздражает меня». Удивленная таким ответом, Тилли спросила, почему. На это Юнг ответил: «Дело в том, что музыка имеет дело с таким глубоким архетипным материалом, что даже те, кто исполняет ее, до конца не понимают этого».

Во время этой встречи Юнг попросил Тилли продемонстрировать, как она использует музыку для лечения своих пациентов. Очень удивленный, он воскликнул: «Это открывает новую страницу исследований, о которых я никогда не думал. Из-за того, что вы показали мне сегодня, я чувствую, что отныне музыка станет существенным элементом любого психоанализа. Она поможет добраться до самого глубокого архетипного материала, до которого мы иногда можем только дотянуться в работе с пациентами. Это просто великолепно».

Несмотря на то что Юнг так и не стал использовать музыку в своей работе к концу жизни, он стал считать музыку воротами, через которые можно проникнуть в коллективное подсознание. Его особенно интересовали циклические формы многих композиций, он рассматривал сонату, основанную на четырех движениях, как символ подсознательных процессов. «Мы знаем, что творческая энергия подсознания захватывает художника или музыканта своей силой инстинктивной волны, — высказала свое наблюдение Патриция Уорминг, последователь Юнга в Сиэтле, использующая музыку. — Она часто так захватывает человека, вне зависимости от прошлой жизни, здоровья или счастья. Такой человек становится средством личностного переноса. Такие великие музыканты, как Моцарт и Бетховен, знали, что дух вселится туда, куда они укажут».

В конце 1980-х годов Уорминг проводила вместе со мной семинар, и я попросил ее провести вокальное сканирование. По мере того как звуки, издаваемые ею, становились все более сильными, я дал ей мысленную команду превратить их в песню. Ее глаза были закрыты. Я подвел ее к пианино и стал ей аккомпанировать. Казалось, что она «пела на голоса». Патриция рассказала после, что ей никогда не могло бы прийти в голову, что песня как бы родится у нее из самой глубины. Но это еще не было концом опыта. В ту ночь ей приснился сон, что она находится на берегу океана в небольшой хижине, где должна готовить себе еду. Но тут случилось небольшое землетрясение, и она не смогла найти кухонные принадлежности. Она истолковала этот сон таким образом, что в ее сознании произошел какой-то сдвиг и она больше не сможет готовить себе пишу по-старому. Таким образом, через свой голос Уорминг обнаружила в себе необходимость перейти на новую диету, а впоследствии помогала пациентам добраться до глубин своего архетипного материала.

 

Управляемая образность и музыка

 

Самое современное терапевтическое использование музыки и образности сегодня известно под названием «Управляемые образность и музыка» (УОМ). Этот способ помог Джерри выбраться из глубочайшего аутизма в той истории, которая была рассказана в начале этой главы. В 1960-х годах начались исследования в университете Джона Хопкинса в городе Балтимор. Поначалу изучались наркотик ЛСД и его воздействие на искусство, художество и другие формы проявления творчества. Из ранних экспериментов возникли наука искусствотерапии (которая включает спонтанное рисование кругов, фигур и прочих образов), система дыхания, а также изобразительные средства под музыку, которые используются в клинической практике.

Впервые метод УОМ, открытый музыкотерапевтом Хелен Бонни, доктором философии, развился в современную модель лечения «одни иа один» в частной психологической практике. В ранних исследованиях, связанных с наркотиком ЛСД в Мериленде, Бонни обнаружила, что музыка помогает пациентам восстановить контроль иад собой и полиостью погрузиться в свой опыт, разбудить эмоции и поддерживать сознание в течение длительного времени. Это стало основой естественного выздоровления. Бонни обнаружила, что пиковые примеры опыта — моменты великих прозрений и мудрости — может пробудить музыка. Опираясь на опыт во времени, музыка создает чувство вечности, безвременья. Бонни с коллегами удалось показать, что музыка находит дорогу к самым глубоким областям нашей психики через эмоциональную боль, потери и даже смерть. Музыка дает возможность мозгу исследовать неведомое безопасным и целенаправленным образом, а не посредством хаотичной, иервной перегрузки, которая часто сопровождает использование наркотика ЛСД.

Несмотря на то что термин неправильно понимают, да и вообще назвали неверно (в этом процессе нет никакой «управляемой образности»), метод УОМ представляет собой методику, при которой музыка сама становится гидом, позволяющим создавать образы. «УОМ подразумевает слушание в расслабленном состоянии избранных музыкальных фрагментов для того, чтобы сбросить оковы с творческой фантазии, символического мышления и глубоких чувств, которые возникают из глубокого осознания самого себя», — поясняет Бонни. Во время сеансов УОМ терапевт помогает клиенту (которого обычно называют «путешественником») исследовать образы по мере их появления, вместо того чтобы интерпретировать символику и ставить диагноз. Самый главный диагноз терапевта здесь — поддерживать поток сознания, последовательность образов, которые появляются из глубин сознания, и поощрять «путешественника» выражать свои эмоции.

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Музыка для массажа

Музыка помогает делать массаж.

 

В этом упражнении вам нужно поставить три разных музыкальных отрывка для друзей, членов семьи или клиентов, которым делают массаж.

Во-первых, для того чтобы ввести человека в расслабленное состояние, нужно поставить медленную, фоновую музыку, которая создает безопасную среду, способствует глубокому дыханию и высвобождает мысли и чувства. Как пример можно назвать «Гимнопедии для фортепиано» Эрика Сатье и музыку «Нового века», исполняемую на флейте (например, работы Карлоса Накай и Джона Ранье).

Во время массажа обычно происходит глубокая проработка мышц и органов организма, а мозг при этом впадает в расслабленное полусонное состояние. Здесь пригодится музыка с медленным пульсом или такая, которая позволяет организму «выпустить» напряжение. Это «Глубокое слушание» Полин Оливерос, «Вечером в четверг» Брайана Эно или «Музыка для аббатства святого Клемента» Стюарта Пемпстера.

На заключительном этапе поставьте такую музыку, которая приятна, мелодична и имеет несколько более быстрый ритм (между 50 и 60 ударами в минуту). Это медленные и плавные пьесы Моцарта из концертов для фортепиано или арфы, которые помогают построить мост между теми ощущениями, которые вызывает массаж, и миром, в который мы вынуждены вернуться.

Если расслабить челюсти и издавать звуки («мычать», бормотать или напевать), пока массажист над вашим телом, можно добиться еще большего эффекта. Можете попросить, чтобы тот, кто делает вам массаж, тоже что-нибудь напевал или произносил полустонущий звук «а-а-а» в течение первых десяти минут. Это добавит массажу внутренний резонанс.

Если слушать музыку в расслабленном состоянии, она становится чем-то вроде катализатора, дающего волю состоянию, похожему на сон наяву. Во время сеансов УОМ, которые обычно длятся от тридцати до сорока пяти минут, сознательное и подсознательное состояния начинают общаться друг с другом посредством музыки, речи, символов и эмоций. УОМ создает то, что Бонни называет «почвой для встречи подличностных основ или различных частей человеческой сущности». Посредством символов музыка служит «полем дружественной битвы, а также удобным вместилищем, где противоречия человеческой личности мирно сосуществуют».

Специалисты-практики, применяющие УОМ, составили для себя комплекты записей классической музыки, основанные на принципах вовлечения (согласования физического и эмоционального ритмов) и «изо» (плавное изменение скорости). При этом медицинские исследования документально подтверждают положительные физические и психологические результаты. В госпитале Джефферсона в городе Порт-Таунсенд (штат Вашингтон) врачи и сестры фиксировали снижение ритма сердечных сокращений и кровяного давления у пациентов, которые слушали записи, составленные Бонни. При этом наблюдались положительные изменения по шкале эмоционального рейтинга. Эта шкала широко используется как мера степени взволнованности и общего состояния пациентов. При испытаниях с пациентами из отделения хирургии боль и напряжение снижались, и таким больным нужно было меньше болеутоляющих медикаментов.

После многих лет упорных тренировок профессионалы научились анализировать любой образ, который возникает в сознании пациента во время сеансов. Такие специалисты проходят специальную сертификацию в Ассоциации музыки и образов (АМО). Некоторые высшие школы также предлагают курс подготовки по УОМ, но большинство студентов получают необходимую подготовку в институтах. Этот метод помог тысячам людей.

Метод УОМ повлиял и на мою теорию обучения. Йоханнес, студент выпускного курса, который изучал поэзию и живопись, учился в одном из моих классов. То, что он писал как поэт, было мечтательным и расплывчатым. Преподаватели называли его романтиком без структуры. Как и многие молодые люди, кто перегрузил себя музыкой «Нового века», он нуждался в том, чтобы воплотить свою чувствительную натуру в реальность. Во время третьего занятия произошло озарение. «Богоявление» началось тогда, когда Йоханнес закрыл глаза, расслабился, стал глубоко дышать в течение десяти минут, в то время как я рассказывал ему о том, как разные виды творчества влияют на самочувствие. Затем я стал играть первые музыкальные фразы Второй симфонии Сибелиуса, после чего продолжил исполнить «Парящего жаворонка» Воэн-Уильямса, «Санктус» Фавра, «Прелюдию си-минор для фортепиано» Баха и наконец «Аллилуйя» Моцарта.

Во время первого произведения Йоханнес «увидел» образы, которые были связаны с увечьем, которое он получил во время автомобильной аварии, когда ему было восемь лет. Он рассказывал о кошмарах и страхах, которые переживал в начальной школе, боясь, что кто-то неожиданно ударит его сбоку. Когда он слушал «Парящего жаворонка», то представлял себя птицей, летающей высоко в облаках, чувствуя, что там его никто не ударит. В этом полете он чувствовал себя в полной безопасности. Во время пьесы Фавра он рассказывал о плавании, когда ты погружаешься в морскую пучину и не можешь достать ногами дна.

Во время исполнения Баха началось превращение. Йоханнес увидел себя твердо стоящим на суше. Он увидел себя в выпускном классе школы, над головой облака и чистый воздух, невдалеке небольшой пруд, а перед ним старая деревянная парта. Он видел, как садится за парту и начинает писать стихи обеими руками, «забирая» мысли и слова прямо из воздуха и воды, ощущая силу организма. Во время исполнения Моцарта Йоханнес видел себя соединяющим воедино все отчаяние и неприятности своей жизни. Все его страхи исчезли, он почувствовал, что может двигаться вперед.

После проведения этих занятий стихи, которые писал Йоханнес, очень изменились. Он начал писать эпическую поэму, у которой была четкая структура. Йоханнес стал журналистом, пишет великолепные статьи и всегда укладывается в жесткие сроки работы.

Как показывают истории Джерри, Патриции Уорминг и Йоханнеса, энергия музыки может многое изменить в нашей жизни, не только здоровье и благосостояние.

 

ГЛАВА 7

Интеллект звука

Повышение качества обучения и развитие творчества с помощью музыки

 

Мне кажется, что нация, которая списывает музыку со счетов, находится под угрозой быть уничтоженной.

Ричард Дрейфус, лауреат премии «Грэмми» за 1996 год

 

Бобби был сверхактивным ребенком в моем классе. Он не мог усидеть на месте. Почти все время кричал, мешая другим детям. Когда он писал что-то, можно было буквально ощутить напряжение и злость, которые накопились в нем. Закрученная пружиной сила его личности выливалась в слова. Дома Бобби был столь же неуправляемым, и его родители не могли контролировать его действия.

Спустя несколько месяцев занятий с ним по образности, которая была связана с потребляемой пищей или с его активной деятельностью, мне наконец удалось заставить Бобби закрыть глаза и несколько секунд «промурлыкать»: «м-м-м, м-м-м». Он проделал это в течение нескольких минут, и вдруг произошло что-то поразительное: напряжение ушло из его плеч, а голос стал мягче. Учителя также заметили, что когда Бобби начинал бормотать или напевать, его нервное напряжение снижалось. На следующий год, когда он стал заниматься музыкой, атмосфера в школе изменилась.

«Учитель музыки в нашей школе добивался большего успеха с помощью песенки "Раз картошка, два картошка, три картошка, четыре", чем все психологи, детские психиатры и консультанты вместе взятые с их таблеточной индустрией», — рассказал бывший директор начальной школы в городе Вашингтон.

Дело здесь не только в эмоциональной нагрузке. Исследование, проведенное в Техасе, показало, что у студентов, которые участвуют в оркестрах, показатель SAT всегда выше среднего.

К сожалению, из-за недопонимания важности музыки для развития нервной системы подростка финансирование музыкальных кружков неуклонно сокращается. История, которая рассказана в фильме «Опус мистера Холлайда», звучит поздним сигналом. Фильм повествует о путешествии композитора-исполнителя (Ричарде Дрейфусе), которому нужны деньги. Он решил год преподавать в школе до тех пор, пока не наступят лучшие времена. Тридцать лет спустя всеми любимого учителя выгоняют из школы накануне его полной победы, поскольку ученики и коллеги стали ненавидеть его за исполнение его великого произведения.

Мистер Холланд представляет тот тип учителей, которые лишились работы из-за того, что у них не хватало знаний по психологии, чтобы отстоять и защитить свое дело. Тем не менее звук и музыка являются условием обеспечения хорошего здоровья и выработки искусства общения. В этой главе мы попробуем исследовать то, как «эффект Моцарта» может улучшить память, качество учебы и повысить творческие способности человека. Мы покажем, как музыка используется в процессе образования и бизнесе.

 

Более гармоничная учеба

 

В произведении «Диалоги» Платон описывает банкет, на котором обсуждаются великие идеи. На фоне легкой музыки и непринужденного разговора появляется пьяница Альцибиад, который нарушает всю атмосферу, создав хаос громкими грубыми звуками. Платон описывает, как Сократ пытается образумить Альцибиада. У него ничего не получается, тем не менее банкет удался. Сократ хорошо знает о собственных ритмах и ритмах других людей и не дает беседе угаснуть. Если мы восстановим знания Сократа, то сможем достаточно успешно «дирижировать» ритмами сегодняшнего дня и создать оптимальную обстановку для учебы.

Для начала можно использовать ритм в качестве инструмента для развития памяти и интеллекта. Краткосрочные воспоминания могут находиться в нашем сознании в качестве образов, но они часто представляют собой коллекции звуков, особенно тогда, когда мы запоминаем слова. Краткосрочная память имеет свойство сохранять около семи бит информации (примерно длина этой фразы). Однако связанные группы информации запоминаются как один бит. Таким образом, объем материала, который можно запомнить, возрастает по экспоненциальному закону. Если выдавать информацию в ритмической последовательности, ее легко запомнить как единое целое.

Наряду с тем, чтобы понять, как ритмика помогает памяти, исследователи пришли к выводу, что память имеет свой суточный ритм. Краткосрочная память имеет пик утром, в то время как долгосрочная память лучше всего работает после полудня.

Как уже отмечалось, игра на музыкальном инструменте или участие в музыкальных программах в школе (использование музыки на таких уроках, как история и наука) оказывают положительный эффект на процесс учебы и поведение. Вот некоторые факты из последних исследований.

• Комиссия по вступительным экзаменам в колледжи сообщила в 1996 году, что студенты, у которых был опыт музыкального исполнительства, показали результаты в словесной части теста SAT на пятьдесят один пункт выше, а по математике — на тридцать девять пунктов выше, чем средний показатель по стране. «Изучение музыки и других искусств обычно оказывает кумулятивный (накопительный) эффект и повышает показатели студентов по стандартизированному тесту», — делает вывод Эдвард Дж. Квет, директор музыкальной школы Центрального университета штата Мичиган в городе Маунт-Плезант.

• Примерно 7500 студентов университетов в 1983—1988 годах, которые имели музыкальное образование, показали лучшие результаты по английскому языку, биологии, химии и математике.

• Фильмы Уолта Диснея и музыка «Нового века» оказали наибольшее положительное влияние на настроение 255 студентов первого и второго курсов, а классическую музыку они поставили на третье место. Студентов попросили сделать рисунки, прослушав эту музыку, и дать оценку услышанному, нарисовав улыбающуюся или грустную рожицу.

• Это исследование обнаружило еще кое-что удивительное для исследователей. Рисунки выявили гораздо более высокую степень неблагополучия, чем о том говорили студенты перед прослушиванием музыки. Одна исследовательница, у которой был опыт работы с подростками из группы риска, сказала, что она была поражена той злобой и депрессией, которые проявились в рисунках. Исследователи сделали вывод, что сочетание музыки и искусства дает возможность разрядиться и выразить свои эмоции.

• Исследователи сообщают, что легкая музыка, в основном песни «Битлз», снижает степень неадекватного или неправильного поведения детей в школе.

 

Музыкальный интеллект

 

Глава7.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты