Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Интеллект звука




 

В начале 1980-х годов Ховард Гарднер из Гарвардского университета написал книгу «Кадры мозга» — одну из наиболее эффективных книг по образованию современного поколения. В ней он утверждает, что мы обладаем множественным интеллектом. В дополнение к лингвистическому, логико-математическому, пространственному и органо-кинестетическиму интеллекту у нас есть еще межличностный, внутриличностный и музыкальный интеллект. Он цитирует результаты исследований, которые показывают, что младенцы способны подстраиваться под громкость и мелодичный контур песен матери, а в четыре месяца они могут угадывать уже ритмическую структуру. Ученые обнаружили, что дети предрасположены к восприятию этих аспектов музыки гораздо сильнее, чем к базовым элементам речи. Их легче втянуть в игру звука, чтобы раскрыть их творческие возможности.

Анализируя традиционное музыкальное образование в Африке, Гарднер рассматривает общину из Нигерии. Когда детям исполняется неделя от роду, их уже вводят в круг музыки и танцев, отцы начинают изготавливать для них маленькие барабанчики. Достигнув двух лет, дети объединяются в группы, где изучают пение, танец и игру на музыкальных инструментах. К пяти годам дети знают уже сотни песен, играют на нескольких ударных инструментах и исполняют десятки сложных танцевальных движений. В некоторых культурах делается акцент на различиях личностей. В племенах из Ганы, например, менее талантливых детей заставляют ложиться на землю. Учитель музыки, наклоняясь над ними, буквально вбивает ритмы в их тело (и, как они полагают, в душу).

С тех пор как книга «Кадры мозга» помогла ввести музыкальный интеллект в образовательную систему, сотни книг продолжают развивать эту тему. В своей книге «Введение в музыкальный мозг» я стараюсь доказать то, что чем больше стимулирования получает ребенок через музыку, движение и искусство, тем более интеллигентным человеком он станет. Стимулирование должно сопровождаться тишиной, в противном случае все окажется тщетным. «Музыкальная диета» не делает детей более талантливыми и способными, если она не подкреплена другими занятиями.

Музыка вносит положительную расслабляющую атмосферу во многие классы, дает возможность провести чувственную «интеграцию», которая необходима для развития устойчивой, долгосрочной памяти. Она служит основой для того, чтобы заглушить промышленные или транспортные шумы, поэтому может с успехом использоваться для снижения возбуждения, расслабления перед экзаменами, а также повышения уровня знаний. В углубленном обследовании сотен трудов, написанных в 1972—1992 годах, три преподавателя обнаружили, что музыкальные занятия способствуют чтению, развитию языков, включая иностранные, и общей успеваемости. Исследователи отметили, что музыка стимулирует творческие способности, повышает самооценку у студентов, чувственные моторные навыки и улучшает психомоторное развитие.

 

В 1997 году во время дискуссий по поводу художественного образования в средних школах Гарднер расширил свои взгляды и говорил о том, что музыкальный интеллект воздействует на эмоциональную и духовную сферу развития. Он говорил о том, что музыка помогает структурировать мышление человека и его производственную деятельность, облегчая изучение математики, языков и освоение навыков ориентирования в пространстве. Законодатели и члены школьных советов, которые «вырубают» музыку из начального образования, просто невежды в том, как развивались человеческий мозг и сознание. Я согласен с Гарднером и считаю, что детей нужно как можно раньше знакомить с искусством и культурой.

 

Языковые навыки и музыка

 

Начиная с песни Джимини Крикета «Энциклопедия» до более сложных ритмов, звуки и музыка в Америке используются в качестве фона при обучении языкам, спеллингу и даже базовым общественным знаниям в начальной школе. Это не музыкальное образование, а просто обучение при помощи ритмических и звуковых компонентов. В течение пяти лет, когда я участвовал в образовательном проекте Гуггенхайма в Чикаго, я понял, что многие студенты не могут грамотно писать из-за того, что звуковая стимуляция и их способность следить за информацией были слаборазвиты. Я обнаружил, тем не менее, что ритмические средства в сочетании с движениями способствуют улучшению памяти. Эта идея появилась у меня однажды утром, когда симпатичная учительница делала перекличку и произносила фамилии и имена детей по-своему, используя необыкновенные трифтонги. Девочка, которую звали Алора Смит, у нее превращалась в «Я-л-о-р-а-а С-м-и-т», а Майра Сью Роббинс становилась «М-а-й-с-у-р-о-б-н». Эти дети были из хороших семей, но в разговоре не уделяли внимания согласным. Мы стали заниматься с ними, определяя букву «л» как изгиб локтя, произнося звук «с», подняв пальцы вверх, а звук «т» — указывая на кончики ног и на землю. Мы начали соединять вместе имена всех детей в классе, называя их по буквам, делая движения то подбородком, то носом. Вообразив список класса, который парит где-то в облаках, мы изображали буквы сначала левой частью тела, затем правой, головой и пятками. В течение двух дней весь список фамилий и имен дети по буквам произносили в темпе рэпа. При этом каждый ребенок показывал эти буквы и звуки, придумывая самые невероятные жесты. И то, что казалось вначале игрой, вскоре стало мощным инструментом дальнейшей учебы и развития. Нет смысла говорить о том, насколько улучшилось правописание у детей.

Исследования подтвердили существенную роль музыки в развитии детей. Исследование 1993 года показало, что афро-американские студенты называли своих учителей музыки в качестве основных ролевых моделей (36%), за ними следовали учителя английского языка (28%), истории и социальных наук (14%) и, наконец, тренеры и инструкторы по физкультуре (7%). Другие исследования показали, что студенты первых курсов, которые ежедневно занимались музыкой, реже отсутствовали на занятиях, чем другие, а курсы музыки, как искусства и драмы, положительно влияли на решение школьников старших классов продолжать учебу в школе или колледже.

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Чтение под «раз-два-три»

 

В Брайнуорксе, новаторской школе города Кэрролтон в Техасе, можно видеть, как ребенок, у которого проблемы с чтением, читает вслух под метроном, установленный на 60 ударов в минуту. Проходит несколько минут, и голос ребенка становится более плавным и ритмичным.

В качестве упражнения попробуйте читать вслух под музыку концерта в стиле барокко (например, Баха или Генделя). Вначале звуки могут вас отвлечь, но вскоре вы почувствуете, что мягкая музыка повышает концентрацию.

В экспериментальной школе в Токио я был свидетелем новаторского использования музыки, как и в Чикаго. Учителя исполняли классическую, японскую или фольклорную музыку и даже «Моя дорогая Клементина» во время языковых уроков для того, чтобы дети лучше запоминали команды и могли быстрее развивать лингвистические навыки, опираясь на четкий тональный ритмический рисунок. В это время дети изучали кану, японский фонетический строй письма. При этом у детей были большие кисти диаметром три или четыре дюйма, которые они опускали в акварель. Под музыку они рисовали на стенах большие иероглифы размером с самих себя, а также различные фигуры, например овалы и всевозможные контуры, а не только буквы. Они учились делать движения, прислушиваясь к звукам, выполняя грациозный танец, которые делали эти граффити одновременно элегантными и примитивными. Спустя несколько недель большие кисти, которые я назвал «Методом Тома Сойера», были заменены обыкновенными фломастерами. Дети перешли на изображения гораздо меньшего размера, продолжая рисовать на бумаге, наклеенной на стены. Третьим этапом было нормальное письмо шариковыми ручками обычного цвета на обычных листах бумаги за партами.

В течение месяца, во время которого я испытывал удовольствие от наблюдения за такими уроками, я заметил, что звуки, издаваемые детьми, преобразились от агрессивных и ритмичных до расслабленных. Наконец ученикам были выданы мягкие карандаши, которые они держали в руках впервые в жизни. Спустя несколько недель дети начали легко писать на бумаге. За счет такого сочетания ритмов и динамики музыки и голоса с постепенным обучением письму удалось снять напряжение, которое обычно маленькие дети испытывают, когда им пытаются привить сенсомоторные навыки выполнения движений, необходимых при письме.

 

Ускоренное обучение

 

Наиболее глубокое использование музыки для ускорения обучения было разработано болгарским психологом Георгием Лозановым, который провел исследование творческих функций, воображения и релаксации и стал одним из ведущих методистов по обучению мозга и тела. Его система, разработанная для взрослых, изучающих иностранные языки, и метод, известный под названием «Суггестопедия», внесли существенные изменения в систему преподавания в Европе и Соединенных Штатах. Она сделала общепризнанным тот факт, что медленная музыка в стиле барокко способствует обучению.

Международный бестселлер «Суперучеба» Шейлы Острэндер и Линн Шредер стал очень популярным. В книге описывается, как Лозанов начал использовать музыку, когда работал над докторской диссертацией в Харьковском университете. Исследуя внушение для обучения во время сна, Лозанов обнаружил, что в больницах и санаториях России, Украины и Болгарии используется музыка для ускорения восстановления пациентов в реабилитационных палатах. Оказалось, что музыка позволяет регулировать ритм сердечных сокращений и кровяное давление.

В Академии наук Болгарии и в Софийском медицинском институте Лозанов продолжал свои исследования, обнаружив, что медленная музыка в стиле барокко может ввести студентов в состояние расслабленности. В этом состоянии они воспринимают знания лучше, чем во сне. При помощи педагога доктора Алеко Новакова он разработал метод разбиения информации на четырехсекундные «сгустки данных». Эти короткие звуковые байты, перемежающиеся четырехсекундными паузами, состояли из семи-восьми слов, которые повторялись в различных комбинациях, с различным выражением и интонациями. На фоне мягко звучащей инструментальной струнной музыки декламирование этих сгустков данных улучшало память и значительно ускоряло запоминание. Лозанов обнаружил, что лучшими для этой цели являются скрипичная музыка и другие струнные инструменты, которые богаты гармоничными обертонами и исполняются с ритмом 64 удара в минуту. При этом значительно сокращалось время учебы и выполнения таких сложных задач, как моделирование новых нарядов или проектирование станков. При использовании музыки программа, на которую раньше уходил семестр, могла быть пройдена за несколько часов.

Программа ускоренного обучения Лозанова распространилась во всех социалистических странах и получила развитие в Софии, где существовал финансируемый государством институт. За считанные дни студентам удавалось выучить половину активного словаря, до тысячи слов или фраз на иностранном языке, при среднем уровне запоминания 97%. «Память человека практически уникальна», — утверждал Лозанов после демонстрации невероятных навыков, которые можно развить практически у любого человека.

Подобно Томатису, Лозанов выделил часы суток и позы, при которых слушающий оказывается под наибольшим воздействием музыки. Он обнаружил, что волны мозга воспринимают информацию как в высокостимулированных (бета) состояниях, так и в чрезвычайно расслабленных, близких ко сну. Лозанов сделал вывод, что, когда информация закодирована в сознании и подсознании, доступ к памяти значительно ускоряется.

Ставка Лозанова на аудирование и визуальную опору привела к разработке того, что в школах ускоренного образования теперь называется активными и пассивными концертами. Пассивный концерт представляет собой чтение рассказов или словаря преподавателем после полудня, когда свет приглушен, а студенты удобно расположились в креслах. Это похоже на пассивное слушание, которое я наблюдал в школе Гуггенхайма в Чикаго. Поскольку у школы не хватало средств для приобретения специальных кресел с регулируемым наклоном спинки, детям приходилось сидеть в шезлонгах, которые были приобретены на распродаже в магазине. Надо было видеть это зрелище: маленькая комната, до отказа уставленная многоцветными пляжными шезлонгами, и десятки детей, подскакивающих один выше другого, чтобы показать учителям, как глубоко они могут расслабляться и внимательно слушать.

На пассивном концерте при ускоренном обучении, которое продолжается около сорока пяти минут, новый материал, новый словарь и новые звуки вводятся неспешным голосом под медленную музыку барокко. Концерты Телеманна, Вивальди, Скарлатти, Корелли, Генделя и Баха наполняют атмосферу, их ритм — от 52 до 68 ударов в минуту. Голос учителя льется плавно в такт музыке, он не жалеет времени на то, чтобы акцентировать или повторить новые слова, произнося каждое с особой тональностью.

Однажды ко мне обратилась одна женщина, выказав озабоченность по поводу моих «гипнотических» занятий с детьми. Она заметила большие успехи у дочери, снизилась напряженность, а самооценка повысилась. Однако религиозные убеждения заставили эту женщину задаться вопросом о допустимости глубокого расслабления детей в школе. Я пригласил ее посетить один из уроков и понаблюдать самой. «Это просто великолепно! — воскликнула она. — То, что вы сделали для моей дочери, похоже на то, чему недавно доктора учили моего мужа, чтобы у него не было сердечного приступа из-за высокого давления. Даже если моя дочь не выучит иностранных языков, она будет наверняка знать, как бороться с повышенным давлением. Продолжайте свою замечательную работу».

На следующее утро после урока ускоренного обучения учитель начинает активный концерт, который закрепляет то, что было введено во время пассивного концерта. Учитель, как правило, рассказывает тот же текст, произносит те же фразы, стихи или истории, используя при этом новый словарь. Только на этот раз он использует драматичную музыку XIX века, например скрипичный концерт Паганини. Голос учителя нарастает и снижается, повторяя музыкальные контуры, воспроизводя основные фразы и акцентируя эмоциональную текстуру материала. Используемые при этом композиции включают концерты Моцарта, Бетховена и Брамса. После такого концерта студенты должны сами воспроизводить ключевые слова и фразы, называя их по просьбе учителя. Только после того как ухо и голос вовлечены в процесс познания, подключается чтение и письмо, студенты впервые видят текст и слова, написанные на бумаге.

 

Музыкальное образование и школа Орфа*

 

Изучение музыки может быть столь же важным для воспитания интеллекта ребенка и его эмоционального развития, как и уче6а под аккомпанемент музыки. К счастью, современное музыкальное образование проделало длинный путь. В Соединенных Штатах Америки оно зародилось еще во времена преподавателя Хораса Манна, который предлагал ввести музыку, рисунок и изучение естественных объектов в школьную практику еще в 1844 году. Благодаря Манну и Лоуэллу Мэйсону, на которых огромное влияние оказали труды великого швейцарского реформатора Иоганна Хайнриха Песталоцци, музыка проникла в общеобразовательные школы в начале XX века. К сожалению, в последующие десятилетия музыкальное образование было излишне структурированным, а учителя стали слишком академичными. Уже к середине 1920-х годов акцент сместился от исполнительства к «оценке».

 

* Карл Орф (1895—1982) — немецкий композитор и педагог. В 1924 году основал в Мюнхене школу гимнастики, танца и музыки. Начиная с первого значительного произведения (сценической кантаты «Кармина Бурана») Орф разрабатывал новый тип музыкального спектакля, основанный на тесной связи музыки, жеста и сценического движения. В 1950—1954 годах он издал 5-томное собрание «Музыка для детей», ставшее основой музыкально-педогагической системы Орфа, которая получила мировое признание и распространение. В 1961 году был открыт Институт Орфа.

 

Колледж Оберлина впервые предложил четырехгодичный курс обучения педагогов по музыке. К началу 1940-х годов множество навыков, включая слушание, композиторство и исполнительство (в совокупности известные как музыкальный процесс), начали использоваться в школах и консерваториях. Сегодня большинство программ базируются на европейских и японских методах обучения, которые синтезируют движение, импровизацию и сольфеджио — методы, которые получили развитие в Германии усилиями Карла Орфа, в Венгрии — Золтана Кодали, в Швейцарии — Жака Далкрозе и в Японии — Шиничи Сузуки. Кроме этого, компьютеры, синтезаторы и электронные системы MIDI предлагают школьникам и студентам множество разнообразных новаторских учебных программ.

В 1930-х годах Карл Орф, прогрессивный композитор, автор «Кармины Бураны», разработал систему интегрирования естества человека в «мир движений, выражения и звуков». Его подход, который получил название «школа Орфа», включает обучение в сочетании с ритмикой, речитативной речью, искусством жеста и движения, а также импровизацию с пением и игрой на простейших ударных инструментах. Таким образом, в классной комнате дети рассказывают стишки, рассказы, в то же время перемещаясь по классу и играя на барабанах и ксилофонах. Народная традиция понимания музыки без необходимости читать ноты «по бумаге» помогает изучать музыку посредством движения, песен, танца и игры на инструментах, а не за счет сложной аналитической мыслительной работы.

«Как гумус в природе делает возможным рост растений, так и элементарная музыка дает ребенку основы, которые другим образом в него не заложить, — пояснял Орф, приводя аналогию из мира природы. — В возрасте начальной школы следует особо стимулировать воображение ребенка; возможности для эмоционального развития, которые содержат опыт умения чувствовать и энергию контролировать выражение этих чувств, также должны быть обеспечены. Все, что ребенок испытывает в этом возрасте, все, что пробуждается и воспитывается в нем, является определяющим фактором для его дальнейшей жизни».

С помощью метода Орфа дети пробуждаются в мире, где музыкальный словарь преобразуется в словарь движений, речи, ритма и музыки. В настоящее время более трех тысяч школ в Соединенных Штатах Америки используют школьную модель Орфа в программах начальной школы. Международная деятельность в этой области координируется Институтом Орфа, который находится в Зальцбурге (Австрия).

История Лиз Джилпатрик иллюстрирует притягательность метода Орфа. Джилпатрик проводила все свои дни в бездумном веселье, пении, игре на трубе и скрипке, а также упражнениях на старой фисгармонии, которую она обнаружила в подвале родительского дома. Лиз училась игре на гитаре с помощью дешевого инструмента, но она была столь счастлива. Песни, которые она писала, были естественным выражением ее детства, когда единственным разумным поводом встать с постели было приняться за сочинительство музыки.

Даже когда таких блестящих интерлюдий стало меньше и появилось чувство одиночества, музыка оставалась единственным другом, который сопровождал Лиз в ее прогулках по берегам озера Мичиган, а также в минуты, когда она наблюдала заход солнца из окон своей спальни. Иногда это была музыка Мендельсона из «Сна в летнюю ночь» или «Реквием» Моцарта, в другие дни — Гарри Белафонте или ее собственные импровизационные мелодии. «Но она всегда присутствовала, звучала наяву или в моем сознании. Именно музыка делала мои дни значимыми, — вспоминает Джилпатрик. — Мне не нужны были религиозные занятия, поскольку музыка восполняла мои духовные потребности. Весь экстаз, который нужен был моей душе, был звуковым сигналом, песней или проигрыванием старой записи на магнитофоне».

В старших классах школы Джилпатрик открыла для себя французский рожок и начала петь мадригалы. В университете штата Висконсин она продолжала совершенствоваться в игре на рожке и вскоре стала преподавать, однако поняла, что музыкальное образование было «скорее болотом, чем полем». В течение первых четырех лет она убедилась, что сделала ошибку. Радость приходила только тогда, когда она преподавала детям музыку, которую обожала сама, или писала простые аранжировки для школьного хора.

Пытаясь противопоставить что-либо удушающейся атмосфере формального музыкального образования, Джилпатрик записалась на курс школьной программы Орфа. «Первый класс, — вспоминает она, — был похож на острую боль, которую мы испытываем, когда влюбляемся. Господи, кто-то стал вдохновлять меня, взрослого музыканта, на создание своих музыкальных и танцевальных произведений. Не было никаких музыкальных знаков на бумаге — просто мои уши и мои исполнители». Выстукивая простые, повторяющиеся звуковые мелодии на металлофоне, Лиз закрывает глаза и испытывает влияние чистого звука. «Тело больше не существует, только мы — ангелы», — шепчет она. Во время изучения программы Орфа Джилпатрик поняла всю мощь творчества и вернулась к детским воспоминаниям, когда она сама «была музыкой, а не просто исполнителем».

Джилпатрик продолжила образование и стала инструктором школы Орфа. Она обожает работать с детским ансамблем, который исполняет пентатонический аккомпанемент, Она страстно любит разучивать трудную музыку со взрослыми, писать песни или слушать Баха. «Семилетний ребенок, поющий своим сердцем, создает звуки, которые столь же прекрасны, как и хоральные произведения Брамса, — радуется она. — На меня должно было снизойти откровение, чем-то напоминающее то, что случилось с мистером Холландом, чтобы я смогла понять суть моей страсти как средства донесения музыки до детей. Точно так же школа Орфа донесла ее до меня».

 

Метод Сузуки

 

Вариации Моцарта на тему «Ах, маман, вы это мне говорили», которая больше известна как песенка «Мерцай, мерцай, звездочка», дают возможность детям быстро выучить алфавит. Сотни детей с маленькими скрипочками начинают именно с этой темы благодаря доктору Шиничи Сузуки, который образовал школу для обучения талантов в городе Ма-цумото более пятидесяти лет назад. Каждый ребенок, как говорит педагог, обладает неограниченным потенциалом. Точно так же как дети начинают без усилий разговаривать на своем родном языке, музыка столь же основательно заложена в их сознании. Используя метод имитации, Сузуки обучает детей, начиная с двух-трех лет, искусству выражать свои эмоции с помощью звуков. В этой школе записи хорошей музыки звучат постоянно, а родителей приглашают посещать все уроки детей, чтобы помочь создать «благородный ум и великолепные способности».

Вики Ворьетер, скрипачка и медик, использующая метод Сузуки, знакомит людей с эффектом раннего музыкального образования и воздействием этого метода на мозг. Она любит рассказывать историю девочки Софи, трех с половиной лет от роду, которая посещала семинары Сузуки в монастыре в городе Ла-Сутеррен, во Франции, вместе с матерью и братиком. Худенькая фигурка Софи, слабенький голос тела и неглубокий звук скрипочки свидетельствовали о хрупкой и тонкой душе. На первом занятии ей показали, что играть на скрипке нужно, твердо стоя на земле. Затем вместе с мамой и учителем девочка стала петь «Мерцай, мерцай, звездочка» для того, чтобы наполнить свой голос энергией. Наконец ее попросили сыграть на скрипке так, чтобы струны вибрировали и издавали «бриллиантовый тон», как доктор Сузуки называет этот регистр. (Когда скрипка вибрирует, небольшой кусочек дерева, который называется душа, распространяет резонанс по всему инструменту.) «К концу первой недели семинара, — сообщает Ворьетер, — голос Софи стал более наполненным. Скрипка стала играть голосом, полным души».

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Тема и вариации

 

В отличие от существующих мифов, Моцарт не писал «Мерцай, мерцай, звездочка», когда был мальчиком. Когда он был ребенком, существовала песня, которая называлась «Ах, маман, вы это мне говорили», но Моцарт сочинил набор из двенадцати вариаций, вероятнее всего, в 1781 году, когда ему было шестнадцать лет.

То, что вначале казалось лишенным искусства и детским, может вызвать к жизни колоссальную творческую энергию, привести к прозрению и вере. Попробуйте сделать следующее упражнение, слушая вариации Моцарта на тему «Мерцай, мерцай, звездочка» (вы можете найти их в моем сборнике «Музыка для "эффекта Моцарта"», томЗ. «Высвобождая дух творчества: музыка для творчества и воображения»).

1. Устройтесь удобно в кресле, закрыв глаза. Сделайте шесть—восемь глубоких вдохов и постарайтесь избавиться от тяжелых мыслей.

2. Вспомните о каком-нибудь задании, которое вам приходится делать ежедневно и которое докучает вам. Представьте, что вы начинаете выполнять это задание, как только начинается музыка.

3. Далее, пока глаза закрыты, представьте себе двенадцать вариаций задания, которое вы выполняете. Можете делать пометки на бумаге, если хотите, но старайтесь не нарушать поток образов.

Не правда ли, все это выглядит слишком по-детски? Однако этот метод давал блестящие результаты.

 

Дэвид, молодой француз, переживал серьезные эмоциональные проблемы, которые начались после развода его родителей. Образ жизни был хаотичным, он метался между домами своих родителей, учился плохо. Уроки музыки, на которые он ходил с матерью, приводили его в отчаяние, и он перестал их посещать. Спустя несколько недель преподавательница по методу Сузуки попробовала новый подход. Она попросила мать держать Дэвида в объятиях, пока она исполняет классические пьесы на скрипке в течение часа. Они слушали музыку, тесно прижавшись, и стали более восприимчивы друг к другу. На следующей неделе Дэвид обрел спокойное состояние духа и стал учиться гораздо лучше.

Прошлой весной мне довелось посетить уроки флейты шаку-хачи в Японии, которые давал Фуджита Дайгоро. На родине его считают национальным достоянием за древнюю манеру игры на флейте, которая зародилась в древнем драматическом театре в XIV веке. Он известен своими масками, динамичными костюмами и персонажами мощной эмоциональной силы. Сейчас в возрасте более восьмидесяти лет Фуджита передает другим эту древнюю традицию.

Джефф Кларк, американский преподаватель и переводчик, который прожил в Японии двадцать пять лет, начал брать уроки у Фиджита и пригласил меня однажды на такой урок. Я уже стал забывать после моих музыкальных занятий в Японии в начале 1970-х годов о том, как там преподают музыку. Фуджита сидел в одиночестве в обставленной по традиции комнате на татами за передвижной дверью шоджи, держа перед собой небольшой кусок дерева. Мастер стоял на коленях и держал в руках две ярко раскрашенные палочки, которые были похожи на скальпель с удлиненными ручками на концах.

Студенты приходили на занятия во вторник с тринадцати до девятнадцати часов, без предварительной записи. Фуджита принимал их в том порядке, в котором они приходили, и уделял каждому пятнадцать минут и брал с них небольшую плату за обучение в зависимости от времени года. Студентам доводится слушать тех, кто берет урок раньше, перед тем как им предстояло сыграть пятиминутный отрывок из средневековых пьес. Если нужно было подождать, миссис Фуджита появлялся как будто из воздуха с чашкой зеленого чая, а затем исчезала, казалось, у вас на глазах.

Сам учитель во время урока никогда не играл на инструменте. Он просто воспроизводил ритмы трех барабанов (коцузуми, оиузуми и хорошо известного тайко), постукивая палочками по небольшому куску дерева. Когда учитель рассказывал текст, студент выполнял роль отсутствующего актера. Через тридцать лет таких занятий студент получает приглашение для сольных выступлений. Это можно считать полной противоположностью ускоренному обучению, так как это вечное внутреннее обучение.

 

Связь между мозгом и музыкой

 

Каким образом музыке удается активизировать интеллект и ускорить учебу? Стимулирует ли она область мозга, связанную с творчеством? Являются ли музыкальные способности детей данными природой или развитыми в обществе? Отличается ли мозг музыкантов от мозга обычных людей? Вот лишь некоторые из тех вопросов, которые задают себе ученые, исследователи-медики, психологи и преподаватели, пытаясь ответить на главный вопрос: почему срабатывает «эффект Моцарта»?

Если следить за развитием нервной системы в детстве, можно получить некоторые подсказки. Когда ребенок впервые приходит в школу, его память открыта для механического усвоения, множество фактов отпечатывается в ней посредством песен и музыкальных игр. Понимание того, что они могут повторять, приходит к детям с шести лет (у многих мальчиков с восьми). Фонетику они изучают в это время при помощи случайного процесса, который заключается в том, что они связывают звуки с различными объектами, движениями и действиями. Этот процесс не является линейным и, на первый взгляд, бессмысленным, но он чрезвычайно важен для развития умения думать, которое необходимо в течение всей жизни.

До тех пор пока не произойдет крупный прорыв в развитии мозга в начальной школе, обучение происходит посредством движений и быстрых эмоциональных ассоциаций. К двум годам мозг начинает сращиваться с телом посредством ходьбы, танцев и выработки чувства ритма. Возьмите рэп, который для детей имеет смысл даже тогда, когда они не понимают, что они бормочут. Ученики вторых классов в некоторых районах Чикаго и Нью-Йорка могут декламировать в стиле рэп в течение пятнадцати или двадцати минут. В то же время очень трудно удерживать их внимание в беседе более минуты или двух. В возрасте между семью и девятью годами происходит большой рывок в интеграции нервной системы детей. Чем большее музыкальное воздействие оказали на них перед тем, как они пойдут в школу, тем глубже этот этап нервного кодирования будет помогать им в дальнейшей жизни.

Между вторым и третьим классами у детей, как правило, развиваются более сложные умения — слушание, обработка визуальной информации, координированные движения сознания и мозга. Скорее всего, после четвертого класса образуются основные модели чувственного сознания, а дальнейшее обучение является только их коррекцией. Тем не менее много работы еще предстоит проделать. Фонетические знаки, музыкальная нотация и математическая связь образуются в слуховых центрах, которые устанавливают связь между левым и правым полушариями мозга. После этого начинается диалог в сознании между символами внешнего мира и их значениями во внутреннем мире человека. Швейцарский детский психолог Жан Пиаже называет это «конкретным мышлением».

Между девятью и одиннадцатью годами слуховые каналы претерпевают дальнейшее развитие, давая большой толчок речи и слушанию. Чтение хором, занятие поэзией и тренировка различных моделей произношения и диалектов становятся важным этапом, поскольку мозги слуховая система начинают обрабатывать голоса и явления окружающего мира в целом. Дети, которые никогда не слышали диалекты иностранного языка, будут воспринимать такую речь как чужую всю оставшуюся жизнь. Если в этом возрасте ребенок слышит множество диалектов по телевидению или в кино, это помогает незначительно, но если учиться петь простые фольклорные мелодии на японском языке, немецком или на местных диалектах, то мозг способен «записать» новые звуки и ребенок будет более полно понимать окружающий мир.

На этом этапе завершает свое развитие corpus callosum (большое тело) — мостик между левым и правым полушариями мозга, что позволяет им одновременно реагировать на любое явление внешнего мира. Последние исследования показали, что corpus callosum у музыкантов гораздо сильнее развит, чем у других людей. Это укрепляет нас в мысли о том, что музыка способствует увеличению количества нервных каналов в мозге и стимулирует учебу и творчество. Planum temporale (лобная плоскость), расположеиная в лобной доле головного мозга, также сильнее развита у музыкантов. Эта область мозга, как полагают, связана с функцией обработки языка и может отвечать за «разделение на категории» звуков, обеспечивая чувственную связь между языком и музыкой. Подобные исследования, по мнению писателя-популяризатора науки Ричарда А. Кнокса, являются «частью растущего понимания того, что человеческий мозг предназначен для обработки, оценки и создания музыки — такого вида деятельности, суть которого ученые только сейчас начинают понимать с точки зрения биологии».

В1996 году педагоги сообщили, что у детей в возрасте одиннадцати лет цепи нейронов, которые управляют восприятием и различением чувственной информации, претерпевают серьезные изменения.

Между одиннадцатью и тринадцатью годами, как отмечают Пиаже и другие педагоги, начинает развиваться самосознание. Между тринадцатью и пятнадцатью годами происходит ломка голоса у мальчиков, при этом они теряют более интуитивные, эмоциональные его характеристики, которые так хорошо чувствовались в их голосе. В этом возрасте музыка, искусство и творческое физическое образование стимулируют развитие функций правого полушария мозга. Это чрезвычайно важно для того, чтобы добиться глубокой интеграции мозга и тела.

Сознание продолжает развиваться и в подростковом возрасте с тринадцати до девятнадцати лет. Мышление становится более абстрактным, а музыкальные навыки — более точными. Исполнение становится более осознанным. В старших классах средней школы, ближе к девятнадцати годам, музыка, искусство и другие ритмические виды деятельности уже проделали большую часть работы. Мозг продолжает развиваться, но основные возможности для больших изменений в восприятии исчерпаны.

Нервную систему можно сравнить с симфоническим оркестром, в котором властвуют различные ритмы и мелодии. Существует множество ритмичных и мелодичных систем, которые обеспечивают синхронизацию мозга. Если повреждена какая-то зона мозга, нарушаются естественные ритмы мозга и организма, нейроны могут «работать» в несоответствующее время или оставаться неподвижными. В этом случае музыка, движения или образы могут помочь восстановить «музыку нервной системы» и вернуть ее в нужный ритм. Мистическим образом музыка доходит до самых глубин нашего мозга и организма, вовлекая в работу множество подсознательных систем и механизмов.

 

От хаоса — к творчеству: джаз, самба и импровизационная музыка

 

Ди Культер, профессор педагогики, директор Института педагогических исследований в Боулдере и автор книги «Расписание для мозга при освоении музыкальных навыков», специализируется на изучении взаимодействия между музыкальной образностью и развитием нервной системы. Она объясняет, что музыка Моцарта, которая используется в экспериментальных исследованиях интеллектуального потенциала и способности к пространственному мышлению в университете штата Калифорния в городе Ирвине, стимулирует генерацию мозгом высококачественных бета-волн или обычного сознания. Однако для оптимальной творческой работы и решения таких вопросов, которые не поддаются простым решениям, она рекомендует джазовую музыку. Джаз врывается в хаос и из хаоса создает порядок. Культер считает, что музыка Майлса Дэвиса, Джона Колтрейна и авангардного композитора Джона Кейджа способна завести слушателя в область тета-сознания — область высокотворческих волн мозга, которые связаны с художественным и духовным прозрением.

И наоборот, рок, рэп и другие музыкальные жанры, которые основаны на ритмах и являются интенсивным отражением понятия времени, хорошими для восстановления способностей детей, которые имеют к этому понятию особую чувствительность. «Некоторые из наших районов являются зонами войны, — считает она. — Для того чтобы выжить в таких условия, подросткам нужно развивать достоинство и самосознание. Эта музыка помогает им сфокусироваться. Она заостряет их способность к самоорганизации». Музыка «Нового века» и фоновая музыка организованы вокруг пространства. Для людей, которые живут в высокодуховной, структурированной среде, такой как музыка, этот клубок жизни легче распутать и понять.

Несмотря на то что у джаза общие корни с роком и рэпом, он не является средством выживания. Он не управляется ритмами и не является расслабляющим. «В некотором смысле джаз представляет собой идеальное состояние, — говорит Культер. — Он заставляет обращать внимание на то, на что нужно ответить, не будучи уверенным в том, что последует дальше. Наша жизнь напоминает джаз. Если мы хотим прожить ее достойно, нас должен привлекать джаз своей непредсказуемостью». Эта музыка, утверждает она, чрезвычайно тонкая. «Вам нужно почувствовать ритм для того, чтобы чувствовать все извивы джаза. Сложность заложенных в джаз мыслей просто поражает меня. Чувство времени, юмор, внимание, уважение и качество слушания, заложенные в джазе, просто потрясают».

Когда я слушаю современных джазовых исполнителей, Таких как Уинтон Марсалис (виртуозный трубач и блестящий дирижер джазового ансамбля в Нью-Йорке), то могу с этим согласиться. В одном из недавних интервью Марсалис пояснил: «Исполнение джаза показывает, как нивелировать различия, даже тогда, когда они представляют собой противоположности. Вот почему детям обязательно нужно слушать джаз. Джаз учит вас, как вести диалог, обеспечивает цельность». Возможно, наше внутреннее устройство должно быть построено по Моцарту, но для того чтобы познавать мир, чтобы знать, как вести себя в аэропорту, совершать покупки в крупном супермаркете, «шарить» по Интернету, чтобы функционировать социально в этом мире, нам нужно понимать джаз. Джаз помогает выйти из этого мира и вернуться к нему, оркеструя все жизненные фазы таким образом, чтобы не было нервного срыва.

Несмотря на то что я являюсь поклонником джаза и часто импровизирую на фортепиано, я считаю, что самба и бразильская музыка являются здоровыми и наиболее доступными музыкальными жанрами. Бразильская музыка, которая, является сплавом из элементов латиноамериканской, индийской, африканской и оригинальной южно-американской традиций, имеет импровизационные качества джаза, но в то же время достаточно патетики и возбуждения, чтобы удерживать внимание слушателя. Она дает возможность мозгу и телу слиться воедино и ощущать себя в безопасности, мягком состоянии, полном энергии.

После того как Ли Кобин, преподаватель и музыкант из Лос-Анджелеса, посетил провинцию Бахиа во время поездки в Латинскую Америку, он предложил организовать занятия по самбе и другой латино-американской музыке в начальной школе. Для этого он пригласил детей на встречу с барабанщиками родом из Бразилии, которые жили в районе Лос-Анджелеса. Реакция детей, родителей и администрации школы оказалась положительной, и в школе была создана программа, в соответствии с которой школьников учили играть и танцевать самбу, бассанову, блоко, тимба-ладу и другие танцы.

Кроме укрепления чувства самостоятельности и самоуважения, программа давала возможность молодежи учиться вместе, забыв о расовых стереотипах и изоляции. «Я люблю эти танцы, поскольку знаю, что они для меня сделали, — говорит Виктор Гарсия, который принимал участие в программе в течение одиннадцати лет перед тем, как иоступить на инженерное отделение университета штата Калифорния. — Они научили меня держаться подальше от банд, хотя на меня приятели сильно давили, чтобы я вступил в их организацию. Игра на барабане позволяет снять любое напряжение, которое у вас может возникнуть». Вот что говорит Анжелика Бермудес, ученица шестого класса, которая занимается композиторством в течение четырех лет: «Занимаясь бразильскими танцами, вы можете встряхнуть любого. Мне больше всего нравится болеро, это более быстрый танец. Вы делаете интенсивные движения, здесь много ритмов самбы». Она добавляет: «Наш коллектив — как семья. Барабанщики старшего возраста помогают мне в школьных занятиях».

Музыка добавляет новые цвета в палитру человеческого сознания. Культер делает такой вывод: «Если мы намерены объяснить детям все способы, как объединить тело, ум и сердце, нет лучше способа, чем музыка».

 

Звук положительного мышления

 

Музыка может помочь человеку в работе и учебе. Сорокасемилетний Билл, преуспевающий бизнесмен, который имел хорошую семью, тем не менее страдал от депрессии. Он прочитал много книг и испытал на себе бесконечное количество методов самовнушения и мотивационных стратегий. Ничего не помогало. С диагнозом нарушение дефицита внимания он не мог переносить лекарство риталин, которое является стандартным лечением в этом случае, и был негативно настроен. Ему трудно было сосредоточиться на выполнении конкретной задачи. Чем больше он преуспевал в бизнесе, тем несчастнее становился.

Однажды он услышал, как я давал интервью Национальному общественному радио. Я объяснял, что звук давно с успехом используется для лечения неспособности к учебе и различных видов депрессий и люди могут научиться использовать свой голос для того, чтобы лучше проявлять себя дома и на работе. Он купил одну из моих книг и записей, но у него не хватило терпения, чтобы долго тонировать или «мычать».

Прошло шесть месяцев, и в поисках облегчения страданий Билл нашел в библиотеке аудиозаписи, подготовленные доктором Артом Уленом. Ключом к преодолению депрессии, как утверждал Улен, является движение. Начинайте действовать, и вы почувствуете себя лучше. В соответствии с теорией Улена физические упражнения чрезвычайно важны для самочувствия, поскольку они увеличивают содержание в мозге эндорфинов, которые вызывают у человека эйфорию и снижают боль. Улен предлагал маршировать на месте в течение двадцати минут под пьесы Джона Филиппа Соузы. Все это время следует размахивать руками, активизируя потоки питательных веществ в организме.

Билл стал следовать рекомендациям Улена. Он приобрел беговую дорожку, которую поставил в комнате, и начал бегать под музыку. Но, тем не менее, он чувствовал себя неважно, поскольку мелодия была слишком быстрая, а он был в плохой форме. На третий день с ним произошло чудо. Переключившись на одну из более медленных записей, он почувствовал себя гораздо спокойнее и начал еле слышно напевать. Прошло пять минут, и он почувствовал, что по всему телу разлилось желанное успокаивающее тепло.

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Напевайте мелодию счастья

 

В течение многих лет я рассматривал такое понятие, как «насвистывать жизнерадостную мелодию», в качестве наивного способа поднять настроение или сбросить стресс. Несколько лет назад я оказался на оживленном нью-йоркском шоссе, где шум был таким сильным, что, казалось, лопнут барабанные перепонки. Для того чтобы смягчить эту нагрузку, я стал экспериментировать, напевая разные мелодии, и вскоре обнаружил, что другие водители, даже те, кто ехал рядом со мной, меня совершенно не слышат. Я понял, что могу издавать звуки почти все время, пока еду по трассе. В ушах перестало звенеть, я больше ие чувствовал напряжения и спокойно мог ездить по трассе даже в часы пик.

Когда я жил в Токио и ездил электричкой по два часа ежедневно, то понял, что могу напевать такие мелодии, как «Влезь на каждую гору», «Я собираюсь построить гору», «В ясный полдень» или «Напой мелодию счастья», и с их помощью нейтрализовать окружающие звуки и вибрационное давление. Я мог читать книгу или утреннюю газету, продолжая напевать про себя эти песни, наполняя мозг мягкой вибрацией тонирования. Добравшись до нужной станции, я чувствовал себя отдохнувшим ^расслабленным.

Этот способ прекрасно зарекомендовал себя в самолетах, автобусах и автомобилях. Ваши попутчики могут не заметить, что вы тихо напеваете про себя, а если они и спросят, в чем дело, достаточно объяснить им, что вы делаете. Может быть, они захотят к вам присоединиться.

 

Билл вспомнил мою книгу «Рев тишины» и продолжал бормотать про себя еще пять минут. Упражнение снижало напряжение. «Я включился в ритм бега без напряжения, которое обычно для этого требовалось, — высказывал позднее свои наблюдения Билл. — В конце тренировки я почувствовал необыкновенный прилив сил. Спустя три часа я чувствовал себя прекрасно».

В течение последующих двух дней он повторял этот график, но на этот раз прослушивал в течение десяти минут пьесу «Звезды и полосы навсегда», после чего следовало десять минут расслабляющего тонирования под музыку, похожую на колыбельную. Результат оказался таким же. Через три дня Билл повторил это упражнение. У него до этого был ужасный день на службе, и его начала преследовать мысль о том, что наступает депрессия и вскоре его бизнес окончится крахом. Но к концу тренировки Билл не смог даже вспомнить, из-за чего возникло беспокойство. В тот день он переключился из мягкого «м-м-м» на резонирующие гласные звуки типа «а-а-а». Он давал этому звуку возможность выйти из своего организма на максимальной громкости, так как почувствовал, что вместе с ним из тела уходят злость и отчаяние. Билл понял, что посредством звука он может менять ход химических процессов в мозгу, как бы вытесняя из своего сознания неприятные ощущения. Всякий раз, когда он проделывал это упражнение и напевал, страх и отчаяние уступали место оптимизму.

Поскольку Билл начал напевать и тонировать четыре года назад, он избавился от хронического страха и депрессии. Теперь он тренируется два или три раза в неделю в течение двадцати минут. Конечно, и сейчас у него бывают тяжелые дни. Но он знает, как прервать их череду. «Горькая чаша всегда остается заполненной лишь наполовину, вне зависимости от того, как идут мои дела в бизнесе, — признается Билл. — Я наконец стал "положительным" мыслителем, без какой-то специальной терапии. Моя уверенность в себе повысилась, я чувствую себя великолепно». Три года назад Билл записался в мою «Школу трансформационного звука» и сейчас обучает тонированию других, показывая своим товарищам по работе и служащим, как можно легко рассеять злость и стресс и почувствовать себя лучше. Преподавание ведется ненавязчиво, занимает мало времени, а эффекта хватает надолго. Можно сказать, что Билл помог сохранить работу нескольким людям, которые пережили кризис и были на грани увольнения со службы. «Рост производительности в моем бизнесе оказался бесценным, — делает вывод Билл, — Мы добились таких результатов, что нам позавидовал бы сам Дэйл Карнеги. Я теперь считаю, что умение так тренироваться; является основным козырем в конкурентной борьбе. Я стал гораздо более внимательным отцом, более удачливым бизнесменом и гораздо более счастливым человеком в целом».

 

«Музак» высших сфер

 

Нигде так не видна роль звука и музыки, как в преобразованиях, которые произошли с фирмой «Музак». Мягкая фоновая музыка, которую мы с вами впервые услышали в кабинете зубного врача или в лифте, прошла длинный путь наряду с несколькими другими конкурентами. Фирма «Музак корпорэйшн» сейчас предлагает множество видов фоновой музыки, предназначенной для офисов, промышленных предприятий, супермаркетов, больниц и клиник, авиарейсов и даже для Ватикана. Все сделано для того, чтобы создать вокруг человека сбалансированный звуковой ландшафт.

За доказательствами и свидетельствами не нужно далеко ходить. Было доказано, что музыка на рабочем месте повышает производительность труда, снижает напряжение и усталость, маскирует раздражающие звуки и повышает чувство уверенности в себе и безопасности (побочным эффектом является улучшение самочувствия, что ведет к снижению затрат, связанных с охраной труда и техникой безопасности).

Сорок три из пятидесяти крупнейших в мире промышленных компаний используют музыку на рабочих местах. Компания «Дюпон» ввела обязательное прослушивание музыки в одном из своих подразделений, что позволило сократить время обучения наполовину, на треть сократить количество преподавательского персонала и в два раза увеличить число подготавливаемых сотрудников. Крупная компания по предоставлению коммунальных услуг на юге США использовала музыку в финансовом отделе и пришла к выводу, что ошибки персонала уменьшились на тридцать семь процентов. Производительность в зале обработки почтовой корреспонденции в городе Прентис-Холл повысилась на шесть процентов после того, как стала звучать негромкая фоновая музыка. В городе Цинциннати шестьдесят четыре процента служащих из девяти филиалов одного из крупнейших банков сообщили о том, что специальная программная музыка повышает чувство доверия между служащими и клиентами. Даже представители Пентагона высказывают уверенность в том, что музыка обладает потенциалом для повышения боеготовности и эффективности войск. Во время холодной войны операторы ракетных установок, которые слушали музыку фирмы «Музак», действовали по сигналу тревоги на 0,27 секунды быстрее, чем те, на которых воздействовал обычный шум. К счастью, это музыкальное «достижение» никогда не было использовано на практике.

В исследовании, проведенном в универсальном магазине, объем продаж покупателям в возрасте до двадцати пяти лет вырос на пятьдесят один процент, когда в залах стала звучать музыка. Объем продаж среди покупателей в возрасте от двадцати шести до пятидесяти лет вырос на одиннадцать процентов, а среди тех, кому за пятьдесят, — на двадцать шесть процентов. Различные супермаркеты, магазины дешевых товаров сообщают о сопоставимых результатах, особенно тогда, когда в залах прослушивают медленную легкую музыку. В продовольственном супермаркете объем продаж вырос на двадцать восемь процентов, когда люди стали двигаться под музыку. Другое исследование показало, что медленная инструментальная музыка оказалась наиболее эффективным средством в предприятиях общественного питания. Посетители выпили в среднем на три порции напитков больше. Магазин по продаже спиртных напитков сообщил, что, когда в качестве фоновой стала исполняться классическая музыка, общая прибыль значительно повысилась.

Новинки голосовой (речевой) связи предлагают новые возможности для повышения эффективности деловых процедур, связанных с речью. Для повышения производительности своего подразделения Мелисса, менеджер в компании по новым информационным технологиям в городе Сан-Белт, приобрела и установила новую систему автоответчиков. К ее удивлению, вместо повышения эффективности объем сделок стал снижаться. Мелисса отнесла это на счет чрезмерно высокогоуровня механизации. Убежденная в том, что люди хотят разговаривать с живым человеком, а не с машиной, она переделала систему телефонных заказов таким образом, что клиент сначала попадал в приемную, откуда его разговоры переключались на различные отделы.

Объемы сделок выросли, но не достигли предыдущего уровня. Что-то было не так. Мелисса решила выяснить, в чем дело, проведя тестирование системы. Она сделала несколько вызовов, ее ждал сердечный прием девушки в канцелярии, но после этого в системе автоответчика звучал тяжелый рок. Прождав несколько минут, Мелисса разозлилась. Ей было противно слушать эту раздражающую музыку более нескольких секунд. У нее не было для этого настроения. Точно так же, скорее всего, реагировало большинство ее клиентов.

Мелисса переписала автоответчики на струнный квартет Моцарта. Эта камерная музыка не только успокаивала клиентов, но и привела к резкому возрастанию объема сделок. Один из клиентов даже упрекнул Мелиссу, когда она включилась в разговор, сказав, что она оторвала его от чрезвычайно интересного прослушивания.

 

Звуковые перерывы

 

Во время учебных семинаров я говорю слушателям, что наш организм — это корпорация. В ней все должно быть устроено по-настоящему: необходимы управление, рекламный отдел, отдел сбыта, конструкторские бюро — все подразделения, которые есть в каждой компании. Организм должен отвечать на телефонные звонки, выводить из себя и утилизировать мусор. Мозг и сердце также являются частями большой корпорации. Поэтому звуковые паузы необходимы для того, чтобы лучше работали все подразделения нашей корпорации.

Джордж, конторский служащий из Лос-Анджелеса, чувствовал, что ему очень тяжело работать после обеда. У него все прекрасно получалось по утрам, но к обеду он чувствовал себя утомленным. Хотя работа не была особенно стрессовой, Джордж с трудом дожидался времени, когда нужно было идти домой. Его руководители были встревожены и считали его служащим на полдня, который получает, тем не менее, полный оклад. И Джордж был с этим согласен. Вместе с руководителем он стал искать способы для повышения производительности и восстановления творческих способностей. Во-первых, он стал использовать музыку для двух пятиминутных перерывов два раза в час в послеобеденное время, чтобы восстановить единство мозга и тела. Джорджу по душе был Моцарт, а также другая активная популярная музыка. Он и стал совершать после обеда короткие прогулки, и его производительность стала расти. Вскоре Джордж не только догнал остальных, но стал делать еще больше после обеда. Это так вдохновило коллег, что они также стали использовать после обеда музыкальные паузы.

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Танец с Бумажными тарелками

 

Несколько лет назад меня пригласили прочитать лекцию о музыке, ее роли в снижении стресса и повышении творческих способностей перед советом директоров крупной компьютерной компании. Группа джентльменов встретила меня довольно сдержанно, как и подобает профессионалам. У них была сложная повестка дня, и председатель совета директоров, который представил меня, пояснил, что моя лекция может помочь им найти творческие решения финансовых проблем.

Я начал с короткого упражнения, сыграл им один из бранденбургских концертов Баха, затем попросил членов совета коротко записать на бумаге наиболее важные пункты обсуждения финансовых вопросов. Спустя шесть или семь минут я попросил присутствующих перевернуть листки бумаги и отложить в сторону то, что они написали.

Я раздал каждому по две бумажные тарелки и попросил немного отодвинуть свои стулья назад от совещательного стола.

После этого я поставил на магнитофон ирландский народный танец с простой мелодией и попросил джентльменов делать то же, что и я. Я сложил обе бумажные тарелки вместе и изобразил, будто играю на цимбалах, затем начал стучать ими по коленям, груди, плечам и голове. Вскоре все пятнадцать участников лекции стали повторять мои движения. Все заулыбались и спустя шесть минут расслабились. Я снова поставил бранденбургские концерты и попросил слушателей попробовать записать решения финансовых проблем, которые они изложили на бумаге раньше. Они стали энергично работать. Спустя десять минут я извинился и оставил их продолжать совещание.

На следующий день меня снова вызвали и рассказали, что заседание совета директоров было самым плодотворным и творческим за все время существования компании. После моих упражнений все сумели сконцентрироваться на решении сложных задач.

Использование хлопков и различных движений под ритмичную музыку может синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга. Музыка активизирует творческую работу в правом полушарии и делает более логичной работу левого полушария, что позволяет нам находить более творческие решения проблем и успешно решать стоящие перед нами задачи.

Важно не перегружать слух музыкой, иначе она может потерять эффективность. В конторе, школе или дома музыка должна звучать не более двадцати двух минут в час. Подборка мелодий, звучащих двадцать две минуты, очень полезна, но можно использовать более короткие фрагменты, распределенные в течение часа. Три композиции длительностью по пять-семь минут в начале, середине и конце каждого часа или хотя бы дважды в день (один раз в первой половине дня и второй раз после обеда) могут оказаться очень эффективными. Активные звуковые паузы в форме коротких музыкальных отрывков, которые повышают внимательность и наполняют человека энергией, могут занимать всего от двух до трех минут. Для того чтобы повысить энергетический потенциал и активизировать организм, хороша резкая музыка с нарастающим ритмом, наподобие той, которую использовал Джордж. Для того чтобы снять напряжение и расслабиться, поставьте медленную музыку, например записи «Сущность» и «Расслабление с классикой», которые наиболее эффективны.

 

Время, когда вы готовитесь к рабочему дню, является оптимальным для музыкальной самонастройки. Музыка, которую вы слушаете в этот момент, может зарядить вас энергией на весь рабочий день. Если вы чувствуете себя уставшим, поставьте музыку с быстрым темпом, которая даст заряд «звукового кофеина». Если вам нужно успокоиться, следует прослушать более медленную, расслабляющую музыку, которая поможет снять напряжение. Если вы настраиваетесь на важное дело, прослушивание классической записи или радиостанции в УКВ-диапазоне, которая передает классическую музыку, создаст прекрасную среду, в которой можно репетировать речь или выступление. Попробуйте прочитать свое выступление вслух под аккомпанемент Баха, Вивальди или Моцарта в качестве негромкого фона. Вы почувствуете, что голос приобрел уверенность.

По утрам мне особенно нравится пять-десять минут напевать в полголоса. Я рекомендую издавать простые звуки в самом низком диапазоне, а не «жужжать» или «пищать». Положите руку на грудь и продолжайте «мычать»: «м-м-м». Положите ладони на щеки и продолжайте издавать этот звук. Почувствуйте, как вибрация входит в вашу ладонь, и представьте себе, как этот звук массирует ваше тело изнутри.

Всякий раз, когда мне доводится быть в самолете, поезде и автобусе, я издаю негромкий вибрирующий звук, и едва ли кто-нибудь может это заметить. Вам придется попрактиковаться три-четыре дня, чтобы почувствовать себя уютно, когда вы издаете такой звук во время поездки в машине или на электричке. Но после того как это войдет в привычку, у вас появится прекрасный способ изменять и балансировать волны мозга, вырабатывать в себе расслабленность. Вы можете бормотать про себя практически везде, в любое время — работая за компьютером или прогуливаясь (бег трусцой — один из немногих случаев, когда я воздерживаюсь от тонирования). Глубокий вдох — первый шаг к расслаблению.

По мере того как вы будет экспериментировать, преимущества звука «м-м-м» станут очевидны, и вы захотите попробовать другие гласные звуки. Звук «а-а-а» помогает выплеснуть энергию и создает ощущение пространства. Звуки «о-о-о» и «и-и-и» являются, насколько я смог заметить, более сильными заряжающими звуками. Выполняя тренировочную программу в центре слушания звука в городе Феникс, адвокат одной из крупных корпораций сказал, что он чувствует, как его тело откликается на различные частоты тонирования. Он сказал, что ощутил незначительные, но очень важные положительные изменения в осанке, стал более расслабленным и заметил, что ему стало легче читать. Один предприниматель, который занимается недвижимостью, рассказал, что он стал лучше управлять своим голосом, а крупный специалист по электронике отметил, что у него улучшились внутреннее равновесие и почерк.

Один из друзей однажды посоветовал Рэндоллу, одному из управляющих, которому было едва за пятьдесят, посетить семинар по искусству игры на барабанах. «Сначала я подумал, какого черта я здесь делаю? — признавался он позднее. — Затем пришло ощущение безопасности. Я перестал думать о своих повседневных заботах». В выходные Рэндолла «погружали» в различные звуковые среды, включая звуки африканского племени. Во время этих «путешествий» он чувствовал себя в каком-то туннеле. У него не было никакого представления о том, как это происходит. Но вдруг он почувствовал, что пришло ощущение свободы. Это было восхитительно.

Спустя пятнадцать минут после таких упражнений он вернулся к работе и чувствовал себя совсем по-другому. Мир вокруг изменился. А сам он был заряженным на успех, особенно когда ему пришлось перейти на работу в новую фирму с большим количеством сотрудников. Он стал лучше относиться к людям и использовал в своей работе новые, свежие и оригинальные подходы.

Взлет творческих способностей часто проявляется в художественных изделиях: живописных полотнах или скульптурах, музыкальных композициях, танцах или литературных работах. Однако такой взлет может проявиться, например, в великолепно приготовленном блюде, новом уровне взаимоотношений с людьми и т. д. Это могут быть результаты творческого процесса. Нет необходимости быть подмастерьем у колдуна, чтобы воплотить их в жизнь.

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Танец дождя

 

В течение многих лет я исполнял обязанности консультанта для таких компаний, как IBM, «Канадиан белл тэлефон», Управление здравоохранения штата Мичиган, а также других корпораций и агентств, которые использовали музыку для того, чтобы повысить производительность труда. В Далласе я провел семинары для представителей пятисот крупнейших корпораций о том, как использовать звук и музыку для улучшения памяти и концентрации, повышения уровня общения. Самое главное в бизнесе — постоянно генерировать новые идеи о продуктах, рыночных подходах и рекламной политике. На семинарах я рекомендую обычно следующее упражнение для бизнесменов, чтобы не прерывался процесс творчества.

1. Поставьте перед собой цель. Возьмите большой листок бумаги, поставьте жирную красную точку и обведите ее тремя или четырьмя черными толстыми концентрическими окружностями. Положите этот лист на пол или на маленький столик в середине комнаты.

2. Поставьте отрывок популярной музыки, которая нравится всем в группе, такой музыки, которая заставляет людей двигаться. Попросите всех ходить по кругу по часовой стрелке вокруг этой «цели». Тот, кого назначат главным, начинает четко произносить следующее: «Наша цель — создать десять новых способов для маркетинга продукции», —или что-нибудь вроде этого, отражающее цель компании.

3. Друг за другом каждый, кто обходит вокруг мишени, фокусирует свой взгляд на точке и говорит: «Нам необходимы десять идей по лучшей организации торговли». Не следует подходить слишком близко к столику с мишенью, иначе у вас может закружиться голова. Двигайтесь под музыку и говорите вслух. Во время упражнения левое и правое полушария мозга, средний и ромбовидный мозг одновременно загружаются.

4. Пусть кто-нибудь начинает высказывать вслух идеи, продолжая двигаться вокруг мишени. Пусть кто-то станет «писарем» и записывает все предложения. Участники могут писать на доске мелом, останавливаясь во время ходьбы. Пусть предложения будут глупыми и вздорными, все равно обязательно запишите их. (Если вы стесняетесь «выдавать глупости», нужно не смотреть друг другу в глаза и избегать зрительных контактов.)

5. Спустя пятнадцать минут участники могут обсудить детали, уделив внимание тем идеям, которые появились во время упражнения, и выработать на их основе специальный план.

Такое упражнение может показаться детской игрой, но оно очень полезное, так как активизирует мозг и укрепляет нервную систему человека. На Дальнем Востоке оно называется «взгляд новичка». Это возможность увидеть мир новыми глазами. Просто поразительно, как крупные начальники, великие спортсмены, писатели, знаменитые повара и т. д. сумели значительно повысить свои творческие возможности. Согласно одному из греческих мифов, Орфей играл на лире, чтобы вдохновить Ясона и аргонавтов в их странствиях за золотым руном, которое стало символом личных и коллективных достижений. Музыка придает энергию, а энергия, как выразился Блэйк, является вечной радостью. С помощью музыки можно превратить работу в подобие игры, а жизнь — в увлекательное приключение.

 

Музыка следующего тысячелетия

 

Приближается двухтысячный год, и композитор Хомер Хуке предложил создать симфонию тысячелетия как способ отпраздновать последний год уходящего века и подготовиться к эпохе, которая наступит после. Первой частью симфонии могут быть григорианские песнопения и еврейские псалмы, а также молитвы. Вторая часть должна включать музыку средних веков, произведения Стравинского, Вагнера и других композиторов, а также танцы Полинезии, Африки, Ирландии и Бразилии. Газета «Нью-Йорк таймс» назвала эту идею «золотым дном музыки будущего». Последняя часть должна унести слушателя в космическое пространство, сопровождая его путешествие «темами футуризма и прорицательства, научными чудесами, которых никто еще не видел, и различными таинствами».

- В течение последнего века мы наблюдали, как музыка и искусство сливаются с наукой. Но можно рассматривать науку и как продолжение музыки и искусства. Идея симфонии тысячелетия предполагает, что музыка может объединить различные системы интеллекта, использоваться в здравоохранении, образовании и бизнесе.

Музыка может стать своеобразным полиглотом, поскольку ее язык интуитивно способен понять любой житель Земли. Путем использования музыки в повседневной жизни мы можем стимулировать интеллект и раскрыть творческий потенциал. В широком смысле «эффект Моцарта» открывает дорогу к более высокому развитию человеческих возможностей, чем можно было себе представить.

 

ГЛАВА 8

 

Душа звука

Мостик между жизнью и смертью

 

Что есть эта святая пустота, утрата ощущения присутствия, эта тайна?


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты