Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Историко-революционная драматургия Н.Погодина




«Ленинская тема»

Первые его драмы – публицистические, "новаторские". Затем он, как и Вишневский, отходит от этого типа драматургии.

В 1936 г. ЦК ВКП(б) призывает драматургов воссоздать на сцене образ Ленина. В 1937 г. появляются пьесы на эту тему: "Правда" Корнейчука, "На берегу Невы" Тренева и "Человек с ружьем" Погодина.

Погодин находит для ленинской темы нетрадиционное решение. Система образов строится так, что основное действующее лицо в пьесе не Ленин. В центре – образ солдата Ивана Шадрина. Ленин же раскрывается через его роль в судьбе героя.

Шадрин – "крестьянин в шинели", мечтающий скорее вернуться домой. Разговор с Чибисовым отодвигает эту мечту на второй план, и Шадрин идет в Смольный, чтобы узнать правду о том, что происходит в стране. Кульминация – встреча Ивана Шадрина с Лениным.

В пьесе два главных героя, хотя Ленину посвящено немного сценического времени. Но именно за это время и в этих эпизодах раскрывается основная идея произведения – единство Ленина и народа.

Образы Ленина и Шадрина "работают" лишь во взаимодействии друг с другом. Иван Шадрин – "маленький человек", судьба которого включена в исторический процесс, соотнесена с событиями огромного масштаба. Это своеобразная иллюстрация к марксистскому пониманию исторического процесса: историю делает народная масса, личность же может сыграть свою роль постольку, поскольку ее воля совпадает с волей народных масс. Этим определяется роль в истории и Ленина, и Шадрина.

В 1939 г. появляется вторая часть драматической трилогии Погодина – "Кремлевские куранты" (а третья будет написана уже в 50-е гг.).

В "Кремлевских курантах" на первом плане проблема интеллигенции и революции.

Забелин – старый инженер, остро переживающий свою ненужность, отверженность в новом мире, невозможность проявить и применить свой талант, отлученность от главного в своей жизни – от творчества. Для него поворотным моментом тоже стала встреча с Лениным. Логика, убежденность, смелость замыслов Ленина заставляют Забелина пересмотреть свои взгляды на новый мир – и вот он уже не торгует спичками, а работает, оживляя механизм часов на Кремлевской башне.

В обоих пьесах решающим в судьбах героев оказывается "Deus ex machina".

Заключительная часть трилогии – "Третья патетическая" – написана Погодиным в 1958 г. В ней снова ставится тема народа и революции, создаются характеры людей ленинской эпохи.

В художественном отношении трилогия о Ленине гораздо выше публицистических пьес Погодина. В ней произошел переход художника от документализма, монтажа, коллажа к традиционной драме характеров.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты