:



Глава пятнадцатая




 

КОГДА ДЕЙСТВИЯ БОГА НЕ ПОНЯТНЫ

 

Теперь я хочу обратить ваше внимание на концепции, которые помогут вам оставаться верными в стрессовых ситуациях и в трудные времена. Ниже следует дискуссия, взятая из моей книги «When God Doesn’t Make Sense» («Когда действия Бога не понятны»), В ней мы с вами поговорим о нашей неспособности объяснить все, что Он делает в нашей жизни, особенно когда над нами собираются грозовые тучи. Позвольте мне начать с некоторых иллюстраций такого рода смятения в жизни человека.

Чак Фрай был талантливым молодым человеком семнадцати лет. Он хорошо учился и имел высокие цели. Окончив школу одним из лучших учеников, он поступил учиться в колледж, где продолжал демонстрировать выдающиеся способности. Получив степень бакалавра, он подал заявление в несколько медицинских школ.

Конкурс в медицинские учебные заведения всегда был и остается очень жестким. В то время я был профессором медицинского факультета университета Южной Калифорнии, куда каждый год могли поступить только сто шесть желающих из шести тысяч абитуриентов. Такое положение вещей вполне типично для аккредитованных медицинских программ в современных университетах. Шансы были невелики, и все же Чак был принят на медицинский факультет университета Аризоны и начал обучение.

В первый же семестр Чак задумался о призвании Бога на его жизнь. Он решил, что ему следует стремиться не к престижным и комфортным условиям жизни дипломированного врача, а наоборот, оказывать медицинскую помощь нуждающимся людям в других странах. Наконец, он принял такое решение для своего будущего. К концу первого года обучения в университете, однако, Чак почувствовал себя плохо. Он стал испытывать постоянную и странную усталость. В мае он записался на обследование, и врачи поставили ему диагноз острой лейкемии. К ноябрю Чак Фрай умер.

Каким образом должны разбитые горем родители Чака и как должны мы сейчас реагировать на этот непонятный акт Бога? Этот молодой человек любил Иисуса Христа всем своим сердцем и искал осуществления только Его воли. Почему он был взят от нас в расцвете сил, несмотря на страстные молитвы об исцелении со стороны благочестивой семьи и верных друзей? Господь четко сказал им всем «нет». Но почему?

Каждый год тысячи молодых врачей получают образование и начинают свою профессиональную деятельность, и некоторые из них по причинам, далеким от бескорыстных. Очень немногие планируют посвятить свою жизнь униженным и оскорбленным. И вот мы встречаем удивительного человека, желающего жить для Бога. Чак мог бы оказать помощь тысячам бедных и нуждающихся людей, которые иначе были бы обречены на страдания и смерть. Он мог бы не только удовлетворить их физические нужды. Он страстно желал делиться Евангелием с теми, кто никогда не слышал этой величайшей истории о спасении человечества. Поэтому его смерть была непонятна и бессмысленна.

 

Господь четко сказал им всем «нет». Но почему?

 

Представьте вместе со мной многих отчаявшихся и больных людей, которым доктор Чак Фрай мог бы помочь. Кто-то из них болен раком, а кто-то страдает от туберкулеза. У кого-то из них врожденные пороки, а кто-то слишком мал, чтобы осознать свою боль. Почему провидение отвергло его желание служить Богу?

Но в истории Фрая есть одно измерение, которое завершает эту картину. Чак был помолвлен, и в марте первого года обучения в медицинской школе они должны были пожениться. Его невесту звали Карен Эрнст, и она тоже была девушкой, глубоко верующей в Иисуса Христа. Она узнала о смертельном диагнозе Чака через полтора месяца после их помолвки, но решила ничего не менять в их планах на женитьбу. Они стали мужем и женой менее чем за четыре месяца до его трагической кончины. После этого Карен поступила на медицинский факультет университета в Аризоне и после его окончания стала врачом-миссионером в Свазиленде, Южная Африка. Там доктор Карен Фрай до 1992 года работала в больнице, которую содержала церковь. Полагаю, глядя на муки и страдания людей, она часто задумывалась над тем, почему ее талантливому мужу не было позволено исполнить свою миссию в качестве ее коллеги-медика. Я тоже задаю себе такие вопросы.

 

Божья цель в кончине этого молодого человека представляется тайной, и пусть она таковой и останется.

 

Величайшие теологи мира могут в течение последующих пятидесяти лет рассматривать дилемму, возникшую в связи со смертью Чака Фрая, но вряд ли они придут к удовлетворительному объяснению. Божья цель в кончине этого молодого человека представляется тайной, и пусть она таковой и останется. Почему после долгих молитв Чак Фрай смог поступить на медицинский факультет, если ему не суждено было завершить свое образование? Откуда пришло к нему призвание, на которое он с готовностью откликнулся? Зачем молодому человеку был дан выдающийся талант, если он не смог его использовать? И почему зрелый христианин и многообещающий студент так рано окончил свой земной путь, когда столько наркоманов, бездельников и преступников доживают до старости, ложась тяжким бременем на плечи общества? Эти тревожные вопросы легче задавать, чем найти на них ответы.

 

МЫ МОЖЕМ ТОЛКО СПАШИВАТ «ПОЧЕМУ»

 

Господь до сих пор не открыл мне причин, по которым в 1987 году в авиакатастрофе погибли четыре моих друга. Это были одни из самых прекрасных христиан, которых я когда-либо знал в своей жизни. Хьюго Шеллкопф был предпринимателем и исключительно активным членом Совета директоров служения «В фокусе семья». Джордж Кларк был президентом банка и неординарным человеком. Доктор Тревор Мейбри был одаренным хирургом, который почти половину своих операций делал бесплатно. Для пациентов он был буквально спасением для тех людей, у кого не было денег. Грейт Дэвис был служителем и писателем, которого полюбили тысячи людей. Они были близкие друзья, которые регулярно встречались для изучения Слова Божьего и держали ответственность друг перед другом за то, что они узнали. Я любил этих людей. Накануне их отлета я был с ними, а потом их двухмоторный самолет упал в горах Абсарока в Вайоминге. В живых не осталось никого. И теперь их жены и дети вынуждены выживать одни.

Почему? Какая цель была достигнута в их трагической кончине? Почему двое сыновей Хьюго и Гейл, самые маленькие из оставшихся детей погибших, лишены влияния своего мудрого и сострадательного отца в течение ответственного периода формирования их характеров? Я не знаю, хотя Господь дал Гейл достаточно мудрости, чтобы вынести груз этих проблем в одиночку.

При первом же упоминании «благоговейного почему» я вспоминаю о наших уважаемых друзьях, Джерри и Мэри Уайт. Доктор Уайт является президентом служения «Навигаторы», международной организации, которая распространяет весть о Христе и знакомит людей с Его именем. Уайты — прекрасные люди, которые любят Господа и живут по канонам Писания. Но они тоже пережили свою долю страданий. Их сын Стив несколько месяцев работал таксистом, пока искал работу по специальности в сфере телевещания. Но его мечты так и не осуществились. Однажды ночью Стив погиб от руки сумасшедшего пассажира в обычно спокойном городе Колорадо-Спрингс.

Убийца был известным уголовным преступником и наркоманом с длинным списком преступлений. Когда его поймали, полиция выяснила, что он вызвал такси с твердым намерением застрелить любого, кто явится по его звонку. По вызову к нему мог приехать любой таксист. Но приехал Стив Уайт. Это была случайная жестокость без всякого смысла или причины. Она коснулась семьи, которая почитала Господа в течение многих лет, посвятила все свое время служению Ему.

Другие примеры необъяснимого горя и страданий могли бы заполнить полки самых больших библиотек мира, и каждый человек на земле мог бы дополнить эти свидетельства своими иллюстрациями. Войны, голод, болезни, природные катастрофы и безвременная смерть — все это трудно объяснить. Крупномасштабные катастрофы и бедствия иногда тревожат человека в меньшей степени, чем его личные беды. ак, отказ почек, сердечные заболевания, синдром внезапной смерти младенцев, церебральный паралич, синдром Дауна, разводы, изнасилования, одиночество, отчуждение, неудачи, бесплодие, вдовство... Все эти и миллионы других источников человеческих страданий порождают неизбежные вопросы, которые тревожат наши души. Почему Бог заставляет меня так страдать? На этот вопрос пытались ответить многие из верующих людей и многие из язычников. В противоположность христианскому учению в некоторых кругах Господь не торопится объяснить Свои действия.

 

Примеры необъяснимого горя и страданий могли бы заполнить полки самых больших библиотек мира.

 

 

СУВЕЕННОСТ БОГА

 

Если вы считаете, что Бог обязан объяснять нам Свои действия, вам следует внимательно исследовать Писание. В Притчах (25:2) Соломон писал: «Слава Божия — облекать тайною дело...» В Книге пророка Исаии (45:15) читаем: «Истинно Ты Бог сокровенный...» В Первом послании к Коринфянам написано (2:11): «Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». В Книге Второзаконие (29:29) сказано: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему». Екклесиаст (11:5) провозглашает: «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все». Книга пророка Исаии (55:8, 9) учит: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».

Так, Писание ясно показывает, что мы не в состоянии понять безграничный разум Божий или пути, которыми Он вмешивается в нашу жизнь. Если мы думаем иначе, то проявляем высокомерие. Попытка подвергнуть анализу Его всемогущество подобна стремлению амебы понять поведение человека. В Послании к имлянам (11:33) говорится, что суждения Божьи «непостижимы», а Его пути «неисследимы». Подобный язык мы встречаем в Первом послании к Коринфянам (2:16): «Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?» Совершенно ясно, если Бог не захочет объяснить нам Свои действия, а Он это делает не часто, тогда Его мотивы и цели остаются недосягаемыми для разумения смертного человека.

На практике это означает, что многие из наших вопросов, особенно начинающиеся со слова «почему», на какое-то время останутся без ответа.

Апостол Павел имел в виду вопросы без ответов, когда писал: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12). Павел тем самым пояснил, что полную картину всего сущего мы увидим только в вечности и что мы должны научиться принимать это частичное понимание происходящего.

 

БОЖИЙ ЧУДЕСНЫЙ ПЛАН

 

К сожалению, многие молодые верующие, а иногда и более взрослые люди, не осознают, что в жизни каждого человека наступит время, когда обстоятельства будут необъяснимыми и когда действия Бога будут казаться лишенными смысла. Об этом аспекте христианской веры говорят немного. Мы склонны учить новообращенных христиан той части нашего богословия, которая кажется привлекательной для мирского склада ума. Например, «Campus Crusade for Christ» (евангелизационное служение, которое я высоко ценю) распространило миллионы буклетов с «четырьмя духовными законами». Первый из этих библейских принципов гласит: «Бог любит тебя и предлагает чудесный план для твоей жизни». И это заявление абсолютно правильно. Однако такое представление этого принципа предполагает, что человек всегда будет понимать «чудесный план» на свою жизнь, и он ему обязательно понравится. Но все может обернуться совсем не так.

 

В жизни каждого человека наступит время, когда обстоятельства будут необъяснимыми.

 

«Чудесный план» для некоторых людей, таких, как Джонни Эрексон Тада, означает жизнь парализованного человека в инвалидной коляске. Для других он означает раннюю смерть, бедность или презрительное отношение общества. Пророка Иеремию этот план привел в темную яму. Для других библейских персонажей он означал казнь. Однако в самых ужасающих обстоятельствах Божий план действительно остается «чудесным», потому что все, что находится в соответствии с Его волей, в конце концов «содействует ко благу любящим Бога, призванным по Его изволению» (им.8:28).

Тем не менее совсем нетрудно увидеть, что в такой ситуации может возникнуть непонимание особенно у тех из вас, кто молод. В ранние годы вашей жизни, когда здоровье хорошее и в ваш спокойный мир пока не вторглись трудности, неудачи и печали, относительно легко все расставить по своим местам. Вы можете искренне верить в то, что так будет всегда. И вот в такие моменты вы оказываетесь особенно уязвимыми для духовного смятения.

Хирург ичард Зельцер является одним из любимых моих авторов. В своих произведениях он с большим состраданием рассказывает о своих пациентах и о тех драмах, которые разворачиваются в их жизнях. В книге «Letters to a Young Doctor» («Письма молодому доктору») он говорит, что многие молодые люди на какое-то время, похоже, защищены воображаемой мембраной от всего ужасного. Они живут рядом с ним каждый день, но не осознают его присутствия.

Точно так, как иммунная система человека охраняет его от невидимой угрозы со стороны вредных микробов и бактерий, так и эта невидимая мембрана защищает молодых людей от ситуаций, угрожающих их жизни. Конечно, не каждый юный человек имеет такую защиту, потому что дети по-прежнему умирают от рака, от врожденного порока сердца и других болезней. Но большая часть их все же защищена, хотя и не понимает этого. Но проходит время, и однажды это происходит. Без всякого предупреждения мембрана рвется, и в жизнь человека или в жизнь его любимых врывается ужас. Именно в этот момент происходит неожиданный богословский кризис.

 

НЕТ БОЛШЕЙ ЛЮБВИ

 

Так что я хочу сказать этим? Неужели я говорю, что наш небесный Отец не любит Своих хрупких и ранимых детей, проявляет к ним равнодушие и жестокое, отчужденное презрение? Но даже одна такая мысль является богохульством. Библия повсюду говорит о бесконечной и щедрой любви Бога к нам. Он заботится о Своих земных детях и с нежностью руководит жизнью верных Ему чад. Мы есть «Его народ и овцы паствы Его» (Пс.99:3). Его великая любовь побудила Его отдать Своего единородного Сына в жертву за наши грехи, чтобы мы могли избежать наказания, которое вполне заслужили. Он сделал это, потому что «так возлюбил Бог мир» (Иоан.3:16).

 

Библия повсюду говорит о бесконечной и щедрой любви Бога к нам.

 

Апостол Павел сказал об этом так: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (им.8:38, 39). Исаия передал нам эту весть прямо из сердца Отца: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис.41:10). Так что проблема здесь не в любви и милости Божьей.

Одна из самых поразительных концепций во всей Библии заключается в откровении о том, что Бог знает лично каждого из нас и что мы занимаем Его мысли день и ночь. Мы просто не в состоянии осознать полноту и последствия любви к нам Царя царей и Господа господствующих. Он есть Всемогущий и Всеведущий Бог, сверхъестественный и святой, бесконечный и вечный. Но почему Он о нас печется, почему беспокоится о наших нуждах и благополучии, почему Его беспокоят наши страхи? Мы с вами говорили о ситуациях, когда действия Бога нам кажутся бессмысленными. Но самым непонятным является Его забота о нас, простых смертных.

Иову тоже казалось непонятным, почему Творцу интересны человеческие существа. Он спрашивал: «Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое, посещаешь его каждое утро?» (Иов.7:17,18). Давид размышлял на эти же темы, когда писал: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Ис.8:5). В сто тридцать восьмом Псалме мы читаем: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс.138:1-4). Какая невероятная концепция!

 

Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его (Псалом 102:13).

 

Господь не только помнит о каждом из нас, но повсеместно в Писании Он называет Себя нашим Отцом. В Евангелии от Луки мы читаем: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лук.11:13). В сто втором Псалме написано: «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс.102:13). Но, с другой стороны, в Книге пророка Исаии Он уподобляется матери: «Как утешает кого-либо мать его. так утешу Я вас» (Ис.66:13).

 

ЛЮБОВ ОТЦА

 

Будучи отцом двоих, теперь уже взрослых детей, я очень ясно осознаю эти аналогии с родительской любовью. Они помогают мне понять, какие Бог испытывает чувства по отношению к нам. Если понадобится, мы с Ширли готовы отдать жизнь за наших детей. Каждый день мы молимся о них и постоянно о них помним. Насколько остро мы чувствуем их боль! Слово Божье учит тому, что Бог, по сути, любит Свою человеческую семью бесконечно большей любовью, чем наша любовь, которую мы, «будучи злы», можем выразить по отношению к своим детям.

Когда наш сын был маленьким, произошел один случай, который иллюстрирует глубокую любовь к нам нашего небесного Отца. У айана развилась острая инфекция в ухе, когда ему было всего три года, и ночью ни он, ни мы практически не спали. На следующее утро Ширли укутала малыша потеплее и повезла его к врачу. Врач оказался пожилым человеком и терпением особо не отличался. одители больных детей его тоже порядком раздражали.

После обследования айана врач сказал Ширли, что инфекция проникла в барабанную перепонку, поэтому для борьбы с ней нужно будет залезть в ухо острым инструментом. Он предупредил, что эта процедура причинит ребенку боль, и велел Ширли положить малыша на стол и не давать ему шевелиться.

Эта новость взволновала не только Ширли. Похоже, айан тоже понял достаточно, чтобы закатить настоящую истерику.

Ширли делала все, что могла. Она положила айана на стол и попыталась удержать его в лежачем положении. Но он категорически отказался мириться с этим. Когда врач залез ему в ухо острым инструментом, ребенок вырвался из рук матери и стал пронзительно кричать. Врач рассердился на Ширли и сказал, что если она не будет следовать его инструкциям, тогда придется вызвать отца ребенка. Я как раз был неподалеку и потому быстро добрался до кабинета врача. Услышав, что нужно сделать, я сглотнул комок в горле и всей своей массой навалился на крошечного малыша. Это был самый страшный момент в моей жизни как родителя.

Положение усугублялось еще и тем, что айан, лежа на столе, видел зеркало, которое позволяло ему смотреть мне прямо в глаза, в то время как он истошным голосом молил о милости. Я искренне считаю, что в тот момент мои страдания были сильнее, чем страдания моего испуганного ребенка. Я не выдержал и отпустил сына, за что получил от врача обогащенную версию яростного возмущения, с которым несколько ранее он обрушился на Ширли. Наконец, однако, раздраженный врач с моей помощью завершил свою задачу.

Впоследствии я размышлял о том, что я испытывал, когда айан так страдал в кабинете врача. Больнее всего мне было видеть его лицо. И хотя он кричал и не мог говорить, его большие голубые глаза сказали мне все. Он словно говорил мне: «Папа, что ты делаешь со мной? Я думал, ты меня любишь. Как ты можешь так со мной поступать! Как ты мог? Пожалуйста, пожалуйста, не делай мне больно!»

ебенку невозможно было объяснить, что эти страдания были необходимы для его же блага, и что я пытался помочь ему. Он не понимал, что я удерживал его на столе именно потому, что любил его. Как я мог в такой момент говорить ему о своем сострадании? Я бы с радостью занял его место на столе, если бы это было возможно. Но для его незрелого восприятия я был жестоким предателем, который оставил его.

 

Бывают ситуации, когда Бог также чувствует нашу нестерпимую боль и страдает вместе с нами.

 

И тогда я понял, что бывают ситуации, когда Бог так же чувствует нашу нестерпимую боль и страдает вместе с нами. Это вполне естественно для Отца, Который любит нас бесконечной любовью. Как, должно быть, Ему больно, когда мы говорим в смятении: «Как Ты мог допустить этот ужас в мою жизнь, Господь? Почему Ты это сделал со мной? Я думал, Тебе можно доверять? Я думал, Ты мой друг!» Как Он может донести до нас, с нашими ограниченными способностями к восприятию, тот факт, что наша агония совершенно необходима и во всем этом есть смысл! В жизненных трагедиях есть ответы на все вопросы! Интересно, ожидает ли Он с нетерпением наступления того дня, когда сможет объяснить нам, что на самом деле происходило во времена наших испытаний и проблем? Интересно, размышляет ли Он над тем, что печалит нас?

Некоторые читатели могут усомниться в том, что Всемогущий Бог, у Которого нет слабостей и нет нужды ни в чем, может вместе с нами испытывать страдания от боли. Мы не можем говорить об этом наверняка. Однако мы знаем совершенно точно, что Иисус испытывал все человеческие эмоции и что однажды Он сказал Филиппу: «Видевший Меня видел Отца» (Иоан.14:9). Помните, что Иисус «восскорбел духом и возмутился», когда Мария стала плакать о Лазаре, своем брате. Он также плакал, глядя на Иерусалим, и говорил о бедствиях, которые обрушатся на израильский народ. Точно так же нам говорят, что в настоящее время «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (им.8:26). Вполне логично предположить, в таком случае, что Бог Отец искренне заинтересован в благополучии Своей человеческий семьи и разделяет вместе с нами наши печали, и страдает вместе с нами в горестные моменты. Я уверен, что так оно и есть.

 

БУДТЕ ГОТОВЫ К ТУДНОСТЯМ

 

Я включил в данную книгу эту тему для дискуссии потому, что хочу помочь подготовиться вам, молодым читателям, к трудным временам, которые рано или поздно наступят в вашей жизни. Это неизбежно. В моей работе с семьями, которые переживают такие трудности, начиная от болезней и смерти и заканчивая семейными конфликтами и финансовыми проблемами, я обнаружил, что в кризисных ситуациях люди склонны испытывать недовольство и непонимание действий Бога. Это особенно верно тогда, когда происходящие события кажутся нелогичными и не соответствуют учению или пониманию конкретного человека. И если Господь не выводит людей из сложных обстоятельств, их недовольство быстро преобразуется в гнев и ощущение отверженности. После этого наступает разочарование, и дух таких людей угасает.

Это может произойти даже с маленькими детьми, особенно чувствительными к ощущению отвержения со стороны Бога. В связи с этим я вспоминаю одного мальчика по имени Крис, лицо которого было обожжено в пламени пожара. Он послал своему психотерапевту такую записку:

 

Дорогой доктор Гарднер!

Один большой мальчик, ему тринадцать лет, назвал меня черепахой. Я знаю, что он сказал так из-за моей пластической операции. Я думаю, что Бог ненавидит меня из-за моей обезображенной губы. И когда я умру, Он, наверное, пошлет меня в ад.

С любовью Крис.

 

Крис пришел к логическому заключению, что обезображенная губа была свидетельством отвержения со стороны Бога. Это логично в глазах ребенка: «Если Бог действительно всемогущ и все знает, почему Он допустил такую страшную вещь в моей жизни?» К сожалению, Крис не одинок в таких выводах. Многие другие тоже верят в сатанинскую ложь. Собственно, большая часть из нас, так или иначе, в разных ситуациях испытывает отчуждение от Бога. Почему? Потому что люди неминуемо сталкиваются с ситуациями, которые они не могут объяснить. Таковы люди.

 

Люди неминуемо сталкиваются с ситуациями, которые они не могут объяснить.

 

Величайшая опасность положения таких людей заключается в том, что сатана будет использовать их боль и разочарование, чтобы они почувствовали себя жертвой Божьей несправедливости. Это смертельная ловушка, в которую может попасть любой из нас! Если человек приходит к выводу, что Всемогущий не любит или ненавидит его, очень скоро после этого наступит деморализация.

 

ИСПЫТАНИЯ НЕИЗБЕЖНЫ

 

Если вы начинаете ощущать подобное разочарование, очень важно по-новому взглянуть на Писание и признать, что вы не единственный, кому приходится переживать испытания. Все библейские авторы, включая гигантов веры, пережили в своей жизни нечто подобное. Посмотрите на страдания Иосифа, одного из ветхозаветных патриархов. Вся его жизнь пошла, казалось бы, насмарку. Братья его ненавидели и даже готовы были убить его, прежде чем договорились продать в рабство. Когда он оказался в Египте, его заключили в темницу по ложному обвинению жены Потифара в попытке изнасилования, и он едва избежал смертной казни. Похоже, что Бог не объяснил Иосифу, что именно Он делал в течение всех этих горьких и мучительных лет, и не показывал, как Он намерен собрать эти разрозненные куски воедино, в прекрасную и изумительную картину. Иосиф не догадывался, что со временем он насладится триумфальным воссоединением со своей семьей. От него требовалось, как и от нас с вами, жить каждый день в том, что объяснить совершенно невозможно. Богу была угодна и приятна верность Иосифа тогда, когда в Божьих действиях молодой человек не усматривал никакого смысла.

Давайте перейдем к Новому Завету и посмотрим на учеников Христа и других раннехристианских лидеров. Иисус сказал, что из всех людей нет человека, более великого, чем Иоанн Креститель, но этот первопроходец христианской веры очень скоро оказался в тюрьме Ирода. Злобная женщина по имени Иродиада обезглавила его, потому что он обвинил ее в безнравственности. В Писании не сказано, что к Иоанну явился ангел, чтобы объяснить смысл предстоящей казни. Этот великий, благочестивый человек, которому на роду было предназначено стать провозвестником Иисуса Христа, пережил те же непонятные и тягостные обстоятельства, что переживаем и мы с вами. Однако утешает то, что Иоанн реагировал на эти события вполне по-человечески. Он послал к Иисусу своих учеников, чтобы спросить Его: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мат. 11:3). У вас когда-нибудь возникало желание задать такой же вопрос?

Посмотрите на мученичество Стефана, которого забили камнями до смерти за провозглашение имени Христа, и на апостола Иакова, которому в двенадцатой главе Книги Деяния посвящен всего один стих: «[Царь Ирод] убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян.12:2). Предания повествуют о том, что десять из двенадцати учеников Иисуса были казнены (исключая Иуду, который покончил с собой, и Иоанна, которого отправили в ссылку). Мы также считаем, что Павел, которого гнали, забивали камнями и бичевали, впоследствии был обезглавлен в римской тюрьме. Во второй части одиннадцатой главы Послания к Евреям говорится о некоторых верующих, которые пострадали за имя Христа:

Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. (Евр.11:35-39).

Перечитайте последний стих снова. Обратите внимание, что все те святые жили в предвкушении обетования, которое не исполнилось ко времени их смерти. Они так и не получили полного объяснения своих страданий. У них была только вера, и эта вера крепко держала их во времена гонений. Перевод Библии «Life Application Bible» представляет такой комментарий к этому отрывку: «Эти стихи подытоживают жизнь великих героев веры. Одни из них пережили величайшую победу даже под угрозой смерти. Но другие пострадали от оскорблений, пыток и даже смерти. Твердая вера в Бога не гарантирует счастливой и беззаботной жизни. Напротив, наша вера почти гарантирует те или иные гонения со стороны мира. Пока мы на земле, мы можем так и не понять смысла наших страданий. Но мы знаем, что Бог сохранит для нас Свои обетования». Этим все сказано.

 

Пока мы на земле, мы можем так и не понять смысла наших страданий.

 

Очень немногие из нас призваны положить жизнь за веру, как это случилось с верующими из ранней церкви. Тем не менее и в современной церкви такие примеры есть. Преподобный Билл Хайбелс поделился с нами таким опытом в книге «Тоо Busy Not to Pray» («Слишком занят, чтобы не молиться»). Этот отрывок представляется яркой иллюстрацией к нашей теме:

 

Пару лет назад христианский лидер из южной Индии по имени Иесу пригласил к себе в гости меня и одного из членов нашего церковного хора. Приехав в Индию, мы влились в группу верующих из разных регионов США. Нам сказали, что Бог использует нас для того, чтобы донести весть о Христе до мусульман, индусов и неверующих. Мы все чувствовали призыв от Бога поехать в Индию, но никто из нас не знал, чего ожидать от этой поездки.

Когда мы приехали, Иесу встретил нас и пригласил к себе в дом. В течение следующих дней он рассказал нам о своем служении.

Отец Иесу, активный служитель и оратор, начал свою миссию в регионе, где преобладало индуистское население. Однажды к нему пришел индуистский лидер и попросил его помолиться. адуясь возможности помолиться за него и надеясь привести его ко Христу, отец отвел гостя в другую комнату, встал вместе с ним на колени, закрыл глаза и стал молиться. Пока он молился, индус достал из складок своей одежды нож и нанес им несколько ударов.

Иесу, услышав крики отца, побежал к нему на помощь.

Он держал его в руках, а из ран лилась на пол кровь. Три дня спустя отец умер. Лежа на смертном одре, он сказал сыну: «Пожалуйста, скажи тому человеку, что он прощен. Заботься о матери и продолжай мое служение. Делай все, что можно, чтобы привести людей ко Христу».

 

Какая вдохновляющая и смиренная история! Мне становится стыдно за свое недовольство и жалобы по поводу мелких проблем, которые иногда возникают в моей жизни. Однажды Бог может потребовать и от меня подобной жертвы ради дела Христова. Если это случится, надеюсь, что Бог даст мне достаточно смелости, чтобы принять все, что соответствует Его воле для меня. Таким образом свою верность Ему доказало бесчисленное количество верующих.

 

На каком основании мы полагаем, что христианская жизнь обязательно должна быть сладкой?

 

Поэтому скажите мне, пожалуйста, на каком основании мы полагаем, что христианская жизнь обязательно должна быть сладкой. Где доказательства богословия, согласно которому мы можем «провозгласить и востребовать», в результате чего обетования Божьи мгновенно исполнятся, а лишения, испытания и всякие сомнения исчезнут, как дым? Напротив, Иисус предупредил Своих учеников, что им нужно готовиться к страданиям. Он сказал: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Иоан.16:33). Павел писал: «Я... преизобилую радостью, при всей скорби нашей. Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи» (2Кор.7:4, 5). Петр не оставил нам никаких сомнений относительно трудностей христианской жизни, когда писал: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:12, 13). Обратите внимание на сочетание во всех этих отрывках радости и боли.

Библейские авторы неизменно и недвусмысленно предупреждают нас о грядущих испытаниях, тем не менее мы готовы заново переписать библейский текст. А это делает нас уязвимыми для сатанинских нападок, обольщений и разочарований.

Меня беспокоит то, что многие верующие считают, что Бог обязан обеспечить им гладкое плавание по водам жизни или представить объяснение тех трудностей, с которыми они сталкиваются. Нам никогда не следует забывать, что Он есть Бог. Это всемогущий, святой и суверенный Бог. Он никому не подчиняется и ни перед кем не отчитывается. Бог не служит у нас мальчиком на побегушках, чтобы исполнять наши поручения. Он также не является джинном, который выскакивает из бутылки, чтобы удовлетворить наши капризы. Он не является ни нашим рабом, ни нашим слугой, а вот мы — Его слуги. И смысл нашего существования в прославлении и почитании Его имени.

Тем не менее Он иногда совершает удивительные чудеса в нашей жизни. Иногда Он изъявляет желание объяснить Свои действия. Иногда Его присутствие так реально, словно мы встретились с Ним лицом к лицу. И наоборот, когда в происходящих событиях действительно не видно смысла, и тогда мы начинаем думать, что это «несправедливо», и чувствуем себя сидящими в полном одиночестве в приемной Бога. В ответ на это Он просто говорит: «Доверься Мне!»

Но значит ли все это, что мы обречены на депрессию, становясь жертвами обстоятельств? Конечно, нет. Павел говорит, что мы больше чем победители. В Послании к Филиппийцам (4:4-7) он пишет: «адуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».

 

Совершенно ясно, что написанное в Библии является парадоксом.

 

Совершенно ясно, что написанное в Библии является парадоксом. С одной стороны, нас предупреждают о грядущих и неизбежных страданиях и трудностях, которые даже могут стоить нам жизни. С другой стороны, нас призывают радоваться, благодарить и даже веселиться. Каким образом можно совместить эти противоречивые требования? Как можно испытывать триумф и торжество, находясь в стесненных и даже бедственных ситуациях? Как можно чувствовать себя в безопасности, если над тобой нависла опасность? В этом кроется великая тайна, которая, по словам Павла, «превыше всякого ума».

Тех из вас, кто на сегодняшний день уже пережил определенные трудности и нуждается в слове поддержки, я уверяю, что вы можете довериться Господу неба и земли. Помните, Писание предупреждает нас «не полагаться на разум свой» (Прит.3:5).

Обратите внимание, что нам не возбраняются попытки понять. Я прожил всю жизнь, пытаясь разобраться в непонятных ситуациях, встречающихся в жизни. Однако нас призывают не полагаться на свой разум, который не в состоянии объять необъятное. Под словом «полагаться» подразумевается паническое желание получить ответ, а если удовлетворительного ответа не находится, тогда вера не выдерживает и рушится. Это настойчивое требование, чтобы Бог все объяснил, а иначе... Вот с этого-то и начинаются сомнения в вере.

Если бы мы могли осознать хотя бы крошечную часть величия Господа и глубины Его любви к нам, мы бы справились с трудными временами, когда Бог не принимает во внимание человеческую логику и чувствительность. По сути, мы должнысделать следующее. Мы должны ожидать испытаний и трудностей на своем пути и не сдаваться, когда они придут. Принимайте их, как друзей, как благоприятные условия для роста своей веры, а без веры Ему угодить невозможно. Переживите боль, когда придут бедствия. Но никогда не поддавайтесь чувству жалости к себе и не считайте себя жертвой, ибо это самые эффективные виды сатанинского оружия, направленного против нас. Вместо этого накапливайте вопросы для долгих разговоров в вечности, а затем идите к поставленной цели. Все другие решения этих проблем к побе


:

: 2015-09-13; : 86; !;





lektsii.com - . - 2014-2024 . (0.006 .)