КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
П Р И Л О Ж Е Н И Я⇐ ПредыдущаяСтр 97 из 97
Таблица-схема «Поэтики» Аристотеля
Основополагающим в освоении курса теории драмы является изучение «Поэтики» Аристотеля. Без этого трактата невозможно вести серьезный разговор о драме т.к. практически по любому вопросу приходиться обращаться к нему. Это первое и пожалуй самое полное теоретическое произведение, определившее не только предмет изучения теории драмы (действие), но и саму методику этого изучения. Основная сложность в изучении «Поэтики» заключается в отсутствии подлинника (оригинала). Студенты часто вынуждены пользоваться различными переводами, далеко не всегда успешными. Так мы встречаем такие переводы одного и того же места (1448b): «естественные причины» в одном случае; в другом - «явным образом» и т.д. Все это не только не способствует точному пониманию излагаемых элементов, но и вообще затеняет весь смысл. Проблемным оказывается и сам факт появления «Поэтики» через арабскую культуру. Впервые перевод «Поэтики» на латынь с арабского был сделан в XIII в, напечатан в 1481 г. С греческого первый перевод на латынь вышел в 1498 г. Первое печатное издание греческого текста - в 1508 г. На русском языке существует несколько переводов: Ордынского Б.И. (1854, неполный), Захарова (1885), Аппельрота В.Г. (1893) Новосадского Н.И. (1927). Мы пользовались в своей работе переводом Гаспарова М.Л. (1978) собрания сочинений Аристотеля, изданного в 1984 г. (М.: Мысль) в серии «Философское Наследие». Многочисленные переводы, особенно ранние, привели к тому, что в целом нарушена логика изложения материала. Первыми издателями сделана не совсем удачная разбивка на главы. Частые перебивки, вставки, добавления к предшествующим разделам, временами довольно существенно мешают следить за логикой изложения. Тем не менее, четкий план все же просматривается. Мы посчитали необходимым сделать собственную реконструкцию структуры «Поэтики», так как, по нашему мнению, все трудности в изучении «Поэтики» связанны именно с этой проблемой: отсутствии четкой композиции. Вначале мы даем план «Поэтики», как он представлен в современной редакции, затем мы приведем нашу реконструкцию в ряде таблиц. Первая таблица представляет собой структуру «Поэтики», таблицы №2 и №3 раскрывают ее основополагающие элементы (действие и сказание) более подробно.
__________
В заключении мы прилагаем синхронную таблицу наиболее известных драматургических произведений. При ее составлении использовались различные источники: от справочников до отдельных изданий пьес, т.к. существуют многочисленные разночтения по датировке. Одни ставят год написания пьесы, другие - премьеры; третьи - первого опубликования. Мы постарались все это учесть, поэтому иногда и приводим двойные даты. Аристотелевский план «Поэтики» (римскими цифрами обозначены номера глав «Поэтики»)
Таблица 2
Таблица 3
Синхронная таблица драматургических произведений
[1] Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат, 1989, стр. 85. [2] Театральная энциклопедия. - М.: «Советская энциклопедия», 1967, Т. 2, стр. 502. [3] Там же. [4] Гегель. Лекции по эстетике. - М., 1958, Собр. соч., т. 14, с. 341. 1 Гегель. Эстетика. В 4-х т. - М.: Искусство, 1969-1973, Т. 3, стр. 538. 2 Там же, стр. 539. 3 Хализев В.Е. Драма как явление искусства. - М.: Искусство, 1978, стр. 8. 4 Аристотель. Поэтика, 1455а20. [5]ПоляковМ.Я. Теория драмы. Поэтика. - М.: ГИТИС, 1980, стр. 15. [6] Из истории советской науки о театре. 20-е годы. Сб. трудов. - М.: ГИТИС, 1988, стр. 162-163. [7] Театральная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1967, Т.2, стр. 503. [8] Аль Д.Н. Основы драматургии. - Л.: ЛГИК, 1988, стр. 16. [9] Цит. поАникстА.А. Теория драмы на западе в первой половине XIX века. Эпоха Романтизма. - М.: Наука, 1980, стр. 56. [10] Лидова Н.Р. Драма и ритуал в Древней Индии. - М.: Наука, 1992. - стр. 120. [11] Там же, стр. 119 - 120. [12] О «золотом веке»: пять поколений людей (золотой век, серебряный, медный, железный) - история человечества. Это предание существует у многих народов мира, но наиболее известная - греческая версия. Подробнее на эту тему см.: Гесиод. Работы и дни . а) Песнь о пяти поколениях (ст. 109-201); Платон. Менексен 237d-238a; Ипполит. Опровержение всех ересей 5.6.3; Евсевий. Об евангельском предуготовлении. 3.1.3.; Грейвс Р. Мифы древней Греции 5 ; [13] ЛидоваН.Р. Драма и ритуал в Древней Индии. - М.: Наука, 1992, стр. 119. [14] АвастхиС. // Курьер Юнеско, май 1983, стр. 30. [15] История всемирной литературы. В 9-ти томах. Т. 2. - М.: Наука, 1983, стр. 30. [16] Курьер Юнеско, май 1983, стр. 30. [17] Аристотель. Поэтика 1449b25 [18] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 139. [19] Здесь необходимо напомнить, что сам спектакль в театре Но состоит из 5 пьес разных циклов: о богах, о духах воинов, о женщинах, о разном, о демонах. Поэтому занимательность сюжета спектакля и его динамизм в целом возрастает от первого к пятому циклу. [20] Мотокиё Д. Предание о цветке стиля: (Фуси кадэн), или Предание о цветке: (Каденсё). - М.: Наука, 1989, стр. 123. [21] Более подробно о структуре и компонентах «Поэтики» см. в Приложении. [22] Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Драматургия Чехова. - Л.: Академия, 1927, стр. 8. [23] Шкловский В. Техника писательского ремесла. - М. - Л.: Молодая гвардия, 1928, стр. 62. [24] Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика. - М.: ГИТИС, 1980, стр.15. [25] Поэтика, 1458а18. [26] Пушкин А.С. «О народной драме и о «Марфе Посаднице» М.П. Погодина. [27] Комякова Г.В. Технические средства обучения в воспитании навыков сценической речи. - Л.: ЛГИК, 1990. [28] Шкловский В. Техника писательского ремесла. М.-Л.: Молодая гвардия, 1928, стр. 60. [29] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, 1992, стр. 116-117 [30] Там же, стр. 178. [31] Там же, стр. 179. [32] Ubersfeld A. Lire le theatre. - Paris, 1977, ð. 247. [33] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 82-83. [34] Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М.: Искусство, 1982, стр. 64. [35] Эко У. Имя розы. - М.: Книжная палата, 1989, стр. 434. [36] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 160. [37] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, 1992, стр. 59. [38] Эко У. Имя розы. - М.: Книжная палата, 1989, стр. 443. [39] Хализев В.Е. Драма как явление искусства. - М.: Искусство, 1978, стр. 73 [40] См. [41] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. [42] Холодов Е.Г. Композиция драмы. - М.: Искусство, 1957, стр. 155. [43] Островский черпал свое знание богатств родной речи изучая русские летописи, исторические юридические акты, произведения народной поэзии и литературы. Он составлял словарные заготовки. Так им в своих пьесах использовано небольшая часть собранных им слов и выражений русского народа. Только в его «Материалах для словаря народного языка» содержится более 1300 слов. В пьесах приведено около 300 пословиц и поговорок. [44] Волькенштейн В.М. Драматургия. - М.: Советский писатель, 1960, стр. 26. [45] Гегель. Эстетика. В 4-х т. - М.: Искусство, 1969-1973, Т. 3, стр. 548-549. [46] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 163. [47] Гегель. Эстетика. Цит по: Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 161-162. [48] Мень А. История религии в 7-ми томах. Т. 6. - М.: СЛОВО, 1993, стр. 71-72. [49] Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. - М.: Наука, 1979, стр. 9. [50] Аникст А.А. Теория драмы на западе в первой половине XIX века. Эпоха Романтизма. - М.: Наука, 1980, стр. 6-7. [51] Лессинг. Гамбургская драматургия. - М.-Л.: Академия, 1936, стр. 556. [52] Шоу Б. О драме и театре. - М.: Иностранная литература, 1963, стр. 65. [53] Там же, стр. 69. [54] Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат, 1989, стр. 326. [55] Там же, стр. 327. [56] Алперс Б. Театральные очерки. В 2-х т. Т.2. Театральные премьеры и дискуссии. - М., Искусство, 1977, стр. 223. [57] Цит по кн.: Кендлер К. Драма и классовая борьба - М.: Прогресс, 1974, стр. 142. [58] Шоу Б. О драме и театре. [Сборник]. - М.: Иностранная литература, 1963, стр. 76. [59] Цит. по : Кендлер К. Драма и классовая борьба. - М.: Прогресс, 1974, стр. 268. [60] Ubersfeld A. Lire le theatre. - Paris, 1977, p.14. [61] Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991, стр. 211. [62] Об остальных отличиях форм эпического театра см. таблицу у Пави П. Словарь театра, стр. 87. [63] Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. - М.: Наука, 1979, стр. 204. [64]Как всегда - об авангарде: антология французского театрального авангарда. - М.: ТПС «Союзтеатр», 1992, стр.138. [65] Театр парадокса. - М.: Искусство, 1991, стр. 5. [66] Кнебель М.О. Что мне кажется особенно важным. - М.: Искусство, 1971, стр. 58. [67] Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Искусство, 1982, стр. 23. [68] Там же, стр. 26. [69] Волькенштейн В.М. Драматургия. - М.: Сов. Писатель, 1960, стр. 248. [70] Поламишев А.М. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы. - М.: Просвещение, 1982, стр. 39-40. [71] Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М., 1976, стр. 310. [72] Там же, стр. 252. [73] Волькенштейн В.М. Драматургия. - М.: Сов. Писатель, 1960, стр. 34. [74] Эко У. Имя розы. - М.: Книжная палата, 1989, стр. 448. [75] Аристотель Поэтика, 11455а20. [76] Аристотель. Поэтика, 1456b. [77] Бентли Э. Жизнь драмы. - М.: Искусство, 1978, стр. 32. [78] Эстетика: словарь. - М.: Политиздат, 1989. стр. 338. [79] Шкловский В. Техника писательского ремесла. - М.-Л.: Молодая гвардия, 1928, стр. 45. [80] Алперс Б.В. Театральные очерки. В 2-х т. Т. 2. - М.: Искусство, 1977, стр. 224. [81] Сахновский-Панкеев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. - Л.: Искусство, 1969, стр. 136. [82] Аристотель. Поэтика. 1455b. [83] Там же, 1450b. [84] Там же, 1450b20-1452а10. [85] Там же, 1452а10-1452а20. [86] Там же, 1452а20-1452b10. [87] Цит. по: Кендлер К. Драма и классовая борьба. - М.: Прогресс, 1974, стр. 269. [88] Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т. - М., 1954-1961, т.4, стр. 247. [89] Лессинг. Гамбургская драматургия. - М-Л.: Академия, 1936, стр. 549. [90] Аристотель. Поэтика 1452b15. [91] Сахновский-Панкеев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. - Л.: Искусство, 1969, стр. 71. [92] Алперс Б.В. Театральные очерки. В 2-х т. - М.: Искусство, 1977, Т. 2, стр. 221. [93] Холодов Е.Г. Композиция драмы. - М.: Искусство, 1957, стр. 35. [94] Аристотель. Поэтика 1450 а15 - 1450а20. [95] Там же, 1451а15. [96] Там же, 1451а30. [97] Гегель. Эстетика. В 4-х т. - М.: Искусство, 1969-1973, Т.3, стр. 549-550. [98] Там же, 550-551. [99] Цит. по: Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Л.: Академия, 1927, стр. 103. [100] Волькенштейн В.М. Драматургия. - М.: Советский писатель, 1960, стр. 81. [101] Холодов Е.Г. Композиция драмы. - М.: Искусство, 1957, стр. 176. [102] Выготский Л.С. Психология искусства. - Мн.,: Современное слово, 1998, стр. 164. [103] Там же, стр. 167. [104] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 97. [105] Аристотель. Поэтика, 1448b5. [106] Там же, 1448b25. [107] Там же. [108] Там же 1447а15. [109] Это замечание было сделано в частной беседе. [110] Аристотель. Поэтика, 1448а25. [111] Там же, 1447 b20. [112] Эстетика: словарь - М.: Политиздат, 1989, стр. 357. [113] Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. - М.: Наука, 1967, стр. 53. [114] Пал И. О жанре. - М.: ВТО, 1962, стр. 9. [115] Аристотель. Поэтика, 1449b25. [116] Аникст А.А. Ремесло драматурга. М.: Советский писатель, 1974, стр. 111. [117] Цит. по : Аникст А.А. Теория драмы на западе в первой половине XIX века. Эпоха Романтизма. - М.: Наука, 1980, стр. 58. [118] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 382. [119] Цит. по Аникст А.А. Теория драмы на западе в первой половине XIX века. Эпоха Романтизма. - М.: Наука, 1980, стр.60. [120] Лессинг Г.Э. Избранное. - М.: Художественная литература, 1980, стр. 531. [121] Там же, стр. 533. [122] Аристотель. Поэтика, 1449а 30. [123] Пушкин А.С. Собр. соч., т.8., стр. 213. [124] Театральная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1967,Т. 5 стр. 196. [125] Гегель. Эстетика. В 4-х т. - М.: Искусство, 1969-1973, Т.3 стр. 579. [126] Цит. по: Эстетика: словарь. - М.: Политиздат, 1989, стр. 322. [127] Шкловский В. Техника писательского ремесла. - М. - Л.: Молодая гвардия, 1928, стр. 8. [128] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 413. [129] Пави. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 411. [130] Там же, стр. 411-412. [131] Шкловский В. Техника писательского ремесла. - М.- Л.: Молодая гвардия, 1928, стр. 47. [132] Цит. по: Холодов Е.Г. Композиция драмы. - М.: Искусство, 1957,- М.: Искусство, 1957, стр. 202. [133] Выготский Л.С. Психология искусства. - Мн.,: Современное слово, 1998, стр. 175. [134] Эко У. Имя розы. М.: Книжная палата, 1989, стр. 428. [135] Ортега-и-Гасет. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991, М.: Политиздат, 1991, стр. 258. [136] Там же, стр. 429. [137] Как всегда - об авангарде: антология французского театрального авангарда. - М.: ТПС «Союзтеатр», 1992, стр. 136. [138] Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1976, стр. 28. [139] Лу Тянь. Символический язык Пекинской оперы // Курьер Юнеско, май 1983. - стр. 38. [140] Авасатхи С. Дар небес. // Курьер Юнеско, май 1983, стр. 30. [141] Дзэами Мотокиё. Предание о цветке стиля: (Фуси кадэн), или Предание о цветке: (Каденсё). - М.: Наука, 1989. [142] Мы не рассматриваем Европейского отношения к театральному искусству, т.к. нам оно кажется сугубо материалистичным и прагматичным. [143] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992, стр. 13. [144] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 143. [145] Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.- М.: Интрада, 1996, стр. 3. [146] Лу Тянь. Символический язык Пекинской оперы // Курьер Юнеско, май 1983. - стр. 38. [147] Пави отмечает, что временами роль и амплуа не совпадают. [148] Театральная жизнь. № 2, 1990, стр. 27. [149] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 378. [150] Там же. [151] История зарубежного театра. Театр Западной Европы. Учебник для культ. - просвет. и театр. учебн. заведений, ч. 1. Под общ. ред. проф. Г.Н. Бояджиева. - М.: Просвещение, 1971, стр. 195-196. [152] Все определения тем взяты из «Истории зарубежного театра». [153] Цит. по Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. - М.: Просвещение, 1981, стр. 113. [154] См. Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика. - М.: ГИТИС, 1980. [155] Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Искусство, 1982, стр. 6. [156] Цит по: М.О. Кнебель. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Искусство, 1982, стр. 18 [157] Эко У. Имя Розы. - М.: Книжная палата, 1989, стр. 440. [158] Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Искусство, 1982, стр. 23. [159] Поламишев А.М. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы - М.: Просвещение, 1982, стр. 139. [160] Там же, стр. 145. [161] Аристотель. Поэтика, 1451а35. [162] Цит. по: Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Искусство, 1982, стр. 32. [163] Аристотель. Поэтика, 1448а20. [164] Для анализа этой и всех последующих пьес были взяты издания стандартного формата 84х108 1/32. [165] Мы отметим, что наши подсчеты носят примерный характер. Любой заинтересовавшийся может произвести их сам и придти к любопытным результатам. [166] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 327. [167] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 6. [168] Там же. [169]Пропп В. Морфология сказки. - Л.: Academia, 1928, стр. 29. [170] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 7. [171] UbersfeldA. Lire le theatre, Paris 1977, p. 69. [172] Там же, стр.119. [173] Более подробно о приеме «театр в театре» см. Пави В. Словарь театра. стр. 349. [174] Там же. [175] Там же, стр. 129. [176] Более подробно см.: Ubersfeld A. Lire le theatre, Paris 1977, p. 67-68. [177] Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Драматургия Чехова. - Л.: Академия, 1927, стр. 7. [178] Там же, стр. 21. [179] Там же, стр. 22. [180] Поламишев А.М. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы. - М.: Просвещение, 1982, стр. 163. [181] Там же, стр. 39-40. [182] Барбой Ю.М Структура действия и современный спектакль. - Л.: ЛГИТМИК, 1988, стр. 188. [183] Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. -М., 1957, стр. 138. [184] Там же, стр. 139. [185] В № 23 журнала «Театр и искусство» вышла статья А. Кугеля «Театральные заметки», в которой он предлагал переносить прозу на сцену. [186] Немирович-Данченко В.И. Избранные письма. В 2-х т. - М.: Искусств, 1979, Т.2, стр. 16. [187] Там же, стр. 22. [188] См. письмо к Лилиной М.П. от 5/IX/1910 . [189] Немирович-Данченко В.И. Избранные письма. В 2-х т. - М.: Искусств, 1979, Т.2, стр. 37. [190] Там же, стр. 35. [191] Там же, стр. 40. [192] Там же, стр. 40-41. [193] Там же, стр. 41. [194] Там же, стр. 40. [195] Там же, стр. 42. [196] Всеволодский В. (Гернгросс). История русского театра. В 2-х т. - Л-М.: Теа-кино-печать, 1929, т.1. стр. 387.
|