КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новгородская школа живописи.
Новгородская иконопись в 14 веке развивалась медленно. На иконах в основном было изображение одного святого. Если писалось несколько святых, все они изображались строго в фас и не были между собой связаны. Затем местные мастера испытали на себе влияние византийца Феофана Грека. Первая его работа, выполненная на Руси, — фрески одного из замечательных храмов Новгорода — церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году. Над фресками этой церкви он работал летом 1378 года по заказу боярина Василия Даниловича и горожан с Ильиной улицы. В распоряжении Феофана здесь находились большие стенные плоскости и многочисленные арки и своды, которые он призван был покрыть фресковой живописью. Росписи Спаса Преображения долгое время были скрыты под позднейшими штукатурками и побелкой. Они расчищались по частям, в несколько приемов. За любительскими и случайными раскрытиями 1910-1913 годов последовали планомерные реставрационные работы, которые были проведены по инициативе Центральных реставрационных мастерских. Расчистка стен показала, что фрески сохранились далеко не везде, что очень многие из них безвозвратно погибли. В гораздо лучшей сохранности дошли до нас росписи барабана и купола. В куполе изображен Христос-судия. В простенках — фигуры праотцев: Адама, Авеля, Ноя, Сира, пророка Ильи и Иоанна Предтечи, а в личной молельне заказчика пять столпников, "Троица", медальоны с изображениями Иоанна Лествичника, Агафона, Акакия и фигуры Макария.
Живопись Феофана - это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от него и может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи, образ которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола новгородского храма Каждому из святых Феофан Грек дает глубоко индивидуальную, сложную психологическую характеристику. И в то же время все они — гневный могучий Христос, мудрый величавый Ной, сумрачный Адам, грозный пророк Илья, самоуглубленные столпники — имеют нечто общее, объединяющее их: это люди могучего духа, стойкого характера, люди, терзаемые противоречиями, за их внешним спокойствием кроется жестокая борьба с обуревающими человека страстями. Работая на Руси, Феофан Грек кроме фресок должен был писать и иконы. Их сохранилось только две из новгородского периода. Богоматерь Донская Округлый лик богоматери написан разбеленной охрой, он выглядит просветлённым, а взгляд её обращен внутрь себя. Кажется, что Мария примирилась с грядущим распятием, она знает о воскресении и о том, что её сын своей смертью победит всякую смерть. Она не прижимает младенца к себе, а поддерживает его ладонями, как священную жертву, добровольно возлагаемую на алтарь. И маленький Иисус не льнёт к материнской щеке, а поднимает лик к небу, словно прислушиваясь к вышнему повелению. Успение Богоматери Приблизительно с 1390 года Феофан Грек находился в Москве. Его московские работы, упоминаемые летописями, охватывают промежуток времени в десять лет. Мастер выполнил несколько росписей в Московском Кремле: в церкви Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря (1395), где Феофан работал вместе с Симеоном Черным, в Архангельском (1399) и Благовещенском (1405) соборах. Последний он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца. В Кремле Феофан принимал участие в росписях казнохранилища князя Владимира Андреевича и терема Василия I. Ни одна из этих работ не сохранилась.
Преображение
В 15 веке новгородцы отстаивают свою независимость от Москвы, поэтому они часто обращаются к новгородской истории ранних веков. Икона «Битва новгородцев с суздальцами» изображает победу новгородцев в 1169 году. Икона состоит из трёх ярусов. Верхний изображает перенесение иконы «Знамение» из церкви Спаса на Софийскую сторону в Кремль. В середине суздальцы едут на встречу с новгородцами для переговоров, но коварно посылают стрелы. Несколько стрел попадает в икону, и Богоматерь посылает за это на суздальцев слепоту, и они начинают убивать друг друга. В нижнем ярусе новгородцы выходят на бой и одерживают победу.
|